Для чего юристу юридическая психология

Значение психологии в профессиональной деятельности юриста.

Психология и юриспруденция, связаны или нет? Ответ очевиден. Любая сфера, которая связана с взаимодействием с людьми не может существовать без психологии, и наша отрасль не исключение. Юристы, на мой взгляд, в-первую очередь, занимаются коммуникацией.

Приведем пример, работники полиции и следственного комитета. Каждый день они сталкиваются с психологией, когда производят допрос или же пытаются понять психологию преступника. Профессия следователя, прокурора, судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов. Также психология нужна и адвокату, он должен понимать психику подсудимого, прокурора, судьи и присяжных. Зачем? Это нужно, чтобы он смог правильно донести информацию, полученную от подсудимого. Ведь если он не сможет этого сделать, суд вынесет не благоприятный исход.

Поведенческая психология необходима в сфере юриспруденции. Она помогает нам ни только налаживать общение, но и понимать врет человек или же говорит правду, чаще всего это касается уголовного права, уголовно-процессуального, административного и других отраслей права, где прописаны санкции за нарушение законодательства.

Одна из подотраслей, если ее можно так назвать, психологии, клиническая. Она рассматривает нарушение расстройств личности, например ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство). При нем у личности непроизвольно появляются навязчивые или пугающие мысли. Как это может помочь юристу? Например, субъект права не хотел разбивать лобовое стекло машины, но что-то внутри него сказало сделать это, он пошел и сделал. Да, в соответсвии с законодательством, он скорее всего заплатит штраф, но если у него впоследствии будет выражаться глубокая фаза ОКР, его направят на лечение и он будет освобожден от штрафа или 15 суток.

Источник

Нужно ли юристу быть психологом?

Меня зовут Графова Юлия – я адвокат и психолог.

Мой роман с Правом начался в 1996, а психология ворвалась в мою жизнь в 2005.

Земельное право, семейное, 5 лет работы в уголовном праве. Кражи, разбои, грабежи, мошенничество, ДТП. С криминальным миром я знакома изнутри со всеми его красками и запахами. Потом курс по защите прав взрослых и детей в международных семейных спорах.

В психологии за 12 лет я прошла путь от полного непринятия психологии, как способа изменения жизни, до точки, в которой сама стала практикующим психологом.

Правовой спор – это всегда крайняя мера. Это когда «я не могу до тебя достучаться», «я хочу отомстить», «я хочу доказать», «меня не слышат», «я знаю, как вас всех поставить на место». Все это про чувства и эмоции. И тут справедливость субъективна.

Кажется, судебное решение принесёт счастье и облегчение! И все бы так, однако существует одно «НО». В реальности счастья не наступает, а конфликт не исчезает даже с наличием положительного решения.

Адвокат и психолог – это две самостоятельные профессии.

С какой целью получать дополнительное психологическое образование адвокатам? Зачем объединять их в одну?

Участие в любом процессе требует от адвоката глубокого понимания психологии личности. Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только профессиональные знания психологии дают объективную картинку ситуации, предлагают эффективные способы решения проблем.

Психология помогает найти ключ не только к каждому клиенту, но и каждой стороне, которая принимает участие в развитии дела. Кроме того, адвокат должен не только грамотно, но и убедительно говорить, умело подбирать аргументы. Каждый тип характера требует своего способа взаимодействия. Кто-то обладает более быстрыми свойствами психики, и это означает, что с ним необходим более быстрый темп речи, более структурная подача информации, а кто-то медлителен, и ему необходимо максимально подробно, обосновывая каждый шаг преподносить информацию.

Психология присутствует в деятельности адвоката на всех уровнях: от взаимодействия с клиентами и коллегами до управления собственными эмоциями. Осознавать, что происходит с тобой в данный момент, на что злишься или чего боишься помогает решать задачи клиентов более профессионально.

Человек, который хочет найти юриста для решения своих проблем, надеется в первую очередь на понимание, на поддержку и признание того, что происходящее несправедливо и незаслуженно. И чтобы дать поддержку клиенту хотя бы в минимальном объеме нужно владеть основными психологическими знаниями и навыками.

Знание психологии в профессии адвоката не менее важны, чем знание законов. Кроме того, к адвокату приходят люди, которые уже испробовали все возможные способы решения проблем, но ничего не получилось. Клиент уже находится на грани стресса, а иногда и за гранью.

Когда адвокат в первый раз общается с потенциальным доверителем, важно установить контакт, почувствовать и понять проблематику. Каждый доверитель уникален, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Бывает, что человеку сложно обозначить некоторые деликатные подробности, которые имеют важное значение для исхода дела в суде и в этом случае, можно применить определенные психологические техники, которые помогают постепенно и безболезненно выяснить все детали. Для того чтобы правильно выстроить защиту или правовую позицию для суда нужно располагать всей информацией, даже самой незначительной. И при этом соблюдать адвокатскую тайну. Таким образом, психология помогает быстрее наладить контакт.

Труд адвоката проникнут психологическим содержанием. Опытный адвокат всегда хороший психолог-практик. Он чувствует людей, может предсказывать их реакции, прогнозировать поведение, может успокоить клиента, снизить степень тревожности, уменьшить страхи, способствовать выводу клиента из депрессии. При этом высокая психологическая компетентность успешно работающего адвоката не заменяет участия психолога, а, напротив, повышает эффективность сотрудничества этих специалистов с целью защитить законные права клиента.

Адвокат должен вовремя обратиться с предложением сотрудничества к профессиональному психологу. Почему?

Помощь потребуется для исследования вопросов, требующих специальных психологических знаний и для написания экспертного заключения для суда (по делам о возмещении морального ущерба, ущерба причиненного деловой репутации, психологические мотивы преступлений и т.п.) Известно, что понимание мотивов тех или иных действий юристами и психологами разнится. Юристы оперируют конкретным перечнем мотивов, в том числе, это корыстные мотивы, месть, ревность и т.п. Психологическое содержание мотивации человеческой деятельности значительно разнообразней.

Заключение психологической экспертизы является доказательством по делу. Факт того, что обвиняемый находился в состоянии физиологического аффекта может стать определяющим при квалификации преступления и решении о соответствующем наказании.

Состояние депрессии, психическое напряжение, посттравматическое стрессовое расстройство могут мешать общению с адвокатом, т.к. человек не может сосредоточиться на вопросах адвоката, эмоционально неуравновешен. В этом случае только психолог может нормализировать психическое состояние клиента и сделать общение с адвокатом эффективным.

Следует психологически готовить клиента к допросу, очной ставке, другим следственным действиям, к выступлениям в суде, поскольку перечисленные действия являются сильным стрессовым фактором. Адвокаты готовят своих клиентов – оговаривают возможный перечень вопросов, помогают формулировать ответы на них, рассматривают наиболее вероятные направления развития ситуаций. Психолог может, в свою очередь, профессионально подготовить человека к ситуации психологического напряжения или давления, с тем, чтобы клиент выглядел убедительно.

Отдельного разговора заслуживает проблема психологической подготовки и поддержки в подобных ситуациях детей. В ряде случаев детям приходится давать показания в суде. Это не простое испытание даже для взрослого. Для неподготовленного ребенка это может быть сильнейшей психологической травмой с самыми тяжелыми последствиями. Возрастная психология и знания о том, что в определенном возрасте происходит с ребенком, чем он живет, какой у него ведущий вид деятельности существенно упрощает процесс разговора адвоката, как с ребенком, так и с его родителями.

Возможна подготовка и участие психолога в переговорах адвоката с представителями противоположной стороны. Правильная организация пространства и выбор времени переговоров, оптимальное расположение участников за столом переговоров, психологически грамотная формулировка и последовательность предъявления аргументов, технологии нейролингвистического программирования приносят сегодня тем, кто ими владеет, ощутимые результаты.

Нельзя для клиента быть и адвокатом, и психологом сразу. Иначе у клиента происходит «слияние» ролей.

Адвокат – это «папина» роль, которая требует соблюдения границ, немного жёсткости и четкости. Психолог – это всегда принятие, поддержка, тепло – «мамина» роль. И если в работе с адвокатом клиенту необходимо входить во взрослую позицию, то в работе с психологом клиент чаще находится в детской роли, а это означает, что ждать от него собранности и ответственности не приходится.

В работе с подзащитными в уголовных делах важно настроить человека на борьбу, на победу. И немаловажную роль играет развитая эмпатия. Отражение чувств клиента, озвучивание их. Это вовсе не означает, что адвокату необходимо постоянно сочувствовать или поддерживать клиента в его переживаниях. Важно правильно озвучить те чувства, в которых находится человек, выразить свое отношение к происходящему. А для того, чтобы сделать это правильно и эффективно важны знания о том, какие вообще бывают чувства и эмоции, какая между ними разница.

Зачем заботиться о состоянии другого человека, клиента?

Потому что прежде всего необходимо быть человеком, а лишь потом специалистом. Зачастую людям необходима соломинка, поддержка нужным, правильным словом кого-то рядом, для того, чтобы они самостоятельно смогли выплыть из водоворота неразрешимых, как им кажется, проблем и увидеть новые возможности для себя и своих близких!

Источник

Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов

Понятие юридической психологии. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов. Особенности применения на практике основных методов сбора первичной информации: беседы и наблюдения. Составление плана беседы. Природа преступного поведения.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления07.09.2013
Размер файла19,0 K

Для чего юристу юридическая психология. Смотреть фото Для чего юристу юридическая психология. Смотреть картинку Для чего юристу юридическая психология. Картинка про Для чего юристу юридическая психология. Фото Для чего юристу юридическая психология

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

1. Понятие юридической психологии

Задачи юридической психологии:

— реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний;

— облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений;

— обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

1-й эта развития юридической психологии совпадает с становление психологии как науки. На этом этапе ученые пытались осмыслить специфические задачи, которые не могли быть решены в рамках правоведения. Большое значение на этом этапе имели работы М.М. Щербатова (1733-1790), И.Т. Посошкова (1652-1726). И. Гофбауэр в работе «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридрих в работе «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) впервые использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Большой вклад в понимание психологии поведения внесли З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и другие представители психоаналитической школы.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

3 этап развития и становления юридической психологии приходится на ХХ-ХХ1 вв. А советский период в России исследования по юридической психологии были остановлены и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось. В 1964 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии.

В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

Специальные методы разделяются на эмпирические и экспериментальные методы. К специфическим методам относят:

· метод составления психологического портрета преступника;

· метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

· метод судебно-психологической экспертизы;

· «следственный» или «розыскной» гипноз;

· метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

2. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов


преступный юридический беседа психология


Правоохранительную функцию государства призваны обеспечивать правоохранительные органы. Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходима качественная юридическая подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности.


Практика последних лет свидетельствует, что к работникам правоохранительных органов стали предъявлять высокие требования. Это относится как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.


В соответствии с этим задача юридического образования состоит в том, чтобы дать юристу специальные знания и правильно определить место различных правовых дисциплин в общей системе подготовки юриста.


Особое место в ряду учебных дисциплин занимает курс юридической психологии.


Изучение основ психологии позволяет юристам применять полученные знания в различных сферах деятельности.


Например, в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Как правило, в целях наиболее объективного и глубокого изучения социально-психологических процессов применяют сразу в комплексе несколько методов сбора первичной информации. В этой статье речь пойдет об особенностях применения на практике основных методов: беседы и наблюдения.


В юридической деятельности широко применяется метод наблюдения, который предполагает сбор первичной и последующей информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и прямого фиксирования социально-психологических явлений и процессов.


Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объекта в ситуации деятельности.


— определить цель и задачи;


— выбрать вид и разработать процедуру наблюдения;


— подготовить технические документы (дневник, карточки и т.п.);


— провести наблюдение и зафиксировать результат;


— произвести анализ полученных результатов, сделать вывод;


— наметить программу реализации полученных данных.


Для успешного проведения беседы от юриста требуется:


— умение заинтересовать собеседника;


— создание атмосферы доверия и откровенности;


— искусство постановки вопросов и анализа ответов.


Методические требования подготовки и организации беседы:


— беседу целесообразно планировать накануне, она должна иметь четкую целевую установку;


— беседа ведется, как правило, наедине, в удобное для этого время, в спокойной обстановке;


— беседа должна быть обоюдной, в виде диалога, и преследовать профессиональные цели.


— регламентированная беседа;


— беседа с взаимным обменом информацией;


— свободная беседа.


1. Регламентированная беседа ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование. Но достоинством такой беседы является то, что собеседник без подготовки отвечает на вопросы, а юристу представляется возможность наблюдать за его реакцией­ при ответах.


Для того чтобы получить нужную правовую, психологическую информацию, следует пользоваться стандартным контрольным перечнем вопросов. Вопросы целесообразно конструировать таким образом, чтобы они были понятны собеседнику и требовали разумных и четких ответов.


2. Беседа с взаимным обменом информацией позволяет узнать более подробные сведения, если юрист умеет не только ставить вопросы перед собеседником, но и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор. Учитывая это обстоятельство, следует заранее подготовить ответы на вопросы, которые может задать собеседник. Неподготовленность юриста иногда отрицательно сказывается на поведении собеседника: не получив ответа на свой вопрос, он не отвечает на вопросы юриста.


3. Свободная беседа проводится тогда, когда юристу необходимо убедиться в умении собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям.


Профессия сотрудника полиции предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни был занят, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Под воздействием перегрузок в работе многие сотрудники постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность.


Изучение основ юридической психологии позволяют юристу преодолевать негативные психологические состояния, а уравновешенность эмоционально-волевой сферы личности является важным фактором, обеспечивающим продуктивность устойчивости психического здоровья юристов.


Цель изучения юридической психологии это подготовка профессиональных юристов к самостоятельной деятельности в качестве дознавателей, следователей, судей, полицейских с использованием методов психологии.


Юридическая психология основывается на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

В юридической психологии широко проводится изучение профессионально важных качеств (ПВК), особенностей профессиональной деятельности и отбора кадров, включающее различные аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Качественная подготовка юристов к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей юридических учебных заведений. Итоговые цели педагогов здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить специалиста, обладающего знаниями, навыками и умениями, по соответствующей специальности. С другой стороны, нужно учитывать специфику будущей служебной деятельности и вооружить будущих юристов специальными психологическими знаниями.

Список литературы

1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: СЭМ, 2005

3. Шмыков В.И. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. М. Норма, 2008

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. Инфра М, 2009

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

реферат [25,2 K], добавлен 07.01.2004

Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний. Предмет, основные принципы и задачи юридической психологии.

реферат [23,0 K], добавлен 10.06.2010

Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Историческое формирование зарубежной и отечественной юридической психологии. Современное состояние юридической психологии. Перспективы развития отечественной юридической психологии.

реферат [26,7 K], добавлен 18.09.2006

Предмет, задачи и категории юридической психологии, ее структура. Характеристика принципов: объективность, законность, единство сознания и деятельности, презумпция невиновности. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний.

реферат [18,0 K], добавлен 13.05.2010

Сущность познания в юридической психологии, основные научные принципы методологии познания. Технология применения знания юридической психологии в деятельности дознания, предварительного расследования, судебного разбирательства, исправления осужденных.

реферат [34,3 K], добавлен 18.04.2010

Определение предмета, задач, системы и метода юридической психологии при обозначении места и роли личности. Изучение психологии юридического труда, преступной группы, правонарушения и психологии потерпевшего. Психология предварительного расследования.

курс лекций [203,2 K], добавлен 15.02.2011

Формирование теоретических знаний о предмете и задачах педагогической психологии и классификация ее основных методов: наблюдения и самонаблюдения, беседы, интервью, анкетирования, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестирования и социометрии.

презентация [105,8 K], добавлен 10.11.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *