Для физиологического развития ребенка младшего школьного возраста характерно что
Журнал Педагог
Автор: Шульга Александра Игоревна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 475
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста»
Раздел: среднее образование
Анатомо-физиологические особенности детей младшего
Педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо
знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное
знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике
физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их
Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных
спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий
физическими упражнениями, но и возрастными особенностями. Баскетбол относится к
нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной
интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то
максимальной, то умеренной, а в отдельные моменты игры активная мышечная
деятельность может быть прекращена. Подобные изменения интенсивности
происходят непрерывно, что определяется изменяющейся обстановкой, условиями
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот
период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие
ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [10].
Начиная с 7-летнего возраста, мальчики в созревании систем организма и развитии
высшей нервной деятельности отстают от девочек примерно на 2 года. В этом
возрасте основные нервные процессы возбуждения и торможения обладают
значительной силой, подвижностью, уравновешенностью, а условные рефлексы ‒
достаточной стабильностью. Угасание условных рефлексов происходит быстрее, а
прочность выработки дифференцировок увеличивается по сравнению с детьми 5-7
лет. Но образование тонких дифференцировок, следовых и запаздывающих условных
рефлексов, формирование сложных систем временных связей нередко происходят с
Значительного развития достигает речевая функция и сенсорные системы. В 10-12
лет показатели функции двигательной, зрительной, вестибулярной, тактильной
сенсорных систем приближаются к показателям взрослых. Совершенствуется
взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Словесная информация
становится более конкретной и полной. Усиливается временные связи между словом
как раздражителем и двигательной функцией. Повышается способность к более
полному и глубокому словесному выражению своих двигательных ощущений.
Физическое воспитание и спортивное совершенствование расширяют влияние речи и
мышления на двигательную функцию
В школьном возрасте система зрительного восприятия продолжает усложняться и
совершенствоваться за счет включения переднеассоциативных областей. Эти
области, ответственные за принятие решения, оценку значимости поступающей
информации и организацию адекватного реагирования, обеспечивают формирование
произвольного избирательного восприятия. Существенные изменения избирательного
реагирования с учетом значимости стимула отмечены к 10-11 годам.
Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и
относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела
увеличивается на 4-5 см, масса ‒ на 2-3 кг, окружность грудной клетки ‒ на 1,5-2 см.
После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста
относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего ‒ в среднем
145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего ‒ около 25
кг, 11-летнего ‒ 37 кг
Костная система младшего школьника еще находится в стадии формирования. К 7
годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает
наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения
осанки и деформации позвоночника. Процесс окостенения кисти и пальцев в
младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие
точные движения пальцами и кисти затруднительны и утомительны. Также отметим,
что в возрасте 7 лет рост увеличивается и становится максимальным после 11 лет.
С 7 до 13 лет отмечается медленный рост всего черепа за счет мозгового отдела. В
это время в основном растет свод мозгового черепа, объем его полости достигает
. В младшем школьном возрасте происходит функциональное
совершенствование мозга, развивается аналитико-систематическая функция коры. По
мере прогрессивного созревания коры больших полушарий совершенствуются сила,
уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового
торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования
условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует
интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей,
объединяющих различные нервные центры
В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы,
увеличивается мышечная сила. Мальчики и девочки в возрасте 7-8 лет имеют
одинаковую силу большинства мышечных групп, после чего процесс нарастания идет
неравномерно. У девочек к 10-12 годам мышечная сила возрастает настолько
интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В
дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков.
В младшем школьном возрасте скелетные мышцы ребенка существенно меняются,
обеспечивая высокую подвижность и неутомляемость. Во всех органах и системах
происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные
условия для осуществления больших объемов мышечной работы. Только к этому
возрасту морфофункциональное развитие мышц обеспечивает длительное
Сердце ребенка не велико по объему и мышца его не обладает достаточной силой.
Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток
крови к работающим мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не
силой сокращения сердечной мышцы. Суммарный просвет сосудов в этот период
относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин низкого
артериального кровяного давления
Функциональные показатели нервной системы в это период далеко не совершенны.
Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все
виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы
возбуждения, что сможет привести к быстрой истощаемости клеток коры головного
мозга, к быстрому утомлению. Расширяются аналитические возможности. Ребенок
размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят
младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к
длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались
без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии
может сказаться на их психическом типе характера.
Развития организма сопровождается усилием функций дыхания. Увеличивается
жизненная ёмкость лёгких. В покое дети дышат чаще, чем взрослые, при меньшей
глубине дыхания. В 5-7 лет частота дыхания достигает 22-26 раз в 1 мин., а глубина
160-240 мл. Минутный объем дыхания в абсолютных цифрах с возрастом
повышается. У растущего организма более высокая потребность в кислороде. В 7-10
лет организм извлекает каждый литр кислорода из 29-30л. Половые различия типа
дыхания начинают выявляться с 7-8-летнего возраста и полностью формируются в
подростковом периоде онтогенеза ‒ процессе индивидуального развития человека от
рождения до наступления смерти
Количество крови в организме детей 7-12 лет на 1 кг веса тела равно 70 мл, у
взрослых 50-60 мл. Для детей характерно более низкое содержание глюкозы в крови.
В 7 лет 70-80 мг %, в 12-14 ‒ 90-120 мг %, что уже соответствует данным взрослых. С
возрастом снижается ферментальная способность крови к расщеплению углеводов. У
взрослых она в 4 раза меньше по равнению с детьми 7-8 лет. У детей ниже
содержание гемоглобина, меньше кислородная емкость артериальной крови. С
возрастом увеличивается и абсолютные размеры сердца, особенно при
систематической тренировке на выносливость. Совершенствование деятельности
сердца сопровождается увеличение просвета сосудов. В возрасте 8-12 лет
увеличиваются длина внутриорганных сосудов, их диаметр, количество
межсосудистых анастомозов, число сосудов на единицу объема органов. Благодаря
этому создаются условия для лучшего кровоснабжения тканей работающих органов.
Мышечная деятельность обеспечивает формирование новых сосудов, что усиливает
периферическое кровообращение. С возрастом увеличивается продолжительность
сердечного цикла: у 6-7 летних ‒ 0.64 с; у 12-14 летних ‒ 0.72 с, а частота
сердцебиений в 7 лет ‒ 85-90уд./ мин.
В младшем школьном возрасте у детей максимальная частота сердечных сокращений
достигает 200 уд./мин, а в покое ‒ 90 уд./мин. К 10 годам она снижается до 78 уд./мин.
Значительно увеличивается систолический объем крови, что расширяет резервные
Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ Саралинская СОШ
Физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
учитель физической культуры:
Младший школьный возраст охватывает детей с шести-семи до одиннадцати лет. Характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до восьми-девяти лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности и во всех основных суставах.
У детей шести – семи лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия.
К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира.
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более девяносто процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети шести лет осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объём легких составляет половину объёма лёгких взрослого. Минутный объём дыхания возрастает с 3500 мл/мин у семилетних детей, до 4400 мл/мин у детей в возрасте одиннадцати лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в семилетнем возрасте до 2000 мл и в десятилетнем.
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
Международный Совет спорта и физического воспитания еще в конце 60-х годов издал специальный «Манифест о спорте», по которому время на занятия физическими упражнениями в школе должно составлять от до
общего учебного времени.
Согласно физиологическим данным, у ребенка младшего школьного возраста относительно невелика сила нервных процессов, резко выражено внешнее торможение. Это говорит о том, что раздельный метод обучения менее предпочтителен, нежели целостный.
С двенадцати до пятнадцати лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется.
Еще следовало бы отметить, что после тринадцати-четырнадцати лет практически все показатели функциональных систем организма, развития двигательных способностей получают тенденцию к снижению темпов прироста.
Быстрота как способность имеет максимальные темпы прироста к десяти годам, значительно увеличивается частота шагов. Частота движений при локомоторных двигательных действиях (беге, передвижении на лыжах, плавании) зависит не только от унаследованных свойств нервной системы (лабильности, пластичности), но и в значительной степени, от состояния мышц, производящих эти движения. Поскольку сократительная способность мышц с возрастом улучшается и с помощью специальных упражнений еще более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений, у детей может быть намного увеличена.
Выносливость как универсальная двигательная способность описана во многих научных источниках. Большое число авторов считают, что дети младшего школьного возраста отличаются незначительной выносливостью в силу того, что сердце и сосудистая система находятся в стадии завершения своего развития и сократительная способность сердечной мышцы невелика.
Дыхательная система тоже находится в стадии своего развития. Сравнительно небольшая емкость легких ограничивает объёмы нагрузок. Однако, как отмечают те же авторы, к десяти годам заметно повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег), а также малоинтенсивной работы в течении сравнительно продолжительного времени.
Младший школьный возраст характерен высоким уровнем координационных способностей. Именно с семи до двенадцати лет наблюдаются наибольшие темпы прироста способности.
Основой такого положения является высокая лабильность нервных процессов, развитие зрительного и вестибулярного аппаратов, высокая эластичность мышц и связок, большая подвижность позвоночного столба.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности).
Физиологические особенности детей школьного возраста
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Радченко С.В. учитель биологии и химии МБОУ Борцовской СОШ №5
Физиологические особенности детей школьного возраста
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.
Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.
С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.
К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.
1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.
2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.
3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка, но р азвитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).
4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.
5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.
6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).
7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.
8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.
9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.
10. В возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания.
11. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются функции коры головного мозга. Вес мозга достигает мозга взрослого человека, увеличивается до 1400г. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.
12. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25- 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Дети старшего школьного возраста (от 12 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.
К числу анатомо-физиологических особенностей детей старшего школьного возраста относятся следующие.
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест.
В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.
Продолжаются изменения в эндокринной системе. В связи с этим происходит формирование фигуры по женскому и мужскому типу под действием половых гормонов
– у девочек в 16–18 лет заканчивается рост скелета;
– у мальчиков в 14–15 лет завершается изменение голоса, в 17–21 год рост скелета останавливается.
В созревании опорно-двигательного аппарата особенно заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Этим объясняется появление у детей болей в сердце, ногах, головные боли, повышение артериального давления, появление раздражительности, утомляемости, повышение желудочной секреции – это все функциональные изменения. Но на этом фоне высок риск возникновения соматических заболеваний. Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений.
Дыхательные функции испытывают некоторые трудности развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка. Масса легких в 12 лет оказывается в 10 раз больше первоначальной, но все же вдвое меньше, чему взрослых. Повышение возбудимости дыхательного центра и временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кислородного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут возникать головокружения и обмороки.
Возможности дыхательной системы даже в юношеском возрасте оказываются все еще ниже, чем у взрослого организма. В 17-18-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц.
Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Однако типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь.
Иммунная система развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет. Но при физических нагрузках в системе крови у детей среднего и старшего школьного возраста часто возникает миогенный лейкоцитоз. Большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у подростков – они снижают иммунитет организма. При этом в крови наблюдается угнетение активности и снижение количества Т-лимфоцитов, уменьшается количество иммунного белка гамма-интерферона, появляется феномен исчезающих антител.
Заключение: исходя из анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста следует обратить внимание на объем учебной нагрузки, домашнего задания, наличие физкультминуток на уроке,
Физиологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста.