Для человека нет ничего более интересного чем люди
Введение. В конце XVIII века немецкий ученый В.Гумбольдт сказал: “Для человека нет ничего более интересного, чем люди”
В конце XVIII века немецкий ученый В.Гумбольдт сказал: “Для человека нет ничего более интересного, чем люди”. Смысл высказывания полностью относится к тому материалу, который рассматривается в психологии.
Данное методическое пособие составлено с учетом того, чтобы в целом раскрыть общие проблемы в этой области знания и войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки. Содержание курса:
Психология как наука. Предмет, задачи и методы психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Структура современной психологии. Психика и мозг. Познавательная сфера личности. Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Индивидуальные особенности личности и их проявление в деятельности. Темперамент и характер. Воля. Чувства и эмоции. Способности. Деятельность. Педагогика как единство воспитания и обучения. Предмет, методы, категории педагогики. Формирование педагогического идеала на протяжении нескольких веков. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности.
Тематика курса дает общие знания по всем психическим явлениям, но внимательно изучив материал, можно заняться самопознанием и самосовершенствованием.
В конце каждой главы приведены контрольные вопросы, которые используются для самопроверки качества усвоения материала. Во второй части имеются контрольные вопросы к зачету, список литературы и терминологический словарь.
1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
«Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди» — цитата В. Гумбольдта (ЕГЭ обществознание)
В данной цитате Гумбольдт рассматривает идею сущности социализации. Смысл высказывания заключается в том, что человек не может стать полноценной частью общества, не взаимодействуя с другими людьми. Я поддерживаю данную позицию автора, потому что считаю, что узнавая других, мы глубже познаем самих себя, и развитие нас как личностей невозможно без участия других людей.
В приведённой цитате хотелось бы выделить следующие аспекты: личность как продукт социализации и агенты и институты социализации.
Обратимся к первому выделенному мной аспекту. Под словом социализация принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Получается, что через процесс социализации человеческий индивид становится и личностью, а значит субъектом сознательной деятельности, приобретает некоторые социально значимые черты и качества, которые может реализовывать в общественной жизни. Социализация, как значимый процесс в жизни каждого человека, выполняет такие функции, как освоение человеком системы знаний о мире, человеке и обществе. Благодаря данному процессу происходит также усвоение практических навыков и моральных ценностей и ориентиров. Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что стать личностью человек может только пройдя процесс социализации.
Хотелось бы проиллюстрировать свои рассуждения примером из истории. В 1800 году около французского города Аверон был найден дикий мальчик, примерно семи лет. Забрав его к себе и тщательно исследовав, ученые пришло к выводу, что он был воспитан волками. У него были повадки животного, он с легкостью переносил экстремальные холода и предпочитал дикие ягоды более изысканным человеческим блюдам. Доктора упорно и терпеливо работали с ним на протяжении 6 лет, он был включен во взаимодействие с другими людьми, и это дало свои результаты. Виктор (так назвали мальчика-волка) приобрел такие социально-значимые качества, как трудолюбие и умение наслаждаться работой. Ему нравилась разнообразная домашняя работа, в особенности он охотно рубил дрова, при этом не скрывая своего удовольствия. Также, его интеллектуальным достижением стало изобретение карандашницы из старого вертела. Этот пример показывает, что даже самый безнадежный индивид способен стать личностью в обществе и в правильно подобранных условиях.
Но возвращаясь ко второму аспекту проблемы, рассмотрим такие понятия, как агенты социализации и институты социализации. Агенты социализации — это люди, отвечающие за обучение конкретного человека его социальным ролям. Институты социализации — это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние. Социализация бывает первичной и вторичной, и эти основные этапы отличаются субъектами, которые её выполняют. Агентами первичной социализации чаще всего выступают родители и друзья, способствуют общему развитию индивида. Говоря о вторичной социализации, агентами могут выступать те люди или группы людей, которые несут человеку знания на какую-либо узконаправленную тему. Это могут быть коллеги, администрация школы или же учителя. Что касается институтов социализации, они одновременно могут способствовать как первичной, так и вторичной социализации человека т. к. в одном институте могут находится разные агенты и они будут способствовать разной социализации индивида. Из этого можно сделать вывод, что как агенты, так и институты социализации обладают способностью переходить из одной группы в другую.
Для доказательства своей точки зрения приведу пример. В фильме “Одарённая” у девочки Мэри, несмотря на ее юный возраст (5 лет), были высокие математические способности. Из родственников у нее остались только дядя, который воспитывал её как родную дочь, и бабушка. Дядя старался дать ей счастливое детство, прививал ей собственные ценности и ценности и нормы общества, которые способствовали общему развитию девочки, как личности. Он хотел отдать её в обычную школу, чтобы у нее были друзья и естественное познание мира. Бабушку же интересовал только дар Мэри в сфере математики, поэтому она всеми силами и средствами старалась развить в ней эти знания: она не беспокоилась об эмоциональной составляющей внучки, поэтому пристроила её в высшее учебное заведение, где, несмотря на статусность учреждения и дальнейшие перспективы, открывающиеся перед студентами, девочке было некомфортно в силу возраста. Этот пример иллюстрирует то, как по-разному агенты одного и того же социального института (семьи) влияют на человека и оказывают разную социализацию (первичную и вторичную).
Таким образом, высказывание Гумбольдта напоминает нам о том, что человека называют именно биосоциальным существом не просто так, и социальная составляющая играет значимую роль для развития человека. Общение, взаимодействие с другими людьми и понимание их взглядов и ценностей формирует наше понимание о самих себе, способствует формированию собственных убеждений. И интерес таких связей заключается в том, что все мы разные, и каждому есть чему научить другого и научиться самому.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Великие мысли великих людей
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Великие мысли великих людей
© Богданова Н., сост.,2017
© Оригинал-макет, ООО «Книжкин Дом», 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Активные натуры редко бывают меланхоличными: активность и уныние трудно совместимы.
Антипатия, боязнь, подозрение и ревность вытекают из недостатка доверия и уважения.
Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат.
Архитектура – это застывшая музыка.
Беда не приходит одна, но и удача тоже.
Бедствия всего более открывают силы в характере людей и народов.
Беду ни праздностью, ни ленью не поправишь.
Без движения жизнь – лишь летаргический сон.
Без добродетели нет пи славы, ни чести.
Без знания, без настоящего знания родного языка никто никогда настоящим писателем не будет.
Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.
Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.
Без риска победив, без славы торжествуешь.
Без страстной партийности еще никогда не создавалось ни одного крупного произведения искусств.
Без женщины заря и вечер жизни были бы беспомощны, а ее полдень – без радости.
Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не сад, в котором растут только одни цветы.
Без надежды может разбиться сердце.
Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели.
Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.
Без умственной культуры не может быть и утонченных чувств.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности – субстанция общественной жизни.
Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.
Без юмора живут только глупцы.
Безграмотность доверчива и легкомысленна.
Берегите время: это – ткань, из которой соткана жизнь.
Благие намерения – ничто, если они не претворяются в добрые дела.
Благо отдельного человека или отдельной нации связано с общим благом для всех.
Благодатны дни юности. Старость любит возвращаться к ним сквозь туман времени. Старец вспоминает в сумерках о солнечных часах утра.
Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели.
Благородное сердце не может быть неверным.
Близость возлюбленной сокращает время.
Бог есть иллюзия. Но это крайне вредная иллюзия: она связывает разум.
Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания – сам человек.
Больше, чем любовь, женщин губит тщеславие.
Большие несчастья не бывают продолжительными, а малые не стоят внимания.
Большинство людей счастливы настолько, насколько они считают себя счастливыми.
Большинство мужчин любят лесть вследствие скромного мнения о себе, большинство женщин – по противоположной причине.
Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием – вот почему они так экономно ею пользуются.
Большое искусство служит большим целям.
Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
Брак – сообщество, состоящее из господина, госпожи и двух рабов, общей численностью в два человека.
Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, – иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.
Будущее – в настоящем, но будущее – и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина.
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.
Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с лечебной, принесет несомненную пользу человечеству.
Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.
Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
Будь все тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Будь осторожен в обращении с людьми, главное – никаких смешных заискиваний.
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.
Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна.
Бурная ревность совершает более преступлений, чем корысть и честолюбие.
Бывает такая любовь, которая в высшем своем проявлении не оставляет места для ревности.
Бывают бандитские правительства, но не может быть бандитского народа.
Бывают заблуждения, имеющие видимость истин.
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.
Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным.
Быть добрым совсем нетрудно: трудно быть справедливым.
Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней – это, в сущности, одно и то же.
Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.
Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину. Служить правде – как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком.
Бюрократ – это дитя несбалансированных взаимозависимостей в обществе.
В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
В воспитании все дело в том, кто воспитатель.
В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.
В воспитании нет ничего ничтожного.
В глазах женщины идея всегда имеет лицо.
В двадцать лет человеком властвует желание, в тридцать лет – разум, в сорок лет – рассудок.
В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал.
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
В дружбе нет ни должников, ни благодетелей.
В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwiki.fizmat.vspu.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Ищу предка!» Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». Вильгельм Гумбольдт.» — Транскрипт:
1 «Ищу предка!» Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». Вильгельм Гумбольдт
2 «Ищу предка!» На уроках биологии мы изучаем строение человека, его возможности, поведение, но мало внимания уделяем его происхождению.
3 Что такое человек? Какие науки изучают человека? «Ищу предка!»
4 Есть ли сходства между человеком и другими существами: В поведении? В строении организма? В образе жизни? «Ищу предка!»
5 ЧеловекДругие существа Сходства ПоведениеСтроениеОбраз жизни
6 Может ли любое из перечисленных живых существ быть нашим предком? Или родственником, с которым мы имеем общего предка? «Ищу предка!»
7 Мог ли человек произойти от чего-то неживого? «Ищу предка!»
8 Так откуда же мы появились? «Ищу предка!» Основополагающий вопрос:
9 В научном мире существуют различные теории происхождения человека. Знаете ли вы какие-нибудь из них? «Ищу предка!»
10 Основные теории происхождения человека: жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); жизнь возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение); жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния); жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия); жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция). «Ищу предка!»
11 ТеорияПоложительные стороны Отрицательные стороны
12 «Ищу предка!» Каждой группе мы предлагаем создать собственную теорию, построенную на основании уже созданных или кардинально от них отличающуюся.
13 «Ищу предка!» Какие вопросы возникли у вас при обсуждении положительных и отрицательных сторон предложенных теорий? Постарайтесь учитывать их в процессе создания собственной теории.
14 «Ищу предка!» План работы: Вводная презентация. Выступление учеников класса. Сбор необходимой информации (1 неделя). Подготовка отчета (1 неделя). Защита проектов.
15 «Ищу предка!» В процессе работы вам потребуется: Учебная литература Учебные пособия Интернет Немного фантазии Так же мы посетим музей антропологии и этнографии.
Паустовский Константин Георгиевич
Русский писатель. Автор повестей «Кара-Бугаз», «Озерный фронт», «Колхида», «Черное море», «Созвездие Гончих Псов», «Северная повесть», «Мещерская сторона», «Повесть о лесах» и пр., романов «Блистающие облака», «Романтики», «Дым отечества», автобиографической эпопеи «Повесть о жизни», рассказов, сказок, книги историко-биографических очерков, книги «Золотая роза. Заметки о писательском труде», воспоминания, пьесы и др.
Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим.
Без чувства своей страны — особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи — нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему.
Берегите любовь, как драгоценную вещь. Один раз плохо обойдетесь с любовью, так и последующая будет у вас обязательно с изъяном.
Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя.
В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
В скромности — моральная сила и чистота народа, в бахвальстве — его ничтожность и недостаток ума.
В том, что пьяный человек становится хуже самого грязного скота, нет для людей никакого оправдания.
Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.
Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Воображение, рожденное жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью.
Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.
Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту! А она никогда не бывает крикливой… Никогда! Чем больше ее любишь, тем глубже прячешь в сердце, тем сильнее ее бережешь.
Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом.
Для всего, что существует в природе, — воды воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Если у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника.
Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли.
Каждую вещь надо писать так, как будто она последняя в вашей жизни, Поэтому вкладывать в нее надо все, ничего не оставляя про запас.
Лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства.
Леса — это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд. И это — не только источник сырья. Леса — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное,
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою»золотую розу» — повесть, роман или поэму.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию!
Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.
Нет в мире ничего более счастливого, чем согласие между близкими людьми, и ничего страшнее умирающей любви, — никем из любящих не заслуженной, необъяснимой.
Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем ее свежие леса и перелески, поля и заливные луга, тихие реки, звон родников и светлые зори над росистыми зарослями…
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.
Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней.
Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово»призвание»родилось от слова зов… …Прежде всего — зов собственного сердца.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Порыв к творчеству может легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
Почти у каждого из писателей есть свой вдохновитель, свой добрый гений, обыкновенно тоже писатель.
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.
Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивает и создает то жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени.
Природа любит, требует равновесия и тишины, она, по существу, так же ласкова, как и любой хороший человек; будем же с ней в мире, чтобы целиком услышать ее задушевный голос и узнать радость ее тишины.
Природа обладает неслыханной щедростью. Ей не жаль своих сил.
Природа слепа и лишена способности оценок. Она бьет без разбора.
Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе.
Родная земля — самое великолепное, что дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия, пет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени… Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидал и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.
Сила воображения увеличивается по мере роста знаний.
Скрытая от всех работа писателя до выхода книги превращается после ее выхода в общечеловеческое дело.
Способность ощущать печаль — одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного.
Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Только люди, не помнящие своего духовного родства, люди, тупо равнодушные к культуре своей страны, к ее прошлому, настоящему и будущему, могут… безжалостно уничтожать ту высокую культурную ценность, что несут в себе природа, пейзаж и его красота.
Тот народ, который создал такой (русский) язык, — поистине великий и счастливый народ.
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности.
У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.
Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от сосны или клевер от подорожника.
Чем больше знаешь, тем интереснее жить…
Чужое небо и чужие страны радуют нас только на очень короткое время; несмотря на всю свою красоту. В конце концов придет пора, когда одинокая ромашка на краю дороги к отчему дому покажется нам милее звездного неба над Великим океаном, и крик соседского петуха прозвучит как голос родины, зовущий нас обратно в свои поля и леса, покрытые туманом.
Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.
Эти строки (о вступлении к поэме»Медный всадник») — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.
Я пишу, превращаясь в книги, я даю себя всем.
Я понял, что лучше всего в природе — это сдержанность, мягкость, а не крикливый блеск небес лакированных и жарких.
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов