Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Монополистическая конкуренция

Термин «монополистическая конкуренция» связывают с именем Эдварда Чемберлина, экономиста из США, который ввел его в обиход в 1933 году. Он объединяет два, на первый взгляд, несовместимых, понятия: монополию и конкуренцию. Вместе с тем ясно, что соблюсти условия чистой монополии и совершенной конкуренции на практике достаточно сложно. Рыночные реалии формируют промежуточные структуры, которые совмещают в себе черты монополии и конкуренции в чистом виде.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, имеющая отношение к несовершенной конкуренции, наряду с монополией, олигополией и др., один из наиболее распространенных типов несовершенной конкуренции. Экономисты считают монополистическую конкуренцию присущей более розничному рынку, в противоположность оптовой его разновидности.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Чтобы разобраться, что представляет собой это явление, обратимся вначале к терминам совершенной и несовершенной конкуренции.

Теоретики-экономисты называют совершенной конкуренцией такое идеальное состояние рынка, при котором цена формируется продавцами и покупателями исключительно посредством спроса и предложения. Дополнительные рычаги не влияют на рыночную цену продукта. Совершенную конкуренцию еще называют свободной или чистой. Черты чистой конкуренции — множество продавцов и покупателей, равноценных друг другу; их число при этом уходит в бесконечность. Кроме того, при совершенной конкуренции продаваемая продукция однородна и делима, барьеры для входа на рынок и ухода с него отсутствуют полностью, ресурсы для производства товаров и услуг высоко мобильны, а информация о ценах на каждый продукт доступна всем в равной мере. Практически к совершенной конкуренции ближе всего стоит биржевой рынок.

По мнению некоторых экономистов, такая идеальная структура нежизнеспособна в чистом виде, и чем ближе рыночные процессы к ней, тем более вероятны глобальные экономические кризисы. Если хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не соблюдается, налицо конкуренция несовершенная. Одним из видов ее и является монополистическая конкуренция.

Определяющие черты монополистической конкуренции

Исходя из сказанного, можно определить, что представляет собой монополистическая конкуренция и каковы ее основные черты.

Монополистическая конкуренция это структура, в которой главенствующую позицию занимает совершенная конкуренция, однако имеются черты монополии в чистом виде. В конкурентной борьбе участвует множество фирм. Они предлагают потребителю товары, имеющие близкие потребительские свойства, продукцию, полностью не заменяемую другой, не идентичную ей.

«Монополистическая» часть здесь выражена в наличии продавца, который представляет собой монополиста по отношению к своему собственному товару, «конкуренция» же выражена в наличии у других фирм товаров хотя и не идентичных, но сходных.

Монополистическая конкуренция (МК) определяется рядом характерных черт.

Кстати говоря! Дифференциацию можно рассматривать, подразделяя на горизонтальную (насколько товар соотносится с личным вкусом потенциального покупателя) и вертикальную (насколько сформированные ранее среди потребителей представления о «плохом» и «хорошем» товаре влияют на личный выбор при покупке). При этом предполагается равный уровень цен на товар.

Указанная характеристика как явление может влиять на рыночные цены, но в ограниченной степени. Потребитель, привыкая к определенной марке и товару этой марки, может продолжать пользоваться им, даже если продавец или производитель повысят цену. Однако ясно, что безграничное повышение цены на товар при наличии его заменителей со схожими качествами заставляет того же потребителя обращать внимание на продукцию иных фирм.

Отдельно следует отметить такую черту МК, как высокая информированность участников рыночных отношений об условиях и ценах.

Перспективы рынка и прибыль

Оценка прибыльности модели МК невозможна без привязки к временным рамкам.

Выход на рынок с новым товаром, имеющим уникальные потребительские, иные технические свойства, делает фирму на практике монополистом данного товара. Поведение производителя (продавца) имеет все черты монополиста: она имеет уникальный товар, спрос на который устойчив у определенных потребителей, нередко значительного их числа.

Имеется возможность завышать цены без падения объема реализации.

При этом, как правило, рынок насыщается не полностью, потребители «недополучают» некоторое количество нужного им товара, а уровень цен фирма удерживает исходя из своих интересов, т.е. контролирует цену.

Такова краткосрочная перспектива рассматриваемого нами явления.

Находясь, как уже отмечалось, между двумя точками: чистой монополией и чистой конкуренцией, монополистическая конкуренция стремится именно к чистой, совершенной конкуренции. На рынок пребывает все большее число фирм, выпускающих сходный товар, с целью получения прибыли. Возможность увеличения прибыли снижается, стремясь к нулевой отметке. Фирмы могут также покидать рынок, т.е. процесс происходит двояко. Вместе с тем и спрос на товары не исчезает совсем, не снижается. Последнее служит гарантией присутствия фирм в определенном рыночном секторе после достижения равновесия.

Сокращение спроса ведет к невозможности производителей и продавцов покрывать расходы на производство и реализацию товара, перемещению их ресурсов в более прибыльные сферы рынка.

Уход с отраслевого рынка, колебания (движение вверх) кривых спроса и предельного дохода продолжаются до момента достижения нового равновесия.

Выгоды и проблемы монополистической конкуренции

Преимущества и недостатки рынка МК проистекают из его характерных черт и особенностей, о которых шла речь выше.

Выгодные условия создаются для покупателей, потребителей товаров, услуг. Выбор велик, а цены определяются исключительно спросом. В то же время цена продукта, уплаченная потребителем, выше, чем понесенные издержки.

Размер фирм-участников невелик, ресурсы их также ограничены. Высокий экономический риск при попытке расширить производство, как следствие — высокий уровень банкротства. Общий высокий уровень нестабильности рынка.

О главном — коротко

Монополистическая конкуренция – экономическая модель, сочетающая в себе черты свободного конкурентного рынка и монополии в чистом виде, один из видов несовершенной конкуренции. Ее суть состоит в наличии на рынке множества производителей, продавцов, предлагающих потребителю сходный, однако не полностью идентичный товар, услуги. При наличии жесткой конкуренции вхождение в такой рынок максимально упрощено.

На начальной стадии и в краткосрочной перспективе МК имеет черты монополии, в дальнейшем процесс развивается в сторону совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция несет выгоды прежде всего потребителю продукции. Фирмы, предлагающие к продаже товары или услуги, ограничены в ресурсах и размерах, что приводит к невозможности увеличения производства, ограничивает экономические перспектив малого и среднего бизнеса.

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Оглавление

3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Рис. 1. Оптимум монополии

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.

Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».

Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.

Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Монополистическая конкуренция

Что такое монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — это несовершенная модель рыночной структуры, включающая в себя множество небольших фирм, производящих дифференцированный товар, и характеризующаяся свободным входом на рынок и выходом с него.

Продукция, которую выпускают эти фирмы, является похожей, но не абсолютно взаимозаменяемой и идентичной. Разница между товарами или услугами может исходить как из объективных технических и физических признаков, так и из мнимых различий. Например, таких, как торговая марка, упаковка, имидж фирмы, реклама и др.

Этот тип рыночной структуры наиболее близок к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется относительно большим числом производителей, из-за чего сговор между предприятиями невозможен. Каждый сам вправе устанавливать цены на свой вариант продукта. Как правило, конкуренция при такой рыночной модели очень активна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Каждая компания-производитель становится мелким монополистом, выпускающим свой уникальный тип продукции, а также из-за большого количества конкурирующих предприятий, создающим похожие продукты.

Основоположником теории монополистической конкуренции является американский профессор экономики Эдвард Чемберлин, который всесторонне рассмотрел и проанализировал сущность монопольной цены и прибыли в книге «Теория монополистической конкуренции», вышедшей в 1933 году.

К основным чертам и признакам монополистической модели можно отнести:

В чем отличия от совершенной конкуренции

В современной рыночной структуре встретить примеры совершенной конкуренции и чистой монополии практически невозможно. При этом монополистическая конкуренция встречается довольно часто.

Сходства:

Различия:

Выгоды и проблемы монополистической конкуренции

Монополистическая модель рынка считается самой благоприятной с точки зрения потребителей. Уникальность продукции позволяет выбирать между широким ассортиментом товаров или услуг, при этом и ценовая политика зависит от потребительского спроса.

Главным недостатком монополистического типа является размер фирм, действующих на рынке. Возможность свободного входа и выхода, быстрое возникновение убытков от роста масштабов производства ограничивают размер предприятий. Это ведет к нестабильности рыночных условий.

К выгодам относится:

К проблемам относится:

Примеры рынков монополистической конкуренции

Наиболее ярко особенности монополистической модели можно рассмотреть на примере рынка одежды. Несмотря на то, что повседневную одежду выпускают тысячи фирм, если покупатель захочет платье от определенного бренда, он сможет его приобрести только у него, так как продукция смежных производителей одежды не сможет быть абсолютно идентичной. Так, какой-нибудь конкретный наряд от дизайнеров Версаче, можно приобрести только в их исполнении.

Другими яркими примерами рынков монополистической конкуренции являются рынки услуг с относительно низким порогом входа. К ним относятся парикмахерские услуги, юридические, полиграфические и т. д. Товары и услуги, производимые ими взаимозаменяемы, но при этом эти фирмы могут отличаться своим местоположением, фирменным стилем, мастерством работников, хорошей репутацией, интерьером и другими уникальными характеристиками, позволяющими отстроиться от конкурентов.

Источник

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Содержание

Свойства монополистической конкуренции

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Определение цены и объема производства монополистического конкурента. Эффективность и прибыльность

Фирма данного типа имеет отрицательный наклон кривой спроса. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам: Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что

Так же, как и на рынке совершенной конкуренции, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Смотреть картинку Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Картинка про Для рынка монополистической конкуренции характерно то что. Фото Для рынка монополистической конкуренции характерно то что), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.

Характеристика монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

Источники

Полезное

Смотреть что такое «Монополистическая конкуренция» в других словарях:

Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает… … Финансовый словарь

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (monopolistic competition) Рыночная структура, которая возникает при ограниченном количестве продавцов, причем каждый считает, что цена, которую можно назначить, является убывающей функцией проданного количества товара. Монополистические… … Экономический словарь

Монополистическая конкуренция — [monopolistic compe­ti­tion] ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между ситуациями свободного рынка и монополии. По теории монополистической конкуренции, разработанной Е.Чемберлином, Дж.Робинсон и другими западными экономистами,… … Экономико-математический словарь

монополистическая конкуренция — конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам … Словарь экономических терминов

Монополистическая конкуренция — рынок, характеризующийся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию: доступ на рынок является относительно свободным: в известной степени фирмы в условиях монополистической конкуренции могут контролировать цены… … Экономика: глоссарий

Монополистическая конкуренция — вид соперничества большого количества фирм, которые производят близкую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию, как правило, защищенную торговой маркой, патентом или фирменным знаком … Словарь экономических терминов и иностранных слов

КОНКУРЕНЦИЯ — (competition) Ситуация, в которой любой желающий что либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. В условиях совершенной конкуренции существует столь много продавцов и покупателей, что все участники… … Экономический словарь

Конкуренция Монополистическая — конкуренция на рынке с относительно большим количеством продавцов и покупателей и разнообразием предлагаемых к продаже товаров, продаваемых по разным ценам. Ни одна компания, фирма не может в этой ситуации захватить на длительное время… … Словарь бизнес-терминов

конкуренция — — [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] конкуренция Определяющий признак рынка, который обобщенно так и называется — конкурентным рынком (хотя в принципе рынки могут быть и неконкурентными). Это ситуация, когда… … Справочник технического переводчика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *