Для чего в баллончике с краской для граффити нужны два шарика
Для чего нужен шарик в аэрозольном баллончике с краской?
Неоднократно замечал, что в баллончике с краской перекатывается какой-то шарик. А вот для чего он нужен и на что влияет не знаю!
Краска в балончике оседает и на дне начинает густеть. Поэтому чтобы ее эффективнее и быстро размешать добавляются шарики. Они сами за счет тяжести начинают быстро бегать по баллончику( когда вы его вращаете) и размешивают краску.
это элементарно. На баллончике есть инструкция по применению, где рекомендуется взболтать хорошенько содержимое, если внутри от долгого хранения образовались сгустки-комочки, то шарик поспособствует их разбитию, сделав краску однороднее.
Наверняка многие люди встречали аэрозольные баллончики с краской, в которых внутри находится шарик. Такие баллончики чаще всего используются граффитистами, а также некоторыми автомобильными мастерами для окраски поверхностей.
У любой краски и у аэрозольной в том числе есть срок годности он разный, срок годности мог истёк причина в этом.
Возможно Вы не правильно хранили баллон с краской, его нельзя класть на бок.
Или же хранили при отрицательных температурах, краска загустела.
Возможно не правильно подготовили баллон к хранению после частичного использования краски.
Я обычно, извлекаю из баллона распылитель и промываю его в растворителе.
Если этого не сделать то краска засохнет и «забьёт» отверстия распылителя.
Причиной может быть и сам шарик, но только стеклянный, если с излишним усилием и длительное время встряхивать баллон с краской, то от шарика могут отколоться на большие фрагменты, которые попадают или в клапан, или в распылитель.
Баллон с краской лучше встряхивать кистевым движением и с небольшой амплитудой.
Возможно Вы приобрели откровенно «левую» аэрозольную краску бывает и такое, или же, повредили баллон с краской при транспортировке (механическое повреждение).
А возможно не придерживаетесь инструкции, перед использованием баллон не встряхнули, краска слишком густая доя распыления.
Шарик там не для красоты или приятного звука, который возникает, если баллончиком потрясти.
Подобные шарики, только поменьше, есть и в лаках для волос, которые с блестками, и в лаках для ногтей, и в красках для одежды и обуви.
Все это имеет свойство густеть. Особенно стоя на полках, сначала в магазинах, потом и дома. Мы же пользуемся этими баллончиками и бутылочками не ежедневно через каждый час.
Чтобы не загустело содержимое, придумали класть внутрь шарики соразмерно емкости, в бутылочках для лака для ногтей они маленькие как от подшипника.
Шарики помогают перемешивать содержимое, когда мы сами берем емкость и встряхиваем. Если потрясти баллончики без шариков, мы им мало чем поможем.
А так шарики быстро перекатываются, создавая движения, мешая, рассекая, что эффект есть, и краска и лаки служат дольше и без трудностей в нанесении.
Лично мое мнение для того что бы показать себя как бы более крутым, стильным, а также я считаю что каждая субкультура носит в себе характерные черты по которым следуют люди. Но такое лучше не надо делать так как может возникнуть множество болезней
Френологию как науку придумал еще в начале XIX века врач Франц Иозеф Галл.
Ученый начертил схему расположения мозговых «органов», которые, по его мнению, передавались по наследству. И чем больше размеры этих мозговых зон, тем сильнее они выражаются. А череп отражал форму лежащего под ним органа. Вот некоторые тезисы его идеи:
• Если голова, например, сдавлена выше висков (там находится область, которая отвечает за стремление к идеалам, любовь к искусству, поэзии) и расширяется у челюсти, это означает, что у человека преобладают животные инстинкты, а именно жадность, материализм, обжорство.
• Голова, расширенная над висками говорит о богатой фантазии, стремлении к мистицизму.
• Голова узкая, удлиненной формы свидетельствуют о способности к наукам, любознательности и привязанности.
• Сильно выпуклый затылок отличает человека легко привязывающегося, с математическими способностями и чувственностью.
• Плоский затылок – это яркий признак эгоизма.
• Выпуклость темени ближе ко лбу говорит о доброте и набожности человека.
И так, согласно френологии, можно судить по каждому участку головы.
Ну это вроде как красиво, хотя у меня есть полотенце без всяких бордюров, правда, оно дорогое, бамбуковое.
А эти линии, причем у некоторых полотенец только по одной стороне, делаются не только гладкими, но и вышиваются, или делают рисунок, оставляя часть узора с махрой, а часть сглаживают.
А когда две стороны с «ленточками», то тут функция только для красоты приходит на ум.
Особенности и виды аэрозольных красок в баллончиках для граффити
Искусство уличных художников кого-то раздражает, а кого-то вдохновляет. Но никого не оставляет равнодушным. Наша унылая городская среда становится более близкой человеку именно благодаря уличным художникам. Искусство не случайно вышло за пределы зданий. Оно должно было это сделать, чтобы провозгласить людям, что процессы, происходящие в мире, убивают в человеке божественное начало, и делают его обычным винтиком. А как этого не допустить? Только развитием воображения! Вот почему молодые люди так стремятся заняться искусством прямо на улице.
Уличное искусство не всегда находится в согласии с законом. Тем не менее, иногда оно оказывается легальным и даже уместным. Всем нравится, когда творят мастера. Но вот секреты этого мастерства заключаются в разных нюансах, в том числе и в правильном выборе материалов.
Уличный художник
Тогда придется познакомиться с принципами выбора красок. Без красок искусство граффити не имеет никакого значения. Современные художники вообще даже не представляют, насколько райские для них созданы условия. Их шедевры появляются то тут, то там. А ведь раньше умением рисовать на стенах не разбрасывались и все потому, что краски были дорогими, ведь каждый художник делал их самостоятельно. И десять раз подумает, стоит ли расписывать стены соседнего подъезда?
Но это в те далекие времена, а сегодня в магазинах есть все, что необходимо для уличного художника. Конечно, главный критерий в выборе это, конечно же, цена. Как правило, уличные художники это молодые люди, у которых еще нет своего источника дохода или он небольшой. Они и предпочитают использовать недорогие краски. Но в основном они, конечно, либо имеют плохие характеристики при нанесении, либо быстро выцветают или даже исчезают на глазах. Такой эффект может привести к разочарованию, но не граффитиста.
После получения определенного опыта настоящие мастера рекомендуют все-таки на расходных материалах не экономить. Ведь рисунок по-настоящему будет качественный, если использовать качественный материал. Да и удовольствие от этого процесса гораздо больше. Сегодня все меньше можно увидеть баллончиков с автомобильной краской в руках художников на улице. Увы, эта эпоха подошла к концу. Все больше производители выпускают баллоны специально для граффити.
Рекомендации новичку
Чётко и ясно поставьте перед собой цель. Что вы хотите, какую задачу решаете. Стрит-арт даёт широкие возможности для самовыражения, но нельзя забывать важности концепции и творческого замысла. Автору нужно чётко представлять, что именно он намерен донести до зрителя. Рисовать граффити можно из чувства протеста, из желания поставить перед людьми какой-то вопрос, из стремления сделать мир необычным или для того, чтобы заявить о себе. В любом случае нужно понимать, как это будет сделано. Для бомбинга важно выработать какой-то узнаваемый стиль, а потом оставлять характерную надпись. Сама по себе она может не представлять никакой художественной ценности, но тогда артист должен быть азартным человеком, одержимым идеей проявлять активность в уличной среде. Отсюда и этот термин «артист уличной сцены». Это значит, что простые граффити компенсируются частотой их появления и тем смыслом, или его отсутствием, который они несут.
Баллончики с краской для граффити
Итак, при выборе краски, кроме цены, руководствуйтесь именем и репутацией производителя. Есть несколько компаний, которые известны тем, что разрабатывают краски специально для нанесения их на стены. В составе этих красок используются специальные компоненты, в баллончике достаточное давление для нанесения плавных линий, да и к баллончику есть возможность присоединить необходимые насадки, помогающие в работе.
Стены имеют различные поверхности. Это обусловлено используемым материалом при строительстве, фактурой при отделке и так далее. Большое значение имеет то, как краска ложится на различные материалы. Кроме того, важно насколько долго она там продержится. И еще важный фактор это яркость картинки. Если она выцветет через неделю, то радости работа много не доставит.
Все специально разработанные краски для граффити имеют широкий ценовой диапазон. Это хорошо, значит, есть выбор. С постепенным ростом мастерства художник может позволить себе и более дорогие материалы.
Среди самых почитаемых брендов нередко называют краски Montana. Есть два ведущих производителя этого бренда, это Испания и Германия. Испанские краски известны под названием MTN, а немецкие это Montana Black. Качество этих красок уже много раз проверено и не вызывает сомнения. Они имеют эргономичный баллончик, который удобно держать в руке, индикатор, по которому легко определить оттенок и процесс выбора это значительно облегчает. О чем здесь идет речь поймут те художники, которые сталкивались с тем, что требуется нарисовать большой и многоцветный рисунок, и сделать это надо быстро.
Нет времени возиться с составлением оттенков. Проще подобрать готовые краски и если оттенки этих красок в разных баллонах не совпадают, то и за качество работы поручиться не получится. Оттенки могут совпадать или наоборот, не совпадать, в любом случае это уже брак в работе. Так вот, в баллонах указанных производителей ничего подобного не бывает.
Указанный цвет всегда совпадает с тем, что находится в баллоне.
О давлении уже говорилось. Оно не должно быть слишком сильным или слишком слабым. При сильном давлении краска вырывается наружу неожиданно. Можно испугаться и испортить не только рисунок, но и одежду, и соседей и все что окажется поблизости. При слабом давлении тоже нет никакого удовольствия, рисовать. Все хорошо в меру и оптимальное давление, это признано всеми, в баллонах производства MTN. Подведя небольшой итог, можно заметить, что краски для уличных художников лучше брать фирмы Montana.
Для каждого из них можно подобрать подходящий вариант и по цене и по качеству.
Выбор стиля и эффектов
Понять сущность стилей граффити можно с помощью логического движения от обратного. Представьте себе ровную и красивую рекламную вывеску. Может быть в ней есть какой-то особый шрифтовой дизайн. Хорошо. А теперь возьмите баллончик и создайте её копию на стене — без разметки, просто от руки. У вас ничего не получится. Не расстраивайтесь — не получилось бы у любого известного художника граффити.
Попытка сделать какую-то элегантную и ровную надпись кончится провалом. Сразу же в голову приходит идея — рисовать так, как получится, но чтобы это смотрелось. Вот так и родились все стили граффити. На самом деле выбор не велик. С практической точки зрения можно:
Выбор какого-то направления — дело довольно условное. Граффити не было бы искусством, если бы всё строилось на канонах и правилах. Творческий человек предпочтёт работать так, как ему удобнее передавать свои эмоции и решать основную задачу общения с целевой аудиторией.
Истина познается в сравнении
Информация о красках была бы не объективной, если не было бы сравнения с другими производителями и другими брендами. Для примера возьмем снова немецкий бренд BELTON. Здесь так есть специально разработанные для граффити линейки красок. Производитель позаботился даже о том, чтобы художники могли заниматься любимым делом даже зимой.
Добиться функционирования краски в холодный период возможно с помощью усиленного давления в баллоне. Интересно и то, что в линейке цветов присутствуют основные, например, красный, зеленый, желтый и остальные. Баллоны этого бренда производятся объемом в 600 мл.
Привлекает и уникальная линейка металлических красок MOLOTOW BURNER. Это серебряная, бронзовая и золотая краски.
В баллонах красок этого производителя нет всем известного шарика. Во время рисования он не шумит, и работа художника получается практически бесшумной. Даже случайный прохожий не обратит никакого внимания на начинающего райтера. Приобретать дорогие краски или дешевые это все зависит от задач, которые ставит перед собой художник, от размера его кошелька и вкусовых предпочтений.
Так, например, есть дорогие краски и качество их, конечно, оказывается в разы лучше. Например, MOLOTOW HIGH-PRESSURE. Высокое и без того давление там еще выше, но никаких неприятностей с испугом не возникает. Наоборот, краска ложится лучше.
Недорогим вариантом будет краска линейки ABRO. Конечно, термин «недорогой» нужно понимать относительно. Краски этой линейки не предназначены для уличных художников. Они бытовые. Тем не менее, именно в среде райтеров они стали наиболее популярны. К минусам можно отнести не богатую цветовую палитру, неудобные кепы, которые постоянно забиваются краской, и заменить их невозможно, так как кепы других производителей к ним не подходят.
К плюсам всегда и все относят невысокую стоимость красок линейки ABRO. Но и в другой линейке есть краски ABRO SABOTAGE, где все названые минусы просто отсутствуют. Хотя вот про богатство палитры лучше умолчать. Но основные цвета, такие как красный, желтый и т.д. настолько хороши, что обо всем остальном можно забыть. Эти краски выручат, в случае если нет денег на более дорогие материалы. Но использовать их лучше уже имея кое-какое мастерство за плечами.
Без этого добиться качественной картинки просто не получится. Ну, или придется основательно повозиться. Вообще на сегодняшний день производителей красок для граффити много. Многие из них еще не получили должную оценку профессионалов. Некоторые производители не могут предложить ничего более лучшего, чем просто невысокую стоимость своих изделий. Тестировать краски можно бесконечно.
На условия их применения могут оказывать влияние:
На какие бренды обратить внимание при покупке
Наиболее популярные марки красок для граффити производятся в Германии, США, Италии, Греции, Испании, России, Австралии, Китае.
MONTANA – бренд с немецкими корнями.
Является крупнейшим в Европе производителем, осуществляющим поставки своей продукции по всему миру (по официальным данным охват составляет более 60 стран). Выпускает краски премиального класса, бюджетного и среднего.
Montana Colors родом из Испании. Стал знаменитым, благодаря строжайшему контролю качества на протяжении всего процесса изготовления аэрозолей для граффити.
В результате получается продукт высочайшего уровня. Две сотни оттенков с безупречными эксплуатационными характеристиками, работать с которыми одно сплошное удовольствие.
Отечественная краска Trane производства Standart завоевала популярность у местных райтеров. Отличается ценовой доступностью, быстротой высыхания, хорошей плотностью.
Австралийская AVT Paints известна недорогими аэрозолями Ironlak. Мировые мастера уличного искусства ценят эту марку за яркие, насыщенные цвета.
Искусство граффити
Напоследок хотелось бы отметить, что уличные художники это в полной мере проявление нашего времени. Самый традиционный инструмент живописца с древних времен это кисть. В наше время ее заменил баллон с краской. Хорошо это или плохо, не нам судить. Интересно и то, что искусство граффити, выйдя на улицы городов, оказалось очень даже демократичным. Теперь создать «полотно» может просто любой желающий. Умение наносить краску из баллона приходит быстро. Это настоящее достижение цивилизации. Оно позволило, не пачкая рук, создавать шедевры. Не сразу, но постепенно все получается. Главное, иметь хороший инструмент и тогда все получится.
Грунтуем фасад грунтовкой глубокого проникновения
Надеваем перчатки, переливаем грунтовку в удобную емкость и грунтуем фасад перед нанесением логотипа. Это очень важно, чтобы наш рисунок не отвалился со временем.
очень тщательно проходимся по всем дырочкам
Как использовать
Если мы говорим о граффити, то спрей можно наносить прямо на поверхность без предварительной подготовки, однако рекомендуется прежде провести нанесение первого-слоя-подложки, к примеру, из эмали.
А вообще инструкция по нанесению достаточно проста, и пошагово может быть отображена следующими пунктами:
Считается, что лучшим температурным режимом для нанесения спрея является температура от 20С и выше. Перед тем как начинать напыление баллончик тщательно взбалтывается, при этом внутри него должен отчётливо быть слышан стук металлического шарика.
Окрашивание производится на расстоянии до 30 см от поверхности, так краска ложится равномерно и не образует потеков.
Здесь есть интересны момент работы с площадью поверхности, который своими руками окрашивается двумя способами:
Наносится спрей на определенном расстоянии от поверхности
Нанесение всегда зависит от площади под окрашивание.
Гид по инструментарию граффити-художников
Мы много раз обращались к теме уличного искусства, но ещё ни разу не касались технических аспектов граффити. В этом материале мы расскажем о традиционных инструментах каждого уличного художника вроде аэрозольной краски и маркеров, а также о менее очевидных технологиях: LED-граффити, граффити из мха и многом другом.
Аэрозольная краска
Главный граффити-инструмент, созданный ещё в 1949 году, по сути, сформировал граффити-культуру в том виде, в котором она существует по сей день. Сейчас аэрозольная краска и граффити — это два неразрывных понятия, причём утвердившихся даже в сознании людей, сильно далёких от мира стрит-арта.
Краска для граффити состоит из красительного пигмента и растворителя. Чем больше красительного пигмента, тем краска гуще и лучше ложится на тёмные тона. Со временем красительный пигмент оседает. Для того чтобы эффективно смешивать краску, внутри баллона находится несколько металлических шариков. Они имеют одно нехорошее свойство — громко бренчат, особенно когда баллон полупустой. Граффитчики прикрепляют магнит на дно баллона, чтобы избавиться от ненужных звуков.
Несмотря на то, что популярность граффити постоянно росла начиная с 1970-х, выпуск специализированной краски был начат только в 1994 году испанской компанией Montana Colors. С тех пор количество производителей сильно увеличилось, вследствие чего появились разные виды краски: каждый разрабатывал свой уникальный рецепт, цветовую палитру и форму баллона. Также появилось несметное количество аксессуаров для баллонов: от большого ассортимента кэпов (насадок) до пистолетов-ухватов, позволяющих закрашивать поверхности одновременно двумя баллонами, используя при этом лишь одну руку. Граффитчики, в свою очередь, научились спускать давление в баллонах для снижения расхода краски и получения более тонких линий, переливать краску из одного баллона в другой и множеству других трюков. С ростом популярности граффити сами баллоны превратились в объект искусства.
Одно книжное издательство попросило французского художника самоучку Бенуа Оллива написать пару страниц о том, как научить подростков рисовать граффити. Спустя много часов раздумий Оллив пришёл к выводу, что учить нечему, кроме как предоставить инструмент для практики. Вместо чтения уроков и длинных дебатов, какие методы хороши, а какие нет, он создал свою книгу, в которой доступно объяснил свою точку зрения. All You Need to Know About Graffiti Is in This Book представляет собой книгу-шкатулку, где из вырезанных страниц образуется ниша, в которой лежит баллончик с краской.
Маркер
Маркер — второй по важности инструмент граффитчика. Имеет такое же важное значение в истории формирования граффити, как аэрозольная краска. По сути, с маркеров и началась история граффити. Со времён зарождения культуры райтеры использовали всевозможные маркеры: от детских перманентных до строительных восковых. Отдельным упоминанием хочется отметить самодельные маркеры, сыгравшие не последнюю роль в истории граффити. Изготавливаемые из кассет, бутылок из-под шампуней и дезодорантов, самодельные маркеры были популярны на протяжении всей истории граффити и даже сейчас, когда полки магазинов трещат от всевозможных брендов, видов и цветов. Самодельным был не только сам маркер, но и его наполнитель: в качестве краски использовали штемпельную краску и крем для обуви.
Сегодня маркеры принято делить на три типа: обычные или перманентные — с пропитанным тампоном внутри; помповые — со специальной полостью подачи краски; сквизеры — маркеры без специальной системы подачи краски к наконечнику, вследствие чего наконечник всё время влажный. Такой маркер может писать по любой поверхности, но нужна определённая сноровка, так как постоянное поступление краски приводит к большому количеству подтёков.
В 2010 году австралийская студия Everfresh, использующая в своих проектах различные граффити- и стрит-арт-техники, создала самый большой в мире маркер: полтора метра в высоту. Этот полнофункциональный маркер был представлен на выставке в Мельбурне. В серийное производство он не попал, но работоспособность доказана на многочисленных фотографиях.
Валик
Валик используют в основном для грунтовки поверхности перед началом работ или для быстрой заливки фона. Но иногда валик становится вполне самостоятельным инструментом для быстрого создания особенно больших работ. С помощью удлинительной палки можно покрывать труднодоступные места: например, находящиеся высоко над землёй или под крышей. Как в анекдоте про батарейки, главным недостатком валика является необходимость таскать с собой огромное ведро краски, поэтому такие работы явно не для одного человека.
Огнетушитель
Огнетушитель как инструмент уже давно вошёл в арсенал граффити-райтеров по всему миру и благодаря многочисленным инструкциям в интернете становится всё более популярен среди подрастающего поколения бомберов.
Использование огнетушителя для тегинга или бомбинга является результатом естественного хода развития граффити-культуры и корнями уходят во времена, когда не было лёгкого доступа к аэрозольной краске, широкого ассортимента кэпов и маркеров. Граффити прямо было связано с DIY-движением, где каждый райтер придумывал свой способ нанесения тегов, делал свой маркер.
Сейчас, когда граффити стало слишком доступным и коммерциализированным, когда каждая бойлерная украшена проплаченными кусками, а для старта коммерческого арт-проекта в первую очередь приглашают уличных художников, огнетушитель является олицетворением истинного граффити. Эстетика полученных рисунков вызывает вопросы даже в граффити-среде, а у простых граждан негодование зашкаливает даже сильнее, чем от привычных тегов. Для райтера же огнетушитель — это способ оставить свой тег высотой в семь метров в труднодоступном месте меньше чем за минуту, а главное — такой тег трудно и дорого удалить.
В прошлом году скандально известный художник Кидалт сделал десять золотых скульптур огнетушителей в натуральную величину в виде скелета грудной клетки. Все десять экспонатов он спрятал в различных городах по всему миру от Токио до Нью-Йорка и оставлял подсказки о местонахождении в социальных сетях. Некоторые из счастливчиков решили подзаработать на находках, выставив на продажу на eBay за несколько тысяч долларов.
В начале этого года Кидалт снова сделал десять скульптур чёрного цвета. «Нищебродский выпуск» художник продал на своём сайте в заранее объявленное время по цене 3 600 евро за штуку. Все экземпляры ушли менее чем за десять минут.
Пульверизатор
Огнетушители становятся всё популярнее в граффити-среде, но они обладают одним большим недостатком: их сложно перезаряжать, поэтому большая часть баллонов уходит на помойку после первого же использования. Из-за этого многие прибегают к пульверизаторам. Только не тем, которыми ваша мама опрыскивает цветы дома, а тем, которыми ваш дедушка опрыскивает огород на даче: помповыми, легко заряжаемыми пульверизаторами. Уровень давления можно регулировать самому с помощью ручной помпы, чтобы струя была ровнее, а баллон с краской убрался в рюкзак. Отлично подходит для написания огромных тегов.
Скретчер
Под понятие «скретчер» попадает всё, чем можно царапать поверхности. Самое широкое распространение получил абразивный брусок для заточки ножей, реже используется грубая наждачка. Также в ход идут ключи, пробки от бутылок, ножи и прочее.
Массовое распространение направление скретчити получило в конце 1980-х, когда в нью-йоркской подземке усилилась борьба с граффити: активность на поездах тогда частично удалось снизить, но взамен власти получили тонны исцарапанных окон. У граффитчиков старой школы в то время исцарапанные окна плотно ассоциировались со старушкой, которая в конце 1960-х исцарапала тысячу телефонных будок по всему Нью-Йорку с призывом молиться.
Сейчас к скретчити неоднозначное отношение даже в субкультурной среде. В основном этим занимаются малолетние вандалы, большинство из которых далеки от граффити-среды или же ничего из себя не представляют. Но встречаются и положительные примеры.
Помимо прочего, в 1980-е годы на волне борьбы с граффити в Америке был принят закон, запрещающий продавать краску несовершеннолетним, а также требование хранить краску в магазинах в решётчатых ящиках, чтобы её невозможно было украсть.
Одна из разработок Graffiti Research Lab, получившая признание в разных уголках планеты. LED-граффити — это возможность создать светящийся в темноте тег на любой металлической поверхности. LED-граффити состоит из магнита, батарейки и нескольких светодиодов. Такой тег может просуществовать несколько дней (пока батарейка не сядет). Магнит можно заменить на клей или скотч, но магнит легче размещать в труднодоступных местах.
Graffiti Research Lab — арт-группа, целью которой является оснащение граффитчиков, художников и протестующих инструментами городской коммуникации. Помимо LED-граффити, GRL разработали лазерные теги, которые можно создавать с помощью лазерной указки. Сейчас GRL базируются в студии FAT (Free Art and Technology). Один из последних проектов группы — это серия воркшопов по созданию маленьких дешёвых глушилок для мобильных телефонов.
Главный инструмент экограффити, или зелёного граффити, — мох. Идейно к граффити отношения не имеет и гораздо ближе к активистскому искусству или стрит-арту. Из мха делают специальный раствор, который потом кисточками наносят на поверхность, желательно в тёмном и влажном месте. По истечении времени на ней проступает рисунок. Концепция заключается в создании живого искусства: рисунок после нанесения живёт своей жизнью и создаёт мини-экосистему вокруг себя.
Мох — не единственный «вандальный» инструмент экоактивистов. Большую популярность завоевали зелёные гранаты, или сидинг-бомбы (по-русски семенные бомбы). Семенные бомбы стали самым быстрым и эффективным способом в борьбе за озеленение в городском ландшафте среди активистов. Бомбы представляют собой простую смесь глины, семян и удобрений, скатанную в шарики. Такими бомбами легко закидать пустой участок земли в городе и через некоторое время получить газон или куст — в зависимости от того, какие семена туда положить.
Обратное граффити
Также известен как «чистый тегинг», «грязный тегинг». Это метод создания граффити путём удаления грязи с какой-либо поверхности. По сути, надписи на грязных машинах «Помой меня» относятся к этому направлению, хоть и бессознательно. Но термин, выделивший отдельное направление в граффити-культуре, появился благодаря серьёзным работам, выполненным с помощью мощных мини-моек. Одним из родоначальников движения считается художник Moose. Он на протяжении десяти лет «отмывал» стены вдоль шоссе своими рисунками.
Так как в процессе создания не используются никакие вредные вещества, обратное граффити относится к экофрендли-искусству. Природа обратного граффити не деструктивна, соответственно, этот тип искусства относится к легальному, хотя в правительстве многих странах идут споры на этот счёт, так как многие коммерческие компании используют этот метод для рекламы своих продуктов, минуя все ограничения.
Большим спросом обратное граффити пользуется у коммерческих организаций с целью недорого и легально размещать рекламу своих услуг и товаров. В Англии работает большое количество компаний, предоставляющих услуги «художественных отмывателей поверхностей», а среди клиентов замечены Puma, Starbucks, Vans и другие.
Травление стекла
Это технология близка по духу к скретчингу и не имеет широкого распространения в граффити-среде ввиду опасности для самого райтера. Принцип основан на создании раствора из сильно токсичных компонентов, который помещается в самодельный маркер или сквизер. Рецептов в интернете много, но пары ингредиентов крайне вредны для здоровья, не говоря о попадании кислоты на открытые участки кожи. Теги, выполненные в этой технике, как и скретчити, невозможно стереть.