Для чего устанавливают выравнивающие дроссель трансформаторы при тональных рельсовых цепях
Для чего устанавливают выравнивающие дроссель трансформаторы при тональных рельсовых цепях
ИНСТРУКЦИЯ
по заземлению устройств энергоснабжения
на электрифицированных железных дорогах
УТВЕРЖДЕНА заместителем министра путей сообщения РФ А.Н.Кондратенко 10 июня 1993 г.
Настоящая Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах и конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.
В основу Инструкции положены ГОСТ 12.1.030-81 «Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Правила устройств электроустановок (ПУЭ-87, раздел I глава 1-7), Правила эксплуатации электроустановок потребителей* (ПЭ), утвержденные Госэнергонадзором 31.03.92 г., Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей** (ПТБ), утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., а также инструктивные и нормативные материалы МПС, обобщение результатов научных исследований и эксплуатационного опыта, накопленного на сети дорог.
Инструкция предназначена для работников, связанных с проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств электроснабжения, связи, СЦБ, пути, искусственных сооружений и конструкций на электрифицированных железных дорогах.
Инструкция подготовлена Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) при участии Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), Трансэлектропроекта и согласована с отделом охраны труда и окружающей среды ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России, управлениями сигнализации, связи и вычислительной техники, электрификации и электроснабжения, Главным управлением пути МПС, отделом охраны труда и техники безопасности Управления социального развития.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция распространяется на заземление:
1.1.1. Конструкций и устройств тягового электроснабжения (стационарных и передвижных тяговых подстанций), постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения контактной сети (ППС), пунктов группировки переключателя контактной сети станций стыкования (ПГП), опор контактной сети, опор питающих и отсасывающих линий, отсасывающих трансформаторов, автотрансформаторных пунктов, установок компенсации реактивной мощности, разъединителей, разрядников.
1.1.2. Трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от линий ДПР и воздушных линий электропередачи (ВЛ) 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети и находящихся в зоне, в которой должны заземляться все металлические элементы конструкций.
1.1.3. Искусственных сооружений, на которых установлены опоры или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линий ДПР и ВЛ 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети.
1.1.4. Конструкций и устройств нетягового электроснабжения, на которых может оказаться напряжение при падении на них проводов, тросов или других деталей контактной сети при их повреждении (напольные устройства СЦБ, мосты и путепроводы, прожекторные мачты, отдельно стоящие опоры освещения, ВЛ и т.п.).
1.1.5. Линий связи, волноводов, ВЛ напряжением ниже 1000 В, прокладываемых по опорам контактной сети.
1.1.6. Пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением.
1.2. Инструкция устанавливает порядок выполнения и технического обслуживания заземлений, конструкций и устройств, упомянутых в п.1.1. Инструкции* на электрифицированных участках постоянного и переменного тока, исходя из требований обеспечения
* В дальнейшем везде при ссылках на пункты (пп.) и приложения подразумевается настоящая Инструкция.
1.2.1. Надежной работы защиты от токов короткого замыкания (к.з.) в устройствах электроснабжения и в системах электроснабжения нетяговых потребителей.
1.2.2. Электробезопасности обслуживающего персонала.
1.2.3. Нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации.
1.2.4. Ограничения утечки тягового тока и защиты от электрокоррозии.
1.3. Инструкция не распространяется
1.3.1. На временные заземления устройств тягового и нетягового электроснабжения, путевого инструмента и других устройств, устанавливаемых на период производства ремонтных работ по соответствующим правилам техники безопасности.
1.3.2. На заземление трансформаторных подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий железнодорожных нетяговых потребителей на электрифицированных ж.д., кроме перечисленных в п.1.1. Инструкции; их заземление выполняется по требованиям ГОСТ 12.1.030-81, «Правил эксплуатации (ПЭ) электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., «Электротехнические устройства СНиП 3.05.06-85» в части раздела «Заземляющие устройства».
1.3.3. На заземления конструкций, устройств и коммуникаций, осуществляемые по условиям защиты их от электромагнитного влияния электротяги.
1.3.4. На заземления молниеотводов защиты сооружений к оборудованию тяговых подстанций от прямых ударов молнии, выполняемые в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Руководящими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов.
1.4. Для электрифицируемых участков железных дорог заземление конструкций и установку защитных устройств предусматривают в проектах электрификации и осуществляют до пуска участка в эксплуатацию. Принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до осуществления всех мер, предусмотренных проектом, запрещается.
1.5. Пояснение терминов и основных понятий, применяемых в Инструкции, приведено в Приложении 1.
1.6. Инструкция составлена так, что требования некоторых пунктов Инструкции, не содержащие указаний на род тока электрифицированных железных дорог (постоянный или переменный), распространяются на устройства независимо от рода тока.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ
И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
2.1. Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов короткого замыкания
в системе тягового электроснабжения
2.1.1. Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление, обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС.
2.1.2. Конструкции или устройства, на которые возможно попадание напряжения контактной сети вследствие нарушения изоляции или соприкосновения с проводами, должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью (заземление на тяговую рельсовую сеть).
2.1.3. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рис.2.1* (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяются проектом.
2.1.4. При применении группового заземления сопротивление его троса не должно снижать ток к.з. (для наиболее удаленной от места присоединения к рельсам точки группового заземления) ниже значений, обеспечивающих надежную работу защиты от токов к.з.
2.1.5. В системе тягового электроснабжения допускается по разрешению Управления электрификации и электроснабжения (ЦЭ МПС) применение защит от токов к.з., не требующих заземления опор контактной сети и других конструкций на рельсы; при этом требования к надежности и быстродействию защиты сохраняются теми же, что и для максимальной токовой защиты.
2.1.6. Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от любого участка пути до пунктов присоединения отсасывающих линий тяговых подстанций; отсасывающие линии тяговых подстанций подключают к главным путям рельсовой сети с соблюдением установленных требований по обеспечению нормальной работы рельсовых цепей.
2.1.7. От каждого участка тяговой рельсовой сети должен быть обеспечен двусторонний отвод токов путем соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов и токов к.з.
В случае невозможности обеспечения второго выхода току на смежные и параллельные пути на данном участке пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.
2.1.8. Запрещается включение в тяговую рельсовую сеть и в отсасывающие линии тяговых подстанций электрических аппаратов и устройств, одним из рабочих состояний которых может быть электрический разрыв цепи (разъединители, выключатели); исключение составляют случаи, когда обеспечивается несколько цепей отвода токов от участка пути или полностью исключается возможность разрыва цепи во включаемом устройстве (например, применение силовых полупроводниковых устройств с достаточной степенью дублирования).
При сближении или пересечении электрифицированных направлений, электроснабжение которых в нормальном режиме осуществляется раздельно, но предусмотрено взаимное резервирование питания, допускается в отсасывающую перемычку, объединяющую тяговые рельсовые сети обоих направлений, включать нормально разомкнутый разъединитель. Разъединитель механически или электрически блокируется с разъединителем резервного питания так, чтобы замыкание или размыкание последнего происходило при включенном положении разъединителя рельсовой сети.
Таким же способом в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог выполняют секционирование рельсовой сети на электрифицированных путях и тупиках, с которых осуществляется слив или налив таких жидкостей.
2.1.10. Двух- и многопутные электрифицированные участки оборудуют таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации.
2.1.12. При использовании тяговой рельсовой сети электрифицированных путей в качестве фазы для электроснабжения нетяговых потребителей и в качестве естественного заземлителя для заземления устройств грозозащиты и защиты от электромагнитных влияний должны соблюдаться требования пп.2.1.7, 2.1.9.
2.1.13. Допускается использовать рельсовые нити неэлектрифицированных путей для заземления сооружений и конструкций, если они оборудованы стыковыми соединителями (п.2.1.9) и имеют электрическое соединение с рельсами электрифицированных путей в соответствии с п.2.1.7 Инструкции. Изоляция этих рельсовых нитей от земли на участках постоянного тока должна соответствовать требованиям Инструкции ЦЭ-3551.
2.2. Требования по обеспечению электробезопасности
2.2.1. Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах конструкции и устройства, перечисленные в п.1.1, должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима к.з. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты.
2.2.2. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.
2.2.3. Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок.
Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не нормируется.
2.2.4. Допускается в цепь заземления включать защитные устройства, создающие разрыв цепи заземления в нормальном режиме, но обеспечивающие его замыкание при возникновении опасных напряжений на защищаемых конструкциях или устройствах, а также выполнение требований п.2.1.1. Напряжение срабатывания защитного устройства не должно превышать 1200 В.
Сооружения и конструкции на участках переменного тока, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, пешеходные и сигнальные мостики), заземляют только наглухо двумя проводниками. На участках постоянного тока в цепь заземления включают диодные заземлители, заземление через которые в проводящем направлении эквивалентно глухому заземлению.
2.2.5. Узлы крепления устройств контактной сети на железобетонных конструкциях (опорах, мостах), если они расположены выше 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы, заземляют как и в необщедоступных местах (т.е. с включением при необходимости в цепь заземления защитных устройств).
2.2.6. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.
2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки
и электрической централизацию (СЦБ)
2.3.1. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых цепей во всех режимах работы: нормальном, шунтовом, контрольном, а также в режиме автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).
При тональных рельсовых цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим дроссель-трансформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно быть ниже значений, приведенных в табл.2.1.
Место подключения
заземляемой конструкции
к рельсовой цепи
Сопротивление сигнальному току утечки в землю через заземляемую на рельсовую сеть конструкцию, не менее
К среднему выводу дроссель-трансформатора дросселя
К рельсу двухниточной рельсовой цепи
К тяговому рельсу однониточной рельсовой цепи
Устройство и принцип работы путевого дроссель-трансформатора, методика расчета
Путевой дроссель-трансформатор – это агрегат, пропускающий ток тяги, обходя изолирующий стык. Устройство напоминает катушку индуктивности, отличающуюся конструкцией, принципом функционирования, техническими характеристиками, методикой расчёта, предназначением и областью применения. Дроссельный трансформатор подразделяется на виды в зависимости от частотности и функций.
Конструкция и принцип работы
Устройство ДТ выглядит, как сердечник формы Ш со стальным остовом. Расположение главной и второстепенной обмотки – средний стержень сердечника. Все составляющие механизма погружены в корпус из чугуна. Он в свою очередь наполнен маслом трансформатора и закрыт крышкой. Уровень масляной жидкости контролируется через пробки, находящиеся на крышке. Конструкция имеет защиту от:
В данном приборе находится пластина из гетинакса, расположенная посередине сердечника и остова. С её помощью происходит обеспечение воздушного зазора в магнитной цепи ДТ. Главная обмотка необходима для пропускания тягового тока. Она обладает 3 выводами. К линиям рельс присоединяются 2 из них, расположенные по краям, а оставшийся по середине – к среднему выводу дроссельного трансформатора смежной РЦ.
За включение приборов релейного и питающего концов РЦ отвечают дополнительные обмотки. Из-за индуктивного соединения приборов с рельсовой линией на работу РЦ меньше влияет константная составная часть тягового тока.
Дроссель-трансформатор на постоянном токе функционирует, согласно принципу самоиндукции катушки. Это происходит следующим образом:
Прибор может выдерживать диапазоны колебаний от низких до высоких. Первые могут быть от 20 Гц до 20 кГц. Средние значения составляют 20-100 кГц, а высокие – более 100 кГц. Конструкция дросселей высокой частотности совсем не похожа на конструкции ДТ низкой и средней частотности.
Назначение и область применения устройства
Дроссельный трансформатор используется в области электротехники. Он предназначен для установки на ЖД пути, оснащённые автоматической блокировкой переменного и электротягой постоянного тока. Подобное оборудование используют, чтобы стыковать системы электрической тяги. Также дроссели внедряют в трамваи, поезда метро и современные скоростные дрезины.
Их составляющие специально созданы для суровых условий окружающей среды, возникающих при эксплуатации на ЖД транспорте.
Если рассматривать устройство по назначению, то оно делится на следующие виды:
Помимо прочего, аналогичные устройства распространены в сварке, в блокировочных, сигнализационных и совмещенных централизованных системах.
Основные технические характеристики
В характеристиках содержится информация о количестве витков, полном сопротивлении и показатель трансформации главной обмотки и второстепенных. Показатели дросселя-трансформатора ДТ 500:
Его масса составляет 132 кг, объём масла – 29 л. Может прослужить не больше 30 лет. Согласно правилам, температура сердечника не должна превысить 95 С. Она определяется по температуре верхних слоёв масла.
Разновидности дроссельных трансформаторов
Чаще всего встречаются следующие разновидности дроссельных трансформаторов:
Наличие сердечника в дросселе увеличивает его размеры. Без него он весит намного меньше.
Методика расчета
ДТ рассчитывается по методе нечёткой логики, нейронных сетей, резольвента Ла-Гранджа и другим. Разработаны специальные программы, производящие вычисление параметров устройства за считанные минуты. Основные этапы расчёта:
Применив особую формулу, можно своими силами рассчитать воздушный зазор в устройстве. Она выглядит следующим образом L*I²/V. индуктивность обмотки дросселя – это L, а сила постоянного тока на обмотке – это I. Буква V обозначает объём сердечника из железа.
Примеры расчетов
Например, можно рассчитать LO² для сердечника Е42х21х20 (B66329-G1000-X127) с воздушным зазором 2 мм, сделанного из материала N27. Известные следующие параметры сердечника, с которыми придётся работать:
Для начала необходимо найти краевой коэффициент F по формуле. Она выглядит следующим образом:
В итоге получается 1,42.
После этого нужно приступить к вычислению µe. Это эффективная проницаемость. Она находится по формуле:
Значение будет равно 68.
Теперь потребуется рассчитать AL – коэффициент индуктивного сопротивления. Формула вычисления:
Полученный результат будет равен 208.
Зная все эти данные, можно приступить к расчёту LO². Для этого существует следующая формула:
ЦЭ-191
Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах
Купить ЦЭ-191 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах и конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.
Оглавление
2. Общие требования к заземлению конструкций и устройств на электрифицированных железных дорогах
2.1. Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов короткого замыкания в системе тягового электроснабжения
2.2. Требования по обеспечению электробезопасности
2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации (СЦБ)
2.4. Требования по ограничению утечки тяговых токов защиты от электрокоррозии
2.5. Общие положения по заземлению конструкций и устройств
3. Заземление конструкций, устройств и сооружений
3.1. Заземление тяговых подстанций
3.2. Заземление опор контактной сети
3.3. Заземление опор питающих и отсасывающих линий
3.4. Заземление опор с разрядниками и секционными разъединителями контактной сети
3.5. Заземление постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети
3.6. Заземление пунктов группировки переключателей контактной сети станций стыкования
3.7. Заземление автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2х25 кВ
3.8. Заземление отсасывающих трансформаторов и обратных проводов
3.9. Заземление установок компенсации реактивной мощности
3.10. Заземление комплектных трансформаторных подстанций, питаемых по системе ДПР
3.11. Заземление комплектных трансформаторных подстанций, питаемых от ВЛ 6(10) кВ, проложенных по опорам контактной сети
3.12. Заземление пунктов подготовки поездов с электрическим отоплением
3.13. Заземление напольных устройств СЦБ
3.14. Заземление мостов и путепроводов
3.15. Заземление в туннелях
3.16. Заземление светильников, прожекторных мачт, ВЛ электроснабжения, проложенных по опорам контактной сети, отдельно стоящих опор освещения
3.17. Заземление волноводов и линий связи, проложенных по опорам контактной сети
3.18. Заземление протяженных воздухопроводов систем пневмоочистки стрелок и пневмопочты
3.19. Заземление отдельно стоящих объектов вблизи электрифицированных путей
3.20. Заземление передвижных тяговых подстанций
3.21. Основные положения по выполнению заземлений в районах вечной мерзлоты и скалистых грунтов
4. Конструктивное выполнение заземляющих устройств
5. Техническое обслуживание и ремонт заземляющих устройств
6. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте заземляющих устройств
Приложение 1. Термины и основные понятия, применяемые в инструкции
Приложение 2. Технические характеристики защитных устройств, включаемых в цепь заземления на электрифицированных дорогах
Приложение 3. Измерение параметров заземляющих устройств
Приложение 4. Измерение удельного электрического сопротивления грунта
Дата введения | 01.02.2020 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.10.2014 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот документ находится в:
Организации:
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ yapiMMM электрификация и электроснабжения
ИНСТРУКЦИЯ
НО ЗАЗЕМЛЕНИЮ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ИА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ
Управление электрификации и электроснабжения
Заместитель министра путей сообщения РФ А.Н. КОНДРАТЕНКО ЦЭ—191 от 10.06.93 г.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЗАЗЕМЛЕНИЮ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
На электрифицированных путях, необорудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, устанавливают междурельсовые соединители через каждые 300 м, междупутные соединители — через каждые 600 м. Эти соединители могут быть изготовлены из стального провода диаметром не менее 12 мм (постоянный ток) и не менее 10 мм (переменный ток) или из стальной полосы 40×5 мм и прокладываться изолированно от земляного полотна и балласта.
2.1.11. Электрические тяговые соединители —- междупутные^ междроссельные, дроссельные, меж дроссельные в однониточных рельсовых цепях, стрелочные (рис. 2.2) — должны быть медными и нс менее чем двухпроводными, с площадью сечения каждого провода не менее 70 мм 2 (постоянный ток) и 50 мм 2 (переменный ток), Длина междупутной перемычки не должна быть более 100 м.
2.1.12. При использовании тяговой рельсовой сети элект рифицированных путей в качестве фазы для электроснабжения нстяговых потребителей и в качестве естественного заземлитеяя для заземления устройств грозозащиты и зашиты от электромагнитных влияний должны соблюдаться требования пп. 2.1.7, 2.1.9.
2.1.13. Допускается использовать рельсовые нити неэлектрифи-цкроваиных путей для заземления сооружений и конструкций, если они оборудованы стыковыми соединителями (п. 2.1.9) и имеют электрическое соединение с рельсами электрифицированных путей в соответствии с п. 2.1.7 Инструкции. Изоляция этих рельсовых нитей от земли на участках постоянного тока должна соответствовать требованиям Инструкции ЦЭ-3551.
2.1.14. При тональных рельсовых цепях для выравнивания потенциала рельсов и снижения влияния асимметрии тягового тока на рельсовые цепи должны устанавливаться выравнивающие (симметрирующее) дроссель-трансформаторы (дроссели): на участках постоянного тока на расстоянии не более 2-х км друг от друга, как правило 1 дроссель на блок-участок; на участках переменного тока — на расстоянии не более 3-х км друг от друга.
2.2. Требования по обеспечению элейтробезопасности
2.2.1. Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах конструкции и устройства, перечисленные в и. 1.1, должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима к.з. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания зашиты.
2.2.2. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и нс имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.
2.2.3. Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок.
Если на заземленных конструкциях И устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям элсктроСкпопасности не нормируется.
I (по Инструкции 1/3-J)ff) 1
Схемы установки рельсовых соедимггелей ив переходах рельсовых цепей даухниточных (а), с двухниточной к однониточной (б), одно ниточных (в), на двухпутных участках с автоблокировкой (г), без автоблокировки (д), на стрелочных переводах при двухниточных (е) н однониточных (ж) рельсовых цепях:
1 — дроссельный электрический соединитель; 2 — междроссельный; 3 — стыковой; 4 и 5 — междроссельный и межаурельсовий в оанонкточных рельсовых цепях; ф — междупутный на участке с автоблокировкой; 7 н 8 — междурельсовый и междупутный на участке без автоблокировки; 9 — стрелочный и 10 — стальной штепсельный соединитель; 11 — путевой дроссель-трансформатор; 12 — изолирующий стык; 13 — тяговая рельсовая нить; • 14 — сигнальная (нетяговая) рельсовая нить.
2.2.4. Допускаете* в цепь заземления включать защитные устройства, создающие разрыв цепи заземления в нормальном режиме, но обеспечивающие его замыкание при возникновении опасных напряжений на защищаемых конструкциях или устройствах, а также выполнение требований п» 2.1.1. Напряжение срабатывания защитного устройства не должно превышать 1200 В.
Сооружения и конструкции на участках переменного тока, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки я выгрузки, пешеходные и сигнальные мостики), заземляют только наглухо двумя проводниками. На участках постоянного тока в цепь заземления включают диодные заземдитсли, заземление через которые в проводящем направлении эквивалентно глухому заземлению.
2.2.5. Узлы крепления устройств контактной сети на железобетонных конструкциях (опорах, мостах), если они расположены выше 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы, заземляют как и в необщедоступных местах (т.& с включением при необходимости в цепь заземления защитных устройств).
2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых целей автоблокировки и электрической централизации
2.3.1. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых целей во всех режимах работы: нормальном, шунтоаом, контрольном, а также в режиме автоматической Локомотивной сигнализации (АЛСН).
2.3.2. При олнонмточных рельсовых цепях заземлен!» конструкций и устройств подключают только к тяговым нитям этих цепей, при лнухниточных рельсовых цепях — к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов или ближнему рельсу.
При тональных рслъсовы- цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим Мроссель-траисформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно, быть ниже значений приведенных в табл. 2.1.
2.3.3. При сопротивлении сигнальному току утечки менее указанных в табл. 2.1, такие конструкции заземляют на тяговую рельсовую сеть через защитные устройства, препятствующие утечке сигнального тока с рельсов через конструкции в землю (искровые промежутки, лиодные и диодно-искровые заземлителн). С этой же целью возможно повышение сопротивления сигнальному току в цепи утечки через конструкции и устройства специальных изолирующих элементов (прокладки, втулки, шайбы и. т.п.), устанавливаемых между заземляемыми деталями конструкций и основаниями, фундаментами, опорами.
2.3*4.ТЪк помехи в цепи заземления конструкций и устройств на рельсовую сеть при длительности более 2 с не должен быть выше нормируемых значений, приведенных в табл. 2.2.
2.3.5, Провода рабочих автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2×25 кв, трансформаторных Ьч/дсган-ций, питаемых от системы ДПР установок компенсации реактивной мощности, провода обратного тока отсасывающих трансформаторов, при двухниточных рельсовых цепях^к средним выводам путевых дроссель-трансформаторов (дросселей); при однонит-очных — к тяговому рельсу. Если расстояние от места расположения указанных устройств но существующего путевого дроссель-трансформатора (дроссельного пункззу более 200 м, то допускается подключать их к специально устанавливаемому для этих целей дополнительному дроссель-трансформатору.
В качестве дополнительного дроссель-трансформатора используют ДТ—О, 6—500С с коэффициентом трансформации 3, настраиваемый в резонанс для сигнального тока.
На участках постоянного тока провода рабочих заземлений электроустановок переменного тока частотой 50 Тп разрешается подключать к рельсовой сети в случае применения рельсовых цепей с частотой сигнального тока, отличающейся от 50 ГЦ.
Место подключения заземляемой конструкции к рельсовой
Сопротивление сигнальному току утечки в землю через заземляемую на рельсовую сеть конструкцию, не менее
К среднему выводу дроссель-трансформатора (дросселя)
К рельсу двухниточной рельсовой цепи
К тяговому рельсу одной нточ ной рельсовой цепи
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Сопротивление не нормируется для заземля
емых конструкций, подключаемых к путевым дроссель-трансформаторам в пунктах отсоса тяговых токов и пунктах подключения междупутных электрических соединителей (перемычек).
Место подключат* заземляемой конструкций к рельсоеой цеп*
ТЪк помехи 4 ) частотой 50 Пк при систем* А
К тяговой ття одооявточиой рельсовой цел* с непрерывным лита» наем током частотой
23 влв 75 ГЦ в более
К средней точке путевого дросоедъ-трансформатора релейного вля па-тающего концов рельсовых цепей;
е кодовым в нелрерывйым шггв-яяем током частотой
ПРИМЕЧАН. IE. *) Под тоном помехи следует понимать полные ток а цепи заземления; измеряется токонзмерителышмм клешами с соответствующим пределом измерений или определяется по методике Инструкции ОР-3551—п.п. 8.6.4., 8.8.4).
2.3.6. В системе электроснабжения переменного тока с отсасывающими трансформаторами расстояние между точками поди» точения обратных проводов к средним выводам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов рельсовых цепей о изолирующими стыками при чередующейся системе установки отсасывающих трансформаторов должно быть не менее 4 км; при сплошной системе допускается более частое подключение; если обходная цепь по обратному проводу имеет сопротивление не менее 2 Ом для частоты сигнального ток* 25 Hit. При бесстыковых рельсовых цепях расстояние между точками подключения таких проводов должно быть ие менее 2 ХМ.
2.3.7. На перегонах и станциях при даухииточиых рельооаых цепях заземляющие проводники конструкций и устройств в цепях предотвращения шунтирования рельсовой цепи должны быть присоединены в пределах каждого блок-участка (рельсовой цепи) к одной и той же рельсовой ндтц.
2.3.8. Каждая конструкция, электрически представляющая одно целое, может иметь только одно заземление на тяговую рельсовую сеть. Г-ж выполнении этого заземления двумя проводами расстояние между узлами крепления их я рельсу должно быть не более 200 мм.
Не допускается металлически объединять (непосредственно или через металлические покровы кабелей, трубопроводы и т.п.) разные конструкции или устройства, если каждое из них имеет заземление на рельсы или дроссель-трансформаторы в разных точках тяговой рельсовой сети,
2.3.9. Способ прокладки заземляющих проводников под путями должен исключать возможность замыкания рельсовых нитей между собой.
2.3.10. Групповое заземление конструкций и сооружений на станциях и перегонах присоединяют к рельсам или путевым дроссель-трансформаторам только в одной точке; подключение групповых заземлений к тяговым нитям двухниточных рельсовых цепей допускается не ближе 200 м от путевых дроссель-трансформаторов.
2.3 Л1. Заземление разрядников контактной сети или ВЛ дог^мо осуществляться к средним выводам путевых (дополнитег шп) дроссель-трансформаторов или к тяговым нитям однотп щтш рельсовых цепей; допускается присоединение их к тяговым «тм двухниточных рельсовых цепей на перегонах не ближе 200 ч «г путевых дроссель-трансформаторов, на станциях — в любой то’ут рельсовой цепи, при бесстыковых рельсовых цепях — не ближе 100 м от места подключения аппаратуры рельсовой цепи.
2.3 Л 2. ВЛ напряжением до и выше 1000 В линии связи, радио и т.п., прокладываемые по опорам контактной сети, крепят на деревянных*) траверсах с ограничителями со стороны опор; волноводы крепят на деревянных траверсах без ограничителей.
Детали крепления на опоре траверс ВЛ до 1000 В, линии связи, радио и волноводных не заземляют на тяговую рельсовую сеть.
2.3Л3. Системы электроснабжения устройств напряжением до 1000 В, размещенных на конструкциях, заземленных на рельсы или путевые (дополнительные) дроссель-трансформаторы, при электротяге постоянного тока с рельсовыми цепями 50 П* должны быть с изолированной нейтралью. В системах с неизолированной нейтралью электроснабжение этих устройств должно осуществляться через изолировочный трансформатор.
2.3.14. Оболочки сигнальных, силовых, телефонных, осветительных и других кабелей должны быть изолированы от всех металлических конструкций и устройств, заземленных на рельс, независимо от схемы их заземления.
2.3.15. Устройства и конструкции, не связанные с электроснабжением поездов (особенно если в них содержатся источники тока, совпадающего или близкого по частоте с сигнальным), следует преимущественно размещать вне зоны обязательного заземления их на рельсы, т.е в зоне Б, определяемой п. 2.1.3. Это требование не распространяется на кабельные и специальные технологические устройства (ст релочные переводы, устройства обогрева и пневмоочистки стрелок, вагонные замедлители и т.п.).
*) Для ВЛ выше 1000 В допускается применение и металлических траверс с обеспечением изоляции деталей крепления траверсы от опоры.
2.4. Требования по ограничению утечки тяговых токов и зашиты от электрокоррозии
2.4Л. Настоящие требования относятся к электрифицированным участкам постоянного тока.
2.4.2. Конструкции» соединенные с рельсами наглухо или через защитные устройства (искровые промежутки» диодные заземлит^ ли и т.п.), следует:
устанавливать на бетонные или железобетонные основания (фундаменты);
изолировать от металлических оснований (фундаментов)» трубопроводов и оболочек кабелей» проложенных в земле, с помощью специальных электроизолирующих деталей — прокладок» втулок» шайб, муфт, вставок, видимых разрывов электрической цепи и т.п.;
не заземлять повторно на контуры заземления или естественные эаэсмлители.
2.4.3. Сопротивление токам утечки с рельсов через заземленные на них конструкции не должно быть ниже нормируемых величин по условиям защиты конструкций от электрокоррозии» приведенных в табл. 2.3»
2.4.4. Соединительные провода цепи заземления на рельс должны быть проложены изолированно от балласта н земляного полотна.
2.5* Общие положения по заземлению конструкций и устройств
2.5.1. Технические параметры и схемы заземления конструкций и устройств должны удовлетворять требованиям:
на участках постоянного тока — п. 2.1-2.4 Инструкции;
на участках переменного тока и станциях стыкования — п. 2.1-2.3 Инструкции.
При выборе способа заземления следует руководствоваться теми требованиями из перечисленных» которые для данного конкретного случая являются наиболее жесткими.
2.5.2. Требования по условиям надежной защиты от токов кл. н электробезопасности обеспечиваются:
для конструкций и устройств тяговых подстанций постоянного тока и совмещенных подстанций стыкования «* заземлением на кон1ур подстанции, который имеет сопротивление не выше нормируемого с учетом естественных эаземлитеяелй (трубопроводов и кабелей), соединенных с контуром;
для конструкций и устройств тяговых подстанций переменного тока — заземлением на контур подстанции, который через отсасывающую перемычку и рельсы подъездных путей имеет соединение с тяговой рельсовой сетью и с фазой С тягового трансформатора;
для всея конструкций н устройств тяговой сети» а также для других сооружений, конструкций и устройств, расположенных в опасной зоне А индивидуальным или групповым заземлением их на тяговую рельсовую сеть;
для трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от тяговой сети или ДПР * заземлением на тяговую рельсовую сеть и устройством выравнивающих контуров.
2.5.3 При выборе конкретной схемы заземления устройств контактной сети, в также других сооружений, конструкций и устройств, расположенных в зоне А, следует руководствоваться табл. 2.4.
Сопротивление цепи заземления на каждый вольт среднего значения потенциалов «рельс-земля», Ом/В» не менее
Норма сопротивления, исключающая необходимость оценки по току утечки и потенциалу «рельс-земля». Ом, нс менее
Опора контактной сети (металлическая или железобетонная)
Бетонный фундамент светофора
Железобетонная мачта светофора или фундамент релейного шкафа
Фундамент поста секционирования или пункта параллельного соединения
Фундамент (опора) моста или
Определяется для каждого моста
(путепровода) в зам и сим ости от
его конструкции по пункту 8.3.10 Инструкции ЦЭ-35Я
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Ток утечки или сопротивление заземления конструкций не нормируются в катодных зонах потенциалов рельсов.
2. Для групповых заземлений указанные в таблице значения токов и сопротивлений являются нормируемыми для всей объединенной группы конструкций в целом.
3. Продолжительность измерений при определении средних значений токов или потенциалов определяется Инструкцией ЦЭ-Э551.
За нормируемое значение сопротивления заземления конструкции (Я норм) на участках постоянного тока принимают большее значение из нормируемых по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1) и зашиты от электрокоррозии (см. табл. 2.3); на участках переменного тока —- только по требованиям СЦБ.
Первоначально оценивают возможность глухого заземления сооружений и конструкций на рельсовую сеть как преимущественного по электробезопасности и защите от токов к.э.; если при этом выдерживаются требования СЦБ и защиты от электрокоррозии <Яз £ Янорм), то заземление осуществляется глухим (см. табл. 2.4, схема I).
Глухим заземление выполняют также на конструкциях, для которых оно является единственно возможным по требованиям электробезопасности или защиты от токов к.з включают защитные устройства — искровые промежутки, диодные заэемлители и т.п. (схема III).
I*e«rv*/v£cwwf о**#/ imra* «м/f he различных 9u9ot зазепления на ряпьсобут сет
Пн/тсдопол-нитеяыюй’ изоляцией т зепли
черн зашит * мое устройст-бо
KmiЬнибода*-мкештралг май ктаохой
Номбштребан-ное с дополнительной изоляцией петву конструкциями
без зазопло^ ниш на рем-собую сещ
Настоящая Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах н конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.
В основу Инструкции положены ГОСТ 12.1.030-81 «Электробезопасность. Защитное заземление» зануление». Правила устройств электроустановок (ПУЭ-87» раздел I глава 1-7)» Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭ), утвержденные Госэнергонадзором 31.03.92 г» Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ)» утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г.» а также инструктивные и нормативные материалы МПС» обобщение результатов научных исследований и эксплуатационного опыта» накопленного на сети дорог.
Инструкция предназначена для работников» связанных с проектированием» строительством и техническим обслуживанием устройств электроснабжения» связи» СЦБ, пути, искусственных сооружений и конструкций на электрифицированных железных
Инструкция подготовлена Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) при участии Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИ ИТ), Трансэлектропроекта и согласована с отделом охраны труда и окружающей среды ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России» управлениями сигнализации, связи и вычислительной техники» электрификации и электроснабжения. Главным управлением пути МПС, отделом охраны труда и техники безопасности Управления социального развития.
3.1.5. Контур заземления тяговых подстанций переменного тога выполняют как выравнивающий, его собственное сопротивление не нормируют; конструкцию контура выполняют по п. 4,20.
3.1.6. Напряжение на контуре заземления по отношению к удаленной земле при отекании с него тока замыкания на землю в соответствии с требованиями ПУЭ (J 1.7.50) не должно превышать 10 кВ. При напряжении на контуре свыше 5 кВ должны предусматриваться меры по защите изоляции отходящих кабелей связи и телеуправления.
3.1.7. На тяговых подстанциях постоянного тока подлежат заземлению:
а) на внутренний контур заземления (магистраль заземления);
каркасы ограждения и металлоконструкции распределительного устройства выпрямленного тока и отдельно стоящие ячейки разъединителей преобразовательных агрегатов;
основания быстродействующих выключателей (фидерных и агрегатных);
арматура разъединителей, поддерживающие конструкции сборных шин, шинных мостов и установок постоянного тока 3,3 кВ;
проходные плиты и анкерные игганги филеров выпрямленного тока;
основания разрядников постоянного тока, установленных внутри или на фасаде здания;
конструкции сглаживающего устройства и корпуса конденсаторов;
каркасы щитов и панелей управления, имеющих высоковольтные приборы или кабели постоянного тока напряжением выше 1000 В;
оболочки силовых кабелей выпрямленного тока (кроме отсасывающих и анодных кабелей); оболочки силовых кабелей питающих линий выпрямленного тока изолируют от конструкций контактной сети и заземляют на внутренний контур только в здании
шкафы и панели управления преобразовательных агрегатов, панели управления установок поглощения избыточной энергии
б) на внешний контур заземления (искусственный
металлические корпуса электрооборудования переменного тока напряжением выше 1000 В и поддерживающие их конструкции, расположенные на открытой части подстанции;
электрооборудование закрытых распредустройств переменного тока напряжением выше 1000 В;
вторичные обмотки измерительных трансформаторов; металлические корпуса шкафов управления, панелей и другие конструкции открытых распредустройств переменного тока;
металлические оболочки и броня силовых кабелей напряжением до и выше 1000 В, проложенных по территории подстанции; металлические оболочки и броня контрольных кабелей; стальные трубы водопровода и канализации, проложенные по территории подстанции.’
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУК
ЦИЙ И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ.
2.1. Требования по обеспечению надежной работы
2.3. Требования по обеспечению ноомального функциони
2.4. Требования по ограничению утечки тяговых токов
зашиты от электрокоррозии.
3.1. Заземление тяговых подстанций.
3.2. Заземление опор контактной сети.
3.3. Заземление опор питающих и отсасывающих линий
3.4. Заземление опор с разрядниками и секционными
разъединителями контактной сети.
3.5. Заземление постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети.
3.6. Заземление пунктов группировки переключателей
3.7. Заземление автотрансформаторных пунктов системы
3.8. Заземление отсасывающих трансформаторов и
3.10. Заземление комплектных трансформаторных подстанций, питаемых по системе ДПР.
3.11. Заземление комплектных трансформаторных подст
анций, питаемых от ВЛ 6(10) кВ, проложенных по опорам контактной сети.
3.12. Заземление пунктов подготовки поездов с
3.13. Заземление напольных устройств СЦБ.
3.15. Заземление в тоннелях.
3.16. Заземление светильников, прожекторных мачт, ВЛ
электроснабжения, проложенных по опорам контактной сети, отдельно стоящих опор освещения. 41
3.17. Заземление волноводов и линий связи, проложенных
по опорам контактной сети. 42
3.18. Заземление протяженных воздухопроводов систем
пневмоочистки стрелок и пневмопочты. 43
3.19. Заземление отдельно стоящих объектов вблизи
электрифицированных путей. 43
3.21. Основные положения по выполнению заземлений в
районах вечной мерзлоты и скалистых грунтов. 46
4. КОНСТРУКТИВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ. 48
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ. 53
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
2. Технические характеристики защитных устройств, включаемых в цепь заземления
на электрифицированных дорогах. 60
3. Измерение параметров заземляющих
4. Измерение удельного электрического
1.1. Инструкция распространяется на заземление:
1.1.1. Конструкций и устройств тягового электроснабжения (стационарных и передвижных тяговых подстанций), постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения контактной сети (ПГ1С), пунктов группировки переключателя котактп й сет и станций стыкования (ПГП), опор контактной сети, опор питающих н отсасывающих линий, отсасывающих трансформаторов, автотрансформаторных пунктов, установок компенсации реактивной мощности, разъединителей, разрядников.
1.1.2. Трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от линий ДПР и воздушных линий электропередачи (ВЛ) 6(10)кВ, проложенных по опорам контактной сети и находящихся в зоне, в которой должны заземляться все металлические элементы конструкций.
1.1.3. Искусственных сооружений, на которых установлены опоры или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линий ДПР и ВЛ 6(10) кВ, проложенных по опорам контактной сети,
1.1.4. Конструкций и устройств нетягового электроснабжения, на которых может оказаться напряжение при падении на них проводов, тросов или других деталей контактной сети при их повреждении (напольные устройства СЦБ, мосты и путепроводы, прожекторные мачт ы, отдельно стоящие опоры освещения, ВЛ и т.п.).
1.1.5. Линий связи, волноводов. ВЛ напряжением ниже 1000 В, прокладываемых по опорам контактной сети.
1.1.6. Пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением.
1.2. Инструкция устанавливает порядок выполнения и технического обслуживания заземлений, конструкций и устройств, упомянутых в п. 1.1. Инструкции*) на электрифицированных участках постоянного и переменного тока, исходя из требований
1.2.1. Надежной работы защиты от токов короткого замыкания (к.з.) в устройствах электроснабжения и в системах электроснабжения нетяговых потребителей.
1.2.2. Элсктробезопасности обслуживающего персонала.
1.2.3. Нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации.
1.2.4. Ограничения утечки тягового тока и защиты от элсктрокорроэии.
1.3. Инструкция не распространяется
1.3.1. На временные заземления устройств тягового и нетягодого электроснабжения, путового инструмента и других устройств, устанавливаемых на период производства ремонтных работ по соот-ветствуюшим правилам техники безопасности.
*) В дальнейшем везде при ссылках на пункты (пп.) и приложения подразумевается настоящая Инструкция.
1.3.2. На заземление трансформаторных подстанций, распределительных устройств» воздушных и кабельных линий железнодорожных нетяговых потребителей на злектрифициро-ванных ж.д., кроме перечисленных в п. 1.1. Инструкции; их заземление выполняется по требованиям ГОСТ 12.1.030-81, «(Правил эксплуатации (ПЭ) электроустановок потребителей)» и «(Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором 21.12. 84 г., «Электротехнические устройства СНиП 3.05.06-85» в части раздела «Заземляющие устройства».
1.3.3. На заземления конструкций, устройств и коммуникаций, осуществляемые по условиям защиты их от электромагнитного влияния электротяги.
1.3.4. На заземления молниеотводов зашиты сооружений и оборудования тяговых подстанций от прямых ударов молнии, выполняемые в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Руководящими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов.
1.4. Для электрифицируемых участков железных дорог заземление конструкций и установку защитных устройств предусматривают в проектах электрификации и осуществляют до пуска участка а эксплуатацию. Принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до осуществления всех мер, предусмотренных проектом, запрещается.
1.5. Пояснение терминов и основных понятий, применяемых в Инструкции, приведено в Приложении 1.
1.6. Инструкция составлена так, что требования некоторых пунктов Инструкции, не содержащие указаний нД род тока электрифицированных железных дорог (постоянный или переменный), распространяются на устройства независимо от рода тока.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
2Л« Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов
короткого замыкания в системе тягового электроснабжения
2.1Л. Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление» обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС
2Л.З. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рис. 2.1 (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяются проектом.
2.1.4. При применении группового заземления сопротивление его троса не должно снижать ток к.з. (для.наиболее удаленной от места присоединения к рельсам точки группового заземления) ниже значений, обеспечивающих надежную работу защиты от токов к.з.
2.1.5. В системе тягового электроснабжения допускается по разрешению Управления электрификации и электроснабжения (ЦЭ МПС) применение защит от токов к.з., нс требующих заземления опор контактной сети и других конструкций на рельсы; при этом требования к надежности и быстродействию защиты сохраняются теми же, что и для максимальной токовой зашиты.
2.1.6. Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от любого участка пути до пунктов присоединения отсасывающих линий тяговых подстанций; отсасывающие линии тяговых подстанций подключают к главным путям рельсовой сети с соблюдением установленных требований по обеспечению нормальной работы рельсовых цепей.
2.1.7. От каждого участка тяговой рельсовой сети должен быть обеспечен двусторонний отвод токов путем соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов и токов к.з.
В случае невозможности обеспечения второго выхода току иа смежные и параллельные пути иа данном участке пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.
Зоны заземления одиночных объектов, не связанных с тя’овым электроснабжением (а) и график определения высоты расположения «заземляемых металлических
Зона А — конструкций; Зона Б — заземляются;
П — высота подвески крайнего провода напряженная выше заземляются все металлические элементы 1000 В (до 35 кВ); Н — высота расположения «заземляемых металлических элементов конструкций (не менее); О — металлические элементы конструкций не вертикальная проекция крайнего провода контактной сети.
2.1.8. Запрещается включение в тяговую рельсовую сеть й в отсасывающие линии тяговых подстанций электрических аппаратов и устройств, одним из рабочих состояний которых может быть электрический разрыв цепи (разъединители, выключатели); исключение составляют случаи, когда обеспечивается несколько цепей отвода токов от участка пути или полностью исключается возможность разрыва цепи во включаемом устройстве (например, применение силовых полупроводниковых устройств с достаточной степенью дублирования).
При сближении или пересечении электрифицированных направ-. лений, электроснабжение которых в нормальном режиме осуществляется раздельно, но предусмотрено взаимное резервирование питания, допускается в отсасывающую перемычку, объединяющую тяговые рельсовые сети обоих направлений, включать нормально разомкнутый разъединитель. Разъединитель механически или электрически блокируется с разъединителем резервного питания так, чтобы замыкание или размыкание последнего происходило при включенном положении разъединителя рельсовой сети.
Таким же способом в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразоваикя на сооружениях* с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железны^ дорог выполняют секционирование, рельсовой сети на электрифицированных путях и тупиках, с которых осуществляется слив или налив таких жидкостей.
Допускаются и другие разрешенные МПС способы, обеспечивающие электрическое сопротивление рельсового стыка на участках постоянного тока не более сопротивления 3 м целого рельса при их длине 12,5 и 6 м — при большей длине и на уравнительных рельсах бесстыкового пути.
2.1.10. Двух- и многопутные электрифицированные участки оборудуют таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации.