До дней последних донца что это значит
Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В.В. Маяковский)
Владимир Маяковский — выдающийся поэт-футурист. Он создавал поистине яркие произведения на самые значимые темы. Благодаря его труду в поэзии появилось новаторство, бьющее через край. «Необычайное приключение» — удивительное стихотворение Маяковского, в котором творчество поэта сопоставляется с образом солнца. Многомудрый Литрекон предлагает вам проанализировать известное стихотворение Владимира Маяковского. Анализ произведения «Необычайное приключение» по плану поможет Вам поскорее разобраться в прочитанном. Приятного просвещения!
История создания
Знаменитое стихотворение «Необычайное приключение» было написано в 1920 году. В это время в России шла Гражданская война, а Маяковский работал в Российском телеграфном агентстве. В городе были перебои с едой, война обескровила хозяйство, и Маяковский, как и многие другие люди в то время, страдал от недостатка еды и переизбытка работы. Ему приходилось упорно и много трудиться, чтобы внести свой вклад в информационную войну против «белого движения». Как-то раз в автобиографии «Я сам» писатель упомянул об этом непростом периоде его жизни:
«Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей»
При Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна Роста» — плакаты, посвященные злободневной теме, которые занимали видное место на лучшей витрине города. Маяковский был одним из основоположников этой деятельности. Он лично создал более 500 полотен. Однако творческая рутина требовала от поэта огромной самоотдачи. Вместо стихов нужно было писать лозунги для партийных нужд, и на обдумывание одной западающей в сознание строки уходило много времени и сил. Типичные для творца сомнения о призвании и назначении его дара помог развеять летний отпуск. Летом 1920 года Владимир Маяковский ездил на подмосковную дачу в Пушкино. Там и возник у поэта замысел произведения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Продолжая традицию многих русских поэтов-классиков, он сравнил поэта с природной силой, обеспечивающей жизнь на земле.
Жанр, направление, размер
Направление творчества Маяковского — футуризм. По жанру лирическое стихотворение «Необычайное приключение» похоже на сказку, написанную во времена футуризма. Причем атмосфера весёлой сказки ощущается уже с первых строк произведения. Смело можно сопоставить данное стихотворение с народным эпосом. В центре повествования — солнце, однако оно изображено автором не как источник тепла и света. Владимир Маяковский вложил в его образ совсем другое значение. Здесь солнце предстаёт неким странником, который только и путешествует, до конца не поняв, в чём его предназначение. Однажды писатель даже гневно упрекнул солнце в безделье. Одну ночь поэт и солнце проверили вместе за разговором. Они спорили, у кого из них жизнь труднее. Именно после такого откровенного диалога поэт пришёл к выводу, что его представления о солнце были ошибочными. Ведь оно каждый день приносит людям радость и тепло.
Уникальность произведения создаётся использованием необычных рифм. Это и точная рифма: «РОСТА — просто», и совсем непривычная: «не тая — ты да я».
Владимир Маяковский в стихотворении мастерски выстраивает стихи в лесенку, чтобы выделить отдельные слова и фразы: «А мне, ты думаешь, Светить Легко?». В своей книге «Как писать стихи» поэт рассказал о причинах использования новой стихотворной формы. По его мнению, такой приём более чётко оформляет ритм произведения, и делает его более выразительным.
Композиция
Композицию стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» нагляднее выразить следующей схемой:
Также стихотворение можно условно разделить на описание обыденного пейзажа и изображение фантастического разговора.
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении напоминает нам не служителя музы, а каторжника, обреченного на рутинный и тяжкий труд. Он, зная ни зим, ни лет, рисует плакаты и злится на солнце за то, что оно ленится. Перед нами не традиционный поэт, воспевающий природу и возвышающий ее, не сибарит, наслаждающийся красотой пейзажа, а поэт-трудоголик, которого бездеятельность стихии злит, а не вдохновляет. Он ищет в окружающем мире не эстетику, а мотивацию к труду. Лирический герой вспыльчив, но отходчив: он сразу же жалеет о грубости, обращенной к солнцу. В диалоге со светилом перед нами раскрывается уже не отчаянный трудоголик и бригадир от поэзии, а настоящий человек, обремененный своими переживаниями и усталостью. Его «заела Роста», и от упорной работы во благо светлых идей он уже поник, но Солнце развеивает его сомнения и дарит новые силы для преодоления себя.
Образ Солнца не менее интересен. Светило осознает собственную важность и с порога требует у поэта чая и варенья. В то же время оно осознает ответственность и свою роль в мире, где только оно одно побуждает весь мир встряхнуться и проснуться. Солнцу тоже очень тяжело светить каждый день, но оно не сдается и уверенно идет к цели. Светило охотно приравнивает свет и тепло к стихам поэта, ведь все это — энергия бодрости, необходимая людям для жизни.
Оба героя противопоставлены серому миру, который им необходимо преобразовать своим светом.
Тематика и проблематика
Темы и проблемы изложены Многомудрым Литреконом в списке:
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» выражена в общем лозунге, к которому пришли главные герои:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание. Маяковский содействует просвещению народа и борется против «темного царства» невежества, предрассудков и серости.
Каков же смысл стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»? Владимир Маяковский вложил в своё произведение довольно простую и ясную мысль. Абсолютно каждый человек должен понять свое предназначение, выбрать свой жизненный путь и идти по нему смело, невзирая на все трудности и препятствия. Автор утверждает, что человек должен посвятить всего себя своей миссии и упорно трудиться, чтобы добиться поставленных целей. Необходимо освещать серый мир яркостью и талантом своей неповторимой личности.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Необычайное приключение» Маяковский использовал многочисленные тропы, и разбор произведения был бы куцым без них:
“Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою”
“Раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле”
Например:
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!
«Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Таким образом, в стихотворении «Необычайное приключение» Маяковский размышляет о великом труде поэта. Но в то же время он защищает любой труд, если он посвящён большой цели.
Значение слова донце
донце в словаре кроссвордиста
донце
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
донца, р. мн. донец, ср. (редко). Уменьш. к дно.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. местн. Доска для укрепления гребня и для сидения при работе как часть самопрялки.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «донце»:
Большая Советская Энциклопедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «донце»:
Википедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «донце»:
Примеры употребления слова донце в литературе.
В районе юго-западнее Волчанска и южнее Балаклеи у населенного пункта Савинцы войска 38-й армии занимали плацдарм на правом берегу реки Северный Донец.
Это позволило бы им сомкнуть свои фланги и тем самым высвободить две дивизии 6-й армии, оборонявшие западный берег реки Северный Донец между Балаклеей и Змиевым.
Только у Мартына Пушкаря в Полтавском полку были Микита Москаль, Иван Москаль, Гришко Москаль, Иван Донец, Давид Болгарин, Степан Волошин, Павло Татарин, Милаш Донченко, Семен Мазуренко, Блажко Татарченко, Иосько Цыган и три еврея: Семен Рубанчик, Семен Халаимовский, Мусий Авраменко.
Важнейшей задачей до наступления зимы является не захват Москвы, а захват Крыма, промышленных и угольных районов на реке Донец и блокирование путей подвоза русскими нефти с Кавказа.
Вооруженный саблей пожилой хуторянин из выписчиков помогал донцу руководить отходом поселян.
Не имея возможности развить удачно начатое наступление, группа генерала Шерстюка занимает оборону поперек излучины Северного Донца.
Дивизия эта выстояла на Донце под Каменском ровно столько, сколько ей было приказано, потеряла более чем три четверти своего уже далеко не полного состава, а потом снялась и ушла.
В прошлом мы видели пользу от этого в операциях южнее Маныча, в будущем то же будет у Царицына, если донцам потребуется наша помощь.
Проезжая Иванова коня, Степан перескакивал высоченный, обмазанный глиной плетень, а взявшись для Бобы выточить саблю, чтобы испробовать, сколько остра, он подбросил вверх подаренную крестным свою новую курчавую шапку с золотым галуном на донце и сгоряча разрубил ее пополам.
Перед Николаем в круглом донце катодной трубки осциллографа возник зеленый зигзаг и медленно пополз вправо мимо делений отсчетной сетки.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: dontse
Задом наперед читается как: ецнод
Донце состоит из 5 букв
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!
НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце а́ло.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи́ гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (Маяковский В. В., 1920)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
Пригорок Пушкино горбил
кривился крыш корою.
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
вставало солнце а́ло.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
довольно шляться в пекло!»
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
валилась солнца масса,
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
Черт дернул дерзости мои
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
с светилом постепенно.
смотри на вещи просто!
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
мы с ним, совсем освоясь.
бью по плечу его я.
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
до дней последних донца,
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.