Для чего в венеции рядом с колодцами делали углубления
Венеция – город колодцев
Многие мечтают побывать в Венеции. Но этот итальянский город известен не только своим необычным расположением на островах и потрясающими произведениями архитектуры, но и колодцами. Сейчас венецианские колодцы оценили по достоинству, и упоминания о них всё чаще встречаются в экскурсионных программах. Колодцы эти можно встретить во многих дворах. Кому-то это покажется странным, но в городе, расположенном на воде, всегда её не хватало. Когда Венецию затапливало, то питьевая вода приравнивалась по стоимости к золоту. Наверное, поэтому город является рекордсменом по количеству водозаборных сооружений в Западной Европе. Согласно официальным источникам, сейчас в Венеции порядка 2,5 тыс. колодцев. Однако историки утверждают, что когда-то их количество приближалось к 7-ми тысячам. Современные венецианцы не пользуются колодцами, так как брать из них воду на какие-либо нужды запрещают санитарные нормы. Ещё в 60-е годы 20-го века их перекрыли металлическими решётками, чтобы жители города не могли брать оттуда воду на свой страх и риск. К счастью, сами сооружения колодцев сохранились и сейчас радуют глаз местных жителей и гостей города.
Венецианские колодцы существенно отличаются от тех, что строились на суше. В Средневековье люди не знали, что такое чистая питьевая вода. В колодцы поступала преимущественно дождевая вода, прошедшая несколько степеней очистки. По современным меркам её нельзя было назвать пригодной для употребления в пищу, но у венецианцев того времени не было альтернативного варианта, и поэтому им приходилось использовать такую воду. Историки считают, что именно колодцы способствовали распространению эпидемий, так как во время наводнений их заливало грязной морской водой. Наружная часть венецианских колодцев заслуживает отдельного внимания. Все водозаборные сооружения имели крышки. Чаще всего в качестве материала для них использовался камень. Каждая крышка была снабжена замком, ключи от которого хранились у специального человека, отвечающего за конкретное сооружение. Колодцы работали по расписанию. Во время их открытия звонили в колокола, привлекая всеобщее внимание.
Построить водозаборное сооружение по тем временам стоило больших денег. Поэтому только самые богатые и влиятельные венецианцы имели собственные, частные колодцы. Но законы того времени обязывали их открывать доступ к своим колодцам всем нуждающимся. Количество воды, которое мог взять один человек, было строго ограничено. За соблюдением этого правила следили приставленные к колодцам люди. Наличие воды в шахте колодца контролировала бригада рабочих, которые систематически занимались и его чисткой. В летний период, когда осадков было недостаточно, чтобы обеспечить водой весь город, они привозили её с материка. Нередко бывали случаи, когда воду просто брали из ближайшего канала. Интересен тот факт, что надземным основанием венецианских колодцев, как правило, служили нижние части колонн, по каким-либо причинам переставших выполнять свою основную функцию. Поэтому они имеют такой необычный внешний вид. Кирпичные колодцы в Венеции не менее интересны и пользуются большим спросом у коллекционеров. Когда Венеция была захвачена австрийцами, немало уникальных колодцев стало частью чьих-то частных коллекций.
Также интересно почитать:
Уточнить всю необходимую информацию или задать интересующие Вас вопросы можно у консультанта нашей фирмы по телефонам, указанным на сайте.
Мы работаем по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Колодцы. Венеция. Кошки.
Викторина Бразум с первой игры зацепила тем, что это не только давала возможность блеснуть своими знаниями, хранящимися в чертогах памяти, но и узнать что то новое и интересное через вопросы. Ты узнаешь что то новое или через ответ, или через процесс поиска решения очередной загадки и сопоставления крупиц информации в своей голове и головах сокомандников.
А бывает что узнаешь что то новое через поиск того, а почему этот ответ таки оказался правильным!
Так получилось и в этот раз. Вопрос был такой:
А действительно зачем делать в колодце отверстие с доступом к воде? К формулировке вопроса мы еще вернемся, а пока к сути.
Первой версией было то, что это отверстие через которое кошки и собаки могли бы пить воду. Но, как видно из картинки отверстие очень глубокое само по себе, а до воды наверно еще глубже. Поэтому нет.
Второй версией было то, что это для контроля уровня воды. Но зачем если можно заглянуть в колодец и оценить уровень через зев колодца? Поэтому нет.
Поэтому остановились на третьей версии. Предохранительный клапан, вода при ее ее избытке уходит через нее, не разрушая верхнюю часть колодца. Ну или при наводнениях когда морская вода заливает улицы, а в месте с ними и колодцы пресная вода после схода наводнения вытесняет через это отверстие морскую воду. Нам это показалось логичным на том и остановились.
Но нет. Мы не угадали.
Немного истории. Венеция раскинулась на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, вокруг них море, и поэтому отсутствует источники пресной воды, копай не копай колодцы все равно проткнешься в море. Поэтому венецианские колодцы, это не колодцы вовсе, а своего рода баки в которые собирается дождевая вода, очищаемая через толстый слой песочного фильтра.
Колодцы стоят на площадях, сделанных таким образом чтобы вся дождевая вода стекалась в сборные отверстия, а оттуда через кессоны поступала в цистерну с песочным фильтром и аккумулировалась в ней, после чего поступала в саму шахту колодца. Так как засушливым летом дождей в Венеции мало, то колодцы регулярно пересыхали и приходилось завозить воду с материка.
И вот эта простая схемка наглядно показала что все три наши версии являются ошибочными. Блин!
И хорошо что блин, иначе бы я так и не узнал ничего про венецианские колодцы. А о них стоит рассказать.
Из-за такой особенности конструкции колодцев в Венеции много, практически каждая площадь или двор богатого гражданина может похвастаться своим колодцем — Vere da Pozzo как называют их венецианцы, т.е. «каменное отверстие». А к моменту проведения в Венецию водопровода их насчитывалось 6228 штук!
Сами по себе колодцы были настоящими произведениями искусства, часть из которых изготавливалась мастерами специально, как верхняя часть колодца, но основная часть была тем или иным элементом античной или раннесредневековых колонн, натащенных ушлыми венецианцами со всего средеземноморья 😉
Венеция
673 материалa по 135 объектам, 13 293 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Венеции.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Охота на колодцы
Материал понравился:
Эта заметка является частью дневника «Заметки о Венеции на полях блокнота»
В каждый из приездов в Венецию мы идём обходить площади и исследовать дворы в поисках колодцев. Искать их недолго — посреди каждой венецианской кампо стоит колодец. Vere da Pozzo — «каменное отверстие».
Наземные части колодцев — произведения средневековой скульптуры; сейчас они служат местом встреч, отдыха изнуренных венецианским лабиринтом туристов, обеденным столом для них же. И просто арт-объектом невероятной красоты и внушительной древности: сермин vere da pozzo встречается в документах еще с 11 века.
Венеция — острова в море. С пресной водой здесь было тяжело, поэтому венецианцы выкапывали колодцы-коллекторы для сбора дождевой воды. В середине прошлого века прибежали санитары, и pozzi закрыли массивными металлическими крышками, чтобы ими было бы нельзя пользоваться. И все равно только Венеция может похвастать самым большим количеством колодцев в Европе, хотя точно сказать, сколько их осталось в городе,а сколько было утрачено — не может уже никто. Умная книжка, которую я купила тут в книжной лавке, утверждает, что сохранилось по меньшей мере 2500 колодцев. Я книжке верю — она сама энциклопедических размеров.
Для сравнения, городские власти, в частности Uficcio Tecnico, приводили в 1858 году такие цифры — в городе было 6048 частных колодцев, 180 общественных и 556 уже засыпанных.
Венецианские колодцы были устроены не вполне общепринятым способом. Они представляли собою цистерны с замысловатой системой фильтров, куда собирали дождевую воду, и воду из родников на отдаленных островах. На каждый колодец был установлен венец, или corona, boca di pozzo, cinta — этим разнообразными названиями венецианцы называли свои 7 с лишним тысяч колодцев.
Принято считать, что из всех этих колодцев в Венеции сохранилась в лучшем случае треть. Несколько из них (очень немногие) разрушились, потому что были сделаны из кирпича. Но в большинстве своем колодцы делались из камня.
Очень много колодцев были вывезены из Венеции во время господства австрияков, и пройдя через руки торговцев искусством, разошлись по всему миру.
Многие из колодцев до сих пор находятся в частных руках, и даже оставаясь в самой Венеции, недоступны для обозрения.
Большая часть колодцев была общественной. Они назывались pubblici. В Венецианской республике власти отвечали за качество воды — это был вопрос жизни и здоровья.
Колодцы контролировались приходскими управами, у специального человека хранились и ключи — колодцы открывались дважды в день, о чем возвещал звук колодезного колокола.
Особые люди — facchini degli stazii — привратники, работавшие в 304 точках города, отвечали за чистоту и сохранность колодцев.
Владельцы частных колодцев обязаны были в определенное время открывать их для общественного пользования.
Вообще создание и содержание колодцев в Венеции — это целая индустрия. Особая гильдия выполняла работы по камню, делала новые колодцы. Эти люди считались масонами.
А аquaroli отвечали за наполнение колодцев чистой водой. На баржах особой конструкции они привозили воду в Венецию с материка. Вода бралась из канала около Бренты, в котором было запрещено судоходство. Канал усердно чистили и поддерживали в нем качество воды.
Теперь колодцы — это только часть городского пейзажа, воды в них больше нет.
Для чего в венеции рядом с колодцами делали углубления
Правда о запахах
На самом деле, это совсем не праздный вопрос. Глядя на толпы туристов, которыми забиты набережные и кафе, окунаясь в суету города, где нет улиц в привычном понимании этого слова, невольно удивляешься: куда же деваются отходы жизнедеятельности всех этих людей? Ведь не проложишь же канализационные трубы под водой.
Ваш интерес могут подогреть и досужие вымыслы, которыми наполнен интернет. Дескать, вся Венеция дурно пахнет, потому что в ней отродясь не было канализации и содержимое туалетов выбрасывается напрямую в каналы.
Впрочем, правду о запахах вы увидите сами, пройдясь по набережным этого города, гуляя вечерами вдоль романтических каналов. Вы ощутите характерный запах моря: свежий, слегка солоноватый, пахнущий водорослями и рыбой. Но никакого неприятного запаха не будет, как не будет и фекалий, плавающих на поверхности воды. Каналы, кстати, здесь достаточно чистые, в них водится рыба, и даже купаются мальчишки.
Так всё же, есть ли в Венеции канализация, и как она работает?
Канализация, но особенная
Конечно же, канализация в городе есть, и она неплохо продумана. Но эта инженерная система организована в «городе любви» совсем не так, как мы привыкли.
Начнём с того, что Венеция представляет собой конгломерат полутора сотен островов, тесно расположенных в Адриатическом море. Они разделены между собой множеством протоков, а также искусственных каналов. Протоки, кстати, здесь тоже называют каналами, хотя это неправильно, с точки зрения гидрологии.
Если посмотреть на отдельный венецианский дом, то его систему канализации можно представить следующим образом:
Туалет и сточные трубы в каждой квартире. Это всё нам знакомо.
Специальный резервуар под каждым домом — так называемый септик.
Гидравлический затвор, который соединяет септики со специальными небольшими каналами. Эти каналы построены именно для транспортировки канализационных отходов.
Специальный фильтр и отстойник на выходе из канала.
Понятно, что первичная очистка фекальных отходов происходит уже в септиках. Именно здесь скапливаются твёрдые фракции, которые время от времени откачивают специальные катера-ассенизаторы. Через гидравлический затвор выходит, хоть и грязная, но уже прошедшая грубую очистку вода.
И здесь в работу вступает сама природа! Дело в том, что лагуна, на которой стоит Венеция, испытывает морские приливы и отливы. Дважды в сутки, в любое время года, вода частично уходит из лагуны в открытое море через три естественных пролива. Они мелкие, с песчаным дном, и тоже работают как природные фильтры.
Через время вода возвращается вместе с приливной волной. Этот естественный механизм не знает сбоев и поломок. Вместе с ним происходит постоянное очищение воды: часть её, слегка загрязнённая, уходит прочь от города, частично осаждая свои взвеси на песчаном дне, а ей на смену из Адриатики приходит новая, чистая.
Это «дыхание природы» напоминает наше дыхание. Ведь мы тоже непрерывно выдыхаем ненужный нам углекислый газ, пополняя свои лёгкие новым кислородом.
Кто-то может возразить, что бывал в Венеции и видел там человеческие фекалии, плавающие в канале. Да, это случается! Но, если честно, не происходят ли подобные вещи и в наших приморских городах? Человеческий фактор, как известно, вездесущ, и даже в городе любви и карнавалов встречаются нерадивые ассенизаторы, бывают сбои в работе коммунальщиков.
Впрочем, это уже другая история и другие вопросы. Они не имеют отношения к вопросу о том, как устроена канализация в Венеции.
Венеция — первое знакомство
Я сам венециеман со стажем.
Однажды заинтересовался и, съездив в Венцию, «заболел» этим городом и, пока могу, бываю там ежегодно. Сказать, что знаю его наизусть, не скажу: знать Венецию от и до практически невозможно, но довольно подробно рассказать о ней и дать несколько дельных советов тем, кто впервые тут оказался, я могу.
Приезжать в Венецию на день-другой смысла нет: охватить её всю не удастся.
Если только вы тут не в первый раз и заехали побродить по любимым местам. Но обстоятельства бывают всякие, поэтому оставьте этот мой возглас без внимания и используйте правила, о которых я писал в первых абзацах статьи «Венециая за один день». Там, кстати, есть карта Венеции.
К знакомству со Светлейшей (историческое название — Светлейшая Республика Венеция) не мешало бы подготовиться: почитать что-либо по истории города, знать или, по крайней мере, слышать о главных достопримечательностях.
Знакомство с Венецией в составе туристической группы — дело организованное, информативное, но абсолютно непознавательное: гид проведёт, покажет и расскажет, но всё это будет на бегу, с учётом расписания, в толпе народа; очарования города вы почти не почувствуете.
Первые шаги
Итак, вы приехали в Венецию.
Для начала разместитесь, передохните.
Венеция — город пешеходный; транспортное сообщение заканчивается на Пьяццале Рома и на железнодорожном вокзале Санта-Лючия. Есть, конечно вапоретто — небольшие теплоходы или водные автобусы, но на них вы проплывёте по Канале Гранде, главной водной артерии Венеции, вокруг города и до островов венецианской лагуны.
Всё остальное пространство — пешее.
Венецию составляют 117 островов, которые соединяют 409 мостов, по городу проложено около 3000 улиц, улочек, переулков.
Конечно, вы купите карту.
Но купите только для того, чтобы определить, что где. В первую очередь, где вы остановились. А потом, где находятся основные достопримечательности.
Больше в карту можете не заглядывать.
Как утверждают сами венецианцы, точной карты Венеции не существует, а от места вашего проживания до выбранной достопримечательности важно знать направление.
Адрес вряд ли поможет: планировка города логическому объяснению не поддаётся, названия улиц часто повторяются, многие из них названы и написаны на венецианском диалекте, нумерация домов идёт на тысячи, причём, в каждом районе эта нумерация своя.
Вам нужны точные и конкретные ориентиры. Поэтому в первый поход по Венеции отправляйтесь, воспользовавшись сразу всеми тремя правилами, о которых я упомянул в начале.
Не спеша идите, куда подсказывает сердце и интуиция.
Смотрите по сторонам, вы увидите массу мелких и очень привлекательных деталей: лепнину на старых домах, рельефы, обнажённую кирпичную кладку зданий, вырастающих из воды.
Вы встретите большое количество колодцев во дворах: это большие каменные тумбы, иногда с резьбой и украшениями по бокам. Все колодцы закрыты металлическими крышками. Это произошло ещё при Наполеоне. Колодцы не действуют, но остаются неизменными явлениями венецианского ландшафта. Их вы отыщете и на площадях, и в маленьких двориках.
Позвольте себе заблудиться в этом неповторимом городе.
Бояться не надо, Венеция — город островной, с острова вы никуда не денетесь, так или иначе куда-нибудь да выйдете.
Проходы под домами в Венеции называются «sottoportego», что дословно означает «под портиком».
Почувствовав очарование простого и почти бесцельного блуждания по узким, кривым улицам, по тупикам, по переулкам, которые упираются в каналы, по проходам под домами, по набережным маленьких каналов с подъёмами-спусками с мостика на мостик, вы начнёте узнавать Венецию.
Старайтесь уходить от проторенных туристических троп.
Их узнать просто: они всегда многолюдны и очень суетны. Нетуристическая Венеция не менее притягательна, чем парадная её часть. Тут полно своих знаковых мест, магазинов (не таких дорогих, как в туристической части), ресторанов и кафе, церквей и дворцов, рельефов и скульптурных изображений.
Если вы всё же определили некий вектор движения, держать конкретное направление вам помогут указатели жёлтого цвета. Их всего три типа: «Per San-Marco», «Per Rialto» и «Per Piazzale Roma/Ferrovia». Из любой точки Венеции вы сможете выйти к нужному вам месту.
Районы улицы и площади
Как ориентироваться в Венеции
К названиям венецианских улиц и площадей надо привыкнуть.
На стенах домов в светлых прямоугольниках вы прочтёте, по каким улицам вы идёте, какой мост переходите, на какую площадь вышли.
Привычных в Италии «via» здесь нет, «via» в Венеции только одна — Гарибальди. Как и «piazza» — Сан-Марко.
Венецианские определения пришли из древности, когда улицы были немощёные, когда на площадях росла трава, когда болотистой почвы в городе было куда больше, чем теперь.
Часто над названием улицы на стене будет красоваться прямоугольник с обозначением района города, например, «Sestiere Cannaregio». Районов в Венеции шесть, поэтому и «sestiere» — «шестая часть».
Районы Венеции
Районы сложились исторически, каждый имеет свои лицо, стиль, атмосферу и архитектуру. Их я описал в статье Венеция за один день, здесь же только назову по именам:
Музеи и церкви
Музеев в Венеции много. Церквей тоже (их тут больше 150).
Как, например, в церкви Сан-Заккариа, стены нефов которой увешаны картинами венецианских мастеров. Но основные сокровища хранятся в часовне, за вход — 1-2 евро.
Об основных музеях, часах их работы и ценах на билеты подробно вы узнаете в статье Что посмотреть в Венеции за 2 дня
Побывать в Галерее Академии, посмотреть коллекцию галереи Франкетти в Ка д’Оро, заглянуть в музей современного искусства Пегги Гугенхайм — всё это вы сможете, если располагаете желанием и временем. Но думаю я, что истинные сокровищницы венецианского искусства указаны не во всех путеводителях: речь идёт о Скуолах.
Скуолы возникали каждая в своём районе, обзаводились зданиями, оформлялись у лучших художников, столетиями конкурировали между собой. Когда-то их было больше сотни, сейчас осталось четыре больших и одна малая.
Скуолы
Скуола Гранде ди Сан-Рокко
В районе Сан-Поло — это собрание картин Тинторетто, специально для Скуолы написанных (открыта с 9:30 до 17:30, входной билет — €10),
Скуола Гранде ди Сан-Джованни Еванджелиста
Находится в Санта-Кроче.
Она хранит полотна Беллини, Тициана, Джорджоне. Скуола работает по особому расписанию, дни работы и цены на билеты можно посмотреть здесь: scuolasangiovanni.it
Скуола Гранде деи Кармини
Находится на Кампо Санта-Маргерита. Тут вы увидите росписи Тьеполо. Скуола открыта с 11:00 до 17:00, вход €5.
Скуола Гранде ди Сан-Марко в Кастелло
Сегодня это музей медицины. Скуола открыта для посещений со вторника по субботу с 9:30 до 17:00, перерыв 13:00-14:00.
Скуоле ди Сан-Джорджо дельи Скьявони
Здесь вы увидите серию работ Витторе Карпаччо. Вход €4, расписание: понедельник — 14:45-18:00, со вторника по субботу — 9:15-18:00, перерыв с 13:00 до 14:45, воскресенье — 9:15-13:00.
Подробнее о скуолах читайте в статье 5 Скуол Венеции…
Кафе и рестораны
Где бы вы ни ели, помните, что во всех заведениях в счёт включают пункт за обслуживание («coperto») — 2-3 евро.
Стоит сказать о венецианских сладостях — «dolci veneziani»: обязательно попробуйте. Названий давать не буду, просто посмотрите на витрину и выберите, что особо порадует глаз.
Это и красиво, и безумно вкусно.
Все подробности о питании вы узнаете в статье Где поесть в Венеции…
Где купить кофе
Кофе в Италии прекрасен.
В венецианских кафе цены варьируются от 1,5 до 3 евро за чашку в зависимости от категории и уровня заведения.
С покупкой кофе в упаковке, чтобы увезти с собой, предостерегу: в специальных магазинах для туристов есть вроде бы венецианский кофе с видами города на картинках. Брать его не стоит, кофе невысокого качества и по высокой цене. Лучше всего найдите магазины сети «Majer» и возьмите кофе там, не прогадаете.
Сезоны и погода
Когда приезжать в Венецию
Венеция прекрасна в любое время суток и в любое время года.
Но есть нюанс: город стоит не у моря, а практически в море (3 км от берега). Поэтому летом тут жарко и влажно, могут идти проливные дожди, поздней осенью и зимой — сыро и промозгло, иногда выпадает снег.
Лучше всего приезжать в Венецию в мае и сентябре-начале октября — самое комфортное время для пеших прогулок по улицам жемчужины Адриатики.
Любителям туманов (Nebbia) и высокой воды (acqua alta), конечно, надо приезжать сюда в ноябре-январе. Несмотря на сырость, ветреную и промозглую погоду, удовольствие от этих исключительно венецианских явлений природы они получат.
О погоде и сезонах в Венеции читайте в статье Когда приезжать в Венецию… Там есть инфографика.
Транспорт Венеции
Приехать в Венецию можно поездом, самолётом и на автомобиле.
Венеция соединена с материковой частью длинным Мостом Свободы, по которому идут и поезда, и автотранспорт.
Железнодорожный вокзал Санта-Лючия находится на Канале Гранде в двадцати пяти минутах ходьбы от Риальто и сорока минутах от Пьяцца Сан-Марко. Он совсем рядом с центром района Каннареджо (надо от вокзала повернуть налево).
Направо от здания вокзала в пяти минутах ходьбы — Пьяццале Рома, место на окраине островной Венеции, куда прибывает весь автотранспорт с материка. Здесь и стоянки автобусов, и парковка для тех, кто приехал в Венецию на машине.
Парковок в Венеции несколько, информацию о них можете внимательно изучить здесь. Добавлю, что, учитывая туристический поток в этом городе, позаботиться о парковочном месте надо заранее.
Авиасообщение Венеции с миром происходит через Международный аэропорт Марко Поло, который находится на материке, и через небольшой коммерческий аэропорт Тревизо, который принимает рейсы лоукостеров.
Между обоими аэропортами и Венецией регулярно ходят автобусы.
От Марко Поло до города автобус № 5 идёт 20-25 минут (билет стоит €8, но цена может меняться).
Из Марко Поло есть возможность добраться до города на водном такси, это ускорит ваше свидание с Венецией, но влетит в изрядную копеечку.
От аэропорта Тревизо вы доберётесь до Венеции за 35-40 минут (автобус фирмы ATVO, на табличке направление «Treviso-Venezia» билет €12 евро). Автобусы прибывают на Пьяццале Рома. Купить билеты на автобус вы сможете в зданиях аэропортов в залах выдачи багажа или у водителя, что может быть чуть дороже.
Об общественном транспорте
О вапоретто я писал в самом начале этой статьи (раздел Первые шаги) и в статье Что посмотреть в Венеции за 2 дня (второй абзац).
Повторю, что это единственный вид общественного транспорта, если не считать водного такси (оно дорогое). Билеты действительны и для автобусов, курсирующих по островам Лидо и Пеллестрина. Но в автобусе на материк (к примеру, в аэропорт) по ним не уедешь.
Гондолу общественным транспортом не назовёшь никак.
Это удовольствие, и удовольствие не из дешёвых. Тридцать минут катания днём стоит €80, то же время ночью — 100. Максимально в гондолу можно усадить 6 человек.
Цена фиксированная.
Надеюсь, что советы мои для первого вашего вояжа в столицу Северной Адриатики пригодятся. Счастливого путешествия и приятного знакомства с Венецией.
Лучший способ сказать автору спасибо – это поделиться статьей с друзьями.