Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации

Методическая разработка для преподавателя «Требования и рекомендации по разработке и проведению ролевой игры»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

«ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

Методическая разработка для преподавателя

«Требования и рекомендации

по разработке и проведению ролевой игры»

Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Смотреть фото Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Смотреть картинку Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Картинка про Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Фото Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации

Рассмотрено и одобрено

от « 29 » августа 2013 года

В данной методической разработке «Требования и рекомендации по разработке и проведению ролевой игры» сделана попытка создать теоретические предпосылки для использования ролевых игр в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста среднего звена через моделирование профессиональной деятельности.

Методическая разработка содержит рекомендации по распределению ролей среди участников процесса обучения. Отражает последовательность этапов проведения игры и условия, при создании которых результаты игры будут положительны. А так же список литературы для более подробного знакомства с методикой проведения деловых и ролевых игр.

Методическая разработка для преподавателя «Требования и рекомендации по разработке и проведению ролевой игры» составлена преподавателями высшей квалификационной категории Ирбитского филиала ГОУ СПО «СОМК» Е.Е. Буньковой/, М.М. Гусаровой.

Проблемой профессиональной подготовки специалиста является противоречие между теоретическим и практическим характером обучения и реальной профессиональной деятельностью. Одним из подходов решения этого противоречия предлагается использование моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.

Имитацию студентами профессиональной деятельности можно осуществлять путём проведения ролевых игр.

Проведение ролевых игр с моделированием ситуаций приближенных к профессиональной деятельности даёт студентам возможность саморазвития и самореализации, способствует поиску своей индивидуальности. Пробуждает к творческому подходу в использовании чужого опыта, критической переоценке собственных знаний и умений использовать их при решении проблемных вопросов. Способствует развитию культуры речи, умения слушать. Закрепляются и систематизируются знания и умения, полученные при изучении дисциплины. Обеспечивается логическая преемственность нового и уже изученного материала, а также четко прослеживается межпредметная связь. Ролевая игра способствует эффективному формированию профессиональных и развитию общих компетенций.

Ролевая игра может использоваться на любом этапе обучения. Каждая игра является итогом изучения очередной темы, раздела.

Методика разработки ролевой игры включает три последовательных этапа.

Подготовку к ролевой игре можно начинать на занятии, открывающем новую тему или по завершению изучения темы, раздела.

Не секрет, что в каждой группе есть «сильные», «средние» и «слабые» студенты. Хорошо успевающие студенты стремятся к самостоятельной подготовке роли, им нужно лишь помочь в выборе языкового материала. Преподаватель только контролирует их работу. «Средним» студентам обычно помогают «сильные», а со «слабыми» занимается преподаватель. На этом же этапе готовится соответствующее оборудование.

Сегодня мы проведём ролевую игру. В этой игре Вам будут распределены роли медицинских сестер различного профиля.

Прежде чем начнём ролевую игру, опишем ситуацию (проблему). Действие происходит в приёмном отделении центральной городской больницы.

Главными действующими лицами в ролевой игре являются медицинские сестры приёмного отделения.

Итоги необходимо подводить сразу же после окончания игры (очень важно учитывать обострённую потребность участников в положительной оценке). Преподаватель оценивает либо всю группу (малую группу) и тогда оценки получают все одинаковые, либо оценивает каждого по коэффициенту участия. При подведении итогов необходимо обращать внимание на выразительность, точность исполнения роли, оценивать инициативность на всех этапах проведения игры. В итоговом обучении преподаватель выступает в роли режиссера, координатора, эксперта, но в нужный момент может вступить в игру в любой роли для коррекции. Разбирая случаи неверного употребления лексико-грамматического материала, следует стимулировать студентов к самостоятельному анализу проделанной работы. На подведение итогов отводится не более 5-7 минут.

Результаты ролевой игры будут положительными, если:

Ситуации, созданные студентами под руководством преподавателя, будут носить коммуникативный характер.

Ролевая игра будет проходить в доброжелательной атмосфере, когда студент, высказывая свою мысль, не боится быть осмеянным за допущенные ошибки.

Преподаватель будет следить за тем, чтобы коммуникативные ситуации конкретизировали место, время предполагаемой игры, характер взаимодействия участников.

По возможности будет обеспечено соответствующее оборудование.

Учебная дискуссия при подготовке, проведении и анализе проведения ролевой игры с моделированием профессиональной деятельности представляет собой одно из звеньев процесса обучения, формирования профессиональных компетенций. Главное её назначение в процессе обучения стимулирование познавательного интереса, вовлечение студентов в активное обсуждение разных научных точек зрения по данной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации другой и своей позиции.

Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у студентов умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой – учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту, преподаватель уважительно вносит поправки в их аргументации.

Педагог выстраивает взаимодействие со студентами на основе сотрудничества и организует сотрудничество студентов друг с другом.

Равнопартнёрство является результатом развития и становления совместной деятельности студентов и педагога.

Практические задания выполняются в обстановке приближенной к профессиональной. Они формируют ключевые компетенции (умение работать в группе и самостоятельно, развитие клинического мышления, активизация познавательной деятельности, повышение самоответственности…).

Присутствие и сотрудничество разных бригад при проведении ролевых игр, формирует «дух соперничества», стимулируя студентов к качественному изучению дисциплины, творческому подходу к выполнению поставленных задач и самовыражению.

Источник

«Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

творческое создание обстановки для игры;

организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Этапы педагогической технологии:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм

методика Солнцевой Ольги Викторовны

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям

Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.

Наблюдение за деятельностью и отношениями людей

Создание банка идей для организации игры

Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете.

Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.

Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей

Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности

Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микро-группах )

Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций

Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей

Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу

Организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей

Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен ДОУ. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Например, в супермаркете, первое, что привлекает внимание ребенка-это сами товары, их привлекательное оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка. Поэтому игра в супермаркет выглядит как раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе. Такая игра не требует от ребенка способности к сюжетосложению и протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность и отношения людей (кто, чем и почему занимается; в каких ситуациях с кем и почему взаимодействует.)

В ходе обсуждения важно выявить для детей неполноту, неопределенность части представлений и вызвать желание уточнить, детализировать, пополнить знания («Как аниматор в торговом центре готовится к конкурсам для детей?», «Как выбирают, что подарить победителям конкурса?» и др.). Одним из способов выполнения недостающей информации является интервьюирование (расспрашивание) родителей, воспитателей, представителей разных профессий (с этой целью педагог организует взаимодействие с семьями воспитанников). Интервьюирование способствует развитию познавательной активности дошкольников, так как дети переходят к формулированию вопросов, происходит расширение социальных контактов.

Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Здесь поможет коллекционирование – собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете»); коллекция театральных билетов и программок для игры в « Театр»; открыток, предметов, игрушек для игры в «Музей» и др.). Создание временных и постоянных коллекций требует определённого места хранения коллекции, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.

Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (например, изготовление рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и др.) Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок: например, сценариев праздников, конкурсов, проводимых в «книжном магазине» для маленьких читателей и др. Сотворчество воспитателя и детей создает условия для перехода от игры в подготовку к игре, к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходят реализации замыслов и становление новых идей.

Этап подготовки к игре, по сути, является игрой в подготовку к игре и может быть более продолжительным по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами. Данный этап может иметь целостную игровую оболочку, например, «Редакция газеты/ журнала», «Телестудия», «Телепередача». Так, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Кафе» может протекать в оболочке известных и популярных телепередач или фрагментов рекламы.

Подготовительным этапом к игре может выступать игровая проектная деятельность дошкольников. Проектная деятельность, решая задачи образовательной программы, делает привлекательным для отображения в игре познавательное содержание.

Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

Источник

Технология проведения ролевой игры

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология проведения ролевой игры.

Ролевая игра в процессе проведения проходит в несколько этапов:

Вариант проведения вводного момента может быть следующий-учитель может использовать «разогревающие» игровые эпизоды, например, криптограмма, в которой зашифрована фраза-тема или проблема, или учащимся предлагается ответить на серию вопросов, в итоге учащиеся выходят на постановку проблемы, целей урока. Учителем проводится инструктаж, обговариваются условия, устанавливается регламент, планируется результат, распределяются роли, проводятся консультации.

На уроке группы могут формироваться по принципу психологической комфортности и совместимости, то есть по желанию. Учащимися может быть проведена какая-либо предварительная работа, например, готовятся плакаты, презентации или проводится социологический опрос, по итогам которого возникает проблематика игры и происходит ввод в игру.

2-й этап проведения ролевой игры – этап проведения, состоящий из групповой работы над заданием и межгрупповой дискуссии. В зависимости от целей проводимой игры могут использоваться различные виды работы(работа с источниками, тренинги, мозговой штурм, активизация групповых ролей). Необходимо отметить, что с началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

Заключительный этап ролевой игры – этап анализа и обобщения, включающий работу экспертов. В зависимости от целей урока вывод из игры может быть в форме анализа, в виде рефлексии, оценки и самооценки работы. Эксперты выступают, обмениваются мнениями. Учащиеся защищают свои решения и выводы. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с реальной ситуацией, на связь игры с содержанием учебного предмета. Деловая игра не обязательно может иметь конкретный результат. Например, задачей урока может быть моделирование процесса выборов, знакомство учащихся с данной процедурой, вовлечение учащихся в общественный и социально-значимый процесс жизни общества.

Источник

Консультация для воспитателей «Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Смотреть фото Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Смотреть картинку Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Картинка про Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации. Фото Для чего в технологии проведения ролевой игры нужен этап вербализации татьяна пиляева
Консультация для воспитателей «Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Консультация для воспитателей.

«Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников».

Подготовила: воспитатель Пиляева Т. П. МБДОУ «ЦРР Д/с- №3»

Игра занимает весьма важное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Современная жизнь вносит свои коррективы в развитие игровой деятельности детей, ее содержание, введение новых игровых персонажей. Дети во все времена, независимо от мнения взрослых, играют в то, что им интересно. Повсеместно поднимается вопрос, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Игра стала сводиться воспитателями к коллективной проработке знаний, заорганизованным массовым действам, где не остается места творческой индивидуальности каждого ребенка. Свободная сюжетная игра –самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность,в которой ребенок испытывает: внутреннее субъективное ощущение свободы, связанное с действием в воображаемом плане; подвластность уму вещей, действий, отношений; эмоциональный комфорт. Свои развивающие функции игра выполняет, если с возрастом ребенка она все более усложняется. В самом простом виде игра строится как цепочка условных действий с предметами, в более сложном –как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном- как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы требуют от детей все более сложных игровых умений, который и являются критерием оценки уровня развития игровой деятельности.

Сюжет игры со стороны тематики и со стороны строения –являются средством на которые может опираться воспитатель в своих действиях при формировании игровых умений у детей. На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя может стать многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей, который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

В целом на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитательразвертывает совместную игру в такой последовательности: 1) привлекает ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с игрушками; стимулирует его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера взрослого; 2) привлекает ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентирует ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера сверстника, стимулирует словесное обозначение игровых действий. Первоначально педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками в простых и понятных ситуациях, одушевляя игрушки и приписывая им простые и понятные желания, ограничиваясь включением в игру каждый раз2-3 действий в рамках одной ситуации. По мере освоения действий с сюжетными игрушками воспитатель включает в игру 2 смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит кашу, кормит кукол). Педагог организует условия для совместного взаимодействия, что позволяет обеспечить большую самостоятельность детей, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной игры в будущем.

Дети 4 года овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером- сверстником. Задача воспитателя при работе с детьми построить совместную игру так, чтобы ее центральным местом стало именно ролевое поведение. Ролевое поведение –это специфичное для роли действия с предметами, ролевая речь направленная на других людей, т. е. умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие- ролевой диалог. Педагог должен строить свою игру с ребенком, правильно осуществляя подбор игровых ролей, характер их взаимосвязей.В этом отношении выделяют 2 типа ролей: «взаимодополнительные», которые с необходимостью требуют взаимодействия с другой ролью (мама-дочка, смысл в действии, во взаимодействии, в разговоре, и «независимые», связь которых с другими является более опосредованной. Взрослый для формирования ролевого поведения начинает совместную игру, используя взаимодополнительные роли, связь которых открыта, лежит на поверхности. Такие роли ориентируют детей на партнера, на ролевой диалог. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя,в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру предлагая ему дополнительную роль, в дальнейшем подключается к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другом ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, замыкает их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия. Воспитателю необходимо наблюдать за игрой детей, и когда цепочка специфических ролевых действий осуществлена, нужно подытожить эти действия, это важно для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния. Иногда дети в игре используют независимые роли (стреляют, рулят). В таких случаях целесообразно подключить ребенка к игре, используя дополнительную по смыслу роль, развернуть ролевое взаимодействие. Целью является развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Воспитатель подбирает игры с опорой на интересы детей. Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить их ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями (две мамы). Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру или присоединиться к уже начатой. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка участвующего в игре.

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию Тарловская Н. Ф. предлагает использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще. Таковой является игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Выбрав спокойное место и расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу, воспитатель вводит смысловую ситуацию и предлагает роли (игра «Айболит», разворачивая поочередно диалог. Чтобы дети не теряли интереса к таким играм взрослый предлагает иные ролевые связи (продавец с покупателями). В итоге, в свободной, самостоятельной игре детей действия с игрушками в большей степени сопровождаются ролевыми диалогами, называют свою роль партнеру. Еще одной технологией, способствующей развитию ролевого поведения, является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это игра-импровизация, не требующая точного воспроизведения сказки, игрушек и ролевых атрибутов, достаточно словесного обозначения роли. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная организация должна быть гибкой и организовываться воспитателями вместе с детьми, а в дальнейшем детьми самостоятельно. Целесообразно иметь складные деревянные рамы, которые легко превратить в автобус, пароход, ширмы 50-100 см отгораживать больницу, теремок, сюжетные игрушки, ролевые атрибуты, предметы заместители, мелкие игрушки для сюжетной режиссерской игры.

Задача воспитателяв работе с детьми 5 года жизни-переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Взрослый выступает как участник, партнер детей в творческом процессе. Игра разворачивается так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развития интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем 2 условий: 1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2)отказ от однозначного соответствия числа персонажей количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Структура сюжета представляет вид «куста»: пассажир дополнительная роль1 шофер бензозаправщик основная роль дополнительная роль2 механик дополнительная роль3

Сюжет не должен быть задан, спланирован заранее, ролей больше, чем участников. Ребенок, выполняя роль шофера, вынужден изменять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой, у него развивается эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческих действий и отношений. Роли в игре могут быть связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (врач лечит больного, более сложными отношениями управления-подчинения (врач отдает распоряжения медсестре, дружескими отношениями, отношениями взаимопомощи, такие отношения раскрываются ярче при введении 2 одинаковых ролей (2 шофера помогают друг другу делать машину). Полезно вводить к концу игры такую же роль как основная, общение двух одинаковых персонажей позволяет участникам, как бы оглянувшись назад увидеть все роли, присутствовавшие в игре (врач спрашивает коллегу, какие у него были пациенты). Это помогает ребенку увидеть смысловые связи ролей, активизирует, ролевой диалог. Целесообразно начинать работу с каждым из детей индивидуально, лучше в утренние вечерние часы по 7-10 мин.Работа строится так: ребенку предлагается основная роль в сюжете по тематике интересующей ребенка; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры воспитатель сразу начинает игру. Воспитатель использует минимальное количество игрушек, при необходимости в ходе игры быстро меняет предметную ситуацию или обозначает её словесно, по минимуму использует ролевые атрибуты, если у ребенка возникают собственные предположения, направление игры – принимает их. Воспитатель активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликам из каждой новой роли, стимулирует сюжетное обращения к последовательно появляющимся персонажам. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, где ребенок главный герой. Игры по такой схеме желательно развернуть по 2-3 раза, меняя тематику. Только после этого педагог учит детей менять первоначально принятую роль в ходе развертывания игры. Затем воспитатель выступает в основной роли, ребенку предлагается дополнительная. Сюжетное событие, которое водит взрослый, чтобы оправдать появление новой роли должно быть интересным. Если ребенок против смены ролей, взрослый не настаивает. При игре с небольшой подгруппой, воспитатель выбирает одного из детей в качестве своего основного партнер. При этом взрослый, каждый раз меняя роли, подключает других детей в дополнительные и взаимодействует со своим основным партнером. Подражая такой модели развертывания игры, дети могут самостоятельно овладеть умение менять роль. Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирует гибкое ролевое поведение, дает существенный сдвиг в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами- заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смени игровых ролей в рамках определенной смысловой сферы. В игре устанавливает разнообразные ролевые связи.

Старшая и подготовительная группы. У старших дошкольников увеличивается объем знаний об окружающем мире, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Зачастую по сравнению с предыдущим возрастным этапом в играх детей изменяются лишь сюжетные темы и наращивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Одна из линий развертывания сюжетной игры дошкольников игра-фантазирование. Для того чтобы дети могли реализовывать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры- совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания,и при этом быть ориентированным на партнеров- сверстников: обозначать для них какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми. Чтобы не выделиться в автономное фантазирование каждого участника «для себя», игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах. Игру следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразования знакомого сюжета, а затем к сюжетному придумыванию нового. Для такого постепенного расшатывания хорошо подходят сюжеты известных детям волшебных сказок. Прежде всего, надо сориентировать детей на слушанье друг друга, продолжение рассказа партнера. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи, волшебного средства. В дальнейшем, в таких играх воспитатель стимулирует к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку по сравнению с известной. Целесообразно предлагать начало сказки соединять в нем сказочные и реалистические элементы. В таких играх развивается воображение, ребенок начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от собственного, оказывается перед необходимостью объяснять свой замысел, учится понимать других людей. Игра-придумывание должна занимать не более 10-15 минут. Привлекательность игры, появление сотворчества зависят от эмоциональности воспитателя, его увлеченности, способности к импровизации, гибкого реагирования на любые предложения детей. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель стимулирует к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием, предлагаются разноконтекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и полицейский). Чтобы не закрывать творческую работу по соединению ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонного разговора».Можно строить игру таким образом : дети хотят поиграть в магазин, воспитатель берет на себя не связанную с ребенком роль Бабы-яги, что вызывает интерес у детей, затем подключает в такую же роль ребенка и сводит свое участие до минимума и выходит из игры. В дальнейшем, педагог проводит игру придумывание, но уже настоящих истории.

В своей работе педагог должен придерживаться направления от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения. Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детей, активно сотрудничает с ними. Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т. е. иметь свою игровую позицию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *