Для чего вводятся стандарты

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Источник

Для чего вводятся стандарты

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Государственная система стандартизации

Порядок внедрения стандартов

State system of standardization. Procedure of implementation of standards

Дата введения 1987-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

Н.С.Алпеев (руководитель темы); А.Я.Игнатенко; Е.Р.Клаузнер; Г.А.Курденков; В.П.Панов, канд. экон. наук; Ю.А.Пивоваров; А.Ю.Познянский; А.Д.Романов; Ж.Г.Романова; В.В.Сигодин; С.С.Станковский; Н.Г.Тимонова; В.В.Трофимов; И.А.Халап; Б.К.Ширкин.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 N 160

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие. Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия, областью распространения и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.

Если выпускаемая продукция или другие объекты стандартизации, на которые распространяются стандарты, после даты его введения в действие не соответствуют установленным требованиям, то следует считать, что стандарт не соблюдается.

Допускается вводить стандарт в действие досрочно. Введение в действие стандартов на продукцию досрочно должно быть согласовано с основным потребителем (заказчиком), а по стандартам технических условий и с органами ценообразования.

1.3. Министерства (ведомства) несут ответственность за своевременное внедрение стандартов, обеспечивают и контролируют их внедрение и соблюдение на подведомственных им предприятиях (организациях).

На предприятиях (в организациях) ответственность за внедрение и соблюдение стандартов несут непосредственно их руководители, подразделения (службы) стандартизации и другие должностные лица.

Головные и базовые организации по стандартизации осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство и координацию работ по внедрению стандартов и контроль за их внедрением по закрепленным за ними видам продукции и областям деятельности.

1.4. Госстандарт осуществляет методическое руководство внедрением стандартов. Органы госнадзора Госстандарта контролируют своевременность внедрения и соблюдения стандартов.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ

2.1. Планирование работ по внедрению стандартов является составной частью государственного планирования. Планирование внедрения стандартов должно обеспечивать своевременное и комплексное осуществление всех работ по внедрению стандартов в установленные сроки.

2.2. Внедрение стандартов осуществляют в соответствии с планами основных организационно-технических мероприятий министерств (ведомств) по их внедрению и разрабатываемых на их основе планами организационно-технических мероприятий предприятий (организаций), в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку, обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. В этих планах в зависимости от области распространения стандартов в общем случае предусматривают:

1) пересмотр, внесение изменений или отмену действующих и разработку новых нормативно-технических документов, связанных с содержанием внедряемого стандарта;

2) разработку новой технической документации и внесение изменений в действующую техническую документацию;

3) обеспечение предприятий необходимым сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, а также оборудованием, приборами, приспособлениями, инструментами, используемыми в производстве новой (модернизированной) продукции, и модернизацию действующего оборудования;

4) изготовление опытных образцов (опытных партий) продукции, проведение испытаний и постановку на производство новой (модернизированной) продукции;

5) изменение технологических процессов, режимов работы, автоматизацию и механизацию производственных процессов, повышение точности изготовления продукции;

6) реконструкцию, расширение, строительство новых производственных мощностей, организацию специализированных производств;

7) повышение квалификации и подготовку кадров;

8) другие мероприятия, необходимые для внедрения стандарта.

По каждому мероприятию указывают объемы работ и финансирования, исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Допускается разрабатывать план основных организационно-технических мероприятий по внедрению нескольких, одновременно разрабатываемых и представляемых на утверждение взаимосвязанных стандартов.

В план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта включают мероприятия по всем министерствам (ведомствам), участвующим во внедрении стандарта.

2.3. Порядок разработки и утверждения планов основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов министерств (ведомств)

В качестве исполнителей в проекте плана основных организационно-технических мероприятий указывают министерства (ведомства), участвующие во внедрении стандарта, а также, при необходимости, предприятия и организации.

К разработке проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, при необходимости, привлекают заинтересованные предприятия (организации) министерства (ведомства)-разработчика и других министерств (ведомств) по их поручению.

Разработанный проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта вместе с проектом стандарта рассылают на отзыв и уточняют при подготовке окончательной редакции проекта стандарта на основе полученных отзывов с участием, при необходимости, представителей заинтересованных министерств (ведомств).

2.3.2. Министерство (ведомство)-разработчик проекта стандарта направляет уточненный проект плана основных организационно-технических мероприятий по его внедрению на заключение министерствам (ведомствам), внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта, указанным в проекте плана. При необходимости, по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта должно быть получено заключение Госплана СССР, Госснаба СССР и (или) Госплана, Госснаба союзной республики.

Заключения по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) направляют министерству (ведомству)-разработчику в 15-дневный срок со дня поступления проекта этого плана. При наличии замечаний по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта их излагают в заключении с необходимыми обоснованиями.

Разногласия по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта решают министерство (ведомство)-разработчик и заинтересованные министерства (ведомства) одновременно с рассмотрением разногласий по проекту стандарта или проекту этого плана. Оставшиеся нерешенными разногласия по этому проекту плана включают в справку о разногласиях по проекту стандарта и решают при утверждении этого стандарта.

Окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта прилагают к проекту стандарта, представляемому на утверждение.

2.3.4. Министерство (ведомство)-разработчик, министерства (ведомства), внедряющие и обеспечивающие внедрение государственного стандарта, в месячный срок после получения постановления Госстандарта об утверждении государственного стандарта и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) на основе окончательной редакции проекта плана основных организационно-технических мероприятий подготавливают и утверждают планы основных организационно-технических мероприятий по его внедрению своего министерства (ведомства), издают приказ (при необходимости) или указание, обязывающие подчиненные предприятия (организации) провести необходимые работы, и направляют их подчиненным предприятиям (организациям).

Для обеспечения внедрения стандарта к дате его введения в действие в планах основных организационно-технических мероприятий по его внедрению министерства (ведомства) могут устанавливать дифференцированные сроки выполнения работ по внедрению стандарта:

Планы основных организационно-технических мероприятий по внедрению отраслевых и республиканских стандартов, приказы (указания) по их внедрению соответствующие министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик утверждают и направляют исполнителям в установленном ими порядке.

2.4. Предприятия (организации) на основе приказа (указания, утвержденного плана основных организационно-технических мероприятий министерства (ведомства) или на основе информации об утверждении стандарта, информационных указателей стандартов, изданного стандарта и т.п. (являющегося обязательным согласно его области распространения для данного предприятия (организации) издают приказы (в необходимых случаях) или распоряжения, разрабатывают и утверждают план организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта с конкретными заданиями по подразделениям (цехам, службам, отделам и т.д.), обеспечивающим внедрение стандарта к дате введения его в действие.

2.5. Мероприятия по внедрению стандарта допускается включать в издаваемые соответственно министерствами (ведомствами) и предприятиями (организациями) приказы (указания, распоряжения) по внедрению стандарта. В этом случае план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) и план организационно-технических мероприятий предприятия (организации) не разрабатывают.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ

3.1. Для реализации плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) предусматривают в планах экономического и социального развития задания и необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При установлении в планах заданий по освоению и выпуску новой (модернизируемой) продукции должны указываться стандарты на эту продукцию.

3.2 Для реализации плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие (организация) включает работы, связанные с материально-технической и организационной подготовкой производства и выпуском продукции по внедряемому стандарту, в соответствующие разделы плана предприятия и организации (производства, научно-технического развития, материально-технического снабжения и в другие разделы), а также заключает договоры поставки и другие хозяйственные договоры, необходимые для внедрения стандарта, организует производство запасных деталей для изделий, находящихся в эксплуатации и невзаимозаменяемых с деталями для изделий по внедряемому стандарту, определяет технико-экономическую эффективность от внедрения стандарта и проводит другие необходимые работы.

3.3. При внедрении стандартов работы осуществляют:

3.4. Завершение работ по внедрению стандарта (или группы взаимосвязанных стандартов) оформляют актом о внедрении стандарта (в соответствии с приложением), утверждаемым руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации). В работе комиссии участвуют представители предприятия (организации), внедряющего стандарт, а также представитель заказчика (основного потребителя) по согласованию с ним.

4. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ

4.1. Предприятия (организации) ведут учет внедрения стандартов и представляют министерствам (ведомствам) или, по их указанию, базовым (головным) организациям по стандартизации отчеты (оперативную информацию) о внедрении стандартов.

Примечание. Формы отчетов устанавливает ЦСУ СССР.

4.2. На основании отчетов (оперативной информации), материалов проверок и других сведений осуществляют сводный учет и подготавливают информацию о внедрении стандартов:

4.3. Информацию о внедрении стандартов используют для анализа состояния внедрения стандартов и разработки мер, направленных на ускорение внедрения стандартов в народное хозяйство.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое

ФОРМА АКТА О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА

Для чего вводятся стандарты. Смотреть фото Для чего вводятся стандарты. Смотреть картинку Для чего вводятся стандарты. Картинка про Для чего вводятся стандарты. Фото Для чего вводятся стандарты

Для чего вводятся стандарты. Смотреть фото Для чего вводятся стандарты. Смотреть картинку Для чего вводятся стандарты. Картинка про Для чего вводятся стандарты. Фото Для чего вводятся стандарты

1. Акты о внедрении стандартов не составляют на сырье, материалы и комплектующие изделия несобственного производства, используемые для производства выпускаемой продукции, а также по внедрению изменений к стандартам, не оказывающих влияния на технический уровень и качество продукции, охрану труда и природы, и не требующих материально-технической подготовки производства.

2. Акты по внедрению стандартов на осваиваемую конкретную новую (модернизированную) продукцию могут оформлять комиссии по приемке установочных серий, опытных образцов (опытных партий) этой продукции с участием в ней представителей подразделений (службы) стандартизации предприятия.

3. Пункт 2 заполняется для общетехнических и организационно-методических стандартов.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Источник

Для чего вводятся стандарты

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

Standardization in the Russian Federation. Standards of organizations. General

Дата введения 2005-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ФГУП «ВНИИстандарт»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 Федерального закона «О техническом регулировании» [1].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

* Отменен. В Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.5-2012.

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов**

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь***

*** С 1 ноября 2015 г. действует ГОСТ Р ИСО 9000-2015.

ОК (МК(ИСО/ИНФКО МКС) 001-96)001-2000 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

ОК 007-93* Общероссийский классификатор предприятий и организаций

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

3.2 менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6).

3.3 организация: Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.

Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.

1 Распределение объектов обычно бывает упорядоченным.

2 Организация может быть государственной или частной.

4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения

4.2 Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:

— составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

— процессы организации и управления производством;

— технологическая оснастка и инструмент;

— технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

— методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;

— услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

— номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

4.3 Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований химических* регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

4.5 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

4.6 В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

4.7 Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

4.9 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».

Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

4.10 При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:

4.11 Стандарты организации целесообразно разрабатывать на основе программ (планов) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководством организации.

4.12 Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.

4.13 Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице.

При утверждении стандарта, при необходимости, утверждают также организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.

Согласование проекта стандарта организации с заинтересованными лицами [структурными подразделениями организации и (или) заказчиками поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг] перед его утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, утверждающей стандарт.

4.14 Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.

4.15 Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).

Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз:

Источник

СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Работы по стандартизации в нашей стране были начаты в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г. Уже этот факт говорит об огромном значении, которое ей придавалось.

О качестве на первых порах речь не шла. Истощенная, обескровленная страна остро нуждалась в количестве. Всего и вся! Только общегосударственная стандартизация с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др. могла вывести экономику из хаоса и наладить массовое производство.

Однако скоро становится очевидным, что количество без качества – деньги на ветер! К тому времени уже были практически сведены к нулю частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. Рынок как регулятор качества ушел, казалось, в безвозвратное прошлое. Но это не вселяло тревогу, а, напротив, воспринималось, как великое достижение и преимущество новой социально-экономической формации.

Утверждалось, что свободная рыночная конкуренция – это разбазаривание ресурсов. Что она лишь приводит к перепроизводству, затовариванию и кризисам. Наш «ответ чемберлену» был в том, что разоряющую государство рыночную конкуренцию заменит стандарт. Стандарт, всем указывающий единственно правильный путь к качеству. Примерно в тот период рождается, говоря сегодняшним языком, слоган: «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!».

ПЕРВЫЙ СТАНДАРТ

Первым официально принятым и обязательным к выполнению стал стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Вслед принимаются стандарты на продовольственные товары (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности, на хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства, на единицы измерения и др.

Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате худо-бедно работающая система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией, была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизующего промышленность.

РАБОТА НА ПОБЕДУ

Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало промышленности экономию сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было сокращение количество контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов. Была расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%.

Производственный цикл с 90 дней был сокращен до 30!
Система стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и возврата к рынку, начала формироваться в 60-х годах под руководством доктора технических наук, профессора В. Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР.

«БОЙЦОВСКИЙ» ПЕРИОД

Известный ученый, крупный специалист в области авиационных технологий, авторитетный организатор авиационного производства, В.В. Бойцов начинал деятельность на поприще стандартизации в условиях, когда все более очевидным становилось то, что возможности дальнейшего экстенсивного пути развития исчерпываются. Одним из основных направлений интенсификации экономики было признано повышение качества продукции, а инструментом достижения этой цели – стандартизация. Стандартизация, которую за запутанность не критиковал тогда разве что ленивый!

Закономерно, что новый Главный стандартизатор страны начал со стандартизации…самой стандартизации: «Сложившаяся система стандартизации не отвечает возросшим требованиям народного хозяйства, она сложна. Чтобы улучшить ее действие, надо сначала договориться о правилах, как составлять стандарты».

Так появился стандарт стандартов – ГОСТ 1 «Государственная система стандартизации» (ГСС). Названный специалистами конституцией стандартизации, комплекс стандартов (ГОСТ 1.0-68 — ГОСТ 1.5-68) регламентировал единый порядок разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления.

В стандартах стала приводиться полная характеристика продукции, включающая номенклатуру показателей качества (в том числе, ранее не регламентируемые надежность и долговечность), уровень каждого показателя, методы и средства испытаний, измерений, правила упаковки и маркировки, перевозки и хранения продукции, требования к безопасности, взаимозаменяемости и совместимости.

Но как сделать стандарты эталонами? Фиксировать в них достигнутый сегодняшними лидерами высший уровень качества, тем самым сделав его обязательным для всех? Этого мало. Стандарты утверждаются на годы, и надо, чтобы они и на финише отпущенного им жизненного срока оставались актуальными.

Потом еще требуется немало времени на процедуры согласования, утверждения и введения разработанных стандартов. А жизнь «за окном» не стоит на месте, и бывало так, что только рожденный стандарт оказывался устаревшим. Вовремя ротировать, пересматривать стандарты, исчисляемые тысячами, не удавалось. Чтобы поспевать, в день введения нового стандарта, надо было начинать разработку стандарта следующего поколения. На этот нескончаемый «бой с тенью» не хватало ни средств, ни сил! Поэтому «пенсионный» возраст большинства действующих стандартов всегда был предметом острейшей критики стандартизаторов.

Была и другая «засада». Государственные стандарты (ГОСТы) «от корки до корки» являлись обязательными для всех без исключений предприятий. И их несоблюдение, как было начертано на каждом стандарте: «преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности»! Как тут поступать с нормированием требований по качеству?! Чересчур прогрессивные стандарты станут для основной массы предприятий заведомо невыполнимыми… Стандарты с заниженными, усредненными требованиями перестают служить эталоном…

Назовем еще одну считавшуюся неразрешимой проблему. Речь о том, что в одном изделии агрегатируются многие десятки узлов, деталей, материалов… Они выпускаются по разной технической документации, разными предприятиями разных отраслей. А чтобы испортить бочку меда, как известно, хватит и единственной ложки дегтя.

Все эти камни преткновения на «столбовой дороге стандартизации» были хорошо известны, но … не пугали энтузиастов. Новой команде стандартизаторов решение этих проблем виделось в использовании процессных подходов. Наработанный в те годы опыт комплексной и опережающей стандартизации, системного управления качеством востребован и сегодня. Не только в нашей стране. Не будь этого, мы бы и не стали уделять в этой публикации столько места делам давно минувших лет. Однако поясним, чем нам конкретно ценно интеллектуальное наследство стандартизации эпохи нерыночной экономики.
Чтобы максимально ускорить пересмотр стандартов с «побитыми молью» показателями, в принятых тогда основополагающих документах ГСС была обозначена тенденция на формирование механизма гибкой системы замены устаревших стандартов.

КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Также стали нащупываться подходы к решению проблемы единого «целеполагания» при производстве продукции разными соисполнителями. В этих целях впервые в мировой практике отрабатываются принципы комплексной стандартизации, позволяющей в целях обеспечения качества конечного продукта координировать действия всех участвующих в его производстве исполнителей, взаимно увязывая требования к сырью, материалам, комплектующим, техническим средствам производства, методам подготовки и организации производства и др.

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Наконец, также впервые именно в нашей стране появляется опережающая стандартизация. Стандарты с перспективными показателями. То есть те, что помимо обязательных сегодня требований, содержат показатели качества, на которые только предстоит перейти через определенное время.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Тогда же – опять повторимся, впервые в мировой практике – в нашей стране создаются межотраслевые системы стандартов: Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК), Система унификации изделий машиностроения и приборостроения, Система стандартных средств технологического оснащения (оснастки и оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов и инженерно-технических работ), Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Разработка систем управления качеством продукции также впервые была начата в нашей стране. Тех систем, которые спустя годы бумерангом вернулись к нам в отточенной до совершенства форме систем качества на базе международных стандартов ИСО.

Наверное, словосочетание «впервые мире», упомянутое выше при перечислении новаций Госстандарта, может вызвать недоверие. Или ассоциации с неуловимым Джо, который, как известно, неуловим лишь по той причине, что никто его не ловит. Отчасти это так. В странах рыночной экономики в таких механизмах управления качеством необходимости в то время не было. Но только в то время. Но спустя годы во всем мире стали популярными системы менеджмента качества, прообразом которых были наши комплексные систему управления качеством. В ЕС вводятся стандарты на продукцию с показателями качества. Не взамен, а в помощь рыночным механизмам.

У нас же в отсутствие рыночной конкуренции, которая должна ориентировать производителя на то, какого качества и в каком количестве нужна потребителю его продукция, торжествовало количество. Реального потребителя, как регулятора качества и количества, пыталось заменить собой государство в лице Госплана и Госстандарта, которым вменялось в обязанность регламентировать что, какого качества и в каком количестве надо производить каждому предприятию.

Словом, созданная тогда государственная система стандартизации была полностью приспособлена под плановое управление экономикой. И была органична. Однако по мере продвижения к рынку и расширения предоставляемой субъектам хозяйствования самостоятельности все более очевидными становились издержки слишком жесткой централизации государственного регулирования экономики. Явно избыточные государственные функции, требования и громоздкие процедуры не только не способствовали, но и в определенной мере препятствовали повышению качества продукции и обеспечению ее конкурентоспособности.

«ПУТЫ СТАНДАРТОВ»

Мы говорили выше, что был задействован механизм аттестации продукции по категориям качества, экономически стимулирующий предприятия выпускать изделия с показателями, выше установленных ГОСТами. Лучше – можно, хуже – нельзя!

Существовали преференции и для производителей, осваивающих новую продукцию, которая отмечалась индексом «Н» (новинка). Упомянули мы и ГОСТы с перспективными повышенными требованиями качества, устанавливаемые по прогностическим оценкам.

Вместе с тем, вряд ли кто назовет те механизмы, полностью компенсирующими отсутствие механизмов рыночных. Государственная система стандартизации изначально создавалась для обслуживания плановой нерыночной экономики, и главная ее задача как раз и состояла в том, чтобы в отсутствие реальной конкуренции поддерживать определенный уровень качества.
В какой-то мере и каких-то областях (прежде всего, в оборонной промышленности), это удавалось. За счет нормирования требований по качеству в стандартах, за счет госнадзора за их соблюдением, за счет аттестации и дополнительного стимулирования качественной и новой продукции, за счет систем управления качеством, разработка которых тогда интенсивно велась.

Однако в отсутствие рынка «сконструировать» механизмы, которые заменили бы рыночные, естественно, не представлялось возможным. Качество оставалось главной проблемой плановой экономики и во многом предрешило проигрыш СССР в экономическом соперничестве с странами развитой рыночной экономики.

СТАНДАРТЫ БЕЗ КАЧЕСТВА

С переходом к рыночной экономике начинается форсированная реализация политики гармонизации отечественной стандартизации с системами стран развитого рынка.
С вступлением в силу в 2003 год Федерального закона «О техническом регулировании», ГОСТы, десятилетия выполнявшие функции инструмента государственного регулирования качества, переводятся в национальные стандарты, отныне призванные лишь на добровольной основе способствовать повышению конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг, выполнению требований технических регламентов.
Обязательными стали лишь технические регламенты, устанавливающие показатели безопасности, несоблюдение которых может сказаться на здоровье и жизни потребителей. А стандарты, до принятия соответствующих технических регламентов, обязательными остались, но только в части показателей безопасности.

Но, как говорится, гладко только на бумаге. Рынок не стал панацеей, и сам по себе проблему качества не решил. Более того, ослабление административных барьеров, в частности, либерализация госнадзора за качеством, на фоне не страшащих нечистоплотный бизнес «не кусачих» штрафных санкций, обернулось невиданными ранее фальсификацией и контрафактом.

Алексей Абрамов так обосновал необходимость разработки современных стандартов качества: «Мы больше десяти лет жили по правилам только технического регулирования и воспринимали стандартизацию как элемент технического регулирования. Но техническое регулирование — лишь одна из областей применения стандартов, и не самая основная. Мы продолжаем обеспечивать задачи технического регулирования, как национального, так и наднационального в рамках Евразийского экономического союза. Но мы считаем, что передовые государства — если они заинтересованы в будущем, в развитии отраслей промышленности, в развитии секторов экономики,— должны думать о стандартах, не только связанных с минимальным уровнем безопасности, но о тех, что позволят предприятиям развиваться».

СТАНДАРТЫ ХХI ВЕКА

Но какими быть стандартам ХХI века? Какими быть, чтобы стать дорогой к цивилизованному рынку, чтобы служить качеству? Это установлено Законом «О стандартизации в Российской Федерации».
Для нас в контексте данной публикации важно, что закон вновь поворачивает нас к качеству. Не возвращает, а именно поворачивает. С учетом опыта прошлых лет. С учетом реалий рыночной экономики. С учетом современных знаний и технологий. И, что чрезвычайно важно, с осознанием понимания того, как соотносятся техническое регулирование и стандартизация.

Принятие нового закона о стандартизации во многом придало новый правовой смысл национальной стандартизации. Напомним, в 2002 году многие аспекты стандартизации оказались вне правового поля. В принятом тогда Федеральном законе 184-ФЗ «О техническом регулировании» были установлены, в основном, нормы к стандартам, которые являются доказательной базой выполнения технических регламентов, т.е. только к тем, которые устанавливают требования безопасности продукции.

Техническое регулирование, устанавливая обязательные жизненно важные требования к продукции, обеспечивает свободу торговли в глобальном мире. Это чрезвычайно важная функция стандартов!
Однако стандарты не могут использоваться исключительно для целей технического регулирования, служа лишь доказательной базой выполнения требований технических регламентов. Этими применениями возможности стандартизации не могут и не должны ограничиваться.

Отвечает ли этим целям современный подход к стандартизации, выраженный в ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»? В ответ приведем лишь выдержку из Резолюции совместного заседания Коллегии Росстандарта, Общественного совета при Росстандарте, Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России и Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, посвященного вступлению этого закона в силу:

«Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» знаменует завершение первого этапа перехода нашей страны к современной модели стандартизации, отличительной чертой которой является совместная работа представителей промышленности и органов государственной власти в сфере стандартизации, в том числе её финансирование на паритетных началах.

В связи с этим реализация ФЗ-162 должна стать не только действенной антикризисной мерой, но и важным элементом государственной промышленной политики.
Закон открывает новые возможности для промышленности и бизнеса, и позволит значительно упростить, оптимизировать и систему технического регулирования, и процессы установления обязательных требований в области безопасности через ссылки на стандарты.

Принятие закона «О стандартизации в Российской Федерации» создаёт благоприятные условия для активизации участия бизнеса в национальной, межгосударственной и международной стандартизации. Закон предоставляет инструменты эффективной защиты национальных рынков от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции».

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ или ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ. ГДЕ ОНА, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?!

Одна из важнейших новелл закона – это применение ссылок на стандарты в нормативно-правовых актах, по сути, делающая их обязательными.
Споры о добровольности или обязательности стандартов не заканчиваются со дня реформы технического регулирования. Стандарты остались добровольными. Иного и быть не может. Добровольный характер применения национальных стандартов отражает требования рыночной экономики, способствует развитию конкуренции, учитывает необходимость подготовленность субъектов хозяйственной деятельности к внедрению прогрессивных решений.

Однако печальный опыт периода абсолютной «добровольщины», когда аббревиатурой «ГОСТ» маркировали продукцию, не имея на то и малейшего основания, все, кому не лень, побудили внести в законодательство коррективы.

Теперь в части обязательности стандартов в законе установлено: в случае публичного заявления, что продукция соответствует ГОСТ, это заявление обязано соответствовать действительности. Скажем, если на тушёнке или сгущёнке написано, что она изготавливается по ГОСТ, то так тому и быть! Взялся за гуж – не говори, что не дюж!

В законе реализован принцип необязательности (добровольности) стандартов при сохранении у государства возможности включения государственного регулирования в этой сфере. В этих целях создан конкретный правовой институт — допустимость ссылок на национальные стандарты в нормативных актах правительства и нормативных актах ведомств.

Обратим внимание на то, что ранее, с 2003 года было запрещено в Федеральных нормах и правилах (ФНП) ссылаться на ГОСТ и ГОСТ Р. Это приводило к тому, что в столь важных документах появлялись «провисающие» требования. Один лишь пример, который был озвучен на одном из совещаний в Росстандарте: в НП-068-05 «Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования» записано, что герметичность затвора запорной, быстродействующей и отсечной арматуры должна соответствовать классам А, В или С, а номера документа (ГОСТ или ГОСТ Р), в котором эти классы установлены… нет!
Теперь законом определено: когда госведомство является в конкретной области экономической активности регулятором, оно может не придумывать ничего нового, а брать за основу национальный стандарт.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕЛАЕТ ПРОЗРАЧНЕЕ ГОСЗКУПКИ.
И ДОСТУПНЕЕ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Еще одно важное законодательное нововведение, которое лоббировал Союз потребителей РФ. Президент этого общественного объединения РФ П.Б. Шелищ на всех стадиях публичного обсуждения законопроекта последовательно настаивал на том, что обязательным условием госзаказа должно стать соответствие продукции национальным стандартам.
Известно, что вороватые чиновники наловчились составлять технические задания на закупаемую продукцию таким образом, что единственно возможными ее поставщиками становятся аффилированые фирмы. Надо ли говорить, что напрочь отринутыми от пирога госзакупок были субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП)?

Теперь ситуация, будем надеяться, начнет меняться.
Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» качественно изменил регулирование в сфере закупок. В № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. внесены изменения, обязывающие заказчиков при составлении описания объекта закупки использовать требования, условные обозначения и терминологию (касающиеся технических и функциональных характеристик товара, работ, услуг), которые предусмотрены документами, применяемыми в национальной системе стандартизации.

Проще говоря, согласно поправкам, принятым к законодательству, заказчик в документации о госзакупке должен при наличии соответствующего ГОСТа преимущественно ссылаться на его конкретные показатели. «Замутить» вопрос станет сложнее. Если же это невозможно — может, ведь, закупаться какая-то продукция, не вписывающаяся в рамки ГОСТа — то просто нужно объяснить, почему стандарт неприменим. Такая практика придаст свой импульс процессам, призванным повысить дисциплину госзакупок. В этом ракурсе стандарты можно рассматривать как некий интерфейс для обеспечения закупок.

Работа с целью сделать малые предприятия реально полноправными участниками государственных закупок продолжается. Росстандарт совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) готовит предложения по совершенствованию законодательства о закупках госкомпаний. В частности, предполагается ограничить права заказчиков на применение инструментов корпоративной сертификации (часто служащей, по сути, необъективным и неоправданным техническим заградительным барьером) и предоставления корпорациям альтернативных возможностей в рамках прозрачных процедур независимой Национальной системы сертификации (НСС).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *