Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения

Указатели напряжения

Указатели напряжения — переносные приборы, предназначенные для проверки наличия или отсутствия напряжения на токоведущих частях. Такая проверка необходима, например, при работе непосредственно на отключенных токоведущих частях, при контроле исправности электроустановок, отыскании повреждений в электроустановке, проверке электрической схемы и т.п.

Во всех этих случаях требуется установить лишь наличие или отсутствие напряжения, но не его значение, которое, как правило, известно.

Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть картинку Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Картинка про Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряженияВсе указатели имеют световой сигнал, загорание которого свидетельствует о наличии напряжения на проверяемой части или между проверяемыми частями. Указатели бывают для электроустановок до 1000 В и выше.

Указатели, предназначенные для электроустановок до 1000 В, делятся на двухполюсные и однополюсные.

Двухполюсные указатели требуют прикосновения к двум частям электроустановки, между которыми необходимо определить наличие или отсутствие напряжения. Принцип их действия — свечение неоновой лампочки или лампы накаливания (мощностью не более 10 Вт) при протекании через нее тока, обусловленного разностью потенциалов между двумя частями электрической установки, к которым прикасается указатель. Потребляя малый ток — от долей до нескольких миллиампер, лампа обеспечивает устойчивый и четкий световой сигнал, излучая оранжево-красный свет.

После возникновения разряда ток в цепи лампы постепенно увеличивается, т.е. сопротивление лампы как бы уменьшается, что в конце концов приводит к выходу лампы из строя. Для ограничения тока до нормального значения последовательно с лампой включается резистор.

Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть картинку Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Картинка про Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения

Двухполюсные указатели могут применяться в установках как переменного, так и постоянного тока. Однако при переменном токе металлические части указателя — цоколь лампы, провод, щуп могут создать емкость относительно земли или других фаз электроустановки, достаточную для того, чтобы при касании к фазе лишь одного щупа указатель с неоновой лампочкой светился. Чтобы исключить это явление, схему дополняют шунтирующим резистором, шунтирующим неоновую лампочку и обладающим сопротивлением, равным добавочному резистору.

Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть картинку Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Картинка про Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряженияОднополюсные указатели требуют прикосновения лишь к одной — испытуемой токоведущей части. Связь с землей обеспечивается через тело человека, который пальцем руки создает контакт с цепью указателя. При этом ток не превышает 0,3 мА.

Изготовляются однополюсные указатели обычно в виде автоматической ручки, в корпусе которой, выполненном из изоляционного материала и имеющем смотровое отверстие, размещены сигнальная лампочка и резистор; на нижнем конце корпуса укреплен металлический щуп, а на верхнем — плоский металлический контакт, которого пальцем касается оператор.

Однополюсный указатель может применяться только в установках переменного тока, поскольку при постоянном токе его лампочка не горит и при наличии напряжения. Его рекомендуется применять при проверке схем вторичной коммутации, определении фазного провода в электросчетчиках, ламповых патронах, выключателях, предохранителях и т.п.

При пользовании указателями напряжения до 1000 В можно обходиться без защитных средств.

Указатели для электроустановок напряжением выше 1000 В, называемые также указателями высокого напряжения (УВН), действуют по принципу свечения неоновой лампочки при протекании через нее емкостного тока, т.е. зарядного тока конденсатора, включенного последовательно с лампочкой. Эти указатели пригодны лишь для установок переменного тока и приближать их надо только к одной фазе.

Конструкции указателей различны, однако всегда УВН имеют три основные части: рабочую, состоящую из корпуса, сигнальной лампы, конденсатора и пр, изолирующую, обеспечивающую изоляцию оператора от токоведущих частей и изготовляемую из изоляционных материалов, рукоятку, предназначенную для удержания указателя.

Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Смотреть картинку Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Картинка про Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения. Фото Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряженияПри пользовании УВН необходимо применять диэлектрические перчатки. Каждый раз перед применением УВН необходимо произвести наружный осмотр его, чтобы убедиться в отсутствии внешних повреждений и проверить исправность его действия, т.е. способность подавать сигнал.

Такая проверка производится путем приближения щупа указателя к токоведущим частям электроустановки, заведомо находящимся под напряжением. Проверка исправности может производиться и с помощью специальных источников высокого напряжения, а также с помощью мегомметра и, наконец, путем приближения щупа указателя к свече зажигания работающего двигателя автомобиля или мотоцикла.

Запрещается заземлять указатели, поскольку они и без заземления обеспечивают достаточно четкий сигнал, к тому же заземляющий провод может, прикоснувшись к токоведущим частям, явиться причиной несчастного случая.

В отдельных ситуациях, когда емкость указателя относительно заземленных предметов оказывается весьма малой (например, при работах на деревянных опорах воздушных линий электропередачи), указатель напряжения должен быть заземлен.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Для чего в судовых электроустановках используют указатели напряжения

ПОТ Р О-152-31.83.03-97

ПРАВИЛА
ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИИ
РЕМОНТИРУЕМЫХ И СТРОЯЩИХСЯ СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА

Дата введения 1998-07-01

РАЗРАБОТАНЫ ЗАО Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Первый заместитель Генерального директора по научной работе, д-р техн. наук С.Н.Драницын

Зав. отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель темы, зав. лабораторией электротехники, к.т.н. В.Д.Филимонов

Ответственный исполнитель, научный сотрудник А.С.Бровкин

ВНЕСЕНЫ Отделом охраны труда Департамента кадровой и социальной политики Министерства транспорта Российской Федерации

Начальник отдела Н.А.Агошков

СОГЛАСОВАНЫ Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 4117-ЕК

ВВОДЯТСЯ взамен «Правил по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ» (РД 31.83.03-85).

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ

1.1 Настоящие Правила устанавливают требования электробезопасности к электрооборудованию временного электроснабжения ремонтируемых и строящихся судов морского флота, находящихся у причалов, в доках и на стапелях судоремонтных заводов (СРЗ).

1.2 Правила предусматривают требования по обеспечению безопасности электротехнического персонала электромонтажного цеха и отдела главного энергетика СРЗ при выполнении на судах работ по монтажу (демонтажу) и эксплуатации электрооборудования временного электроснабжения, а также производственного персонала цехов, участков, выполняющего судовые работы с использованием переносного электроинструмента, ручных электрических машин и передвижных электроустановок.

1.3 Правила содержат дополнительные требования к администрации и членам экипажей ремонтируемых судов, обязывающие их принимать меры безопасности при выполнении ремонтных работ производственным персоналом СРЗ в условиях эксплуатации судовой сети, подключенной к береговому электроснабжению.

1.4. Правила предусматривают также требования к конструкторской документации проектов на временное электроснабжение судов, которые должны быть учтены проектно-конструкторскими бюро СРЗ.

1.5. Термины и определения, использованные в тексте Правил, приведены в Приложении 1.

Правила разработаны с учетом требований государственных стандартов и отраслевых нормативных документов (Приложение 2).

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Требования к конструкторской и технологической документации

2.1.1. При разработке конструкторской и технологической документации на временное электроснабжение ремонтируемого или строящегося судна должно быть учтено наличие на нем судовых помещений с повышенной опасностью и особо опасных в отношении возможности поражения электрическим током электротехнического и производственного персонала. (Классификация помещений в отношении опасности поражения людей электрическим током приведена в приложении 8 к РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота» и в «Правилах устройства электроустановок» (ПУЭ) п.1.1.13).

2.1.2. Для каждого ремонтируемого и строящегося судна к началу производства работ на нем должна быть разработана следующая конструкторская документация:

— технический проект на временное электроснабжение (допускается типовой по сериям судов), соответствующий технологии ремонта или постройки судна;

— рабочая документация, в комплект которой должен входить текстовый документ: «Техническое описание и инструкция по эксплуатации электрооборудования (ЭО) временного электроснабжения» (примерный перечень рабочей документации приведен в приложении 3);

— инструкции по техническому обслуживанию (ТО) электроустановок, монтируемых на время ремонта или постройки судна, разработанные с учетом конкретных условий производства работ на судах. При этом инструкции должны содержать раздел «Указания мер безопасности», предназначенные для предупреждения случаев электротравматизма.

2.1.3. При разработке рабочей документации должны быть предусмотрены следующие защитные меры электробезопасности:

— защитные заземления корпусов электрооборудования;

— применение в необходимых случаях устройств защитного отключения (УЗО);

— применение разделительных и понижающих трансформаторов при использовании электроинструмента и ручных электрических машин;

— заземление и зануление корпуса судна при системе питания трехфазным током с заземленной нейтралью.

2.1.4. Выбор электрооборудования на стадии проектирования временного электроснабжения рекомендуется производить с учетом данных таблицы (приложение 4), в которой приведены обобщенные характеристики судовых помещений и соответствующее конструктивное исполнение электрооборудования по степени защиты в соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов. Морской регистр судоходства. Часть XI. Электрическое оборудование».

2.1.5. Конструкторская документация на системы временного электроснабжения судов и инструкции по ТО временных электроустановок должны быть разработаны с учетом требований следующих нормативных документов:

2.1.6. Документация технического проекта на временное электроснабжение судна и инструкции по ТО электроустановок должны быть согласованы с главным энергетиком, руководителем службы охраны труда и утверждены главным инженером СРЗ.

2.2. Требования к электротехническому персоналу

2.2.1. Обучение и инструктажи по безопасному производству работ должны проводиться с электротехническим персоналом СРЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, РД 31.87.01-95 «Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений морского транспорта» и РД 31.87.03-95 «Положение об обучении, инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта».

2.2.2. Руководителем работ по эксплуатации и ремонту электроустановок временного электроснабжения судов назначается лицо из административно-технического персонала СРЗ, имеющее квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV.

2.2.3. К работам по временному электроснабжению ремонтируемых и строящихся судов допускаются лица мужского пола достигшие 18-летнего возраста, имеющие:

— заключение медицинской комиссии на допуск к работе с электроустановками;

— удостоверение с группой по электробезопасности не ниже III, выдаваемое квалификационной комиссией после прохождения производственного обучения и проверки знаний.

2.2.4. К работам на судах с использованием электроинструмента и ручных электромашин или передвижных электроустановок допускается электротехнологический персонал производственных цехов и участков, имеющий группу по электробезопасности не ниже II.

2.2.5. Электротехнический персонал обязан соблюдать общие требования по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности в соответствии с РД 31.83.04-89 «Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота».

По вопросам охраны труда и производственной санитарии, не предусмотренным настоящими Правилами, работающие должны руководствоваться инструкциями по охране труда для конкретных профессий и видов работ.

2.3. Обязанности администрации и членов экипажей ремонтируемых судов при электроснабжении от береговой сети

2.3.1. По распоряжению администрации судна общее руководство действиями дежурного электрика СРЗ и членов экипажа по подключению (отключению) судовой сети к береговой возлагается на электромеханика (или на лицо, заменяющее его) в соответствии с положениями РД 31.21.81-79 «Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей».

2.3.2. Электромеханик должен ежедневно проверять исправность судовой сети общего и аварийного освещения проходов по судну и маршрутов эвакуации людей. Дополнительное освещение ремонтных зон на судне и рабочих мест должен обеспечивать электротехнический персонал СРЗ.

2.3.3. При электроснабжении судна от береговой сети электромеханик обязан:

— проконтролировать правильность подсоединения проводников заземления и зануления корпуса судна и береговой электроколонки в соответствии с требованиями раздела 6 (п.6.1 и 6.6) настоящих Правил;

— измерять сопротивление изоляции передвижных электроустановок на напряжение 380 В, подключаемых к судовой сети, перед началом выполнения ремонтных работ производственным персоналом СРЗ;

— контролировать выполнение ремонта судового электрооборудования электротехническим персоналом СРЗ. При этом перед началом работ должны быть выполнены необходимые технические мероприятия для обеспечения безопасности труда работающих в соответствии с «Извещением по охране труда N 1-95» (п.5.7) к РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота» и РД 31.21.30-97 «Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций». Часть VI «Судовое электрооборудование».

2.4. Порядок пользования средствами защиты

2.4.1. Электротехнический персонал СРЗ обслуживающий электроустановки, должен быть снабжен основными электрозащитными средствами и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами комплектования, установленными для цехов, участков СРЗ (перечень средств защиты приведен в приложении 5).

2.4.2. В помещениях распределительных устройств (РУ) временного электроснабжения судов должны находиться средства защиты, перечень которых приведен в «Нормах комплектования средствами защиты РУ до 1000 В» (приложение 8 к «Правилам применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним»).

Указанные средства защиты необходимо хранить в ящиках, сумках или чехлах.

2.4.3. Лица, получившие средства защиты в индивидуальное пользование, отвечают за правильную их эксплуатацию и своевременную отбраковку.

2.4.4. Ответственность за своевременное обеспечение персонала испытанными средствами защиты, организацию правильного хранения, проведение периодических осмотров и испытаний средств защиты несет администрация цеха, участка, отдела.

2.4.5. Основные электрозащитные средства и резиновые диэлектрические галоши, полученные для эксплуатации от заводов-изготовителей или со складов, должны быть проверены по нормам эксплуатационных испытаний. В процессе эксплуатации электрозащитные средства следует подвергать периодическим и внеочередным (проводимым после ремонта) испытаниям в соответствии с нормами и сроками испытаний средств защиты (Приложение 5).

2.4.6. Перед каждым применением средства защиты персонал обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, а также проверить по штампу срок годности.

Запрещается применение средств защиты с истекшим сроком годности.

2.4.7. Рабочие места при ТО электроустановок должны оборудоваться защитными ограждениями (щиты, изолирующие накладки) с вывешиванием постоянных или переносных предупреждающих знаков безопасности с надписью: «СТОЙ! НАПРЯЖЕНИЕ».

На рукоятках временно отключенных коммутационных аппаратов РУ должна вывешиваться табличка с запрещающей надписью: «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! Работают люди».

Все знаки безопасности и таблички с надписями вывешиваются и снимаются одним из работающих из числа электротехнического персонала.

2.4.8. Знаки и таблички с дополнительными надписями должны изготавливаться из листового изоляционного материала и соответствовать требованиям ОСТ 31.0013-96. «ССБТ. Суда морские. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

2.4.9. Электромонтажные работы на судах на высоте более 1,3 м от поверхности палубы или рабочего настила должны выполняться с применением предохранительных поясов и страховочных канатов (по ГОСТ 12.4.089-86), если не предусмотрена специально огражденная площадка.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СУДОВ

3.1. Источники электропитания и распределительные устройства электроприемников

3.1.1. Электроснабжение ремонтируемых и строящихся судов может быть осуществлено как переменным, так и постоянным током в зависимости от источников питания, имеющихся на предприятии, и в соответствии с проектом временного электроснабжения.

В зависимости от рода тока и назначения электроприемников на всех стадиях ремонта и постройки судов допускается применение напряжений, указанных в таблице 1.

Максимально допустимые значения напряжений для электроприемников

Максимально допустимые значении напряжений, В

Силовые электроприемники и сварочные агрегаты.

Общее временное освещение (при высоте подвеса светильников не менее 2,5 м над палубой).

Общее временное освещение (при высоте подвеса светильников менее 2,5 м над палубой, РД 31.83.04-89, п.1.11.9.).

Ручные переносные светильники.

Электроинструмент и ручные электромашины класса II

Электроинструмент и ручные электромашины класса III

42 В, 50 Гц или
42 В, не выше 200 Гц

Источник

Правила электробезопасности

Требования по обеспечению безопасности ТЭ судовых тех­нических средств, в том числе СЭО и ЭСА, определены Пра­вилами техники безопасности на судах морского флота (ПТБ).

Ответственность за соблюдением на судах ПТБ несет капи­тан, который обязан лично или через своих помощников и на­чальников служб принимать все необходимые меры для преду­преждения случаев травматизма. Каждый член командного со­става судна отвечает за безопасность труда членов экипажа и обязан контролировать выполнение членами экипажа ПТБ и обучать подчиненных ему лиц безопасным методам работы.

Контроль и ответственность за соблюдение ПТБ во время выполнения работ возлагается на лицо командного состава, непосредственно возглавляющего эту работу или давшего распо­ряжение о ее выполнении. Ответственность за происшедшие не­счастные случаи несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили ПТБ, соответствующие судовые ин­струкции или не приняли должных мер, обеспечивающих без­опасность работ.

При поступлении на судно лица командного или рядового состава неэлектротехнического персонала, по роду работы за­нимающиеся использованием СЭО, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механи­ка или электромеханика. Об этом должна быть сделана запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасно­сти. Эти лица командного состава, а также электромеханики I, II и III разрядов должны ежегодно проходить проверку знаний ПТБ в соответствующем объеме, указанном в приложе­нии 9 ПТБ.

Электромеханики I, II и III разрядов должны:

технически обоснованно понимать опасность при работе в электротехнических установках и исчерпывающе знать ПТБ при эксплуатации судовых электроустановок;

уметь организовать безопасное ведение работ в электроуста­новках и знать приемы освобождения пострадавших от дейст­вия электрического тока, уметь оказывать при этом помощь.

Старшие электрики и электрики, проходящие проверку ПТБ ежеквартально, должны, кроме того:

отчетливо представлять опасности при работе в электриче­ской установке и знать общие ПТБ, в частности Правила ос­мотра СЭО и его ТО;

знать ПТБ по тем видам работ, которые входят в круг обя­занностей, правила пользования защитными средствами, приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока и уметь практически их применять;

уметь организовать работу в электроустановках с соблюде­нием ПТБ.

Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан проводить занятия один раз в три месяца с лицами, не относящимися к электротехническому персоналу, по устройству используемого ими СЭО для обеспечения без­опасной эксплуатации, контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать ме­ры по устранению нарушений правил электробезопасности.

Защитные средства. Изоляцию обслуживающего персонала от токоведущих частей обеспечивают защитные изолирующие средства, которые разделяются на основные и дополнительные.

Основные изолирующие защитные средства обладают достаточно высокой электрической прочностью и спо­собны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановки. С помощью этих средств обслуживающий персонал может работать с токоведущими частями, находящимися под напряжением. К основным изолирующим средствам относятся следующие:

Дополнительные изолирующие защитные средства самостоятельно не обеспечивают защиту обслужи­вающего персонала от поражения электрическим током при ра­бочем напряжении электроустановки, а служат только для уси­ления защитного действия основных изолирующих защитных средств, вместе с которыми они и применяются. К дополнитель­ным изолирующим защитным средствам относятся:

Индивидуальные вспомогательные защит­ные средства предназначены для защиты работающего oт световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы, противогазы).

Ограждающие защитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей и предупреждения от ошибочных действий с коммутационными аппаратами (временные переносные ограждения, изолирующие на кладки и колпаки, временные переносные заземления и предупредительные плакаты).

Для обеспечения электробезопасности любая судовая электроустановка, независимо от рабочего напряжения, должна быть укомплектована необходимым количеством защитных средств и приспособлений, которые должны проходить соответствующие периодические испытания и осмотры (табл.9.1) Осмотры каждого защитного средства с целью проверки исправности следует проводить перед использованием, но не реже сроков, указанных в таблице периодических осмотров. Ответственность за обеспечение электроустановок испытанным защитными средствами несет электромеханик судна, а ответственность за наличие, пригодность и правильное использование выданных в отдельное распределительное устройство защитных средств, несет персонал, обслуживающий электроустановку.

Таблица 9.1. Минимальные нормы комплектования защитными средствами электроустановок при вводе их в эксплуатацию и сроки испытаний для электроустановок напряжением до 1000В

Требования электробезопасности при различных категориях работ. Работы в действующих судовых электроустановках мо­гут выполняться:

при полном снятии напряжения, когда не только со всех токоведущих частей снято напряжение, но и исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением;

при частичном снятии напряжения, когда работа проводит­ся на отключенной части электротехнического устройства, в то время как другие его части находятся под напряжением;

без снятия напряжения: а) вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и на них, когда необходимо принять меры, предотвращающие возможность приближения или случайного прикосновения людей или их инструмента к токоведущим частям; б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда исключено случайное приближение людей и их инструмента к токоведущим частям на опас­ное расстояние.

При работах с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых ведется работа, и части, с которыми возможно соприкосновение при этом. Выде­ленные для работы СЭО или участок отключают от находя­щихся под напряжением токоведущих частей с помощью ком­мутационной аппаратуры и снятием предохранителей. При ис­пользовании коммутационных аппаратов с автоматическим при­водом или дистанционным управлением нужно убедиться в от­сутствии напряжения на отключенном участке путем осмотра положения контактов или рукоятки (указателя), определяю­щих положение контактов.

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к работе СЭО силовые, измерительные и другие трансформато­ры со стороны высшего и низшего напряжения;

при работе без переносных заземлений принять дополни­тельные меры: механически запереть приводы отключенных аппаратов, применить изолирующие прокладки в коммутаци­онных аппаратах и т. п. или отсоединить концы питающей ли­нии.

На рукоятках коммутационных аппаратов и клеммах предо­хранителей, при помощи которых может быть подано напряже­ние к месту работ, лицом, производящим отключение, вывеши­вается запрещающий знак „НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!» Знаки снимает по окончании работ только лицо, по­весившее их или его сменившее.

По решению электромеханика судна может быть применено переносное заземление на токоведущие части всех фаз отклю­ченной для производства работ части электроустановок при помощи перемычек, штанг и т.п.; эти заземления должны отде­ляться от токоведущих частей коммутационной аппаратурой демонтированными участками и т.п., а на рукоятках коммута­ционной аппаратуры и клеммах предохранителей нужно выве­сить знаки „ЗАЗЕМЛЕНО» в количестве, равном заложенным заземлениям.

После вывешивания знаков безопасности и перед началом работ проверяют отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу (если он есть). Отсутствие напряжения до 1000 В ус­танавливают указателем напряжения или переносным вольт­метром и контрольной лампой при линейном напряжении не выше 220 В.

При работах с частичным снятием напряжение после проверки отсутствия напряжения в необходимых случа­ях накладывают переносное заземление и вывешивают предпи­сывающий знак „РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ», а неотключенные токо­ведущие части, доступные для случайного прикосновения должны быть ограждены временными ограждениями (изоли­рующие полосы из дерева, гетинакса, резины и т.п.). На временных ограждениях нужно вывешивать предупреждающие знаки „СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ» (для установок на­пряжением до 1000 В) и „СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ» (для установок 1000 В и выше). Ремонтному персоналу запре­щается переставлять или убирать знаки безопасности, времен­ные ограждения, переносные заземления и проникать на терри­торию огражденных участков.

Чтобы избежать касания токоведущих частей, находящихся под напряжением, лицо, работающее вблизи таких токоведу­щих частей, должно применять изолирующие защитные средст­ва и располагаться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной стороны. Запрещается работать в согну­том положении, если при выпрямлении можно коснуться токо­ведущих частей.

При работе без снятия напряжения в виде исклю­чения допускается замена аппаратуры и приборов, установка перемычек, зачистка и подтягивание нагревающихся контактов, подсоединение отдельного кабеля к распределительному устрой­ству, регулировка и проверка средств защиты, ремонт приводов коммутационных аппаратов. Работу под напряжением можно проводить только с разрешения электромеханика или старше­го механика квалифицированными и опытными лицами элек­тротехнического персонала с применением изолирующих за­щитных средств и под непосредственным наблюдением электромеханика.

При этом необходимо работать в диэлектрических перчат­ках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике; поль­зоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками; держать изолирующий инструмент за ручки-захва­ты не дальше ограничительного кольца; работая на токоведу­щих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами и т.п.; прикасаясь изолирующим ин­струментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окру­жающих предметов; работать в комбинезоне с рукавами, за­стегнутыми у кистей, и в головном уборе.

В помещениях, особо опасных в отношении поражения людей электрическим током (особо сырые помещения, помещения с хи­мически активной средой и т. п.), опасных в отношении пожара, а также на мачтах и колоннах производство работ на неотклю-ченных токоведущих частях запрещается.

В ходе текущей эксплуатации судовому электротехническо­му персоналу разрешается проводить следующие работы:

Перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуата­ции, должен быть регламентирован электромехаником судна.

Требования электробезопасности при работах, часто выпол­няемых судовой электрогруппой. В своей повседневной деятель­ности электротехническому персоналу часто приходится изме­рять сопротивление изоляции, заменять предохранители, пользоваться электрифицированным инструментом и переносным освещением.

Измерения переносными приборами должны выполняться двумя лицами; работу нужно выполнять в диэлек­трических перчатках и галошах или же стоя на диэлектриче­ском основании. Измерительные клещи следует применять в комплекте со стационарно установленным на их рабочей части амперметром (применение выносного амперметра не допус­кать); в процессе измерения клещи держат так, чтобы прибор не касался ни проводов, ни измерительных трансформаторов. Присоединение (отсоединение) приборов в разрыв цепи нужно выполнять при полностью снятом напряжении. Запрещается производить какие-либо переключения во вторичной цепи вклю­ченного в сеть трансформатора тока, так как на разомкнутой обмотке может возникнуть опасное для человека напряжение.

При работе с ручным электрифицированным инструментом и переносным освещением про­исходит постоянный контакт между руками человека и корпу­сом инструмента или светильника. Для уменьшения опасности поражения человека электрическим током при неисправности изоляции напряжение для переносного освещения на судах ог­раничивают величинами 12 В при 50 Гц и 24 В постоянного тока, а электроинструмент выполняют на напряжение не выше 36 В. В особо опасных помещениях при работе с электроинстру­ментом на 36 В обязательно применение, защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики и т. д.). Категорически запрещается для понижения напряжения пользоваться авто­трансформаторами или добавочными резисторами. Электроин­струмент с металлическим корпусом должен иметь третий про­вод в питающем кабеле, который через штепсельное соединение включается в контур защитного заземления.

К работам по ремонту СЭО могут допускаться работники судоремонтных предприятий по направлению своей админист­рации, которая несет ответственность за соответствие их ква­лификации характеру выполняемых работ и здание ПТБ. Прежде чем допустить бригаду заводских рабочих к ремонту СЭО в установке, находящейся под напряжением или при ча­стично снятом напряжении, электромеханик (или лицо его за­меняющее) обязан выполнить соответствующий комплекс опе­раций по обеспечению электробезопасности и при необходимо­сти пожаробезопасности, провести краткий инструктаж об осо­бенностях устройства данной электроустановки и записать в вахтенном журнале о допуске бригады к ремонтным работам. Допустив бригаду к работе, электромеханик может оставить место работы.

Ответственность за соблюдение правил техники безопасно­сти и пожаробезопасности при выполнении предремонтной дефектации несет руководитель группы дефектации.

Вопросы для самопроверки

1. Под действием каких факторов и в каком диапазоне изменяется сопротивление тела человека?

2. В чем выражается опасное воздействие электрического тока на чело­века?

3. Какие действия нужно предпринимать при оказании первой помощи после поражения человека электрическим током?

4. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться в ходе ра­бот с судовыми электроустановками при полном снятии напряжения с СЭО, при частичном снятии напряжения, без снятия напряжения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *