Для чего в вдв танки
Десанту дорогу в небо преградят собственные танки
Тающие возможности Военно-транспортной авиации РФ превращают ВДВ в обычную легкую пехоту
Заместитель командующего ВДВ по работе с личным составом генерал-майор Виктор Купчишин недавно сообщил «Интерфаксу» о важнейших преобразованиях, запланированных в наших десантно-штурмовых бригадах (ДШБ). Суть нововведений в том, что с недавних пор появившиеся в этих бригадах танковые роты будут численно усилены и превращены в батальоны.
Похоже, что это нечто большее, чем обычные организационно-штатные мероприятия в Воздушно-десантных войсках. Складывается впечатление, что появление в их соединениях полноценных штатных танковых батальонов вызвано грядущими серьезными переменами в тактике применения десантно-штурмовых бригад. Не означает ли это радикальной смены боевых задач и в ВДВ в целом? Попробуем разобраться.
Обратим внимание, что о подобных изменениях в воздушно-десантных дивизиях пока не сообщается — только в бригадах. Но не исключено, что именно — пока. Потому что принципиальной разницы между этими двумя типами десантных соединений в ВДВ нет почти никакой. Разве что она в том, что до 2013 года ДШБ находились в оперативном подчинении военным округам. А воздушно-десантные дивизии подчинялись непосредственно командующему ВДВ. Но потом ДШБ у округов отняли и полностью передали ВДВ.
Коррупционный скандал в этой стране даст еще один шанс нашему многоцелевому истребителю
Поэтому логично предположить, что вскоре все соединения «голубых беретов» постепенно начнут обзаводиться серьезной многотонной бронетехникой. Которую, как известно, невозможно десантировать с самолетов при помощи парашютных систем. Что существенно сужает перечень боевых задач, стоящих перед российскими десантниками.
Именно поэтому до сих пор наши Воздушно-десантные войска вооружали исключительно легкобронированными боевыми машинами — их без труда возможно десантировать с воздуха при помощи самолетов Военно-транспортной авиации. И именно из этих соображений у ВДВ появился даже свой легкий танк, имеющий серьезную огневую мощь — «Спрут-СД» с гладкоствольной пушкой калибра 125-мм от основного боевого танка.
Вполне понятно, что с неба на парашютах в тыл противника «въехать» на «Спруте-СД» возможно. А вот на обычном танке типа Т-72 или Т-80 — крайне проблематично. Тем не менее, ровно такими танками десантников отчего-то решили все же вооружить.
При этом внедрение основных боевых танков в ВДВ началось не сейчас, а ровно два года назад. В августе 2016 года Владимир Шаманов, будучи командующим ВДВ, заявил, что во вверенных ему войсках создаются танковые роты. Их укомплектовывают последней модификаций самого массового российского танка — Т-72Б3.
И вот сейчас тех рот показалось маловато. Намечено их троекратное укрупнение в каждой ДШБ, поскольку в танковый батальон входят три роты. Общее количество танков Т-72Б3, таким образом, в каждой бригаде доведут до 42.
О том, что дополнительные Т-72Б3 направляются в ВДВ непосредственно из цехов Уралвагонзавода, стало известно в марте этого года. Об этом сказал Сергей Шойгу: «В этом году десантники получат более 30 модернизированных артиллерийских систем, машин разведки и управления огнем, танки Т-72Б3, БМД-4М, БТР-РД и гаубицы Д-30».
Все это передается для повышения боевых возможностей ВДВ. Однако, как сказано выше, специально для «голубых беретов» давно создан легкий танк «Спрут-СД», который обладает той же самой огневой мощью и использует те же самые боеприпасы, что и Т-72Б3. И при этом очень аккуратно вписывается в концепцию ВДВ: «…Для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу».
На первый взгляд, танковый батальон — не такая уж значительная тактическая единица. В настоящий момент их формируют всего в двух ДШБ. В сумме — 84 танка. Однако, если со временем так же будут «обатальонены» еще и все четыре дивизии ВДВ, то на вооружении «Войск дяди Васи» в общей сложности окажется 336 современных танков. Это серьезная сила. Причем сила, способная решать задачи, до сей поры больше свойственные мотострелковым войскам.
Так вот, на мой взгляд, логика усиления танковой составляющей в десантных войсках постепенно смещает функции ВДВ в сторону обычной пехоты. Разве что — легкой. Которую бросают в бой при поддержке танковых частей. И которая, в свою очередь, должна поддерживать танковые прорывы, устраняя с пути бронетехники угрозы в виде гранатометчиков и операторов ПТРК противника.
Собственно, это происходит уже давно. Последняя крупная десантная операция нашей армии прошла в 1982 году в Афганистане, когда в Панджшерское ущелье вертолетами, с приземлением, было заброшено свыше 4 тысяч советских и афганских военнослужащих. Также в операции принимало участие 8 тысяч мотострелков. Техническую поддержку осуществляли 104 вертолета, 26 самолетов, 155 артиллерийских орудий, 320 единиц бронетехники. После двухнедельных боевых действий моджахеды, занимавшие Панджшерское ущелье, были полностью разгромлены. Советские войска тогда потеряли около 1000 бойцов убитыми и 2000 ранеными.
В российский период существования ВДВ если и проводили десантные операции, то на уровне, не превышающем одной роты. При этом зачастую, как было в Чечне, никакого «охвата с воздуха» не производилось.
Как представляется, наметившиеся в России изменения в тактике боевого использования ВДВ главным образом продиктованы плачевным состоянием российской Военно-транспортной авиации. Не может она сегодня выполнить десантирование с воздуха не только дивизии ВДВ вместе со штатной бронетехникой, но даже и одного полка. А ведь именно такие масштабы операций имеют какой-то смысл, как выражаются в Пентагоне, — «в военных действиях высокой интенсивности».
Парк ВТА у нас не только мал для выполнения серьезных задач в интересах десантников. Но и, мягко выражаясь, несовременен. Небольшое количество «Русланов» в расчет принимать не стоит. У них иные задачи, да и к десантированию кого-либо с воздуха эти гигантские самолеты не приспособлены.
Тяжелые транспортники Ил-76 эксплуатируются практически без модернизации с 70-х годов. Новенькие Ил-76МД-90А выпускают в час по чайной ложке. К тому же за каждый из них идет «драка» — они нужны и для переоборудования в топливозаправщики, и в самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Союзник России ее врагам поставляет все: от армейских грузовиков до ракетных комплексов
Ан-12, которые в советский период выполняли основную работу по транспортированию военных грузов и десантированию парашютистов и техники, у нас осталось 40 машин. Однако именно этот самолет в советский период был главным «извозчиком» ВДВ. Он, имеющий грузоподъемность, равную 21 тонне, способен переносить на себе на большое расстояние одну десантную гусеничную машину или 60 парашютистов.
Решение о создании в ОКБ Ильюшина перспективного среднего транспортника на замену Ан-12 было принято аж в 2001 году. В марте этого года стало известно, что ТТЗ на разработку Ил-276 будет согласовано всеми заинтересованными сторонами во втором полугодии. Первый полет прототипа запланирован на 2023 год. Самолет начнет поступать в ВТА в 2026 году.
Из этого следует, что планировать в нашей армии крупные десантные операции до конца следующего десятилетия без чрезмерной угрозы неоправданных потерь не представляется возможным.
Учитывая все вышесказанное
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
У водителя даже домашние тапочки могут стать причиной смертельного ДТП
Это поразительно, но параллельно с российскими дивизиями в сторону Украины движутся и миллионы тонн русского топлива для вражеских танков
Над амбициозным проектом Checkmate нависла угроза закрытия, уверены в США
Зачем российским ВДВ танки Т-72?
Командующий воздушно-десантными войсками РФ Владимир Шаманов заявил, что к 1 декабря 2016 года во всех десантно-штурмовых бригадах ВДВ будут сформированы танковые роты. Новые подразделения получат самую мощную бронетехнику, которая используется на «Танковом биатлоне».
В «Танковом биатлоне», как известно, участвуют модифицированные танки Т-72Б3 с панорамным тепловизионным прицелом у командира, системой управления движения с речевым оповещением о критических режимах работы узлов, автоматической КПП и двигателем мощностью 1130 лошадиных сил.
«…Считаю, что выбранный тип танков (Т-72Б3) не соответствует задачам воздушно-десантных войск, и нужен хотя бы Т-90МС, который так же нужно дорабатывать. Если делать для галочки, что исполнено, тогда да, но моя воля, Т-72Б3 не взял бы. Экономия в военном деле может привести к очень большим последствиям!»
С. Канчуков обосновывает свою позицию иллюстрацией уязвимых для ПТРК мест танка Т-72Б3: боковая проекция, надгусеничные полки и корма башни с трансмиссионным отделением, левая и правая боковые и тыловая проекция башни в совокупности с деталями верхнего листа корпуса с этих проекций, лобовая проекция башни с маской пушки, крыша башни.
Нужно отметить, что генерал Канчуков критикует именно конкретную модификацию танка Т-72, указанную в информации Шаманова.
Военный обозреватель американского издания «The National Interest» Дэйв Маджумдар вполне обоснованно задался вопросом:
«Не совсем понятно, для чего русские вводят тяжелые танки в состав своих элитных ВДВ, которые являются самостоятельным родом войск и не входят в структуру сухопутных сил. Но с появлением танков эти мобильные механизированные войска получат дополнительные наступательные возможности. Однако проблема заключается в том, что танки типа Т-72 нельзя десантировать с воздуха. Парадокс тяжелых механизированных формирований состоит в том, что обладая высокой тактической мобильностью, они не имеют стратегической мобильности. Это значит, что они не могут действовать на большом расстоянии от своих мест дислокации».
Маджумдар отмечает, что российские ВДВ в отличие от американских полностью механизированы и имеют на вооружении предназначенные для воздушного десантирования боевые бронированные машины и самоходную артиллерию. Основу бронетехники ВДВ составляют боевые машины десанта БМД и БТР, а «специальные варианты этих машин выполняют особые задачи, в том числе, по противовоздушной обороне».
Американский эксперт предположил, что оснащение ВДВ танками связано с тем, что эти части просто выше по профессиональной подготовке, но тогда «почему их не оснащают танками T-90AM или T-14 «Армата», спрашивает он.
Если так, то зачем вообще нужны ВДВ? Ведь для операций на приграничном пространстве евразийского континента лучше подходя обычные сухопутные войска? Возможно, объективных причин для оснащения ВДВ танками не существует, а субъективные основаны на личных качествах тех или иных военачальников.
Существует еще одно возможное объяснение оснащения ВДВ танками: опыт боев на юго-востоке Украины. Вот что пишет на эту тему украинский десантник, участвовавший в боях во время АТО:
«Мы получили колоссальный опыт в АТО. Опыт выполнения задач, не свойственных ВДВ. Применялись из принципа – нет задач невыполнимых! Да и не только десантники учились быть пехотой, строить блокпосты и сидеть в обороне. Спецназ колонны сопровождал, охранял там кого-то или чего-то, держал оборону аэропорта вместе с артиллерийскими и механизированными подразделениями… Все мы были не в восторге от происходящего, но это война и необходимо приспосабливаться. И когда приходилось сидеть в обороне или стремительно прорываться, отсутствие танков просто убивало. Убивало людей. Лучший борец с танком противника – это другой танк! И это не теорема. Кровью написанная аксиома!».
Кстати, десантные войска Украины еще в мае прошлого года было решено усилить танковыми ротами. В каждой из пяти бригад «высокомобильных десантных войск Вооруженных сил Украины» будет сформирована танковая рота с машинами Т-80БВ. Помощник президента Украины Юрий Бирюков заявил:
Тем не менее, оснащение украинских десантников скоростными Т-80 может дать им возможность быстрого прорыва, например, обороны самопровозглашенных республик Донбасса.
Кстати, знаменитая 82-я воздушно-десантная дивизия США имеет батальон легких танков в составе каждой из четырех бригадных тактических групп.
«До середины 90-х гг. на вооружении ВДВ США состояли специализированные легкие танки M551 «Шеридан» со 152-мм орудием, которые могли быть переброшены по воздуху. Однако затем они были признаны неэффективными, достаточно сказать, что легкая алюминиевая броня этих танков пробивалась даже крупнокалиберными пулеметами. Со снятием «Шеридана» с вооружения в номенклатуре вооружения ВДВ США образовалась «дыра»: американские десантники остались без машины, которая давала бы им дополнительную огневую мощь в сочетании с защищенностью и мобильностью. В качестве потенциальной замены «Шеридану» командование сухопутных войск США рассматривает боевую машину Stryker Mobile Gun System (MGS). Данная машина, по сути, относится к считающемуся перспективным на данный момент классу «колесных танков». Она вооружена 105-мм стабилизированным орудием с прицельной дальностью 3000 м. Данное орудие лучше всего подходит для борьбы с целями типа «бункер» (что наиболее важно при антипартизанских действиях), но может бороться и с танками. В 2007 воздушно-десантные бригады с MGS были развернуты в Ираке».
Как видно, намерения придать российским десантным войска основные боевые танки может иметь самые различные основания. В том числе и возможную переброску самых боеспособных подразделений российской армии (а это именно ВДВ) на угрожаемые направления «по всем азимутам», как говорил большой знаток танковой войны генерал де Голль.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Зачем ВДВ броневой кулак. О заявлении командующего ВДВ РФ
Сразу несколько читателей попросили прокомментировать достаточно неожиданное и многим не понятное заявление командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Владимира Шаманова. Напомню, что командующий пообещал до конца этого года ввести в состав ВДВ 6 танковых рот, оснащенных танками Т-72Б3М. А в дальнейшем за два года развернуть эти роты до полноценных батальонов.
Признаюсь, первыми меня удивили американские и европейские эксперты. Именно их реакция показала полное незнание сложившейся в сегодняшних армиях ситуации. Авторитетные издания пытались определить, что же будут делать тяжелые по стандартам НАТО Т-72 в ВДВ.
Дело в том, что тяжелые танки невозможно десантировать обычным способом. Да и самолетов, способных это сделать, в мире не так много. Буквально поштучно можно считать. И модернизировать танки для десантирования невозможно.
Так почему генерал Шаманов делает такие заявления? И делает их не на перспективу, когда-нибудь потом, а уже к концу этого года? Для чего командующий требует усилить и без того достаточно увеличенную огневую и броневую мощь соединений и частей Воздушно-десантных войск?
Напомню о том, каким вооружением эта машина обладает. Две пушки! 100-мм и 30-мм автоматическая, 30-мм АГС-30. Противотанковый ракетный комплекс «Конкурс». Пулеметы. И при этом БМД позволяет десантировать экипаж прямо в машине. А значит, «Садовница» вступает в бой практически через секунды после того, как коснется земли.
Шаманов обещает до конца 2016 года поставить в ВДВ почти полторы сотни единиц этих машин. А к 2025 году их будет до 1500 в ВДВ. Западные эксперты вообще считают новую БМД по огневой мощи сопоставимой с танками.
Но вернемся к заявлению Шаманова. Ведь генерал не говорил о машинах «сопоставимых по. «. Генерал говорил о реально существующих танках. И даже с указанием марки. Так зачем они ВДВ?
Для того, чтобы получить внятный ответ, необходимо сделать краткий экскурс в историю ВДВ.
Кроме вспомогательных подразделений, ВДВ СССР состояла из нескольких дивизий. 7 гвардейская (г. Каунас), 76-я гвардейская (г. Псков), 98-я гвардейская (г. Болград), 103-я гвардейская (г. Витебск), 104-я гвардейская (г. Кировабад, затем Гянжа), 105-я гвардейская горно-пустынная (г. Фергана), 106-я гвардейская (г. Тула), 242 учебный центр ВДВ (44 учебная воздушно-десантная дивизия) (п. Гайжюнай).
Если внимательно присмотритесь, то обнаружите некоторые несоответствия. На самом деле никаких несуразиц в тексте нет. Десантно-штурмовых бригад в составе ВДВ СССР не было. Но сами бригады были. И даже форму ВДВ носили.
В каждом военном округе в подчинении командующего округом были такие бригады и полки (иногда батальоны). 11 ОДШБр (г. Могоча и Амазар), 13 ОДШБр (г. Магдагачи и Завитинск), 21 ОДШБр (г. Кутаиси), 23 ОДШБр (г. Кременчуг), 35 ОДШБр (ГДР, г. Котбус), 36 ОДШБр (пгт.Гарболово), 37 ОДШБр (г. Черняховск), 38 гвардейская ОДШБр (г. Брест), 39 ОДШБр (г. Хыров), 40 ОДШБр (г. Николаев), 56 гвардейская ОДШБр (г. Чирчик, введена в Афганистан), 57 ОДШБр (пгт Актогай), 58 ОДШБр (г. Кременчуг), 83 ОДШБр (Польша, г. Бялогард), 1318 ОДШП (г. Полоцк), 1319 ОДШП (г. Кяхта).
Как видите, состав десантно-штурмовых бригад в составе ВС СССР был внушительным. Но главное заключалось в том, что ВДВ и ДШБ выполняли хоть и похожие, но разные задачи. ВДВ действовали на большом удалении от линии фронта (до 200 км и больше), а вот задачи ДШБ были скромнее (30-40 км и более).
Соответственно формировались и подразделения поддержки. ВДВ десантировались с самолетов, ДШБ с вертолетов. Мощь этих частей и соединений почувствовали на себе душманы Афганистана. Из состава ВДВ в афганской войне участвовала 103-я ВДД. Из состава ОДШБр — 56 ОДШБр. Всего десантники были представлены 18-ю «линейными» батальонами (13 ВДВ и 5 ДШБ), что составляло пятую часть от общего числа батальонов в ДРА.
Сегодня десантно-штурмовые части вошли в состав ВДВ. Это и определило условное деление частей и соединений. Задачи по захвату и удержанию объектов сохранились. А радиус действия ВДВ существенно расширился.
Парашютно-десантные части и воздушно-десантные соединения захватывают объекты. А вот для удержания этих объектов как раз и используются десантно-штурмовые части и подразделения. Именно в помощь этим частям необходимы танки.
Не секрет, что противник после первого удара ПДП или ВДД бывает ошеломлен. Но мощь сухопутных войск, при всем уважении к мужеству и подготовке десантников существенно превышает возможности десантников. И противник будет стараться уничтожить десант именно с помощью тяжелой техники, тяжелой артиллерии, авиации. Вот тут-то и нужна стойкость ДШБр, подкрепленная тяжелой техникой, противотанковыми средствами и беспилотной авиацией.
Кроме этого, в современных военных конфликтах десантирование используется достаточно редко. Существуют средства доставки наземным способом. Потому многие парашютно-десантные части и подразделения используются как аэромобильные. А в этом случае командиру дивизии, а в будущем и полка (бригады) необходимы собственные танковые подразделения. Как стали уже привычными для ВДВ артиллеристы или саперы. Как стали привычными совсем ещё недавно невиданные в нашей армии разведывательные беспилотники и боевые роботы.
Ну, и традиционная «ложка дегтя» от меня. Идея командующего отлично продумана и своевременна. Более того, эта идея витала в головах офицеров уже давно. Ведь такое уже было! Да, было. Были в составе ВДД танки. Правда не Т-72, а Т-62Д. Ещё в 1984 году в составе 103 ВДД вместо артдивизиона был сформирован танковый батальон. Командир дивизии, будущий министр обороны РФ Павел Грачев, тогда очень успешно использовал этот «усеченный по меркам ВДВ» батальон. 22 танка десантников (в составе танкового батальона 31) успешно воевали в афганских горах.
А отказались от этой идеи из-за, увы, не решенного до сих пор вопроса с транспортной авиацией. Транспортные самолеты, которые использует наша армия, проектировались в советское время. И БМД, соответственно, проектировались именно под эти самолеты. Один самолет — один взвод десантников. Это и «Аны», и «Илы».
Но с усилением огневой мощи, бронезащиты и при прочих модернизациях вес боевых машин увеличился. Та же «Садовница» в два раза тяжелее БМД-1. А самолеты остались прежние. Вес танка Т-72 — 44 тонны (против 13,5 «Садовницы»). И поднять такой танк сегодня могут только Ил-76 или Ан-124 «Руслан». Других в армии просто нет.
Танковый взвод может «перевезти» Ан-124. Три танка! Значит, для перевозки роты необходимо 4 (!) вылета. А вот в 76-й войдет всего один танк. Значит, десять самолетов на роту. Достаточно серьезный риск. Современные ПВО вполне способны на уничтожение таких больших и нескоростных целей. Даже на уровне подразделений. Помните огромный вертолет Ми-26, сбитый в Чечне?
Да и количество самолетов ВТА сегодня явно недостаточно. По данным некоторых экспертов, у нас сегодня от 7 до 14 действующих «Русланов» и что-то около сотни Ил-76. А учитывая активное использование этих машин в ходе операции в Сирии и на учениях частей и соединений ВДВ, моторесурс этих машин на грани.
Но в целом реформирование ВДВ назрело. Концепция современной войны постоянно меняется. Поэтому высокомобильные, хорошо механизированные и вооруженные российские десантники сегодня насущная необходимость. Но реформирование это необходимо сопровождать реформами в других отраслях оборонного комплекса. И прежде всего в создании новых, соответствующих новым задачам самолетов и вертолетов ВТА.
Зачем ВДВ танки
Танковые роты появятся во всех десантно-штурмовых соединениях ВДВ
Российские войска ВДВ к 1 декабря обзаведутся танками. По одной танковой роте будет создано в каждом десантно-штурмовом соединении, оснастят подразделения модернизированными Т-72Б3.
Десантно-штурмовые соединения Воздушно-десантных войск России с 1 декабря пополнятся танковыми ротами, сообщил в рамках визита в Белоруссию командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. В составе ВДВ три компонента: парашютно-десантный, десантно-штурмовой и горный десантно-штурмовой.
По его словам, раньше в случае необходимости танки просили из наличия Сухопутных войск, так как их нет в штате ВДВ, а теперь они войдут в организационно-штатную структуру десантно-штурмовых подразделений.
На вооружение танковых рот поступят модернизированные танки Т-72Б3. Как сообщал в интервью «Газете.Ru» глава производящего эти бронемашины Уралвагонзавода Олег Сиенко, только в 2016 году военному ведомству поставят около 200 танков Т-72Б3. У обновленного танка более мощный двигатель, есть дополнительная защита башни, днища и боковых проекций.
В ВДВ пояснили «Газете.Ru», что каждое десантно-штурмовое соединение получит по одной танковой роте, речи о парашютном десантировании танков не идет, переброска подразумевается при помощи самолетов «посадочным способом».
Оптимизация дорогого удовольствия
По мнению Виктора Мураховского, комплект вооружения ВДВ на сегодняшний день не является оптимальным, учитывая реалии и задачи. Собеседник отметил, что на сегодняшний день те задачи, которые ВДВ выполняли в советское время, в частности участие в воздушно-десантной операции с массированной выброской одним рейсом до целой дивизии на большую глубину в оперативно-стратегических целях, не актуальны.
«Сейчас ни состав военно-транспортной авиации (ВТА) этого не позволяет сделать, ни задач таких нет.
Как ранее заявлял Владимир Шаманов, танковых рот в ВДВ будет шесть. Кроме того, в 2016 году предполагается формирование двух рот беспилотных летательных аппаратов, в том числе и ударных, а также двух рот радиоэлектронной борьбы.
Зачем десантников пересаживают на танки и вертолеты
Колоссальные боевые возможности, мощная противовоздушная оборона и еще более высокая мобильность — Минобороны России успешно завершило эксперимент по совместному применению в едином боевом порядке десантников и армейской авиации. А летом в военном ведомстве сообщили об усилении десантных соединений современными танками Т-72Б3. О том, для чего и как генералы меняют привычный облик крылатой пехоты, — в нашем материале.
Опыт прошлых лет
В ближайшем будущем ВДВ России ждут большие перемены. По словам министра обороны Сергея Шойгу, для повышения боевых возможностей десантников в войсках формируют соединения нового типа, которые выведут их по маневренности и оперативности на один уровень с потенциальным противником.
«В современных условиях армиями ведущих иностранных государств большое внимание уделяется развитию своих мобильных компонентов, способных оперативно перемещаться на большие расстояния и самостоятельно вести боевые действия», — подчеркнул глава ведомства.
В частности, в состав Воздушно-десантных войск включат подразделения армейской авиации и противовоздушной обороны — десантники получат в свое распоряжение вертолеты самого разного назначения, а не будут, как прежде, запрашивать помощи у Воздушно-космических войск.
Похожие десантно-штурмовые бригады создавались в 1980-е — каждая в своем составе имела авиационную группу из двух вертолетных полков. А отдельные армейские корпуса, предназначенные для действий в качестве оперативно-маневренной группы фронта, располагали отдельным десантно-штурмовым (ДШП) и вертолетным полками. Причем последний мог одним рейсом перебросить ДШП по воздуху.
Тем самым обеспечивалась высокая оперативная готовность и тактическая подвижность соединений: командиру бригады не приходилось запрашивать старшего начальника о выделении авиационных ресурсов.
Правда, в Советской армии катастрофически не хватало вооружений и техники, оптимизированных для применения в аэромобильных частях. «В таких десантно-штурмовых бригадах парашютно-десантные батальоны были пешие, укомплектовывались фактически только «уазиками» для перевозки минометов и противотанковых комплексов, а десантно-штурмовые батальоны передвигались на БМД», — напомнил Мураховский. Сейчас же российский ОПК способен поставлять достаточно новых образцов вооружений и техники, специально заточенных под такие соединения.
Верхом на броне
То же касается и усиления ВДВ танковыми батальонами. Минобороны ранее сообщало, что до конца 2018-го в двух десантно-штурмовых дивизиях — 7-й Новороссийской и 76-й Псковской — появится по танковому батальону, а десантно-штурмовые бригады получат танковые роты.
«Воевали десантники все равно на земле, — отметил Мураховский. — И если вспомнить опыт боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, то им всегда приходилось помогать БМП и танками из состава Сухопутных войск. Общевойсковой бой на земле держится на трех китах: пехоте, артиллерии и танках. У десантников из бронированной техники на вооружении только БМД с весьма ограниченными возможностями, особенно в плане защищенности. Танков у них нет, но зато есть довольно скромная артиллерия. При этом за всю свою историю десантники никогда не высаживались в реальном бою парашютным способом — они всегда воюют вместе с танками и артиллерией».
Главная проблема такой практики — бронетехнику у соседнего вида войск получить не так просто и быстро, как хотелось бы. Поэтому, в первую очередь, страдает оперативность. Кроме того, подготовка и задачи танкистов Сухопутных войск сильно отличаются от специфики применения бронетехники в десантно-штурмовых соединениях. Когда у ВДВ появятся свои танки, десантники сами смогут решать, когда грузиться, выдвигаться и куда прибывать для выполнения поставленных задач. Танковые батальоны значительно повысят огневую мощь и эффективность ВДВ в любых зонах вооруженных конфликтов.
Летающие БМД
Безлошадными десантники точно не останутся. ОПК специально под них разработал модернизированную версию вертолета Ми-8АМТШ-ВН. Серийное производство этой машины планируется начать в 2020-м. Вертолет будет использоваться не только как транспорт, но и как машина огневой поддержки: он вооружен сверхзвуковыми ракетами дальностью до шести километров, неуправляемым ракетным вооружением и несколькими крупнокалиберными пулеметами. Для большей живучести пол кабины экипажа и грузового отсека прикрыт облегченной броней, а борта до уровня иллюминаторов обшиты кевларом. На случай жесткой посадки есть энергопоглощающие десантные сиденья.
Что касается танков, то десантников пересадят на современные Т-72Б3, которые уже успели хорошо себя зарекомендовать в Сухопутных войсках. Десантировать из самолетов их, конечно, не будут. В советское время проводились эксперименты по выброске танков, но все они закончились неудачно — 40-тонный танк, сброшенный с полуторакилометровой высоты, со свистом входил в землю, несмотря на специально разработанные гигантские парашютные системы. Стропы не выдерживали такой массы, а купола расходились на шелковые ленточки.
Поэтому пока до места назначения бронедесантники будут добираться по старинке — транспортными самолетами Ан-124 «Руслан», железнодорожным транспортом либо своим ходом.