Для чего воруют катализаторы
Почему с автомобилей воруют катализаторы: во всем виноват рост цен на палладий
Каталитический катализатор автомобиля становится ценной добычей для воров
«Покупаем металлолом дорого»: такого рода объявления знакомы, вероятно, практически всем. В дело идет старый и ненужный хлам, который перекупщики перепродают, выручая неплохие деньги. Еще более выгодная ситуация с цветным металлом. Однако никто не предполагал, что личный автотранспорт может выступить в качестве соблазнительной приманки для тех, кто ищет способ заработать на перепродаже драгцветмета.
В апреле 2019 в полицию поступило сообщение о подозрительном мужчине, крутившемся возле одиноко стоявшего Volkswagen Transporter. Когда патруль прибыл на указанное место, полицейские увидели, что из-под днища минивэна видны искры и слышен звук работы металлическими инструментами. После того как злоумышленника извлекли из-под машины, при нем оказалась не только аккумуляторная «болгарка» и нехитрый набор слесарных инструментов. Целью похитителя был катализатор, который мужчина хотел срезать с чужого Фольксвагена. И такие случаи не редкость. Почему?
Все дело в палладии, драгоценном металле, участвующем в производстве автомобильного катализатора. Каталитический нейтрализатор – устройство, снижающее токсичность выхлопных газов. В его конструкции предусмотрен активный слой, функция которого – осуществление химического процесса по очистке отработанных газов. Этот активный слой состоит из цветных и благородных металлов: платины, церия, меди, железа, марганца, никеля, палладия и родия.
Проблема также в том, что спрос превышает предложение. Для мировой индустрии требуется порядка 10 миллионов унций. Однако возможности его добычи лимитированы всего 9 миллионами, что связано со снижением производительности шахт в Южной Африке на 13,5% – именно здесь сосредоточено до 40 процентов мировых запасов металлов платиновой группы.
По технологии в катализаторе стандартного легкового автомобиля применяется несколько граммов палладия и других драгметаллов. Но уже для внедорожников, популярность которых неуклонно растет, или грузовиков, оснащенных мощными двигателями, потребность в палладии достигает 31 грамма, то есть одной тройской унции. Возвращаясь к началу: какой лакомый кусочек для скупщиков драгцветмета, не правда ли?! Особенно с учетом взлетевших до небес цен на бирже.
Более крупные машины имеют более высокую посадку: забраться под пикап или микроавтобус, чтобы отпилить деталь, которую можно задорого продать, совсем не сложно. Особенно когда воров двое: один под машиной, другой – «стремщик». Известны случаи, когда такими делишками промышляли и нечистоплотные брокеры, ввозящие машины из-за рубежа. История вскрывалась во время техосмотра.
Экология экологией, но сохранность и безопасность личного транспорта также очень важна. Воры не дремлют, они могут не украсть машину, но изуродовать ее. Не забывайте об этом, паркуя свой автомобиль в малолюдном месте или оставляя его на ночь на неохраняемой площадке.
Новая опасность для водителей. В зоне риска — японские автомобили
В последние годы в России участились случаи воровства автомобильных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Они снижают уровень вредных выхлопов в атмосферу, а воруют их потому, что катализаторы содержат драгоценные металлы.
Украсть катализатор очень просто — нужно просто приподнять машину домкратом и вырезать нейтрализатор. Чаще всего злоумышленники воруют катализаторы с японских внедорожников — в отдельных случаях для этого даже не приходится пользоваться домкратом.
Зачем нужен катализатор
Катализатор является частью системы выхлопа автомобиля. Внутри него есть блок со структурой, как у сот, и на стенки этих сот наносится очень тонкий слой драгоценных металлов — палладия, иридия, платины и других. Это нужно для того, чтобы газы, соприкасаясь с этим слоем, вступали с ним в химическую реакцию и тем самым снижали свою токсичность.
Такие нейтрализаторы очень дорогие — например, оригинальный на Kia Rio или Hyundai Solaris стоит порядка 50 тысяч рублей. Но есть, конечно, и альтернативы. Если конвертер не менять, то в автомобиле будет неприятно пахнуть, усилится шум из выхлопной системы, а выбросы станут намного более ядовитыми.
Срок службы катализатора — около 120 тысяч километров, после чего слой металлов выгорает и больше не спасает от токсичных выхлопов. В городских условиях, когда машина часто стоит в пробках, деталь может прийти в негодность еще раньше.
В сентябре в Москве поймали двух преступников, которые специализировались на краже катализаторов с машин каршеринга. Один из них оказался таксистом, а другой занимался ремонтом выхлопных систем автомобилей. Вдвоем они украли с каршеринговых машин несколько десятков нейтрализаторов на 8 млн рублей. Преступники брали автомобили в аренду, отгоняли их в сервис и ставили вместо катализатора обычную трубу. На мужчин завели уголовное дело по статье о краже.
Этот случай не единственный. В Санкт-Петербурге оперативники задержали Мухамеда Шомахова, который вместе с сообщником успел обчистить 13 автомобилей каршеринга YouDrive. Преступники брали машины в аренду, везли их в сервис и просили снять катализаторы. За 11 дней они таким образом получили пять конвертеров с Kia Rio (от 22 до 89 тысяч рублей каждый), три с Nissan Qashqai (от 38 до 100 тысяч), столько же с Hyundai Creta (по 40 тысяч). Каршеринговый сервис оценил убытки почти в 1,7 млн рублей.
Есть и другие случаи. Например, в Подмосковье за неоднократную кражу катализаторов поймали двоих приезжих, в Санкт-Петербурге двоих граждан приговорили к исправительным работам, а на Дальнем Востоке воры снимают катализаторы уже не только с каршеринговых машин, но и с обычных. В основном с Toyota Prius, потому что в гибридах используется платина, и продать такие приборы можно за 40-60 тысяч рублей.
Опытные воры давно знают: самое большое содержание палладия — в «гибридах», затем идут бензиновые машины, меньше всего драгметаллов содержится в автомобилях с дизельным мотором.
Как ни удивительно, воровать нейтрализаторы — не исконно русское занятие. Этим занимаются преступники по всему миру.
Например, летом в США полиция накрыла целый склад с 2 тысячами украденных автомобильных катализаторов и 300 тысячами долларов (около 22 млн рублей) наличными. Издание The Drive пишет, что спецоперация выглядела как попытка накрыть какого-нибудь наркобарона, но в этот «бизнес» были вовлечены исключительно автомобильные конвертеры.
В США таких случаев достаточно много, а несколько лет назад они появились и в Европе. Например, в Германии в 2017 году украли 38 каталитических нейтрализаторов, на следующий год — уже 77, в 2019-м количество случаев воровства конвертеров дошло до 169. И оно продолжает расти: по информации немецкого автомобильного клуба ADAC, только за первые девять месяцев 2020 года в стране украли 240 катализаторов — и это только те случаи, о которых сообщают владельцы.
В Беларуси воровство нейтрализаторов тоже стало большой проблемой. Близка эта тема и для Великобритании — там с 2018 года полиция регулярно получает жалобы от автомобилистов.
На этом действительно можно заработать?
За последние 10-15 лет цены на палладий сильно выросли. Например, в 2009 году унция (31,1 грамма) этого драгоценного металла стоила около 200 долларов, тогда как сейчас унция палладия стоит порядка 2350 долларов. Цены на родий, который также содержится в нейтрализаторах, и вовсе уходят за 10 тысяч.
В среднем в катализаторе могут содержаться 1-2 грамма палладия, поэтому с продажи одного прибора можно заработать несколько десятков тысяч рублей. Например, в США преступники сдают катализаторы на металлолом в тех штатах, где для этого не нужно предъявлять документов, и получают по 150-200 долларов за каждый конвертер.
Почему палладий стал таким дорогим
Одна из главных причин, почему палладий вдруг резко стал суперзвездой рынка драгметаллов, кроется в дизельгейте. В 2015 году выяснилось, что немецкий концерн Volkswagen оснащал свои дизельные автомобили специальной системой, которая намеренно в несколько раз занижала объем вредных выбросов в атмосферу.
Когда эта информация стала известна, правительства стали отказываться от программ поддержки дизелей, а автомобилисты начали переходить к бензиновым машинам. В итоге автомобилестроительные компании стали использовать палладиевые катализаторы, чтобы снизить уровень выбросов, и на рынке образовался дефицит этого металла.
Сегодня этот дефицит обостряется, потому что правительства продолжают ужесточать требования по выбросам. Из-за стремления прийти к «нулевому выбросу» производители тоже будут стремиться уменьшить вред от своих машин.
Поэтому цены на палладий, скорее всего, продолжат оставаться на высоком уровне или даже расти, и количество краж катализаторов в ближайшее время вряд ли сократится.
Новая опасность для водителей: у автомобилей массово крадут детали
Автолюбители в разных районах Москвы пожаловались на кражу катализаторов с машин. Такие детали содержат драгоценные металлы и легко снимаются с транспортных средств, поэтому становятся лакомым кусочком для мошенников.
О снятом катализаторе около метро Тульская сообщил участник группы «Синие ведерки». По его словам, нейтрализатор у автомобиля срезали днем.
В Зеленограде за последние дни катализаторы срезали массово в нескольких микрорайонах. По информации от одного из водителей, деталь с его машины Toyota украли ночью. Ни в одном из случаев воры пока не были обнаружены.
Случаи воровства автомобильных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов участились с прошлого года. За счет содержащихся в деталях драгоценных металлов оригинальные катализаторы, по разным оценкам, могут продаваться от 20 до 100 тыс. рублей.
В сентябре 2020 года в Москве поймали мужчин, которые снимали катализаторы с машин каршеринга. Они украли несколько десятков таких деталей на 8 млн рублей. Преступники брали автомобили в аренду, отгоняли их в сервис и ставили вместо катализатора обычную трубу. На мужчин завели уголовное дело о краже.
Снятие катализатора нарушает действующие правила Таможенного союза и подписанный Россией Техрегламент, и водитель в таком случае не сможет получить диагностическую карту по результатам техосмотра, а также может быть оштрафован на 500 руб. из-за внесения изменений в конструкцию автомобиля.
Охотники за катализаторами: о бизнесе на ценном вторсырье
Сборщики металлолома всю свою жизнь внимательно смотрят под ноги в надежде подобрать что-то стоящее. Но по-настоящему дорогостоящее на дороге не валяется; оно может быть, например, приделано снизу к автомобилю. Катализатор, он же – нейтрализатор. Устройство, которое делает выхлоп менее грязным для окружающей среды. При работе двигателя в нем происходят сложные высокотемпературные химические реакции. Для простоты – внутри есть платина, палладий и родий. Оттого и цена их на пунктах приема – не чета каким-нибудь ржавым рессорам: от 5 000 до 60 000 рублей за килограмм в Москве.
На такой спрос находится и предложение. Так, двое задержанных полицией воришек вообще вознамерились превратиться в оптовых поставщиков. Они брали в аренду машины каршеринга, заезжали в арендованный на одной из парковок бокс, вырезали там катализатор и сдавали в пункт приема. Сдать успели 40 штук. Ущерб – 8 миллионов рублей. Налицо – кража. Групповая, до 6 лет тюрьмы, говорит управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин.
РЕДИН : Хочу особо подчеркнуть, что любой бизнес, особенно каршеринг, защищает свои инвестиции, поэтому на всех автомобилях устанавливают специальные устройства, которые позволяют четко отслеживать геопозиционирование автомобиля и анализировать, сколько он находился в том или ином месте, где он находился, заехал ли куда-то в автосервис или в гаражи.
Конечно, воровать что-то из машин каршеринга, заранее оставив все свои данные оператору, – особое проявление слабоумия и отваги. Но в описанном случае, как прокомментировал нам автоэксперт Антон Чуйкин, если система не отследила заезд машин в бокс, то следующий пользователь арендного автомобиля вряд ли мог бы догадаться, что из нее вынут катализатор.
ЧУЙКИН : Если при этом что-то делают с компьютером, который управляет двигателем, то, возможно, и не удастся понять никогда. Правда, другое дело, что и хозяева машины – в данном случае каршеринговая компания – тоже, наверное, ничего не заподозрят, пока не пройдёт диагностика. Но вряд ли это уже настолько просто делается. В принципе, насколько я понимаю, если машина лишается нейтрализатора, это в первую очередь будет видно по лампочке check engine оранжевого цвета – «проверь двигатель!». Или по символике, она иногда бывает в виде такого осциллографа, которая загорается на панели приборов. Но беда в том, что мы с вами машины каршеринга осматриваем снаружи, до того как заводим, и там может быть не видно вообще ничего. Ну, если мы не говорим о совсем уже варварском методе действий, когда просто у автомобиля отрезают всю систему выпуска.
И такие преступления тоже не редкость, когда у машин, припаркованных в безлюдных местах, останавливается тренированная бригада. Выбранную автожертву поднимают домкратом и откручивают детали с платиновым содержимым.
Катализаторы делятся на металлические, устроенные, как фильтры из сплавов, и керамические – с ячейками, покрытыми платиной внутри. Последние – дороже в приемке. Это немногое, что обыватель может узнать из Интернета. Расчет реальной цены при сделке зависит от марки конкретной машины. Выбираем примерную модель – не новую, не старую, с относительно объемистым двигателем. Обращаемся по телефону одного из пунктов приема. Собеседник – Евгений.
КОРР. : У меня – автомобиль Volkswagen Passat 2006 года, В6.
ЕВГЕНИЙ : В6 даже лучше, чем В7, но все равно они не очень дорогие, от 4 000 до 12 000 стоит комплект. У вас бензин ведь?
ЕВГЕНИЙ : Да, столько примерно стоит. Дизель – чуть подороже, но все равно не очень дорогие.
КОРР. : А написано – до 60 000 может доходить, это у каких машин?
ЕВГЕНИЙ : Ну, пример – Toyota Prius, Nissan GTR, Infiniti G25 – хороший. BMW750 2012 – 2013 годов хорошие. Например, Infiniti G25 – хороший катализатор и дорогой, а Infiniti G35 – в 3 раза дешевле, то есть любой «японец», который сделан для Америки, – он вообще космос!
Скупщики катализаторов пишут в объявлениях, что готовы приехать по любому адресу и даже встретиться у метро, чтобы забрать лом и отдать деньги. Если так, то выручка продавца будет минимальной. По технологии – сначала катализатор разбирают, перерабатывают, затем проводят подсчет доли искомых металлов – и не на глаз с увеличительным стеклом, а через рентгенофлуоресцентный анализатор. И только после этого – выплата по формуле «масса металла, умноженная на текущие биржевые котировки».
Но на катализаторном рынке есть не только чистые приемщики – можно обнаружить и предложения франшизы. Судя по рекламе, бизнес этот – для завершенных лентяев: головная компания предоставит и деньги, на которые можно скупать лом катализаторов, и объявления разместит для желающих принести свой ценный утиль, и сама заберет собранное. Прибыль ежемесячно в 200 000 гарантируется. Нужно на старте внести только 300 000 рублей – и все завертится, как обещает фирма. И хорошо бы, конечно, следить, кто и с каких машин снимает катализаторы на продажу. Чтобы однажды после визита полиции не променять доходный бизнес на драгметаллах на скромную решетку из чугуна.
Популярное
«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
С автомобилей новосибирцев массово срезают катализаторы – кто и зачем это делает
В составе этой важной детали машины есть драгоценные металлы. Злоумышленники срезают катализаторы, чтобы потом сдать их за деньги
В Новосибирске с автомобилей горожан массово срезают катализаторы. Причём сигнализация машин не срабатывает, так как злоумышленники, которые делают это, забираются под автомобиль и за считанные минуты срезают деталь. Недавно правоохранители задержали таких преступников.
Новосибирец Дмитрий С. рассказал, что его автомобиль стоял у дома по адресу ул Гребенщикова, 9, и в ночь с субботы на воскресенье кто-то спилил катализатор с его машины. Мужчина обнаружил пропажу утром, когда стал заводить автомобиль, и обратился в полицию. Правоохранители нашли виновных.
У Данила И. автомобиль стоял на парковке на придомовой территории. Сигнализация не сработала, так как злоумышленники залезли под неё и срезали или открутили катализатор – под днищем мужчина нашёл два болта. В полицию не обращался, так как не хотел терять время из-за ожидания правоохранителей, установил обманку и перепрошил за 12 тысяч рублей.
А сибирячка Алина Н. тоже утром завела машину и понялала, что катализатора нет. Девушка вызвала полицию и написала заявление, но преступников не нашли, так что она заменила всё за свой счёт, потратив 10 тысяч рублей.
Недавно похитителей катализаторов задержали полицейские. В воскресенье, 17 октября, около 2:20 экипаж полка ДПС ГИБДД управления МВД России по Новосибирску на улице Гризодубовой остановил автомобиль «Шевроле Ланос», в котором были водитель и пассажир. При проверке документов они заметно нервничали. При осмотре салона автомобиля правоохранители обнаружены четыре автомобильных катализатора, труборез, домкрат и две рации.
Полицейские установили, что злоумышленники украли катализаторы с машин у домов по адресу ул. Краузе, 21/1 и ул. Свечникова 1 и 4. Они хотели сдать их за деньги.
Фото: пресс-служба ГИБДД по Новосибирску
Задержанных доставили в отдел полиции №7 «Ленинский», где установили их личность. Они оказались жителями Новосибирска, которых ранее уже привлекали к уголовной ответственности за разбой и вымогательство. Владельцев транспортных средств, с которых срезали катализаторы, также установили, они написали заявления.
Правоохранители завели уголовные дела о краже. Сейчас они проверяют причастность задержанных молодых людей к аналогичным преступлениям, они сами сейчас под стражей.
Как рассказал технический директор одной из международных сетей автосервисов Алексей Рузанов, массовое воровство катализаторов связано с их ценой, которая может доходить до 100 тысяч рублей за бывшие в употреблении. Она такая высокая потому, что катализаторы содержат драгоценные металлы – платину, палладий и родий. Их соотношение может быть разным и зависит от типа двигателя и марки автомобиля. В дизельных моторах больше платины, в бензиновых –родия и палладия. Минимальная цена б/у катализатора – 6 тысяч рублей, поэтому многие сейчас стали ставить защиты, наваривать арматуру, сетки.
По словам эксперта, заменить катализатор самостоятельно сложно, желательно делать это в автосервисе. Состояние катализатора нужно проверять, если пробег выше 100 тысяч км. Нужно смотреть, не забит ли он и не сплавился ли. Первые признаки плохого состояния катализатора –ухудшение динамики разгона автомобиля. Новый катализатор – очень дорогая деталь. Например, для новой «Шкоды» он будет стоить в районе 180 тысяч, то есть, около 10% стоимости всего автомобиля, а если автомобиль подержанный, то это уже 30% стоимости машины, поясняет Алексей Рузанов.