До 27 лет не ходил в военкомат что делать
Что будет, если систематически скрываться от военкомата?
Обязанность пройти воинскую службу является неотъемлемой частью жизненного пути молодого человека, рожденного на просторах нашей Родины и являющегося ее гражданином. Каждый, кто не достиг 27 летия, не имеет оснований для освобождения от службы по здоровью или отсрочки для учебы, обязан по закону пройти срочную службу в армии. Однако далеко не все с этим согласны. Что же будет, если скрываться от военкомата до наступления непризывного возраста? Давайте изучим возможные последствия.
Какова жизнь уклониста от армии?
В обиходе бытует мнение, что если бегать от военкомата до достижения 27 лет, то после наступления сего возраста можно смело приходить в военкомат и требовать военный билет. Однако это далеко не так: сама процедура оформления документов после появления в военкомате разыскиваемого долгое время призывника может изрядно затянуться по понятным причинам. Если при этом вам требуется в ближайшее время официально трудоустроиться, то процесс несколько усложнится. Кроме того, выдадут не военный билет, а так называемую «справку уклониста», в которой будет указано что человек не проходил службу в армии без уважительной на то причины. А с ней закрыт путь на государственную службу.
Помимо этого, до наступления 27 летия вам потребуется держаться подальше от представителей полиции, жить не по месту регистрации, работать желательно неофициально (поскольку нередко работодатель спрашивает военный билет и ведет воинский учет, подавая информацию о своих работниках в военкомат), избегать мест скопления людей (где может осуществляться проверка документов полицией). Также сложности могут возникнуть с получением загранпаспорта, заменой общегражданского паспорта и выездом за границу.
Но даже при соблюдении вышеописанных условий было бы глупо считать, что призывника-уклониста никто не будет искать. Даже если молодой человек, бегающий от армии, живет не по месту регистрации и работает неофициально, по приказу Минобороны и МВД практикуется принудительный привод уклониста в военкомат если таковой попадется в руки сотрудникам правоохранительных органов. При этом гражданин может быть привлечен как к административной, так и у уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств.
Административная ответственность
Теперь посмотрим, что будет, если старательно бегать от военкомата годами, не подписывая повестки. Начнем с того, что каждая попытка вручения повестки строго документируется в военкомате в личном деле призывника. Проживание не по месту регистрации и не уведомление об этом военного комиссариата является нарушением, влекущим штраф. Если не представляется возможным застать лицо по месту регистрации, военкомат передает дело в органы правопорядка и разыскивать уклониста будет уже участковый. При поимке он будет признан уклоняющимся от прохождения медицинского освидетельствования и оштрафован на сумму в 500 рублей.
Каждый призыв сотрудники военкомата вместе с работниками МВД занимаются поиском уклоняющихся от службы в армии молодых людей. Место, где уклонист зарегистрирован, будут периодически посещать до наступления им 27 лет. Но даже после этого момента, явившись в военкомат, лицо не освобождается от штрафа.
Уголовная ответственность
Схлопотать уголовную ответственность можно в том случае, если призываемый на службу в армии молодой человек уже прошел медкомиссию, признан годным и оповещен повесткой о дате его отправки на службу в войска. И вот если в этот момент он не явится на сборный пункт и его не найдут в кратчайший срок работники военного комиссариата, то он попадет под статью 328 УК РФ «Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы». Санкции статьи подразумевают штраф до 200 тысяч рублей, а также лишение свободы сроком до 2 лет.
Кроме того, нельзя забывать, что как административный штраф, так и «уголовка» не освобождают в конечном счете от службы в армии: после снятия судимости призывник пойдет на службу в армии на общих основаниях.
В каких случаях можно избежать наказания за неявку по подписанной повестке в военкомат?
Согласно действующему федеральному закону №53 Российской Федерации предусматривается несколько причин, по которым неявка вовремя в военкомат будет считаться уважительной:
При этом следует учитывать что все вышеописанные причины неявки в военкомат в обязательном порядке должны подтверждаться официальными документами. Так, болезни и травмы подтверждаются справкой или выпиской из учреждения здравоохранения, кончина близкого – свидетельством о смерти, стихийные бедствия – справкой из местной администрации.
Также стоит упомянуть что подделка документов преследуется по закону. В случае разоблачения может грозить уголовная ответственность.
Подытожим
Что будет, если призывник станет прятаться от военкомата зависит от нескольких факторов. Если вы не получали повестки, то сугубо формально неявка в военкомат нарушением закона не является. Однако если в характере действий лица призывного возраста наблюдается систематичность, то вскоре могут начаться его поиски с подключением полиции. А вот если повестка подписана, то освобождает от явки в военный комиссариат только малый перечень уважительных причин, подтверждаемых документально. В противном случае возможно привлечение к административной или уголовной ответственности.
Что делать с военным билетом после 27 лет?
Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.
На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.
Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?
Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.
Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.
Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.
Что такое военная служба по призыву
Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.
Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.
За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.
Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.
Когда к уголовной ответственности не привлекают
В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.
Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.
Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.
Что делать в вашем случае
Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.
Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.
Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.
Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.
Военный билет вам все равно не выдадут
С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.
Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.
Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Я могу не служить в армии, если получу вид на жительство в другой стране?
Я разработчик, живу в Москве. Нахожусь примерно на середине пути к получению диплома бакалавра. Но этот диплом мне уже ничего не дает. Я работаю удаленно старшим разработчиком и хорошо зарабатываю.
Очевидно, что драить полы в казарме в течение целого года я не готов. Уклоняться или тем более идти против закона и покупать военный билет я не хочу.
Я нашел адекватный для себя вариант развития событий — уехать из этой страны. Таким способом можно полностью законно откосить: на основании закона о воинской обязанности и военной службе, если призывник выезжает за пределы РФ на срок от 6 месяцев и более 6 месяцев в году живет в другой стране, он обязан сняться с воинского учета. Я узнал, что это вполне рабочий вариант, правда доступен немногим и не позволяет в дальнейшем жить на территории РФ до 27 лет.
Что вообще может подтверждать это? Можно ли открепиться от военкомата удаленно?
Есть ли случаи каких-либо судебных разбирательств на этот счет? Законодательство размыто, и рамки дозволенного не совсем понятны.
Я не прочь продолжать жить в России, и переезд — не лучший для меня сценарий, но выбора не остается. Если я доучусь — или же не доучусь и меня отчислят, — в любом случае мой переезд будет очень скоро.
Процесс получения вида на жительство всегда небыстрый. Допустим, я не успею сделать это к получению диплома, и новые отсрочки мне тоже к тому времени не дадут. Получается, что жить в другое стране и получать там ВНЖ я буду уже после того, как у меня закончится отсрочка по учебе. Возникает проблема: я на тот момент уже буду считаться уклонистом, и поэтому мне будет вдвойне опасно пересекать границу.
Что вы можете посоветовать?
А вот получение вида на жительство в другой стране позволяет избежать призыва в армию РФ на законных основаниях. Никаких подводных камней я в этом не вижу. Здесь все законно.
Кто служит в армии по призыву
Все граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 могут быть призваны на военную службу.
Службы в армии можно избежать на законных основаниях. Отсрочки или полное освобождение предусмотрены для тех, кто не годен к службе по состоянию здоровья, для студентов, депутатов и даже для заключенных. На данный момент вы, как студент, пользуетесь правом отсрочки от призыва.
Выезд за границу на срок более шести месяцев формально права на освобождение от прохождения службы по призыву не дает. Это просто упрощает работу военным комиссариатам. Призвать человека, который длительно проживает за рубежом, они все равно не могут, повестку ему вручить тоже проблематично.