Для работы с облачными технологиями необходимо что
Как вести бизнес через облачные сервисы
Облачные сервисы — это онлайн-программы и другие инструменты, которые помогают удаленно управлять бизнес-процессами. За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу, сэкономить и лучше защитить свои данные
Дарья Кугакова
Руководитель отдела маркетинга RocketSales
Что такое облачные сервисы
Облачные сервисы, или «облака», — это сеть мощных компьютеров — серверов, которые позволяют клиентам пользоваться своими ресурсами через интернет: хранить файлы и обмениваться ими, работать в онлайн-офисах, производить вычисления.
В узком смысле облачные сервисы — это онлайн-программы, которые помогают организовать удаленную работу и решать бизнес-задачи. Сотрудники получают доступ к общей базе данных из любой точки мира и могут управлять проектами. Каждый работник видит результат в реальном времени, может вносить комментарии, правки и выполнять персональные или совместные задачи. Пример облачного сервиса — Google Документы.
Облачные сервисы приходят на смену классическим «коробочным» офлайн-программам, которые устанавливают на отдельные компьютеры. Пример «коробки» — Microsoft Office.
Облачная сеть состоит из узлов хранения информации, которые называются дата-центрами. Это целые здания, заполненные огромными шкафами с серверным оборудованием. Они расположены по всему миру и связаны через интернет. Строят и обслуживают оборудование облачные провайдеры. Они же распределяют ресурсы «железных» серверов на отдельные виртуальные машины и сдают их в аренду.
Пользователи подключаются к облачным серверам через интернет и через них отправляют и получают информацию, используют программы и другие онлайн-инструменты для работы.
Кому полезны облачные сервисы
Облачные сервисы подходят для любого бизнеса — от ИП без сотрудников и стартапов до госструктур и международных корпораций.
Во время пандемии многим компаниям пришлось перейти на удаленный формат работы и использовать для этого облака.
Огромное и сложное производство работало на классических офлайн-программах. Когда началась пандемия, компьютеры остались в офисах. Сотрудники не имели к ним доступа, и работу парализовало на несколько дней. Спасти ситуацию помогло быстрое внедрение облачных программ с удаленным доступом.
Обратный пример — компании, которые уже несколько лет пользуются «облаками». Во время локдауна их сотрудники перешли на удаленку за один день, и рабочий процесс не пострадал.
За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу и получать больше прибыли. Вот примеры того, в чем могут помочь облачные сервисы.
Настройка бизнес-процессов. Через CRM-систему менеджер получает заявку, запрашивает информацию на складе, заказывает в бухгалтерии счет и отправляет его клиенту.
Внутренняя и внешняя отчетность. Руководитель ведет учет времени и показателей работы, юристы хранят и согласовывают документы, бухгалтеры выставляют счета и отправляют налоговые декларации.
Учет товаров. Кладовщики контролируют продукцию на складе и отправляют данные менеджерам.
Коммуникация в команде. Сотрудники общаются через платформу управления проектами, корпоративную почту, мессенджеры и видеосвязь, совместно работают над документами, назначают встречи через корпоративный календарь.
«Облака» дают компаниям возможность сконцентрироваться на бизнес-процессах, а решение технических задач по настройке и поддержке офисных программ передать внешним специалистам и оплачивать по подписке.
Какие бывают облачные сервисы
Есть три типа облачных сервисов:
Частное облако принадлежит одной компании и работает на ее оборудовании. Им пользуются только сотрудники. Вся информация остается внутри, ее проще контролировать и защищать. Но частное облако могут позволить себе только крупные компании, потому что оно дорогое в использовании: нужно покупать или арендовать оборудование, самим обслуживать и администрировать его.
Публичное облако содержит и обслуживает провайдер, который сдает разным клиентам вычислительные мощности в аренду. Бизнес может закупить ровно столько ресурсов, сколько нужно для работы и хранения файлов. Это удобно и выгодно. Когда мы говорим об использовании облачных сервисов, мы чаще всего имеем в виду именно публичные облака.
Гибридное облако — когда часть работы находится в публичном облаке, а другая — в частном облаке или вообще на физических носителях. Такое бывает, например, в процессе постепенного перехода компании от традиционной инфраструктуры к облачной.
Какие задачи могут решать облачные сервисы
Глобально есть три самых популярных вида услуг, которые предоставляют облачные сервисы:
IaaS — инфраструктура как услуга, когда бизнес арендует виртуальные вычислительные ресурсы и хранилища. Например, клиент может пользоваться виртуальным компьютером на MacOS со своего Windows-устройства, чтобы использовать программы, которые есть только для Мака. При этом поддержкой и обслуживанием «железа» занимается провайдер.
PaaS — платформа как услуга. Прежде всего, это продукты для разработчиков, например программы для создания и тестирования приложений, виртуальные базы данных, системы машинного обучения и обработки больших данных.
SaaS — программное обеспечение как услуга — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя. Примеры: amoCRM, Asana, Google Drive.
Для большинства бизнесов пригодятся именно SaaS — решения, потому что основная аудитория IaaS и PaaS — это системные администраторы и разработчики, а не конечные пользователи вроде менеджеров.
Облачные программы для бизнеса, которые упростят работу
CRM-система amoCRM — помогает выстраивать и контролировать поэтапную работу компании, ставить задачи менеджерам, отслеживать взаимодействия с клиентами, проводить аналитику продаж.
Платформа для управления проектами Asana — помогает распределять задачи и контролировать их выполнение, комментировать и обсуждать действия по проекту.
IP-телефония Sipuni — помогает назначить колл-центру единый многоканальный номер, записывать и анализировать разговоры, вести статистику, связать звонки с общей CRM-системой.
Пакет офисных программ Google Workspace — позволяет совместно использовать документы и другие файлы, объединить почту, календарь и другие сервисы Google в единую систему.
Тайм-трекер Time Doctor — помогает следить за рабочим временем сотрудников на удаленке, если у них оплата по часам.Интеллектуальные карты Miro и MindNode — помогают создавать прототипы, проводить креативные мозговые штурмы, рисовать схемы и шаблоны.
Графические редакторы Figma, Sketch — для дизайна, создания и обработки изображений.
Мессенджеры Skype, Zoom, Slack, Telegram, WhatsApp — для общения и переписки.
Конструкторы Tilda, WebFlow и Readymag — для создания сайтов.
Все эти программы доступны по подписке и не требуют сложного внедрения или разработки.
Зачем переходить на облачные системы
У облачных сервисов по сравнению с «коробочными» тяжело найти недостатки. У них много преимуществ:
Сборка и настройка под задачи клиента. Универсальных облачных решений нет, каждый бизнес может попробовать и сравнить разные сервисы и выбрать те, что ему больше подходят. Подключить нужные услуги и отключить ненужные можно за несколько кликов. Когда компания выберет свой набор инструментов, их можно связать в единую систему и настроить под свои нужды. Раньше интеграция могла стоить несколько миллионов рублей, но сейчас есть сервисы типа Zapier, которые помогают интегрировать что угодно быстро и недорого.
Есть виджет, который интегрирует CRM-систему с Google Диском. Менеджер может за пару кликов создать по шаблону папку клиента, заполнить ее нужными документами и отправить ссылку на нее через мессенджер — все это внутри одного окна CRM.
Постоянные улучшения. Один из главных плюсов облаков в том, что профессиональные и довольно дорогие команды аналитиков, программистов, тестировщиков и менеджеров каждый день работают над улучшением функций и удобства использования своих сервисов. Разработчики платформ думают наперед и собирают обратную связь. Даже если сейчас в наборе функций не хватает, с большой вероятностью это скоро появится.
Компании не хватало некоторых возможностей таск-менеджера Asana, и она попросила своих программистов дописать эти функции. А через пару месяцев разработчики Asana сами добавили их в очередном обновлении.
«Коробочные» сервисы, наоборот, неповоротливые, реже обновляются и хуже интегрируются между собой.
Удаленный доступ. Работать с облачными сервисами можно из любого места, где есть стабильный скоростной интернет. Несколько сотрудников могут одновременно вести задачу и видеть изменения в онлайн-режиме.
«Коробочные» программы доступны только с конкретного устройства — если сотрудник не может приехать в офис, он не сможет выполнить работу.
Экономичность. Может показаться, что пользоваться облачными сервисами дорого — нужно постоянно платить за подписку, когда коробочное решение купил — и пользуешься. Но если сравнить стоимость покупки и обслуживания «коробочных» программ с общей суммой расходов на подписку на облака — разница чаще не в пользу офлайн-решений.
«Коробочные» программы сами по себе стоят дорого, ведь вроде бы они покупаются раз и навсегда. Но в реальности их обычно нужно дорабатывать, и для этого приходится привлекать разработчиков и оплачивать их работу. Часто базовые программы не приспособлены для внедрения виджетов и сторонних обновлений — интеграции требуют много времени, а значит, много расходов на оплату часов работы программистов.
Ну и главное, на чем экономит бизнес. Провайдер покупает дорогостоящее оборудование и обслуживает его, а клиент платит только за фактическое использование виртуальных машин. Бизнесу не нужно покупать лицензии на программы, дополнительно нанимать системных администраторов и разработчиков — он платит только за ресурсы, которыми пользуется. А когда перестает пользоваться — перестает платить.
Безопасность облачных сервисов: а вдруг все удалится?
О безопасности мы решили написать отдельно: с одной стороны, это главное опасение пользователей, а с другой — еще одно преимущество облаков.
Есть мнение, что коробочные сервисы надежнее: в интернете могут украсть базу, а «коробка» установлена в компьютере, и никто туда не доберется. В реальности это не совсем так. Рассмотрим две угрозы безопасности — внешнюю и внутреннюю.
Защита облаков от внешних угроз. Провайдеры вкладывают огромные деньги в безопасность, потому что они не могут рисковать своей репутацией. Когда бизнес подключается к облачному сервису, ему гарантируют защиту и конфиденциальность информации.
Дата-центры и серверы облаков защищены от несанкционированного проникновения, перегрева, пожара и других угроз. Администраторы регулярно тестируют и обновляют оборудование, чтобы оно работало исправно и данные пользователей не пострадали.
Специалисты в области информационной безопасности постоянно проверяют систему на уязвимости и обновляют защиту с использованием эффективных и дорогостоящих технологий шифрования данных.
Небольшие компании не могут тратить столько денег на безопасность, поэтому облачная инфраструктура защищена лучше, чем данные на компьютерах в офисе.
Защита внутри компании. Облачные программы можно настроить так, что сотрудники будут видеть только те сделки и тех клиентов, с которыми они работают. Для этого есть специальные виджеты. Это повысит безопасность клиентской базы и снизит вероятность утечки информации через недобросовестного менеджера.
С помощью CRM-системы можно равномерно распределять самых платежеспособных клиентов между менеджерами, чтобы все випы не попадали к одному сотруднику, который может их увести за собой в случае увольнения.
В наборе программ Google Workspace можно за несколько кликов дать сотруднику все нужные права и доступы, например к гугл-диску и документам, и так же легко разом их закрыть, если сотрудник уволился или вызывает подозрения.
Когда бизнес ведет учет в Excel, Word, Блокноте и других подобных программах, настраивать и ограничивать доступ сотрудников сложно, а заметить кражу данных практически невозможно.
Как перейти на облачные сервисы
Переход к облачным сервисам можно разделить на несколько этапов:
Анализ и аудит. Начинать нужно с аудита и аналитики бизнес-процессов. Можно провести их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам, которые знают, что нужно делать. Бизнес-аналитики и технические специалисты помогут определить, для чего стоит использовать облака, каких целей можно будет достичь, с чего стоит начинать.
Специалисты изучат бизнес-процессы, пообщаются с сотрудниками, которые будут пользоваться программами, выявят недостатки, которые мешают развитию, и на основании этого выстроят архитектуру. Начинать нужно с того, что больше всего болит, от чего компания теряет клиентов и прибыль.
Если компания пока маленькая, можно провести такой аудит самостоятельно: разложить бизнес-процессы на этапы. Для этого разберитесь:
Таких вопросов может быть гораздо больше в зависимости от сложности и специфики вашего бизнеса. Когда вы построите последовательную схему процесса, вы поймете, какие облачные сервисы могут быть вам полезны для автоматизации работы.
Выбор провайдера и специалистов по внедрению. Крупному бизнесу, использующему облачные серверы, нужен провайдер. При выборе провайдера наиболее важны три фактора: хорошая репутация, большой набор услуг и географическая близость дата-центров к целевым рынкам заказчика — это влияет на скорость работы сервисов. Например, если вы ведете бизнес в России, тяжелая база данных будет быстрее перегоняться через российские серверы, чем через американские или индийские.
Чтобы выбрать специалистов по внедрению облачных сервисов, нужно изучить их кейсы, отзывы, цены, провести переговоры и узнать о специализации исполнителя: например, лучше разрабатывает программы и виджеты, а — непосредственно внедряет решения.
Если у вас небольшой бизнес и нужно подключить всего пару облачных программ, это можно сделать своими силами или через службу поддержки самих сервисов. Например, у разработчиков ПО для магазинов цветов «Посифлора» есть отдел внедрения, который помогает клиентам разобраться в программе и правильно ее настроить.
Внедрение и обучение сотрудников. Обычно набор облачных сервисов базируется на CRM-системе, которая помогает вести продажи на всех этапах и строить долгосрочные отношения с клиентами. Она делает работу структурированной и регламентированной, позволяет учитывать все потребности и нюансы.
Клиент оставил заявку — менеджер сразу видит уведомление и берет в работу, связывается с заказчиком и последовательно двигает задачу по этапам воронки продаж. Система сама подсказывает, что делать дальше: например, «Позвоните клиенту и выявите потребность».
Важно показать сотрудникам, как облачные сервисы делают их работу проще и комфортнее. Для этого нужно разобраться в программах и научить всех правильно ими пользоваться. В таком случае сотрудники будут не просто отмечаться ради регламента, а реально пользоваться системой.
Настройка, оптимизация, интеграция. После внедрения программ нужно настроить систему работы облачных сервисов, которая будет учитывать особенности компании. Например, можно интегрировать виджет для учета рабочего времени сотрудников с платформой по управлению проектами. Настроить автоматическую отправку записей разговоров с клиентами в облачное хранилище, подключить рассылку для клиентов о степени готовности заказа через мессенджеры.
Доработка программы под задачи бизнеса. Облачную инфраструктуру нужно постоянно корректировать под текущие задачи. Например, если у компании меняется бизнес-процесс продаж, его нужно перестроить и в CRM-системе. То есть мало один раз внедрить сервис, нужно его сопровождать. Сопровождением систем занимаются те же компании, что и их внедрением.
Введение в Облачные Вычисления для Всех от Инженера Microsoft, Ex-Amazon
Многие из вас слышали про мировой успех облачных компаний и таких компаний как Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud Platform. Сейчас мы видим, как отечественное облако активно развивается – Яндекс Облака, Mail.ru облако и Сбербанк тоже работает в этом направлении.
Лично у меня нет опыта работы с отечественным облаками и пока они еще достаточно молодые, но, я очень надеюсь, что они справятся с задачей и у нас появятся конкурентно способные облачные провайдеры.
Сам я занимаюсь задачами аналитики и инжиниринга данных, то есть работаю с buzz words – Big Data, Data Platform, Lakehouse, Data Lake, Data Science, Machine Learning (ML), AI и т. п., в крупных международных компаниях – Amazon, Microsoft, Xbox. Про все эти дела я уже 3 года успешно пишу в своем телеграмм канале Инжиниринг Данных, где уже больше 10 тысяч подписчиков.
Я работаю с облаками с 2014 года, с 2016 по 2020 в Амазоне (почти 5 лет), где принимал участие в знаменитом проекте Rolling Stone по миграции on-premise инфраструктуры для аналитики в облако AWS.
Мое выступление в Mail.ru про Эффективность Амазон.
И далее в других командах создавал облачную дата платформу, теперь это называется data products для Business Intelligence и Machine Learning.
В Амазоне я проходил много тренингов по AWS и сдавал их экзамены, то есть все время был в «облачной» среде. Потом я перешел в Microsoft Gaming, и стал делать похожие вещи на Microsoft Azure. И продолжаю делать, теперь я могу рассказать, как строить платформу аналитику для ААА игры, это значит уровень блокбастера, игры, которые создается годами и имеет многомилионный бюджет.
Но работать с Azure, я начал намного раньше, когда создавал консалтинг компанию Rock Your Data в Канаде с целью делать «rolling stone» проекты для компаний в Северной Америке. В 2017–2018 году идея миграции в облака не была такой популярной как сейчас. Идея была правильная, но имплементация плохая, я подробно рассказал об этом в статье – «Опыт создания аналитической консалтинг-компании в Северной Америке (не очень успешный)»
Уже в то время я параллельно изучал Microsoft Azure, чтобы сдать экзамены и получить статус партнера. Все было достаточно просто после опыта в AWS.
Другая моя активность связана с Университетом Виктории в Британской Колумбии.
У них я читал лекции по облачным вычислениям для бизнес студентов (MBA) программы. Вообще история забавная. Сколько я жил в Канаде, я все время хотел преподавать в университете, чтобы сделать буст карьере. Я писал профессорам, факультетам, но реакции ноль. Это реально история не про опыт, а про связи. Важно знать кого-то, кто тебя порекомендует нужному человеку.
Один раз ходил на собеседование на курс по визуализации данных и аналитике, то, что нужно. Но мне отказали, зато предложили учить облачным вычислениям, ну облачные, так облачные. Я обычно не теряюсь в непонятных ситуациях, заодно походу разберусь, подумал я.
Сразу поделюсь вам хорошими книгами по этой тематике, которые я использовал. Само собой, я использовал все доступные обучающие ресурсы в Амазоне – внешние и внутренние. Я знал, как рассказать про облака понятно за пару уроков, но чтобы разбить программу на 12 уроков по 4 часа, это пришлось подумать и покопаться.
Week 1: Cloud Computing overview and essential cloud technologies.
Week 2: Cloud concepts and business benefits
Week 3: Cloud security fundamentals
Week 4: Cloud Architectures and Cloud Migration
Week 6: Cloud Career paths and professional certifications
Другой моей задачей было рассказать так, чтобы сильно не привязываться к конкретному вендору. В целом получилось неплохо. Я донес до людей значение Cloud Computing и различные аспекты использования облачных сервисы и многое другое.
Вот кстати лучшие книги, которые я нашел по теме, и которые использовал активно:
Cloud Computing: Concepts, Technology & Architecture – это прямо реально учебник, где много рассказывается про устройство дата центра и оборудования.
Ну конечно стоит поблагодарить Амазон за оплату книг, этих, и еще штук 20-30 других по моей тематике😉
Таким образом у меня есть курс и контент на английском. И при этом я активно развиваю сообщество аналитики и совершенно бесплатно учу людей профессиям аналитики с целью дальнейшего трудоустройства и весьма эффективно – проект называет datalearn.ru. На сайт за год зарегистрировалось больше 4000 студентов. Многие пришли от других платных школ, не буду называть их название, но таких много, кто зарабатывает деньги продавая buzz words. Моя цель закрепить мой опыт и своего образа paying back my home country. Это мой персональный challenge и я его закончу.
Согласной моей программе в течение первых 4х модулей я рассказываю базовые вещи из мира аналитики, которые не сильно изменились за 10 лет. Модуль 5 был посвящен облачным вычислениям, потому что:
1) Во-первых, в мире практически все компании используют облачные решения и уже знание основ AWS, Azure, GCP это почти как базовое знание Excel в описании вакансии. Про это уже могут даже не писать.
2) Во-вторых, в РФ ситуация обратная, так как по закону у нас нет дата центров AWS, Azure, GCP и использовать облачные вычисления не безопасно. Все помнят, как глушили IP AWS, когда попытались заблокировать телеграмм. Я сам пострадал, так как у меня был интернет-магазин на AWS для тещи. И следовать наши специалисты не имеет тех возможностей, которые умеют западные специалисты. Поэтому я хотел закрыть этот пробел.
Таким образом, я собрался силами и записал курс, и, как мне кажется, он получился очень интересным. Я его добавил, как модуль 5 – «Введение в облачные вычисления» в свой курс на Data Learn. Но постарался его сделать максимально независимым, чтобы люди, кому не нужна аналитика, могли понять, что такое облачные вычисления, как они используются в мире.
Я хотел добавить курс бесплатно на STEPIK, но там куча ограничений по размеру видео и оформлению, поэтому добавлю сюда.
Давайте я вкратце расскажу про что программа и что в нее включено. Чтобы вы сразу могли получить весь контент. При условии, если вы хотите делать лабораторные работы, лучше зарегистрироваться и получить доступ ко всем контенту. Все бесплатно и лежит в открытом доступе.
1. Введение в Облачные Вычисления
В этом модуле мы узнаем про облачные вычисления, или просто cloud computing. Мы начнем с основ, и поговорим и главных вендорах и их решениях. Я расскажу про свой опыт с облачными решениями и постараюсь вас научить их использовать и дать достаточно знаний для того, чтобы вы могли понимать, что это такое, и как это используется, а так же применять в работе.
В этом видео вы узнаете про:
Основные вендоры облачных решений AWS, Microsoft Azure и Google Cloud
Типы облачных сервисов и их примеры (Cloud Service Models)
Модели облачных решений (Cloud Model Types)
Безопасность облачных решений и Shared Responsibility Model
Научитесь создавать виртуальную машину и подключаться к ней через SSH
Настраивать сеть для безопасного доступ (Networking)
Попробуете различные облачные сервисы
Примеры профессий, сертификации от вендоров и тренинги
2. Введение в Облачные вычисления (Cloud Computing)?
В 2020 году и в 1-м квартале 2021 года западные вендоры (AWS, Azure, GCP) показали рекордные доходы. «Облако» используется повсеместно в западных странах и становится все популярней и востребовании. Прежде чем мы начнем использовать «облако» для аналитических задач, мы должны познакомиться с основами облачных вычислений.
В этом видео вы узнаете про:
Несколько кейсов из прошлого
История зарождения облачных вычислений и идеи utility computing
Ключевые бизнес драйверы и риски
Определения, терминология и характеристики облачных вычислений
Основные компоненты облачных вычислений и датаценров