Дневник памяти чем болела героиня
Любовь или нечто другое? Почему на самом деле Элли вернулась к Ною в «Дневнике памяти»
Эксперт «7Дней.Кино», психолог, кинотерапевт Instagram Людмила Стениловская проанализировала отношения главных героев в мелодраме «Дневник памяти».
Почему Элли вернулась к Ною после долгих лет разлуки, несмотря на ее предстоящую свадьбу с успешным женихом? Многие ответят на этот вопрос: «Потому что так и не смогла его разлюбить». Но настолько ли все очевидно?
Начнем сначала. Ной и Элли познакомились на летних каникулах. На первый взгляд молодые люди совсем не были парой друг для друга. Ной из бедной семьи, работает на лесопилке и не мечтает о будущих достижениях. Единственная цель в его жизни – купить и отреставрировать старый дом, в котором они с Элли проживут всю свою жизнь. Элли, с свою очередь, из богатой семьи, она очень много занимается своим образованием, вкладывается в будущее, имеет амбиции.
Роман главных героев начался довольно сумбурно и спонтанно. Ной, увидев Элли, тут же влюбился и, не замечая никаких преград, в том числе ее нежелания идти с ним на свидание и наличия молодого человека, продолжал недвусмысленные ухаживания, пока не добился взаимности.
Под ухаживаниями в данном случае подразумеваются крайне импульсивные и необдуманные поступки, вторжение в личное пространство и отсутствие мотивации считаться с желаниями другого человека.
Ной и Элли часто ссорились и жили в состоянии «люблю и ненавижу». Это их и привлекало, и отталкивало друг от друга. Отличительной чертой их отношений являлось то, что оба они знали: лето закончится и им придется расстаться. Ной останется в городе, в котором жил ранее и проживет всю жизнь, а Элли поедет учиться и покорять Нью-Йорк, реализуя свои амбиции и достигая поставленных целей.
Родители Элли были против ее романа с Ноем, аргументируя это тем, что тот совсем не богат и живет без забот о будущем. Узнав о том, что отношения молодых людей развиваются стремительно, они спешно увозят Элли домой в другой город. Это и становится нашей отправной точкой в ответе на вопрос, почему Элли вернулась к Ною: их отношения закончились намного раньше предполагаемой даты и планируемых ими самими событий. Разрыв пары произошел неожиданно и болезненно, что стало для Элли и Ноя незакрытым гештальтом (ситуация, не доведенная до логического окончания и не удовлетворившая все потребности).
Второй момент, из-за которого Элли вернулась к Ною, несмотря на свою скорую свадьбу с успешным женихом, – ее постоянный конфликт с родителями. С самого детства они планировали жизнь дочери, далеко не всегда соглашаясь с ее желаниями. Родители следовали принципу «вот так делать правильно, чтобы не совершить ошибок», во многих моментах не учитывая особенностей Элли как личности. Она, в свою очередь, старалась соответствовать «правильному» образу жизни, определенному для нее родителями, но в то же время это порождала внутри нее бунт и несогласие. Возможно, неосознанно, но ей хотелось хоть немного пожить для себя и свободно выбирать то, чего хочется, не ожидая оценок и осуждения.
Увидев Ноя после многих лет разлуки, Элли ощутила возможность выйти за рамки ограничений, установленных родителями, и, возможно, впервые сделать выбор в пользу своих желаний, не задумываясь об ошибках и их последствиях. Несмотря на это, хотелось бы отметить, что важным моментом в принятии Элли решения вернуться к Ною и заново строить с ним отношения все же является и то, что мама дала на это свое согласие.
После многих лет жизни «по шаблону» и в страхах совершать ошибки Элли как будто разрешила себе открыто бунтовать и выбрала отношения с Ноем. Отношения, которые будут трудными, но эти трудности она хотя бы выбирает сама.
О чем фильм «Дневник памяти»
«Дневник памяти» — один из самых популярных романтических фильмов, снятых в двадцать первом веке, и неспроста. В фильме рассказывается история любви, которая трогает до глубины души и оставляет в ней след. Начинается фильм, как типичная мелодрама: есть парень и девушка, Ной и Элли, которые любят друг друга. Но есть одно «но» — родители девушки категорически против подобного союза, поскольку парень родом из неблагополучной и бедной семьи, а девушка, напротив, никогда и ни в чём не привыкла себе отказывать. Возникает переломный момент, когда родителям всё же удаётся разлучить пару. Казалось бы, на этом история любви заканчивается, ведь по сюжету фильма герои продолжают жить дальше, у них появляются новые увлечения и новые люди в окружении. Но всё не так просто, ведь судьба намерена внести свои коррективы в эту историю, и зритель понимает — настоящая любовь никогда не проходит, и за неё стоит бороться.
В конце концов, после семи лет разлуки, герои встречаются. К этой встрече Ноя и Элли приводят их собственные действия: все годы разлуки Ной не терял надежду на то, что Элли приедет к нему, и он исполнил свою давнюю мечту — отремонтировал старый дом, о котором было известно Элли. Поэтому после того, как девушка видит в газете фотографию Ноя на фоне этого самого дома, она принимает решение поехать туда, к нему.
Эта встреча меняет всё в их жизнях, ведь именно после неё Элли, несмотря на уговоры своей матери, которая в своё время оказалась в подобной ситуации и сделала выбор в пользу брака по расчёту, а не по любви, принимает решение бросить своего жениха и переезжает к Ною. История любви со счастливым финалом — это ли не идеальный романтический фильм?
Однако, жизнь продолжается, и режиссёр показывает зрителю не только определённый отрезок времени, а всю жизнь пары — сюжет о молодых влюблённых начинается, заканчивается и прерывается вставками, на которых показывается уже пожилая пара. Женщина лежит в постели, а мужчина читает ей книгу. Эта книга и есть рассказ о молодых Ное и Элли. Становится понятно, что пожилая пара из дома престарелых и есть Ной и Элли. Они прожили долгую и счастливую жизнь вместе, воспитали троих детей. Но Элли больна — у неё Альцгеймер. Книга, которую читает Ной, была написана ею, когда болезнь только начинала прогрессировать.
В конце Элли вспоминает всю историю любви, и спрашивает Ноя о том, могут ли они, как настоящие влюблённые, умереть в один день. Ной отвечает утвердительно, и в этот же вечер они оба умирают, держась за руки до самого конца.
Смысл финала фильма «Дневник памяти»
Сам фильм, а в особенности его финал, очевидно пытаются донести до своего зрителя определённые ценности. В первую очередь, он заставляет вспомнить о том, что в нашей жизни, помимо обыденности и рутины, существует что-то намного большее и действительно требующее внимания — это такие фундаментальные вещи, как верность и любовь. На примере истории жизни и любви героев фильма режиссёр показал, что нельзя забывать дорогих сердцу людей, тех людей, которые вызывают у нас в душе самые тёплые чувства. Иначе жизнь не будет иметь смысла, а это — самая страшная перспектива для любого человека, даже если он сам этого не признаёт.
Концовка фильма доказывает, что истинная любовь побеждает всё и не может привести к плохому финалу. Изначально, казалось бы, обречённый на провал союз между бедным рабочим плотником и красавицей из богатой семьи в итоге привёл к тому, что два человека обрели счастье на всю жизнь. Поэтому ещё одна вещь, которую обнажает режиссёр — всегда необходимо слушать только своё сердце, анализировать критику и мнение со стороны, но принимать решение самостоятельно, несмотря на уроки и упрёки окружающих и социальные установки общества.
В конце концов, каждый, кто смотрел фильм «Дневник памяти», найдёт в нём что-то для себя. Откроет истины, которые, возможно, уже давно находились в голове, но не находили правильного и нужного отклика в сердце. История любви, которую герои фильма смогли пронести через всю жизнь, не оставит равнодушным никого, вне зависимости от взглядов и жизненных установок.
Дневник памяти содержание/сюжет фильма читать онлайн
В доме престарелых один старичок читает интересную книгу одной старушке, о романтической истории двух молодых людей. История довольно любопытная и старушка слушает ее, затаив дыхание. Ведь в ней есть все, и интрига, и расставание, и любовь до гроба.
Содержание/сюжет
Каждый день в доме престарелых пожилой мужчина читает пожилой женщине историю про отношения юноши и девушки из разных социальных слоев.
Ной — симпатичный, весёлый и просто обаятельный парень из бедной семьи; Элли — красавица, дочь богатых аристократов. Первый раз они встретились в парке аттракционов. Ной без памяти влюбляется в Элли и приглашает её на свидание, но она ему отказывает. Ной не унывает и отчаянно пытается завоевать сердце красавицы. Внезапно у Элли начинают просыпаться взаимные чувства к молодому человеку, и неожиданно она понимает, что влюбилась. Влюблённые проводят прекрасные, незабываемые дни вместе. Ной делится с Элли своей мечтой — полностью реконструировать старинный дом, который он хотел бы купить.
Приходит момент, когда нужно знакомиться с родителями. Отец Ноя просто без ума от Элли, но вот её родители не одобряют Ноя, объясняя это тем, что он из бедной семьи. Элли, защищая Ноя, ссорится с родителями, а ожидающий её в другой комнате Ной слышит каждое слово. Он приходит к выводу, что если не оставит её, то принесёт ей много проблем. Когда Элли выходит к нему, они ссорятся и расстаются, но в сердце оба очень тяжело переживают этот разрыв, так как искренне любят друг друга.
На следующий день Ной узнаёт, что семья Элли переезжает. Он срывается с места, и едет к любимой, но дом уже пуст. Каждый день Ной пишет письма Элли, в которых просит прощения и говорит, что приедет к ней, где бы она ни была, но Элли не получает этих писем, их получает её мать и прячет. Спустя год Ной утратил все надежды и отправил последнее письмо. Вскоре началась Вторая мировая война, и Ной вместе с другом ушли воевать. Элли же работает медсестрой в госпитале для военных, и однажды на неё обращает внимание тяжело раненый пилот ВВС, Лон Хэммонд-младший. После выхода из больницы они начинают встречаться и Лон делает Элли предложение. Девушка соглашается, чему очень рады её родители, так как новый избранник Элли очень богат, но, несмотря на то, что прошло уже много лет, Элли до сих пор вспоминает Ноя.
Заканчивается война, Ной возвращается с фронта. Однажды он видит на улице Элли и бежит за ней, но она с другим мужчиной, они смеются и держатся за руки. Ной понимает, что потерял любимую, и осуществляет свою мечту — полностью реставрирует свой старый 200-летний дом, в надежде, что рано или поздно Элли приедет сюда, ведь она бывала в этом доме, когда они с Ноем встречались. Когда ремонт заканчивается, Ной фотографируется около дома после чего выставляет его на продажу, однако сколько бы денег ему ни предлагали, он их не берёт. По ночам Ной проводит время с вдовой из соседнего городка. Женщина искренне любит Ноя, но видит, что чувства не взаимны.
Накануне свадьбы Элли попадает в руки газета, на первой странице которой присутствует фотография Ноя на фоне отреставрированного особняка. Девушка падает в обморок, а очнувшись, едет к Ною проведать его «как друга».
Ной рад её приезду, они беседуют как старые друзья и не более. Выясняется, что с момента их расставания прошло 7 лет. Ной предлагает покататься на лодке. Во время прогулки по озеру начинается сильный дождь. Элли упрекает Ноя в том, что он ей не писал, ведь она до сих пор его любит, на что Ной отвечает что написал ей 365 писем, после чего целует Элли и они проводят вместе страстную ночь.
Проснувшись утром, Элли замечает, что Ной до сих пор такой же романтик. Он приготовил ей сюрприз — мольберт для рисования, путь к которому выложил стрелочками. Элли грустит, так как им придётся расстаться, ведь она выходит замуж. Неожиданно туда приезжает её мать. Мать предлагает Элли прокатиться и показывает ей незнакомого мужчину, который на старости лет вынужден заниматься тяжёлым физическим трудом, кидая гравий в бетономешалку. Рассказывает Элли, что в этого мужчину она была влюблена в юности. Но её родители запретили ей с ним видеться, так как её родители-аристократы были против. Мама признаётся Элли, что все письма, присланные Ноем, у неё, и отдаёт дочери стопку этих писем и говорит Элли, чтобы та сделала правильный выбор. Элли в отчаянии, она не знает, как ей поступить. Она решается поговорить с женихом, и тот даёт ей право сделать выбор самой. Элли выбирает Ноя и переезжает к нему жить.
Из рассказанной истории становится ясно, что эти мужчина и женщина из дома престарелых и есть Ной и Элли. Оказывается, когда Элли вернулась к Ною, они поженились, и Элли родила троих детей (которые в перерыве между прочтением истории навещают их и просят Ноя вернуться домой, на что он отвечает, что никогда не оставит их маму). Выясняется, что у Элли болезнь Альцгеймера, и когда она об этом узнала, то записала их с Ноем историю в эту самую книжку, которую он ей сейчас и читает. С возрастом болезнь прогрессировала, и она стала всё больше забывать Ноя и их историю, и вспоминала её лишь в редкие моменты. Ной всё это время находится рядом с ней и пытается помочь ей вспомнить всё.
В один из моментов, когда Элли вспоминает, они с Ноем ужинают вместе, вспоминают молодость, но неожиданно Элли вновь всё забывает и отталкивает от себя Ноя. Санитары забирают её, Ною внезапно становится плохо, но вскоре он приходит в себя.
Придя ночью в палату к Элли, он видит, что она не спит. Элли вновь всё вспоминает и спрашивает Ноя, верит ли он, что их любовь настолько сильна, что они смогут даже умереть вместе. Ной отвечает «Да», ложится рядом с ней, берёт за руку и целует в последний раз.
Последняя сцена показывает медсестру, которая, войдя в палату, видит лежащих вместе Ноя и Элли. Они держатся за руки и уже никогда не проснутся.
Любимое кино. Дневник памяти
Если ты – птица, то и я – птица
Разыгравшись в прибрежных волнах и любуясь летающими над океаном чайками, девушка спрашивает своего парня: «Как ты думаешь, в другой жизни я могла бы стать птицей. В смысле реинкарнации». «Не знаю», – отвечает юноша. «Скажи, что я птица!» – приказывает крутящаяся в воде девушка. «Не скажу». – «Скажи, что я птица». – «Хватит!» – «Скажи!» – «Нет!» – «Скажи!» – «Ты – птица». Они целуются. «А теперь скажи, что ты тоже птица», – продолжает шутить героиня. «Если ты – птица, то и я – птица», – неожиданно серьезно отвечает ее любимый.
У разных людей разные культовые фильмы. Поклонники фантастики обожают «Звездные войны», любители сказочных фэнтези с удовольствием пересматривают «Бесконечную историю», американские патриоты-милитаристы знают наизусть «Красный рассвет»… А у западных поклонниц романтических историй вот уже десять лет любимая картина – вышедший в 2004 году «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, поставленный по одноименному роману Николаса Спаркса.
«Дневник памяти» не был первой книгой, сочиненной Спарксом. Он пристрастился к писательству, когда в 1985 году во время студенческих летних каникул залечивал дома ногу, поврежденную на тренировке по бегу (Ник сочетал учебу в бизнес-школе со спортом, поскольку попал в колледж благодаря легкоатлетической стипендии). За свое первое лето без спорта Спаркс сочинил роман под названием The Passing (это заглавие нельзя точно перевести без знания содержания книги), но опубликовать его так и не решился, сочтя свое творение недостойным чужих глаз.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Несколько лет спустя Спаркс написал еще одну книгу, но не издал и ее. Тем не менее 1989-й все же стал одним из счастливейших в жизни писателя, поскольку в тот год Николас женился на девушке, с которой познакомился всего годом ранее. Тогда же он набрел на сюжет книги, в дальнейшем названной «Дневник памяти».
Дело было так. В день свадьбы Спаркса дедушка и бабушка невесты из-за болезни не смогли явиться на церемонию, и на следующий день жена Николаса уговорила его вновь надеть смокинг и съездить к ее родственникам, чтобы показаться им во всей красе. Когда Спаркс познакомился с пожилыми членами теперь уже его семьи, он был поражен тем, что после шестидесяти лет брака они все еще любят друг друга так нежно и трепетно, как в день их признания в любви. Такие пары были редкостью даже в сравнительно консервативных кругах, в которых Спаркс в то время вращался, и Николас сделал себе мысленную пометку: «Разузнать побольше о дедушке и бабушке и сделать их главными героями моей новой, романтической книги».
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Тогда, правда, времени на новый роман у Спаркса не нашлось. Ему надо было найти серьезную, надежную работу, чтобы содержать семью, и он создал маленький бизнес по производству ортопедических товаров. Три года спустя Спаркс продал свою компанию и переключился на более прибыльную торговлю лекарствами.
О литературе, однако, он не забыл. Урывая то тут, то там свободное время, он изучал женину семейную историю и понемногу сочинял «Дневник памяти», отчасти биографический, отчасти вымышленный. Фантазии и реальность в книге были столь тесно переплетены, что позднее, когда «Дневник» стал бестселлером, Спаркс не раз просил поклонников ни в коем случае не думать, что Ноа и Элли – точные портреты его родных. «В них есть черты реальных людей, но они прежде всего вымышленные персонажи», – настаивал писатель.
Закончив наконец «Дневник» в 1994 году, Спаркс послал его в литературное агентство. Поскольку имя писателя никому ни о чем не говорило, роман отправился прямиком в «мусорную стопку» (то есть в кучу, куда в агентствах и издательствах складывают присланные самотеком рукописи), и там бы, наверно, и сгинул, если бы его не приметила агент Тереза Парк. Будь она мужчиной, пафосная и сентиментальная романтическая сага, вероятно, не привлекла бы ее внимания. Но Парк была женщиной, и «Дневник» настолько ее очаровал, что она предложила Спарксу свои услуги и год спустя «выбила» аванс в миллион долларов из издательства Time Warner Book Group. Для Николаса это была совершенно непредставимая сумма – в то время он зарабатывал всего около 30 тысяч долларов в год!
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Потенциальные бестселлеры попадают на голливудские киностудии задолго до их появления в продаже, и их порой покупают для экранизации еще до того, как становится известно, заинтересовал ли роман читателей. Так вышло и с «Дневником памяти». Книга появилась в продаже в октябре 1996 года, а работа над сценарием экранизации началась в марте того же года на студии New Line Cinema, где роман привлек внимание топ-менеджера Линн Харрис и продюсера «Человека дождя» Марка Джонсона.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, а сценарии в Голливуде пишутся годами. Первый текст, представленный на суд продюсеров, их не устроил, так как нанятый ими сценарист слишком далеко ушел от исходного романа. Поэтому студия сменила автора, потом еще одного и еще одного…
Кадр из фильма «Дневник памяти»
За годы, прошедшие со времени покупки прав на «Дневник», книга стала американским бестселлером, и Спаркс полностью посвятил себя сочинению романтических историй, некоторые из которых также были приобретены голливудцами. Так, «Послание в бутылке» вышло в прокат в 1999 году, а «Спеши любить» – в 2002-м. New Line Cinema же продолжала «рожать» «Дневник». Который, впрочем, требовал от экранизаторов куда больших усилий, чем некоторые другие книги Спаркса, поскольку охватывал несколько десятилетий истории Америки и судьбы главных героев. Тогда как действие, например, «Спеши любить» развивалось в течение всего нескольких месяцев.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Сменив нескольких сценаристов и потенциальных режиссеров (в числе последних был сам Стивен Спилберг!), «Дневник» в 2002 году попал в руки сценариста «Легенды Баггера Ванса» и «Дон Жуана де Марко» Джереми Левена и режиссера успешного триллера «Джон Кью» Ника Кассаветиса. Сын культового артхаусного постановщика Джона Кассаветиса, Ник был ньюйоркцем до мозга костей, и со стороны казалась странной его готовность работать над фильмом о глубинке американского Юга, у жителей которого с северянами-янки многовековая вражда. Но Кассаветис и продюсеры фильма были уверены, что взгляд чужака будет более свежим и оригинальным, чем взгляд южанина, привыкшего к красотам Северной и Южной Каролины.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Благодаря энергичности и заинтересованности Кассаветиса проект сдвинулся наконец с мертвой точки, и режиссер вскоре перешел к кастингу. До его прихода в картину продюсеры планировали взять на роль главного героя в молодости Тома Круза или Джастина Тимберлейка, но постановщик видел, что Ноа – парень не только романтичный и преданный, но еще и сумасбродный, рискующий жизнью при первой же встрече с Элли, чтобы пригласить ее на свидание (парень забирается на колесо обозрения и висит на руках на вершине аттракциона). Поэтому Кассаветису нужен был не обычный голливудский красавчик, а привлекательный, но также смурной и немного замкнутый парень с «сумасшедшинкой» в глазах.
Перебрав потенциальных кандидатов, Кассаветис остановился на Райане Гослинге, и его ничуть не смутило то, что канадский актер в то время был более всего известен по скандальному фильму о скинхеде-еврее «Фанатик» (2001) и по роли Геракла в фэнтези-сериале «Молодость Геракла» (1998-1999), приквеле куда более успешных и популярных «Удивительных странствий Геракла» с Кевином Сорбо.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
В сущности, Кассаветис хотел проделать с Гослингом то же, что ранее проделал Джеймс Кэмерон с Леонардо Ди Каприо на съемках «Титаника». То есть взять серьезного, преданного искусству молодого актера, предпочитающего яркие характерные образы, и позволить ему расцветить своим талантом и своей харизмой романтическую роль, которая в исполнении записного героя-любовника вышла бы плоской и примитивной. Студия была против приглашения едва известного зрителям исполнителя, но постановщик настоял на своем.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Еще менее известной была актриса, взятая на роль Элли в молодости. Соотечественница Гослинга Рэйчел МакАдамс выросла в Канаде в тех же краях, что и Гослинг (они даже родились в одной и той же больнице!), но до съемок «Дневника памяти» они ни разу не пересекались. Публика же на момент кастинга знала девушку лишь по второстепенной роли в пошлой фарсовой комедии «Цыпочка» с Робом Шнайдером и Анной Фэрис. Тем не менее, когда она явилась на прослушивание, Кассаветис сразу увидел «искру» между ней и Гослингом, и он предпочел канадку таким звездам, как Бритни Спирс, Риз Уизерспун и Джессика Бил.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Что до Ноа и Элли в старости, то их найти было проще. Голливудский ветеран Джеймс Гарнер из «Большого побега» и «Виктора/Виктории» был очевидным кандидатом на роль состарившегося красавца. Пожилую же Элли Кассаветис знал с рождения. Он доверил этот образ своей матери-актрисе Джине Роулендс, двукратной номинантке «Оскара» за фильмы ее мужа Джона Кассаветиса «Глория» и «Женщина под влиянием».
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Также в картине сыграли трехкратная номинантка «Оскара» за роли второго плана Джоан Аллен («Никсон», «Претендент», «Суровое испытание»), Джеймс Марсден (Циклоп из «Людей Икс»), номинант «Оскара» за «Парней что надо» Сэм Шепард и будущая звезда сериала «Красавцы» Кевин Коннолли.
Как и режиссер, Гослинг и МакАдамс были очень далеки от культуры Юга (тем более от культуры довоенного Юга), и им надо было специально готовиться к исполнению своих ролей. Поэтому Гослинг до начала съемок два месяца прожил в Чарльстоне, старейшем городе Южной Каролины, и научился делать мебель (его герой происходит из семьи мастеровых). Один из сделанных им столов был использован при оформлении декорации. МакАдамс также провела несколько подготовительных недель в Чарльстоне, осваивая балетные па и светский этикет, необходимые для изображения девушки из состоятельной семьи.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Гарнер, напротив, был настолько уверен в себе и настолько безразличен к «вхождению в образ», что он даже не захотел обсуждать с Гослингом их общего персонажа. Его позиция была предельно простой: «Вся Америка знает меня таким, какой я есть, и было бы глупо, если бы я на старости лет вдруг начал выделываться. Поэтому я сыграю Ноа так, как привык играть, а если вы, молодой человек, хотите под меня подстроиться, то подстраивайтесь – это ваше с режиссером дело». И Гослинг так и поступил – он даже надел коричневые контактные линзы, чтобы больше походить на Гарнера, чьи карие глаза в то время были куда известнее, чем голубые глаза Гослинга. МакАдамс, кстати, на такую «жертву» не пошла, и внимательные зрители давно заметили, что у молодой и пожилой Элли глаза разного цвета.
Действие книги Спаркса преимущественно развивалось в Северной Каролине, но Кассаветис счел, что Южная Каролина живописнее и романтичнее, и окрестности Вильмингтона были заменены на окрестности Чарльстона. Съемки проходили в тех же краях, которые перечислялись в сценарии, но не совсем в тех же местах. Например, побережье Южной Каролины снималось не в городке Сибрук-айленд, а в городке Вадмалав-айленд, который находился чуть ближе к базе голливудцев в Чарльстоне.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Почему слово «база» без кавычек? Потому что для производственных нужд студия сняла Чарльстонскую военно-морскую базу и верфь, закрытые в 1990-х после завершения холодной войны. Сейчас это здания для коммерческой аренды, а в 1960-х, 1970-х и 1980-х там обслуживали атомные подводные лодки и всевозможные надводные военно-морские корабли.
По своей сути «Дневник памяти» был эпическим повествованием, охватывающим десятилетия любви главных героев и их борьбу со всевозможными напастями – от неодобрения родителей в молодости до старческого маразма в конце жизни (фильм называется «Дневник памяти», поскольку пожилой Ноа читает любимой свой дневник, чтобы помочь Элли вспомнить все, что отняла у нее болезнь). Большинство сцен картины, однако, были отнюдь не размашистыми, а интимными, с минимумом действующих лиц и максимумом внимания к тонким нюансам актерской игры.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Чтобы отслеживать эти нюансы, Кассаветис следил за актерами не из-за режиссерского монитора, а сидя вплотную к ним, за самым краешком кадра. Поначалу звезд фильма смущало, что режиссер чуть ли не вторгается в их личное пространство, но вскоре они к этому привыкли, и им даже нравилось, что от внимания Кассаветиса не ускользает ни одна мелочь и что это позволяет сделать их сцены сильнее и отточеннее.
С кем у Гослинга и МакАдамс были серьезные проблемы, так это друг с другом. Хотя в кадре проскакивающая между ними «искра» казалась любовной, на самом деле это была «искра» ненависти. Звезды ругались со страстью героев мексиканских сериалов, и они настолько друг друга терпеть не могли, что Гослинг однажды попросил, чтобы во время съемок его крупных планов ему за кадром помогала не МакАдамс, а ее дублерша – дабы свести общение с партнершей к минимально необходимому.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Правда, в полном соответствии со стереотипом «от ненависти до любви один шаг» актеры в дальнейшем завели роман и прожили вместе два года. Но это уже было после выхода «Дневника», когда Гослинг в 2005 году решил, что зря собачился с МакАдамс (их споры были преимущественно профессиональными), и извинился перед ней. А потом пошло-поехало…
Обошедшийся New Line Cinema в 29 миллионов долларов «Дневник памяти» вышел в прокат 25 июня 2004 года, и хуже даты было придумать невозможно. В тот же день до зрителей добрался знаменитый документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», и вся Америка была поглощена спорами о войне в Ираке, терактах 2001 года и правительстве Джорджа Буша-младшего. Пробиться сквозь стену политических дебатов у скромного, лишенного суперзвезд «Дневника» не было никаких шансов.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Однако он все же пробился. По мнению Кассаветиса, его картину спас Facebook – точнее, общительные и сентиментальные пользовательницы социальных сетей, которые с удовольствием рекомендовали друг другу «Дневник» как новый романтический суперфильм вроде «Титаника», но без назойливых спецэффектов, тонущих лайнеров и доблестных оркестрантов, отвлекающих от романа центральных персонажей. Поэтому картина дебютировала лишь на четвертом месте в понедельных сводках проката, но в итоге собрала в мире вполне достойные 115 миллионов долларов. Также она превосходно продавалась на видео – не только как кино, но и как лекарство от душевной боли и от временного неверия в настоящую любовь, такую же сильную, как у героев Гослинга и МакАдамс.
Понятно, наибольшим спросом фильм пользовался среди девушек-подростков, и в 2005 году картина собрала внушительные восемь наград церемонии Teen Choice Awards, присуждаемых на основе опросов ребят с 13 до 19 лет. В частности, подростки назвали «Дневник» лучшим фильмом для свиданий и особо отметили экранную «искру» Гослинга и МаакАдамс, не зная, что на самом деле звезды на съемочной площадке были готовы друг друга растерзать.
Кадр из фильма «Дневник памяти»
Профессиональные критики были к картине далеко не столь благосклонны. Им не хотелось высоко оценивать кино, которое было ближе к «мыльной опере», чем к полноценной, глубокой мелодраме. Однако и профессионалы не отрицали, что Гослинг и МакАдамс играют как настоящие звезды и что в будущем они могут быть достойны самых высоких похвал и наград, если будут сниматься в более тонком кино. И действительно, Райан Гослинг уже в 2007 году был номинирован на «Оскар» за драму об учителе-наркомане «Полу-Нельсон». А вот Рэйчел МакАдамс на главную голливудскую статуэтку или на номинацию на нее пока что не наиграла.
Что до ставшей популярной цитатой фразы «Если ты – птица, то и я – птица», символизирующей вечную любовь и готовность на все ради любимого человека, то она чуть не поставила продюсеров в тупик. Но потому, что Гослингу трудно было ее произнести, а потому, что она была частью ключевой художественной конструкции фильма, требующей от героев несколько раз появиться в кадре совместно со стаями птиц (пока герои олицетворяли себя с птицами на словах, режиссер делал это визуально).
Ничего сложного? Наоборот, исключительно сложно. Ведь птицы в большинстве своем глупые создания, и они плохо поддаются дрессировке. Особенно когда для съемок нужно управлять целой стаей, а не одной, специально отобранной суперумной особью. «Птичьи» сцены считались настолько сложными, что студия была готова вырезать их из сценария и навязать персонажам проще реализуемое сравнение.
Кассаветис, однако, настоял на птицах, и в итоге пришлось специально для «Дневника» вырастить прямо из яиц целую стаю лебедей, которые не боялись людей, работавших над фильмом, и подчинялись нескольким простым командам. Это была долгая и трудоемкая работа ради нескольких экранных минут. Но чего не сделаешь ради одной из самых романтичных картин XXI века!