Для чего водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром
Конспект ООД «Приспособление водоплавающих птиц к среде обитания, или Почему говорят «Как с гуся вода»
Юлия Вовкун
Конспект ООД «Приспособление водоплавающих птиц к среде обитания, или Почему говорят «Как с гуся вода»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию конспект ООД для подготовительной группы. Ранее я публиковала похожий материал. Данный конспект имеет подробное содержание, более развернут, адаптирован для детей 6-7 лет. Рекомендую провести такое занятие в ходе тематической недели «Перелетные птицы».
Задачи: 1) помочь детям установить связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме;
2) развивать познавательный интерес, самостоятельность, внимание, память, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать уважение к мнению друг друга, взаимовыручку, заботливое отношение к миру животных.
Организация образовательной среды: Наглядно-демонстрационное пособие «Перелетные и зимующие птицы»; дидактический альбом «Удивительный мир птиц»; телевизор, флэшка с познавательным мультфильмом о жизни птиц (не более 4-5 минут); клеенки, кисточки, небольшие емкости с водой, перья гусиные и утиные на каждого ребенка.
Предварительная работа: организация и проведение познавательной экскурсии к водоему с целью наблюдения за поведением диких уток в природе; чтение сказки В. В. Бианки «Гогленок или три мира»; проведение ООД по художественно-эстетическому развитию «Уточка».
Ход занятия
Педагог приглашает детей собраться около столов и обращает внимание на оборудование, лежащее на них.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста на предметы, лежащие на столе. Как вы думаете, для чего они? Сегодня мы окажемся с вами в лаборатории, вы станете настоящими исследователями, откроете для себя новые интересные знания.
— Но прежде нам нужно понять, о чем мы сегодня будем говорить и какие исследования проведем. Прошу вас занять свои места.
Педагог приглашает детей присесть на стулья.
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.
— Посмотрите на плакат с изображением птиц. Каких птиц вы узнали? Что интересное вы заметили? Почему птицы разделены на две группы?
— Как вы думаете, почему их так называют? Чем они отличаются?
— Сейчас я предлагаю вам посмотреть познавательный фильм о птицах. Будьте внимательными, и вы узнаете много интересного.
— Фильм о птицах какой группы вы посмотрели? Каких птиц вы узнали?
— Среди перелетных птиц вы могли увидеть диких уток, гусей, лебедей. Что вы можете о них рассказать?
— Недавно мы ходили с вами на экскурсию к пруду в березовую рощу. За кем мы наблюдали? Что интересного вы заметили тогда в поведении диких уток? Как можно назвать уток, гусей, лебедей одним словом?
Педагог предлагает детям отдохнуть и проводит физкультминутку.
— Сейчас мы с вами превратимся во водоплавающих птиц – гусей. Раз, два, три – наших ребят в гусей преврати! Вылетайте все на коврик!
— Наш гусак встает на зорьке (дети потягиваются, руки за голову).
Он к реке сбегает с горки (дети машут руками, словно крыльями).
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку (ходьба на месте).
Крылья врозь, а лапки вместе (дети разводят руки в стороны).
Упражнения для шеи,
Чтоб росла еще длиннее (дети выполняют наклоны головой).
Тренировка для хвоста (дети приседают,
Он плывет на середину (дети выполняют движения пловца).
Чистит лапки, моет спину (дети отводят руки за спину).
— Иногда люди говорят друг другу такие фразы «как с гуся вода», «выйти сухим из воды». Как вы думаете, что это значит? Как эти слова связаны с водоплавающими птицами?
— Ребята, вы предположили, что водоплавающие птицы выходят сухими из воды.
— Сейчас мы с вами отправляемся в нашу лабораторию, проведем опыт и поймем, верны или нет ваши предположения.
Воспитатель приглашает детей присесть за столы.
— Что вы видите на столах? Как вы думаете, какие действия мы будем осуществлять с этими предметами?
— Возьмите, пожалуйста, перо, нанесите на него с помощью кисточки немного воды, понаблюдайте, что будет происходить. Расскажите о ваших наблюдениях
— Как вы думаете, почему так происходит?
— Чтобы точно понять почему так происходит, я предлагаю вам вспомнить сказку В Бианки «Гоглёнок или три мира». Маленький утенок рассказывал об этом секрете. (Дети вспоминают отрывок сказки, в котором говорится о том, что мама утка учила своих утят смазывать перышки жирком, чтобы не намокать в воде. Этот жирок находится у водоплавающих птиц в специальном бугорке над хвостом. Чтобы выделилась капелька его, птицы нажимают на такой бугорок клювом. Таким образом птицы смазывают свои перья жиром, который задерживает воду и не дает ей намочить их).
— Представьте такую ситуацию. У водоплавающих птиц нет возможности смазывать жиром перья. Что может произойти с птицами?
Итог занятия
Ребята, расскажите, что вы узнали сегодня новое о мире птиц? Какое исследование вы провели?
— Почему же перья птиц остаются сухими? Для чего им это необходимо?
— Чтобы запомнить этот факт, мы зарисуем схему вот в таком альбоме. Он называется «Удивительный мир птиц».
Дети совместно с педагогом выполняет соответствующую зарисовку в дидактическом альбоме.
«Ах, вода, вода, вода! Без тебя никак нельзя!» Фотоотчёт о неделе «Водная» Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам фото отчёт о прошедшей неделе «Водная». Этим летом мы в своём детском саду.
Конспект познавательной прогулки «Вода, вода, кругом вода» для средней группы. Формирование экологических знаний Цель: расширять и углублять знания об изменениях, происходящих в неживой природе весной. Задачи: Образовательные: закрепить знания.
Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Разилова Елена Леонидовна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.
1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)
Ход занятия:
В. : Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.
Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.
В. : Потрогайте перо, какое оно?
В: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Закрепляем, что это перо «маховое»
В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья).
В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду,затем вынимают и делают выводы.
В. :Что же произошло?
Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.
В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной
Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?
В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира,который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».А ещёговорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.
Проделаем опыт с перьями.
Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.
Ответы детей: куриное перо намокло,стало не красивым,потеряло форму,гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.
В. :Почему?
Ответы детей (оно смазано жиром)
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы) Автор: Щетинова Елена.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Плыви, кораблик» (вторая младшая группа) Задачи: учить детей различать и называть качества предметов (тяжелый, легкий); их свойства (тонет,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Познание: Обобщить знание детей о назначении.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Остров чудес» Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами Задачи: 1. Уточнять и закреплять представления о свойствах твёрдых веществ.
«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
Людмила Карловская
«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
2. Основная часть с. 2
2.1. Литературный обзор по вопросу исследования с. 2
2.2. Описание эксперимента с. 3
3. Анализ результатов и выводы с. 6
Моя бабушка часто говорит такую фразу «Ему все как с гуся вода!». Я спросила ее, как понять это выражение? Бабушка объяснила мне, что вода стекает с гусиного оперения, и он не намокает. А вот почему он не намокает, она мне ответить не смогла.
С этим вопросом я обратилась к своему воспитателю. Людмила Михайловна предложила провести исследование.
Цель исследования – изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
Гипотеза: возможно гусиное оперение чем – то покрыто.
1. Изучить историю одомашнивания гуся.
2. Проанализировать роль гуся в фольклоре.
3. Доказать экспериментально причины непромокаемости гусиного оперения
Литературный обзор по вопросу исследования
Гусь, как известно, выходит сухим из воды. Почему с него стекает вода? Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?
Вместе с воспитателем мы просмотрели много литературы, в основном энциклопедии, искали материал и в Интернете. Повезло нам и наблюдать купание гусей. Даже провели исследование гусиного пера. (Приложение 1)Вот что я узнала:
Домашний гусь — одомашненная форма серого гуся (Anseranser, с которым он образует общий вид. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту.
Из-за перьев и вкусного мяса серый гусь был одомашнен довольно рано. Изучая библейские тексты, древнеегипетские и древнеримские источники, документы Древнего Китая, можно заключить, что это одна из древнейших домашних птиц, поскольку гусей одомашнили более трех тысяч лет назад.
Однако гуси менее других домашних птиц изменены человеком, со-временный домашний гусь практически такой же, каким он разводился ещё древними римлянами и германцами.
У древних греков гусь был священным животным и держался в каче-стве домашнего любимца, красотой которого восхищались. По преданию, у Пенелопы было 20 домашних гусей, которые служили, скорее, как украшение двора, нежели как полезные животные. У римлян почитался гусь Юноны, из-за чего в храме на Капитолии содержались гуси. Именно они при нападении галлов своим шумом разбудили охранный гарнизон и спасли крепость.
Образование различных пород гусей проходило главным образом в Европе. В начале главной целью являлось увеличение размеров гуся. Уже 150 лет назад домашние гуси насчитывали 8 кг веса. Позже в поле зрения всё больше попадало такое качество, как способность к массовому размножению. (Приложение2)
В русском фольклоре тоже часто упоминается гусь. Все мы помним сказку «Гуси-лебеди» или песенку «Два веселых гуся», существует множество загадок. (Приложение 3) Есть старая поговорка «Стряс беду как гусь воду, с нас беда как с гуся вода». «Ему все как с гуся вода!». Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем. Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане,приговаривали: «Как с гуся вода с нашего дитятки худоба (т. е. болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.
Гуся упоминают во многих случаях, связанных с неодобрением поведения человека,сомнительной его репутацией: «Каков гусь!», «Хорош гусь», «Гусь лапчатый», «Что с гуся вода — отряхнулся и забыл»… В этих выражениях нет ничего зазорного, предосудительного для самого гуся, птицы симпатичной, уважаемой людьми.
Гуси – очень красивые птицы, они живут рядом с человеком. Дело в том, что гуси действительно всегда выходят сухими из воды. И сколько бы они ни плавали, ни ныряли — мокрыми не бывают. У них густой пух и плотно прикрывающие его гладкие перья. Есть у гусей и другая надежная защита от воды. Сидя на берегу,они долго занимаются своим туалетом: перебирают клювом, чистят, холят свое оперение. (Приложение 3)
Около хвоста у гусей есть копчиковая железа, нечто вроде «тюбика» с жиром. Гусь выдавливает кончиком клюва этот жир и смазывает одно за другим каждое перышко. Жировая смазка, оберегая перья от намокания, придает им эластичность, облегчает скольжение птиц по воде. Не только у гусей, но и у всех водоплавающих птиц такое оперение. И гуси или утки могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет.
Так почему же гусь выходит «сухой из воды»? Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?
Мы решили провести эксперимент и назвали его «Гусиный секрет»
Опытным путем выявить свойство жира не пропускать воду.
Показать способ нанесения гусем жира на перо.
Сравнить гусиные и куриные перья на воздействие на них воды.
Материалы: гусиные и куриные перья, вазелин, емкость с водой.
Методы: эксперимент, наблюдение, анализ.
Мы решили взять для имитации жироподобной смазки гусей вазелин.
Смазали перья гуся и курицы и опустили их в емкость с водой.
Перья и гуся и курицы не потонули и не намокли, а вода стекала с поверхности пера крупными каплями.
А что же будет, если смыть смазку с пера гуся? Для этого мы использовали мыльный растворТщательно смыли смазку и опустили перья гуся и курицы в чистую воду. Перо гуся намокло, так же как и куриное.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
По итогам своего наблюдения за строением гусиного крыла и по ре-зультатам опыта над куриным и гусиным перьями, прочитав энциклопедии, я узнала, почему у гуся перья всегда сухие.Моя гипотеза подтвердилась: гуси смазывают свои перья жиром из копчиковой железы.
Также узнал, почему говорят «как с гуся вода». «Как с гуся вода» – говорят про человека, которому повезло в какой-нибудь опасной ситуации. А ещё про такого счастливчика можно сказать, что он «вышел сухим из воды».
Мониторинг «Качество физического воспитания детей» Объект мониторинга: состояние качества физкультурно – оздоровительной работы и укрепления здоровья детей в ДОУ детский сад № 4 «Светлячок».
Взаимодействие с родителями. Как показывает опыт и научные исследования, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными.
водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром для того чтобы
Перья не намокали, тк жир не рас трясется в воде.
Другие вопросы из категории
Читайте также
температуре 20 градусов?
2. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы превратить в пар 2,5 кг спирта, находящегося при температуре 0 градусов?
Заранее спасибо 🙂
для того, чтобы расплавить 1 кг льда, взятого при температуре 0 град С?
3.Определите первоначальную массу куска льда, взятого при температуре 0 град С, если при сжигании 100 граммов бензина удалось расплавить одну третью его часть.
В – 1.
1. В каких единицах измеряется внутренняя энергия тела?
А. Дж; Б. Дж/с; В. Дж/кг∙с; Г. Вт.
2. При испарении жидкость охлаждается. Это обусловлено тем, что …
А. … жидкость покидают самые легкие частицы.
Б. … масса жидкости уменьшается.
В. … жидкость покидают частицы с наибольшей кинетической энергией.
Г. … жидкость покидают самые медленные частицы.
3. Какое количество теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20оС до 270оС?
4. Твердым или жидким будет свинец при температуре 300оС? Цинк при 450оС? Алюминий при 650оС?
5. Насколько возрастает внутренняя энергия 2 кг олова, взятого при 12оС, если его расплавить? Постройте график этого процесса.
6. Для того, чтобы нагреть в самоваре 6 кг воды от 12оС до кипения, потребуется сжечь 0,15 кг древесного угля. Определите к.п.д. самовара.
7. Металлический предмет массой 200 г, нагретый предварительно в кипящей воде до 100оС, опущен в воду, масса которой 400 г и температура 22оС. Спустя некоторое время температура воды стала равной 25оС. Какова удельная теплоемкость металла?
8. Какое количество льда можно расплавить теплотой, выделившейся при конденсации 2 кг стоградусного пара и охлаждении образовавшейся воды до 0оС?
9. Алюминиевый чайник массой 400 г, в котором находится 2 кг воды при 10оС, помещают на газовую горелку с к.п.д. 40%. Какова мощность горелки, если через 10 мин вода закипела, причем 20 г воды выкипело?
В – 2.
1. По какой из формул определяется количество теплоты затраченной на плавление вещества?
А. Q = mc∆t; Б. Q = mq; В. Q = mλ; Г. Q = mL.
2. Внутренняя энергия – это …
А. … энергия, которая определяется взаимным расположением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.
Б. … энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
В. … энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.
Г. … Правильный ответ не приведен.
3. Определите энергию, необходимую для превращения в пар 1 кг эфира при температуре 35оС.
5. Размеры комнаты 5x4x3 м. Сколько потребуется, чтобы повысить температуру воздуха в комнате на 5оС?
6. На сколько градусов можно нагреть 10 кг воды при сжигании 0,5 кг древесного угля, если к.п.д. установки 40%.
7. Медная гиря массой 500 г нагрета до 200оС и поставлена на лед. Какое количество льда расплавит гиря при охлаждении до 0оС?
8. Сколько теплоты пошло на приготовление в полярных условиях питьевой воды из 5 кг льда, взятого при температуре 15оС, если температура воды должна быть равной 20оС?
9. Кофейник вместимостью 1,2 л заполнили водой при температуре 15оС и поставили на плиту. Какое количество теплоты пошло на нагревание и кипение воды, если после снятия с плиты в результате испарения объем воды в кофейнике стал на 50 см3 меньше?
должны поднять одной левой рукой свою будущую награду — это куб из
золота с ребром длиной 20 см. Внутри золотого куба есть платиновый куб
с ребром длиной 10 см. Сколько литров золота содержится в награде?
Сколько килограммов придется поднять чемпиону для того, чтобы получить
награду? Масса 1 м
3
золота составляет 19300 кг, масса 1 м
3
платины —
21500 кг.