Для чего воскресная школа
Воскресная школа
Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах
Перед каждым возрастом Господь ставит свою задачу, поэтому обучение предметам духовно-нравственного направления школьников разных возрастов не может быть одинаковым.
О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?
Как организовать летний православный лагерь, чтобы отдых стал полезным? Рассказывает иерей Никита Заболотнов, клирик Петропавловского храма города Полевской Свердловской епархии, помощник благочинного по образованию и катехизации, завуч воскресной школы.
Как создать и развивать воскресную школу
Такой вопрос встает практически перед каждым недавно назначенным настоятелем, ведь, как в семье добрые родители заботятся о своих детях, так и благочестивые члены приходской семьи: духовенство, сотрудники, прихожане не могут не заботиться о воспитании, обучении и воцерковлении детей.
Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста
протоиерей Михаил Фивейский Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста.
Я иду на урок Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. — Жукова В.В., Волкова Т.Г.
Наша книга поможет преподавателям Воскресных школ проводить уроки Закона Божия и рисования на заданную тему с детьми младшего школьного возраста.
Пьесы театра «Патерик». — Священник Константин Островский
Что лучше: молиться или играть? Конечно, молиться. Но по немощи человеческой все мы, и взрослые и дети, много играем, детям это даже необходимо.
Уроки для занятий с детьми в воскресной школе (для детей 3–5 лет)
Каждый урок состоит из чтения библейской истории,золотого стиха, тематических рассказов. Занятия включают в себя игровые элементы, активные и спокойные игры, стихотворения, творческие задания и молитвенное правило.
50 уроков для занятий в воскресной школе (для детей 2х-3х лет)
Каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Состоит из чтения библейской истории и золотого стиха. Разные занятия включают в себя игровые элементы, разминку, песни и стихотворения, а также творческие задания.
Азы православия для детей. Евангельская история в пересказе Галины Калининой
Евангельская история, рассказанная детям просто и ясно в ту пору их жизни, когда каждое впечатление глубоко и сильно входит в детское сердце и ум, несомненно, оставит след в их душах.
Закон Божий для самых маленьких – Куломзина С.С.
Цель уроков — дать детям доступные им в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о христианской жизни.
Зачем нужны православные воскресные школы?
В настоящее время стали появляться воскресные школы. Их становится все больше с каждым годом. Почти в каждом православном храме имеется воскресная школа. Но многие не знают, что это такое, откуда они взялись и зачем нужны. Стоит поговорить об этом.
Что такое воскресная школа
Вообще воскресные школы бывают не только религиозной направленности. Сначала они создавались именно для обучения безграмотного населения. Рабочие и крестьяне, занятые в будни, учились по воскресеньям в них читать и писать.
Также есть школы для религиозного просвещения. Они есть не только у православных. У иудеев такие школы функционируют по субботам, потому что они не работают именно в этот день по закону Моисееву. Мусульмане посещают религиозные школы по пятницам.
В таких заведениях сейчас дети изучают основы религии, закон Божий. Также там ставят сценки на евангельские темы. Бывают воскресные школы и для взрослых.
Немного истории
Первые воскресные школы появились в Англии в шестнадцатом веке. Основателем их был приверженец англиканской церкви Р. Рейкс. Он был редактором и основателем «Глостерского журнала».
В то время многие крестьяне переезжали в города, чтобы работать на заводах и фабриках. Они были необразованны: пьянство, разврат, невежество были распространены среди простого народа. Никто из них не ходил в церковь, не молился. Постепенно уровень преступности стал расти. Дети работали на предприятиях наравне со взрослыми. Они не получали никакого воспитания: ни христианского, ни общеобразовательного.
В таких школах они учились читать и писать, а также им преподавались основы веры. Сначала занятия проходили на кухнях обычных домов. Также детей учили читать Библию, водили в храм на службу. Особенно старательным оказывали материальную помощь: давали одежду, обувь, дарили Библию. Ленивых и непослушных ждало телесное наказание.
Слух о таких школах дошел до королевского двора, где нашел одобрение. Сама королева стала покровительствовать таким заведениям. Появились волонтерские школы, где учителя работали бесплатно.
К началу двадцатого века число учеников воскресных школ приблизилось к трем миллионам. Появился Союз воскресных школ.
Затем такие школы открылись и в странах Европы и Америки. В России они появились в начале восемнадцатого века. Обучение в них было бесплатным, учителя трудились безвозмездно.
С приходом Советской власти многое поменялось в обществе. Подобные заведения были надолго закрыты, так же как и храмы. Но в 1994 году указом Патриарха Алексия каждый приход должен заботиться о православном просвещении прихожан, в том числе через открытие воскресных школ.
Воскресные школы в настоящее время
Сейчас в воскресных школах изучают обязательно:
Иногда занятия проводятся не только в воскресенья, но и в будни. Также при них открываются творческие кружки. Например: обучения иконописи, рукопашному бою и т.д. Организуются школы также в местах заключения.
Занятия в воскресных школах бывают обязательно после окончания литургии. Иногда они заканчиваются душевной беседой, чаепитием. Главное, чтобы ребенок почувствовал доверительную обстановку любви и взаимопонимания.
Иногда детям разрешается приносить свои игрушки. В некоторых приходах организуются летние лагеря. Крупные школы превращаются в гимназии. Существуют воскресные школы для взрослых для ликвидации религиозной неграмотности. Сейчас, к сожалению, даже взрослые мало что знают в вопросах веры. Основная идея – создание единой большой православной семьи.
«Надо просто объяснить, что насильно – не стоит». Зачем подросткам в свой единственный выходной сидеть в воскресной школе
Том Сойер, помнится, воскресную школу воспринимал как расплату за грехи свои. Скучал там до зубного скрипа и хулиганил, чтобы скоротать время.
«Зачем современным 10-13-летним подросткам сидеть в свой единственный выходной на неделе в классе и читать притчи, когда их сверстники в соседнем дворе слушают музыку и обсуждают ровесников-блогеров?» — размышляю, стоя на остановке, где жду свою собеседницу Галю: две ее дочки, Катя и Даша, ходят в воскресную школу, а сама Галя состоит там в родительском комитете.
В Сертолово, небольшом городке к северу от Петербурга, 50 тысяч жителей. На весь город один пока небольшой храм преподобного Сергия Радонежского и одна воскресная школа. Все, кто в ней работает, делают это добровольно и на энтузиазме, с благословения священника. Ни стажа в трудовой книжке, ни зарплат у педагогов нет. В школе преподают Закон Божий, Ветхий и Новый Завет, ИЗО, литургическое пение, актерское мастерство.
С утра самыми первыми приводят малышей. Для них воскресная школа неотделима от бесчисленного множества кружков и «развивашек»: немного порисовать, немного попеть, где-то сюда добавляется вышивание, где-то театральная студия с постановкой спектаклей. Основное отличие: по чуть-чуть, ненавязчиво, детям рассказывают о Библии, главных героях христианской истории, подводят к размышлениям о добре и зле, об истине и грехе.
Ученики постарше, школьники, приходят позже. Их день в приходе начинается, как правило, с богослужения. Затем в классе они читают и разбирают подробно тексты Священного Писания, изучают литургическое пение, рассуждают на серьезные темы.
«Рассказывай сама!»
— Ну, рассказывай сама! — Галя легонько подталкивает вперед старшую девочку, голубоглазую Катю, пока мы идем к школе. Мы с Катей отделяемся от остальных, чтобы немного поговорить вдвоем.
— Школа мне очень нравится! — бойко начинает Катя. — Там интересно, там всегда здорово. Я хожу уже четыре года каждое воскресенье! Вот ни разу не было, чтобы не хотелось идти.
Девочка говорит хорошие и правильные вещи, очень похожие на заученный текст.
— Что же, никогда не бывает, что тебе туда не хочется?
— Только если не высплюсь с утра. Но все равно потом иду, и становится радостно. Недавно мы ездили в дом престарелых. Сначала готовились, думали, что рассказать, что показать, подарки сделали. Потом поехали на двух машинах. Мы пели там рождественский тропарь, и бабушки и дедушки нам подпевали! Было очень радостно!
Кате тринадцать лет. Не каждому подростку в этом возрасте интересно ездить с концертом к бабушкам и дедушкам, а в выходной день заниматься поделками. Но спросить больше я не успеваю: мы доходим до места, и сестры, глядя на часы, с волнением говорят маме, что пропустят дежурство в школе и им пора уже убегать. Похоже, им действительно здесь нравится.
Галя остается со мной и, параллельно здороваясь со знакомыми прихожанами, рассказывает:
— Бывает, что некоторые родители воспринимают школу как бесплатные кружки. Хорошо же! С утра привел, тут тебе и ИЗО, и театр, и пение, и ребенок при деле, и хорошему его учат, доброму, нравственному, и ты свободен. Можешь телевизор в это время дома на диване смотреть. Но это так не работает, не задерживаются у нас такие семьи.
Здесь ведь важно, чтобы и родители, и дети к одному стремились. Чтобы родители тоже Бога узнавали, воцерковлялись. Иначе в школе происходит одно, дома совсем другое.
А так нельзя, это ведь никак не разделить. Школа не может быть отдельно от всей остальной жизни.
«Если не захочет, я с ней поговорю»
Сейчас перемена, и директор раздает родителям детские рисунки. Недавно самые маленькие разбирали главный символ христианства, а потом кто красками, кто карандашами рисовали разноцветных фантазийных рыбок. Заодно в форме игры, через простые примеры, разбирали со взрослыми серьезные вопросы. Иногда и сами задавали непростые: «А почему у Иисуса было две жены?»
Пока есть время, успеваю поговорить с двумя мамами. У одной дочке Кристине пять лет. На неделе она несколько раз ходит в балетную школу на хореографию, «очень серьезно занимается». Девочка молча стоит рядом с мамой и выглядит тихой и уставшей. Мама — гордой и приосанившейся. Интересуюсь, зачем им еще воскресная школа и утренние занятия при таком плотном графике.
— Я сама с Кристиной хожу на занятия, слушаю, узнаю, заполняю свои пробелы. Во взрослую воскресную школу у меня нет возможности ходить.
А с ней я прохожу все важные вещи. Я очень долго ждала, когда она дорастет! Чтобы сюда ее привести.
Спрашиваю, не конфликтуют ли у ребенка строгая дисциплина спорта и мягкая, почти семейная обстановка в школе.
— Нет, наоборот, это помогает ей.
— Если Кристина не захочет сюда ходить, когда подрастет, что будете делать?
— У нас доверительные отношения с дочкой. Если не захочет, я с ней поговорю, спрошу причину. Объясню, почему важно это продолжать.
Уточняю, поддерживает ли папа воскресные занятия. Молодая женщина чуть смущенно говорит, что папы нет, они с дочкой вдвоем. Ловлю себя на мысли, что в этом случае спокойная и доброжелательная атмосфера и самой маме может быть терапевтической поддержкой и ресурсом.
— Мам, я пойду тете Наташе помогать!
Это уже другая девочка, на вид подросток, предупреждает маму, только-только зашедшую в школу после службы. Невысокая, просто одетая, без косметики, совсем не модная — из тех, кого рано повзрослевшие одноклассницы могут засмеять. А здесь она всех знает, может помочь, а может выступить за старшую. Где-то построить малышню, где-то подсказать новеньким, что и как делать.
— Давно ваша дочка ходит в школу?
Оказалось, что у ребенка (по просьбе мамы не буду указывать имя) были серьезные нарушения речи. Требовались специальная школа и коррекция. Со школой поначалу не складывалось: натерпелись от учителей. Коррекция тоже не шла: больше проблем и слез было, чем пользы.
— Зато, знаете, очень повезло с врачом! Он оказался православным и посоветовал походить в воскресную школу. Мы начали ходить, и сначала успокоение пришло ко мне. Я по-другому стала относиться к этому, отпустила переживания. И у дочки речь стала улучшаться. Сейчас те, кто не в курсе наших проблем, даже не подозревают, что с ней что-то не так. А сколько всего мы прошли! Логопедов, ужасное отношение в общеобразовательной школе…
Снова получается, что воскресная школа несет психотерапевтическую функцию: отогреть и поддержать ребенка, у которого в обычной школе были бы все шансы стать объектом травли из-за своей особенности. Неудивительно, что девочка чувствует себя здесь хорошо и свободно.
Родители должны быть рядом
Начало двенадцатого. Дети, немного отдохнув, побегав по двору и поболтав друг с другом в кабинетах, садятся в трапезной подкрепиться. Из взрослых кто-то уходит после службы домой, кто-то остается помогать на занятиях с малышней. Обычно это человека четыре-шесть, мамы и папы. Такие дежурства сделаны, чтобы и нагрузка, и ответственность распределялись между взрослыми равномерно. И еще — чтобы приобщить родителей к церковной жизни.
Директор школы Тамара Анискович это подтверждает:
— Наш священник отец Дионисий такую цель нам и поставил в воскресной школе: чтобы через детей к Богу и родители приходили. Это самая главная, самая высокая наша цель. Да, конечно, мы их учим, рассказываем, показываем все. Они уже такие смышленые в свои шесть-семь лет. Но самое главное — все-таки приобщать взрослых.
— Получается?
— Да! Бывает, сначала родители только приведут, к двери подтолкнут, мол, иди, а сами по своим делам уходят. Потом спрашивают меня: «Тамара Ивановна, чем помочь вам? Что я могу сделать для школы?», я отвечаю: «Вы постойте с сыном на причастии, побудьте рядом с ним в церкви, пока служба идет. Это самое дорогое, что вы можете сделать». Ребенок ведь один не может на себе весь род тащить, понимаете? Не должен он один ходить на исповедь и причастие и отмаливать всех взрослых. Не сдюжит, не по силам это одному ребенку. Родители должны быть рядом с ним в этот момент.
Надо просто объяснить, что насильно — не стоит
Директор занимается со старшими детьми, уже подростками. Идет урок, и ребята один за другим читают вслух притчи и разбирают, что они значат. Кто-то еле-еле продирается сквозь непонятный текст, запинаясь и, похоже, с трудом улавливая смысл. Кто-то с выражением и вдохновенно. «Всем ли понятно слово “житница”?» — уточняет Тамара Ивановна. Высокий худенький мальчик на первой парте уточняет: «Жениться?»
Учеников в маленькой комнате полтора десятка. В отличие от малышей, неотрывно следящих за преподавателем, со старшей группой все, конечно, иначе.
Девчонки с крашеными волосами и подведенными глазами хихикают и перешептываются. «Камчатка», как во все времена, занята своими делами и, когда приходит их черед, не может найти нужную строчку. Парни на первой парте во втором ряду явно скучают. Общая атмосфера легко считывается: большинству скорее тягостно, чем интересно. И скорее надо, чем хочется. И что там произойдет с героями притчи, мало кого занимает.
Важно другое: нет явных лидеров и нет явных аутсайдеров. Как нет явно продвинутых и в тренде.
Обычные ребята. Получается, классическое распределение ролей в общеобразовательном классе — хулиганы, ботаники, середнячки, самые популярные парень и девушка — здесь рушится.
Каждый более или менее принят остальными и все более или менее в контакте друг с другом.
— Не сложно вам с ними? Переходный возраст ведь.
— Не сложно, нет. Я с такими детьми работала, вы бы знали… Которых называют «трудные подростки». Вот там было, да, разное. А здесь мне легко. Надо просто родителям объяснять, что не стоит насильно никого сюда вести. Если чувствуют, что устал человек, что без удовольствия ходит, лучше дать отдохнуть пару недель. Пусть сам заскучает, пусть сам начнет спрашивать: «Как там мои ребята? Как там Тамара Ивановна?» И тогда он с радостью в школу вернется. Те, кто по своему желанию ходит, еще ведь и друзей своих школьных приводят. А еще иногда у нас дети сами появляются, как мы шутим, из ниоткуда.
Так было с Никитой. Он сам пришел в школу: однажды появился на пороге и сказал: «Здравствуйте». Любознательный, с живым умом, цепкой памятью, он сразу запомнился всем, от священников и свечниц в храме до преподавателей в школе. «Это зачем?», «А здесь как?», «Это как называется?», «Это для чего?» Для всего ему хотелось объяснения и обоснования.
Тамара Ивановна вспоминает, как он после первого причастия вместо того, чтобы молча глотнуть воды, стал уточнять, что это, да зачем и почему. Батюшка тогда удивился, а директор заступилась: «Любознательный он очень, отец Георгий!» Теперь на уроке он всех спасает — и подскажет, и ответит, когда все молчат.
В воскресной школе, в отличие от обычной, сложно представить буллинг, изгоев, бойкоты и жестокие розыгрыши. Cнова думаю о безопасной среде и о том, как здесь, должно быть, и дети, и взрослые чувствуют себя спокойно и защищенно.
Тамара Анискович подтверждает:
— Дети рассказывают в школе своим друзьям о том, как проводят воскресенья. И потом приводят их сюда. Здесь им хорошо, спокойно. И интересно. Одна девушка, ей уже 16 лет, с грустью меня спрашивала: «Тамара Ивановна, я что уже, все прошла? Мне уже нельзя сюда ходить?»
Можно говорить о духовных ценностях, которые дает воскресная школа молодежи, но, похоже, во взрослой и сложной жизни все это меркнет по сравнению с важным ощущением, что ты здесь — свой и принят таким, какой ты есть. И, может быть, этот опыт даст ученикам для жизни намного больше, чем любой, самый подробный разбор притч и блестящее цитирование Священного Писания.
Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви
Утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви
Оглавление
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
2011 г.
Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви
I. Общие положения
1. Согласно Уставу Русской Православной Церкви и Уставу прихода Русской Православной Церкви, религиозное воспитание и обучение религии являются приоритетным направлением деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры.
2. Религиозное воспитание и обучение религии осуществляются через воскресные школы для детей и взрослых.
3. Настоящее Положение регулирует деятельность воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви.
4. Воскресная школа (для детей) Русской Православной Церкви (далее — воскресная школа) – это структурное подразделение либо учреждение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, монастыря, подворья монастыря, братства, сестричества), осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии, а также формированию умений и навыков, необходимых для ведения образа жизни православного христианина.
5. Воскресная школа в зависимости от юридического статуса подразделяется на два типа:
а) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица и являющаяся составной частью (структурным подразделением) религиозной организации Русской Православной Церкви;
б) воскресная школа, являющаяся самостоятельным юридическим лицом.
6. Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица, действует на основании собственного Положения, разрабатываемого религиозной организацией на основе данного Положения. Она считается созданной с момента утверждения соответствующей религиозной организацией Положения о ней.
7. Воскресная школа, имеющая статус юридического лица, действует на основании устава, разрабатываемого на базе Типового устава воскресной школы, и являющегося приложением к данному Положению. Воскресная школа, имеющая статус юридического лица, считается созданной с момента регистрации устава в установленном порядке и внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
II. Термины, используемые в настоящем положении
8. Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви – (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к учебно-воспитательной и организационной деятельности воскресных школ при реализации программ духовно-нравственного обучения и воспитания в воскресных школах для детей, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви. Разрабатывается Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации.
9. Учебный план – часть Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви, регламентирующая структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.
10. Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками начальных знаний о православном вероучении, богослужении и церковной истории, а также приобретение навыков христианского благочестия.
11. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс личностно – и социально ориентированных дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина.
III. Цели, задачи и виды деятельности воскресной школы
12. Целью деятельности воскресной школы является приобщение воспитанников к литургической жизни Церкви и формирование умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни.
13. Задачами воскресной школы являются:
а) религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;
б) всестороннее развитие личности воспитанников;
в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.
14. Для достижения своих целей и задач школа осуществляет следующие виды деятельности:
а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;
б) проведение дополнительных личностно – и социально – ориентированных занятий (трудовая, творческая, игровая деятельность), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;
в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;
г) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);
д) открытие в установленном порядке лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей;
ж) организация и проведение выставок и концертов.
IV. Организация деятельности воскресной школы
15. Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим национальным законодательством, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации и прочие), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея и др.).
16. Решение о создании воскресной школы принимает орган управления религиозной организации в соответствии с полномочиями, установленными Уставом религиозной организации.
17. Решение о ликвидации воскресной школы принимает руководитель религиозной организации с письменного благословения епархиального архиерея.
18. Религиозная организация обеспечивает финансирование и работу воскресной школы.
19. При создании воскресной школы религиозная организация должна создать следующие условия:
а) предоставить помещение (собственное или арендованное) для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;
б) обеспечить квалифицированный состав преподавателей;
в) обеспечить учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарём, необходимым для учебно-воспитательного процесса.
20. Руководитель религиозной организации осуществляет контроль за деятельностью школы, несет ответственность перед епархиальным архиереем за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.
21. Руководитель религиозной организации несет ответственность перед родителями и обществом за деятельность, осуществляемую в воскресной школе.
22. Директор воскресной школы с благословения руководителя религиозной организации организует и координирует учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность.
23. Обучение религии в воскресной школе проводится на бесплатной основе.
V. Учебно-воспитательный процесс
24. Воскресная школа выбирает средства, формы и методы учебно-воспитательного процесса, соответствующие православному вероучению, настоящему положению и Стандарту учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви.
25. Решение о зачислении воспитанников в воскресную школу принимает директор с благословения руководителя религиозной организации на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
26. При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с принятым Положением о воскресной школе (или Уставом) и другими документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса.
27. Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
28. Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.
29. В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков, секций, выездных лагерей.
30. Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к воспитанникам не допускается.
31. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:
а) дошкольная ступень (3–6 лет) ;
б) начальная ступень с нормативным сроком обучения 4 года (7–11лет);
в) основная ступень с нормативным сроком обучения 4 года (12–16 лет).
32. Задачами дошкольной ступени является православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.
33. Задачами на начальной ступени являются: обучение религии, православное воспитание, развитие детей, приобщение к литургической жизни прихода, усвоение начальных знаний о православной вере, традициях, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
34. Задачами на основной ступени являются: обучение религии, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения).
35. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
36. На начальной ступени учебно-воспитательного процесса в воскресной школе рекомендуется преподавать следующие предметы: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык.
37. На основной ступени учебно-воспитательного процесса в воскресной школе рекомендуется преподавать следующие предметы: история Ветхого и Нового Завета, основы православного вероучения, церковная история, основы православной этики.
38. Помимо вероучительных дисциплин, на каждой ступени учебно-воспитательного процесса рекомендуется проводить дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, направленные на всестороннее развитие личности (хоровое пение, хореография, рукоделие, бисероплетение, изобразительное искусство и др.).
39. Учебный год в воскресной школе, с учетом региональных особенностей, рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного новолетия.
40. Учебный год в воскресной школе, с учетом региональных особенностей, рекомендуется заканчивать 24 мая, в день памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
41. Учебными днями являются, как правило, суббота и воскресение. По желанию воспитанников и их родителей (законных представителей) могут быть организованы занятия в другие дни недели.
42. Занятия проводятся индивидуально и/или по группам.
43. В летний период времени по желанию родителей могут проводиться паломнические поездки, а также организованный отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях, организуемых воскресной школой.
44. В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
44.1 Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования по изучаемым дисциплинам. Знания оцениваются по зачетной системе.
44.2 Итоговая аттестация проходит в форме итоговых экзаменов по изучаемым дисциплинам. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией. Знания оцениваются по зачётной системе.
45. Аттестационная комиссия возглавляется руководителем религиозной организации и формируется им из числа священнослужителей, педагогов воскресной школы, сотрудников епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
45.1 Директор и духовник воскресной школы по должности являются членами аттестационной комиссии.
45.2 Количество и состав участников комиссии определяется руководителем религиозной организации. Общее количество членов комиссии – не менее трех человек.
VI. Участники учебно-воспитательного процесса
46. Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: руководитель религиозной организации, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники воскресной школы, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
47. Права и обязанности воспитанников, их родителей или законных представителей, как участников учебно-воспитательного процесса, определяются действующим Положением или Уставом в случае, если школа имеет статус юридического лица.
48. Воспитанники воскресной школы имеют право на:
а) обучение православной вере, традициям, истории и культуре предусмотренных учебно-воспитательным планом воскресной школы;
б) бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;
в) условия, гарантирующие охрану здоровья.
49. Воспитанники воскресной школы:
а) должны соответствовать требованиям Положения или Устава воскресной школы, исполнять распоряжения, указания руководителя религиозной организации, директора воскресной школы, а также требования преподавателей, воспитателей и иных сотрудников воскресной школы;
б) участвуют в церковной жизни, посещают храмовые богослужения, исповедуются и причащаются Святых Тела и Крови Христовой;
в) должны добросовестно заниматься в воскресной школе, применять приобретенные знания на практике;
г) обязаны бережно относиться к имуществу воскресной школы, следить за чистотой учебных помещений;
д) должны уважать честь и достоинство других воспитанников и сотрудников воскресной школы;
е) должны иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.
50. Выпускникам воскресной школы выдается документ об окончании установленного образца, рекомендованный Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и заверенный печатью религиозной организации.
51. По представлению директора воскресной школы, руководитель религиозной организации может поощрять воспитанников воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами или иным способом на собственное усмотрение.
52. По представлению директора воскресной школы, руководитель религиозной организации за поведение, не соответствующее образу жизни православного христианина, неоднократные грубые нарушения устава воскресной школы или положения о воскресной школе, в качестве крайней меры может исключить воспитанника из воскресной школы.
53. Родители (законные представители) учащихся имеют право на:
а) ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;
б) участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;
в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школой.
г) пользование библиотечным фондом воскресной школы;
д) родители (законные представители) воспитанников имеют право участвовать в деятельности органов школьного самоуправлении в форме, определяемой воскресной школой.
54. Родители (законные представители) воспитанников обязаны:
а) соблюдать настоящее положение;
б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы;
в) быть вежливыми с сотрудниками воскресной школы;
г) при посещении воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.
55. Работники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.
56. На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие богословское образование, среднее или высшее педагогическое образование (по гуманитарным специальностям).
57. Лица, не имеющие богословского образования, для преподавания проходят собеседование и получают благословение руководителя религиозной организации.
58. На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
59. К учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются действующим законодательством.
60. Трудовые отношения работника воскресной школы регулируются трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией или воскресной школой( при наличии юридического лица).
61. Работники воскресной школы имеют право на:
a) участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим положением;
б) защиту профессиональной чести и достоинства.
65. Педагогические работники обязаны:
а) соответствовать образу православного учителя;
б) участвовать в жизни прихода;
в) соблюдать настоящее положение;
г) выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями и трудовым договором;
д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия;
е) быть вежливыми при общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.
VII. Управление воскресной школой
являющейся структурным подразделением религиозной организации.
66. Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с Положением и нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, устав религиозной организации) и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
67. Руководитель религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – Руководитель) – должностное лицо, назначаемое Святейшим Патриархом, Священным Синодом или епархиальным архиереем, возглавляющее местную религиозную организацию (настоятель, благочинный, наместник) или иное учреждение Русской Православной Церкви (руководитель Синодального или епархиального отдела, епархиальный архиерей).
68. В компетенцию руководителя религиозной организации входит:
a) принятие решения о создании воскресной школы;
б) ликвидация воскресной школы с письменного благословения епархиального архиерея;
в) принятие на работу и увольнение директора воскресной школы;
г) формирование аттестационной комиссии воскресной школы;
д) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы;
е) прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания, ставок заработной платы и должностных окладов, надбавок к доплаты к ним;
ж) ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-воспитательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
з) ответственность перед воспитанниками и их родителями (законными представителями), обществом за результаты своей деятельности.
69. Руководитель религиозной организации может являться директором воскресной школы.
70. Директор воскресной школы (далее Директор) – сотрудник религиозной организации, назначенный на должность руководителем религиозной организации для организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.
71. Директор воскресной школы:
а) назначается и освобождается от должности приказом руководителя религиозной организации;
б) подотчетен в своей деятельности руководителю религиозной организации;
в) планирует, организует, учебно-воспитательный процесс, составляет учебные планы, штатное расписание;
г) осуществляет расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;
д) контролирует деятельность преподавателей воскресной школы;
е) предоставляет руководителю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы;
ж) по благословению руководителя на основании доверенности представляет школу в местных органах образования, а также на епархиальных и общецерковных мероприятиях.
72. Духовник воскресной школы – священнослужитель Русской Православной Церкви, назначенный руководителем религиозной организации для попечения о духовно-нравственной жизни воскресной школы.
73. Духовник воскресной школы заботится о духовно-нравственном воспитании детей и педагогического коллектива и отчитывается о своей деятельности руководителю религиозной организации.
74. Формой самоуправления воскресной школы является Педагогический совет воскресной школы.
75. Педагогический совет состоит из: руководителя религиозной организации, духовника, директора воскресной школы и преподавателей воскресной школы.
76. К компетенции Педагогического совета воскресной школы относится:
а) разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания;
б) определение порядка проведения итоговой аттестации;
в) рассмотрение вопросов об отчислении воспитанников из воскресной школы;
г) рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышения квалификации сотрудников;
д) внедрение в практику достижений педагогического опыта.
77. Решения на Педагогическом совете принимаются простым большинством голосов, при равном количестве голосов мнение руководителя религиозной организации является определяющим.
78. Управление воскресной школой, являющейся юридическим лицом, осуществляется в соответствии Уставом воскресной школы и нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации).