Для чего указана ррц
Соблюдение РРЦ, как гарантия взаимовыгодного сотрудничества
Одним из условий сотрудничества розничного интернет-магазина и поставщика (товаропроизводителя, импортера, дилера) может быть соблюдение цены продажи в рамках, рекомендованных поставщиком (РРЦ). Если вендор обнаруживает несоответствие, то напоминает продавцу о его обязательствах и последствиях, которые могут быть в дальнейшем. Отслеживать цены на рынке помогают специальные сервисы автоматизированного мониторинга интернет-магазинов, такие как у компании Price Control. Этим маркетинговым инструментом могут пользоваться не только поставщики для контроля цен и поддержания порядка на рынке, но и интернет-магазины, отслеживая действия конкурентов. Наблюдая за конкурентами, предприниматели могут использовать их положительный опыт для собственного продвижения и принимая во внимания неудачные стратегические решения соперников избегать ошибок в собственной работе.
Зачем нужна РРЦ и какие последствия ее несоблюдения
РРЦ – это, в первую очередь, важный инструмент для контроля ассортимента и формирования ценового имиджа бренда на рынке, которые гарантирует оптимальную прибыль всем участникам цепочки продаж, а не просто прихоть вендора. За этими цифрами стоят много десятков часов кропотливой аналитической работы (анализ собственного бизнеса и ассортимента, сравнение с конкурентами и их ассортиментом, представленном рынке, выявление конкурентных преимуществ и пр.) и каждая копейка выверена и обоснованна.
Конечно, вы как собственник бизнеса, преследую собственные интересы, самостоятельно можете определиться с % наценки и общей стратегией ценообразования, но если в ваших планах остаться в высококонкурентной сфере e-commerce надолго, то РРЦ от поставщика лучше не пренебрегать и на это есть несколько весомых причин. Как и вы, поставщик защищает интересы своего предприятия и волен в принятии решений, в том числе, с кем и на каких условиях работать. Если вендор не единожды ловил вас на несоблюдении РРЦ, то готовьтесь к не самым приятным последствиям. Среди них:
Именно поэтому ценовые не стоит устраивать ценовые войны и пренебрегать РРЦ. Обойти конкурентов можно и другими способами, кроме как занижать цены на товары. Следите за ситуацией на рынке, мониторьте цены и наличие товаров у конкурентов и на основе полученных данных принимайте стратегические решения, а поможет вам в этом сервис мониторинга цен конкурентов Price Control.
Что такое РРЦ и риски ее несоблюдения для розничных продавцов
Содержание
РРЦ, что это такое
Рекомендованная розничная цена (РРЦ, RRP — Recommended Retail Price ) – это цена, которую производитель товара рекомендует устанавливать при продаже конечному потребителю с полок офлайн магазинов и со страниц интернет-магазинов и маркетплейсов. Контроль за соблюдением РРЦ клиентами и партнерами это обязательный процесс для каждого поставщика заботящегося об имидже своего бренда.
Розничная цена – цена товара для продажи в небольших количествах населению для личных, семейных и домашних нужд и формируется путем сложения акциза, налога на добавленную стоимость и торговых наценок.
Рекомендованная производителем розничная цена может обозначаться еще аббревиатурой MSRP (Manufacturer’s Suggested Retail Price).
От показателя MSRP зависит такая отрасль, как автомобильная промышленность. Производители рекомендуют дилерам устанавливать эту цену для продажи автомобилей и указывать ее на наклейке на окне. На формирование MSRP влияют затраты на производство, марка и модель автомобиля, регион продажи, материал отделки салона. В разных регионах страны рекомендованная производителем цена может отличаться.
В любом случае MSRP – это только установка производителя для дилера для начальной запрашиваемой цены на транспортное средство. Но, согласно законодательству, на всех новых автомобилях должна быть наклейка на стекле с рекомендуемой производителем ценой.
Розничные товары, к примеру, электроника, бытовая техника, имеют MSRP. Устанавливая MSRP, производитель ожидает, эта цена товара будет одинаковой для всех каналов продаж и позволит всем участникам рынка получать ожидаемую прибыль.
Для формирования РРЦ производители анализируют свой бизнес и бизнесы своих партнеров, оценивая их затраты. Введение РРЦ дает возможность производителю проводить такую ассортиментную и ценовую политику, которая гарантировала бы оптимальные показатели оборота товаров и прибыли всем участникам рынка сбыта. Тем розничным продавцам, которые стремятся установить цену на товар выше РРЦ, прежде необходимо досконально изучить рынок и понимать динамику спроса. Иначе они столкнутся с проблемой падения объемов продаж, что не принесет выгоды ни продавцу, ни производителю.
Напротив, побуждение опустить цену ниже РРЦ приводит к увеличению продаж одного игрока и наносит урон сбыту других. В итоге наступает хаос, в результате которого рынок может «рухнуть». При обрушении цен страдает и репутация торговой марки производителя. В обоих случаях велика вероятность, что валовый доход продавца окажется ниже, чем при реализации товара по РРЦ.
МРЦ и РРЦ – в чем разница
Кроме понятия РРЦ (РРЦ, Manufacturer Suggested Retail Price), в розничной торговле может использоваться показатель МРЦ (МРЦ, Minimum Advertised Price).
Минимальная розничная цена (МРЦ) на товар – это цена, ниже которой не может торговать ни один розничный продавец на рынке. Чаще всего эти цены назначаются и контролируются государственными органами РФ, реже, производителями или импортерами данной продукции. Пример – введение с 1 апреля 2021 года единой минимальной цены на сигареты в РФ. МРЦ контролируется поставщиками строже, хотя иногда эти два показателя, РРЦ и МРЦ, могут пересекаться.
При заключении договоров с клиентами некоторые поставщики настаивают на подписании так называемого «антидемпингового соглашения», в котором обозначены штрафные санкции за продажу товара по ценам ниже РРЦ. Примером этого может служить книгоиздательство. Раньше цена указывалась на каждой книге, которая и была рекомендованной производителем стоимостью. Продавцы не имели права продавать по ценам ниже РРЦ.
Тем не менее, закупая товар по оптовым ценам, ритейлеры умудряются продавать товар по ценам даже ниже МРЦ. С появлением интернет-торговли появилось такое понятие, как ИМРЦ.
Internet Minimum Advertised Price (IMAP, ИМРЦ) — минимальная розничная цена для продажи товара в онлайн. Политика ИМРЦ — это соглашение между производителем и продавцом, по которому устанавливается самая низкая цена для рекламы товара на веб-сайтах.
Например, если производитель на своем сайте продает товар за 10 000 рублей, то продавец не может установить на этот товар на своем веб-сайте цену ниже.
Зачем соблюдать РРЦ (МРЦ), требуемую брендом?
Рекомендованная розничная цена (РРЦ или МРЦ) – это розничная цена, которую устанавливает поставщик, и он рекомендует посредникам продавать товар конечным покупателям именно по этой цене. Её ещё называют цена производителя.
Соблюдать РРЦ очень важно всем участникам рынка, в противном случае демпинг приведет к недобросовестной конкуренции, а заработать не сможет никто. Продавцы, которые продают согласно РРЦ потеряют своих клиентов, а продавцы, которые продают ниже РРЦ получат настолько низкий доход, что просто не смогут покрыть свои затраты на обслуживание бизнеса.
Важно понимать, что рынок «свободных» цен постепенно приведет к снижению маржи до величин близких к 0, а торговые марки, не контролирующие цены, быстро обесценятся.
Именно поэтому уважающие себя бренды всегда требуют от ритейлеров соблюдение РРЦ. А магазины, желающие на рынке работать долго и продуктивно, всегда выбирают именно те марки, у которых есть контроль за РРЦ и с удовольствием её соблюдают, потому что понимают РРЦ – это их прибыль.
Пример из жизни. У нас был случай с крупным партнером из г. Екатеринбург. Клиент оформил крупную партию на поставку одежды G’n’K, а затем, чтобы быстрее продать большое количество продукции, сильно снизил цену. Никакие уговоры не помогали, даже остановка отгрузок и аннулирование договора на последующее сотрудничество. В конце сезона продаж владелец этой фирмы признался, что товар он распродал, но финансовые показатели были отрицательные. После долгих обсуждений мы пошли навстречу и отгрузили новый заказ. В этот раз продажи шли уже согласно РРЦ. По итогу у партнера немного снизились продажи в штуках, т.е. в обороте были потери, но доход у него резко вырос и чистую прибыль он получил.
Если партнер не соблюдает РРЦ, то он не только лишает себя прибыли, но и рискует испортить отношения с производителем.
Риски магазинов при несоблюдении РРЦ:
РРЦ – это не просто цена, это стратегия ценообразования. Когда производитель устанавливает РРЦ, он предварительно проводит анализ своего бизнеса и бизнеса розничного направления, т.е. своих партнеров. Производитель очень хорошо понимает структуру затрат розничного сектора, он строит стратегию ценообразования таким образом, чтобы ритейлеры достигали поставленных своих целей по прибыли.
Именно поэтому уважающие себя бренды такие, как G’n’K, никогда не соглашаются работать с сервисами совместных покупок (СП). Потому что СП максимально сильно демпингуют и никогда не соблюдают условия по РРЦ. Политика СП разрушает экономику бренда, подрывает его репутацию, обесценивает в глазах потребителей, хорошие марки превращает в ширпотреб. Само сотрудничество производителя с СП нестабильно, закупки имеют плавающий характер, поставщик никогда не сможет положиться на долгосрочное партнерство с СП и спрогнозировать объемы сбыта. Бренды, выбирающие сотрудничество с СП в конечном итоге уходят с рынка.
РРЦ: что это такое, расшифровка, определение, механизм реализации рекомендованной розничной цены
Что такое рекомендованная розничная цена
Давайте ответим на вопрос, что такое РРЦ. Рекомендованная розничная цена или Recommended Retail Price RRP — это стоимость отдельного продукта, которую рекомендует установить его производитель или правообладатель торговой марки при розничной реализации конечному потребителю.
Это позволяет управлять розничными ценами и ассортиментной линейкой в целях стабильного поддержания приемлемой нормы прибыли всех участников системы дистрибуции. От розничного продавца до самого производителя или правообладателя торговой марки.
РРЦ определяется для каждого товара индивидуально.
Поднятие цен выше РРЦ розничным реализатором увеличит его маржу в тактической перспективе, но может снизить объёмы продаж, что отрицательно скажется на прибыли как дистрибьютора, так и остальных участников цепочки реализации продукции, вплоть до производителя.
Продажи продукта по стоимости ниже, чем РРЦ, конечно же, приведут к увеличению объёмов продаж у отдельно взятого розничного дилера и сократят у других. Это может привести к недобросовестной конкуренции в виде взаимного демпинга среди розничных конкурентов, что чревато крайне серьёзными последствиями вплоть до обвала рынка.
Особенности рекомендованной розничной цены
Поддержание РРЦ — это вовсе не юридическое обязательство. Действия производителей или правообладателей торговых марок по искусственной фиксации цен априори нарушают ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.
Также существует такой термин, как «картельный сговор», статья 178 УК РФ «Ограничение конкуренции», что весьма сурово наказывается вплоть до реального лишения свободы.
Как показывает практика, многие розничные компании сами стараются придерживаться уровня РРЦ в своём ценообразовании. Также они регулярно мониторят ценовую политику своих конкурентов и коллег по рыночной нише. Они оперативно сообщают производителю о фактах несоблюдения РРЦ другими игроками.
МРЦ и РРЦ
Важно различать минимальную розничную цену, МРЦ (Minimum Advertised Price, MAP) и рекомендованную, РРЦ (Manufacturer Suggested Retail Price, MSRP). Последнюю также называют Smart Price. МРЦ же является ценой, ниже которой нельзя реализовать товар в розницу. Данная метрика контролируется жёстче со стороны поставщиков.
Тем не менее, многие федеральные ритейлеры часто игнорируют как РРЦ, так и МРЦ, закупая товары крупным оптом по минимальной стоимости, после чего демпингуют. Производители чаще всего находятся в зависимости от них, нежели наоборот.
В сетевом ритейле распространена практика длительных товарных рассрочек и крупные игроки могут рассчитываться с поставщиками в течение нескольких месяцев, а то и вовсе полугода.
РРЦ как инструмент регулирования
Система регулирования цен активно используется в развитых странах.
Соблюдение ценообразования на некоторые виды акцизных товаров, к примеру, алкогольная и табачная продукция, топливо),регулируются со стороны государства на законодательном уровне. При этом, применяется как минимальная, так и максимальная розничная цена. Нарушения ценообразования в таких случаях наказуемы.
Также государством контролируется ценообразование товаров первой необходимости, входящих в продуктовую корзину.
Помимо максимальной существует и минимальная цена, к примеру, на табачные изделия: в соответствии с Налоговым кодексом РФ, она составляет 75% от максимальной. Реализовывать продукцию ниже минимальной розничной цены нельзя в соответствии со статьёй 13 ФЗ №15 от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от табака».
Важно отметить, что государство не занимается непосредственно ценообразованием и не устанавливает максимальную розничную цену. Это прерогатива производителей.
Корректировка РРЦ
В связи с тем, что рыночная конъюктура постоянно меняется, РРЦ также нуждается в соответствующих динамичных корректировках.
Со стороны производителя розничные цены мониторят специальные сотрудники. Когда назревает необходимость корректировок, инициируется переговорный процесс, в ходе которого представители поставщика при помощи различных аргументов убеждают розничного дистрибьютора в выгоде изменений ценовой политики.
Если розничная компания не готова идти на компромисс, производитель может пересмотреть схему работы с данным партнёром и применить в его отношении различные санкции. Это может коснуться сервисного обслуживания, условий доставки, порядка оплаты, предоставления торгового оборудования.
По факту крупные ритейлеры устанавливают любые цены, которые сочтут нужным, исходя из своей маржинальности, не обращая внимания на РРЦ за исключением фактора плотной конкуренции.
Изменение РРЦ по инициативе розничного продавца обычно возможно в рамках различных маркетинговых акций после согласования с производителем или правообладателем торговой марки.
Необходимость внедрения
Важно понимать, что РРЦ берётся производителем не на пустом месте, а определяется аналитическим путём, исходя из таких составляющих как:
Именно такой порядок торговой наценки позволяет розничным компаниям зарабатывать, а не просто выживать.
При соблюдении единой ценовой политики все участники цепочки сбыта от поставщика до розничного продавца получают стабильную прибыль, которая слабо зависит даже от регулярных рыночных колебаний.
Для производителя или правообладателя торговой марки важно, чтобы любой партнёр цепочки реализации мог продавать его товары в максимально возможных объёмах и стабильно получал интересующую его норму прибыли.
Малому и среднему бизнесу однозначно есть смысл ориентироваться на РРЦ и МРЦ. Демпинг в их положении, как правило, является одной из грубейших управленческих ошибок и ни к чему хорошему не приводит. Маловероятно, что при таком подходе бизнес будет рентабельным. Рано или поздно ему придется закрыться.
Крупный ритейл может себе позволить демпинг с целью устранения мелких конкурентов, после чего поднять цены до нужного уровня.
Откуда появились РРЦ, МИЦ, РДП, МДП?
Многие, кто открывает или уже открыл свой интернет-магазин, столкнулись с такими требованиями поставщиков, как:
РРЦ – рекомендованная розничная цена;
МИЦ – минимальная интернет цена;
РДП – рекомендованный дилерский прайс.
Ниже я распишу откуда пошли эти аббревиатуры и требования.
А еще ниже – ссылка, в которой подробно описано, как обойти ограничения РРЦ и МИЦ.
Итак, жила-была компания «А», которая производила лампочки и отгружала их дилерам, тогда еще розничным магазинам по 5 рублей. А потом появилась компания «Б», у которой были те же лампочки, но только в красивой упаковке и отгружала она их дилерам по 7 рублей.
Был дилер, то есть розничный магазин, который делал на них наценку в 300% и продавал первые по 15 руб., а вторые по 21 руб.
И тогда, компания «Б», чтобы их продукция была в конкуренции, установила так называемый РРЦ ценник, в рамках которого дилерам запрещено было продавать их продукцию по цене выше 15.90 руб. При этом, у покупателей появлялся уже здоровый выбор: купить в серой картонной коробке по 15 руб., либо в красивой упаковке по 15.90 руб. Для примера, взгляните на пачку с сигаретами, на них пропечатана цена, выше которой магазины не имеют право продавать эти сигареты и ни одни сетевой магазин не продает сигареты по цене, которая выше той, что указана на пачке.
По сути, РРЦ ценник позволил многим компаниям выдержать конкуренцию.
Но вот, появились интернет-магазины, а в сфере интернет-торговли совсем иные принципы и если вы из-за разницы в 5 рублей не пойдете в соседний магазин, то здесь вас от разницы в цене отделяет лишь один клик мышью. Как итог, в интернет-торговле начался демпинг цен и магазины для привлечения покупателей начали снижать розничные цены и эта лампочка компании «Б» начала дешеветь:
— 15.90
— 14.90
— 13.90
— 10.90
— 9.50 ….
А вот ценник на лампочку «А» продолжал оставаться на той же цифре и стоить 15 руб.
Естественно, это свелось к тому, что магазины старались продавать лампочку производителя «А», так как в этом случае они зарабатывали с продажи 10 руб., в с случае с производителем «Б» всего 2.5 руб. и скоро магазинам стало не интересно их продавать.
Казалось бы, вопрос можно решить, потребовав от интернет-магазинов поднять ценник на лампочку до прежних 15.90.
И вопрос так и был решен, ценники были подняты.
Но это уже ничего не дало: покупатели, которые раньше покупали эту лампочку за 9.50-10.90 отказались теперь покупать эту лампочку за 15.90, ожидая вновь понижения цены, а тем временем, на рынке появились лампочки конкурентов, тоже в красивой упаковке и по цене 12.50 руб. Таким образом, продукция компании «Б» больше не продавалась и компания разорилась.
Именно поэтому, производители стараются сделать все возможное, чтобы их товары продавались по определенным розничным ценам, так как если цена будет выше, то их продукцию не будут покупать клиенты, а если ниже, то их продукцию не интересно будет продавать магазинам и страшно не только завышение цены, но и занижение. Демпинг убивает и многие компании исчезли с рынка, так как не смогли своевременно отреагировать и вмешаться в ситуацию.
Какие-то компании, не сумев бороться с демпингом, решают вопрос откатами, то есть предоставляя рибейты и МДФ крупным продавцам. Наиболее ярчайшие примеры Lenovo и Samsung, первая, за продажу ноутбуков готова возвращать крупным компаниям до 10%, а вторая, по 5 тыс. за продажу каждого телевизора. Но в итоге, это привело к тому, что и крупные магазины навешивают ценники на их продукцию уже с учетом этих самых рибейтов, то есть зачастую продают их практически по закупке (с наценкой в 2-3%) и даже ниже (проводя акции и давая бесплатно подарки при покупке техники).
Поэтому, для роста бизнеса любого производителя важно в самом начале разработать РРЦ ценник так, чтобы цена на их продукцию была конкурентоспособней, но в то же время магазинам тоже было интересно продавать их продукцию. Здесь я опущу вопрос о том, на сколько эффективно им удается это делать, моя задача была изначально в том, чтобы объяснить, откуда все это взялось.
Некоторые компании стали практиковать МИЦ – ценник, который должны придерживаться интернет-магазины.
В среднем, данный ценник примерно на 5% ниже, чем РРЦ.
А есть еще аббревиатура, о которой некоторые слышали, но официального подтверждения не существует, это:
МДП – минимальный дилерский прайс, то есть цена, ниже которой дистрибьютор не имеет право отгружать своим дилерам продукцию.
Данная аббревиатура была создана производителями для дистрибьюторов, чтобы уже среди них была равная конкуренция и продавать ниже данного прайса можно только в рамках тендеров, создав спецзапрос вендору, с указанием для какого именно тендера необходима данная продукция.
Применяемые компаниями санкции, при несоблюдении РРЦ.
Как правило, при завышении РРЦ, а так же при занижении, поставщик может прекратить вам отгружать продукцию, либо предоставить прайс с более высокими ценами.
На сколько это законно?
На данный момент, я отправил в ФАС запрос на предоставление информации о законности данного требования и вероятности попадания под статью «Картельный сговор».
Update 17.09.2015г.
Спустя почти год, после 2-х писем в ФАС и одного на имя Президента РФ, которое был вынужден написать из-за того, что ФАС настойчиво игнорировало мой вопрос, я получил ответ, является ли требование по РРЦ картельным сговором.
Ниже скан ответа.