Для чего язычок на банке пива
для чего нужно отверстие на ключе пивной банки
Впервые пиво начали разливать в металлические банки 24 января 1935 года. Тогда новую тару рассматривали в качестве более лёгкой и прочной альтернативы стеклянным бутылкам. Кроме того, эта упаковка могла сообщить гораздо больше информации о бренде. Первые металлические банки изготавливались из трех «кусков» железа, а для того, чтобы их открыть, нужен был специальный ключ. По сравнению с сегодняшними алюминиевыми банками, они были довольно тяжелы (35 унций вместо теперешних 0,47).
В 1958 году появляется алюминиевая пивная банка, изготовленная без швов на дне и стенках, для её изготовления вместо трёх листов металла нужны были уже два (один для стенок и донышка, второй для крышки). В 1963 крышка снабжается алюминиевым колечком. Первые клапаны для открывания банки отрывались от жестянки полностью, не так как в современной конструкции. Такой способ оказался не очень экологичным, так как выброшенные «ушки» загрязняют окружающую среду. В 1975 году Эрмал Фрейз изобрел новую конструкцию, наиболее распространенную сейчас. Называется она SOT или stay-on tab («остающееся ушко»).
Несколько лет назад [когда?] компания Crown запатентовала модель банки пива, которая при открывании имеет такое большое отверстие, что фактически превращается в бокал, и вскоре несколько производителей решили реализовать данную идею. Первой была бразильская пивоварня Brahma (AmBev), которая выпустила пиво Copaço в такой банке, также новой упаковкой воспользовалась в Южной Африке и компания SABMiller. Но в обоих случаях банка нового типа не возымела должного эффекта среди потребителей.
Весной 2012 компания MilllerCoors предложила потребителям две свои марки, Miller Lite и Miller Genuine Draft, в банках с говорящим названием «Punch Top Can» — при открытии таких банок к обычному отверстию добавляется еще одно маленькое отверстие. Открывается банка любым подручным средством, а дополнительное отверстие заметно упрощает процесс наливания или употребления пива из банки. [1]
Жестяная банка с клапаном: история изобретения века
Впрочем, Эрни не зря был умелым механиком: он быстро придумал способ открывания банок с помощью подручных инструментов и автомобильного бампера (хотя получалось больше пены, чем пива). Но случай этот ему запомнился — ведь такая мелочь чуть было не испортила прекрасные выходные. Как-то пару месяцев спустя Фрейз, страдая от бессонницы, решил занять голову какой-нибудь будничной проблемой. Случай с банками вспомнился сам собой. Позднее изобретатель говорил: «Я не придумал самооткрывающиеся банки. Я всего лишь предложил способ прикреплять ключ к крышке банки». Решение Эрни было простым — ключ крепился к центру крышки обычной заклепкой. Первый вариант оказался не слишком удачным — рычажный ключ пробивал в банке дырку с острыми краями, о которые можно было порезаться. Для решения этой проблемы Фрейз предложил ослаблять часть крышки, делая на ней предварительные несквозные надрезы. В 1963 году изобретатель получил патент и предложил его компании-производителю банок Alcoa. Компания рискнула и выиграла — к 1965 году более 75% всех банок, продаваемых в США, были снабжены ключом для открывания. В 1970-х годах система открывания банок была усовершенствована — ключ сделали несъемным, поскольку алюминиевые «ярлычки» с острыми краями сильно загрязняли окружающую среду. За это время компания Фрейза, переименованная в Dayton Reliable Tool, стала одним из ведущих поставщиков промышленного оборудования для производства таких банок, и к 1980-му годовой доход когда-то мелкой фирмы насчитывал уже более полумиллиарда долларов.
Приспособления на крышке, предназначенные для открывания банки
Хотя изначально как для алюминиевых, так и для стальных корпусов крышки, приспособленные для облегченного открывания, производились только из алюминия, в наше время существует много моделей стальных крышек.
Был разработан новый вид крышек SOT, где язычок не опускается внутрь банки. Такие крышки применяются, например, при фасовании продуктов для зондового питания. Банка открывается не совсем так, как это происходит с помощью обычных 50Г-крышек, и язычок не погружается внутрь продукта.
В последнее время начат выпуск удобных для распечатывания укупорочных мембран, которые легко отдираются от банки. Эти мембраны часто сочетаются с пластмассовой фрикционной крышкой для предохранения продукции от повреждений в торговой сети и позволяют закрыть банку после распечатывания; некоторые виды таких банок снабжены прифальцованной крышкой и пригодны к стерилизации.
Аэрозольные контейнеры
В данном разделе мы рассмотрим только металлические аэрозольные контейнеры. В производстве металлической аэрозольной тары могут использоваться те же материалы, что и для упаковки пищевых продуктов, однако необходимо учитывать некоторые особенности, присущие этому виду упаковки из-за повышенного внутреннего давления.
В целях сохранения прочности емкости в условиях высокого внутреннего давления, продольные швы сборной аэрозольной тары обычно свариваются. Однако в упаковке аэрозолей начали все чаще применяться цельнотянутые или штампованные банки (см. выше). Для предотвращения выхода упаковки из строя необходимо тщательно выбирать толщину листа и твердость металла.
Внутренние покрытия аэрозольных контейнеров должны обладать стойкостью к воздействию не только упакованного вещества, но и к влиянию газа-вытеснителя. Если покрытие подобрано неудачно, оно может отслоиться и оказаться внутри содержимого контейнера, что в итоге приведет к засорению выпускного клапана. Если дефект будет обнаружен только после появления продукции в больших количествах на рынке, это будет иметь печальные последствия для производителя. Известно, что эта проблема обычно встречается при упаковке кремов для бритья или моющих средств, содержащих лаурилсульфат натрия.
Другие ингредиенты (такие, как крахмал или поливиниловый спирт) могут приводить к повреждению поверхности эмали, что в итоге может вызвать протекание банки. Этот процесс не всегда легко удается заметить, и отобранные для испытаний образцы необходимо тщательно рассмотреть при помощи сильного увеличительного стекла, особенно в месте соприкосновения с поверхностью жидкости.
Для внутреннего покрытия аэрозольных контейнеров применяются три основных вида эмали: виниловая, фенольная и эпоксидная. Виниловая эмаль обладает большой пластичностью, делающей ее пригодной к холодной обработке, но имеет низкую коррозионную стойкость. Ее стойкость к химическому воздействию будет различной, в зависимости от свойств продукта. Эпоксидные эмали в целом обладают хорошими свойствами, но при этом стоят дороже виниловых или фенольных. Фенольные эмали являются, возможно, наиболее эффективным типом эмалей. Несмотря на свою хрупкость и определенные технологические трудности, возникающие при производстве банок, они хорошо переносят обработку и стойки к химическому воздействию самых разнообразных продуктов.
Необходимо отметить, что выбор внутреннего покрытия для аэрозольных контейнеров должен осуществляться только после проведения соответствующих испытаний качества, которые должны выполняться не только при комнатной температуре, соответствующей предполагаемой температуре хранения продукта, но и при более высоких температурах. Не следует полностью доверять ускоренным испытаниям, поскольку они не полностью соответствуют реальным условиям хранения продукции.
Время является важным фактором при определении итоговых результатов проверки качества, и стоит не пожалеть двух лет, чтобы обеспечить качество своей продукции. Имеет смысл всегда помнить о том, что если в дальнейшем произойдут любые, даже, казалось бы, самые незначительные изменения характеристик упаковываемого продукта, до начала широкого производства необходимо провести новые серии испытаний. На соответствие тары упакованному продукту может негативно сказаться даже приобретение тех же самых материалов у другого поставщика; известны также случаи, когда проблемы возникали из-за изменения фасовочной технологии, в результате чего в упаковке оказывался другой объем воздуха.
Алюминиевые банки: как они открываются
Хотя в последнее десятилетие на рынке напитков тара из ПЭВП (полиэтилена высокой плотности) и ПЭТ (полиэтилентерефталата) конкурирует с алюминиевой банкой, последняя благодаря достижениям упаковочных технологий обретает новые функциональные возможности. Вероятно, благодаря им, использование алюминиевой банки в сегменте напитков будет расширяться.
Два прокола консервным ножом
Все дело в язычке
В 1956 году житель канадского города Тандер-Бэй (провинция Онтарио) Микола Кондаков изобрел отрывной язычок для открывания стеклянных бутылок с пробкой особой конструкции (канадский патент № 476 789). Затем, в 1962 году, Эрмаль Клеон Фрэйз из города Дэйтон (США, штат Огайо) предложил схожую конструкцию для банок. Кольцо, закрепленное заклепкой, позволяло удалить часть крышки, именуемую язычком, а затем выбрасывалось вместе с ним. Изобретатель в 1963 году получил американский патент № 3 349 949 и продал лицензию на свою конструкцию алюминиевому гиганту Alcoa и пивоваренной компании Pittsburgh Brewing Company. Пивовары из Питтсбурга стали разливать в новую тару сорт пива Iron City Beer. Немало критиков нашлось в те времена у алюминиевой банки. Оторванные язычки буквально усеяли обочины автострад, а также пляжи и парки, то есть именно те места, где люди рисковали порезать босые ноги об острую кромку язычка.
В конечном счете была изобретена конструкция, которая позволяла язычку не отрываться от крышки при открывании банки (при этом он не мешает пить содержимое тары). Такой моделью упаковки мы пользуемся и по сей день. Предложил это решение в 1975 году Дэниел Ф. Кадзик из компании Reynolds Metals (г. Ричмонд, штат Вирджиния, США). Конструкция основана на использовании кольца, которое крепится к верхней части крышки банки и имеет специфическую форму, которая позволяет ему вдавить по намеченному контуру язычок внутрь банки таким образом, чтобы одной своей стороной тот оставался бы прикрепленным к крышке. Такое нововведение быстро покончило с пляжно-парковым травматизмом, а заодно и с массовой критикой, раздававшейся в адрес алюминиевой банки.
Производители напитков в Соединенных Штатах Америки начали розлив своей продукции в банки такой усовершенствованной конструкции в 1977 году. А в 1989 г. в Великобритании банки с «неотрывающимися язычками» заменили на рынке безалкогольных напитков емкости старой модели.
Для того чтобы вся эта конструкция работала нормально, крышка банки изготавливается из несколько иного по составу алюминиевого сплава, чем сам корпус емкости. Дно банки вогнутое, что позволяет конструкции выдерживать давление содержимого (а также минимизировать риск смятия при перевозке и складировании). А вот крышка банки плоская, поэтому она должна быть более твердой и прочной, нежели остальные части емкости. Поэтому ее делают из алюминиевого сплава, в котором содержится больше магния и меньше марганца, чем в том материале, который предназначен для изготовления корпуса банки. Металл, из которого делают крышки, прочнее «корпусного» алюминия, а кроме того, крышка существенно толще стенок банки.
Средняя часть крышки слегка выпуклая, выпрессовывается она таким образом, чтобы образовывалась заклепка. Кольцо-ключ, представляющее собой отдельную металлическую деталь, накладывается сверху и закрепляется этой заклепкой. Затем в крышке делаются бороздки. Это необходимо, чтобы, когда потребитель прикладывает усилие к ключу, определенная часть крышки, не отламываясь полностью, загнулась бы внутрь, обеспечив правильное открывание.
Таково положение вещей на сегодняшний день. С тех пор, как была разработана конструкция банки с загибающимся внутрь язычком, в нее вносились лишь незначительные изменения. Давайте же рассмотрим самые свежие и самые важные новации.
На плотном, высококонкурентном рынке зачастую, казалось бы, простейшее новшество в области упаковки может принести коммерческий успех. С тех пор, как потребители стали пить прямо из банки, к последней предъявлялись всего две серьезные претензии.
Во-первых, это, разумеется, тот факт, что при открывании упаковки ее содержимое (в том числе и в виде пены) часто неконтролируемо выходит наружу. А во-вторых, это эффект выдыхания (улетучивания связанной углекислоты) напитка, если он не выпивается сразу после вскрытия банки. В последние годы несколько раз предпринимались попытки избавить алюминиевую банку от указанных недостатков.
Vented Wide Mouth Can и Punch Top Can: дорогу воздуху!
Coors – это американская пивоваренная компания, которая хорошо известна своими инновациями в области алюминиевой банки. В 2008 году сорт пива Coors Light был выпущен в новой упаковке, получившей название Vented Wide Mouth Can. Ее модифицированная модель SmoothPour оснащена не только увеличенным отверстием, но и специальной трубочкой, по которой воздух при открывании поступает внутрь емкости.
Это первый пример промышленного применения алюминиевой банки со встроенным клапаном (на фотографии он обведен синим цветом). Вместе с увеличенным на 8% отверстием эта новация обеспечивает «спокойствие» напитка при открывании тары, благодаря тому, что поступающий внутрь нее воздушный поток ликвидирует вакуум и предотвращает «эффект пузырьков». Все банки объемом 0,355 л, в которые разливается пиво марок Coors Light и Coors, представляют собой модель Vented Wide Mouth Can. Расширенное отверстие было внедрено в производство в 2006 году, оно на 27% шире, чем на самой «широкоротой» банке из тех, в которые разливаются конкурирующие с этими сортами Coors марки американского легкого пива. Конструкцию Vented Wide Mouth Cans специально для Coors разработали специалисты подразделения алюминиевой корпорации Alcoa в г. Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), а ее производство осуществляется на мощностях Ball Corp. в Брумфилде (штат Колорадо, США).
Чтобы завершить обзор инноваций, сделанных группой MillerCoors Breweries, следует обсудить модель банки Punch Top Can, в которую недавно начали разливать сорт пива Miller Lite.
Марки Miller Lite и Miller Genuine Draft теперь выпускаются в банках Punch Top Can объемом 0,335 и 0,473 л, которые отличаются тем, что при вскрытии емкости в ее крышке образуется дополнительное отверстие, которое позволяет воздуху свободно проходить внутрь банки. Таким способом пивоваренная компания решила бороться с вспениванием содержимого при открывании тары.
Очень незначительная часть содержимого может неконтролируемо вырваться наружу, но при этом вспенивания содержимого в целом удается избежать. При этом следует принимать во внимание, что для открывания банки потребителю приходится использовать дополнительный инструмент, такой как, например, дверной ключ или пишущая ручка.
Но самое лучшее решение, позволяющее потребителю избежать вспенивания напитка, избежать «эффекта пузырьков», предложили специалисты SABMiller к открытию Чемпионата мира по футболу в Южной Африке.
Компания SABMiller’s Castle Can South African Breweries Ltd., южноафриканское подразделение SABMiller, перед началом соревнований представила банку, крышка которой полностью открывается. Емкость пригодна для вторичного использования и фактически превращается в обычный стакан.
Это нововведение, разработанное компанией Crown Holdings Inc., позволяет потребителю «снять» крышку с банки, которая, по сути, становится обычной посудой. Причина появления новинки – стремление организаторов чемпионата сократить очереди к местам продажи пива на соревнованиях за счет сокращения времени подачи напитка покупателю. Стеклянные бутылки на массовых мероприятиях запрещены, оборудование для охлаждения и розлива пива громоздко и «медлительно», и южноафриканцам удалось найти удобное решение, причем не за счет удобства для потребителя.
Budweiser Gan Bei Can открывается полностью
Несколько недель назад международный пивоваренный концерн Anheuser-Busch InBev выпустил в Китае свое пиво Budweiser в премиальной металлической упаковке, которая открывается полностью. Производится оно под торговой маркой Budweiser 360 End, и его инновационная упаковка совершенно идентична той, что была использована компанией SABMiller: крышка банки полностью удаляется, а сама тара превращается в пивной стакан. «Гань-бэй», как звучит название этой упаковки по-китайски, создана конструкторами фирмы Crown. Это совершенно новый продукт, выпущенный с совершенно определенной задачей – повысить потребление пива покупателями бренда Budweiser. При выпуске банки для пива сорта 360 End применяется комбинация технологий фирмы Crown, разработанных для упаковки в банки продуктов питания и для розлива напитков в алюминиевую тару.
По нашему мнению, в данном случае прекрасная идея нашла очень интересное воплощение. Правда, имеется одно опасение. Одна из причин, по которым отрывающиеся язычки баночных крышек были заменены сгибающимися внутрь, это то, что первыми замусоривали пляжи и другие места, где собирались люди. Интересно, как современные потребители поступают со снятыми с банок крышками (а края-то у них острые!)? Остается только надеяться на то, что за последние десятилетия люди научились бережнее относиться к окружающей среде, чем прежде.
Автор: Антон Стиман, Weslley Murylo De Souza Steeman Associated Packaging Consultants and Technical Writers, ведущий блога Best In Packaging
Сначала считал себя коллекционером, теперь археологом: зачем голландец создает самую большую коллекцию язычков, которые открывают металлические банки
Йоббе Вайнен привык держать свою коллекцию организованной и упорядоченной. Как и любой типолог, он бережно относится к своим бесценным индивидуальным образцам, которые ему удалось собрать. Вайнен уже не один год работает над тем, чтобы собрать в свою коллекцию десятки типов образцов, чтобы любой исследователь, следующий по его стопам, мог изучить то, что он нашел, и поместить его в соответствующее место в таксономическом генеалогическом древе.
У каждого свой интерес
Вначале это было просто забавно
Концепция проекта Вайнена, который он называет Pull Tab Archeology, начиналась как шутка. По профессии он современный археолог, изучающий физические свидетельства, которые люди оставили после себя за последние несколько десятилетий. Вместо того чтобы выкапывать из земли предметы, которые пролежали там в течение нескольких веков или даже тысячелетий, он сосредоточился на вещах, которые появились только в конце 20-го века.
«Язычки» на поле боя
Многие археологи разделяют точку зрения Вайнена о том, что мусор может быть золотой жилой. Ведь вещи, от которых мы избавляемся или выбрасываем в нашей повседневной жизни, предлагают истинное понимание того, что мы покупаем и как мы живем.
«Язычки» все разные
Большинство людей тянут за язычок, чтобы открыть банку содовой или консервы, и думают, что он везде одинаковый. Металлические штуковины все выглядят несколько похожими, но если приглядеться, у них есть множество тонких различий, которые указывают на время и место, где они были изготовлены.
Популярность напитков в алюминиевых банках взлетела после Второй мировой войны, и в течение следующих нескольких десятилетий они прочно заняли свое место на полках магазинов. Некоторые «язычки» представляют собой одиночные петли, такие как маленькие кольца, через которые кто-то протыкал пальцем, другие были разработаны для того, чтобы протолкнуть разрывную полосу в банку, чтобы создать отверстие, в то время как язычок оставался на банке. Различные варианты имеют свои углы поворота и другие отличия.
Он вспоминает одного сотрудника, который хотел прочесать свой район в поисках язычков, но не ожидал их найти. Но когда он «вышел на охоту», он сказал: «О Боже, они повсюду!»