Дневник для начальных классов чем отличается
Готовимся к школе: как выбрать дневник?
Наверное, каждому школьнику нравится процесс подготовки к учебному году, когда нужно выбирать новую форму и канцелярию. Однако важно помнить, что школьные дневники — это первые документы учеников, поэтому всецело поручать их выбор детям не стоит. Итак, как выбрать подходящую полиграфию, которая прослужит ребенку целый год? Рассказываем в статье.
Дневник для школы: красивый и удобный
Если вы полагаете, что подобная канцелярия — лишь для выставления оценок, то вы совершенно неправы. На самом деле дневник помогает ученику грамотно организовать учебный процесс и соблюдать график обучения. Именно для подобных целей служат страницы с расписанием и специально отведенное место для записи домашнего задания.
Кроме перечисленного, подобный предмет выполняет и другие функции:
Не стоит забывать, что дневник — чуть ли не единственная канцелярия, предназначенная для активного использования в течение всего года. Поэтому крайне важно выбирать качественное изделие, которое не расклеится и не распадется на части еще до первых каникул.
Оптимальный вариант, если страницы в канцелярии сшиты, а не только проклеены. Также лучше остановиться на варианте с твердым переплетом и обязательно использовать защитную обложку.
Сегодня на прилавках и в каталогах интернет-магазинов представлен огромный выбор моделей с различными обложками. Девочки обычно выбирают яркие дневники с изображениями любимых актеров и актрис, музыкальных исполнителей или животных, а мальчики — более темные обложки с машинами, роботами и различной техникой. Старшеклассники отдают предпочтение изделиям в сдержанных тонах с абстрактными рисунками или интересными надписями.
Оцениваем внутреннее оформление
Современное полиграфическое исполнение подобной канцелярии поражает. Традиционные дневники отошли в прошлое, а на смену им пришли полноценные органайзеры с дополнительными страницами и полезными сведениями.
Если для вас важно внутреннее наполнение полиграфии, рекомендуем учитывать основные факторы:
Также стоит присмотреться к качеству бумаги. Лучше выбирать изделия с плотными белыми, но не яркими белоснежными листами, поскольку такой оттенок негативно сказывается на зрении. Также подойдут пастельные оттенки, на которых отлично выделяются синие чернила.
Дневник для первоклассника: ключевые моменты
Если ваше чадо впервые идет в школу, то к выбору дневника нужно подходить особенно внимательно. Это должна быть канцелярия младшеклассника — лаконичная и практичная, понятная, без лишней информации и отвлекающих внимание картинок. Единственная допустимая иллюстрация — это дизайн обложки.
Сетка расписания, как и другие надписи и таблицы, должны хорошо выделяться на листе. Лучше, если они нанесены черными или темно-синими чернилами. Когда ребенок подрастет и привыкнет к необходимости учиться, он сможет выбрать другое изделие. А в первом классе ничто не должно отвлекать школьника от процесса.
Во многих современных дневниках страницы предусмотрительно пронумерованы, так что малыш не сможет схитрить, вырвав лист из такого изделия. Обратите внимание на это, выбирая подходящий вариант.
Дневник — это прежде всего документ, который должен выдержать регулярное использование на протяжении всего учебного года. Поэтому важно подобрать качественный вариант, который также понравится ребенку. Особого внимания требует подбор канцелярии для первоклассника, поскольку она не должна отвлекать новоиспеченного ученика непосредственно от обучения.
Чем различаются школьные дневники?
Чем различаются школьные дневники?
Школьный дневник уже много лет называют документом ученика:
В них учителя ставят отметки, оставляют информацию для родителей, а сами школьники записывают домашнее задание. Безусловно, электронный формат дневника уже распространяется, но школы не отказываются от бумажного варианта.
Мы выделили четыре различия дневников, на которые нужно опираться при выборе.
Обложка
Кроме различия в иллюстрациях, обложки различаются по твердости. Мягкие варианты дешевле, но менее прочны. В этом случае уберечь дневник от возможности пролитого чая можно отдельной, дополнительной прозрачной обложкой. Тем не менее, гибкий вариант легко мнется, а углы быстро расслаиваются. Более долговечен твердый переплет дневника, но вес его будет немного больше. Третий вариант — интегральная обложка. Распространение она получила десять лет назад и сейчас активно используется и в учебниках, и в дневниках. Это гибкий, но при этом твердый материал, который дешевле и проще в производстве. Он легкий, что дополнительно, пусть и на пару грамм, облегчит рюкзак или ранец ученика.
Листы
Список предметов
После стандартных страниц с разлиновкой на каждый день идет страница с предметами и оценками за учебные четверти, полугодия, год. Некоторые производители оставляют список учебных дисциплин свободным, предоставляя возможность заполнить их школьнику самостоятельно. Другие же изначально прописывают предметы и даже не оставляют несколько свободных строк на случай, если в списке не хватает урока или в вашей школе он называется иначе. Элементарно, в школе могут преподавать не английский, который чаще всего есть на этой странице, а любой другой язык.
Справочные материалы
Производители зачастую снабжают школьный дневник дополнительной информацией. Для младшего, среднего и старшего звена эти материалы отличаются. Например, для старшеклассников это основные правила русского языка и формулы по алгебре и геометрии.
Консультация «Нужен ли школьный дневник?»
Абрамова
Консультация «Нужен ли школьный дневник?»
Сейчас, во времена технологий, идёт спор между старым и новым. Школу также затронуло данное «событие» и одно из таких противостояний дневники.
Электронный дневник использует уже все педагогическое сообщество. Появление электронного дневника, является разумным шагом. Родители могут лучше контролировать и узнавать о жизни своих детей.
Полезные функции школьного дневника для ребенка.
1. Писать от руки действительно полезно. Рукописное письмо один из важных инструментов развития мозга. Отказываться особенно в начальной школе от дополнительной практики в рукописи не стоит.
2. Школьный бумажный дневник выполняет функцию ежедневника, органайзера. Школьники в дневниках записывают расписание уроков, домашние задания, важные пометки о школьных мероприятиях, о которых нужно не забыть. Посмотрев в дневник, ученик легко вспомнит, что ему сегодня задавали на дом, какие предметы он изучал и что еще ожидает его на этой неделе.
3. Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится, а также несет ответственность о его содержании. Самостоятельность оформления дневника учеником, является важным механизмом самоорганизации. Дневник помогает в развитии аккуратности, внимательности и ответственности. В этом и состоит важность бумажного школьного дневника. Он выполняет дисциплинирующую функцию, он помогает выделить главное, составить собственный план на неделю и приучает ребенка делать то же самое и в будущей взрослой жизни.
4. «Индикатор» успеваемости. Учитель в дневник выставляются оценки, которые школьник получил на уроке, замечания. Проанализировав свои отметки, сможет проанализировать на какие предметы стоит обратить большее внимание. В дневнике он сможет отмечать свои собственные успехи и достижения, видеть, в чем состоят его ошибки.
5. В современном бумажном школьном дневнике, содержатся страницы с полезной информацией. Такие как, календарь, правила, математические формулы, карта страны или мировая карта, таблицы вспомогательные, внутреннее наполнение может быть разным. В связи с этим можно говорить о том, что дневник выполняет функцию информационного справочника.
6. Контроль посещаемости. Записки по поводу опрашивания, если классный руководитель не возражает, лучше писать в дневнике. Это позволит в случае необходимости сверить пропуски, а также избежать недоразумений.
Правила ведения дневника.
1. Дневник является документом и ведение его обязательно для каждого ученика.
2. Дневник заполняется систематически. Заполнение дневника должно быть аккуратным, только синей пастой, каллиграфичным почерком, без исправлений.
3. В дневнике недопустимы произвольные записи (например: «каникулы», «праздник», и т. п.)
4. Предметы и название месяца пишутся со строчной буквы.
5. Домашние задания записываются в соответствующей графе, без ошибок и с правильными сокращениями.
6. Дневник учителю, для выставления оценки, подаётся в течение урока или в конце.
7. В конце недели дневник подписывается классным руководителем.
8. Родители обязаны ежедневно просматривать дневник и контролировать его правильное ведение.
Уважаемые родители, обратите серьёзное внимание на работу вашего ребёнка с дневником и приучайте к правилам его ведения. Посеяв привычку «своевременно и аккуратно производить записи», пожнёте хорошие черты характера: аккуратность, исполнительность, пунктуальность.
Читательский дневник ученика 1 класса Читательский дневник. Ученика 1 «д» класса Уважаемые родители! Каждый учащийся начинает работу в дневнике читателя, в котором необходимо.
Дневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с.
Фотоотчёт «Экскурсия на школьный огород» В рамках тематической недели «Есть у нас огород» мы с детьми решили отправиться на экскурсию в школьный огород. Конечно, у нас есть и свой.
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.
Консультация для родителей средней группы «Не нужен клад, если в семье лад» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей средней группы «Не нужен клад, если в семье лад» (о новогодних семейных традициях) Воспитатель Федорова.
Оценочный дневник проведенных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (анализ и самоанализ). День 1 Оценочный дневник проведенных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (анализ и самоанализ). День 1. НОД «Здравствуй, Весна!» (познавательное.
Как выбрать дневник в школу: критерии выбора изделия
Школьный дневник – важный документ школьника на весь учебный год. Его главное назначение кроется в организации учебного процесса и помощи ученику в соблюдении постепенного режима обучения. Кроме плана, данный предмет фиксирует образовательные достижения ребенка, сообщая о них родителям.
Основными функциями школьного дневника можно назвать:
Перед тем, как выбрать дневник для школьника, стоит помнить, что эта вещь должна быть в его вкусе. Предмет, который захватывает школьника и нравится ему, будет использоваться чаще, с большим удовольствием. Также ребенок не захочет, чтобы в его любимый дневник вносились плохие оценки и замечания, особенно, когда он новый. А вот появление первых положительных результатов от обучения всегда служит своеобразной мотивацией на дальнейший успех. Красивый снаружи и удобный с середины дневник ребенок вряд ли потеряет или забудет в школе, даже когда в нем появились неудовлетворительные отметки. Как говорят психологи, ребенок, наученный серьезно относиться к ведению дневника, во взрослой жизни не будет испытывать проблем с ведением важной документации.
Как выбрать дневник в школу, опираясь на его содержание и наполнение
Полиграфическое исполнение школьных дневников действительно удивляет. Традиционные, стандартные варианты данных изделий уже давно отодвинулись на задний план. Чем больше в органайзере дополнительной информации – тем лучше. Благодаря этому ученик, во время его заполнения, еженедельно узнает новую, интересную информацию. Ориентируясь на то, как выбрать дневник в школу по его наполнению, основное внимание нужно обратить на следующие факторы:
Конечно, изделие должно содержать графики для расписания уроков, расписание на четверть, каникулярные записи. Графики для расписания уроков должны содержать не менее 8–9 пустых граф. Хотя в начальных классах нет такого большого количества занятий, возможно, ребенок захочет записать некоторые напоминания, связанные с различными школьными кружками или группой продленного дня. Страниц в органайзере должно быть не меньше 37, но не превышать 45, их количество всегда записано на задней странице изделия.
Стоит обратить внимание на то, как выбирают дневник в школу родители за рубежом. Они в первую очередь обращают внимание на экологичность изделия. К сожалению, отечественные дневники не содержат информацию о красителях, использованном материале. Именно по этой причине внимание нужно отдавать продуктам средней и высшей ценовой категории. Еще одним показателем безопасности изделия будет отсутствие резких, токсичных запахов, отсутствие следов краски со страниц на руках.
Листы дневника должны быть белыми, но не яркими, белоснежными, такой оттенок бумаги плохо влияет на зрение. Еще лучше, если страницы будут разноцветными, тогда заполнять их будет гораздо интереснее. Также этот вариант менее напрягает и к тому постоянно занятые глаза ученика. Структура листа должна быть плотной, мелованной, но не глянцевой. Если бумага слишком тонкая, надписи на ней будут просвечивать с другой стороны, если она глянцевая – ручка начнет писать нечетко. Шрифт надписей также может негативно влиять на зрение, если это расплывчатые, не ярко выраженные буквы.
Дневники могут быть датированные и недатированные. Первый вид не является удобным, так как в нем указаны даже даты каникул. Так как уроков в этот период не будет, чистые листы придется пропустить. Могут быть и другие причины, по которым чистые страницы не заполнятся – карантин, школьные праздники. Лучше приобрести недатированный вид, каждую неделю самостоятельно дописывая месяц и число.
На сегодняшний день технология изготовления современных переплетных материалов позволяет выпускать дневники, рассчитанные на интенсивное использование в течение всего года. Немаловажной составляющей вопроса того, как выбрать дневник в школу, является его внешняя обложка. К вниманию лучше брать экземпляры с твердым переплетом, он не порвется и не протрется на протяжении учебного периода. Современные производители предлагают большое количество вариаций дневников с твердой обложкой: ламинированные, лакированные, тисненные, матовые, глянцевые. В этом вопросе выбор стоит доверить ребенку.
Различными могут быть и изображения на изделии, от сказочных и фильмографических героев к звездам шоу-бизнеса, автомобилям, цветам, животным. Выбрав вариант с известным персонажем, стоит убедиться, что ребенок не скоро потеряет свою симпатию к нему. В противоположном случае он захочет поменять дневник уже через несколько месяцев.
Изделие должно быть выполнено качественно. Лучше, чтобы его страницы были сшиты, а не склеены, тогда они не будут выпадать, и не открепляется от обложки. Удобно, когда в дневнике есть закладка-ляссе, в таких случаях его можно открывать сразу в нужном месте, не тратя лишнее время на поиски те кущей недели. И, последний пункт выбора, размер. Изделие должно легко помещаться в школьную сумку ученика, быть удобным для заполнения любой графы. Хотя встретить дневник не стандартного размера можно не так часто.
Видео с советами в выборе школьного дневника.
Какой дневник выбрали вы и какие ошибки допустили при его покупке, делитесь и советуйтесь в комментариях.
Особенности дневника школьника или Зачем учащимся дневник?
Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»
Особенности дневника школьника или Зачем учащимся дневник?
Автор: Бахова Анастасия, 13 лет, ученица 7-го класса
учитель музыки и изобразительного искусства
МБОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа
пос. Чистое Поле Балахтинского района Красноярского края
Школьный дневник – живая история,
Именно поэтому школьный дневник заинтересовал нас. Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что школьный дневник во все времена являлся и является одним из обязательных атрибутов школьника.
Однако проблема заключается в том, что современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, которой является предположение о том, что, изменение внешнего вида школьного дневника привело к ослаблению отношения к нему как к документу школьника.
Материалы по данной теме встречаются в сети Интернет, но только в качестве описания исторических сведений, в также приведены иллюстрации из дневников, что говорит о недостаточной разработанности проблемы. В данной работе сделано сравнение дневников двух основных периодов и приведены рекомендации по восстановлению статуса дневника как документа школьника.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить и описать историю и особенности школьного дневника и его значение в жизни школьников.
Объектом исследования в нашей работе является дневник школьника, а предметом – его история и записи в школьных дневниках.
Для достижения этой цели в соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать определение школьного дневника и описать историю его появления и развития.
2. Сравнить внешний вид и содержание школьных дневников разных лет.
3. Изучить записи в дневниках современных школьников.
4. Провести анкетирование для выяснения ответа на вопрос «Зачем нужен школьный дневник?».
5. Составить рекомендации по ведению школьного дневника.
Для раскрытия теоретических аспектов темы мы использовали материал из энциклопедий, словарей и справочников на печатной основе и ресурсы сети Интернет.
Новизна работы заключается в том, что на основе проведенного исследования разработаны рекомендации для школьников по ведению дневника, что должно повысить его роль как школьного документа для каждого обучающегося.
Практическая значимость нашей работы обосновывается тем, что собранный нами материал можно использовать для проведения классных часов, а также в оформлении одного из стендов школьного музея.
Мы использовали такие методы как: анализ литературы, сопоставление и обобщение данных, сравнительный анализ, анкетирование, включённое наблюдение, работа с рисунками и иллюстрациями.
Понятие школьном дневнике и его история
Определение школьного дневника
Для каждого школьника на протяжении всего периода обучения дневник – это важный документ, который он с гордостью предъявляет, получая хорошие оценки, и старается припрятать, если в нем появились нелестные замечания.
Для решения первой задачи мы посчитали необходимым определить значение слов «дневник» и «школьный дневник» сравнив и проанализировав определения из разных источников.
В словаре говорится о том, что дневник – это «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении».
Немного иначе говорится в Википедии, в которой школьный дневник или дневник школьника определяется как «основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося».
Там же говорится, что «…в России нет закона или нормативно-правовых актов федерального уровня, обязывающего учащегося вести школьный дневник. Данное требование (вместе с требованиями к ведению дневника учителями, классными руководителями, родителями и администрацией школы) обычно закрепляется в местных школьных нормативно-правовых актах».
Нередко наши прилежание и успехи прямо связаны с тем, всё ли правильно мы записали в графе «домашнее задание», все ли школьные предметы упомянули в расписании на следующий день. Можно даже узнать по дневнику, аккуратные ли мы, какой у нас почерк, как ведём себя на уроках.
История школьного дневника
Об истории школьного дневника мы нашли совсем немного информации.
По данным сайта «Из истории школьного дневника» традиция вести дневник уходит своими корнями в самое начало XX века. В этот период дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.
Так и в наши дни все дневники делятся на дневники: для начальной школы, для средней школы, для старших классов.
«В царской России обложка у дневника была кожаной, цена 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов. Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой. 1-2 страницы – гербы и флаги всех государств. 3-4 страницы «Памятный листок», который отражал: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. 5 страница – график дежурства по классу и по молитве. 6-7 страница – календарь: памятные даты на текущий год. Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю. Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты».
Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нём, тем самым извещая учителя о владении данной информацией. Надо отметить, что подобные приёмы используют учителя и в наше время.
В настоящее время представители старшего поколения утверждают, что у них отношение к школьному дневнику было совсем иное, чем у нынешних учеников. Он действительно воспринимался как документ. В нем не было лишних записей, которые бы не отражали сути учебного процесса, и уж тем более картинок. А сейчас дневник напоминает записную книжку с яркими деталями, дополнительной информацией. Любой ученик пытается его индивидуализировать.
Проведём сравнение по поводу того, какими были дневники во времена наших родителей, и что они представляют собой в настоящее время.
Сравнительная характеристика дневников нашего времени и х гг.
Везде говорится о том, что дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. Изложение нижеследующего текста решает вторую задачу нашей работы.
Каким же был дневник в годы Советского периода нашей истории? Обложка дневника была из картона сероватого, грязно-желтого или бледно-фиолетового цветов.
Сегодняшним школьникам уже трудно представить дневники без толстых глянцевых корочек, на которых изображены яркие картинки в виде машин, зверей, актеров, музыкантов, героев мультфильмов, и разных непонятных существ.
Именно поэтому теперь обложку можно назвать информативной в психологическом плане. Во-первых, глядя на нее, практически безошибочно можно определить, кому принадлежит дневник – мальчику или девочке. Во-вторых, по рисунку можно судить о возрасте владельца. И самое интересное, что сюжет, изображенный на обложке, может рассказать о характере ученика и иногда о его увлечениях.
Стоит отметить, что классические белые дневники продолжают выпускать, но и они значительно изменились. Их обложка изготавливается из плотного мелованного картона, который дольше сохраняет внешний вид и не ворсится. А внутренний блок делается из высококачественной бумаги повышенной белизны. Многие производители отмечают, что плотность страниц уже много лет не опускается ниже 65 г/м2.
В старых дневниках на первой странице помещались «Указания по ведению дневника». В современных дневниках первая страница – это титульный лист, на котором указываются «Личные данные ученика», начиная с фамилии, имени и отчества и заканчивая группой крови. Бывают страницы, где размещены права учащихся.
Далее следуют страницы: предметы и ФИО преподавателей, расписание уроков, расписание факультативных занятий, расписание внеклассных и внешкольных занятий.
После этого и в старых дневниках, и в современных следуют знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывается расписание и домашние задания, и выставляются текущие оценки.
Меньше всего изменения коснулись «сетки» расписаний. До сих пор разворот традиционно разделяется на шесть дней недели, а каждый из них – на несколько уроков. Однако теперь для разлиновки практически не применяется черный цвет, гораздо чаще используются яркие тона: красный, синий, зеленый. При этом она не обязательно одноцветная, иногда производители «раскрашивают» её в два тона. По своим очертаниям «сетка» стала более округлой, сгладились углы и появились дополнительные украшения. Все это, на наш взгляд, делает дневник менее «официальным» и более персонализированным. Количество линеек для названий уроков увеличилось до 7-8-ми, а графа «Что задано» изменила своё название на «Домашнее задание».
Мы узнали, что, оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни её были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда – одним столбцом, четверг, пятница, суббота – другим, воскресенье – в уме.
В конце дневника шли страницы: замечания классного руководителя, трудовая практика и общественно полезный труд, сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика. Все четко, строго, лаконично – документ есть документ. В настоящее время эти смысл этих страниц сохранился, но изменилось название. Они стали называться немного «мягче».
В конце современных дневников в дополнение к традиционным страницам идут справочные материалы, шпаргалки по различным предметам, таблицы, схемы (от 4 до 10 страниц), а также некоторые другие страницы в зависимости от производителя.
На одном из сайтов мы прочитали, что «…до 2010 года в Москве планируется ввести электронный школьный дневник. Посещаемость, текущие оценки, результаты контрольных и лабораторных работ – все это ученики и их родители смогут увидеть на специальном сайте в Интернете. Там же будет размещаться информация о ежедневном домашнем задании. У каждого преподавателя, а также у родителей и учеников будет свой личный пароль для входа в систему. Причем родителям будут доступны сведения только об их ребенке. При желании всю эту информацию родители смогут получать в виде sms на свои мобильные телефоны».
Там же говорится о том, что «необычный эксперимент прошел в школе № 81 Ростова-на-Дону: здесь ввели sms-дневники, и ежедневно вся информация о поведении и успеваемости учеников поступала на мобильные телефоны родителей. В результате за 7 месяцев эксперимента в школе повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина! «Родители в восторге, дети в замешательстве», – так охарактеризовали сложившуюся ситуацию в школьной администрации: за нововведение высказались практически все папы и мамы, хотя каждый пятый школьник активно возражал против дополнительного контроля со стороны взрослых».
Записи школьника или о чём может рассказать школьный дневник
Каждый день в каждой школе нашей необъятной родины кто-то с содроганием достает школьный дневник из портфеля и, опустив глаза долу, несет учителю для замечания или для очередной двойки.
Замечания учителей чаще всего выглядят комично, а иногда «работают» против учителя. Например, «Разговаривал на русском языке!”
Ниже мы приводим примеры замечаний из дневников 80-х годов, которые мы нашли в качестве иллюстраций и для сравнения в сети Интернет.
О чем может рассказать современный дневник школьника? Если посмотреть на обложки дневников, то можно увидеть, разные картинки. Если, например, изображены мягкие игрушки или куклы, дневник, скорее всего, принадлежит девчонке лет 10–12-ти. Машинки и старинные замки? Значит, владелец – ученик не старше 6-го класса.
Интересно, что если все девочки в 6-х классах выбирают обложки с изображением принцесс, то к 9-му классу среди них происходит очевидное расслоение. Половина продолжает пребывать в романтическом настроении, а вторая половина предпочитает картинки, на которых появляются изображения поп-звёзд. Ученик, увлекающийся, биологией, как правило, выбирает обложку с изображением животных. О многом может поведать и почерк в дневниках. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как. А объединяет многие дневники то, что в начале учебного года дети стараются заполнять их аккуратно, а ближе к концу года они часто выглядят очень неопрятно.
Для того чтобы понять, о чём может рассказать дневник современного школьника, мы решили изучить содержание записей школьных дневников учащихся 4-го и 7-го классов.
По записям в этом дневнике понятно, что его хозяйке нужно было сказать классному руководителю о чьём-то согласии на что-то и ещё где-то найти нравственность. Интересно то, что в среду у этой школьницы было целых восемь (. ) уроков, хотя по общешкольному расписанию только шесть.
По записям в этих дневниках можно узнать о том, что планировалось родительское собрание в 15.00 часов и о том, что нужно принести 300 рублей (по второму дневнику стало понятно, что это на подарки).
Классный руководитель (она же по совместительству учитель русского языка) не смогла «пройти мимо» орфографической ошибки и написала проверочное слово к орфограмме.
Автор это фразы до конца не понимает разницу между биографией и географией.
В дневнике можно увидеть решение финансовых вопросов. А также то, что можно ещё принести в школу кроме тетрадей и денег.
Анализ школьных дневников показал, что у старшеклассников в настоящее время очень редко встречаются замечания, сделанные учителем. Если они и присутствуют, то повторяют записи учителей 20-50-летней давности о том, что ученик периодически бывает не готов к уроку… и о том, что ему надо исправить две «двойки».
Зато записи, сделанные самими школьниками, звучат несколько оптимистичнее.
С восторгом констатируется факт о том, что по физике сдана тема по плану.
Планируемый на декабрь 2012 года конец света также нашёл своё отражение в дневнике одной из семиклассниц.
. Интересное домашнее задание по технологии и том, что нужно принести какое-то заявление кому-то на что-то… А также наличие седьмых уроков, когда в день у семиклассников не больше 6-ти уроков.
Авторы фраз, представленных ниже пишут о том, что вязать всё-таки надо не ей, а Татьяне Александровне. Судя по всему учителю по технологии. А также дневники свидетельствуют о том, с каким нетерпением ученики ждут своего учителя по русскому языку и литературе и классного руководителя…
По следующим фразам можно узнать, что 22 октября у подружки Любы день рождения… И о том, что в одну из пятниц школьница не училась, потому что уезжала, а вечером у неё был осенний бал.
Фразы на страницах ниже говорят о том, что семиклассница активная участница муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству и обществознанию.
А также играет в волейбол в тот день, когда у её папы день рождения.
Страницы дневников многих семиклассников говорят о том, что физика у них пользуется особым спросом.
Записи в дневниках учащихся 4-х классов отличаются большим разнообразием. Но большая часть из них сделана рукой и ручкой учителя.
Судя по этим записям, в 4-ом классе в декабре два дня работала другая учительница, которую зовут Мария Ивановна.
А здесь почему-то в 12.00 часов должна была быть ёлка для родителей…
В некоторых дневниках можно встретить не только записи с замечаниями, но и с похвальными словами.
Это сообщение адресовано мамам учащихся, под которым обязательно должна стоять подпись, что они об этом знают. Фраза «Быть обязательно» может свидетельствовать о том, что родителей становится всё труднее завлечь в школу.
В дневнике одного из четвероклассников мы прочитали, что ему нужно «принести еду». Эта фраза вызвала у нас недоумение, пока в дневниках его одноклассников мы не нашли другие фразы по этому поводу… Скан-копии из трёх дневников, представленные ниже, говорят о том, как разные дети по-разному понимают одну и ту же информацию и соответственно также доносят её дома.
Хозяйка этого дневника фиксирует результаты своей успеваемости не только привычными пятибалльными отметками.
В дневниках учащихся начальной школы мы встречали даже такие записи…
Хозяину следующего дневника было даже лень написать полные названия учебных предметов «чтение» и «технология», и это сделал за него учитель.
Результаты анкетирования среди школьников и взрослых
А что, собственно, думают о дневниках сами дети? Чтобы это выяснить, мы провели анкетирование. Анкета включала в себя 7 вопросов: Чем для вас является школьный дневник? Зачем школьнику дневник? Какие интересные истории связаны с вашими дневниками? Храните ли вы свои дневники? Что изображено на обложке вашего дневника и почему вы купили именно его? Какие ассоциации возникают у вас при слове дневник? Если бы вам предложили усовершенствовать школьный дневник, то каким бы он был?
На вопрос «Чем является для вас школьный дневник?» Мы получили довольно разные ответы. Учащиеся отвечали «записной книжкой, куда записываю домашние задания», «книжкой для записей и напоминаний», «радостью», «тетрадкой для записи домашних заданий», «памятью о предыдущем классе», «документом».
Дневник нашим школьникам нужен для того, Конечно, дневник нужен, потому что в него удобно записывать домашние задания, объявления. Об этом говорят все, но на вопрос, «зачем школьнику дневник?», многие ответили, чтобы «записывать уроки, домашние задания и выставлять отметки», «родители видели отметки», «знать какой день и какое число», «записывать напоминания и их выполнять».
У школьников не было никаких историй, связанных с дневниками, кроме как, один из опрошенных терял свой дневник, другой случайно намочил водой, а у третьего – младший брат разрисовал, а потом порвал дневник. Половина опрошенных школьников сохранили свои дневники с 1-го класса.
На дневниках наших учащихся в основном изображены красивые девочки и феи и машины. Есть дневники, где на обложке изображены футболисты, цветы, рыбки, собачки, герб РФ. Дневники с перечисленными изображениями на обложках покупали, потому что они понравились, а один дневник был куплен, потому что других не было.
При слове «дневник» у некоторых школьников представляется образ самого дневника, у некоторых – хорошие и плохие отметки. Свои дневники учащиеся хотели бы усовершенствовать до маленьких размеров, чтобы они были электронными, чтобы обложка была чисто белой, без рисунка, чтобы в конце были страницы для заметок.
После анкетирования школьников, мы решили выяснить, что думаю о дневниках взрослые, которые давно закончили обучение в школе и не обязательно являются родителями нынешних школьников. Вместо вопроса «Что изображено на обложке вашего дневника и почему вы купили именно его?» у взрослых мы спрашивали «Как выглядел ваш дневник?»
Все опрошенные взрослые считают, что дневник – это непременно средство связи между учителями и родителями школьников. Они же считают, что дневник нужен для записи домашних заданий, расписания уроков, чтобы по выставленным отметкам видеть результаты своего труда.
Из интересных и необычных историй, связанных с дневником отметили, что однажды одноклассник потерял свой дневник в конце II-ой четверти. Переписав у друга дневник, начиная с 1-го сентября, тут же нашёл свой потерянный. Ещё одна история связана с тем, что школьнице, которая неплохо училась, поставили в дневник «двойку». Испугавшись наказания, она, подойдя к дому, спрятала дневник временно на улице и благополучно про это забыла. Испортилась погода, дневник вымок под дождём, и его потрепало ветром. А в итоге родители всё равно этот дневник нашли, но наказания не последовало.
Из всех опрошенных взрослых только половина сохранили свои дневники со школьных лет. Дневники у них были без ярких картинок на обложке и без справочных материалов.
При слове «дневник» у взрослых возникают ассоциации, связанные с днями недели, которые разделены на две половины (как в дневнике).
И, наконец, взрослые хотели бы, чтобы дневники были с неизменной структурой, но более строгими, без ярких красок и излишеств.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, нашла своё подтверждение о том, что отношение к школьному дневнику как к документу изменилось в связи с изменением внешнего вида этого документа.
В целом результаты нашего исследования, а в частности результаты анкетирования показали, что дневник — это не просто реестр оценок и заданий. В дружных семьях это почти семейная реликвия. Дневники хранят в память об обучении в школе. И подтверждением этому служат стихи Е. Нестеровой и :
Сегодня я нашла случайно среди альбомов, карт и книг
Сюда положенный нечаянно мой ученический дневник.
Его обложка пожелтела, и надпись стерлась кое-где.
Но я с трудом прочесть сумела: седьмая школа… 5-й Д…
Листаю… Каждая страница – не просто запись, а рассказ.
Здесь детства моего частицы, здесь каждый день и час.
И в первый раз обидно стало, что детство с ленточкой в косе
Так незаметно убежало, и убежало насовсем!
Из далёкого крик… Память – в строгости лиц,
Что стоят за учительским росчерком.
От урока – урок… На затёртых листах
Здесь – параграф, там – упражнение.
И во всём есть свой прок, И всему есть свой срок,
И на всё – своё продолжение.
Извини, педагог, Что сегодня «на ты»
Я вторгаюсь в познанья обитель…
Да простится мне слог: Все земные цветы
Для тебя, милый, добрый учитель!
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок. Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает. В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе. Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Всё больше в последнее время дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции.
Но если мы исходим из того, что дневник – это документ, то вид и содержание у него должны быть соответствующими.
Вот какие правила мы нашли в журнале «Справочник классного руководителя». «Дневник является школьным документом. Ведение дневника обязательно для учащихся со 2 по 11 класс. Для заметок учителей и классного руководителя в конце дневника выделена страница. Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью. Обязанности учащегося. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий. Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя» [9].
Мы предложили учащимся 7-9-х классов разработать свои правила по ведению и заполнению школьных дневников. Вот какие рекомендации в результате этого получились:
1. Заполняйте дневник своевременно и аккуратно.
2. На дневнике должна быть обложка.
3. Заполняйте дневник согласно общешкольному расписанию.
4. Делайте корректные сокращения учебных предметов.
5. Своевременно подавайте дневник учителю и классному руководителю.
6. Не стоит вырывать страницы, пользоваться штрихом, лезвием или стирающими текст ручками.
7. Не делайте в дневниках посторонних записей.
8. Не прячьте дневник от родителей и не забывайте его дома.
9. Помните, по тому, как заполнен ваш дневник, складывается мнение о вас, как о личности.
10. Научитесь гордиться своим дневником. Сохраните его для потомков.
На основе полученных данных и проведённых экспериментальным путём опытов можно сделать следующие выводы:
1. Школьный дневник является документом школьника и издавна имеет свою историю появления и развития.
2. Некоторые фразы, замечания и предложения в школьных дневниках могут быть понятны только его хозяину, так как, делая собственные записи, автор формулирует их понятными для себя.
3. В ходе работы удалось подтвердить гипотезу о том, что в связи с изменением внешнего вида школьного дневника и некоторых элементов его внутреннего оформления понизился статус дневника как документа школьника.
Полученные результаты и выводы позволили наметить дальнейшие шаги по развитию нашей темы:
1. Каждая вещь имеет свою историю, и мы решили сохранить свои дневники, чтобы кто-то заинтересовался ими как мы, смог посмотреть на них и узнать о нас и наших дневниках много интересного.
2. Провести серию классных часов с рекомендациями по ведению школьных дневников.
3. Рассмотреть вопрос о контролировании ведения школьных дневников каждым учащимся школы органами ученического самоуправления.
Список источников информации и иллюстраций:
1. Этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1996.
4. Павловская в России: история и традиции. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 384
5. Требования к ведению школьного дневника//Справочник классного руководителя, №1, 2010
6. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 1184 с.
7. Хомутовская дневник: зачем он?//Директор школы, №5, 2009.
1. 1 сентября – День знаний: откуда взялись школьные слова – http://www. *****/blog/govorim/?category=34
2. Дневник школьника: зачем он? – http://soch3-neft. *****/index/dnevnik_shkolnika_zachem_on/0-88
3. Из истории школьного дневника – http://*****
4. История школьных принадлежностей – http://muzei. *****/shkprinadl. htm
5. Школьный дневник (значения) – http://ru. wikipedia. org/wiki/
2. Сканированные копии дневник учащихся 4-го и 7-го классов.