Для чего заставляют регистрироваться на госуслугах
Понудить работника зарегистрироваться на портале госуслуг нельзя
Billion Photos / Shutterstock.com |
По мнению экспертов службы Правового консалтинга компании «Гарант», регистрация на портале государственных и муниципальных услуг осуществляется каждым гражданином добровольно в личных целях, она не связана с исполнением работниками трудовой функции, предусмотренной их трудовым договором. Поэтому заставить сотрудников проходить такую регистрацию работодатель не может.
В обоснование своей позиции эксперты отметили, что в соответствии с ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, в соответствии с его трудовой функцией, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).
В то же время, согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал госуслуг (далее – ЕПГУ) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о соответствующих услугах.
В соответствии с п. 9 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Положение) предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием ЕПГУ осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА). При этом доступ с использованием ЕПГУ к информации, которая носит конфиденциальный характер, предоставляется как заявителям, зарегистрировавшимся в ЕСИА, так и тем из них, кто прошел процедуру регистрации на ЕПГУ. При этом регистрация на ЕПГУ осуществляется с использованием номера мобильного телефона. В то же время при регистрации заявителя на ЕПГУ внесение сведений о заявителе в регистр физических лиц ЕСИА не осуществляется (подп. 9.1-9.2 Положения).
Таким образом, регистрация заявителей на ЕПГУ осуществляется на основании добровольного волеизъявления данных лиц, если они желают пользоваться в личных целях государственными и (или) муниципальными услугами в электронной форме с использованием портала.
Соответственно, подчеркивают специалисты, поскольку регистрация на портале государственных и муниципальных услуг осуществляется каждым гражданином добровольно в личных целях, она не связана с исполнением работниками трудовой функции, предусмотренной их трудовым договором, заставить сотрудников проходить такую регистрацию работодатель не может.
Почему нужно зарегистрироваться на портале госуслуг прямо сейчас?
Напоминаем, что для получения электронных услуг нужна учетная запись. Персональные логин и пароль устанавливаются при регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Учетная запись даст доступ не только к порталу госуслуг, но и ко многим другим официальным интернет-ресурсам различных учреждений и организаций, в том числе и доступ к услугам, предоставляемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Ежегодно функционал портала госуслуг значительно расширяется. К примеру, сегодня, 1 июля, на стартовой странице сайта появился раздел «Новые выплаты», приуроченный к началу приема заявлений Пенсионным фондом РФ на новые ежемесячные пособия беременным женщинам и семьям с детьми от 8 до 16 лет включительно. Кроме того, в ближайший месяц посредством портала госуслуг органами ПФР будет осуществляться еще одна выплата – детям от 6 до 18 лет – для их подготовки к началу учебного года. В связи с этим северо-осетинское подразделение Фонда настоятельно рекомендует жителям республики, кому указанные выплаты положены, быть зарегистрированными в системе ЕСИА и иметь доступ к порталу государственных услуг.
Как зарегистрироваться на портале госуслуг?
В строке поиска наберите адрес: www.gosuslugi.ru
Шаг 1. Регистрация упрощенной учетной записи.
Укажите в регистрационной форме на портале госуслуг фамилию, имя, мобильный телефон и адрес электронной почты. После клика на кнопку регистрации Вы получите смс с кодом подтверждения регистрации.
Шаг 2. Подтверждение личных данных – создание стандартной учетной записи.
Заполните профиль пользователя – укажите СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ). Данные проходят проверку в ФМС РФ и Пенсионном фонде РФ. На Ваш электронный адрес будет направлено уведомление о результатах проверки. Это может занять от нескольких минут до нескольких дней.
Шаг 3. Подтверждение личности – создание подтвержденной учетной записи. Сделать это можно тремя способами:
Также напоминаем, что жителям республики окажут содействие во всех клиентских службах ПФР республики. Прием по вопросу регистрации в ЕСИА территориальные органы Пенсионного фонда республики ведут в ежедневном режиме в рабочее время с понедельника по пятницу.
Регистрацию на сайте Госуслуг хотят приравнять к согласию на получение электронных извещений от ФССП
3 апреля Минкомсвязь России представила на общественное обсуждение подготовленный совместно с Минюстом и ФССП проект постановления Правительства РФ об изменении Правил направления судебным приставом-исполнителем электронного извещения, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.
Напомним, сейчас, согласно Правилам, электронное уведомление от ФССП могут получить граждане, зарегистрированные на Госуслугах и специально обратившиеся с заявлением о возможности получения юридически значимых уведомлений через этот портал.
В целях совершенствования механизма направления уведомлений через портал Госуслуг предлагается скорректировать правила, обозначив, что все лица, прошедшие процедуру регистрации в ЕСИА, считаются согласившимися на получение ими электронных извещений в личном кабинете единого портала. При этом лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения таких извещений с даты размещения соответствующего отказа в личном кабинете. Такой отказ может быть впоследствии отозван. За размещение электронного извещения в личном кабинете единого портала будет ответственна ФССП России.
Адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев положительно расценил проект, назвав его «цифровизацией» в действии. «Лицо регистрируется на портале для оказания ему государственных и муниципальных услуг в электронном виде, дополнительного согласия на получение информации от государственных органов не требуется. Судебный пристав-исполнитель сможет вызвать должника повесткой, известить лиц, участвующих в исполнительном производстве, о совершении им исполнительных действий, а также направить им копию вынесенного им постановления. Поправки обеспечат своевременное извещение лиц, права и интересы которых затрагивают действия пристава-исполнителя, и снизят нагрузку на службу судебных приставов ввиду освобождения последних от обязанности вести бумажный документооборот и почтовую переписку», – отметил эксперт.
По словам Олега Лисаева, очень важно, что должник будет своевременно извещен в электронной форме о возбуждении в отношении него исполнительного производства, поэтому он сможет избежать негативных для него последствий вследствие мер принудительного взыскания (взыскания исполнительного сбора, ареста денежных средств на счетах в банках, запрета на выезд за рубеж и управление автомобилем).
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев назвал поправки актуальными, так как они позволят надлежащим образом информировать участников исполнительного производства об его возбуждении и ходе. «В настоящее время зачастую возникают проблемы в процедуре извещения должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Это связано как с высокой нагрузкой судебных приставов, каждый из которых имеет в производстве несколько тысяч исполнительных производств, так и с другими факторами, такими как отсутствие актуальной информации о фактическом адресе должника. В результате возникают ситуации, когда должнику становится известно о возбужденном в отношении него исполнительном производстве только в тот момент, когда начинают совершаться исполнительные действия (например, списываются денежные средства с банковского счета). После чего должник начинает оспаривать данные действия, а также сам документ-основание для возбуждения исполнительного производства. Все это только усложняет всю процедуру исполнительного производства», – отметил эксперт.
По его мнению, извещение в форме электронного документа позволит избежать таких ситуаций, однако для этого необходимо, чтобы абсолютное большинство граждан были зарегистрированы в единой системе идентификации и аутентификации. «На это может потребоваться значительное количество времени, хотя данная система широко внедрена во всех направлениях взаимодействия граждан и государственных органов», – полагает Илья Прокофьев.
Советник юстиции РФ третьего класса, председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон считает, что предложенные поправки касаются изменения порядка получения согласия на получение уведомлений от службы судебных приставов с помощью портала государственных и муниципальных услуг. «Теперь по умолчанию согласие считается полученным, и, для того чтобы отказаться от такого порядка уведомления, гражданину необходимо совершить определенные действия в системе. Подобный прием с недавнего времени широко используется в государственном управлении, и заключается он в “подталкивании” к правильному выбору», – отметил он.
Эксперт предположил, что после принятия поправок работа службы судебных приставов в части надлежащего уведомления граждан и организаций о наличии у них долга существенно облегчится.
Граждан России будут принудительно регистрировать на «Госуслугах» сразу после рождения
Россиян начнут регистрировать на госуслугах против их согласия. Профиль будет создаваться при первом же обращении человека в госорганы, например, при получении паспорта, или, когда родители пойдут получать свидетельство о рождении ребенка, то этот ребенок автоматически получит личный профиль на ЕПГУ. Отказаться от такой «опции» будет нельзя.
Профиль в «Госуслугах» в подарок на день рождения
В России в ближайшем будущем может измениться порядок регистрации на портале госуслуг. Если сейчас каждый гражданин сам решает, нужен ему профиль на этом ресурсе или нет, то в обозримом будущем его будут регистрировать там без его на то желания или разрешения.
По информации «Ведомостей», россиян будут регистрировать в «Госуслугах» с пеленок – как только новоиспеченные родители обратятся в государственные органы за получением документов о рождении ребенка, на него будет заведена учетная запись. То же коснется и более взрослого населения страны – профиль на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) будет создан, к примеру, при получении паспорта и, в принципе, при любом обращении человека в госорганы.
Эта идея изложена в проекте «Цифровой профиль гражданина» (ЦПГ), реализацией которого занимается рабочая группа «Национальная инновационная система» во главе с российским вице-премьером Дмитрием Чернышенко. Одна из основных целей, которую преследуют авторы данного предложения, заключается в увеличении числа россиян, зарегистрированных на ЕПГУ. В их планы входит наращивание этого количества до 85% к 2024 г.
На апрель 2021 г. в «Госуслугах» насчитывалось около 77 млн подтвержденных аккаунтов. При этом общая численность населения страны составляла чуть меньше 146 млн человек, то есть подтвержденная учетная запись на ЕПГУ в настоящее время имеется приблизительно у 52% россиян.
Упрощенная регистрация
В настоящее время получение именно подтвержденного профиля на ЕПГУ требует от россиян выполнения целой последовательности действий, в ряде случаев отнимающей немало часов личного (или рабочего) времени. На первом этапе нужно пройти регистрацию на сайте госуслуг и указать ФИО, паспортные данные, номера мобильного и СНИЛС, а также адрес электронной почты.
После этого нужно посетить многофункциональный центр (МФЦ) и подтвердить свою личность, и только после этого профиль на ЕПГУ будет считаться подтвержденным. В качестве альтернативы визиту в МФЦ власти предлагают россиянам идентифицировать через мобильное приложение одного из крупных российских банков, например, ВТБ или Сбербанка, но не у каждого жителя страны есть смартфон.
Идея по регистрации россиян на ЕПГУ с самого рождения или при любом обращении в госорганы призвана упростить всю эту процедуру. Профиль будет создаваться автоматически, а проверка документов при таких обращениях заменит необходимость идентификации через многофункциональные центры или банковский мобильный софт.
Пароли тоже не потребуются
По мнению авторов проекта «Цифровой профиль гражданина», в перспективе для входа в свой профиль на госуслугах россиянам даже не потребуются логины и пароли. Вместо этого они будут опознаваться по лицу или голосу.
Для использования такой схемы авторизации россиянину придется сперва сдать образцы своей биометрии в Единую биометрическую систему (ЕБС), оператором которой является «Ростелеком». На апрель 2021 г. эта процедура не являлась обязательной, и граждане имели полное право отказаться от предоставления государству своих биометрических данных.
Между тем, развитие ЕБС тоже входит в список проекта «Цифровой профиль гражданина». В настоящее время эта система интереса у россиян, мягко говоря, не вызывает – она заработала 1 июля 2018 г., но к февралю 2021 г. своими данными с ней поделились лишь 164 тыс. граждан России. Как пишет «Коммерсант», эту систему ждет полный перезапуск на условиях концессии, который растянется на несколько лет и потребует вложений 6,6 млрд руб. до 2030 г.
Модернизация ЕБС, по задумке авторов проекта, позволит многократно расширить базу системы. Количество записей в ней с нынешних 164 тыс. должно увеличиться до 50 млн к тому же 2030 г.
Представители аппарата Дмитрия Чернышенко уточнили, что процедура сдачи биометрии будет бесплатной для россиян. Механизм концессии планируется реализовать за счет платы организаций – нотариусов, органов власти банков и др. Также в будущем ЕБС будет присвоен статус государственной информационной системы (ГИС), то есть распоряжаться ею будет непосредственно государство.
Для чего регистрировать корпоративную карту на Госуслугах
Что такое корпоративная сим-карта
Так как плюсов у корпоративных симок много, организации с удовольствием их используют.
Кроме того, сейчас сим-карты повсеместно используются в стороннем оборудовании: системах навигации и слежения, системах ГЛОНАСС, в модемах, вендинговых аппаратах, системах автоматических ворот и шлагбаумов, онлайн-кассах и т. д.
В таких сторонних устройствах также используются корпоративные сим-карты со специальными тарифами.
Что изменилось для владельцев корпоративных сим-карт
Об изменениях было известно уже давно, но в силу они вступили с 1 июля 2021 года. Суть новшеств — обязательная регистрация корпоративных сим-карт на портале «Госуслуги» начиная с 1 июля 2021 года.
Это означает, что все корпоративные карты:
Как видим, регистрация корпоративных симок относится ко всем видам корпоративных карт. То есть подлежат регистрации на Госуслугах корпоративные симки, оформленные как на сотрудников, так и установленные в оборудовании. Единственное отличие — сроки, в которые необходимо подать сведения.
ВАЖНО! Нормативная база — федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ и постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 844.
Что будет, если не активировать корпоративную сим-карту на Госуслугах? Такие корпоративные симки заблокируют, если не уложиться с активацией в срок.
Один из основных вопросов у пользователей: зачем корпоративные симки регистрировать на Госуслугах? Объясняется новшество борьбой с мошенничеством.
Алгоритм действий по регистрации сим-карт на Госуслугах
Итак, покажем на примерах, как зарегистрировать корпоративную симку на Госуслугах.
Чтобы подтвердить корпоративную симку на Госуслугах, необходимо иметь там подтвержденную учетную запись юрлица. Это лучше сделать заранее через подтвержденную учетную запись гендиректора.
О том, как получить ЭЦП для Госуслуг, узнайте из материала.
Допустим, такая запись подтверждена. Как зарегистрировать корпоративную симку:
ШАГ 1. Входим в учетную запись, находим регистрацию корпоративных карт и нажимаем «Начать».
ШАГ 2. Выбираем, как используются сим-карты: в устройствах или непосредственно людьми. Допустим, мы выбираем, что людьми.
ШАГ 3.Переходим к формированию заявления, нажав на кнопку «Перейти к заявлению».
ШАГ 4.Появляются данные организации или ИП. Подтверждаем их корректность нажатием кнопки «Верно».
ШАГ 5. Также подтверждаем юридический адрес кнопкой «Верно».
ШАГ 6. Выбираем из списка нужного оператора сотовой связи и нажимаем «Продолжить».
ШАГ 7. Можно ввести данные вручную либо списком. Вручную имеет смысл вводить несколько номеров. Если же номеров много, то в личном кабинете оператора сотовой связи можно скачать файл в формате csv и загрузить. Посмотрим, как выглядит ручной ввод.
ШАГ 9. Когда все сотрудники внесены, нажимаем «Отправить заявление».
ШАГ 10. Заявление отправлено.
В личный кабинет должно прийти подтверждение.
Вопросы, которые могут возникнуть при регистрации сим-карт
Рассмотрим некоторые нюансы, которые возникают при решении вопроса, как на Госуслугах привязать корпоративную симку.
Надо ли что-то делать с корпоративной симкой ее непосредственному пользователю?
Да, нужно. Здесь есть два варианта:
Можно ли корпоративную симку оформить на себя и не регистрировать?
Да, можно перерегистрировать симку. Для этого понадобится согласие юридического лица, на которое оформлена сим-карта изначально. Какие документы для этого понадобятся, надо узнавать у операторов связи.
Как упростить регистрацию сим-карт, если их много?
Как уже было сказано, загружать данные на Госуслуги можно не вручную, а сразу файлом. Многие операторы сотовой связи, во-первых, высвечивают предупреждение в личном кабинете о том, что сим-картам необходимо подтверждение и надо заполнить персональные данные владельцев корпкарт. Во-вторых, они позволяют выгрузить все данные в нужном формате — csv.
Требования к загружаемому файлу можно узнать на Госуслугах при выборе способа загрузки не вручную, а файлом.
Здесь же можно скачать шаблон файла и внести туда свои данные. Это более надежный способ, так как формат файла точно будет таким, как положено.
Что делать, если невозможно точно определить место положения устройства, где установлена сим-карта?
Обязательными реквизитами, которые следует передать по корпкартам, установленным в устройствах, являются наименование и ИНН владельца сим-карты, а также ее номер. Остальные реквизиты заполнять необязательно. Или, например, в поле адрес можно проставить юридический адрес организации, на которую они оформлены.
Нужно ли согласие работников на передачу персональных данных при регистрации корпкарт?
Нет, не требуется, так как работодатель при регистрации сим-карт на Госуслугах выполняет требования законодательства.
Не знаете, как работать с персональными данными работников? Куда их можно передавать, а куда — нет? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите гайд по работе с персональными данными сотрудников.
Итоги
С 1 июля 2021 года введена обязательная регистрация корпоративных сим-карт на Госуслугах. Карты, которыми пользуются сотрудники, необходимо зарегистрировать до 30 ноября 2021 года. Для карт, вставленных в различные устройства, срок продлен — до 1 марта 2023 года. Если не активировать сим-карту, то она будет заблокирована.