Для чего записывать свои звонки
Законна ли запись телефонного разговора в России? И как лучше её осуществить?
В наше время наличие телефона в кармане уже не роскошь, а крайняя необходимость. Телефонные разговоры могут длиться часами, а для кого-то это даже основная работа (call-центр). При общении по телефону мы часто обмениваемся важной информацией, которую стоило бы сразу записать, но мы не делаем это потому, что под рукой нет ручки или место не совсем подходящее.
На помощь пришли специальные программы, позволяющие записывать все ваши телефонные разговоры. Для некоторых это просто находка: если что-то выпустил из виду — включил запись и восстановил в памяти информацию. Но насколько законна такая запись и можно ли ее осуществлять вы узнаете сейчас.
Законна ли запись телефонного разговора?
Для людей, занимающихся бизнесом, ведущих частые телефонные переговоры крайне важно максимально точно помнить информацию, полученную от собеседников. В какой-то момент для многих это стало проблемой. Решением проблемы стали специальные приложения, которые прекрасно справлялись со своей функцией — запись звонков. Согласитесь — это удобно и практично сесть и переслушать разговор, найдя в нем ту информацию, которую не удавалось вспомнить. Но с широким распространением смартфоном, доступностью бесплатных приложений, программа записи звонков стала доступной для широких масс. Сегодня даже дети могут скачать такую утилиту и записать свои разговоры, а потом давать их слушать другим.
С одной стороны — это хорошее подспорье для тех кто неуверен в своей памяти, но с другой стороны — это реальная угроза конфиденциальности разговора. Где вероятность, что ваш личный разговор с другом или подругой не будет потом переброшен вашей второй половинке. А в нем, как ни кстати, будет полный воз неприятных выражений, которые могут серьезно повлиять на вашу совместную жизнь. Вам могут позвонить мошенники и попытаться выудить у вас личную информацию о ваших сетах или платежных картах. Такую запись можно будет предоставить в полицию. Проблемы могут быть и в деловой сфере. Конкуренты могут сделать все, чтобы разладить сотрудничество других компаний. Отсюда логичный вопрос: «законны ли записи телефонных разговоров в принципе?».
Согласно 23 и 24 статье Конституции РФ каждый гражданин имеет полное право на конфиденциальность своих телефонных переговоров и никто без его ведома не может пытаться ими обладать. Исключением становится только тот случай, когда есть судебное решение о необходимости раскрытия информации, озвученной в телефонном разговоре. В подкреплении к этой статье есть ФЗ «О связи» принятый в 2003 году. И даже в УК РФ присутствует статья 138, охраняющая тайну переговоров. Но в последнем случае уголовное преследование может вестись по отношению к третьим лицам, незаконно подслушивающим чужие разговоры.
Обратите внимание! К нарушителям могут применяться как штрафы в размере 80 тыс. рублей, так и исправительные работы на срок не более 1 года.
Согласно этим законам, под защитой находится 3 вида информации:
Передача любой из указанных видов информации третьим лицам является незаконной, если вторая сторона не дала на это своего согласия. Любая другая информация не будет являться секретной, и разрешение от второй стороны, для ее освящения не требуется.
Что же касается непосредственно личных разговоров, то записывать их с помощью приложения на телефоне допустимо и не запрещено никакими законодательными актами, особенно если запись ведется исключительно для личного использования.
Приведем простой пример: гражданка установила на своем телефоне приложение и записывает все свои телефонные разговоры — это законно и ничьи права не нарушаются. Но если на ее телефон приложение установил ревнивый муж, и с помощью синхронизирующей программы прослушивает все ее звонки — это уже уголовно наказуемое действие.
Когда запись телефонного разговора может пригодиться
В зависимости от того, что за информация была записана вашим пишущим устройством может определяться ее ценность. В большинстве случаев, если человек не преследует никаких корыстных умыслов, программа записи звонком послужит всего лишь средством для воспроизведения и обновления в памяти ранее полученной информации. Ведь изначально программа была нужна именно для этого, контроля за своими разговорами, и в случае необходимости повторное прослушивание упущенных данных.
Чаще всего такой программой пользуются менеджеры принимающие заказы в онлайн, это помогает им не упустить из виду все, что заказал клиент. Подобные программы пригодятся мебельщикам, которые в телефонном режиме делают примерные просчеты мебели. Удобно воспользоваться записями поставщикам, обзванивающим свои точки для составления заказа-поставки.
В семейных делах программа тоже может помочь, особенно когда назрел телефонный конфликт, а вспомнить из-за чего он был не получается. Да и в конце рабочего дня трудно вспомнить, что просила жена или дети купить в магазине на обратном пути.
Но могут быть и более серьезные ситуации, когда вас просят дать в долг, обвиняют в чем-то или угрожают, то наличие качественной аудиозаписи может стать серьезным доказательством даже в суде. Однако далеко не все суды готовы принять ваши аудио-доказательства к рассмотрению. В первую очередь будут изучены обстоятельства дела, а потом проверено, может ли данная запись быть приложена к нему.
Обратим внимание! Не все аудиозаписи пригодны для принятия в суде в качестве доказательства. А те что будут приняты, могут быть отправлены на экспертизу для подтверждения их подлинности.
Примером может служить дело, когда у вас есть записи, где ваш должник подтверждает, что взял у вас в долг и называет конкретные сроки погашения его. Но в реальности долг так и не погашает. Тогда такая аудиозапись может стать доказательством.
Как правильно сделать записать разговора, чтоб она была юридически значимой
Теперь о важном. Для того чтобы запись разговора была пригодной для судебных разбирательств и могла служить реальным доказательством, она должна отвечать некоторым требованиям:
Еще один немаловажный нюанс, который может стать решающим в суде: наличие деталировки, оформленной у оператора вашей сотовой сети. Она сможет подтвердить дату и время вашего разговора.
Совет! Не пытайтесь записывать самостоятельно разговоры с преступниками, если они вас шантажируют или угрожают. Лучше осуществить обращение в полицию, составить заявление и уполномоченные органы самостоятельно прослушают ваш телефон и разговор со злоумышленниками. Это будет более весомым доказательством.
Приложения для записи телефонных разговоров: топ-3
Зайдя в магазин приложений для Андроид и задав в поле поиска запрос «запись звонков», вы получите значительный список программ разных разработчиков способных записать ваши разговоры. Все они выполняют одну основную функцию, но их общие возможности могут сильно отличаться. Одни собрали в себе лучшие качества и одинаково хорошо записывают все вызовы, при которых слышно обоих беседующих. Другие способны записать только вас, а третьи пишут только входящие звонки.
В целом все приложения можно разделить на платные и бесплатные. Как правило, у платных есть демоверсии, которые можно протестировать несколько дней и понять, подходит ли это приложение конкретно вашему смартфону. Если нет, пробуйте дальше, благо выбор довольно широкий.
Мы протестировали некоторые программы, и предлагаем свой топ-3 наиболее интересных предложений:
Подведем итог: вы можете записывать свои звонки сколько хотите, если при этом не нарушаете ничьи права. Но если в ваших действиях будет попытка нарушить частное пространство, то последствия могут быть плачевными. А если вам все же нужны доказательства для суда, то лучше обратиться в компетентные органы, которые сами проведут необходимые оперативно-следственные действия.
Как легко настроить запись разговоров на Android
Вы проводите собеседования с кандидатами на вакансии? У вас впереди экзамен, и вам нужно учиться с другом по телефону? Именно поэтому вы должны научиться записывать телефонные звонки на андроид, и все эти разговоры останутся с вами даже после того, как вы повесите трубку. Кроме того, это отличный способ для людей, чтобы запомнить номера и адреса, используемые во время разговора. Записи телефонных разговоров — отличная форма доказательства в юридических делах. Вот способы записать разговор телефонных звонков на вашем устройстве Android.
Стандартный метод для Android
Использование внутренних ресурсов своего устройства – это самый быстрый и легкий способ записать разговор на Андроид.
Как осуществить запись разговора?
Для того, чтобы записать разговор, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
Как записывать звонки на Android с помощью Google Voice
Если вы являетесь пользователем Android, у вас, вероятно, уже установлено приложение Google Voice на вашем телефоне. Это поможет вам записывать ваши звонки бесплатно, без необходимости установки стороннего приложения для этого.
Недостатки: это приложение еще не везде доступно. Поэтому, если у вас еще нет доступа к этой программе, вы должны перейти к другим методам.
Прежде всего, вам понадобится учетка Google Voice. Если у вас его еще нет, вы должны перейти на веб-сайт Google Voice и создать его.
Отныне вы можете записывать входящие звонки, просто нажав кнопку 4 на клавиатуре. Чтобы прекратить записывать разговор, просто нажмите 4 еще раз.
Как записывать вызовы на Android с помощью сторонних приложений
Есть много сторонних приложений, которые сделаны для того, чтобы записывать звонки на Android. Однако, как обычно, некоторые из них лучше, чем другие. Мы протестировали несколько приложений и для целей этого руководства решили показать вам, как использовать два из них: Call Recorder – ACR и Automatic Call Recorder.
Как использовать Call Recorder-ACR
Call Recorder-ACR — это блестящее приложение, доступное в магазине Google Play, которое позволяет записывать телефонные звонки на вашем устройстве Android. Используется тысячами пользователей Android, как одно из самых надежных приложений для записи звонков.
Самое замечательное в приложении заключается в том, что оно имеет высококачественный MP3-рекордер вызовов, и хотя файлы имеют высокое качество, размеры файлов записи действительно невелики. Из-за проблем с хранением, программа удаляет старые записи автоматически, однако, вы можете отметить некоторые старые записи как важные, так что они не будут удаляться. Кроме того, вы можете установить пароль, чтобы другие пользователи не могли получить доступ к вашим файлам.
Настройки
Откройте приложение и нажмите на значок настроек. Теперь, нажмите на General (Основные). Здесь вы можете настроить параметры для записи вызовов и использования этих записей. Вы можете установить пароль, включить уведомление во время записи вызова и сгруппировать записи.
Настройка Параметров Записи
Откройте Настройки и нажмите на Запись. Здесь вы можете выбрать папку, в которую будут сохраняться записи, выбрать один из 7 различных форматов файлов записи, включить автоматическое удаление и выбрать, хотите ли вы записывать вызовы вручную или автоматически.
Кроме того, вы можете установить таймер для начала записи, нажав на кнопку «задержка записи» и ввести время, через которое запись начнется. Кроме того, вы можете записывать вызовы по Bluetooth-гарнитуре, проверив опцию запись по Bluetooth.
Приложение также имеет облачную интеграцию для сохранения записей вашего телефона в облаке. Вы можете включить облачное хранилище, перейдя в меню Настройки и нажав на облачные службы. Вам нужно будет войти в систему с данными учетной записи для любого облачного сервиса, который вы хотите использовать.
Как использовать Automatic Call Recorder
Automatic Call Recorder-это еще одно фантастическое приложение, доступное в магазине Google Play, которое позволяет записывать телефонные звонки. Его уже загрузили более 10 миллионов раз, поэтому оно является, безусловно, одним из самых популярных для записи звонков для Android.
Приложение является чрезвычайно простым в использовании, и требуется всего несколько секунд, чтобы настроить его после установки. Приложение также имеет интеграцию с Google Drive и Dropbox для облачного хранилища.
Настройка
Откройте приложение и нажмите клавишу Меню на своем устройстве. Теперь выберите Настройки из списка параметров.
В разделе Настройки убедитесь, что установлен флажок «Записывать вызовы». Вы также можете настроить такие вещи, как каталог для сохранения файлов, тип файла записи и ваш аккаунт Dropbox для облачной интеграции.
Теперь вы можете сделать / получить вызов, и приложение будет автоматически записывать каждый вызов. Вы увидите красную иконку в строке состояния во время записи вызова, и вы получите уведомление, как только вызов закончится, и вызов будет сохранен. Вкладка «Входящие» — это место, где будут храниться все ваши записи. Эти сохраненные вызовы будут сохранены на вкладке сохраненные.
Воспроизведение записанных вызовов 
Теперь перейдите на вкладку «Входящие» или «Сохраненные» и нажмите на запись, которую вы хотите воспроизвести, и нажмите кнопку воспроизведения. Вы также можете искать записи в списке, нажав клавишу Меню и кнопку поиска.
Записать телефонный звонок, безусловно, нужно пользователям на своих Android-смартфонах по умолчанию. Для этого есть много вариантов. Некоторые из этих приложений чрезвычайно просты в использовании, и вы можете легко записывать телефонные звонки, используя одно из приложений выше. Вы даже можете попробовать сделать скриншоты или записать экран, если кто-то отправляет вам сообщение или текст во время вызова.
Для чего нужно записывать свои холодные звонки
Много лет назад, когда я сам работал менеджером по продажам и сам совершал холодные звонки, я узнал об одной технике, гарантирующей удвоение продаж при продажах по телефону с самого начала ее применения всего за 1,5 месяца. Когда я услышал об этом, такое заявление показалось мне тогда слишком смелым. Только вдумайтесь: удвоить продажи за 1,5 месяца? Как-то не реалистично звучит. Но поскольку мне было интересно, я решил опробовать эту технику.
Совет заключался в следующем: записывайте и слушайте свои телефонные звонки. Должен вам сказать — это сработало!
И я теперь дам вам тот же совет — записывайте себя! На самом деле, если вы спросите меня на тренинге по продажам о том, какой совет по поводу холодных звонков принесет вам наибольшие дивиденды в наиболее короткие сроки, я скажу вам то же самое: начните записывать и критиковать свои телефонные звонки. Без сомнения, это то, что позволит вам увеличить свой доход в последующие 1,5 месяца. Именно это делают все профессионалы.
Я — футбольный болельщик. Что, как вы думаете, делают футбольные игроки на протяжении недели и на выходных перед каждой игрой? Они учатся и анализируют каждую игру, причем не только свою, но и противоположной стороны. Они тратят часы, разбирая игру, анализируя техники и стратегии. Затем они выходят на поле и вносят необходимые коррективы. Поэтому с каждым днем они играют все лучше.
Именно это вы и должны делать — записывать и вносить корректировки. Если вы хотите перемен в собственной деятельности во время продаж по телефону, вам стоит начать записывать собственные телефонные звонки, а затем сесть и прослушать все из них — таким образом вы сможете понять, что вы делаете правильно, а что нуждается в корректировке.
Поверьте мне: ничто из того, что вы можете сделать в качестве менеджера по продажам, торгового представителя, продавца или владельца бизнеса не принесет вам больших результатов, нежели чем эта техника. Каждый раз, когда вы разговариваете по телефону с перспективным клиентом или близки к завершению сделки, у вас не так много времени на раздумья, рефлексию и вам, конечно, не до самоанализа, потому что вы находитесь в ситуации стресса.
Но как только вы закончите звонки в конце дня, вы можете взять записи и посидеть в конференц-зале с менеджером или приятелем-коллегой и просто их прослушать. Теперь вы находитесь в безопасной и комфортной обстановке, вы не пребываете в стрессе. Когда вы пребываете в состоянии спокойствия, то можете проанализировать свое поведение, как делают все профессионалы.
Именно сейчас вы можете уделить все внимание обеим сторонам разговора в этом состояния комфорта и защищенной обстановки в конференц-зале. Именно так вы сможете все прослушать и проанализировать все стороны беседы, выделив те области, которые вы можете исправить.
Большинство ваших конкурентов даже не подумают это сделать. И даже если они об этом задумываются, то вряд ли доведут это до конца. Записывая себя, вы тем самым отпочковываетесь от всех остальных продавцов со средними результатами. И быстро приближаетесь к числу лучших.
Вот на что следует обращать внимание при анализе этих записей. Во-первых, дали ли вы всю необходимую информацию перспективному клиенту? Все ли вы подробно обсудили с вашим перспективным клиентом? Вы услышали то, что сказали они или вы услышали то, что хотели услышать? Были ли возражения? Как вы них ответили? Приблизились ли вы к завершению сделки? Задавали ли вы правильные вопросы на основании того, что сказали они? Что можно было сделать иначе?
Записывать себя — это крайне важно!
Вы узнаете о себе гораздо больше даже после пары записей, чем за полгода холодных звонков без записей. Вы можете прослушивать эти записи в машине, прослушивать их с другими продавцами и менеджерами по продажам.
Признаюсь вам: когда я начал практиковать это, поначалу лично для меня это было весьма болезненно — я был просто ужасен! Но вместо того чтобы расстроиться, я понял, что мне есть куда расти. Я упорно продолжал и вскоре стал сам себя ловить на чем-то во время бесед с клиентом. Например, я действительно научился слушать, и перестал перебивать клиентов, а это один из наиболее важных навыков, я действительно стал исправляться.
Так же и вы, применив эту рекомендацию скоро станете ловить себя на ошибках и использовать нужные техники. Очень эффективно!
Если в вашей компании нет записывающих устройств на телефоне, тогда просто направляйтесь в ближайший магазин радиоэлектроники и потратьте чуть-чуть денег на подобное устройство.
Гарантирую вам: это будет более эффективно, чем многие курсы и тренинги по продажам, книги или семинары. Вы получите гораздо больше, просто прослушивая свои записи, чем из чего бы то ни было (ну помимо разве что- моих материалов и тренингов :)). Вы должны завтра же начать записывать себя, если хотите стать настоящим мастером телефонных продаж!
Я записываю все телефонные разговоры. Законно ли это?
Я записываю вообще все свои телефонные разговоры. Если что-то забыл, могу всегда послушать и освежить в памяти. Если разговор касается не только меня, но и всей семьи — например, звонят рассказать об ипотечном кредите и его условиях, — удобнее потом дать послушать супруге запись с менеджером банка, чем пересказывать своими словами.
Задался вопросом, насколько законна такая запись. Обязан ли я предупреждать вторую сторону о том, что записываю разговор? Могу ли я использовать эту запись для защиты своих прав, например, когда кто-то угрожает мне по телефону? Или же когда частенько звонят с назойливой рекламой, могу я использовать запись, чтобы наказать звонивших по закону?
Вы когда-то писали, что записывать свой разговор можно, это называется надлежащим доказательством. Но в статье про то, как доказать, что договор был, говорите, что суды часто отказываются приобщать записи в качестве доказательств и нужна экспертиза. Я запутался.
Расскажите, что я вообще могу делать со своей записью, а что нет?
Сама по себе запись телефонных переговоров никаких законов не нарушает. Вы и собеседник знаете, о чем говорили, для вас двоих это не тайна.
А вот о том, что дальше можно делать с такой записью и что нельзя, я расскажу подробнее.
Что говорит закон
Существуют категории информации, к которым нет доступа без согласия обладателя:
Если телефонный разговор между вами и собеседником касается бытовых вопросов, ни к одной из перечисленных категорий он не относится. Вы можете его записывать и хранить при условии, что записи не будет в открытом доступе в интернете или где-то еще.
В личных целях вы можете пользоваться записями разговоров без ограничений: например, как записной книжкой, чтобы самому себе что-то напоминать.
Даже если вы делитесь записью с супругой, нарушением это тоже не считается. Например, ваш разговор об ипотеке с менеджером банка можно дать послушать кому угодно: речь о публичном предложении, условия которого доступны всем желающим.
Тайну телефонных разговоров защищает статья 138 УК РФ. Если вы или собеседник во время разговора решили его записать, статья вас не касается. Но касается, если вы специально записываете чужой разговор, в котором сами не участвуете. Санкции за такое преступление — от штрафа в 80 000 рублей до исправительных работ на срок до одного года.
Объясняю, как это работает. Если вы сами звоните супруге и включаете запись разговора — это законно. Но если вы установите на телефоне супруги программу для записи ее разговоров с другими людьми — это преступление. В суде рассказы о поиске возможных любовников в этом случае не помогут.
Как хранить записи телефонных разговоров
Предупреждать собеседника о том, что вы записали разговор, необязательно. Но нельзя передавать посторонним людям аудиозаписи без согласия собеседника. За нарушение грозит административная ответственность по статье 13.14 КоАП РФ и штраф от 500 до 1000 рублей.
Если разглашение информации из разговора приведет к потере репутации или к иному ущербу, пострадавший вправе требовать компенсацию. Варианты ущерба тут могут быть какими угодно: например, разглашение фактов из жизни человека, которые он скрывал от окружающих.
Как используют запись телефонных разговоров в суде
На мой взгляд, самостоятельно сделанная аудиозапись разговора не самое лучшее доказательство. Суды крайне неоднозначно относятся к ним и не всегда приобщают в качестве доказательства к делам.
Приведу пример из судебной практики. Женщина дала в долг 1,5 млн рублей, а должник деньги не вернул. В качестве доказательства женщина предоставила в суд аудиозаписи телефонных разговоров с супругой должника. Супруга подтверждала, что деньги заняли для совместного с мужем бизнеса. Раз так — значит, ответчиков по иску двое, шансы вернуть долг выше.
Суд первой инстанции признал аудиозаписи доказательством. Во второй инстанции сказали, что разрешение на запись никто не получал, поэтому это не доказательство. Точку поставил Верховный суд. Он постановил, что закон не нарушали: запись разговора о долге сделал один из собеседников, речь шла именно о долге, это можно признать доказательством.
После этого дела многие СМИ написали, что Верховный суд разрешил ведение записи переговоров. Но на самом деле все не так просто. Решение приняли по конкретному делу, где учитывалось содержание конкретного разговора. Аудиозапись могли не признать доказательством, если бы в разговоре упоминались какие-то персональные данные.
Часто из записи непонятно, когда она была сделана, при каких обстоятельствах и о чем был разговор. Например, беседа должника с кредитором состоит из нецензурной лексики, междометий и в ней не упоминаются конкретные имена, факты и обстоятельства.
Правоохранительные органы и суды отдают предпочтение записям, полученным с соблюдением всех процессуальных норм. Процессуальные нормы — это прописанная в законе последовательность действий, гарантирующая подлинность записи и законность ее получения. Ее делают на учтенный носитель специально обученные сотрудники. В случае с негласной записью телефонного разговора сотрудники полиции всегда получают разрешение суда. Оспорить подлинность такой записи крайне сложно.
Когда, кроме записи телефонного разговора, у потерпевшего нет других доказательств, следователи могут скопировать файл или даже изъять телефон и приобщить его вместе со всеми записями к материалам дела в соответствии с требованиями уголовного кодекса. Это называется «выемка» — ст. 183 УПК РФ.
Но даже в этом случае окончательное решение о том, доказательство ли эта запись или нет, принимает суд. И не всегда решения суда однозначны: судьи тоже люди и могут ошибаться. Об этом у нас есть целая рубрика — «Изумительные истории».
Что нужно знать, чтобы отстоять свои интересы с помощью записей телефонных разговоров
Аудиозапись — слабая защита. Если речь идет о деньгах, грамотно составленный договор полезнее записи на телефоне.
Если вы планируете использовать запись разговоров для защиты, стройте беседу так, чтобы собеседник обязательно представился. Постарайтесь проговорить дату разговора, место и обстоятельства, с которыми он связан. Не обсуждайте информацию, относящуюся к личным данным, говорите четко и по делу.
Не используйте ненормативную лексику и специфические термины, понятные только вам и собеседнику. Помните, смысл разговора должен быть понятен не только вам, но и судье.
Потребуется подтвердить не только факт разговора, но и его точное время. Детализацию разговоров закажите у своего оператора мобильной связи.
Если вы стали жертвой уголовного преступления, одной аудиозаписи с угрозами или вымогательством будет недостаточно. Обратитесь с заявлением в полицию, сотрудники знают, что делать в такой ситуации. Они могут получить судебное решение и поставить телефон мошенника на прослушивание.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.