Для чего волга едет в свои города
Для чего волга едет в свои города
ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
ГЕРОИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Средневековое русское повествование полно героическими сюжетами в обоих своих руслах — в церковном и светском — такими сюжетами, в которых деяния изображаются как труд и подвиг, направленные к общему благу народа, согласно пониманию его в феодальную эпоху жизни государства.
Специально церковная литература не является предметом настоящего обзора ввиду ее отвлеченности от реальной действительности. Но влияние церковных памятников на все виды европейской литературы средневековья было настолько сильно, что его не приходится игнорировать. В «светской» письменности оно сказывалось, начиная от языка и поэтики и кончая идеологическим осмыслением изображаемого. Это церковное воздействие на светское повествование началось еще в византийской литературе и, благодаря церковному авторитету Византии для Руси, отразилось в нашей «светской» книжности. Впрочем, на Руси наблюдалось и обратное влияние — светской повести на церковную, например «жития святых» иногда писались по манере дружинной княжеской летописи.
Обзор светской повествовательной литературы русского средневековья на героические темы мы ограничиваем временем с XI по XVI век. В эту эпоху повествование определяется однородным в основе стилем, образовавшимся к XI веку и завершившим цикл своего развития в XVI веке, накануне бурной перестройки государственных и культурных отношений.
Пересказывая далее исторические повести указанной эпохи, мы обращаем особое внимание на их стилистическое оформление. Оно настолько плотно прикрывает историческую сущность рассказа, что без учета этой внешней формы изображения смысл повествования не уясняется. Свойственный средневековью культ условной риторики достигал такого уровня, что иногда весь рассказ составлялся из установившейся в книжности стилистической декорации. Стилистическая оболочка рассказа представляет собой некое «иносказание», которое подлежит разгадыванию. Не следует, однако, считать эту декоративную внешность повествования бессодержательной, она только по-своему, так сказать метафорически, передает смысл и значимость событий, сообщая вызываемое ими настроение.
Комплекс стилистических особенностей, усвоенный на Руси светским повествованием в очень раннюю пору и традиционно повторяемый, с особой четкостью выступает в тех случаях, когда у повествователя почему-либо не оказалось реальных деталей происшедшего. В этих случаях рассказ принимал вид «exemplum fictum», слагаясь из «общих мест» (loci communes). В пример приведем шаблон боевого столкновения, соединив в нем наиболее стойкие стилистические «общие места». На Русь ополчились иноверные неприятели — «поганые», «сыроядцы». Они выступили «в силе тяжце», «возгордевшись» «пыхая (или дыша) гневом». Войска сошлись, доспехи сияли «яко солнце» или «яко зоря». «И соступишася обои, и бысть сеча зла», «стрелы идяху, аки дождь», «кровь течаше, яко река», мертвые «падаху, яко снопы». Наконец, неприятели, «дав плещи, побегоша».
Но стилистическое оформление русских повестей не было однообразным. В нем намечается по крайней мере два течения: одно выходило из чисто книжной среды, другое течение шло от живого языка и устной поэзии. Первое, собственно «книжное», дошло в наибольшем числе произведений. Второе течение чаще всего лишь прорывалось в «книжную» повесть, независимое же и полное проявление его дошло до нас в немногих памятниках. Устной стихией несомненно запечатлены наиболее ранние сказочные предания Руси, просто и лаконично переданные летописью.
В начальную пору русского феодализма наравне с обычной «книжной» литературой существовала особая «дружинная», теснейшим образом связанная с устной народной поэзией. Замечательным ее образцом является «Слово о полку Игореве». В последующее время вплоть до XVI века следы устной стихии более редки в повествовании. Рассеянные по «книжной» основе, они выделяются и познаются путем сравнения с элементами чисто национальной устной речи, дожившими до нашего времени в бытовом и поэтическом выражении. К такому сравнению можно привлекать также памятники не литературного назначения, писавшиеся обычно на языке устного обихода, например юридические и хозяйственные тексты, частные письма (не «послания» или «эпистолии», а «грамотки»). В литературную «книжную» речь, полную славянщины, оригинальные русизмы проникали периодически при периодических вспышках интереса к национальной культуре.
ВОИНСКИЕ ПОВЕСТИ НАЧАЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ
С самого начала русской литературы рассказу в ней была свойственна художественность. Особенной изобразительностью отличался исторический рассказ. История в древности всегда была беллетристична, и наилучшими произведениями древней русской литературы была именно историческая беллетристика. Самый ранний исторический сборник — Начальная русская летопись, заключающая в себе материал разного объема — от простой заметки до развернутой повести, почти непрерывно художественна. Летописная повесть имеет достаточно моментов для проявления художественности, но и летописная заметка обычно не лишена ее вследствие образности и пластичности самого языка. Даже перечневые обзоры и чисто деловые известия складываются в картинные группы, свидетельствующие о намерении автора часто оживить предмет рассказа. Даже в простых заметках автор часто подчеркивает свою связь с читателем, следит за верностью его восприятия, делает его как бы зрителем, свидетелем происходящего.[1] Такого рассказчика нельзя иначе назвать, как только художником.
Уже из заглавия Начальной летописи («Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть») видно, что основной темой ее являются судьбы «Русской земли». Это наименование не только покрывало сеть княжеств, но объединяло в одно целое многие племена, в нем звучало чувство родины. Самые лучшие произведения древней русской литературы, повествовательные и ораторские, полны любовью к родной земле, сознанием ее величия, достигнутого «потом и трудом» народным. Особенно горячее чувство любви вызывала родина, когда ее постигало несчастье, когда, по слову Серапиона Владимирского (XIII в.), «величество наше смирися, красота наша погибе». Эту красоту в том же веке иноплеменного ига воспел биограф Александра Невского, начав его биографию таким обращением к Русской земле: «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская».
Представление о Русской земле как о единой существовало и в эпоху феодальной раздробленности, и в эпоху феодальной монархии. Даже в самую глухую пору средневековья признавалась необходимость защищать, охранять всю эту землю как целое, общее. Эта идея держалась крепко, несмотря на попытки ее нарушить, вызывавшиеся противоречиями феодальной системы. Даже в усобицах, когда, казалось, господствовали узкоместные интересы, память об общей родине, представление о ее целостности не исчезало. И династические зачинщики усобиц оправдывали их необходимостью восстановить нарушенное право, нарушенное единство всей династической сети, всего феодального союза областей Русской земли, то есть всей «Русской земли» в целом.
Историческая литература средневековья преимущественно посвящена столкновениям из-за «Русской земли», как с внешним врагом государства, так и между самими русскими областями. Поэтому исторические повести в большинстве были «воинскими». Воинский характер повествования считался наиболее подходящим для исторической литературы, как это явствует, например, из такого рассуждения Кирилла Туровского (XII в.): «…историци, рекше летописци и песнотворци, прикланяють свои слухи в бывшая межи цесари рати и ополченья, да украсят словесы слышащая и возвеличат крепко мужьствовавшая по своем цесари и не давших в брани плещу врагом (т. е. не показавших тыла, не бежавших перед врагами), и тех славяще похвалами венчают». Или вот как почти сто лет спустя галицкий автор характеризует свой исторический труд: «Начнем же сказати бесчисленные рати, и великие труды, и частые войны, и многие крамолы, и частая востания, и многие мятежи… Посем скажем многой мятеж, великие льсти (коварства), бещисленные рати».
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Тема: величие русского человека, огромная ценность труда.
Композиция: тонический стих (читается нараспев).
История создания
В народе былины пользовались большой популярностью: людям нравились истории о всемогущих героях. Но богатырей было сложно отождествить с собой: они явно принадлежали к благородному роду, и невероятные возможности былинных богатырей воспринимались именно как результат происхождения.
Первым народным богатырём, который пахал и сеял, но силою мог посоревноваться с кем угодно — даже с самим князем Вольгой! — стал Микула Селянинович.
Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к Новгородскому циклу былин (Киевский былинный цикл представлен произведениями об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце).
Значение произведения
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд простого человека. Неоспоримо противопоставление князя, который живёт за счёт крестьянства, и простого человека — как говорится, «от сохи». Причём в этом противопоставлении побеждает Микула Селянинович, который и на жизнь зарабатывает своим трудом, и физически сильнее целой княжеской дружины.
Надо сказать, что в ранних древнерусских былинах подобные сюжеты были бы невозможны: всемогущие богатыри отождествлялись с языческими богами, и любой человек по определению не мог с ними сравниться.
Действующие лица
Вольга — легендарный богатырь, князь. Один из древнейших фольклорных персонажей. Легко прочитывается параллель «Вольга — князь Олег»: Вольга — Вольг — Волег — Олег. Однако историки утверждают, что Вольга скорее собирательный образ. Особенность Вольги в том, что он может превращаться в любых животных.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, обладающий невероятной силой. Фольклорные источники утверждают, что у Микулы было две дочери — Василиса и Настасья. Василиса вышла замуж за боярина Ставра Годиновича, а Настасья — за богатыря Добрыню Никитича.
Важное и интересное
Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.
В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».
Краткое содержание
Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.
Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.
Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.
Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто такой богатырь? Назовите самых известных былинных богатырей.
Ответ. Богатырь — былинный герой, обладающий невероятной силой и спасающий тем самым землю русскую. Самые известные былинные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Дайте определение былины.
Ответ. Эпическая песнь о русских богатырях. Эти богатыри обладали невероятными возможностями. Они были защитниками простых людей и воплощали силу земли Русской.
«Вольга и Микула Селянинович» — краткое содержание и пересказ былины
Здесь даны основные сведения о былине «Вольга и Микула Селянинович», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и идея этой былины.
Краткие сведения о произведении
«Вольга и Микула Селянинович» — былина, которую сложил русский народ. Она отличается от других русских былин тем, что славит мирный труд крестьян. Существует несколько вариантов этого произведения. Краткое содержание и пересказ сделаны с текста от знаменитого заонежского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина.
Главные герои былины
Очень краткое содержание для читательского дневника
Вырос сын князя Святослава, Вольга, и собрал дружину. Она состояла из тридцати человек, считая самого молодого князя. Поехал он с дружиной собирать дань в три своих города. Услыхали они в поле скрип сохи и понукивание пахаря. Доехали до него только на третий день.
Предупредил пахарь князя, что в городах, куда он направляется, мужики разбойничают.
Узнав, что пахарь ездил в город и побил там мужиков, которые требовали денег за проезд, Вольга пригласил его с собой ехать. Землепашец согласился, а по дороге вспомнил, что не вытащил из земли соху. Попросил он князя, чтобы послал дружинников вытащить её да закинуть за куст ракиты.
Вся дружина не смогла этого сделать, а пахарь выдернул соху одной рукой и бросил за куст. Удивился Вольга силе богатырской. Спросил он крестьянина как его зовут. Ответил тот, что мужики его величают Микулой Селяниновичем.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Сын князя Святослава Вольга захотел стать сильным, узнать мудрость. Вырос он и собрал себе храбрую дружину из двадцати девяти молодцев, сам Вольга был тридцатым.
Его дядя, киевский Владимир-князь, пожаловал ему три города: Гурчовец, Ореховец и Крестьяновец. Поехал Вольга со своими дружинниками к городам забрать дань.
Услышали они в поле, как соха поскрипывает да пахарь лошадь понукивает. Поехали к нему. Только на третий день они доехали до пахаря.
Спросил тот Вольгу куда путь держит. Ответил князь, что едет за получкою в свои города. Землепашец предупредил его, что мужики там живут разбоем, требуют деньги за проезд по дороге. Сам он был недавно в городе, купил там соли два мешка по сорок пудов. Когда мужики стали у него требовать деньги, пахарь побил их.
Князь пригласил его ехать с ним, тот согласился. Сел пахарь на свою кобылку. Поехали они по чисту полю.
Пахарь вспомнил, что оставил соху в борозде. А прохожие или проезжие мужики могут лемехи из сохи вытряхнуть, и нечем будет пахарю пахать.
Попросил он Вольгу, чтобы тот послал двух-трёх добрых молодцев из своей дружины, чтобы выдернули соху и бросили её за ракитовый куст.
Так и сделал князь, но посланные дружинники не смогли соху из земли выдернуть. Послал тогда князь десять дружинников, но и они не смогли поднять соху.
Послал Вольга всю дружину, не смогли могучие молодцы выдернуть соху из земли.
Тогда пахарь подъехал на кобылке своей к сохе, выдернул её одной рукой из земли, из лемехов землю вытряхнул да бросил соху за ракитов куст.
Поехали они дальше. Стал пахарь на своей кобылке обгонять коня Вольги. Князь закричал пахарю, чтобы приостановился. Сказал он, что была бы эта кобылка конём, за неё бы пятьсот рублей дали.
Ответил крестьянин, что заплатил пятьсот рублей за кобылку, когда она была ещё жеребёнком. Если кобылка конём бы была, не было бы ей цены.
Спросил Вольга Святославович пахаря как его зовут-величают. Ответил тот, что мужички его зовут-величают Микулушкой Селяниновичем.
Заключение к краткому пересказу
В былине «Вольга и Микула Селянинович» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) былины: прославление крестьян, их трудолюбия и силы.
Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Кратко «Вольга и Микула Селянинович» русская народная былина
Былина «Вольга и Микула Селянинович», созданная русским народом в давние времена, входит в золотой фонд фольклора.
Очень краткий пересказ былины «Вольга и Микула Селянинович»
Князь Вольга Святославович впервые отправляется с дружиной в города, переданные ему в дар родным дядей, за сбором податей. По пути он встречает могучего крестьянина оратая (пахаря) Микулу Селяниновича, который пашет землю.
В ходе разговора оратай предупреждает князя об опасности нападения разбойников. Вольга зовет крестьянина с собой. Далее они отправляются вместе. Восхищенный силой Микулы и выносливостью его лошади, князь проникается к богатырю уважением.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание былины «Вольга и Микула Селянинович» подробно
Родился на Руси князь Вольга Святославович в тот момент, когда солнце над землей всходило. В пятилетнем возрасте ребенок умел плавать, охотиться, понимать язык природы. Стал мальчик растеть-матереть.
Собрал Вольга дружину, а в ней двадцать девять молодцов на лихих конях, лучших в государстве, Вольга Святославович в ней тридцатым был. Родный дядюшка Вольги великий Владимир подарил любимому племяннику три города вместе с крестьянами: Курцовец, Ореховец, Крестьяновец.
Отправившись впервые с дружиной собирать с населения дань, молодой князь услышал вдали громкую песню оратая (пахаря), работающего в поле, но не увидел этого человека. Долго скакали конники, только на третий день доехали до оратая.
Вольга Святославович вступил в разговор с необычным крестьянином, пожелав ему Божьей помощи в труде. В благодарность пахарь предупредил светлого князя об опасности: сообщил, что в городе, куда тот с воинами едет, есть разбойники, требующие мзды за проезд.
Оратай сказал, что сам это испытал, когда ездил туда три дня назад на кобыле за солью, и добавил, что грабители грозятся несогласных утопить в реке Смородине. В ответ Вольга позвал с собой оратая. Тот согласился, взобрался на коня, даже оставил соху в борозде, но попросил князя отправить людей, чтобы все привести в порядок: плуг из земли вытащить, от комков освободить и положить под ракитов куст.
Послал Вольга сначала пять воинов работу выполнить, но они не смогли выдернуть сошку; увеличил вдвое число молодцев, смотрит – они орало даже от земли поднять не могут. Тогда пахарь не стерпел: взял соху одной рукой, встряхнул от налипших комков и закинул в кусты.
Поехали дальше вместе. Крестьянская кобыла рысью скачет, оставляя далеко позади коня Вольги Святославовича. Похвалил князь кобылу, сказав, что если бы она была конем, то он купил бы ее за пятьсот рублей. Оратай ответил, что взял кобылку за такие же деньги еще жеребенком из-под матушки, сам вырастил, а если бы она еще и коньком была, так за кобылу цены бы не было.
Вольга проникся уважением к богатырю и спросил его имя-отчество. Крестьянин ответил, что мужики, которых он приглашает на пивное угощение после сбора и закладывания на хранение урожая, называют его молодым Микулой Селяниновичем.
Кратко об истории создания произведения
«Вольга и Микула Селянинович» – это былина, созданная в XIV- XV веках и относящаяся к новгородскому циклу произведений о богатырях. Существует несколько вариантов произведения, что подчеркивает его принадлежность к устному народному творчеству, для которого свойственно обилие расхождений.
В некоторых текстах отчество главного героя воспроизводится как Всеславьевич, а наименование города Курцовца звучит как Гурчевец, даже названия произведения встречаются разные: с отчеством богатыря и только с именами героев.
Есть пересказы, отличающиеся особой напевностью, сказочностью, подробно описывающие детство юного князя, одежду богатыря Микулы, точное число бойцов в дружине (в одной вариации – их тридцать, в другой – двадцать девять, а Вольга становится тридцатым).
В иных – события перечисляются более кратко и емко. Стиль зависит от исполнителя стихотворного произведения. Не изменяется только суть образов и идея былины: восхваление трудолюбия, силы и мощи народа. Впервые былина была записана во второй половине XIX века, а опубликована в 1894 году.
Краткое содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»
Былина о Вольге и Микуле — известное произведение русского народного фольклора, которое воспевает силу и мощь простого крестьянина. Пахарь, отличающийся фантастической силой, вызывает уважение не только у знатного воина, но даже у своих недавних врагов. Хотя текст написан на древнерусском языке, он вполне понятен современному читателю. Краткое содержание русской народной былины «Вольга и Микула Селянинович» позволит читателям узнать её сюжет и пробудит в них интерес к оригинальному тексту.
Краткое содержание
Дружина едет по чистому полю и слышит, как пахарь понукает коня, как поскрипывает соха. Вольга решил подъехать к пахарю, но тот оказался очень далеко. Вольга добрался до него только на третий день.
Вольга решает взять пахаря с собой, чтобы он помог ему собрать дань. Вместе они скачут на конях. Внезапно крестьянин вспоминает о том, что забыл вытащить соху из земли и кинуть её в ракитовый куст. Вольга не хочет отпускать пахаря, поэтому отправляет в поле пятерых сильных юношей. Но даже впятером они не могут вытащить соху. Это не удалось сделать даже всей дружине вместе. Тогда на поле возвращается пахарь и легко, одной рукой, вытаскивает из земли соху, а затем бросает в куст ракиты. Вольга, потрясённый силой и мощью пахаря, спрашивает, как его имя. Пахарь отвечает: Микула Селянинович.
Вольга, Микула и дружина приезжают в один из городов. Местные жители узнают в лицо Микулу и вспоминают, как он их побил. Они приходят с извинениями к Вольге и Микуле. Заметив, как крестьяне почитают простого пахаря, Вольга решает наградить Микулу и дарит ему город с крестьянами. Вольга назначает Микулу своим наместником и предлагает ему получать дань от местных жителей.