Для чего жертвоприношение в исламе

О происхождении жертвоприношения (курбан)

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Каждый год 10 числа месяца зуль-хиджа по лунному календарю мусульмане всего мира отмечают самое значимое религиозное событие года – Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха, который на языках многих мусульманских народов России принято называть Курбан-байрам. Продолжается праздник ещё в следующие три дня – дни ташрика.

Курбан-байрам является кульминацией одного из важнейших предписаний Ислама – хаджа – массового паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие святыни Ислама. В эти дни следует совершать как можно больше добрых дел с благими намерениями, радовать родных, близких, знакомых и незнакомых.

Коротко о том, как пророк Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему).

Обряд жертвоприношения связан с именем пророка Ибрахима (мир ему) занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к /content/veroeshenie/48922, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой преданности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем – Исмаилем (мир ему). Ибрахим (мир ему) достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, обратился с мольбой к Аллаху: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37, аят 100). Приняв молитву Ибрахима (мир ему), Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилем.

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?». Ответив отрицательно, Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.

Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Наблюдая за всем этим, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха о милости отцу и сыну. В тот же час Джибриль (мир ему) привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).

Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму (мир ему).

О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима (мир ему) и разделяющих вероубеждение аль-Ашари, сделай искренними последователями Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), не лишай нас их бараката и шафаата и в День Суда подними нас вместе с ними. Амин!

Зумруд Исаева

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Ценность и значимость жертвоприношения в Исламе

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Есть много хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о ценности жертвоприношения. Здесь мы приводим смысл не которых из них. Кто хочет подробнее ознакомиться с ними может изучить известный сборник хадисов «Канзу аль-‘уммаль».

1. «Самое любимое для Всевышнего Аллаха деяние детей Адама в день праздника жертвоприношения (курбан) – это принесение в жертву животного. Поистине, жертвенное животное предстанет в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами, и поистине, зарезавший его достигнет большой степени перед Аллахом прежде, чем кровь жертвенного животного достигнет земли, поэтому вы радуйтесь этой жертве». (Хадис передали Абу Дувуд, Тирмизи, и Хаким от ‘Аишы, да будет доволен ими Аллах).

2. «Для того, кто совершит жертвоприношение с радостью в сердце и с надеждой на получение вознаграждения от Аллаха, стараясь заслужить довольство Аллаха, это животное станет преградой от огня Ада». (Этот хадис передан от Хасана сына Али Асхаба, да будет доволен ими Аллах).

3. «Действие, которое больше всего ценит Аллах в день праздника Курбан – это расходование рабом имущества для приобретения жертвенного животного». (Этот хадис рассказали Табарани и Байхаки от Абдуллаха, сына Аббаса, да будет доволен ими Аллах).

4. «Самым лучшим из жертвенных животных является самое дорогое по цене и самое тучное». (Ахмад, Хаким).

5. Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах!): «О Фатима, когда за тебя режут животное, ты стой рядом. Разве ты не знаешь, что как только первая капля крови упадет на земли, будут прощены все твои грехи. Разве ты не знаешь, что это животное приходит в Судный день с весом (мясом и кровью), увеличенным в 70 раз и ее ставят на чаши весов твоих деяний». Тогда Абу Саид аль-Худри сказал: «О, Посланник Аллаха, это (такое достоинство) только для семьи Мухаммада? Если да, то вы этого достойны, или же для семьи Мухаммада, а также и для всех остальных?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это для семьи Мухаммада и для остальных». (Этот хадис рассказал Ибн Аби ад-Дунья и др.).

7. Зайд ибну Аркам рассказал, что сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, что такое жертвоприношение?» Он ответил: «Это – религия вашего отца Ибрахима (мир ему)». Они спросили: «Что мы получаем, совершив этот обряд?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного». (Хадис рассказали Ибн Занджавий и Ибну Маджах).

8. В хадисе, переданном Дайлами, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы приносите в жертву крупных животных, в Судный день они понесут вас в Рай».

9. В хадисе, переданном от Байхаки, сказано: «Совершившему жертвоприношение записывается вознаграждение за каждую каплю крови». («Итхаф», т. 4, стр. 74).

10 Желательное (сунна) жертвоприношение ценнее желательной милостыни (сунна садака), если они равны в количестве, если не равны, то – нет. Например: отдать в качестве милостыни крупный рогатый скот лучше, чем принести в жертву барана.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Обряд жертвоприношения в Исламе

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Понятие жертвоприношения – курбан

Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. При этом режут верблюдов, крупный или мелкий рогатый скот.

Шариатский довод в пользу законности жертвоприношения

Шариатским основанием для совершения обряда жертвоприношения является священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение) и единогласное мнение ученых-имамов (иджма‘).

Всевышний Аллах в Коране говорит:

Смысл: «Соверши праздничный намаз и жертвоприношение» (Сура 108 «Аль-Кавсар», аят 2).

В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслим от сподвижника Анаса, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух белых баранов с большими рогами».

Вся мусульманская община единодушна в том, что обряд жертвоприношения является одним из больших знамений Ислама, предусмотренных Шариатом. Поэтому, если кто-либо станет утверждать, что обряд жертвоприношения не имеет места в Шариате, он впадает в неверие (куфр).

Истоки жертвоприношения

Обряд жертвоприношения является предписанием Шариата, которое берет свое начало от пророка Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах возложил жертвоприношение (курбан) на умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) во втором году хиджры. (См. Ибн Раджаб. «Латаифу аль-маариф», стр. 463; «Хашияту аль-джамаль», т. 8, стр. 203).

Мудрость предписания жертвоприношения в Шариате

Человек, смиренно и беспрекословно выполняющий все веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника, поклоняется Господу в совершенстве, он получает самое большое вознаграждение и довольство Создателя. Всевышний Аллах сотворил и содержит все сущее, Он – Царь, в чьей власти находится все, Он Творец и только Он достоин поклонения. Мы рабы Аллаха, которых Он создал и обеспечивает пропитанием, и нам надлежит выполнять все веления Аллаха, не задаваясь вопросами: «почему», «ради чего», и «в чем смысл этого», ибо рабы должны быть покорными своему хозяину и все сотворенное обязано подчиняться своему Творцу. С таким убеждением мусульманин должен выполнять все повеления и остерегаться всех запретов Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Когда у мусульманина будет такое убеждение, он сможет познать смысл и мудрость некоторых шариатских решений, исходящих от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо Всевышний Аллах нам не предписывает того, в чем нет мудрости и глубокого смысла. И в предписании Шариата о совершении обряда жертвоприношения заключено много пользы и мудрости.

Приведем некоторые из них: 1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил, а также за то, что Он продлил нам жизнь с прошлого года до нынешнего. 2. Жертвоприношение – это прощение грехов и очищение поклонения от недостатков.

3. Жертвоприношение – это помощь бедным и нуждающимся, поддержка близких, укрепление хороших отношений между мусульманами, при этом мусульмане просят Аллаха о прощении грехов и об увеличении благ друг для друга.

4. Жертвоприношение – это лекарство от скупости и алчности, и совершение жертвоприношения для человека есть очищение от таких пороков.

5. Жертвоприношение – это напоминание об истории пророка Ибрахима (мир ему) и его сына пророка Исмаила (мир ему). Эта история, поистине, завораживает сердца людей. Будучи уже в пожилом возрасте, пророк Ибрахим (мир ему) и его жена попросили Аллаха дать им сына. Всевышний ответил на их мольбу, и у них родился сын Исмаил. Аллах испытал пророка Ибрахима-халила (Особенный друг), повелев принести в жертву своего единственного сына, которого он очень любил. Ибрахим (мир ему) беспрекословно подчинился воле своего Творца и смиренно принял Его волю. Он сказал своему сыну Исмаилу (мир ему), что видел во сне, как приносит его в жертву. Так как сон пророков – это откровение Аллаха, молодой Исмаил (мир ему), поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, сказал отцу:

Смысл: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я – коли угодно Богу, – найду в себе смирение и твердость» (Сура «Ас-Саффат», аят 102).

Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания Шариата, чтобы люди не забывали историю этих двух великих пророков. В этом есть испытание и для нас. Всевышний Аллах обращается к нам: «Вы видели, какое великое дело совершили мои любимые пророки ради Меня. Я не требую от вас того же. Я повелеваю вам, чтобы вы из тех домашних животных, которых Я дал вам, ради Меня и из-за любви ко Мне, следуя Моему велению, принесли в жертву хотя бы одно животное».

Таким образом, чтобы испытать нас Всевышний Аллах предписал нам совершение жертвоприношения.

По этому поводу Всевышний Аллах в Коране говорит:

Смысл: «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура 22 «Аль-Хадж», аят 37).

То есть, смысл этого аята заключается в следующем: до Аллаха доходит состояние ваших сердец, которое заставило вас совершить жертвоприношение, Он видит, что любовь к Нему и Его повеление, дороже для вас любви к мирскому.

Источник

Зачем мусульмане совершают жертвоприношение, и какая от этого польза?

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Смысл и польза жертвоприношения

Практика жертвоприношения существует на протяжении всей истории человечества. Она присутствует во всех религиях, отличаясь целями и формами совершения. В Священном Коране сказано:

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Как правильно выбрать жертвенное животное на Курбан-байрам?

О тех, кто не совершает жертвоприношение, Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек имел возможность принести жертву и не сделал этого, то пусть не приближается к месту нашего моления» (Ибн Маджа, Ардахи, 2; Ахмад ибн Ханбал, II/321; Хаким, II/422).

Из данного хадиса следует, что Пророк (мир ему) сильно порицает такого человека. Поэтому каждый мусульманин, имеющий возможность принести в жертву животное, должен выполнить веление Господа. Истинный мусульманин не может пренебрегать заповедями и запретами Аллаха, иначе его положение будет очень плачевным.

Главное в жертвоприношении — это намерение и искренность человека. Ведь в Священном Коране сказано: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура аль-Хадж 22:37).

«За каждую шерстинку жертвенного животного вам будет записано вознаграждение» (Ибн Маджа, Адахи, 3).

«Поистине, жертвенное животное предстанет в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами, и поистине, зарезавший его достигнет большой степени перед Аллахом прежде, чем кровь жертвенного животного достигнет земли, поэтому вы радуйтесь этой жертве» (Тирмизи, Адахи, 1).

Жертвоприношение — это самое красивое и самое ценное поклонение праздника Ид аль-Адха. Оно помогает человеку обуздать собственное эго и напоминает ему, что он раб Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Самое лучшее, что сын Адама [человек] может сделать во время праздника Ид аль-Адха — это совершить жертвоприношение» (Тирмизи, Адахи, 1; Ибн Маджа, Адахи, 3).

Жертвоприношение приближает человека к Аллаху и помогает осознать, что ты являешься рабом Всевышнего. Поэтому мусульманин, который совершает жертвоприношение, должен быть далеким от двуличия [рийа] и хвастовства.

Жертвоприношение является явным свидетельством того, что мы подчиняемся велениям Творца и готовы пожертвовать своим имуществом ради Его довольства.

Жертвоприношение — это доказательство того, что любовь к Аллаху для нас превыше всего.

Всевышний даровал в пользование людям множество живых и неживых существ. И мусульманин своим жертвоприношением выражает благодарность Творцу за проявленную милость.

Источник

О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ В ИСЛАМЕ и положениях, связанных с ним

Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть фото Для чего жертвоприношение в исламе. Смотреть картинку Для чего жертвоприношение в исламе. Картинка про Для чего жертвоприношение в исламе. Фото Для чего жертвоприношение в исламе

Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?
Все ученые единогласны в том, что Жертвоприношение в день праздника (‘Ид) является узаконенным деянием. См. “аль-Мугъни” 9/345, “аль-Хауи” 19/83, “аль-Мухалля” 7/355.
Однако они разошлись на два мнения относительно обязанности Жертвоприношения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет фара’а и нет ‘атиры!» Муслим 1976.

Фара’ – это то, что приносили в жертву во времена джахилии своим идолам, желая от них благо.], то все ученые были единогласны, что ее совершение не являлось обязательным. И поэтому если этот хадис был бы указанием на обязательность Удхия, то также в нем было бы указанием на обязательность ‘атиры. См. “аль-Муфхим” 5/351.
Вывод относительно обязательности Удхия
На основании рассмотренных аргументов становится очевидным, что правильным мнением является то, что совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия) не является обязательным, и не совершение его не влечет за собой грех. И самым ясным в этом разногласии является понимание сподвижников, которые не считали его обязательным.
Однако вместе с тем, все ученые единогласны в том, что совершение этого великого обряда является весьма желательным, особенно когда есть для этого возможность, поскольку неизвестно чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо пропускал совершение Удхия, будь он дома или в пути! И к этому побуждает сам Всевышний и Всемогущий Аллах, сказавший: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (Хадж, 36).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Удхия Сунна! И мне не нравится ее оставление!” См. “аль-Умм” 2/221.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!” См. “аль-Изтискар” 15/163.
И даже шейх Ибн Усаймин, который считал, что правильным является то мнение, что Удхия не обязательна, говорил: “Мнение о том, что Удхия является обязательным лучше, чем то мнение, что оно не обязательно. Однако при условии – наличии достатка”. См. «Шархуль-мумти’» 7/422.

О достоинствах праздничного жертвоприношения
Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (аль-Хадж 22: 34).
‘Икрима сказал: “Речь идет о праздничном Жертвоприношении!” См. “Тафсир Ибн Абу Хатим” № 13927.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “В этом аяте указание на то, что праздничное Жертвоприношение не являлось особенностью только этой общины”. См. “Задуль-масир” 5/431.

1. «Нет деяния из деяний сынов Адама, которое было бы любимо для Аллаха в день Жертвоприношения, чем пролитие крови жертвенного животного. И поистине, это животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами…» ат-Тирмизи 2/352.

Данный хадис является слабым по причине передатчика Сулеймана ибн Язида, который является слабым рассказчиком, о чем сказали имам Абу Хатим, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 526.

2. Однажды сподвижники спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Что означает это Жертвоприношение (Удхия)?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Жертвоприношение – это Сунна вашего отца Ибрахима!» А на вопрос: “Что нам за это будет?” Он ответил: «За каждую шерстинку вам будет записано вознаграждение». Ибн Маджах 2/273.

Этот хадис не достоверный по причине двух неприемлемых передатчиков в иснаде: ‘Аизуллаха и Абу Дауда ас-Саби’и. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 527.

3. «О Фатыма! Встань, и будь свидетельницей закалывания своего жертвенного животного. Поистине, тебе будут прощены твои грехи с первой каплей крови!» аль-Хаким 4/222.

Этот хадис неприемлем по причине неприменимого передатчика Сабита ибн Абу Сафии. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 528.

4. «Тот, кто совершил благое Жертвоприношение, надеясь на награду, оно станет преградой от Огня». ат-Табарани в «аль-Кабир».

Данный хадис выдуманный, ибо в нем передатчик Сулейман ибн ‘Амр ан-Наха’и, который выдумывал хадисы. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 529.

5. «Совершайте жертвоприношение, ибо поистине, это будет вашим верховым животным на пути в Рай». ад-Дайлями в «аль-Фирдаус».

Данный хадис также весьма слабый, о чем сказали имам аль-‘Аджлюни, хафиз Ибн ас-Салях, Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха уаль-мауду’а” 74, 1255.

Данные хадисы нельзя приписывать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поскольку он не произносил этого. А также необходимо опасаться в этом угрозы, а именно: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.]”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 4/13.
Но несмотря на это, сам Ибн аль-‘Араби говорит: “Поистине, закалывание жертвенного животного в день Жертвоприношения, является наилучшим из деяний, поскольку каждое поклонение имеет свое превосходство в установленное время!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 4/13.
Однако, все же среди хадисов о достоинствах Удхия есть некоторые достоверные хадисы. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” рассказывал: “Что касается достоинства Жертвоприношения, то относительно этого передавали хорошие сообщения, среди которых то, что приводит Са’ид ибн Дауд со слов Абу аз-Зубаира, который передал со слов Малика, передавшего со слов Саур ибн Язида, передавшего от ‘Икримы, который передал от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!»” См. “Фатх аль-Малик” 7/18.
Также в длинном хадисе от Ибн ‘Умара, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»аль-Баззар 2/182, Ибн Хиббан 963, ‘Абдур-Раззакъ 8830. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 1112.
Имам аль-Мунауи передал, что ат-Тый сказал: “Благие деяния, как обязательные, Сунны и адаб, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные дела по причине определенного времени или места! И если посмотреть на обряд праздничного Жертвоприношения (Удхия), то станет ясно, что это из числа проявления обрядов Аллаха, а Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32)”. См. “Файдуль-Къадир” 5/584.
Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения
Животные, которые могут использоваться в качестве праздничного Жертвоприношения
Для праздничного Жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия. См. “аль-Мугъни” 9/440, “Бидаятуль-муджтахид” 1/348, “ас-Сайлюль-джарар” 4/78.
Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (аль-Хадж 22: 34).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Под «скотиной», здесь речь идет о восьми парных особях: верблюды, крупнорогатый скот, овцы и козы”. См. “аль-Хауи” 15/75.
Имам аль-Къуртуби сказал: “То, в чем единогласны мусульмане, и чем они совершают Удхия – это восемь парных животных: овцы, козы, коровы и верблюды”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/109.
Однако от этого единогласного мнения (иджма’) отклонились Хасан ибн Салих, считавший, что в качестве Удхия дозволено закалывать антилопу, газель, буйволов и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/394. И имам Ибн Хазм сказавший, что Удхия дозволено совершать любым животным, мясо которого дозволено употреблять в пищу. При этом он опирался на следующий хадис: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана. Отправляющийся еще позднее, подобен принесшему в жертву курицу. И отправляющийся еще позднее – принесшему в жертву яйцо». аль-Бухари 881, Муслим 850.
Опираясь на этот хадис Ибн Хазм сказал, что если бы приносить в качестве Жертвоприношения курицу было бы не дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упомянул бы о ней в качестве примера награды. См. “аль-Мухалля” 6/29.
Однако остальные ученые возразили на эту аргументацию и сказали: «Если брать в качестве довода этот хадис на то, что дозволено приносить в жертву и птиц, то получается что дозволено использовать в качестве праздничного Жертвоприношения и яйцо! Ведь оно тоже упоминается для примера в этом хадисе. Однако нет разногласия в том, что это не приемлемо!»
Также в качестве довода Ибн Хазм использовал слова Биляля, сказавшего: “Я не перестал бы совершать Жертвоприношение и курицей!” ‘Абдур-Раззакъ 8156. Иснад достоверный.
Однако неоспоримый довод только в поступке посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ибо неизвестно, чтобы он когда-либо совершал Жертвоприношение птицой.
Мнения Хасана ибн Салиха и Ибн Хазма ученые отнесли к отклоненным в данном вопросе, и противоречащим тому, о чем говорили большинство саляфов и имамов после них. См. “И’ляу ас-Сунан” 17/229.
Жертвенное животное должно достигать определенного возраста
Сообщается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Муслим 1963.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенного возраста, не дозволено закалывать в качестве праздничного Жертвоприношения, исключением чего является баран”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/101.
Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. “аль-Мудаууана” 2/12, “аль-Мабсут” 9/12, “аль-Мугъни” 9/348, “аль-Хауи” 19/29.
Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года. ‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Однажды мы совершали с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) праздничное Жертвоприношение и приносили в жертву полугодовалых овец”. ан-Насаи 7/219, аль-Байхакъи 9/270. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Однако опять же необходимо отметить, что это является исключением и только при необходимости, на что указывает предыдущий хадис: «Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев».Муслим 1963.
К тому же некоторые саляфы считали, что полугодовалый барашек должен быть не маленький. Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Не достигший года баран может быть принесен в жертву, если является крупным”. См. “аль-Асар” 63.
Также некоторые люди ошибочно полагают, что к этому имеют отношение и козлы, проводя аналогию с баранами. Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: “Однажды в день Жертвоприношения пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью после молитвы и сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до молитвы, то принесет ее до молитвы и не совершит жертвоприношение вообще». Услышав это, Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, а я принес свою овцу в жертву до молитвы, так как знал, что сегодня праздник, и люди будут есть и пить, и желал, чтобы моя овца оказалась первой, которую принесут в жертву в моем доме! Вот почему я заколол свою овцу и поел, прежде чем прийти на молитву”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя овца может пойти только на мясо». Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, у нас есть еще маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой?” Он сказал: “Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!»”» аль-Бухари 955.
Таким образом, мы видим, что это было исключением только для Абу Бурды.
Более того, неизвестно среди ученых разногласия в том, что все животные, пригодные для Удхия, должны достигать своего возраста, исключением чего является только овцы. Имам ан-Науауи: “Умма единогласна в том, что верблюд, корова и коза не могут приноситься в жертву, если только не достигнут необходимого возраста”. См. «аль-Маджму’» 8/394.
Дефекты, делающие жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения
Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на ноги и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий”. См. “Фатх аль-Малик” 7/16.
Животное с этими недостатками не может быть принесено в качестве Жертвоприношения, а если и будет принесено в жертву, то не будет засчитано, в чем нет разногласия среди ученых.
Если же эти недостатки не явные и незначительные, то тогда не является запретным принесение в жертву таких животных, поскольку в хадисе содержится указание на то, что эти недостатки должны быть «явно выраженными». См. “ас-Сайлюль-джарар” 4/80.
Также есть дефекты, которые делают животное нежелательным для жертвоприношения, но не запретным. Среди этих дефектов оторванное ухо, сломанные рога и т.д. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нам повелевал обращать внимание на глаза и уши (жертвенных животных)”. Ибн Маджах 3143, Ибн Хузайма 2915. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Что же касается дефектов, которые не упомянуты в Сунне, то они не делают животных непригодными, однако могут стать причиной неполноценной награды. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/373.
А что касается кастрированного животного, то нет проблем приносить его в жертву, поскольку передается множество хадисов, указывающих на то, что два барана, которых принес в жертву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), были кастрированными. Абу Рафи’ рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес в качестве Жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов”. Ахмад 6/8. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 1147.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этих хадисах указание на то, что кастрированные животные не порицаемы для праздничного Жертвоприношения. Но некоторые ученые считали это порицаемым из-за отсутствия части тела у животного. Однако это не является недостатком у животного, поскольку кастрация делает мясо животного хорошим и удаляет от него плохой запах”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.
Жертвоприношение – это акт поклонения Аллаху, а Аллах – Благой и принимает только благое. Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32).
Если животное получило какое-либо увечье после его приобретения, то его все равно можно принести в жертву.
Время совершения праздничного Жертвоприношения
Удхия имеет строго установленное время, которое начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа). Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы, является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». аль-Бухари 955.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения!” См. «аль-Иджма’» 78.
Если же мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву, то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого в том, что время Жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что как раз примерно и составит час. См. “аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия” 153.
Что же касается последнего времени, отведенного для Жертвоприношения, то среди ученых по этому поводу есть пять мнений. Однако из них можно рассмотреть только два, как говорил хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, поскольку из этих мнений только два имеют опору на мнения сподвижников. Одно из мнений, что после дня Жертвоприношения (йяуму-Ннахр) десятого Зуль-Хиджа, Удхия может совершаться еще два дня. А второе мнение состоит в том, что после дня Жертвоприношение оно может совершать еще три последующих дня, т.е. все три дня ат-Ташрикъа, до тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа включительно. Относительно этого передается хадис от Джубаира ибн Мут‘има, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дни ат-Ташрикъа – дни Жертвоприношения!» Ахмад 4/82, ад-Даракъутни 4/284.
Однако относительно достоверности этого хадиса высказывалось множество различных мнений. Но этот хадис имеет множество путей, усиливающих друг друга, по причине чего имам Ибн Хиббан, хафиз ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили его достоверность. См. “Сахих Ибн Хиббан” 9/166, “Файдуль-Къадир” 5/35, «Сахих аль-джами’» 4537, “Тахкъикъ Зад аль-ма’ад”.
Также это мнение передается от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. См. “Задуль-Ма’ад” 2/291, “Найлюль-аутар” 5/142.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто совершил Жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрикъа, у того нет Удхия!” См. “аль-Умм” 2/223.
Таким образом, наилучшим мнением является то, что Удхия дозволено совершать четыре дня.
Однако нет сомнения в том, что лучше всего принести жертву в самый первый день Жертвоприношения – десятого Зуль-Хиджжа, в величайший из дней в году, о котором посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним! [Причина этого в том, что именно в эти два дня совершаются многие важнейшие обряды Хаджа.» Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1064.
Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное, но впоследствии лишился его?
Если человек приобрел жертвенное животное, однако впоследствии его потерял, или оно умерло или же его украли и т.д., то он не обязан ничего предпринимать и покупать другое животное. Тамим ибн Хууайс рассказывал: “Однажды я купил в долине Мина барашка, чтобы совершить Жертвоприношение, но потом он потерялся. Когда я спросил об этом у Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Это не повредит тебе»”. аль-Байхакъи 9/289. Иснад достоверный.
Но следует разделять между Жертвоприношением по обету (назр) и без обета. Ибн ‘Умар говорил: “Если человек приобрел верблюда для праздничного Жертвоприношения, дав обет принести его в жертву, после чего он потерялся или умер, то он должен его заменить. Если же это было добровольным Жертвоприношением (не по обету), то если он желает пусть заменит его, а если не желает, то пусть ничего не предпринимает”. Малик 866. Иснад достоверный.
Один баран приносится в жертву от всей семьи
Каждой состоятельной семье следует приносить в жертву одного барана, даже если эта семья состоит из ста человек. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: “Однажды Абу Айуба спросили: “Как совершалось Жертвоприношение во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он ответил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите»”. Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
‘Аиша рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил Удхия, он сказал: «С именем Аллаха. О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада», после чего совершил жертвоприношение”. Муслим 1967.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе довод на то, что принесение в жертву одной овцы достаточно для одного человека и всех членов его семьи, даже если их много!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.
Сообщается также, что “‘Али ибн Абу Талиб приносил в жертву одного животного за всех членов своей семьи”. Ибн Абу ад-Дунья. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/4.
Если же у кого-то есть возможность и желание, то они могут принести в жертву более одного животного, главное, чтобы в этом присутствовали правильное намерение и искренность, а не показуха и хвастовство.
Тут следует отметить, что ханафиты считали дозволенным принесение в жертву одного животного только за одного человека. А упомянутые доводы считали отмененными, как это говорил имам ат-Тахауаи. А имам ан-Науауи на это заявление отвечал: “Ученые сказали, что он (ат-Тахауи) ошибся в этом. Поистине, отмена и конкретизация должны утверждаться на основании доказательства, а не на основании простого заявления!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/106.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *