Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Выступление на родительском собрании по теме «Роль семьи в формировании учебной мотивации школьника «

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль семьи в формировании учебной мотивации школьника (1 слайд)

так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Василий Александрович Сухомлинский

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Взрослые внушают ребенку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению.

Задумывались ли вы когда- нибудь какими мотивами руководствуются дети при решении встающих перед ними проблем? Что же такое мотив?

(3 слайд) Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность.

Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой.

(4 слайд) Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо».

Старшие заставляют, убеждают, но это не рождает истинной мотивации.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как «пешками».

(5 слайд) Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений ), происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы от него отвязались. Это случается в любых семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос.

Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она сама появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне так, как будто я вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».

Всё это приводит к сильным переживаниям, стрессу. Ребенок, когда-то так мечтавший о школе, уже в первом классе спрашивает: «Это что, на 10 лет?!».

Очень часто к нам на консультацию приходят родители детей с вопросом: «Помогите! Мой ребенок не хочет учиться!»

Что же можно увидеть в реальной жизни?

Если спросить у родителя, который уже столкнулся с проблемой нежелания своего ребенка учиться, как он борется с этой проблемой, то можно услышать почти стандартный ответ, что ребенка уже лишили «всех радостей жизни» как то: смартфона, планшета, компьютера, телевизора, прогулок, новых покупок на неделю, месяц, «до конца учебного года» и т.д. (кому как «повезло»). При этом родитель говорит, что названные меры ни в коей мере не решают самой проблемы! Ребенок продолжает бездельничать, не учится.

Попробуем разобраться, где же ошибка родительского воспитания? (6 слайд)

Деятельность родителей, в основном, нацелена на удовлетворение потребностей ребенка. Родители чаще всего желают дать ребёнку то, чего сами были лишены в свое время.

В то же время, требования к ребенку – сведены к минимуму, либо отсутствуют совсем. Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Часто родители сами не придерживаются своих требований к ребёнку и снимают свой запрет. Поэтому ребенок, уходя от наказания, понимает, что ему всё можно.

Налицо «перекос» в процессе родительского воспитания. Зачем ребенку учиться, напрягаться, если его потребности и так удовлетворяются? Утрачена мотивация учебной деятельности.

Задача родителя в такой ситуации ликвидировать сложившийся «перекос» воспитания. Необходимо заново переосмыслить и изменить свои приоритеты в удовлетворении потребностей ребенка – дать возможность самому ребенку стать участником процесса достижения своих целей, через вовлечение в деятельность семьи, учебную деятельность. Высокая мотивация у детей бывает в таких семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличаются мягкостью и теплотой в общении со своими детьми.

(7 слайд) Кроме того, важен личный пример. Если родители все время только занимаются своим мобильным телефоном, какие претензии у них могут быть к детям? Взрослые должны сами постоянно чему-то учиться, чем-то интересоваться, беседовать о том, что происходит в мире и науке. Тогда ребенок будет заражаться этим интересом, проявлять ко всему любопытство.

Нередко родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят не дома. Однако, влияние семьи не только не снижается, а возрастает.

(8 слайд) Не стоит забывать, что ответственность за воспитание и обучение своих детей лежит в первую очередь на них самих. Это мы можем прочитать.

Конвенция о правах ребёнка, ст. 18.

> Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

(9 слайд) Конституция Российской Федерации, ст. 43.

> Каждый имеет право на образование.

> Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

(10 слайд) Закон РФ «Об образовании», ст.52.

> 1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

> 2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.

(11 слайд) Уголовный Кодекс РФ, ст. 156.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

(12 слайд) Дети — наше отражение и продолжение.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Ребенок нуждается в серьезной поддержке со стороны родителей, так как учеба – самое трудное и ответственное дело в жизни наших детей.

(13 слайд) Вот несколько советов родителям:

2. Не «зацикливайтесь» на оценках. Наша система такова, что оценки часто вообще ни о чем не говорят.

3. Уделяйте внимание успехам. Интересуйтесь у педагогов, как ребенок справляется, как он слушает учителя, в чем его сильные стороны.

4. Слушайте своего ребенка. Дать указания, сделать выговор хотят все, а вот внимательно выслушать может не каждый.

5. И конечно, очень важно любить и принимать ребенка любым, не требуя от него соответствия своим ожиданиям и идеалам.

Только в комфортных психологических условиях дети будут способны интересоваться учебой, стремиться к познанию, усвоению нового и адекватно реагировать на своих успехи и неудачи. (14 слайд)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Организация работы с родителями по повышению мотивации учащихся

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Алексеева Александра Васильевна, социальный педагог МБОУ «Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

«Организация работы с родителями по повышению уровня учебной мотивации»

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности: усиливаются расслоения семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, бедна – не только материально, но и духовно. Объясняется это просто: родителям, чтобы обеспечить семью приходится работать в двух-трех местах, что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи.

С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Родители должны постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение.

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению силы, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Родитель как учитель и воспитатель детей в части своей ответственности за потенциал ребенка должен квалифицированно быть на том же уровне, что и школа.

Характер взаимоотношений классного руководителя с семьями должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Необходимо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать взрослых к делам школы и класса. Массовый охват родителей одинаковыми формы работы малоэффективен, здесь нужен личностный подход.

Одной из форм знакомство с семьей – посещение семей школьников. Особенно они актуальны, если мы берем новый класс. Дело это деликатное, потому следует тщательно все продумать и постараться предотвратить любую ситуацию, которая сможет произойти. Существует несколько правил, которые следует помнить во время таких посещений.

Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей:

Равенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу

Этичность – отношения должны строиться на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения.

Участие родителей в различной деятельности школы существенно усиливают мотивацию детей. Внутренний мир ребенка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность за самого себя. Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира ребенок в этом случае, напротив, открывается, и его “жизнь в школе” становится для него “нашей” (семейной) жизнью в ней”. Это всегда меняет школьную социализацию и поведение ребенка в лучшую сторону.

Основные формы работы с родителями:

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

Участие в профориентационной работе.

Ведение кружков, секций для учащихся

Оказание спонсорской помощи.

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различным категориям учащихся.

Оказание психолого-педагогической в решении проблем семейного воспитания.

Индивидуальная работа с семьями.

В начале учебного года при планировании работы с родителями приняли план работы по повышению уровня учебной мотивации.

Выявлены следующие проблема и ее причины :

наличие учеников, оставленных на осень,

н едостаточная адаптированность учащихся к началу занятия, появление у учащихся неудовлетворенности оценок и оценок ниже обычного уровня знаний,

необходимость знакомства родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы,

недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок, необходимость знакомства родителей с итогами полугодия,

наличие у отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости

недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок, наличие неуспевающих, проблема организации окончания учебного года и итоговой аттестации.

Меры по устранению проблемы:

индивидуальная работа: беседа с родителями по поводу подготовки к осенним испытаниям,

проведение родительских собраний, знакомство с новыми учителями

индивидуальные собеседования с родителями и учащимися, выработка программы помощи родителей под контролем учителя,

индивидуальные встречи с родителями, посещение семей, проведение бесед по контролю знаний и помощи в выполнении д/з

классные родительское собрание по этим проблемам,

оперативная связь с родителями посредством контроля за дневниками, индивидуальная работа с родителями,

индивидуальные беседы учителя с родителями и детьми о способах повышения успеваемости,

проведение родительского собрания «О мерах по улучшению успеваемости»,

индивидуальные собеседования с родителями и учащимися, выработка программы помощи родителей под контролем учителя.

благоприятный результат осенних испытаний,

четкость в организации режима занятий, привыкание учащихся к учебному году,

определенная мера «исправления» неудовлетворительных и нежелательных оценок,

некоторое «потепление» морально-психологического климата класса, активизация деятельности родителей по проведению воспитательных мероприятий,

более пристальное внимание родителей к успеваемости детей, знакомство родителей с общей картиной успеваемости, повышение родительской мотивации к контролю за успеваемостью,

работа указанных учащихся по программе выравнивания совместно с родителями под контролем учителя,

исправление учениками неудовлетворительных и нежелательных четвертных оценок,

повышение уровня знаний указанных учащихся, ликвидация пробелов,

организация награждения и поощрения как можно большего числа учащихся за учебный год, организация помощи родителей в проведении экзаменов.

В нашей школе проведены следующие мероприятия:

Индивидуальные встречи с родителями;

Посещение семей, проведение бесед по контролю знаний и помощи в выполнении д/з;

Проведение классных родительских собраний и общешкольного собрания;

Оперативная связь с родителями посредством контроля за дневниками, индивидуальная работа с родителями;

Неделя родителей по повышению уровня учебной мотивации.

Родительский комитет школы планировали проведение недель классов по теме «Повышение уровня учебной мотивации школьников»:

2класс- Еремеева И.У.

6 класс- Полятинский А.Д

1 класс- Гуляева С.Н

8 класс- Дьяконова А.Г.

4 класс- Софронеева И.Н.

5 класс- Павлова А.С.

3 класс- Новгородова Е.А.

11 класс- Николаева В.Е.

10 класс- Унарова С.Н.

9 класс- Павлова А.П.

7 класс- Еремеева Р.К.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Совместные игры, соревнования, конкурсы

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Классный час «Моя семья»

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

День поэзии с участием родителей

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Смотреть картинку Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Картинка про Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему. Фото Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться чему

В конце недели родителям дается рекомендации по повышению уровня мотивации.

Источник

Родительское собрание. Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду

Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Родители должны постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение. Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени

Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала.

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно «повесить” на уставших после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! У родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения. Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности.

Наш мозг от природы запрограммирован на мотивацию к учебе: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и тем не менее справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся.

Тысячекратно цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *