Для чего вешают колокольчик на корову
Зачем корове колокольчик
Нередко люди при виде представителей рогатого скота интересуются тем, зачем корове колокольчик. На фермерских хозяйствах, расположенных в Швейцарии, буренки носят подобный аксессуар разного размера и с различающейся частотой звука. Существует несколько теорий, с какой целью он используется.
Согласно одной из них, ботало является декоративным элементом, сливающимся в единую мелодию во время прогона стада пастухом. По другой гипотезе – чем больше погремушка, тем выше статус скотины в стаде.
Также заводчики, считают что она помогает животному накачать мышцы шеи. По их мнению, за счет этого живого мяса становится гораздо больше.
Еще одна полезная особенность ботало заключается в том, что благодаря ему можно определить местонахождение определенной скотины. Фермер без проблем узнает, где пасется каждое животное, слушая мелодичные переливы. Колокольчик на шее коровы дает чувство умиротворения.
Некоторые работники фермерских хозяйств надевают на рогатый скот аксессуар, который не подходит по размеру. Вес подобного изделия нередко доходит до 20-25 кг.
В результате чего ежегодно увеличивается число противников швейцарских колокольчиков. Объемные колокольчики приводят к сходу снежной лавины в горах, в результате чего перевалы становятся доступными для туристов.
Несмотря на это, переливающиеся необычной мелодией атрибуты жизни КРС в Альпийских горах отличаются своей красотой и разнообразием. Кроме того, ремесло его создания передается по семейной линии на протяжении многих веков.
КОЛОКОЛЬЧИКИ ДЛЯ КОРОВ
+ВИДЕО. Для швейцарской местности вид и звук коровьего колокольчика обычное дело. Когда корова начинает движение колокольчик начинает звенеть и будит остальных коров, означая, что пора идти. На пастбище если корова отбивается от стада, то это знак для фермера. Так же они выполняют ритуальную роль, фермеры выражают ими гордость за свой скот, чем больше и красивее колокольчик, тем больше фермер ценит свой скот.
Качественные колокола делаются опытными ремесленниками с давними традициями. Работа начинается с выкройки на листе железа толщиной 2 или 3 мм в зависимости от типа колокола. Плазменным резаком он вырезает 2 заготовки, из них будет сделан один колокол. Пока обе части плоские на них гравируется рисунок при помощи молотка и гравиров различного размера. Гравер — это лезвие с заостренным наконечником. Затем разогревается место для нанесения логотипа и размера колокола соответственно числовой системе Швейцарии. После газовая печь. Жар в 1000 градусов размягчает металл, который потом попадает в штамповочный пресс. Пресс закрывается придавая заготовке форму половины колокола. Процесс повторяется еще раз, для создания второй половины. Форма и толщина дорабатывается при помощи молотка. После прессовки на половинках остаются боковые линии по которым происходит сварка, а потом мастер шлифует шов. Каждый сантиметр простукивается молоточком, чтобы добиться чистого и звонкого звучания. Пора сваривать две половинки вместе.
Мастер прикладывает одну к другой и делает шов. Позже шов будет зачищен и не будет заметен на поверхности. К верхушке приваривается стальная ручка. Она держит кожаный ремень, который висит на шее у коровы. Под ручкой с внутренней стороны мастер приваривает v-образную скобку, на которой будет висеть язычок — молоточек, который бьется о внутренние стенки колокола. С каждой стороны проделывается 2 отверстия для заклепок — места, где половинки сходятся. Горелкой и заклепщиком он придает им круглую форму. Нижняя клепка вбивается так, чтобы она была не заметна. На клепки накладывается расплавленная латунная гильза. Порошок — это боракс, материал используемый при пайке. Этот кусок латуни скрепляет изгиб и улучшает звук.
Сборка колокола полностью закончена. Процедуры вроде формовки и сварки оставили на металле темные пятна, теперь изделие отправляют в 15-часовую ванну в соляной кислоте. Эта процедура делает колокол однотонным и блестящим, затем следует смыть соляной остаток, затем ванна с древесными опилками для сушки. Опилки впитывают воду быстрее, чем вата.
Выгравированные мотивы не смотрятся на блестящей поверхности, и художник наносит кислоту на некоторые элементы, чтобы металл окислился, и появилась иллюзия объема. Требуется множество навыков, чтобы сделать колокол из обычного листа стали, но необходим труд мастера, который сделает красивый кожаный ремень. Некоторые колокола ничем не выделяются, другие же напротив, сияют всеми цветами. Как бы там не было, вручную сделанный колокол на многие века будет оставаться национальным символом Швейцарии.
С. РОМАНОВ, по материалам научно-популярной передачи «Как это работает?»
Пастушьи колокольчики
Одним из древнейших типов колоколов являются пастушьи колокольчики. Самые ранние из них относятся к IV тысячелетию до нашей эры и были распространены в Месопотамии и Египте. Известны подобные изделия в Древнем Китае (XVI-XI в.в. до н.э.) Вавилоне (IX-VIII в.в. до н.э.).
Совершенно сходны с ними древнегреческие, этрусские, скифские пастушьи колокольчики VI-V в.в. до н.э. С тех пор они почти не изменились ни внешне, ни функционально. Пастушьи колокольчики подвязываются на шею скоту и исполняют сигнальную и магическую функции, служат в качестве оберега от злых сил. В отношении этих колокольчиков, как самых древних и преимущественно магических предметов, человек наиболее консервативен.
Как повелось с древности делать их не литыми, а клепаными из железа, а не из бронзы, так и делают до сих пор. Во многих странах мира из всех материалов именно железо, пропущенное через огонь и воду (кованое железо) почиталось способным противостоять любой магии. На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склепывали (сшивали) по бокам заклепками. Собственно, в любой кузнице делали ботала. В Новгороде найдено ботало местной работы X века, тогда как русские мастера не могли самостоятельно отливать колокола до начала XVI века, будучи зависимыми от европейских мастеров. На Руси были более распространены такие колокольные предметы как била и ботала – они более соответствовали русскому мировосприятию. Бывали ботала и деревянные. Форма ботала с древности до XX века существует неизменно: прямые или чуть расширяющиеся к низу стенки, квадратное или прямоугольное нижнее основание.
В конце XIX-начале XX веков появляются литые ботала, чуть сплюснутые, конической формы, однако они не получили большого распространения.
Также как у древнего ботала, у современного пастушьего колокольчика глухой, не яркий голос и сделано это сознательно.
Помимо магической, пастуший колокольчик исполняет и сигнальную функцию, помогая найти заблудившееся животное.
Иногда вместо ботала на шею животного подвешивается бубенчик, чаще, опять же, железный, а не бронзовый: козе, теленку – небольшой, корове, лошади огромный и глухой как ботало, поэтому и назвали его глухарь, болхарь, болтарь.
На русском Севере бубенцы-обереги делали из бересты и дерева.
К пастушьим относятся и наборы из колокольчиков и бубенцов (подгарки или ожерелки), чаще всего подвешиваемые на шеях лошадей. На специальном ремешке, отделанном металлическими заклепками, крепились от 5 до 11 бубенцов различных размеров и звучания.
Как любой пастуший колокольчик, подгарок исполнял и сигнальную, и магическую функции, был частью упряжки и непременным атрибутом дорожной жизни.
Собственно, из пастушьих родились ямщицкие колокольчики, которые подвешивались под дугой лошади, на ее шее, на оглоблях и т.д. Часто на ямщицких колокольчиках (которые использовались и как обычные, пастушьи) изображался Георгий Победоносец, крестьянский Егорий, покровитель скота.
Необычное ботало представлено в Музее колоколов. Оно сделано в 1941 году из немецкой гильзы, расстрелянной врагами в прифронтовом Валдае, а затем преобразованное местными жителями в пастуший колокол.
Особое значение наборы конских колокольчиков и бубенцов играли в свадебных ритуалах и других праздниках.
© «Новгород.ру», 1997-2021.
Великий Новгород, ул. Нехинская, д.8, тел. (8162) 60-60-06
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Ботало – языком болтало
Ботала, которые подвешивают на шею домашним животным, не столь красивы, как обычные колокольчики, и делают их для себя и для соседа, как говорится, особо не «заморачиваясь». Тем уникальнее каждый экспонат.
— Да вижу я, дружище, что это замечательный колокольчик, и я у тебя его тоже куплю, хоть он и китайский, но при одном условии: ты принесешь мне другой колокольчик: один из тех, что вы вешаете на шею вашим коровам.
— Я в курсе, что он ржавый, грязный и некрасивый, но мне нужен именно тот колокольчик, что висел на шее у одной из тех коров, которые пасутся на острове Занзибар, а не всякая сувенирная фигня.
Нужный колокольчик искали долго, а когда его принесли, мой приятель Александр понял, что несколько переоценил свои возможности. Перед ним поставили ржавую жестяную конструкцию размером с небольшое ведерко. Впрочем, местные торговцы сувенирами и антиквариатом быстро исправили положение. Откуда-то появилось еще одно настоящее, аутентичное ботало, только размером поменьше. Годы (а может, и десятилетия) оно болталось на шее какой-то местной скотинки, скорее всего — козы.
И ни капельки не портят этот колокольчик современный рисунок маслом и задорная кривая надпись HAKUNA MATATA (да не стану я переводить, неужели вы не помните песенку из мультфильма «Король Лев»?). Аутентичность этого предмета бесспорна: когда-то он был лениво вырублен темнокожим мастером при помощи зубила и молотка из куска водосточной трубы, а в качестве языка к нему присобачили арматурину. Все, как и должно быть. Одно слово – ботало. На первой фотке я его запечатлел рядом с «приличным» колокольчиком для европейского туриста.
Так в коллекции моей жены появился очередной экспонат – ботало родом из танзанийской автономии Занзибар.
Вообще коллекцию колокольчиков моя жена начала собирать давно —задолго до нашего с ней знакомства (а знакомы мы лет 16). Тогда традиция изготовления сувенирных колокольчиков только зарождалась. Это в наше время производятся они словно под копирку, в основном на заводах Поднебесной, и отличаются друг от друга хорошо если росписями и формой, но в основном наклейками-декалями. То есть, из какой бы страны вам ни привезли колокольчик, на поверку он обычно оказывается китайским.
Понятное дело, собирать коллекцию стало не очень интересно: если раньше колокольчики приходилось искать и доставать, то сейчас они есть повсюду. Однако некоторые из экспонатов действительно представляют ценность и по-настоящему уникальны. Например, колокольчики и бубенчики-обереги, поддужные колокольчики и бубенчики и, конечно же, ботала. Вот о последних я и расскажу.
Ботала – множественное число, в единственном числе следует говорить – ботало с ударением на первую «о». Это колокольчики, которые подвешивают на шею домашней скотине.
Ботала не столь красивы, как обычные колокольчики, и делают их для себя и для соседа, как говорится, особо не «заморачиваясь». Развертку ботало вырубают из бросового куска металла – да пусть хоть из солдатской каски или водосточной трубы — и собирают на клепках, а также при помощи пайки или сварки. Иногда ботала выгибают из куска латунного листа при помощи приемов чеканки – ну это уже получаются изысканные предметы, больше рассчитанные для сувенирных лавок. И совсем редко их отливают, как обычные колокола.
Иногда используют и совсем уж современные материалы. Однажды в предгорьях Кавказа – было это в начале «нулевых», когда там шла война – я услышал мелодичный звон со стороны стада коров, возвращавшихся в аул с пастбища. У каждой из них на шее висело ботало, изготовленное из обрезанной гильзы от артиллерийских снарядов. Какое время, такие и колокольчики. У меня тогда произошел настоящий разрыв шаблона – пасторальное настроение столкнулось с прозой жизни.
Впрочем, белорусские крестьяне также нередко приспосабливают для этих целей охотничьи латунные гильзы – вот, например, как выглядит козье ботало из гильзы 16-го калибра, изготовленное под Минском в наши дни. Но в коллекции есть и куда более интересные образцы ботал с белорусской земли. Их я оставлю «на десерт» нашего повествования.
Я начал было перечислять технологии изготовления «скотских колокольчиков», но, как правило, лепили их кто во что горазд и из чего попало. Критериев пригодности было, пожалуй, всего несколько: колокольчик должен издавать звук, быть простым в изготовлении и настолько дешевым, что приобрести его мог бы любой крестьянин. Еще ботало должно быть долговечным.
В этом тексте я использую лишь одно из названий коровьего колокольчика. На самом деле их было много. В Беларуси, насколько мне известно, у них нет никакого специального названия – «звон, ён і ёсць звон». В испаноязычных странах такие колокольчики называют сенсерро, а в англоязычных — ковбелл (коровий колокольчик). Его устройство, кстати, легло в основу ударного музыкального инструмента, который называется… Догадаетесь как? Конечно же, ковбелл.
Изготавливали их из любых подручных материалов и даже из дерева, например, в Китае из отрезков бамбука. Требования к другим колокольчикам: поддужным, церковным, пожарным, морским рындам — были куда строже. Они должны были быть звонкими, и поэтому их изготавливали исключительно методом точного литья, используя для этого специальный сплав – колокольную бронзу.
Но пройдемся немного по коллекции. В антикварных магазинах Вены продаются ботала разной величины и исключительно сувенирные, хотя кто их там отличит где реальное, а где сувенирное: у австрийских коров они точно такой же формы, впрочем, без всяких декоративных рисунков и травления. Звенят они очень звонко и громко: я подвешивал на шею собаке — обхохочешься.
Кто-то из наших друзей, прознав об увлечении жены, привез ботало из Словении – тоже из сувенирного магазинчика, также изготовленное в кузнечной мастерской, но явно сувенирное. Мне несколько непонятна вытравленная на металле картинка, изображающая благородного оленя. Каким боком это существо относится к боталу? Ну да ладно, что есть, то есть. Но несмотря на то, что предмет сувенирный, сделан он, как надо: чеканка и пайка. Хоть сейчас вешай на шею корове.
А вот и аутентичные предметы: один с румынской коровы, другой — с молдавской козы. Все, как в лучших мастерских всего мира: ковка, клёпка, пайка – просто, дешево, надежно, долговечно. Совершенно невозможно сказать к какому историческому периоду относятся эти предметы. Им может быть и 300 лет, и 30.
Ботало из России, найденное любителями приборного поиска в лугах под городом Сызрань. Язык у него утерян, но судя по сопутствующим находкам и данным, почерпнутым из справочников, оно относится к XIX веку. Этот предмет не похож на остальные ботала, так как он литой, но без изысков. Лили, как видите, в простенькую форму, отличную от тех, в которую льют обычные колокола. Да и материал, судя по всему, вовсе не колокольная бронза, а «я его слепила из того, что было». Кстати, лили такие простенькие козьи колокольчики в тех же мастерских, где изготавливали бронзовые иконки, так называемые «плашки» для походных иконостасов.
Следующее изделие — родом из Непала, куплено в антикварной лавке и привезено белорусскими альпинистами. Может, як какой-нибудь бродил с этой штукой по предгорьям Гималаев, хотя судя по размеру – скорее всего, баран. Изготовлено это ботало из двух частей – верхнего купола, изготовленного методом прессования, и сплошной боковины. Соединение – методом сварки. Материал – железо. Звенит – отчаянно!
Ну и наконец, самое «крутое» ботало из коллекции. Если судить по его размеру – носила его на шее коза. Технология изготовления для ботала изысканная. Бронзовая развертка согнута по граням, образовав пирамиду с лепестками, словно у цветка. Скреплена развертка простой пайкой, следов которой не осталось – только щель. И ушко, и держалка для языка на месте.
Найдено оно было в 2012 году на вспаханном колхозном поле под Молодечно при помощи металлодетектора. То есть, это белорусское ботало, если быть точнее, то, возможно, и времен ВКЛ, так как сопутствующие находки представляли собой бронзовый лом того периода, кусочки так называемой металлопластики (проще говоря, обломки нательных крестиков), и монеты середины XVII века. Этот колокольчик – моя личная гордость, потому что в момент находки он представлял собой нечто непонятное: растерзанное, раздавленное, смятое и перекрученное колесами сельскохозяйственной техники. Я лично его расправлял, отогревая и «отпуская» на газовой горелке в течение недели. Именно поэтому он такой блестящий – патина во время работы с него начисто облезла. Хотя следы отжига и «пыль столетий» хорошо видны на внутренней части колокольчика. Работа сложная, но она того стоила. Сначала была идея полностью его восстановить, запаяв шов и приделав к нему язычок, но решил не вмешиваться в то, что есть и не приделывать к старинной вещи современные элементы.
Вот коротко и все. Позже я расскажу о колокольчиках из конской упряжи и о колокольчиках-оберегах, которые носили на своей одежде наши предки.
Как назывался большой бубенчик, который вешали на шею корове?
Как назывался большой бубенчик, который вешали на шею корове? Слово из 7 букв
Как назывался большой бубенчик, который вешали на шею корове? Сегодня у нас среда 30 декабря 2020 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире, это Новогодний выпуск игры. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в студии и посвящена животноводству, ведь 2021-й — год Быка.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая статья с обзором игры, найти которую можно в этой же рубрике.
Как назывался большой бубенчик, который вешали на шею корове?
Вот задание на третий тур. В старину на Руси на шею теленку вешали маленький бубенчик, а на шею корове — большой бубенчик. Отличался он глухим звуком. Считалось, что такой звук отпугивает волков. Как назывался большой бубенчик? (Слово из 7 букв)
Ботало — это деревянный колокольчик для коровы или лошади, сделанный из цельной доски. Замечено, что волки и другие хищники боятся глухого, неприятного звука ботала и не реагируют на звонкие, мелодичные голоса колокольчиков.
Колокольчик исполняет и сигнальную функцию, помогая найти заблудившееся животное.
Иногда вместо ботала на шею животного подвешивается бубенчик, чаще, опять же, железный, а не бронзовый: козе, теленку – небольшой, корове, лошади огромный и глухой как ботало, поэтому и назвали его глухарь, болхарь, болтарь.