Для чего в храмах выставляли священные реликвии
Благодатный огонь, священная крайняя плоть и другие религиозные реликвии, которые вызывают споры даже у верующих
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Благодатный огонь
В последнюю пятницу накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня собираются тысячи паломников восточно-христианских вероисповеданий, чтобы засвидетельствовать схождение благодатного огня. Считается, что этот огонь «сходит с неба» в руки священнослужителям, и те раздают его собравшимся вокруг храма верующим. В Россию благодатный огонь из Иерусалима доставляют специальными самолетами.
В преддверии Пасхи священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня, рассказал, как происходит «чудо благодатного огня». В интервью израильскому телевидению он заявил, что благодатный огонь зажигают от масляной лампады. Это вызвало возмущение представителя коптской церкви, который потребовал немедленно остановить съемку.
Самуил Агоян в репортаже «Хадашот 2» сообщил, что ничего мистического в появлении благодатного огня нет. По его словам, патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель.
2. Грудное молоко Девы Марии
Одной из самых сомнительных христианских реликвий можно считать грудное молоко Девы Марии. В эпоху средневековья, ампулы с молоком Девы Марии были весьма популярным товаром. Молоку приписывали чудотворные свойства. Несложно догадаться, что в действительности это была подделка. Французский теолог Джон Кальвин критично замечал: «Даже корова за всю свою жизнь была бы не в состоянии произвести такое количество молока».
3. Зуб Будды
Из-за этой свяыни не раз развязывали войны. Специально для хранения зуба Будды в Канди построили храм Шри Далада Малигва, где он хранится и сегодня. Реликвия скрыта от глаз в золотой ступе открывают которую не каждый год и далеко не для всех. В редких случаях зуб выкладывают на золотую петлю, исходящую из золотого лотоса. Редкие счастливцы, которым довелось увидеть зуб, утверждают, что он около 9 см в длину и более 4 см в ширину. Сингальские буддисты утверждают, что Будда был настолько велик, что и все части тела его были огромны.
4. Кровь святого Януария
Святой Януарий был убит и обезглавлен в 305 году в вулканическом кратере Сольфара. После этого некая Евсевия собрала его кровь и принесла в Неаполь. С тех самых пор она стала «гарантом безопасности города». Святыню выносят ежегодно на показ, и считаетя добрым знаком, когда свернувшаяся кровь вновь становиться жидкой. За все время кровь не разжижалась только в 1527 и 1980 годах, когда случилась чума и землетрясение.
5. Хирку пророка Мухаммеда
Легендарный плащ пророка Мухаммеда был некогда привезен в Кандагар, что в Афганистане местным правителем Ахмед-Шахом. Для хранения плаща было построено специально здание, которое должно было также стать усыпальницей правителя. Уникальная мусульманская святыня хранится с XVIII века в святилище Кандагара
6. Ларец трех Волхвов
Гробница трех Волхвов – это самый большой реликварий в Старом мире. В тройном позолоченном саркофаге хранятся мощи святых. За время своего существования реликвия побывала в Константинополе, Милане, Кельне и в Иерусалиме.
7. Рука святой Терезы из Авилы
Одна из самых неоднозначных реликвий – это рука святой Терезы из Авилы. В свое время Святая Тереза сыграла значительную роль во время испанской гражданской войны. В XX веке мумифицированную конечность святой выкрал Франсиско Франко, который использовал ее в пропагандистских целях.
8. Десница Марии Магдалины
В 1191 году одна из двух рук Марии Магдалины хранилась в аббатстве Фекамп. Святой Гуго посетил это место в надежде получить реликвию, однако местные монахи отказали ему в этом. Тога Гуго просто откусил у мумифицированной руки два пальца.
9. Святая Екатерина из Сиены
Однажды Екатерине из Сиены было ведение о том, что сама Матерь Божья соединила ее руку и руку Христа обручальными кольцами. Это кольцо (само собой) было видно только ей, и носила его она до конца своей не очень продолжительной жизни. Умела будущая святая в 33 года. Местные жители хотели было оставить ее тело для поклонения, но им этого не позволили. Тогда преисполненная высоким чернь отрубила покойно голову.
10. Святая крайняя плоть
Крайняя плоть Иисуса Христа, по легенде, была отрезана у него на восьмой день и долго хранилась в Ватикане. Святыня была весьма популярна, поскольку считалось, что она списывает грехи за 10 лет. Известно, что в одном из видений Агнесса Бланбекин почувствовала святую крайнюю плоть у себя во рту, а святая Екатерина Сиенская, которой привиделось, что она помолвлена с Христом, носила святую крайнюю плоть, как кольцо. Всего в средние века по всей Европе насчитывалось до 18 «подлинных святынь». В 1990 году Священным синодом был издан указ, по которому любое
обсуждение Священной Крайней Плоти в духовных кругах каралось отлучением от церкви. Сегодня реликвия хранится в церкви Santissimo Nome di Gesù итальянского городка Calcata
11. Священный Эдесский мандилион
По легенде Эдесский мандилион – это полотенце, Иисус вытер лицо. По его поводу существует несколько весьма противоречивых легенд. По одной из них реликвия появилась после того, как царь Акбар Эдесский и послал своего гонца с письмом к Христу. В письме была просьба дать ему лекарство. Вернулся посол с полотенцем, на котором отпечатался облик Христа, а царь исцелился. Сегодня Мандилион Эдесский, который приравнивают к Туринской плащанице, хранится в Ватиканском дворце в часовне Матильды (Matilda chapel).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Краткая история реликвий
В Выставочном зале Патриаршего дворца в Московском Кремле открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Король Франции жил в XIII веке и среди прочего известен тем, что собирал реликвии, связанные с последними днями жизни Иисуса Христа
Что такое реликвии и откуда они взялись
Особую роль в деле собирания таких реликвий сыграл король Франции Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 году, спустя 27 лет после смерти. Людовик возглавлял Седьмой и Восьмой крестовые походы. Вернувшись из Святой земли, он заложил при королевском дворце церковь Сент-Шапель и решил хранить там реликвии, связанные с крестной жертвой Христа. Часть их пропала во время Великой французской революции, а то, что уцелело, в 1804 году, уже при Наполеоне, перешло в ведение парижского архиепископа и было перенесено в собор Парижской Богоматери, где хранится до сих пор.
Вера в магическую силу реликвий для средневекового человека была явлением чрезвычайно рациональным. Культ реликвий базируется на убеждении, что сила святого после смерти остается в его останках и в вещах, к которым он прикасался. Поэтому реликвии можно разделить на два типа: собственно мощи и так называемые контактные реликвии — brandea, то есть объекты, к которым святой прикасался. К библейской истории относятся преимущественно реликвии второго типа.
Сперва мощи хранились в закрытых ящичках, которые называют «ковчежцами». Начиная с XIII века их начали выставлять на всеобщее обозрение: класть в прозрачные емкости, а те, в свою очередь, в драгоценные реликварии. Реликварий, или мощевик, мог иметь самую причудливую форму — в том числе воспроизводить очертания самой реликвии.
Реликварий с рукой Карла Великого. Изготовлен в Лионе в конце XV века по приказу Людовика XI. Хранится в Аахене, Германия, в королевской капелле © Jim Forest / CC BY-NC-ND 2.0
Монастыри, монашеские ордена, конкретные церкви и их приходы, владевшие реликвиями, в глазах верующих наделялись особой близостью к святым, а владение реликвиями обеспечивало славу и привлекало паломников. Часто реликвии приобретали функцию инсигний, то есть знаков власти. Обладание ими (например, копьем Лонгина или терновым венцом) считалось залогом политического успеха, а потеря — знаком провала.
Ясли Христовы
С яслями Иисуса, то есть кормушкой для скота, служившей колыбелью Христу, связаны две реликвии. Во-первых, под амвоном базилики Рождества Христова в Вифлееме находится маленькая часовня, внутри которой мрамором отмечено углубление, где, по преданию, стояла колыбель Иисуса. Вторая — это сами ясли (вернее, их деревянная часть), которые в VII веке по приказу папы римского были вывезены в Рим, после того как Иерусалим был захвачен персами. Ясли и сейчас хранятся в Риме — в церкви Санта-Мария-Маджоре.
Молочные зубы Христа
Сегодня ни одна церковь не утверждает, что ей принадлежат молочные зубы Иисуса. Однако сохранились свидетельства о том, что, помимо монастыря Святого Медарда, на обладание этой реликвией претендовала часовня в Венсенском лесу Парижа (зуб упоминается протестантом Пьером Муланом в XVI веке), часовня в Версале (последнее упоминание в 1792 году) и церковь Святой Мадлены в Нуайоне (конец XVIII века).
Плат Вероники
Плат Вероники — нерукотворное изображение Христа. Важно не путать его с Туринской плащаницей — полотном, в которое Иисус был завернут после снятия с креста, а также с Мандилионом С греческого Άγιον Μανδήλιον означает «святой плат». (он же Спас Нерукотворный из Эдессы), другими реликвиями, чудесно возникшими без участия художника. По преданию, когда Иисус нес крест на Голгофу, стоявшая в толпе женщина по имени Вероника подала ему платок, чтобы он утер лицо. На платке отпечаталось изображение лика Спасителя.
Реликвия, именуемая плат Вероники, хранится в соборе Святого Петра в Риме. В годы своего правления в 1623–1644 годах папа римский Урбан VIII запретил делать копии с плата Вероники и приказал уничтожить уже существующие репродукции. Пастве плат Вероники показывают единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого поста. Реликвию демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Копье Лонгина
Статуя святого Лонгина работы Бернини в базилике Святого Петра, над которой на балконе в реликварии хранится копье Лонгина © flickr.com/MA1216 / CC BY-NC-ND 2.0
Копье, которым был заколот Иисус, впервые упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 19:34): «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». И все же сохранившуюся до наших дней реликвию не стоит отождествлять с копьем, описанным в Библии.
Коронация Генриха II Святого. Миниатюра начала XI века Sakramentar Heinrichs II / Bayerische Staatsbibliothek
Существует несколько копий копья Лонгина, из которых лучше всего известна история так называемого венского копья, хранящегося в Хофбурге. Самое раннее его изображение встречается на миниатюре XI века, где изображена коронация императора Священной Римской империи Генриха II Святого. Наконечник состоит из двух пластин, стянутых проволокой, и втулки, в которой крепилось древко. В лезвие вставлен один из гвоздей, которыми Иисус был прибит к кресту. Пластины покрывает золотой кожух с надписью Lancea et Clavus Domini («Копье и гвоздь Господни»).
Копье Лонгина из армянского Эчмиадзинского монастыря Wikimedia Commons
В Средние века считалось, что обладание копьем делало правителя непобедимым в бою: именно так объяснялись победы в битвах Карла Мартелла при Пуатье (732 год), Оттона I — на реке Лех (955 год) и Карла Великого (в многочисленных сражениях). Вера в особую силу и значимость копья дожила и до XX века: по личному указу Гитлера после аншлюса Австрии в 1938 году венское копье было ненадолго перевезено в Нюрнберг.
Животворящий Крест
Как пишет римский церковный историк IV века Руфин Аквилейский, после обретения истинного Креста императрица Елена отослала его фрагмент своему сыну, императору Константину. Положение изменилось после того, как шах Хосров II захватил Иерусалим и вывез Крест в иранский город Ктесифон, неподалеку от Багдада. Вернул Крест византийский император Ираклий, а затем перевез в Константинополь: Иерусалим находился под постоянной угрозой арабского завоевания. Так с VII века реликвия стала важным участником ежегодного праздника Крестовоздвижения.
Икона «Поклонение Кресту», предположительно, Ивана Салтанова. 1677–1678 годы Изображение креста с предстоящими святым царем Константином, святой царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном. В центре изображен семиконечный Кийский крест, который был сделан по заказу патриарха Никона в Палестине. В него было вложено около 300 частиц святых мощей (на иконе они обозначены звездами и прямоугольниками с надписями).
Московский Кремль; Wikimedia Commons
Отдельные частички Креста разнеслись по всей средневековой Европе. Одна была вывезена из Константинополя в Венецию в 1205 году, другие две — в 1241 году в Париж. Еще один фрагмент был инкрустирован в Кийский крест Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского Крестного монастыря на острове Кий. патриарха Никона, который сейчас хранится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Гвозди из Креста
С первых веков существования христианства ведутся споры о том, сколько гвоздей использовалось при распятии. По разным версиям, их было либо два (руки Иисуса прибиты гвоздями, а ноги привязаны к кресту веревкой), либо три (Григорий Богослов пишет, что руки были прибиты двумя гвоздями, а ноги — одним), либо четыре (Григорий Турский настаивал на двух гвоздях в руках и еще по одному в каждой ступне).
Обретение гвоздей связано с той же императрицей Еленой — дальнейшая история этих реликвий не столь однозначна. Историк Феофан Исповедник в своей «Хронографии» утверждает, что два гвоздя Константин употребил на изготовление узды Уздечка отсылает к Книге пророка Захарии, где говорится: «В то время даже на конских уборах будет начертано: „Святыня Господу“» (Зах. 14:20). для боевого коня, а третий вковал в свой шлем. Амвросий Медиоланский рассказывает, что один гвоздь был использован для изготовления уздечки, а второй — для диадемы: «один — для красоты, а другой — для проявления своей веры и благочестия». Григорий Турский пишет, что в уздечку коня императора Константина были вкованы два гвоздя. Сократ Схоластик пишет, что два гвоздя Елена утопила в Адриатическом море, чтобы укротить шторм, который начался, когда она плыла на корабле в Рим.
Терновый венец
Венец с шипами, возложенный на голову Иисуса во время поругания, впервые упоминается в Евангелиях. У Марка: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (Мк. 15:16–18). У Матфея: «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29). У Иоанна: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин. 19:2–3).
Прибытие тернового венца в Париж и встреча его Людовиком IX Святым. Миниатюра из манускрипта «Le Livre des faiz monseigneur saint Loys». XV век Bibliothèque nationale de France
Реликвию описывают паломники, посещавшие Иерусалим в IV–VI веках. Потом венец был перевезен в Константинополь. Точная дата translatio неизвестна, но мы знаем, что к 614 году, когда город был захвачен персами, венца в нем уже не было. В 1239 году Людовик Святой перекупил реликвию у императора Латинской империи Латинская империя — государство, возникшее в 1204 году, после того как крестоносцы захватили Константинополь. Балдуина II за огромную сумму (около 140 000 золотых ливров), и 10 августа 1239 года терновый венец прибыл во Францию. Людовик встретил его в городе Вильнёв-л’Аршевек, снял с себя все знаки царской власти и босиком, в рубище пронес его до города Санса. 18 августа венец был торжественно внесен в Париж и помещен в часовне Святого Николая при королевском дворце. Позже Людовик повелел построить для святыни специальную капеллу-реликварий — Святую капеллу, или Сент-Шапель, — где венец хранился с 1248 года и до Великой французской революции. После революции он был передан в сокровищницу собора Парижской Богоматери, где и хранится до сих пор.
Шипы из венца, как и гвозди из Креста, в Средние века множились. Их список приводит в «Трактате о реликвиях» Жан Кальвин, не скрывая своей иронии:
«Третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в римской церкви Святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна, — три; в Мон-Руаяле — три; один — в соборе Овьедо в Испании; в соборе Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе, в Маконе, в Шарру, в Пуату, в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре, в Сен-Флур, в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе, в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне — по одному».
aslan
журнал индульгирующего нагвалиста
кандидат в мастера спорта по вольной прокрастинации
Глядя на ажиотаж вокруг т.н. даров волхвов, которые были привезены месяц назад из греческого Афона в Россию на радость верующим в них, я задался вопросом: «а что это за реликвия на самом деле? действительно ли дары т.н. волхвов описанных в Библии сохранились? а что еще из описанного неизвестными авторами в Библии сохранилось до наших времен, и насколько все это соответствует правде?».
Я провел небольшое расследование, покопался в интернетах и обнаружил, что на самом деле таких предметов более чем предостаточно, и вполне возможно, что в ближайший год в столицу привезут артефакты посерьезнее, чем пояс богородицы и т.н. дары волхвов, например.
Раз мы начали копаться в грязном белье христианских реликвий, начнем с одежд Иисуса Христа и его матери Марии (богородицы).
Хитон Иисуса и Риза Господня.
Нижнее белье (хитон) Христа по преданию досталось одному из римских стражей, который участвовал в распятии. Так как хитон был бесшовный, если бы они разделили его, то он распустился бы на нитки, потому стражи кинули жребий, и так исподнее Христа обрело нового хозяина. В отличие от хитона, ризу Христа (верхнюю одежду) разделили на части, которые через некоторое время покинули Иерусалим с новыми владельцами реликвий. В общем существуют армянская, грузинская и сирийская версии того, как начались необыкновенные приключения одежды после распятия.
Есть версия, что хитон попал в Грузию и до сих пор остается там, в основании Мцхетского Патриаршего собора. Изображение хитона даже попало на герб князей Багратионов царствовавших в Грузии.
Риза Христа.
Риза, в отличие от хитона является верхней одеждой. Ее можно разрезать на части без опаски, что ткань распустится, что с ней и сделали, опять же со слов неизвестных свидетелей. Однако начнем с самого начала, то есть с грузинской версии, по которой хитон попал в Грузию в стародавние времена. А при чем здесь хитон спросите вы? Дело было так: по легенде т.н. хитон Иисуса попал в закавказскую страну и пролежал там в Мцхетском Патриаршем соборе до 17 века, пока в Грузию не вторгся персидский шах Аббас I, который и прихватизировал бесценную реликвию. Не понятно каким образом хитон превратился в ризу, но дальше история повествует о священной одежде как о ризе. В общем, как пишут в интернетах, русский посол надоумил его послать ризу в дар царю Михаилу Феодоровичу, что шах и сделал.
Впоследствии риза была расчленена и со временем разные ее части обрели покой в храмах Киева, Санкт-Петербурга и в Москве, в храме Христа Спасителя, куда попала из Ярославского музее-заповедника, где она была чудом найдена всего лишь 12 лет назад, в 2002г. К сожалению фоток отрезов священной ткани не нашел.
Храм Христа Спасителя
Латеранская базилика в Риме
Паломники, не будь дураками смекнули, что реликвии нужно место достойнее, чем хатка пожилой еврейки. Они ночью, незаметно измерили измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь, где она хранилась в их доме, пока чудеса причиняемые ризой не заставили воров признаться константинопольскому патриарху в том, что они уперли святыню из Назарета.
Влахернская церковь в Зугдиди.
Построили для священной реликвии храм в Константинополе, и находилась она там тысячу лет до середины 15 в. пока не сгорел этот самый храм. После этого события святыня опять пустилась в путешествие. Как и полагается священной реликвии, ее тоже расчленили, и части ризы со временем попали в разные храмы мира: в Латеранскую базилику в Риме, Влахернскую церковь в Зугдиди и в Московский Кремль в Церковь Ризоположения. Фоток отрезов ткани нет, можете сами поискать святыни в этих храмах.
Церковь Ризоположения в Московском Кремле.
Туринская плащаница.
Следующая христианская реликвия представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия. Первое документальное упоминание этой почитаемой в христианстве реликвии датировано началом 13 в. О ней пишут как пилигримы, видевшие плащаницу в Константинополе в храме, где хранилась риза богоматери, так и крестоносцы, разграбившие чуть позже этот храм.
После последнего события (разграбление крестоносцами храма) плащаница исчезает из поля зрения летописцев на полтора столетия и опять возникает чудесным образом, но уже во Франции. В общем с разными приключениями плащаница попадает в Турин, где и хранится с 1578 г. В конце 19 века один фотограф сделал снимок реликвии и обнаружил на негативе человеческий лик, что породило очередную волну интереса к этой реликвии.
Существуют разные версии возникновения плащаницы, одни ученые говорят, что это средневековая подделка, другие в это не верят. В общем, все как обычно в вопросе веры. Святое покрывало выставляют на всеобщее обозрение раз в четверть века, потому сомневаюсь, что в ближайшее время вам получится его увидеть.
Собор Иоанна Крестителя в Турине.
Крест Господень, он же животворящий крест.
История с крестом, на котором был распят сын бога запутана и длинна, как впрочем и у любой христианской реликвии и достойна отдельного романа. Но формат поста в рамках журнала индульгирующего нагвалиста не позволяет раскрыть имена всех, кто обнаружил и обнародовал нахождение истинного креста, потому кратко скажу, что главный символ христианства был по преданию также найден в Иерусалиме, откуда его частями (старый, проверенный способ) вывозили в Константинополь и в разные города Европы.
Причем, что интересно, щепки от т.н. животворящего креста вывозили с 4 в. вплоть до 14 в. Эразм Роттердамский в свое время иронически подметил, что если собрать все части привезенные в Европу, то можно из них построить дом. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.
Что же делали с этими частями от животворящего креста, спросите вы? Одни обрамляли его в золото и носили на теле, другие (в основном представители церквей) помещали святую щепку в основание крестов, коих сейчас великое множество во многих странах.
Пояс богородицы.
Предание гласит, что пояс богородицы, который в 2011 году вызвал ажиотаж в столице был передан предкам той еврейки, которой принадлежала и риза девы Марии. Но как мы помним, двое византийских аристократов уперли ризу обманув ее предыдущую хозяйку. Вполне возможно, что и пояс был умыкнут за компанию. По крайней мере история гласит, что этот аксессуар попал в Константинополь примерно в то же время, что и риза богородицы.
Терновый венец.
Как и многие христианские реликвии, терновый венец, который якобы был на Христе во время экзекуций, попал из святой земли в Константинополь, а чуть позже в Париж. Король тогдашней Византии отдал французскому монарху реликвию в обмен на финансовую поддержку. Святыне, как и следует построили именную церковь, где она хранилась до французской революции. После прихода Наполеона к власти, венец переселился в Собор Парижской Богоматери.
В конце 19 века святыню на всякий случай запаяли в круглую стеклянную колбу и теперь нет никакой возможности проверить сколько ей лет.
Терновый венец выносят к тысячам верующих каждую первую пятницу месяца, а в католический Великий пост — каждую пятницу и в Страстную пятницу. Отдельные шипы от венца, разошлись по странам Европы в качестве подарка от французских королей, где и хранятся в различных храмах.