Для чего в аккумуляторе прозрачная пробка
Вентиляционные отверстия в аккумуляторе
По сложности внутренних процессов и опасности составляющих веществ аккумулятор на автомобиле является исключительным изделием, требующим обеспечения необходимых условий для поддержания своей заряженности в изменяющихся условиях работы. Батареи постоянно совершенствуются: создаются новые материалы, применяются новые технологии при изготовлении. Неизменными остаются только применение аккумуляторной серной кислоты и процесс заряда для приведения изделия в состояние готовности к работе. В таком состоянии стартерные аккумуляторы и ожидают нас на прилавках магазинов. И какие же они все разные: по цвету материала корпусов и крышек, по наличию или отсутствию ручек для переноски и крышечек, закрывающих полюсные выводы, по наличию пробок заливных отверстий или полного их отсутствия, если батарея снабжена надписью «необслуживаемая».
Рассмотрим эти особенности с позиции доступности контроля состояния, общего режима обслуживания в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи, полезности, безопасности и удобства. Если, например, заливные отверстия закрыты, что не всегда удобно при обслуживании батареи. Вот варианты:
завинчивании.Удобно и практично.
отвернуть даже монеткой. Если шлиц крестообразный, то таких отверток большого размера нет, приходиться «мудрить». Шлицы «сворачиваются» и отвернуть пробки становится проблематично. Неудобно и непрактично.
торцевых сторонах. Одно отверстие в большинстве случаев закрыто глухой пробкой, либо оба отверстия ничем не закрыты. Неудобно.
шлица. При заворачивании и отворачивании пробок это отверстие часто повреждается смятием пластмассы и отход газов перекрывается. Непрактично.
пазе. В нём оседает пыль, которая под воздействием влажного выходящего газа превращается в грязь и перекрывает канал. Непрактично.(Имеются батареи вообще без пробок, так называемые «необслуживаемые». Из всех мероприятий по обслуживанию в них не предусмотрено одно – доливка дистиллированной воды. Они рассчитаны на идеальный режим эксплуатации при полном отсутствии каких-либо неисправностей в электрооборудовании. Но в любом случае более или менее интенсивно уровень электролита в банках всё-таки понижается. Это приводит к увеличению плотности электролита и, как следствие, – к снижению ресурса батареи. У такого аккумулятора имеются вентиляционные отверстия, через которые происходит удаление газов. На выходе канала, газы осушаются пористым фильтром от сопутствующей влаги (электролита), однако убыль неизбежна. Причина этого явления – в неизбежном электролизе воды при заряде батареи (без которого она функционировать не может). Расход резервного уровня над блоками пластин в любом аккумуляторе на автомобиле индивидуален, идеальных (лабораторных) условий в эксплуатации бывает крайне мало.
Если пробки в аккумуляторе просто необходимы для контроля заряженности и поддержания условий равномерного использования ресурса электродов, то ручки служат элементом удобства при переносе батареи, при снятии и установке. Они должны быть очень надёжными и обладать, как минимум, двукратным запасом прочности, быть удобными в пользовании. Этим требованиям ручки не всегда отвечают полностью: прогибаются, выскакивают из креплений, обрываются или обламываются, в результате тяжёлый аккумулятор падает. Последствия могут быть самыми плачевными.
Резервный уровень электролита в разных батареях различный: от 20 до 40 мм. У некоторых из них снаружи на корпусе нанесены уровни «max» и «min». Как по ним ориентироваться, доливая воду в банки, если корпус непрозрачен? Хорошо, когда внутри банок тубус имеет загнутую полоску для максимального уровня электролита, она хорошо видна и служит прекрасным ориентиром. Вот бы всем так!
Применение сепараторов в виде конверта на пластинах привело к отказу от установки призм в нижней части банок. Установка пластин в конверт-сепаратор потребовала ликвидации опорных «ножек» на нижней кромке пластин. Они стали ненужными и даже вредными. Вскрытие и осмотр некоторых типов батарей показывает, что на дне банок по-прежнему имеются высокие тонкие призмы, на которые поставлены блоки пластин с конвертами. Такая установка резко снижает площадь опоры и при незначительной вибрации происходит «проседание» тяжёлого блока пластин в банке, пластины под собственной тяжестью отрываются от ушек в верхней части.
Сохранение «ножек» высотой 2-3 мм. на нижних кромках пластин и установка таких пластин в конверт-сепаратор создают опасность преждевременного выхода аккумулятора из строя. Ножки из-за малой площади опоры продавливают сепаратор, прорывают его, создавая условия для замыкания разнополюсных пластин через шлам на дне банок (а его появление там в процессе эксплуатации неизбежно). Проколотый насквозь ножками сепаратор-конверт уже не может препятствовать возникновению короткого замыкания (КЗ) в блоке.
Устранение отмеченных недостатков позволит повысить надёжность работы стартерных аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации автомобилей.
Владельцы патента RU 2414770:
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов. Согласно изобретению вентиляционные отверстия расположены в крышке или пробке аккумулятора и представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия (которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси – форму конуса, спирали, ломанной), образующие лабиринтовый канал, начало которого лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии крышки или пробки аккумулятора. Техническим результатом является обеспечение непроливаемости электролита из аккумулятора при его наклоне до 120° при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе, простота изготовления. 2 ил.
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов.
Известна вентиляционная пробка свинцового аккумулятора (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.64-65), выбранная в качестве аналога, которая способствует беспрепятственному удалению газов (водород, кислород), образующихся в аккумуляторе, а также служит для закрытия отверстия для заливки в аккумулятор электролита и воды.
Недостатком известной вентиляционной пробки является то, что вентиляционное отверстие расположено на вертикальной оси симметрии пробки, в результате чего при наклоне аккумулятора (что имеет место при транспортировке и установке аккумулятора на объект) происходит выливание из него электролита. Кроме того, недостатком аналога является также то, что в аккумулятор вода может быть долита только до определенной высоты, поскольку как только эта высота будет достигнута – перекрывается отверстие для выхода газа (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.65, 1-й абзац сверху); это создает сложности при обслуживании аккумулятора, требующем корректировки плотности электролита путем доливки воды.
В качестве прототипа выбрана пробка с клапаном (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.65-66), в корпус которой вмонтирован свинцовый грузик с резиновым клапаном. Под действием силы тяжести грузик ложится на горизонтальную плоскость, расположенную внутри корпуса пробки. Клапан, который свободно крепится к грузику, открывает отверстие, расположенное в нижней части корпуса пробки. Газ, скапливающийся в аккумуляторе, свободно проходит через паз, имеющийся в грузике, и далее через отверстие крышки в окружающую среду.
Недостатком прототипа является то, что при наклоне и переворачивании аккумулятора грузик отходит от горизонтальной плоскости корпуса и тянет за собой клапан, который закрывает отверстие в корпусе пробки, тем самым препятствуя выходу газа их аккумулятора (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.66, 1-й абзац сверху). Кроме того, недостатком прототипа является также сложность изготовления.
Дополнительным недостатком и аналога и прототипа является то, что эти вентиляционные системы могут быть установлены только в пробке аккумулятора.
Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанных недостатков аналога и прототипа и на решение задачи по обеспечению непроливаемости электролита из аккумулятора при его наклоне до 120° при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе.
Поставленная задача достигается тем, что по-новому решена конструкция системы вентиляционных отверстий для удаления газов из свинцового аккумулятора: вентиляционные отверстия расположены в крышке или пробке аккумулятора и представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия (которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси – форму конуса, спирали, ломанной), образующие лабиринтовый канал, начало которого лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии крышки или пробки аккумулятора.
Сопоставительный анализ с системами для удаления газов из свинцового аккумулятора показывает, что предлагаемое решение является новым.
Сущность изобретения поясняется фиг.1-2 и состоит в следующем. Система вентиляционных отверстий может быть расположена в крышке (фиг.1-I) или пробке (фиг.1-II) аккумулятора. Вентиляционные отверстия представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия 1 и 2, которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси – форму конуса, спирали, ломанной. Отверстия 1 и 2 образуют лабиринтовый канал, начало которого А лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец В лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии m крышки или пробки аккумулятора. Газы, образующиеся в аккумуляторе, попадают в лабиринтовый канал через его начало А и затем через конец В удаляются в окружающую среду.
При наклоне аккумулятора до 120° обеспечивается непроливаемость электролита из него при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе, поскольку при наклоне электролит из аккумулятора никогда не достигнет конца лабиринтового канала В и, соответственно, не будет выливаться из аккумулятора. На фиг.2 приведены примеры расположения системы вентиляционных отверстий в пробке при наклоне аккумулятора на 90°. В случае варианта а: поскольку в аккумуляторе имеется незаполненное электролитом подкрышечное пространство, то при наклоне аккумулятора электролит не достигает начала лабиринтового канала А и, соответственно, не попадает в отверстия 2 и 1 и не выливается из аккумулятора. В случае варианта б: электролит из аккумулятора попадает в отверстие 2, но не достигает точки пересечения отверстий К (поскольку в аккумуляторе имеется незаполненное электролитом подкрышечное пространство). В результате в обоих вариантах электролит никогда не достигнет В и не выльется из аккумулятора. При этом во всех случаях обеспечивается беспрепятственное удаление газов, образующихся в аккумуляторе. При расположении системы вентиляционных отверстий в крышке будет иметь место аналогичный механизм.
По аналогии с прототипом была изготовлена система вентиляции аккумулятора, а также предлагаемая система вентиляционных отверстий. Как показал эксперимент, в отличие от прототипа, предлагаемая система вентиляционных отверстий обеспечивает непроливаемость электролита из аккумулятора при его наклоне до 120° при сохранении беспрепятственного удаления газов, образующихся в аккумуляторе. При этом предлагаемая система может быть расположена или в пробке аккумулятора, или в его крышке. При расположении системы в крышке появляется возможность замены вентиляционной пробки на пробку без отверстий («глухую» пробку, выполняющую только функцию закрытия отверстия для заливки в аккумулятор электролита и воды); при этом появляется возможность расположения отверстия для заливки в аккумулятор электролита и воды в любом месте крышки, а не по центру крышки.
В отличие от прототипа, предлагаемая система характеризуется простотой изготовления.
Система вентиляционных отверстий для удаления газов из свинцового аккумулятора, отличающаяся тем, что вентиляционные отверстия расположены в крышке или пробке аккумулятора и представляют собой два несоосных соединенных между собой отверстия (которые могут иметь в поперечном сечении форму круга, овала, многоугольника, а вдоль своей оси – форму конуса, спирали, ломаной), образующие лабиринтовый канал, начало которого лежит на внутренней поверхности крышки или пробки аккумулятора, а конец лежит на внешней поверхности крышки или пробки аккумулятора; причем лабиринтовый канал огибает вертикальную ось симметрии крышки или пробки аккумулятора.
Термин «не требующий обслуживания» означает лишь, что аккумуляторы этого типа не требуют проверки электролита и периодической доливки в течение всего периода их эксплуатации, однако следует при необходимости производить их подзарядку. Общее устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи показано на рисунке:
Рис. Необслуживаемая аккумуляторная батарея:
1 – неразъемная крышка; 2 – крышка вывода; 3 – межэлементный соединитель; 4 – клемма; 5 – перегородка; 6 – перемычка пластин; 7 – корпус; 8 – нижняя установочная направляющая; 9 – положительные пластины, помещенные внутрь сепараторов; 10 – отрицательные пластины
Некоторые аккумуляторы герметизированы, но снабжены выпускным клапаном, через который могут уходить лишние газы, образующиеся в нештатных ситуациях и доливка в них вообще невозможна, в других аккумуляторах отверстия с пробками сохранены, так что в случае непредвиденного газовыделения в них можно долить воду.
Многие современные модели аккумуляторных батарей снабжены специальным индикатором, позволяющим быстро оценить их состояние. Принцип работы индикатора достаточно прост. В электролит опущен световод, к которому прикреплен короб с пластмассовым шариком зеленого цвета внутри.
Рис. Индикатор заряженности:
1 – световод; 2 – поплавок; 3 – короб
Плотность пластмассы подобрана таким образом, чтобы при повышении плотности электролита шарик всплывал вплотную к срезу световода, создавая эффект зеленого свечения. При разряде аккумулятора, когда плотность электролита снижается, он погружается, и зеленое свечение исчезает. Таким образом, шарик играет роль ареометра – указателя плотности электролита. Кроме того, шарик уйдет вниз и при критическом понижении уровня электролита в батарее.
Рис. Принцип работы индикатора заряженности
Если индикатор зеленый это свидетельствует о полной степени заряженности. При потемнении индикатора и приближении его цвета ближе к черному необходима зарядка аккумулятора. Если индикатор бесцветный или желтый это свидетельствует о полной разрядке аккумулятора и недопустимом снижении уровня электролита и такой аккумулятор выбраковывается.
Необслуживаемые АКБ характеризуются решетками с наплавленным свинцом с низким содержанием сурьмы в целях уменьшения газогенерации и сопутствующей потери воды во время зарядки. Это позволяет продлить срок работы электролита и его проверки, которая производится каждые 25 месяцев или 40 тыс. км пробега для аккумуляторных необслуживаемых батарей (согласно стандартам DIN); аккумуляторные батареи с малым объемом технического обслуживания и ремонта проверяются каждые 15 месяцев или 25 тыс. км пробега.
У полностью необслуживаемых аккумуляторных батарей (свинцово-кальциевых) уровень электролита не контролируется. За исключением двух очень небольших вентиляционных отверстий этот тип батареи полностью герметизирован. Пока электрическая система нормально работает (и = const.), разложение воды минимально, и электролит сохраняет свой уровень выше активных пластин. Этот тип свинцово-кальциевых аккумуляторов имеет дополнительное преимущество за счет ограниченного саморазряда, делая его наиболее приспособленным для сохранения энергии до нескольких месяцев. Обязательным условием эксплуатации такого аккумулятора является точное регулирование напряжения на выходе генератора на уровне 14.4 В. При повышении напряжения заряда из электролита начнут выделяться газы и это приведет к потере воды. Если необслуживаемая аккумуляторная батарея повторно заряжается с помощью неавтомобильного зарядного устройства, то напряжение заряда никогда не должно превышать 2,3…2,4 В на гальванический элемент.
Одной из проблем современных аккумуляторов является испарение и утечки электролита при повреждении батареи в случае аварии. Отдельные фирмы в своих аккумуляторах устанавливают плоские прокладки, расположенные между пластинами основу которых составляет стекловолокно, впитывающие электролит, при этом все края пластин остаются сухими. Это позволяет предотвратить испарения и утечки электролита. Дополнительно во время заряда аккумулятора, когда степень заряженности аккумулятора близка к полной, на положительных пластинах начинает выделяться кислород, тогда как в обычных аккумуляторах в это же время начинает выделяться водород на отрицательных пластинах. Образующийся кислород попадает сквозь сепаратор на отрицательные пластины, заполненные сернокислым свинцом, и преобразует его в чистый свинец и кислоту. Потенциал отрицательных пластин не достигает уровня, при котором начинает выделяться водород, и поэтому потеря воды не происходит. Кроме этого, батареи такой конструкции могут выдерживать значительно большее количество циклов разряда-заряда, и их срок службы составит в зависимости от условий эксплуатации 8…12 лет. Ток холодного запуска возрастает на 70…90 А.
В целях удобства наблюдения за техническим состоянием АКБ, чтобы не открывать капот автомобиля, в современных автомобилях применяются различные источники информации: световые табло, звуковые сигналы и синтезаторы речи сообщающие например, сколько можно сделать повторных запусков и через какое время.
Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора
Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора станет понятным после прочтения этой статьи.
Кроме этого, также напомним читателям о том, каким напряжением или силой тока следует подпитывать севшую батарею, как лучше выполнить эту операцию, непосредственно на автомобиле, или обязательно её нужно снимать. Вопросы, на первый взгляд, совсем не кажутся трудными или неразрешимыми, но в тоже время являются весьма важными.
Немного о типах аккумуляторов
Наибольшее распространение на сегодняшний день получили свинцово-кислотные аккумуляторы. Их банки заполнены электролитом на основе серной, аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды. Отличаются сравнительно невысокой стоимостью и отсутствием эффектов памяти. Предлагаются для использования изделия, разработанные и внедрённые в производство совсем недавно, это приборы на основе AGM технологий, и гелевые батареи.
Новые изделия ещё не так часто используются, поэтому остановимся на давно известных и широко используемых свинцово-кислотных АКБ. Они встречаются нескольких видов. Наибольшего распространения получили приборы из категории малообслуживаемые, а также необслуживаемые батареи. Но изредка можно встретить и обслуживаемые аккумуляторные батареи. Их отличительной чертой является стоимость, которая несколько выше, чем у остальных.
К плюсам этого типа АКБ, относят только то, что имеется возможность замены непригодных банок. Для проведения такой процедуры они залиты мастикой, которая под воздействием высокой температуры может начаться плавиться. В результате этого воздействия, начинают теряться изоляционные свойства мастики, а из-за этого увеличиваются токи саморазряда. Более часто следует контролировать уровень электролита, примерно 5-7 тысяч километров пробега и требуется доливка дистиллированной воды.
Следующий вид подразумевает ряд малообслуживаемых батарей. Само название уже говорит о том, что они требуют самую малость внимания для проверки, контроля и обслуживания. Выбор таких изделий довольно большой, можно подобрать как дорогие так и не очень аккумуляторные батареи. Корпус из пластика имеет высокую прочность. Доливают воду примерно через 20-30 тысяч километров пробега.
Нельзя не сказать и о таком типе изделий, которые относят к необслуживаемым аккумуляторным батареям. При эксплуатации таких приборов практически не приходится доливать дистиллированную воду, настолько мало она испаряется. Однако следует отметить необходимость тщательного контроля над состоянием электрооборудования и особенно утечки тока.
Нужно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор?
Производители и продавцы данного вида изделий утверждают, что автомобилисту незачем беспокоиться о состоянии батареи закрытого типа. При нормально функционирующем генераторе и электронном регуляторе напряжения источник питания получит необходимое количество энергии для полного заряда, благодаря чему прослужит долгий срок. Практика же показывает негативную статистику: на интенсивно эксплуатируемых автомобилях средний ресурс свинцово-кислотного аккумулятора составляет 2 года, максимум – 3 года. Причины следующие: При езде в городских условиях величина пробега, необходимого для восстановления заряда, не соответствует количеству пусков двигателя. То есть, для полной зарядки нужно проехать минимум 100 км, а остановки и запуски мотора в городе происходят каждые 35 км (в среднем). Значит, батарея заряжается едва ли наполовину. Подачу стабильного напряжения от автомобильного генератора переменного тока обеспечивает специальный регулятор и реле. Когда один из этих элементов функционирует неправильно либо выходит из строя, то аккумулятор постоянно работает на разряд и не восстанавливается. В зимний период емкость источника питания самопроизвольно уменьшается из-за низкой температуры. В совокупности с вышеприведенными факторами это дает падение заряда до 20%. Эксплуатация необслуживаемого аккумулятора в подобном режиме существенно укорачивает продолжительность его «жизни». Это выгодно изготовителям и продавцам автомобильных запчастей, но не владельцам машин. Если некоторые старые изделия с открывающимися банками удавалось восстановить доливкой кислоты и прогоне током зарядки 10 А, то герметичные аккумуляторы закрытого типа остается только выбрасывать после полного разряда. Ведь при большом токе электролит станет выкипать, а пополнить его запас невозможно. Отсюда вывод: невзирая на заверения производителей, батарею необходимо периодически заряжать в домашних условиях. Процедуру желательно выполнять при положительной температуре, тогда и срок службы изделия увеличится.
О проведении зарядки
При использовании кислотных АКБ на пластинах «катод» происходит образования сульфатов свинца, а при этом начинает происходить выделение энергии в виде электрических токов. Из-за электрохимической реакций происходит значительное выделение воды, чем понижается плотность залитого электролита. Если вместо потребления напряжения подать его на клеммы аккумулятора, то начнётся обратный процесс, свинец начнёт восстанавливаться, а вместе с этим будет повышена концентрация электролита.
Чтобы осуществился заряд батареи, нужно зарядный ток от внешнего источника пропустить так, чтобы оно было противоположно его разрядному току. В результате этого сульфат свинца на положительном электроде начинает проявляться в виде двуокиси свинца. На отрицательных электродах сульфаты из свинца становятся губчатыми. Эти процессы происходят со значительным увеличением серной кислоты, а вода в растворе уменьшается.
В чем отличия необслуживаемых батарей?
Чтобы получить ответ на данный вопрос, нужно в общих чертах понимать принцип действия свинцово-кислотных аккумуляторов. Работают они в двух режимах: Разрядка. При потреблении тока свинец, из которого состоит отрицательный электрод, реагирует с электролитом и превращается в соль серной кислоты (сульфат свинца). В результате плотность кислотного раствора снижается. Зарядка – это процесс восстановления. При подаче напряжения на клеммы сульфат свинца, содержащийся в электролите, восстанавливается до металла на отрицательном электроде, а плотность кислоты возрастает. Когда при зарядке от повышенного напряжения (более 15,6 В) в составе электролита становится мало сульфата свинца, то начинается электролиз воды, содержащейся в растворе. Она распадается на газы — кислород и водород, что визуально сопровождается пузырьками – аккумулятор «кипит». В источниках питания старого образца это считалось нормальным процессом, потому как плотность раствора постоянно контролировалась посредством отверстий с пробками, сделанными в каждой банке. Новые батареи, называемые необслуживаемыми, изготавливаются в герметичном корпусе – это их главное отличие. Чтобы повысить надежность элементов, помещенных в закрытое пространство, в конструкцию были внесены следующие изменения: для продления срока службы изделий в свинец начали добавлять кальций и серебро; для отвода газов в корпусе предусмотрен специальный клапан, не пропускающий водяные пары, что способствует сохранению воды в растворе; для контроля уровня электролита устанавливаются окошки либо часть корпуса делается из полупрозрачной пластмассы.
Благодаря герметичности корпуса отсутствуют лишние испарения, но и долить электролит или воду в аккумулятор невозможно. Значит, нужно его заряжать с соблюдением оптимальных величин напряжения и тока, дабы избежать снижения уровня кислоты из-за кипения.
Почему стоит откручивать пробки при зарядке
Пробки следует откручивать, прежде всего, из-за образования повышенного давления внутри корпуса батареи. При длительной подаче на клеммы электрического тока электролит начинает «кипеть», и образование большого количества газа может вызвать деформацию корпуса.
Повышенное давление может негативно отразиться и на целостности свинцовых пластин, особенно в том случае, если осуществляется зарядка старой батареи. Новый автомобильный аккумулятор также может пострадать, ведь внутри корпуса образуются взрывоопасный газы, которые легко воспламеняются от искры.
При взрыве батареи электролит разлетится в разные стороны, что может привести к химическим ожогам кожи, глаз или пожару. Едкое вещество способно повредить также практически любые предметы изготовленные не из пластика, резины или стекла.
Обратите внимание! Что бы избежать взрыва лучше всегда выкручивать пробки, тока батарея должна находиться в хорошо проветриваемом помещении, что бы газы не собирались. Помимо того, что они легко воспламеняются они еще и ядовитые.
Когда нужно откручивать, а когда нет?
Иногда все же лучше вывернуть «крышки», иногда можно оставить, есть несколько вариантов развития событий, итак по порядку:
Подводим итог – если АКБ новый, и вам нужно немного его подзарядить – выкручивать не нужно! Если батарея разряжена почти «в ноль», также, если старая – выкручивать обязательно, желательно проверить плотность электролита, а также наблюдать за появлением пузырьков.
Вот такая вот статья получилась, читайте наш АВТОБЛОГ.
(16 голосов, средний: 3,25 из 5)
Всегда ли нужно откручивать пробки
Если существует вероятность попадания внутри банок пыли, воды, машинного масла или топлива, то лучше не снимать пробки. Если необходимо заряжать АКБ в помещении, где возможно искрение электрических проводов или намечаются работы с открытым огнём, то лучше также оставить корпус батареи герметичным.
Если аккумулятор необходимо подзарядить в течение 20 – 30 минут током стандартной силы, то в этом случае можно не откручивать пробки, ведь опасное давление просто не успеет образоваться внутри корпуса.
Если необслуживаемый аккумулятор был самостоятельно переделан под обслуживаемый, то во многих случаях можно оставить затычки в корпусе АКБ. Такие батареи изготавливаются по кальциевой технологии и для того, чтобы добиться сильного газообразования потребуется слишком продолжительное время подавать на клеммы аккумулятора электрический ток.
Важно! Все аккумуляторы оснащены специальными газоотводами, через которые газ должен сбрасываться при повышенном давлении в корпусе, поэтому если клапаны очищены от грязи, то крышки можно не выкручивать.
Техника безопасности
Важно понимать, что при работе с обслуживаемыми аккумуляторами внутри них находится потенциально опасная жидкость. Это смесь концентрированной кислоты и воды. При попадании такой смеси на кожу или слизистые оболочки возможны достаточно серьёзные ожоги.
Ещё более опасными считаются испарения в виде газа, образующегося при кипении электролита. Это не просто горячая жидкость и пар, но ещё и вредные вещества, вдыхать которые категорически не рекомендуется.
Поэтому каждый автомобилист обязан придерживаться следующих правил безопасности:
Автомобилисты активно спорят касательно целесообразности такой процедуры.
Очевидно, что на необслуживаемых батареях откручивать крышки нет необходимости. Их там попросту нет, а потому и откручивать нечего.
У обслуживаемых АКБ пробки предусмотрены в конструкции батареи. Но если применяется современное зарядное устройство с автоматическим выключателем, тогда электролит попросту не закипит. Из-за этого отпадает фактическая необходимость в демонтаже пробок.
Другие же считают, что с целью профилактики немного открутить крышки будет не лишним. Делается это быстро и легко.
Меры предосторожности
Откручивать пробки нужно только при отключённом зарядном устройстве. Если это сделать во время зарядки, то через отверстия может вырваться слишком большое количество горячего газа, который может воспламениться от малейшей искры.
По этой же причине запрещается курить во время выполнения этой операции. Прежде чем открыть корпус аккумулятора также следует позаботиться о том, чтобы вблизи АКБ не было открытого огня, а также нагревательных приборов спирального типа или ламп накаливания.
Работы по откручиванию пробок следует осуществлять в перчатках и защитных очках. Заранее практически невозможно определить давление газа внутри корпуса, поэтому после снятия этих элементов газ может вырваться наружу, увлекая за собой мельчайшие капли едкого вещества.
Важно проводить эту операцию в хорошо проветриваемом помещении. Внутри аккумулятора скапливается достаточно большое количество ядовитого газа, что может привести к серьёзному отравлению.
Как известно внутри любого автомобильного аккумулятора есть специальная жидкость, которая называется электролит. Она способствует накоплению заряда, да и вообще без нее принцип АКБ не проявился бы. Однако свойств у электролита достаточно много, например — при разряде, он элементарно может замерзнуть, также при зарядке он начинает кипеть. А если кипит – значит, создается давление? Поэтому вроде бы как, логично откручивать пробки при зарядке или нет? Давайте подумаем …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Вопрос не однозначный, и конечно же его задают люди только с так называемыми обслуживаемыми аккумуляторами, у которых эти пробки есть сверху на батареи. Ведь есть еще и не обслуживаемые варианты, где таких пробок может и не быть – то есть своего рода закрытое герметичное пространство.
Опять же пробки бывают различные:
Как правильно откручивать крышки банок аккумуляторной батареи
Если вы полагаете, что это элементарная процедура, то это значит, что вы просто не сталкивались с батареями, у которых пробки не выступают над поверхностью крышки, а спрятаны заподлицо. В первом случае действительно всё просто и понятно, достаточно последовательно открутить все 6 крышек. Если рукой это сделать не удаётся, можно воспользоваться широкими пассатижами или клещами. Главное – не переусердствовать с зажимом, иначе пластиковая крышка может лопнуть, и тогда вам придётся искать ей замену.
У батарей с утопленными крышками их откручивание может оказаться проблемой. Обычно для этого используют крестообразную отвёртку с довольно крупным размером наконечника, но если такая пробка прикипела, что в данном случае происходит намного чаще, то отвёртка может оказаться бесполезным и даже вредным инструментом. Поможет монета крупного диаметра (например, пятирублёвая). Если руками её провернуть не удастся, воспользуйтесь плоскогубцами в качестве рычага. В любом случае открывать крышки полностью не обязательно – достаточно их открутить на несколько оборотов, чтобы у газа было больше возможностей выбраться наружу.
Как открутить пробки на аккумуляторе?
Как правило, возникают проблемы с «крышками», которые сделаны под одну плоскость с поверхностью батареи, вот фото.
Конечно, у крышек есть прорези, которые намекают на крестовую отвертку, но зачастую пробки прикипают так, что отвертка мнет края и не выворачивает. Поэтому включаем логику – нам нужно взять широкий и плоский предмет, который как раз войдет в прорезь. Сделать это можно обычной монетой, например в «5 рублей». Вставляем в прорезь и откручиваем, для наглядности вот видео.
Что еще хочется заметить – работы нужно проводить обязательно в защитных перчатках, все же электролит содержит кислоту, если она попадет вам на руки, мягко сказать будет неприятно. Как видите очень простой способ. Пользуйтесь.
Лучшее место для зарядки
Для начала рекомендуем ознакомиться с факторами, которые определяют заряд автомобильного аккумулятора:
Почему возникает такой вопрос вообще?
Также все просто – при заряде аккумулятора, когда батарея уже полностью «напиталась» электролит начинает бурлить или кипеть, происходит это во всех шести «банках». Соответственно если вы будете заряжать такой АКБ, то бурление с каждым часом будет только усиливаться – крышки у вас не выкручены, а поэтому внутри создается давление, которое может повредить пластиковый корпус!
Однако: – корпуса как обычно рассчитаны на такое давление и могут выдерживать даже многочасовой перезаряд; вы навряд ли будете перезаряжать больше нескольких часов – ведь это может только навредить батареи.
Несколько мнений.
«Я снимаю обязательно, ведь так выделяется водород. А если между банками контакт плохой, может так рвануть, что мало не покажется. Предпочитаю перестраховаться. Да и электролит расширяется, батарейка может попросту «задохнуться»».
«Все зависит от зарядника, если он у вас не «допотопный», а современный, то аппарат сам не позволит кислоте закипеть, ограничив в конце ток, поэтому «играми» с выкручиванием/закручиванием можно не заниматься».
«Для того, чтобы знать, нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора, необходимо лишь осмотреть последний. Если в крышке сбоку есть «дырочка» – можно ее не открывать, если нет – обязательно выкручивайте»!
Для многих водителей вопрос о том, нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора не является актуальным, но для тех, кто будет выполнять это в первый раз, прочитать статью будет полезно и интересно. От того насколько правильно будет организован и выполнен этот процесс, зависит срок службы стартерной батареи. Можно её полностью «угробить» или снизить, причём, сильно период использования аккумулятора. Чтобы такого не случилось, требуется всего ничего, соблюдение правил выполнения такой процедуры.
Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора станет понятным после прочтения этой статьи.
Кроме этого, также напомним читателям о том, каким напряжением или силой тока следует подпитывать севшую батарею, как лучше выполнить эту операцию, непосредственно на автомобиле, или обязательно её нужно снимать. Вопросы, на первый взгляд, совсем не кажутся трудными или неразрешимыми, но в тоже время являются весьма важными.
Инструкция по зарядке АКБ
Как зарядить свою АКБ самостоятельно: