Для чего utm метки
Что такое UTM-метки и зачем они нужны — руководство для новичков
Когда вы занимаетесь рекламой, вам нужно как-то отслеживать эффективность разных каналов и объявлений. Сколько трафика принес пост Вконтакте, сколько — в Фейсбуке, сколько пришло с Директа и так далее. Для этих целей у маркетологов есть специальный инструмент — метки.
В этой статье мы разберем:
Как устроены UTM-метки
UTM-метки добавляются к ссылке. Они содержат информацию о рекламном канале: источник трафика, название рекламной кампании и ключевые слова, по которым вы можете опознать метку.
Выглядят метки вот так:
Эта метка сообщает, что источник трафика — Яндекс
Так выглядит ссылка с utm-метками:
http://lead-academy.ru/ ? utm_source=yandex & utm_medium=cpc & utm_campaign=
Когда кто-то перейдет по этой ссылке, содержимое меток отправится в систему аналитики — Google Analytics или Яндекс.Метрику. Там вы можете посмотреть, сколько людей с какими метками пришли, и что они делали на сайте.
Всего есть 5 utm-меток:
Динамические параметры
Если у вас 1000 объявлений, создавать для них метки вручную — очень долго. Многие рекламные площадки позволяют частично автоматизировать этот процесс. Для этого они ввели специальные динамические параметры. Давайте разберем на примере.
Вместо того, чтобы указать содержимое метки, вы помещаете в нее динамический параметр campaign_id в фигурных скобках.
Когда человек перейдет по ссылке с такой меткой, рекламная площадка сама подставит туда нужное значение — ID рекламной кампании.
То есть вы создаете одну метку, а Яндекс.Директ или Google Adwords сам заполняет все значения для каждого клика по объявлению. Это очень удобно.
Подробнее о динамических параметрах читайте в официальных руководствах:
Инструменты для создания меток
Конечно, вы можете писать метки вручную. Но это долго и ошибиться легко. Одна ошибка в названии метки — и никакой статистики вы не получите.
Как с ним работать:
В шаблонах мы уже заполнили часть полей, чтобы вы не тратили время.
Второй полезный инструмент от Академии меняет текст на сайте, в зависимости от UTM-меток в ссылке, по которой перешел посетитель.
Задайте условия, напишите текст, сгенерируйте код и вставьте его на сайт
Например, человек перешел на ваш сайт по объявлению «Снять квартиру в Москве». Этот ключ будет храниться в метке utm-term. Для него мы покажем заголовок «Сдаем квартиры в Москве». Если кто-то перейдет по объявлению «Снять квартиру в Краснодаре», — мы покажем ему заголовок про Краснодар.
«Такие хитрости намного увеличивают конверсию».
Рекомендации по составлению UTM-меток
В принципе, вы можете задавать параметрам меток любые значения. Но лучше использовать стандарты. Во-первых, так вы точно не запутаетесь и не сделаете несколько названий одной и той же кампании. Во-вторых, если с сайтом будут работать другие специалисты, — им будет тяжело разобраться в ваших обозначениях
В utm_source мы пишем название рекламной площадки.
«Важно: выберите только одно название для каждой площадки и всегда его придерживайтесь. Вам ведь не нужно 3 Яндекса и 4 Фейсбука.»
В utm_medium мы записываем тип рекламы:
«Важно: регистр имеет значение. CPC и cpc — это разные типы рекламы».
В utm_campaign мы пишем название компании. Лучше всего написать полное название транслитом. Многие специалисты добавляют ID кампании.
Обратите внимание на знак « + ». Он нужен, чтобы передать несколько параметров в одной метке.
Также вы можете поместить сюда динамическую переменную, которая автоматически подставляет ID текущей кампании. Для Директа это
В utm_term мы пишем ключевую фразу. Хорошая практика — использовать динамическую переменную
В utm_content мы пишем дополнительную информацию. Обычно, это ID объявления. Иногда маркетологи указывают дату проведения кампании.
Аналитика — где смотреть статистику
Все данные из utm-меток передаются в системы аналитики — Google Analytics и Яндекс.Метрику. В них вы можете посмотреть статистику.
Откройте вкладку «Стандартные отчеты → Источники → Метки UTM»
Для Гугл Аналитики:
Откройте вкладку «Источники трафика → Кампании — Все кампании»
Частые ошибки маркетологов
Теперь, когда вы знаете эти ошибки, вам будет проще их не допускать.
Сокращение ссылок
Ссылки с utm-метками получаются очень длинными. Во-первых, это некрасиво выглядит, а во-вторых может напугать пользователей — они не поймут, куда переходят. Чтобы избежать этих проблем, маркетологи используют сервисы для сокращения ссылок:
После сокращения длинная ссылка из начала статьи выглядит так:
«Выбирайте любой инструмент — все они бесплатные».
Другие виды меток
Кроме utm-меток есть 2 стандарта: Openstat и From.
Метки Openstat выглядят так:
Но мы не будем рассматривать их подробно — UTM гораздо популярнее.
Метки — важный инструмент интернет-маркетинга
С их помощью вы можете вы можете отследить эффективность каждого рекламного канала — даже некоторой оффлайн-рекламы (QR-коды).
Анализируйте свою рекламу, выбирайте наиболее выгодные каналы получения трафика, и высоких вам конверсий.
Если у Вас появились вопросы, можете
задавать их в комментариях ниже.
Для чего нужны UTM-метки
Создание UTM-меток помогает отследить и проанализировать трафик сайта. Например, узнать, какой пост в соцсетях эффективнее других или насколько хорошо работает призыв к действию на лендинге.
Рассказываем, как создать UTM-метки, зачем они нужны, как их начать использовать и понять, какая реклама приносит продажи, а какая просто тратит ваш бюджет.
Как создать ссылку с UTM-меткой
Что такое UTM-метки
Их используют для отслеживания эффективности рекламной кампании или чтобы узнать о других источниках трафика. Большинство рекламщиков и маркетологов создают UTM-метки, чтобы следить за результатами рекламы, продаж и любого контента на сайте.
UTM расшифровывается как Urchin Tracking Module (отслеживающий модуль компании Urchin). Он создан в Urchin Software, которую в 2005 году купил Google.
Как отследить эффективность сайта
Google Analytics и Яндекс. Метрика обрабатывают UTM-разметку по-разному.
Analytics сортирует содержимое меток по полям (источник, канал, ключевое слово, кампания, содержание объявления). Метрика формирует отдельный древовидный отчет по всем меткам (Источники — метки UTM).
В Google Analytics параметры utm_source (источник) и utm_medium (канал) можно увидеть и проанализировать в «Источники трафика» → «Весь трафик» → «Источник/канал». Там увидите размеченный трафик.
Параметры utm_campaign (Кампания), utm_term (Ключевое слово) и utm_content (Содержание объявления) можно посмотреть в «Источники трафика» → «Кампании» → «Все кампании». Дополнительный параметр → Реклама → Ключевое слово или Содержание объявления.
В этом меню проанализировать UTM-метки можно как основные или дополнительные параметры.
Из чего состоит UTM-метка
У параметров и значений есть универсальные названия, которые позволяют системам аналитики корректно воспринимать информацию.
В ссылку можно добавить всего пять параметров, три из них обязательные. Что это значит? Если вы пропустите один из обязательных параметров, то все остальные параметры тоже не будут учтены.
Зачем нужен:
Чтобы указать название источника трафика, например, google, yandex, vk, facebook.
В этом параметре рекомендуется использовать устоявшиеся значения, например: cpc (cost per click) — это контекстная реклама, display — баннерная реклама с оплатой за показы, social_cpc — реклама в соцсетях с оплатой за клик.
Зачем нужен:
Чтобы определить тип кампании или рекламы
Примеры:
utm_medium=cpc — контекстная реклама
utm_medium=email — рассылка
Этот обязательный параметр можно задать произвольно. Пишется на английском (можно транслитерацией, например, mebel_dlya_doma).
Зачем нужен:
Позволит вам отличить одну рекламную кампанию от другой в статистике.
UTM-метки — это необходимый инструмент для интернет-маркетинга. Справедливо будет сказать, что если маркетолог не использует UTM, скорее всего он вообще не анализирует комплексно эффективность рекламы. Эта разметка объединяет статистику из разных рекламных площадок в любой независимой аналитической системе. Например, в Google Analytics можно изучать эффективность не только контекстной рекламы в Google Adwords, но и в Яндекс.Директ.
Важно использовать отдельные UTM-метки для размещений ссылок на сайт на сторонних ресурсах, например, при публикациях в СМИ. Вы сможете оценить, сколько людей перешло на сайт по ссылке из статьи, сколько из них совершили звонок или отправили заявку в вашу компанию.
Необязательные параметры UTM-меток
Когда вы учитываете этот параметр, в статистике соберутся данные по ключевым словам, которые вы используете для таргетинга рекламной кампании.
Зачем нужен:
Когда вы видите список запросов, по которым пользователи переходили на сайт, вы можете проверить, насколько поисковый запрос соответствует ключевому слову и выявить нецелевые запросы.
Зачем нужен:
Часто используется как пометка для объявления внутри рекламной кампании. Название можно задать произвольно, удобнее всего использовать важные характеристики объявления — подкатегория товара или услуги, тип самого объявления и т. п.
Примеры:
utm_content=zero_block 240 ×60 — баннер 240 на 60 про Zero блок на Тильде.
utm_content=zero_block_text — текстовое объявление про Zero блок.
UTM-метки: как отслеживать эффективность источников трафика
Объясняем, для чего нужны UTM-метки, почему для корректной аналитики важно размечать трафик и как автоматизировать разметку рекламных объявлений.
UTM-метка — что это такое
У каждой страницы в сети есть ссылка или уникальный URL-адрес. Его можно вбить в строке браузера или перейти по нему из соцсетей, письма, чтобы попасть на веб-страницу. UTM-метка (от англ. UTM, Urchin Tracking Module) — это дополнение к ссылке, с помощью которого маркетолог может отследить переходы на сайт или посадочную страницу с рекламных кампаний и других источников трафика. Она состоит из тегов или параметров, которые помогают сервисам аналитики собирать данные о визитах на сайт.
Подключить Roistat бесплатно
От основного URL-адреса UTM отделяют с помощью символа «?». Вы наверняка встречались с такими метками, например, когда кликали по рекламе в Instagram, переходили по рекламным объявлениям в поисковой выдаче, нажимали на ссылку на товар или услугу в рекламной интеграции блогера. Вот пример:
https://roistat.com/ru/?utm_source=google&utm_medium=g&utm_campaign=9831839740
Всё, что выделено жирным, — UTM-метка.
Для чего нужны UTM-метки
UTM-метки, как маячки из шпионских фильмов, помогают определить, откуда пользователь пришёл на сайт. Зная источники визитов, маркетологи могут оценить эффективность рекламной кампании. Если объявления в Facebook приводят трафик, а реклама в Яндекс.Директе — только редкие визиты на сайт, стоит проанализировать объявления в контекстной рекламе и оптимизировать их настройки.
Ссылки в каналах трафика, которые ведут на сайт или лендинг, должны быть размечены UTM-метками. Без них сложно узнать, откуда идёт трафик. Следовательно, вы не оцените эффективность рекламных каналов и не поймёте, сколько заявок приносит каждый из них.
UTM-метки, как маячки из шпионских фильмов, помогают определить, откуда пользователь пришёл на сайт
Есть нюанс: UTM-метки не используются для разметки страниц вашего сайта для поисковых систем. SEO-трафик автоматически отслеживается в сервисах веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрике. В отчётах по кликам вы увидите, сколько пользователей перешли на ваш сайт из результатов поиска.
Как сервисы аналитики «читают» UTM-метки
Чтобы сервисы веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика анализировали визиты на ваш сайт, на него нужно установить счётчики этих сервисов. Тогда эти системы будут получать информацию о переходах.
Пример: пользователь вводит запрос в Google «купить холодильник москва». Кликает по первой позиции в поисковой выдаче — это контекстное объявление, поэтому ссылка с UTM-меткой. Попадает на сайт онлайн-магазина холодильников. На нём установлен счётчик Google Analytics. Во время перехода на страницу информация о визите автоматически ушла в сервис веб-аналитики.
Что сделал Google Analytics:
Пользователь посетил несколько страниц, выбрал холодильник и оформил заказ. Google Analytics засчитал конверсию. Стал ли пользователь клиентом?
После оформления заказа менеджер позвонил пользователю. Он работал по скрипту, подтвердил заказ и предложил дополнительные услуги — доставку техники и страховку. Клиент согласился. В итоге сумма покупки вышла больше, чем посчитал Google Analytics.
Системы веб-аналитики собирают данные до конверсии и не учитывают допродажи, отказы от заказа, возвраты товара. То есть если бы пользователь не стал покупать холодильник и отменил заказ, Google Analytics по-прежнему бы считал, что компания получила выручку, равную сумме заказа. Чтобы при анализе рекламы учитывать данные о действиях пользователя после заявки, подключите сквозную аналитику.
Система сквозной аналитики также определяет источник трафика по UTM-метке. Визит будет учтён в канале трафика, который привёл пользователя на сайт. В нашем примере это объявление Google Ads с ключевой фразой «купить холодильник москва». Дальше данные рекламного канала будут совмещены с данными CRM. Когда пользователь, заказавший холодильник, оплатит заказ и дополнительные услуги, в системе аналитики отобразится информация о сумме выручки с этого объявления.
Что будет, если забыть поставить UTM-метку
Без UTM веб-аналитика тоже работает: определяет, что клик пришёл из соцсетей, из поиска или с другого сайта. Но без подробностей — по какому рекламному объявлению кликнули, какой запрос вводили в поиске, какая из рекламных кампаний привела этого пользователя?
Пример: представим, что маркетолог, который настраивал контекстную рекламу холодильников, забыл добавить UTM-метки к ссылкам. Если пользователь перейдёт по объявлению из Яндекса, Google Analytics засчитает переход в пользу Paid Search. Но какое объявление сработало, маркетолог не увидит, как не увидит и сумму заказа.
Без UTM-метки эффективность рекламы можно посчитать приблизительно. Например, если во вторник компания рекламировала свой товар у блогера, а со среды резко увеличился объём заявок, вероятно, лидов привела реклама у блогера. Можно засчитать несколько заявок и продаж в пользу этого канала трафика.
Можно спрашивать у пользователей, откуда они узнали о сайте, продукте, компании — это поможет отследить источники трафика, в ссылку с которых нельзя поставить UTM. Например, тяжело отследить переходы после прочтения статей в СМИ: часто редакции не позволяют добавлять не только UTM, но и ссылки в публикации. Зато пользователь может сам сказать о прочтении статьи в СМИ.
Параметры UTM-метки
Параметры UTM-меток делят на 2 группы:
Рассмотрим UTM-параметры. Обязательные выделены жирным шрифтом.
Параметр | Что означает | Зачем использовать | Примеры |
utm_source | Источник трафика | Определить канал трафика, откуда пришёл посетитель: Facebook, Instagram, Яндекс.Директ и другие | google, vk, social |
utm_medium | Тип источника | Уточнить тип рекламы | cpc (контекстная реклама), email (email-рассылка) |
utm_campaign | Название рекламной кампании | Отделить статистику одной кампании от другой | sale, letnee- predlozhenie |
utm_content | Дополнительная информация о ссылке | Помечать важные характеристики внутри объявления, например, подкатегорию товара или расположение ссылки, если их несколько в объявлении | footer (ссылка в нижней части страницы), 234 (номер объявления) |
utm_term | Ключевое слово, по которому показали рекламное объявление | Чтобы оценить качество трафика: переходы по нецелевым запросам впустую выкачивают рекламный бюджет | calltracking, analitika, online-chat |
Расшифровка ссылки с UTM-меткой
Как создать UTM-метку для ссылок
Размечать ссылки несложно. Для формирования UTM-метки нужно знать:
Создание UTM-меток: правила
Чтобы составить правильные UTM-метки, которые будут фиксировать трафик, необходимо учитывать несколько принципов:
Три способа сделать UTM-метку:
1. Вручную. Самостоятельно создаём добавляем UTM-метку к ссылке. Прописываем 3 обязательных параметра и необязательные, если нужно. На создание одной UTM уйдёт не более 10 минут. Но проблема в том, что рекламный запуск редко ограничивается одним объявлением. В контекстной кампании могут быть сотни объявлений, количество их зависит от собранной семантики.
Самостоятельное создание UTM-меток требует от маркетолога внимательности. Если допустить ошибку, веб-аналитика не сможет точно подсчитать визиты.
2. Кастомные решения. Автоматизируйте создание меток, например, с помощью Excel или Google Таблицы. Это удобный конструктор UTM-меток. Можно быстро собрать базу данных и добавить к ссылкам метрики, которые не указывают в UTM — например, дату публикации.
Как делать UTM-метки в Excel?
3. Генератор UTM-меток. Существуют сервисы, которые автоматически создают метки в любом количестве. Задаёте параметры, указываете рекламные каналы — получаете готовые UTM-метки. Такие сервисы умеют не только создавать ссылки с UTM-метками. Они могут предлагать готовые шаблоны для создания меток или дополнительно сразу сократить готовую ссылку.
Свой генератор UTM-меток есть и у Roistat. Он позволяет быстро создавать метки для ссылок при запуске рекламных кампаний в различных каналах.
Динамические UTM-метки
Значения динамических меток меняются в зависимости от заданных переменных. Их добавляют в параметры UTM и прописывают в особых скобках — <…>. Динамические метки помогут узнать:
Пример динамической UTM-метки Яндекс.Директ:
https://roistat.com/?utm_source=yandex&utm_medium= &utm_campaign= &utm_term=
— переменная для места показа объявления. Значение: домен площадки (site.ru) или поиск Яндекса (none).
— переменная для названия кампании. Вместо неё появится точное название рекламной кампании, которая привела посетителя.
— переменная для ключевых слов. В значении появится ключ, по которому было показано объявление.
Сервисы веб-аналитики разработали собственные динамические метки, часть из них одинакова для разных сервисов. Чтобы правильно размечать ссылки, нужно учитывать значения переменных в каждом сервисе. Изучите динамические параметры Яндекс и Google.
UTM-метки: как использовать и когда без них можно обойтись
Возьмите за правило размечать UTM-метками все рекламные ссылки, которые ведут на сайт или лендинг. Только так вы сможете корректно анализировать трафик. Без UTM-меток не обойтись, даже если запускаете рекламу только на одном канале. Кажется, что вы и так будете понимать, откуда приходят пользователи — канал-то один. Но лиды могут приходить с органического трафика, соцсетей компании, email-рассылки. Без UTM-меток вы можете принять их за трафик с рекламы и переоценить эффективность рекламного канала.
Ссылки внутри сайта лучше не трогать: сервисы аналитики будут переписывать метку каждый раз, когда пользователь будет кликать по ссылке с UTM. Вы получите неверные данные.
Без UTM-метки бизнес получает неверные данные по заявкам и продажам
Пример: пользователь зашёл в блог компании с соцсети, аналитика считала метку «facebook». Затем он кликнул по ссылке на товар в статье с меткой «blog». Аналитика продолжит анализ действия посетителя уже по этой метке. Сервисы аналитики зафиксируют новый визит в карточку товара с блога. Компания не увидит переход из Facebook, а значит, не узнает, что соцсети приводят, как минимум, визиты.
Создание метки в Roistat
Один из сервисов маркетинговой платформы Roistat — сквозная аналитика. Сервис помогает анализировать эффективность рекламы: отслеживать визиты, заявки и продажи.
Подключить Roistat бесплатно
С Roistat можно интегрировать рекламные площадки — тогда ссылки будут размечаться автоматически. Roistat размечает ссылки своими метками — roistat или roistat_param.
Ссылка будет выглядеть так: https://roistat.com/rublog/rost-prodazh-crm/?rs=facebook_ad
Или вот так: https://roistat.com/rublog/rost-prodazh-crm/?roistat=facebook_ad
Благодаря авторазметке объявлений в Roistat маркетолог избавится от рутинной работы. К тому же авторазметка снижает риск случайно запустить рекламу с ссылками без метки.
Пример: что будет, если маркетолог с Roistat забудет добавить UTM-метку к ссылкам в рекламе? Если рекламный канал интегрирован с сервисом Roistat, канал трафика получит метку «roistat» в формате «http://site.ru/?roistat=facebook». Название будет соответствовать названию рекламного канала. Метка может содержать до 7 параметров — это позволяет анализировать рекламу с точностью до объявления или ключевого слова. В итоге ссылка с меткой может выглядеть так: «http://site.ru/?roistat=facebook_ad_holodilnik_moscow».
Вместо нескольких параметров в метке «roistat» уровни — кампания, объявление, ключевое слово — отделяются просто нижним подчеркиванием. Из-за этого метка будет короче.
Метку Roistat можно использовать и для офлайн-рекламы, например, на флаере со скидкой написать всю ссылку с меткой «namesite.ru/?rs=green-flyer» — ссылка с такой меткой получается короче, а данные об офлайн-рекламе поступают в отчёты сквозной аналитики.
Если в рекламе использованы UTM-метки, добавлять метку «roistat» необязательно. Roistat умеет считывать UTM и правильно добавит визит, заявку и продажу каналу трафика.
Главное
На нашем Telegram-канале делимся полезными материалами по маркетингу и аналитике, кейсами клиентов, собираем познавательные дайджесты и анонсируем бесплатные обучающие вебинары. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Будьте в курсе новостей
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram или подпишитесь по E-mail
Маркетинговая платформа сквозной аналитики,
привлечения трафика, повышения конверсии и лояльности