Для чего взламывают почту
Для чего взламывают почту
Часто пользователи Почты говорят, что им не нужно защищать аккаунт, потому что злоумышленникам неинтересно их взламывать. На самом деле, взломщикам неважно, кто вы: обычный человек, знаменитость или профессионал, у которого в почте ценная информация.
Чаще всего аккаунт взламывают, чтобы рассылать спам и взломать другие ваши аккаунты, чтобы рассылать спам уже оттуда. Рассмотрим основные причины взлома и как это работает.
Чтобы рассылать спам
В этом случае аккаунт — только начало цепочки для злоумышленников. Они взламывают почту и начинают рассылать спам вашим контактам. В этих письмах может быть все, что угодно: просьба перечислить деньги для помощи, сказать данные своей карты, файлы с вирусом-вымогателем или программа, которая взломает аккаунт этого контакта.
Чтобы взломать другие ваши аккаунты
Электронный адрес — это уникальный ID, который используют для регистрации в других сервисах: в социальных сетях, на досках объявлений, онлайн-приложениях и так далее. Если взломщик найдет в вашей почте письма из другого сервиса, он сможет взломать ваш аккаунт там, чтобы совершать всё те же неприятные действия: рассылать спам и взламывать ваших друзей.
Работает это так: например, злоумышленник взламывает почту и видит там уведомления из «Одноклассников». Он переходит в социальную сеть, нажимает «Забыли пароль?» и восстанавливает пароль через почту, к которой у него уже есть доступ. Так он попадает в аккаунт в «Одноклассниках», где может поменять пароль и разослать друзьям письмо с просьбой занять до зарплаты.
Чтобы похитить информацию из писем
Это самый редкий сценарий, но если вы популярны или ведете в почте переписку по работе, аккаунт могут взломать ради ценной информации. В этом случае письма и файлы могут выложить в интернете или похитить, чтобы воспользоваться в своих целях.
Для чего взламывают почту
Часто пользователи Почты говорят, что им не нужно защищать аккаунт, потому что злоумышленникам неинтересно их взламывать. На самом деле, взломщикам неважно, кто вы: обычный человек, знаменитость или профессионал, у которого в почте ценная информация.
Чаще всего аккаунт взламывают, чтобы рассылать спам и взломать другие ваши аккаунты, чтобы рассылать спам уже оттуда. Рассмотрим основные причины взлома и как это работает.
Чтобы рассылать спам
В этом случае аккаунт — только начало цепочки для злоумышленников. Они взламывают почту и начинают рассылать спам вашим контактам. В этих письмах может быть все, что угодно: просьба перечислить деньги для помощи, сказать данные своей карты, файлы с вирусом-вымогателем или программа, которая взломает аккаунт этого контакта.
Чтобы взломать другие ваши аккаунты
Электронный адрес — это уникальный ID, который используют для регистрации в других сервисах: в социальных сетях, на досках объявлений, онлайн-приложениях и так далее. Если взломщик найдет в вашей почте письма из другого сервиса, он сможет взломать ваш аккаунт там, чтобы совершать всё те же неприятные действия: рассылать спам и взламывать ваших друзей.
Работает это так: например, злоумышленник взламывает почту и видит там уведомления из «Одноклассников». Он переходит в социальную сеть, нажимает «Забыли пароль?» и восстанавливает пароль через почту, к которой у него уже есть доступ. Так он попадает в аккаунт в «Одноклассниках», где может поменять пароль и разослать друзьям письмо с просьбой занять до зарплаты.
Чтобы похитить информацию из писем
Это самый редкий сценарий, но если вы популярны или ведете в почте переписку по работе, аккаунт могут взломать ради ценной информации. В этом случае письма и файлы могут выложить в интернете или похитить, чтобы воспользоваться в своих целях.
Как фишеры угоняют электронную почту
Рассказываем, как чаще всего взламывают почту: в основном для этого используют фишинговые письма и сайты.
В современном цифровом мире, c кучей разнообразных сервисов, приложений, мессенджеров, соцсетей и прочих средств общения, может показаться, что старая добрая электронная почта сдала свои позиции. Однако на самом деле это не так: электронной почтой большинству из нас по-прежнему приходится пользоваться, как минимум для того, чтобы регистрироваться во всех этих многочисленных сервисах, приложениях и соцсетях.
По этой же причине логины и пароли от почтовых сервисов для злоумышленников являются очень лакомым куском. Поговорим о том, как нехорошие люди используют фишинг, чтобы добывать эти логины и пароли для взлома чужой почты.
Фишинговые письма — самый распространенный способ взлома почты
Подавляющее большинство мошеннических писем, нацеленных на кражу логинов и паролей от сервисов электронной почты, имитируют сообщения от имени самих сервисов. При охоте на домашних пользователей фишеры имитируют известные почтовики. А при попытке заполучить корпоративные аккаунты притворяются сервисом рабочей почты — в этом случае письмо приходит просто от имени почтового сервера.
Подделки под известные почтовые сервисы встречаются гораздо чаще. Мошенники стараются делать такие письма максимально убедительными. Арсенал уловок стандартный: адрес отправителя, похожий на настоящий, логотипы, автоподписи, ссылки на официальные ресурсы, общий стиль оформления письма и так далее.
Фишинговое письмо, пугающее пользователя удалением почтового ящика
Фишинговые письма, притворяющиеся сообщениями от рабочей почты, мошенники часто рассылают на общие адреса (в том числе и администраторов), но иногда такие письма приходят и на адреса конкретных сотрудников, чья почта тем или иным образом попала в спам-базы.
Более-менее серьезные компании, не говоря уже о крупных, имеют собственные почтовые серверы для электронной переписки. За логинами и паролями от такой почты злоумышленники также охотятся. Часто плохое оформление их писем сразу выдает подделку — например, адреса отправителей на сервисах бесплатной почты, ошибки в тексте и прочее, — но неискушенному сотруднику даже такое письмо может показаться настоящим.
В этом письме фишеры имитируют предупреждение о превышении квоты
Когда злоумышленники проводят атаку, целью которой является конкретная организация, обычно они заранее собирают побольше информации о ней, чтобы разослать максимально правдоподобные письма. Также стоит отметить, что для придания убедительности и уникальности мошенники встраивают электронные адреса жертв в фишинговые ссылки, чтобы при переходе на фальшивую страничку электронный адрес был уже указан и оставалось бы только ввести пароль от почты.
Какие бывают фишинговые письма
Простой текст с запросом информации
Мошенники рассылают сообщения от имени почтовых сервисов, в которых под тем или иным предлогом просят получателя прислать им адрес электронной почты, пароль и другую информацию. Обычно в качестве контакта для ответа дается электронный адрес, отличный от указанного в поле отправителя.
Эта разновидность фишинговых писем была достаточно популярна, пока мошенники не овладели другими, более эффективными способами кражи персональной информации.
Фишинговое письмо с текстовым запросом информации об аккаунте, включая пароль. Посылать что-то в ответ на такие запросы ни в коем случае нельзя
Письмо со ссылкой на фишинговый сайт
Фишинговые сообщения со ссылками на данный момент являются самыми распространенными в мусорном почтовом трафике. Мошенники могут использовать неограниченное количество ссылок, менять их от письма к письму в рамках одной рассылки, создавать очень похожие на легитимные фишинговые странички, автоматизировать сбор и обработку украденных данных.
Однако именно адрес ссылки может сразу выдать мошенников: не имеющие никакого отношения к организациям домены, ошибки в написании доменов, похожих на легитимные, замусоривание.
Поэтому злоумышленники стараются скрыть адреса ссылок. Для этого они прячут их за текстовым фрагментом или изображением. В некоторых случаях текстовым фрагментом служит какая-нибудь фраза вроде «Обновите свой почтовый ящик». А иногда в текстовую часть ссылки ставят настоящий адрес почтового сервиса, при этом в «ссылочной» части в реальности стоит адрес фишингового сайта.
Большая часть фишинговых писем содержит ссылки на фишинговые страницы — переходить по этим ссылкам не следует
Фишинговые вложения
Также фишинговые письма могут содержать и вложения, обычно это файлы с расширением html, pdf или doc.
Вложения doc и pdf часто содержат текст фишингового письма и мошенническую ссылку. Злоумышленники используют такой вариант, когда хотят сделать текст сообщения в самом письме максимально коротким и похожим на легитимную переписку для обхода спам-фильтров.
Иногда фишеры прикрепляют к письмам документы PDF или DOC со ссылками на фишинговые сайты внутри
Файлы html используют вместо ссылки — собственно, html из вложения представляет собой уже готовую фишинговую страничку. Преимущество с точки зрения мошенников в том, что вложенный html-файл работает полностью автономно — его не надо размещать в Интернете. При этом вся необходимая мошенникам функциональность у него также есть.
В этом случае форма ввода логина и пароля содержится прямо в фишинговом письме. Ни в коем случае не вводите ничего в подобные формы в письмах
О чем пишут в фишинговых письмах
Проблемы с учетной записью
Что касается текста писем, то чаще всего в начале сообщается о какой-то проблеме, связанной с аккаунтом жертвы. Это может быть достижение лимита хранения, проблемы с доставкой писем, несанкционированный вход в аккаунт, обвинение в рассылке спама, какие-то другие оповещения о нарушениях и так далее.
Обычно после этого следует указание, что необходимо сделать — чаще всего подтвердить или обновить данные аккаунта, — перейдя по ссылке или открыв вложение. Также, чтобы запугать получателя, упоминается, что аккаунт будет удален или заблокирован в случае невыполнения указанных в тексте действий.
Практически всегда мошенники указывают конкретные временные рамки — от нескольких часов до нескольких недель. Чаще всего это 24 часа — это одновременно и правдоподобно выглядит, и не дает жертве расслабиться и забыть о письме.
«В течение 24 часов ваш аккаунт будет удален за рассылку спама». Угрозы и ограничение по времени — типичные приемы, которые используют в фишинговых письмах
Имитация деловой переписки
Среди фишинговых писем, нацеленных на кражу почты, встречаются и нетипичные примеры. В тексте сообщения может ничего не говориться о почте и почтовом аккаунте. Письмо может выглядеть, например, как настоящая деловая переписка.
Стоит отметить, что количество писем, имитирующих деловую переписку, в последние несколько лет увеличивается. В основном таким образом рассылаются именно вредоносные вложения, но встречается фишинг, нацеленный на кражу персональных данных. Простому пользователю бывает сложно распознать мошенническое письмо — именно на это и рассчитывают киберпреступники.
Когда фишеры охотятся на корпоративные аккаунты, они часто имитируют деловую переписку
Некоторые пользователи не заподозрят обман и перейдут по ссылке, где их попросят ввести свои адреса электронной почты и пароли, чтобы посмотреть несуществующий документ.
Фишинговый сайт предлагает залогиниться, чтобы посмотреть некий документ, ссылку на который прислали в фишинговом письме
Какие бывают фишинговые страницы
С форматом и содержанием писем разобрались, теперь рассмотрим, как могут выглядеть фишинговые страницы. А также поговорим о тех элементах, на которые стоит обратить внимание, чтобы распознать подделку.
Первое, на что необходимо обратить пристальное внимание, — адрес ссылки. Именно он сразу выдает мошенников. Вот типичные признаки обмана:
Как и в оформлении писем, фишеры стараются сделать фейковые странички максимально похожими на настоящие. Однако всегда есть детали, которые мошенники упускают. К сожалению, замечают эти погрешности далеко не все пользователи.
Это вполне объяснимо, ведь мало кто помнит, как в точности выглядит официальная страничка входа в тот или иной сервис. Поэтому для создания убедительной фишинговой странички мошенникам порой достаточно использовать основные запоминающиеся элементы: характерную цветовую схему, логотип и так далее.
Имитация страницы входа в почтовый сервис
Для фишинговых страниц, нацеленных на кражу логинов и паролей от сервисов бесплатной почты, характерно наличие на одной странице ссылок сразу на несколько сервисов.
При нажатии на любую из ссылок в примере ниже появляется всплывающее окно, имитирующее страничку входа на соответствующий ресурс. Таким образом, мошенники собирают данные сразу нескольких аккаунтов, используя всего одну страничку, а не создавая ее отдельно для каждого.
Этот фишинговый сайт имитирует возможность логина с помощью аккаунтов на разных почтовиках
Кроме того, можно существенно расширить количество потенциальных жертв и рассылать фишинговые письма не от конкретного сервиса, а любого общего содержания (например, вышеописанный вариант с деловой перепиской), где по контексту можно использовать подобную фишинговую страничку с наиболее популярными сервисами, а пользователь уже сам выберет именно тот, которым он пользуется.
Еще один пример имитации страницы входа в почту
Уловка с временными ограничениями, о которой мы уже говорили, когда рассказывали про фишинговые письма, иногда используется и на фишинговых страницах. При переходе по мошеннической ссылке на страничке начинается обратный отсчет времени, в течение которого попавшийся на удочку злоумышленников пользователь якобы должен ввести свои данные.
Некоторые фишинговые страницы также поторапливают пользователя
После ввода данных на фишинговой странице возможны несколько вариантов дальнейшего развития событий. Иногда сайт просто становится недоступен или показывает сообщение об ошибке. В других случаях пользователю сообщают, что были введены неверные данные, и просят повторить вход.
Сейчас набирает популярность, пожалуй, самый опасный вариант: после ввода данных фишинговая страница перенаправляет пользователя на настоящую страницу входа в почту соответствующего сервиса. Пользователь думает, что просто что-то заглючило, вводит логин и пароль повторно, попадает в свой аккаунт и забывает об этом странном эпизоде.
Как распознать фишинговые письма
Помнить все эти особенности и внимательно изучать каждое письмо полезно, но не обязательно. Есть альтернативный вариант — можно установить надежный антивирус с защитой от фишинга и других онлайн-угроз и доверить эту неприятную работу ему.
Компьютерная грамотность с Надеждой
Заполняем пробелы — расширяем горизонты!
Охота на e-mail: кто и зачем хочет взломать вашу почту?
Среди Интернет-пользователей в наши дни практически не встречается таких, которые не имели бы учетной записи (аккаунта) на каком-нибудь популярном почтовом сервисе.
Почта стала не просто средством обмена сообщениями, но и хранилищем конфиденциальной и ценной информации, «посредником» при регистрации на сайтах и в различных социальных сетях.
Именно на почтовый ящик пользователя приходят письма от порталов в случае необходимости «перейти по ссылке для завершения регистрации», а так же для восстановления действия аккаунтов. А поскольку e-mail стал контейнером ценной информации, то нашлись желающие эту информацию получить, например, путем взлома электронной почты. Теперь следует ответить на вопрос: кто эти люди и в чем состоит их выгода?
Взлом электронной почты для рассылки спама
К первой категории злоумышленников относятся взломщики, осуществляющие свои действия для распространения спама. В таком случае их цель – не конфиденциальная информация собственника e-mail-а, а его учетные данные.
Используя почтовый аккаунт самостоятельно, или продав эти сведения спамеру (обычно это так называемые «оптовые продажи»), злоумышленник получает возможность рассылать спам-письма с этого взломанного почтового ящика.
Учитывая, что спам стал довольно прибыльной отраслью Интернет-бизнеса, интерес к взлому электронной почты какого-нибудь незадачливого пользователя очевиден. При этом пользователь зачастую искренне возмущается, если ему кто-то сообщает о том, что с его e-mailидет активная рассылка спама.
Что можно узнать, взламывая почту
Вторая категория – это злоумышленники, которых интересует содержание писем. К ним относятся те, кто взламывает почтовые аккаунты из праздного интереса, а также те, кто впоследствии собираются использовать почтовую информацию против ее владельца.
Что эти взломщики могут «выудить»? Да что угодно:
Даже если хозяин ящика не хранит пароли в почтовых письмах, злоумышленник, после получения доступа к e-mail, сможет отправить запрос на восстановление пароля, тем самым получив возможность просто-напросто его изменить. В дальнейшем хозяин ящика может вдруг с удивлением обнаружить недостачу денег на своих счетах (как электронных, так и реальных банковских). Или узнать, что все его друзья «ВКонтакте» заразились компьютерным вирусом после того, как перешли по полученной от него ссылке и т.д.
Киберпреступники активно используют взломанные аккаунты для распространения вредоносных программ, так что какой-нибудь владелец ящика на майл.ру с паролем “qwerty11” и имеющий аккаунт на «Одноклассниках» может стать невольным участником хакерской атаки.
Взлом почты с целью шантажа
Всё чаще и чаще возникают резонансные случаи, когда переписка довольно известных людей становится «достоянием общественности». В этих случаях можно говорить о взломах e-mail, цель которых – получить выкуп от владельца информации, хранящейся в его почтовых сообщениях, либо навредить его репутации.
Видные политики, бизнесмены и прочие известные люди нередко выглядят очень нелепо, пытаясь оправдаться после очередного «слива» в сеть информации, порой весьма компрометирующего содержания.
Взлом почты из-за ревности или любопытства
Иногда причины взлома почтового ящика весьма банальны. Не будет ошибкой сказать, что большинство ИТ-специалистов много раз было огорошено вопросом кого-нибудь из своих знакомых: «А ты можешь взломать ящик/страничку такого-то человека?».
Очень часто такими целями задаются ревнивые люди, подозревающие в чем-то своего спутника жизни, либо беспринципные бизнесмены, желающие узнать тайны своих партнеров – да кто угодно по любой причине может захотеть ознакомиться с чужой перепиской.
В целом, можно сказать, что для киберпреступника любой e-mail представляет ценность. Зная это, читатели статьи должны серьезно задуматься: а всё ли в порядке с их учетными данными? Надежно ли они защищены?
Как защитить почту от взлома
Есть ряд рекомендаций, которые любой активный интернет-пользователь должен придерживаться.
1. Никаких «qwerty» и «654321»-паролей! Только пароль с высокой степенью стойкости может защитить e-mail от взлома электронной почты методом подбора.
Есть специальные программы для взлома почты, которые быстро вычисляют такие пароли. Не рекомендуется также использовать сколь-нибудь осмысленное содержание в пароле вроде дат рождения, имен, телефонных номеров, написание «Ваня2014» на латинице – всё это также «ломается» в 2 счета.
Желательно, чтобы пароль был не короче 8 символов, содержал цифры, специальные символы, буквы в нижнем и верхнем регистрах.
2. Обязательное наличие антивирусного ПО на компьютере. Поскольку зачастую почтовые аккаунты взламываются именно через «трояны», угрозы подобного рода должны быть минимизированы посредством использования зарекомендовавших себя антивирусов. Конечно, 100% защиты это не даст, но, по крайней мере, уже известные «вредоносы» в таком случае уже не напакостят.
3. Желательно прикрепить телефон к своей почте. Так проще восстановить доступ к почте и получить на свой телефон информацию о том, что кто-то посторонний вошел в Ваш почтовый аккаунт.
4. Никаких переходов по ссылкам. Если пользователь получил e-mail (особенно с незнакомого адреса), в котором его просят перейти по какой-то ссылке, то с весьма высокой долей вероятности такой переход приведет к компрометации учетных данных. Лучше порой перестраховаться, чем потом сидеть со взломанным ящиком.
5. Для каждого аккаунта свой пароль. Часто пользователи создают «универсальные» логин и пароль, которые потом используются на всех сайтах. Что же случится, если взломают аккаунт хотя бы на одном сайте? Правильно – будут взломаны и все остальные аккаунты.
Конечно, это далеко не все методы борьбы со взломом почтовых ящиков. Однако если Интернет-пользователи начнут придерживаться хотя бы этого минимума, то уже смогут значительно себя обезопасить.
Из личного опыта
Однажды пришлось видеть лицо человека, которому только что партнеры по бизнесу прислали его конфиденциальную почтовую переписку. Прислали молча, без каких-либо сопроводительных комментариев, без угроз, шантажа, требований и т.п. Если бы эти требования там были, то мой знакомый, возможно, легче бы перенес это событие. Именно отсутствие каких-либо требований и при этом демонстрация того, что «мы про тебя все знаем», привела человека практически в шоковое состояние и надолго лишила самообладания.
Часто аналогичным образом происходит взлом корпоративной почты. Один не очень далекий сотрудник известной компании пытался демонстрировать свой «профессионализм», если так можно выразиться, направляя после своего увольнения ранее сохраненные им чужие письма в адрес своих коллег. Доступ к этим письмам коллег он получил, потому что в компании не занимались вопросами периодической смены паролей, а сами пароли были известны всем сотрудникам подразделения (так было проще взаимно помогать друг другу при работе).
В статье с лирическим названием «Ода троянскому коню» написано о том, как были украдены деньги с Яндекс кошелька. И это тоже было следствием взлома электронной почты. Что особенно обидно, так как эти действия злоумышленника лишили обладателя почтового аккаунта всех денег с этого кошелька, что равносильно банальной краже кошелька в транспорте.
Поэтому все, о чем пишется в данной статье – это не просто рассуждения на тему взлома почты, а вполне реальные, не надуманные угрозы.
P.S. Можно еще почитать по компьютерной грамотности:
Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просто о безопасности почты
У этого поста две цели. Первая: слегка приоткрыть завесу над правилами игры, которых придерживается крупная почтовая служба в вопросах безопасности. Мы хотим, чтобы меры, которые мы принимаем для защиты пользователей, стали понятней сообществу. Пост написан на основе опыта Почты Mail.Ru, но рекомендации универсальны и применимы к любому почтовому сервису.
Вторая цель — рассказать о том, как защитить ящик. Мы пройдемся по базовым моментам и напомним те пункты в «плане безопасности», о которых редко задумываются. Может быть, сведения из этой статьи пригодятся вам, а возможно — вашему беспечному другу, родителям или коллеге. Возможно, нам даже удастся сделать так, чтобы звонков «У меня, кажется, ящик взломали, ты же программист, сделай что-нибудь. 11» стало чуть меньше.
В любом случае, если по прочтении кто-то сделает пару изменений в настройках своего ящика электронной почты — это и будет лучшим результатом, на который могут рассчитывать авторы. А если вы все это уже знаете, то мы можем только порадоваться.
Мы расскажем о том, как взламывают ящики, кому и зачем это может понадобиться, и опишем, как предотвратить взлом (а также что делать и куды бечь, если все плохое уже случилось).
Зачем взламывают электронную почту
Почему именно ваш почтовый ящик может представлять для кого-то ценность? Очень часто пользователи пренебрегают элементарными мерами предосторожности просто потому, что не могут ответить на этот вопрос. Разумеется, обычно конечная цель взлома — получить какую-либо финансовую прибыль. Но от кого взломщик может получить деньги? Существует несколько вариантов развития событий.
Учетные записи могут быть перепроданы оптом
Чаще всего скупкой почтовых ящиков в больших объемах занимаются спамеры. Взломанные ящики используют для массовых рассылок сообщений вроде «Элитные копии швейцарских часов». Большинство взломов совершается именно с этой целью.
Деньги можно извлечь из самого ящика.
Даже если основной целью взломщика является перепродажа ящика, сразу после получения доступа он все равно просматривает содержащуюся в ящике информацию на предмет чего-то более-менее ценного. Это могут быть, например, учетные записи соцсетей, хостингов, банков, электронных денег, игровые аккаунты. Если в ящике нет данных о самих паролях, атакующий может запросить восстановление пароля на ящик. Также атакующий обязательно проверит, не подходит ли ваш почтовый пароль к учетным записям на других ресурсах.
…или получить от владельца аккаунта
Вы можете стать жертвой шантажа — вам предложат выкупить доступ к ящику или к вашей учетной записи в соцсети. Предметом шантажа может быть также личная информация (переписка, фото, сканы документов), которая содержится в ящике. Иногда для сбора денег владельцев взломанных аккаунтов используются сервисы приема платных sms. К сожалению, не все sms-агрегаторы достаточно щепетильны в этом вопросе.
… или от другого заинтересованного лица
Взлом может быть заказным. Доступ может понадобиться вашему конкуренту или бывшему партнеру, сотруднику, ревнивому супругу. Сразу заметим, что взломы по заказу составляют очень маленькую долю от общего объема.
Из этого можно сделать простой вывод — любой почтовый ящик имеет ценность для взломщика.
Как взламывают почту
В интернете можно найти объявления о взломе почтовых ящиков по заказу. Цены варьируются от десятка до нескольких сотен долларов. В большинстве случаев жертвой становится сам заказчик, которого обманывают тем или иным способом или шантажируют обещанием рассказать жертве о попытке взлома. Если все-таки дело доходит до взлома, то обычно в бой идет социальная инженерия и, реже, подбор пароля и секретного вопроса.
Но обычно взломы делаются массово и с использованием ботнетов. У атакующего нет цели взломать конкретный ящик; у него есть задача взломать как можно больше ящиков — например, имеющих определенный простой пароль. Ситуаций по-настоящему серьезного взлома, когда против жертвы использовались бы, например, 0-day-уязвимости безопасности в каком-либо браузере, нам пока не встречалось.
Ниже собраны основные методы получения доступа к чужому ящику и способы защиты от них.
Проблема #1: троянская программа на компьютере
Практически любой троянец среди прочей информации уводит и пароли от электронной почты. По различным данным, до 30% компьютеров ежегодно подвергаются заражению. Использование Linux, MacOS X, любых других операционных систем или различных телефонных и планшетных платформ не гарантирует отсутствия вредоносных программ.
Решение: используйте антивирусное ПО
При этом помните, что сначала появляется вредоносная программа, потом ею кто-то заражается, и только спустя некоторое время она попадает в антивирусные базы. Таким образом, антивирус не гарантирует 100% защиты. Однако это не означает, что антивирусными программами не надо пользоваться. Достаточно не мешать антивирусу регулярно обновлять базу, и большинство угроз он не пропустит.
Проблема #2: подбор пароля
Речь идет не только о коротких паролях или паролях из одних цифр. В интернете можно найти базы популярных паролей, куда входят практически все пароли, состоящие из идущих подряд на клавиатуре (qwerty) или легко чередующихся символов (1q2w3e). То же можно сказать и о паролях, состоящих из даты рождения в любом формате, даже если она дополнена каким-либо символом или инициалами. Разумеется, наиболее распространенные словарные пароли тоже известны – их подбирают буквально по словарю. Набор русского словарного слова в латинской раскладке — тоже не гарантия неуязвимости. Такие пароли тоже легко подбираются по словарю. Не забывайте, что если вы зарегистрированы в соцсетях, то вашу дату рождения или телефон может узнать практически любой желающий. Номер автомашины и данные различных документов тоже достаточно легко «пробиваются», если речь идет о заказном взломе.
Решение: избегайте простых паролей
К выбору пароля необходимо отнестись со всей серьезностью, от него зависит степень защищенности вашего ящика. Выберите достаточно длинный пароль, состоящий из больших и маленьких букв, цифр и символов. Чем больше пароль похож на случайную последовательность, тем лучше. Но русские слова в английской раскладке — это не то, что надо.
Сейчас модно использовать вместо пароля ключевую фразу из нескольких слов. Это неплохая практика, но избегайте известных крылатых выражений. Ключевая фраза не должна быть на слуху, лучше, если она будет уникальной, а еще лучше — бессмысленной.
Рекомендуем регулярно менять пароли. Это эффективно, потому что если вы где-то уже использовали «почтовый» пароль на другом сайте (чего мы делать категорически не советуем), и у незащищенного сайта утекла база, ваш почтовый аккаунт оказывается под угрозой.
Кроме того, это затруднит подбор (брутфорс) пароля в том случае, если на ящик идет целенаправленная атака, и поможет защититься от случайных утечек пароля — например, когда пароль использовался с чужого зараженного компьютера.
Смену паролей логично проводить в связи с такими жизненными событиями как развод, увольнение, потеря телефона или записной книжки, поимка и устранение троянца.
Однако частая смена паролей может приводить к их ослаблению: пользователь либо начинает выбирать легкие пароли, либо записывает их в легкодоступном месте, либо делает следующий пароль похожим на предыдущий. Не поддавайтесь соблазну и не ленитесь при выдумывании пароля — пароль к почте должен оставаться сложным.
Почта Mail.Ru, со своей стороны, реализует защиту паролей в виде антибрутфорса — многофакторной системы, которая отсеивает попытки автоматического входа в ящик.
Проблема #3: подбор ответа на секретный вопрос
Использование ответов на секретный вопрос — не очень хорошая, с точки зрения безопасности, практика. Но часто это единственный способ восстановить доступ к ящику для пользователя, который заходит в почту очень редко и не указал о себе какой-либо реальной информации. Поэтому мы и другие бесплатные почтовые службы не отказываются от этого.
Если ваше любимое блюдо — пельмени, любимая книга — «Гарри Поттер», фамилию бабушки можно узнать из списка родственников в соцсети, а имя любимого котика подписано в верхнем посте под его фотографией, вы находитесь буквально в полушаге от того, чтобы совершить большую ошибку.
Решение: избегайте простых ответов
Все, что было сказано о паролях, касается и ответов на секретные вопросы.
Единственное отличие секретного вопроса заключается в том, что вместе с ответом, как правило, запрашивается CAPTCHA (проверочный код, который надо распознать и ввести), и есть более строгое ограничение на число попыток ввода. Это несколько затрудняет брутфорс (подбор) машинными методами. В остальном ответ на секретный вопрос равнозначен паролю, и выбирать его стоит так же тщательно.
Проблема #4: социальная инженерия, фишинг
Социальная инженерия — это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств, эксплуатирующая человеческий фактор. Одна из разновидностей социнженерии — фишинг. Типичный пример — заставить пользователя ввести пароль на чужом сайте, замаскированном под дизайн страницы авторизации, например:
Это не единственный вариант. Также достаточно часто мы сталкиваемся с социальной инженерией, направленной на то, чтобы «извлечь» из пользователя данные, необходимые для восстановления пароля или доступа к ящику. Например, паспортные данные пытаются запросить под видом получения выигрыша в лотерею. Ответ на секретный вопрос могут выпытать в обычной беседе в соцсетях («У тебя есть кот? Какой симпатяга! А как его зовут?»). Все объясняет классическая шутка с Баша:
Коннект: Слушай, мож мы родственники?
ALEXA: думаешь.
Коннект: Ну, может дальние. Какая девичья фамилия была у твоей матери?
ALEXA: *енко
Коннект: О, у тебя 8 новых писем )
ALEXA: в смысле.
Фишинг может быть направлен не только на получение доступа к учетной записи. Фишинговое письмо может сообщать о блокировке аккаунта и требовать отправки SMS на короткий номер, который, разумеется, окажется платным.
По утверждению самих фишеров, на атаки с помощью социальной инженерии клюет порядка 80% женщин и 60% мужчин.
Решение: не разговаривайте с незнакомцами
Будьте очень критичны к той информации, которую вам сообщают незнакомые люди, и еще более критичны к той информации, которую вы сообщаете им. Особенно если вас торопят.
Если нам стало известно, что ваш аккаунт взломали, он несанкционированно используется, и мы захотим вам об этом сообщить, мы не будем просить сотрудника какой-либо службы написать вам письмо. Мы сделаем примерно так:
Не переходите по ссылкам от незнакомцев, будьте внимательны к тому, от кого пришла ссылка и куда она вас привела. Не поленитесь посмотреть в адресную строку браузера, прежде чем вводить какие-либо данные. Неожиданные эффекты, такие как запрос логина/пароля при открытии письма от незнакомого отправителя, также должны насторожить.
Атаки проводятся не только на владельца ящика: сотрудники службы поддержки также постоянно находятся под прессингом. Атакующий пытается «восстановить» якобы утерянный доступ к чужому ящику. Иногда можно прочитать очень интересные и затейливые истории, достойные латиноамериканских сериалов, с описанием любовных многоугольников и детективных ситуаций, поясняющие, почему необходимо отдать автору пароль от чужого ящика.
У сотрудников поддержки есть строгие инструкции по восстановлению паролей, поэтому, если такая необходимость возникла, не старайтесь их разжалобить; лучше предоставьте как можно больше объективной информации, которая подтвердит, что именно вы являетесь владельцем ящика.
Проблема #5: взлом других сайтов
Это одна из самых серьезных проблем. Часто при регистрации на каком-либо форуме, торрент-трекеров или сайте пользователь указывает адрес электронной почты и пароль, идентичный паролю к почтовому ящику или мало отличающийся от него. Уровень защиты форумов и торрент-трекеров, как правило, невысок. Кроме того, многие из них строятся на одних и тех же популярных движках. При обнаружении какой-либо уязвимости безопасности в таком движке одновременно могут быть взломаны тысячи сайтов.
Решение: не используйте один пароль для нескольких аккаунтов
Это первое, что проверит злоумышленник. Например, при нашумевшем взломе LinkedIn пострадал ряд пользователей, использовавших тот же пароль на других сайтах. Поэтому для разных сайтов – разные пароли. Всегда. Если изобретать уникальный пароль для каждого сайта кажется вам невыполнимой миссией, придумайте отдельный хотя бы для почты — ведь она является «ключом» ко многим из ваших аккаунтов на различных сервисах.
Проблема #6: спорная ситуация вокруг аккаунта
Часто одним ящиком пользуются несколько человек. Иногда друзей просят проверить почту — например, если у самого пользователя в этот момент нет доступа к интернету.
Однако стоит помнить, что человек, который пользовался ящиком некоторое время, почти всегда может восстановить к нему доступ впоследствии. Если отношения испортятся, вокруг ящика может возникнуть спор.
Решение: не пользуйтесь чужим ящиком и никого не пускайте в свой!
По этой же причине избегайте покупать у кого-либо ящики с красивыми именами. Если возникает спор о принадлежности ящика, предпочтение отдается тому, кто его регистрировал. Именно поэтому почтовые сервисы просят регистрировать ящик на себя или на компанию, а не на родственников, не на сотрудников и не на персонажей комиксов.
Проблема #7: сниффинг
Сниффинг — это прослушивание сетевого трафика. Достаточно легко «сниффится» трафик, идущий по беспроводным сетям — как через Wi-Fi, так и через спутниковый канал. Когда вы подключаетесь к интернету по Wi-Fi, злоумышленник может через свой девайс прослушивать весь трафик, поскольку физически данные передаются посредством радиоволн.
Решение: используйте криптографию
Многие сервисы сейчас поддерживают протокол HTTPS, пользуйтесь этим. Например, авторизация и работа внутри Почты Mail.Ru всегда происходит по этому протоколу.
В почтовых программах обязательно включайте SSL/TLS при работе по протоколам SMTP, POP и IMAP. При этом в Почте Mail.Ru работа по протоколу IMAP возможна только по протоколу SSL/TLS. Обязательно реагируйте на все предупреждения о несоответствии сертификатов, особенно если пользуетесь беспроводной сетью или из незнакомого места — иначе вся криптография не имеет смысла.
Самым слабым звеном в безопасности любого массового сервиса, как правило, является пользователь. Но, разумеется, проблемы бывают и со стороны сервиса. Громкие взломы последних месяцев, когда в сеть попадали базы учетных записей крупнейших служб (вспомним тот же LinkedIn), об этом напоминают. Ни один сервис не избавлен от ошибок в программном обеспечении.
Меры, которые предпринимает почтовая служба или социальная сеть — это всегда баланс между функциональностью, комфортом и безопасностью. Можно запретить любые способы восстановления пароля: это будет безопасней, но тогда пользователь не сможет восстановить доступ к собственному ящику. Можно путем ограничений требовать очень стойких паролей — но в этом случае пользователи будут их забывать. Можно блокировать IP-адрес при первой попытке неудачного входа или восстановления пароля; это защитит от подбора паролей и секретных ответов, но абоненты провайдеров, применяющих динамические адреса или технологию NAT, не смогут войти в почту. Можно запретить все потенциально опасные HTML-теги в письмах при доступе через web-интерфейс, но это означает, что часть писем будет отображаться некорректно.
Поэтому мы используем компромиссные решения и комплексные алгоритмы, учитывающие совокупность факторов. Конечно же, мы не будем раскрывать детали реализации, поэтому и выдумали такую хитрую фразу. Все механизмы постоянно совершенствуются и это не отдельные изменения, а планомерный процесс. Например, опубликованная на Хабре статья, сравнивающая системы фильтрации HTML-тегов разных почтовых служб, на момент ее публикации уже была устаревшей — мы поменяли систему фильтрации буквально за день до выхода статьи и делали это уже неоднократно после ее выхода. Мы также проделали большую работу, чтобы HTTPS в Почте работал по умолчанию для всех пользователей.
Большое внимание мы уделяем и борьбе с автоматическим подбором паролей, реализуя и постоянно совершенствуя алгоритмы антибрутфорса.
У нас есть специальный департамент в службе поддержки, который ведет целенаправленную работу для обеспечения безопасности пользователей: ищет мошеннические и фишинговые сайты, сообщает о них хостинг-провайдерам и регистраторам доменов, информирует поисковые системы о поддельных ресурсах в результатах поиска и контекстной рекламе, борется с SMS-мошенниками, обменивается информацией с CERT-командами и антивирусными вендорами.
Разумеется, мы защищаем свою информационную систему не только снаружи, но и изнутри. Работа службы поддержки построена таким образом, что если кто-то из сотрудников захочет «помочь» восстановить доступ к чужому ящику, он ни при каких условиях не сможет этого сделать в одиночку. У нас нет «ядерного чемоданчика»: даже руководитель высокого ранга не сможет потерять ноутбук, с которого будут доступны персональные данные пользователя. Мы не держим пароли в открытом тексте, а храним их в виде соленых хэшей, из которых невозможно восстановить пароль.
Инструкция по применению на случай взлома: до и после
Подумайте о том, что вам, возможно, когда-нибудь понадобится восстановить ваш аккаунт, и потратьте немного времени на то, чтобы его обезопасить.
На данный момент самым эффективным является привязка мобильного телефона к ящику. Мы используем номера пользователей только для восстановления доступа к ящику и уведомления об изменении регистрационных данных, и не рассылаем на них рекламу ни в каком виде.
Чем быстрее вы узнаете о взломе — тем лучше. Мы отправим SMS в случае смены пароля или информации для его восстановления — это еще одна причина привязать телефон к почтовому ящику.
Если вы категорически не хотите вводить телефон, хотя бы убедитесь, что у вас в аккаунте есть актуальный секретный вопрос, и ответ на него действительно известен только вам.
Если вам стало известно о взломе — не паникуйте. Оцените возможные последствия. В первую очередь постарайтесь не допустить дальнейшего развития ситуации по негативному сценарию — такому, как взлом учетных записей, завязанных на этот ящик. При этом помните, что, пока взломщик сохраняет контроль над вашим ящиком, непродуманные действия могут причинить больше вреда, чем пользы. Например, при смене пароля в социальной сети уведомление об этом придет на взломанный ящик электронной почты, что может привести к взлому аккаунта в соцсети.
Ни в коем случае не поддавайтесь на шантаж, не шлите платных SMS (даже если написано, что они бесплатные), не переходите ни по каким ссылкам, не вступайте в переговоры со взломщиком. Любые переговоры не гарантируют восстановления доступа к ящику, и тем более не гарантируют того, что взлом не будет проведен повторно. А тот, кто заплатил один раз, может заплатить второй. Не становитесь дойной коровой для шантажиста!
Проверьте компьютер на вирусы, потому что пока он заражен вредоносной программой, нет никакого смысла восстанавливать доступ и менять пароль.
Попробуйте восстановить доступ к ящику
Если к ящику был привязан номер телефона, то, скорее всего, это не составит труда. Обычно взломщики не рискуют удалять привязанные телефоны, т.к. сообщение об этом приходит владельцу ящика. Кстати, в Почте Mail.Ru номер телефона невозможно удалить мгновенно без ввода подтверждающего кода из SMS.
Восстановить доступ можно также по секретному вопросу или на дополнительный ящик электронной почты, если они указаны.
Обратитесь в службу поддержки
Если телефон вы все-таки так и не привязали, а ответ на секретный вопрос внезапно улетучился из вашей памяти, обратитесь в службу поддержки. При обращении в службу поддержки обычно требуется заполнить анкету, которая должна подтвердить принадлежность ящика. Имейте в виду, что любая служба поддержки находится под постоянным прессингом атак социальной инженерии, поэтому вам придется доказывать, что именно вы являетесь владельцем ящика. Но вы почти наверняка восстановите доступ в течение нескольких минут, если сообщите как можно больше сведений, которые никто другой знать не может.
После бала
Как только вам удалось восстановить пароль и получить доступ к аккаунту, первым делом поменяйте регистрационную информацию, в первую очередь пароль, который пришел вам от службы поддержки. Измените секретный вопрос и ответ на него. И, наконец, привяжите телефон, если не был привязан.