Для чего выращивают культурные растения

Урок по теме «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.

I. Организация класса.

1. Проверка домашнего задания.

Яблоня, крыжовник, груша, сосна, берёза, лиственница – как они размножаются? Разделите их на две группы ( цветковые и не цветковые).

а) Вспомните стихотворение Валентина Берестова

на доске:Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.

Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, так как человека просто не будет. Вспомните роль зелёных растений в “приготовлении пищи” для всего живого на Земле и обогащении воздуха кислородом, необходимым для дыхания. По всей значимости каждое растение достойно бережного отношения к нему, и его необходимо беречь.

Назовите правила поведения на природе:

1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны, барабаны!

2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

4. Убирайте за собой мусор, не оставляйте его на природе!

6. Берегите прекрасный мир растений!

7. При сборе трав, грибов бережно относитесь к тому, на чём они росли!

8. Не ловите детёнышей диких животных!

2. Сообщение и темы урока.

— Сегодня мы познакомимся с вами с культурными растениями разных групп; узнаем, какие части культурных растений человек использует в пищу. Занятие будем проводить в форме заседания “Мы и окружающий мир”.

— Нужно составить доклад на тему: “Культурные растения”.

II. Работа над новым материалом.

— Наш учёный Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

Маша рассказала, что люди специально сажают Культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с культурными растениями прорастают растения, которые никто не сажал: одуванчики, осот, лебеда – это дикорастущие растения.

— Миша удивился: откуда они берутся?

— Рассмотрите рисунок и помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил (роль животных в распространении плодов и семян).

— А как ещё расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).

III. Закрепление нового материала.

— Для закрепления знаний о культурных и дикорастущих растений откройте

Тетрадь для с – р с. 36. задание 50.

— Маша и Миша говорят об одних и тех же культурных растениях. Но каждый предлагает свою классификацию.

— Миша предлагает разделить все культ. раст. на группы в зависимости от того зачем

(для чего) человек их выращивает.

— Прочитайте, что сообщает нам Миша.

— Учитель читает на стр. 88, 89, 90. Обобщение: на какие группы разделил Миша культурные растения?

После чтения и обобщения Мишина схема.

Маша делит эти же растения на группы, отвечая на другой вопрос: какие культурные растения выращивает человек: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные, лекарственные. Машина схема.

Источник

Культурные растения: от А, до Я

Культурные растения — это те растения, которые выращиваются человеком для употребления в пищу, кормления скота, получения лекарств или сырья и т.д. Также все эти растения называют агрокультурами.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Немного истории

Первые опыты окультуривания растений зафиксированы в каменном веке. Первобытный человек, собирая съестные плоды, корни, ягоды, семена и прочее, обратил внимание на способность выращивания необходимых ему растений вблизи жилища. Бросив семена в рыхловатую влажную землю и приобретя первые плоды земледелия, он мало-помалу научился управлять ходом выращивания культурных растений.

Своевременное орошение, уничтожение сорняков, защита от внезапного уничтожения урожая животными и насекомыми, подбор лучших по качеству, вкусу, а также размерам растений привели к бессознательному искусственному отбору. Немного погодя, отбор ознаменовал создание первых культурных растений.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

А практический опыт выращивания, ухода за растениями скапливался и передавался последующим поколениям. Развитие земледелия образовало географические очаги выращивания конкретных культур. Популяризации окультуренных растений содействовали войны, торговля, движения и странствия.

Основная часть культурных растений разведена давно, но отдельные образцы окультурены сравнительно не так давно. Примером является сахарная свёкла, возделывать которую начали в начале XIX века, в то время как пшеница выращивалась уже в VII тысячелетии до н.э.

Культурные и дикорастущие растения

Все растения, что можно встретить на нашей планете, делятся на две группы:

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Все растения на на земле имеют много общего: структуру, особенности питания, питание углекислым газа и выработку воздуха. Однако в результате нашей жизнедеятельности растения получили и немало отличий, и относится это, прежде всего к методам их выращивания.

Дикорастущие растения способны отлично расти и без влияния человека. Для этого они используют те ресурсы, которые их окружают. И даже если условия роста совсем неидеальные, растения могут приспособиться и к ним. Именно ввиду того, что они растут в природе, их и назвали дикорастущими.

Классификация культурных растений

Наборы культурных растений обусловливаются в соответствии с различными свойствами. Достаточно широко используется систематизация в соответствии с хозяйственным предназначением того или иного сорта. Так, наличествуют группы лекарственных, медоносных, красильных, прядильных, кормовых, пищевых, технических, а также иных культурных растений.

В качестве вариации данной классификации (менее оптимальной и, в связи с этим, редко употребляемой) может выступать деление в соответствии с элементами, присутствующими в них. В этом случае выделяют, например, алкалоидосодержащие, белкосодержащие, жирномаслиничные и другие. Также нередко применяют и смешанную классификацию: совместно с пищевыми, лекарственными, кормовыми, выделяют аналогично масличные, волокнистые, пряно-ароматические части культурных растений.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Однако наиболее естественной и вполне доработанной системой является классификация в соответствии с ведомственным принципом. Специалисты отделяют группы культурных растений по принципу сельскохозяйственной работы: плодоводству, овощеводству, а также полеводству. Соответственно, присутствуют плодовые, овощные, а также полевые сорта. Вторые, как правило, делятся на корнеплодные (редис, морковь, свекла), в форме листа (салат, шпинат, капуста), плодоносящие (огурец, томат), стеблевые (спаржа, кольраби), луковичные (чеснок, лук).

В роли особой подгруппы во многих вариантах рассматриваются пищевкусовые (пряно-ароматические) культурные насаждения (петрушка, укроп). Клубнеплоды могут представить собой сорта с неядовитыми клубнями. Среди главных продуктов питания следует указать картофель (в Европе), маниоку, а также ямс (в Африке).

Декоративные культуры

Культурные декоративные растения необходимы при озеленении квартир, кабинетов, фасадов зданий, земельных областей, для формирования ландшафтного дизайна, и украшения зданий. Многообразен ассортимент древесных декоративных растений, какие по своим свойствам заслуживают широкого использования в озеленении городов и местечек.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

В данном разделе существует приблизительно сорок видов декоративных пород деревьев, а также кустарников, различающихся формой кроны, орнаментом, расцветкой листьев и цветов. Указана отчизна произрастания того или другого декоративного растения, его параметр, отличительные свойства, агротехника, методы размножения, ухода, применение в высадках. Плоды отдельных древесных декоративных растений съедобны (актинидия коломикта, низкая айва и так далее); стебли, корни, плоды, а также семена других — используются в медицинской науке и практике (лимонник китайский, барбарис).

Посредством декоративных культур можно создать самые разные ландшафтные букеты, как цветущие, так и лиственно-декоративные, с ранней весны до глубочайшей осени. Многие декоративные культуры роскошно смотрятся даже зимой, в частности, хвойные декоративные культуры: ольха, туя, ель, и пр. Красивы свободно растущие живые ограды из колючего куста барбариса Тунберга с его малогабаритной шаровидной кроной, ярко-зеленой — летом и огненно-красной — осенью.

Обворожительные, ярко-красного цвета плоды бузины рассеченнолистной считаются замечательным украшением территории, а отростки и листья бузины имеют тяжелый запах; это свойство растения применяют для борьбы с кротами. Она не поедается скотом, в связи с этим ее хорошо сажать вблизи дорог, в зонах прогона животных.

К цветущим декоративным культурам относятся:

К лиственно-декоративным культурам относятся:

При установлении места посадки декоративного растения особое значение имеет вероятная его высота, темп роста. Специального внимания заслуживают породы, которые используются для вертикального озеленения. Они необходимы в оформлении беседок, галерей, опорных стенок, ограждений и т. д. (актинидии, отдельные типы жимолости, древогубец). Актинидия коломикта — змеящийся лиановидный кустарник способен подниматься по деревьям либо другим опорам на высоту восемь-десять м, а магония падуболистная — вечнозеленый кустарничек высотой до одного м.

Отдельные декоративные растения в различное время года имеют различную расцветку листьев (барбарис Тунберга), а отростки древогубца с его уникальными плодами применяют в букетах.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Для того, чтобы выбрать древесную породу для групповых и единичных посадок, живых изгородей, а также бордюров, вертикального озеленения, требуется хорошо знать ее свойства, назначение, отношение к свету, земле и т. д.

Хлебные и зерновые культуры

Зерновыми культурами зовут растения однодольной категории, какие входят в семейство Мятликовых. К этому относят рожь, овес, ячмень, гречиху и др. Целью выращивания подобных растительных культур считается зерно. Это основной продукт, используемый для производства макарон, хлеба и разнообразных кондитерских изделий. Также зерно может использоваться как корм для животных, а также птиц.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Ниже, для ознакомления, приведены самые распространенные культуры:

Бобовые культуры

Типы бобовых культур насчитывают приблизительно 18 тысяч, которые потребляют в пищу люди и животные. Их корневая система — это небольшие клубни, сформированные из ткани, которая возникает при проникновении в корень азотофиксирующих бактерий. Плоды бобовых культур аналогично крайне разнообразны. Они могут достигать полутора метров по длине. Бобовые культуры — перечень самых известных:

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

В России отлично распространены подобные пищевые бобовые культуры, как чечевица, фасоль, горох, бобы, соя, нут и остальные. Как корм для животных применяются кормовые бобы, клевер, люцерна, вика. Большое распространение получили равным образом декоративные растения: душистый горошек, белая акация, желтая акация, глициния. Бобовые растения можно увидеть в лесах (вика), на лугах (чина, клевер, донник), полупустынях, а также степях (астрагал, солодка, верблюжья колючка).

Сахароносные и крахмалоносные

Основное сырье для производства сахара в мире получается из сахарного тростника (Sac­cha­rum offic­i­narum L.) и сахарной свеклы (Beta vul­garis L.). На долю первого из них приходится две трети мирового производства сахара. Сахарный тростник относится к многолетним растениям семейства Мятликовые (Poaceae), которое широко распространено во многих тропических и субтропических странах (Индия, Южный Китай, Центральная и Южная Америка, Африка и др.). В стеблях его содержится 18–20% сахара.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

В Европейских странах, в том числе и в России, основным источником заводского сырья для производства сахара является сахарная свекла.

Выращивается около 10 культурных растений, которые относятся к крахмалоносным. Все они, за исключением картофеля, относятся к субтропическим и тропическим видам (батат, маниок, ямс, таро и др.). Так как картофель является единственным растением умеренного климата, то во многих странах Северного полушария, в том числе и в России, он справедливо считается главной крахмалоносной культурой.

Волокнистые культуры

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Среди волокнистых культур (хлопчатник, лен, джут, кенаф) наиболее распространен хлопчатник. Из него вырабатывают много видов тканей, вату, искусственный фетр, из семян — масло. Отходы используют в качестве корма для животных. Хлопчатник — культура тропического и субтропического климатических поясов. Самыми крупными производителями и экспортерами хлопчатника являются Китай, Индия, США, Пакистан, Узбекистан, Австралия, Бразилия, Турция, страны Африки.

Масличные культуры

Плодовые культуры

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Кустарниковые формы (смородина, крыжовник) — такого ствола не имеют. Травянистыми формами являются земляника, клубника. Малину относят к полукустарниковым формам.

Овощные культуры

Овощные культуры, список растений которых насчитывает множество экземпляров, — одни из самых популярных представителей флоры у дачников. Для разных климатических условий и регионов характерны свои виды. Японцы выращивают более 90 сортов, китайцы — около 80, а корейцы — 50. В наших широтах распространено 40 овощных культур, более 20 из них имеют широкое распространение.

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Каждый овощ имеет индивидуальные вкусовые свойства, время роста и цветения, а также требования к внешней среде и уходу. Различные экземпляры по-разному используются в пище: в сыром виде, обработанном, смешанном.

Бахчевые культуры

Бахчевые культуры хорошо растут на легких песчаных грунтах. Они любят много солнца, но плохо растут на тяжелых суглинках. Чернозёмы пригодны для выращивания бахчевых культур, но в таких условиях они требуют специального ухода. Теперь выясним, что относится к бахчевым культурам:арбуз, дыня, кабачок, патиссон и тыква.

Стимулирующие культуры

Тонизирующие культуры (чайный куст, кофейное и какаовых дерева) — это растения тропиков и субтропиков. Крупнейшими поставщиками чайного листа на мировой рынок являются Индия, Китай, Шри-Ланка; зерен кофе — Бразилия, Колумбия; плодов какао — Кот-д’Ивуар, Бразилия, Гана

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Заключение

Из-за того, что агрокультуры выращиваются человеком, они не имеют естественных ареалов обитания. Хотя иногда такие растения могут встречаться и в природе, но они являются дикими, как правило, что не мешает использовать их в тех же целях, что и культурное растение.

Многие виды культурных растений скрещиваются с другими. Люди постоянно экспериментируют, пытаясь добиться лучшего урожая, устойчивости растений к болезням или плохим климатическим условиям. И довольно часто людям удаётся достичь желаемого, благодаря чему мы видим на своих столах такие вкусные продукты растительного происхождения.

Источник

Для чего люди выращивают культурные растения?

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Презентация1.ppt

Для чего выращивают культурные растения. Смотреть фото Для чего выращивают культурные растения. Смотреть картинку Для чего выращивают культурные растения. Картинка про Для чего выращивают культурные растения. Фото Для чего выращивают культурные растения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

Лечат человека Дают много полезных вещей

Культурные растения Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу называют культурными.

НА КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ РАСТЕНИЯ? дикорастущие культурные Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и около водоёма. Их сажает и выращивает человек и в саду, и в поле, и в огороде.

Культурные растения плодовые овощные зерновые прядильные декоративные

1)Как называется растение? 2)Где растет? 3) Для чего нужно людям? 4) К какой группе культурных растений относится?

На какие две группы можно разделить все растения? С какими группами культурных растений вы познакомились? Приведите примеры растений каждой группы

Сегодня на уроке я….

Выбранный для просмотра документ культурные растения.doc

План – конспект урока

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебный предмет: окружающий мир

Авторы ученика, учебных пособий, тетрадей: О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

Тема урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Сформировать понятие «культурные» растения;

Назвать признаки, отличающие «культурные» растения от «дикорастущих» растений

Познакомить с «культурными» растениями разных групп

Расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.

Знают «культурные» растения

Умеют выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

Умеют различать группы культурных растений;

Умеют рассказывать о культурных растениях родного края;

Сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты обучения: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделяют нужную информацию для решения практической или учебной задачи; работают с соседом по парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное мнение.

Предметные результаты обучения: учащиеся в ходе урока выделяют существенные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; строят логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану; выполняют действия по предложенному плану.

Тип урока: Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир»

Оборудование: учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельных работ, презентация, компьютер, проектор, экран, картинки с дикорастущими и культурными растениями, схемы, гербарий культурных растений, синий и красный карандаш.

Проверка домашнего задания

Определение темы, постановка цели

Составление плана работы

Организация работы по реализации плана

Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности

1. Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка, карандаш?

С усердием трудитесь!

-Какой урок? Слайд 1

-Чем мы занимаемся на уроке окружающего мира? Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. Готовы?

2. Проверка домашнего задания.

– Вспомните, на какие три группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы) Слайд 2

-Какое значение для человека играют растения?

(кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ) Слайд 3

Чем отличаются лиственные от хвойных?

3. Актуализация знаний

Подумайте, какое это имеет отношение к уроку окружающего мира?

Смешарики (Копатыч) борются с сорняками. Сорняки лишние, мешают расти овощам на огороде. Слайд 4

4. Определение темы, постановка цели

-Давайте определим тему урока? О каких растениях будем говорить? (Надо узнать о растениях которые выращивает человек. Для чего он выращивает эти растения?)

-Не знаем. О чем надо узнать на уроке? Поставьте перед собой цель.

-Для чего люди выращивают ……..растения? (Формулировка проблемы: не можем правильно назвать эту группу растений)Слайд 5(название темы)

-В чем испытали затруднение? (Выделение следствий: не знаем, как называются эти растения)

5. Составление плана работы

4 заседание клуба задание от председателя Кости Погодина на тему «……» (на доске)

-Он имеет в виду те, которые выращивает человек для себя.

-Что надо узнать, чему научиться, чтобы выполнить это задание. (запись на доске)

1)Название растений, которые выращивает человек.

2) Для чего он их выращивает.

3) Где выращивает?

6. Организация работы по реализации плана

-С чего начнем? Как будем искать ответы на уроке? ( Прочитать в учебнике)

— Начнем с названия.

-Как понимаете?

-В толковом словаре «Культура» обозначает возделывание, обработка, образование, это приобретенное качество благодаря специальной обработке, воспитанию, образованию.

— Как связаны люди и тема нашего урока? (Наверное будем говорить о растениях, за которыми ухаживает человек, выращивает их для себя о культурных растениях)

земляника лесная –садовая клубника Слайд 7

шиповник- роза Слайд 8

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Чем отличаются яблони?

На доске таблички: дикорастущие растения и культурные растения.

-В группе разделите гербарии растений на дикорастущие растения и культурные растения и выставите их на доску. ( Дети в группе делят гербарии растений на дикорастущие и культурные, и выставляют их на доску.)

-Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? ( За дикими растениями ни кто не ухаживает. А за культурными растениями человек ухаживает он выращивает их для себя )Слайд 9

-Оцените работу своей группы, свою работу в группе на листе оценивания.

-Проверьте девочки у мальчиков, мальчики у девочек. ( Оценивают работу)

7. Первичное закрепление

8. Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону

1)-Рассмотрим культурные растения на доске.

-Оказывается культурные растения тоже делятся на группы.

2)Прочитайте, как Миша разделил на группы культурные растения, в учебнике с. 88-90 и дополните схему 2-3 примерами растений. ( Место выращивания, для чего выращивают назначение)

Проверим себя. Как Миша разделил культурные растения? Слайд 11

-Кто правильно разделил на группы культурные растения? ( Миша и Маша оба правы.)

3)Работа с тетрадями для самостоятельной работы. № 52

9. Включение в систему знаний и повторение

1)Составление сообщения по плану

-Какое задание предлагал выполнить Костя Погодин. ( Составить доклад «Культурные растения нашего края».)

— (план на экране вместе с культурным растением) Слайд 18

1)Как называется растение?

3) Для чего нужно людям?

4) К какой группе культурных растений относится? ( Составляют рассказ о яблоне.)

2)Работа в парах

-Сейчас поработаем в парах. Каждая пара берет рисунки с культурными растениями с доски или гербарии растений и составляет рассказ по плану. ( Готовят выступление (2-3 минуты) по плану (план дан на карточке)

Любознательные ребята дома могут приготовить рассказ об одном из культурных растений, что-то дополнительно интересное или найти загадку (по выбору).

11. Рефлексия учебной деятельности

1)-Какую цель ставили на уроке?

2)-Какое открытие для себя сделали?

-Вспомните всю работу на уроке.

3)-Продолжите одно из предложений: Слайд 20

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *