Для госзакупок что лучше ип или ооо

ИП или ООО для участия в госзакупках, что выбрать?

Сфера государственных закупок продолжает будоражить сознание граждан. Предприимчивые люди, услышав о крупных сделках и огромных проектах, происходящих в рамках 44-ФЗ, где по слухам «нет коррупции и все прозрачно», устремляют свой взор на суровые нивы электронных аукционов, запросов котировок и прочих ограниченных процедур.

Вместе с тем, смутно догадываясь о том, что там, где происходят крупные денежные перемещения, непременно возникают крупные риски, граждане справедливо опасаются негативных последствий, вызванных собственной неопытностью и рисками предпринимательской деятельности. Перед ними встает вопрос: каким же образом «войти в рынок»? В качестве ИП, ООО, или иного юридического лица?

Сегодня мы расскажем вам о том, какие плюсы и минусы есть у различных форм юридических лиц и ИП для участия в тендерах.

1. Участие в госзакупках в качестве ИП

Predprinimatelis vulgaris (предприниматель обыкновенный (возм. др. греч.)). Итак, если вы твердо решили выступить в качестве индивидуального предпринимателя, вы должны понимать что все риски, связанные с договорными обязательствами, ложатся на вас и ваше имущество в полном объеме.

Говоря простым языком, вы отвечаете лично за все, как пионер. Штрафы и неустойки лягут непосредственно на вас.

Благодаря системе государственных торгов и частичной анонимности, вы вполне можете проводить сделки из дома, сидя в растянутых трико и майке, при этом у вас не возникает необходимости вести активную работу с клиентами (во всяком случае, на первых этапах). Естественно, неподготовленный к Вам Заказчик, достаточно презрительно и подозрительно будет относиться к внезапному появлению в торгах незнакомого ИП. Однако, подозрения и недоверие легко разрешаются в случае, если вы ответственно и грамотно подходите к выполнению условий контракта.

ИП, в силу персональной ответственности перед кредиторами, при должных оборотных средствах, легче получить кредит в банке для финансирования контрактных обязательств.

44-ФЗ дает вам, как ИП, уникальный шанс быть узнаваемым в госучреждениях и контролирующих органах, при должной активности.

При проведении запроса котировок вам не надо предоставлять выписку из ЕГРЮЛ, ведь ИП не является юридическим лицом.

На этом «юридические плюсы» заканчиваются.

Если вы ИП, то вас не допустят до торгов Гособоронзаказа (только в качестве соисполнителя).

Если вас занесли в РНП, то на следующие два года вам предстоит забыть об участии в торгах. Если же вы хотите продолжить свою деятельность, придется открыть ИП кому-то другому.

Различные «экзотические» варианты работы в стиле «ИП без определенного места жительства», мы не будем рассматривать, поскольку тяжело отнести подобные варианты, как к положительным, так и отрицательным сторонам.

2. Участие в госзакупках в качестве ООО

Естественно как ООО вы обязаны иметь юридический адрес. Следовательно, если ИП может ходить по дому в трико, вам, формально, придется делать это в офисе, что не всегда удобно. Всякие дополнительные расходы и неудобство распоряжения полученными прибылями, характерно для всех сфер деятельности ООО, и 44 ФЗ не исключение.

Если вы недавно открыли ООО, и у вас нет больших оборотных средств и репутации, все будут смотреть на вас как на потенциального жулика, что, впрочем, вполне оправдано окружающей действительностью.

Если ИП может существовать в единичном виде, то при выборе формы общества с ограниченной ответственностью, вы в праве создавать сколько угодно ООО, никто за это вас не наругает.

Обычно, множество ООО, созданных или контролируемых единым центром, пытаются создать видимость конкуренции на торгах и уйти от налогов. Эта схема, обычно, работает, но вы рискуете в таком случае уже не 10 000 рублями уставного капитала, а уголовным делом, поскольку данный вид участия в электронных торгах может быть признан незаконным.

Так же, ООО, попавшее в РНП, можно благополучно закрыть, открыв новое, с чистой репутацией.

СОНКО (Социально ориентированная некоммерческая организация)

Эта форма юридического лица подойдет вам, если вы филантроп или мошенник серьёзной категории, поскольку вся прибыль, полученная при проведении коммерческой деятельности, должна быть направлена на цели, декларированные НКО.

Стоит отметить, что ваше НКО может выступать в качестве общества, ставящего перед собой задачу повышения прозрачности и доступности госзакупок, борьбы с нечестной конкуренцией и снижению бюджетного бремени. Средства, выделяемые спонсорами для НКО на ведение уставной деятельности, не облагаются налогом до общей суммы в 150 млн. рублей, что делает возможным существование специфических НКО, продающих в специфических торгах специфические товары, полученные в виде «благотворительности».

Резюме:

ИП для тех, кто не боится ответственности

ООО для тех, кто не хочет ИП

СОНКО для знатоков и любителей необычных юридических ощущений

Источник

Госзакупки: ИП или ООО

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

Рынок госзакупок притягателен для поставщиков: всегда есть готовый объём заказов за который готовы платить. Вся информация в открытом доступе, и для всех исполнителей условия одинаковы. Поэтому интерес предпринимателей к торгам не уменьшается. Обсудим, какая организационно-правовая форма лучше для закупок, чем рискует предприниматель, участвуя в торгах, и какие затраты придётся понести.

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

ИП для госзакупок

Заказчик не имеет права предъявлять особые требования к исполнителю, ему надо, чтобы товар был поставлен по указанной цене и в указанные сроки, с соответствующим качеством. То же самое касается работ и услуг. Кто это сделает, ИП, компания, или физическое лицо, — не имеет значения.

На выбор поставщика может повлиять требование о наличии лицензии на определённые виды деятельности, которыми ИП заниматься не могут. Например, производство и продажа лекарств, или частная охранная деятельность. В документации о закупке это должно быть прописано.

Есть одно исключение — Гособоронзаказ не допускает ИП к закупочным процедурам. Товары и услуги военно-промышленного назначения можно приобретать только у юридических лиц.

В остальных случаях ИП подходит для участия в госзакупках и может иметь свои преимущества:

Какие отрицательные стороны госзакупок есть для ИП:

Участников в РНП вносит Федеральная антимонопольная служба на основании жалоб заказчиков и проведённых проверок. Вы можете попасть в реестр если:

В РНП вносят фамилию, имя, отчество физического лица (ИП), его ИНН, информацию о заказчике, проведённой закупке, заключённом контракте, причине внесения в РНП, дате включения в РНП и дате исключения из него. Даже если ИП, как физическое лицо, создаст ООО, он с этой компанией в торгах участвовать не сможет, пока его не исключат из РНП.

Реестр в открытом доступе на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

ООО для госзакупок

Формат ООО более привычен для государственных и муниципальных заказчиков, так как в большей части они с ними и работают. Что привлекает предпринимателей создавать ООО:

Нюансы, которые снижают привлекательность ООО для участия в госзакупках:

И ещё один момент: не надо думать, что если у вы учредитель нескольких фирм, то при попадании одной из них в реестр недобросовестных поставщиков, можно выставляться на торги от имени другой. Это не пройдёт.

Пример: Иванов И.И. — 100% учредитель ООО «Икс», которое попало в реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения контракта по выигранному аукциону по поставке сыра в городскую больницу (Качество продукта не соответствовало ГОСТу). Но он не унывает, у него общий бизнес с Петровым П.П., строительная фирма «Игрек» с долей 50%. Он очень удивился, когда ООО «Игрек» не допустили к торгам на ремонт кровли Школы №1. Как так, предмет торгов другой, фирма тоже? А вот так: его персональные данные — ФИО, ИНН, уже попали в реестр, и пока они там, внимательные заказчики не допустят его компанию до торгов. И не важно, кем он там будет числиться, учредителем или директором.

Что выгоднее для тендеров, ИП или ООО

При выборе между ИП и ООО явного победителя нет — каждый предприниматель найдёт свои плюсы и минусы. Для крупных контрактов лучше использовать ООО: легче получить кредит и привлечь инвестиции. При множестве мелких закупок ИП выгоднее, так как не нужно заморачиваться с бухгалтерским учётом и готовить кучу документов. Конкретных льгот для ИП или ООО при государственных закупках нет. Но есть другой момент: абсолютное большинство действующих ИП и ООО — это субъекты малого предпринимательства (СМП). К СМП относят:

Для СМП государство установило особые льготы и преференции участия в госзакупках:

Перечень СМП на текущую дату есть на специальном сайте ФНС РФ. Присутствие в списке — основание для льготного участия в закупках.

Не только государственные, муниципальные учреждения и окологосударственные структуры проводят торги, этим занимаются и коммерческие организации, некоммерческие фонды, холдинги, представительства иностранных компаний в РФ. Есть множество специальных сайтов-площадок, на которых постоянно проходят электронные торги. Какие-то из заказчиков придерживаются условий 223-ФЗ, другие создают собственные положения о закупках. Усиленная ЭЦП, которую получают специально для госзакупок, обычно подходит и для коммерческих торгов.

Объём рынка госзакупок превышает 9 триллионов рублей и интерес к нему постоянно растёт. Независимо от того, в какой форме вы решили войти на этот рынок, сервис по регистрации бизнеса «Моё дело» поможет вам. Выбрать вид деятельности, заполнить заявление о регистрации ИП или ООО и отправить в ИФНС документы по электронным каналам связи — все эти действия максимально упрощены и автоматизированы. Это позволит избежать ошибок при регистрации и сэкономит время. Отправка документов в электронном виде освободит вас от уплаты госпошлины.

Бесплатная демонстрация возможностей сервиса покажет все его преимущества.

Источник

Как предпринимателю получить госконтракт

И попасть на электронную торговую площадку

Я занимаюсь социологическими исследованиями и иногда работаю для государственных заказчиков.

В конце 2018 года мои заказчики сказали: «Если хочешь и в следующем году с нами работать, подавай заявку через электронную торговую площадку». Я понятия не имел, как это делается.

Пришлось разбираться с нуля. Оказалось, что на электронной торговой площадке нельзя просто взять и зарегистрироваться. Я потратил много времени, сделал несколько ошибок и чуть не опоздал с заявкой. В итоге все-таки успел — и победил в конкурсе.

Я получил уже пять госконтрактов через систему электронных закупок. Если вы предприниматель и собираетесь работать с государственными структурами, но не хотите метаться, как я, эта статья для вас. Расскажу, что и в какой последовательности делать ипшнику, чтобы участвовать в электронных торгах.

Что такое госзакупки

Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны — мебель, канцтовары, электричество. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, школы привлекают частные охранные предприятия, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.

Организации или предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, — это поставщики. Сами госорганы — заказчики, а вся система — госзакупки.

Государственные и муниципальные предприятия не вправе просто выбрать поставщика, который им больше понравится. Поставщиков определяют через систему госзакупок по закону о госзакупках — 44-ФЗ. Например, заказчик объявляет конкурс или аукцион, поставщики подают заявки — и побеждает лучшая.

До 2019 года я тоже участвовал в конкурсах и иногда побеждал. Но это были бумажные заявки. С 2019 года госструктуры обязаны проводить закупки в онлайне при помощи электронных торговых площадок — ЭТП, или операторов. Исключение — закрытые способы определения поставщиков: они не всегда проходят в электронной форме.

ЭТП — это сайт, где заказчики размещают объявления о конкурсах, а поставщики подают заявки на участие. Там же подводят итоги и объявляют победителя торгов. Похоже на биржу, где малый и средний бизнес предлагает свои услуги по заявкам госструктур.

По 44-ФЗ в России работают восемь электронных площадок:

Чтобы работать с государством, нужно попасть на такую площадку. Предприниматель может искать подходящие конкурсы только на одной или на всех площадках сразу. Для этого обязательно там аккредитоваться.

Сначала я думал, что просто зайду на сайт оператора и создам личный кабинет. Оказалось, что так нельзя. Аккредитацию дают автоматически на всех площадках, но только после прохождения нескольких шагов. Расскажу каких.

Первое условие для работы на госзакупках — сертификат электронной подписи, ЭП. Подходит не любая ЭП, а именно электронная подпись для торгов. Если у вас есть электронная подпись, которой вы подписываете декларацию для налоговой, не факт, что она подойдет.

Электронную подпись для торгов не дают бесплатно. Ее надо покупать в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, УЦ. Аккредитацию, или разрешение на работу, центрам дает Министерство связи. У них работает специальный сайт, где перечислены все аккредитованные УЦ. Но не все из них готовы сделать для ИП электронную подпись для торгов — надо уточнять на сайте или по телефону.

Для изготовления ЭП нужно подать заявку. УЦ вышлет форму заявления и счет. Сертификат отдают лично в сервисном центре.

Если за ключом поедет представитель по доверенности, ему необходимо взять с собой оригинал паспорта и заверенную печатью ИП доверенность на получение сертификата ключа подписи.

Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня. Лучше начинать процесс аккредитации на ЭТП именно с получения подписи: она понадобится в дальнейшем.

Сертификат электронной подписи дадут в виде флешки. Чтобы работать с ним, нужно вставить флешку в компьютер и настроить его. У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в УЦ — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали.

Мои ошибки при изготовлении ЭП. У меня уже была электронная подпись, которой я подписывал налоговую декларацию. Я думал, что ее будет достаточно, поэтому заранее ничего не делал. В последний момент выяснилось, что моя подпись не подходит.

Я не мог поверить, что за ЭП нужно платить. Слышал, что их делают бесплатно, искал и нашел где. Оказалось, что УЦ «Главное управление информационных технологий и связи» бесплатно делает электронные подписи для госструктур, муниципалов и общественных организаций. Для предпринимателей — нет. В итоге только потратил время.

я заплатил за электронную подпись

Я чуть не переплатил. Первый УЦ выставил мне счет на 5950 Р за годовой сертификат. У меня уже оставалось мало времени, поэтому я хотел его оплатить. Решил все-таки сравнить цены: автоматический подбор на сайте другого УЦ предложил мне 5900 Р за год. Я позвонил им, и в процессе разговора менеджер предложила вариант за 4500 Р без ненужных мне функций.

Как избежать ошибок. Выбирайте УЦ, у которого есть сервисный центр в вашем городе. Проверьте, делает ли этот УЦ подписи для предпринимателей.

Перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Но сначала сверьтесь со своими планами. Электронная подпись также требуется для участия в закупках коммерческих организаций по 223-ФЗ, в закупках РЖД, закупках малого объема и имущественных торгах. Если сейчас возьмете сертификат только для работы по 44-ФЗ, он может не подойти для других площадок.

Например, я сказал менеджеру, что мне ничего не нужно, кроме участия на площадке закупок по 44-ФЗ, а сейчас уже работаю на площадке «Электронный магазин» — это закупки малого объема, они проходят по другим правилам. Хорошо, что моя подпись подошла для этого и не пришлось выпускать еще одну.

ЕСИА — это Единая система идентификации и аутентификации. По-простому ЕСИА — госуслуги. Если у вас нет там учетной записи, придется ее создать и подтвердить. Сделать это можно при помощи электронной подписи.

Руководство пользователя ЕСИА:
создание и подтверждение учетной записи — с. 17—55,
регистрация как ИП — с. 82—85

На основе подтвержденной учетной записи физлица необходимо зарегистрироваться на госуслугах как ИП. Одновременно автоматически появится личный кабинет на сайте госзакупок, но после все равно придется туда зайти и зарегистрироваться в качестве участника закупки.

ЕСИА и ЕИС не одно и то же, хоть и связаны между собой. ЕИС — это Единая информационная система, попадают в нее через сайт госзакупок.

После регистрации в ЕСИА личный кабинет на госзакупках уже создан автоматически, но туда надо войти и заполнить регистрационные данные. Войти не так просто, и здесь обязательна электронная подпись.

Личный кабинет открывается не в любом браузере: мне удается войти только через Internet Explorer. Это вообще основной браузер для госзакупок.

Сначала нужно настроить рабочее место. Я кое-как сделал это самостоятельно, а потом узнал, что настройку за меня мог сделать специалист УЦ, где я купил электронную подпись. Это входит в ее цену.

Если в обслуживание по ЭП настройка не входит, придется скачивать и устанавливать программы «Криптопро CSP» и «Криптопро ЭЦП Browser plug-in». Это делается в процессе выполнения «Инструкции по настройке рабочего места». Еще у системы госзакупок работает техническая поддержка, но они ни разу не взяли трубку. Поэтому вместе с электронной подписью стоит покупать пакет техподдержки, чтобы все технические вопросы переложить на профессионалов.

Когда настроите рабочее место, сможете попасть в личный кабинет участника закупок. Часть данных заполняется автоматически — они переходят из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Остальное нужно заполнить вручную. Потом нужно подписать эту информацию электронной подписью — и вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок, ЕРУЗ.

Мои ошибки при регистрации в ЕИС. Я думал, что ЕИС и ЕСИА — одно и то же. У меня была учетная запись физлица на госуслугах, но я не сделал личный кабинет ИП, а пытался сразу зарегистрироваться на госзакупках. Это у меня не получалось, я менял настройки, скачивал инструкции, нервничал и долго не мог понять, почему от меня требуют зарегистрироваться в ЕСИА, если я этим и занимаюсь.

Если бы догадался сразу обратиться в свой удостоверяющий центр, они удаленно сделали бы всю настройку за меня и я бы не тратил время и силы.

Как избежать ошибок. Проверьте предварительно, стоит ли у вас Internet Explorer. Лучше сразу работать в нем, чем мучиться, настраивая привычный браузер, и потом все равно установить Internet Explorer. Почему-то госорганы отдают предпочтение именно ему.

Всегда обращайтесь за консультациями в свой удостоверяющий центр. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы все работало. Ведь срок действия электронной подписи истечет, и в следующий раз вы можете купить сертификат в другом месте — там, где лучше сервис.

И не путайте ЕСИА и ЕИС, хотя они и похоже звучат.

После регистрации в ЕИС можно войти на выбранную торговую площадку. Логин и пароль создавать не нужно, вместо этого необходимо вставить флешку с электронной подписью. Авторизация пойдет через ЕСИА, поэтому потребуется пароль от госуслуг.

У сайта ЭТП тоже трудности с работой в большинстве браузеров. Я могу зайти в личный кабинет на своей торговой площадке тоже только из Internet Explorer. И даже это получилось не сразу — пришлось опять обращаться в техподдержку моего удостоверяющего центра. Специалист снова удаленно подключился к моему компьютеру, сначала настраивал сам, потом советовался с коллегами, что-то скачивал, и через час проблема вдруг решилась. На радостях специалист признался, что он все испробовал, не знал, что делать дальше, и даже не понял, что в итоге привело к успеху. Спасибо ему за упорство.

После выбора ЭТП можно искать закупки, но при цене контракта от 1 млн рублей потребуется обеспечение заявки: это сумма, которая вносится на специальный банковский счет. Там ее временно заблокируют, и заявку допустят к участию. Счет такого типа так и называется — специальный счет участника закупок.

Спецсчета имеют право вести не все банки, а только те, что есть в перечне, утвержденном правительством. Обратитесь в один из них.

Когда я делал себе спецсчет, Тинькофф-банка еще не было в этом перечне. Поэтому основной счет ИП у меня в Тинькофф, а спецсчет — в Сбере. Чтобы его открыть, пришлось сначала сделать в Сбербанке обычный расчетный счет, а потом дополнительно к нему — специальный. Денег за это не взяли, обслуживание спецсчета тоже бесплатное.

Через некоторое время после открытия спецсчета он появится в личном кабинете на ЭТП: банк сам передаст сведения.

Что и где сделать, чтобы участвовать в госзакупках

Я разбирался во всем сам, делал ошибки, терял время, поэтому весь процесс аккредитации на электронной торговой площадке занял у меня месяц. На самом деле можно быстрее.

Что сделать для участия в госзакупках

ШагГдеЦенаСрок
Электронная подписьУдостоверяющий центр4500—6000 Р на год1—3 рабочих дня
Регистрация в ЕСИАГосуслугиБесплатноМоментально
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТПСайт госзакупокБесплатно2 рабочих дня
СпецсчетБанк из перечняПо тарифам банкаВ день обращения

Запомнить

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

Olesya, со стороны поставщика еще хуже

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

5-й пункт из того что нужно запомнить: через пол года половина этой статьи будет не актуальной)))

Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть фото Для госзакупок что лучше ип или ооо. Смотреть картинку Для госзакупок что лучше ип или ооо. Картинка про Для госзакупок что лучше ип или ооо. Фото Для госзакупок что лучше ип или ооо

Елена, это я утрирую. Точно не скажу что поменяется. На практике там много нюансов которые постоянно меняются. Например 2018 год. Федеральные площадки в начале года перешли на квалифицированную электронную подпись (ЭП), летом обратно, и ближе к зиме снова на простую. А ЭП выпускается на 1 год минимум. Следовательно кто к концу 2017 года сделал себе простую подпись, вынуждены были менять их на квалифиц-ую. А это опять оплата, приезд в УЦ, возня с документами. И еще при этом в разных УЦ подписи выпускают немного по разному. Кому то не пришлось менять, кому пришлось если подпись выпущена на ООО а не ИП. Многие меняли ЭП, а затем летом опять. Затем еще и корневой сертификат менялся у удостоверяющих центров, нужно было клиентам переустанавливать его. В течение года некоторые площадки перестали работать со старыми версиями крипто-про, необходимо было менять. Закупки оборонки перешли на специализированную площадку где сначала нужно подать заявку на регистрацию, ждать неделю, потом оплатить счет, и хорошо если бухгалтер заметит что счет наполовину с НДС а наполовину без и оплатит правильно. Потом площадка спецсвязью отправляет документы и диск с супершифрующей программой, ибо нельзя для военкомата даже бумагу продавать через простую площадку. Этот диск с документами привозят два бугая с спецсвязи. Один караулит другой оформляет бумаги. Потом сложный процесс заполнения этих документов и регистрации какого либо копмьютера под эту программу. Потом нужно подать заявку на аккредитацию и ждать опять 5 дней. Затем ближе к осени участники должны были открывать спецсчета в банках и регистрироваться в еис. Поменялись немножко требования к заявкам по 44 фз, и требования к поставщикам, изменился порядок предоставления деклараций. Отменили бумажные закупки. Появилось несколько новых федеральных площадок. И это только часть из того что изменилось. Написал что вспомнил. Еще много изменений сто стороны заказчиков было вроде как. И это я опустил великое множество мелочей которые всплывают в самый неожиданный момент. Поэтому, эта статья скорее подойдет чтобы поверхностно понять принцип работы в закупках.

Елена, да всё, дармоеды заняты перекладыванием из пустого в порожнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *