Добр чем зол запятая
Задание ER2022T
В детстве Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
📜Теория для решения:
Решение
Внимательно читаем задание и предложение. Расставляем знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации русского языка.
В детстве Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло – это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
Рассмотрим предложение подробнее:
Ставим запятую на месте (1) перед новой частью сложносочинённого предложения: [Илюша был впечатлительным ребёнком] и [он любил слушать].
Ставим запятые на месте (2) и (3), так как они отделяют придаточное определительное (которые рассказывала ему няня). Это придаточное относится к слову сказки в предложении [он очень любил слушать сказки].
Ставим запятую на месте (3), так как она отделяет однородные придаточные причины (потому что в них было много чудесного) и (добро всегда побеждало зло), которые относятся к одному предложению [он очень любил слушать сказки].
На месте (4) не ставим запятую, так как это место соединения двух однородных придаточных (потому что в них было много чудесного) и (добро всегда побеждало зло). Обратим внимание на то, что в однородном придаточном (добро всегда побеждало зло) опущен подчинительный союз ПОТОМУ ЧТО. Союз ПОТОМУ ЧТО общий для двух придаточных причины.
На месте (5) не ставим запятую.
В детстве Илюша был впечатлительным ребёнком, и он очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня, потому что в них было много чудесного и добро всегда побеждало зло.
В каких случаях перед союзом «и» ставится запятая?
Запятая перед союзом «и» зависит от того, сколько однородных членов он соединяет (три и более), является ли союз повторяющимся. Запятая перед союзом «и» ставится между простыми предложениями в сложносочиненном предложении. Укажем случаи, когда запятая перед союзом «и» в сложном предложении не ставится
Сочинительный соединительный союз «и» широко используется в русском синтаксисе при перечислении однородных членов в простых предложениях.
Союз «и» и однородные члены предложения
Чтобы понять, в каких случаях ставится запятая перед союзом «и» при однородных членах предложения, определим, какие члены предложения называются этим термином.
Однородными являются одинаковые равноправные члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Если одиночный союз «и» соединяет два однородных члена предложения, знак препинания не нужен.
Красные и белые пионы стояли в вазе, распространяя тонкий аромат.
Если союз «и» повторяющийся и соединяет два однородных члена предложения, то запятая ставится перед его второй частью:
Всю ночь _ и сад , и луна заглядывают в мое открытое окно.
Следует заметить в контексте однородный член без союза. Тогда запятые ставятся перед обоими частями повторяющегося союза и…и, например:
Мы _ сверили все данные , и написали отчет , и обобщили информацию.
Укажем сложный случай пунктуации с союзом «и», если он соединяет два однородных члена предложения, тесно связанных по смыслу, с третьим словом, например:
В русских сказках Иванушка прошел огонь и воду и медные трубы и остался цел и невредим.
В данном предложении не нужны знаки препинания, так как антонимы «огонь» и «вода» составляют единое смысловое целое, к которому присоединяется одиночным союзом «и» однородный член «медные трубы». Схематически эту связь изобразим вот так:
О и О, где О — это огонь и вода, а второй О — медные трубы.
Аналогично не нуждаются в постановке знаков препинания примеры:
Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой.
В этом фильме затронуты всегда актуальные проблемы добра и зла и любви.
Пунктуация с союзом «и» в сложных предложениях
В сложносочиненном предложении две грамматические основы, связанные союзом «и», отделяем запятой друг от друга, например:
Было тихо и прохладно , и тёмные спокойные тени легли на дорогу.
Если в сложносочиненном предложении имеются общий второстепенный член, вводное слово или частица, то запятая между двумя грамматическими частями не ставится.
На улицах зажглись фонари_ и пошел мелкий снежок.
От волнения у девушки шумело в ушах _ и темная пелена застилала глаза.
Несомненно, сегодня холодно и ветрено _ и к полуночи станет совсем морозно.
Только прогудел автомобиль_ и слышно чириканье воробьёв.
Не ставится запятая перед союзом «и», соединяющим части вопросительных, побудительных, восклицательных и назывных предложений, например:
Неужели вы этого не знали _ и я сказал вам новость?
Будьте добрее своих принципов _ и будьте умнее своих теорий!
Так много умеющих предвидеть _и так мало умеющих предупредить!
Зима _ и солнце. Небо _ и морская гладь.
В сложносочинённых предложениях с общей придаточной частью, два простых предложения не отделяем запятой друг от друга, несмотря на наличие союза «и»:
Когда загремел оглушительный гром, дети бросили игру _ и все бросились врассыпную по домам.
В сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением также не ставится пунктуационный знак.
Обычный пейзаж превратился в сказочный, когда стемнело _ и пошел мелкий снежок.
Хотя установились морозы _ и зима начала вовсю хозяйничать, мы надеялись на приход ранней весны.
РУСТЬЮТОРС
Практика ОГЭ 2020. Задание 3 – пунктуационный анализ.
Решать ЗАДАНИЕ 3 ОГЭ по русскому языку 2020. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ АНАЛИЗ.
Чек лист Навигатор ОГЭ 2021
ВАРИАНТ 1. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Как известно (1) люди называют жестокость человека «зверской» (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.
ВАРИАНТ 2. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.
ВАРИАНТ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
ВАРИАНТ 4. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
ВАРИАНТ 5. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная.
ВАРИАНТ 6. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
ВАРИАНТ 7. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.
ВАРИАНТ 8. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.
ВАРИАНТ 9. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).
ВАРИАНТ 10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.
ВАРИАНТ 11. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.
ВАРИАНТ 12. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему от шума мегаполиса (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.
ВАРИАНТ 13. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
ВАРИАНТ 14. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.
ВАРИАНТ 15. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.
ВАРИАНТ 16. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.
ВАРИАНТ 17. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I.
ВАРИАНТ 18. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).
ВАРИАНТ 19. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.
ВАРИАНТ 20. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Петродворец располагается в 30 км от Петербурга (1) и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны (2) и (3) пожалуй (4) всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве (5) как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца (6) от других дворцово-парковых ансамблей (7) являются десятки разнообразных фонтанов (8) входящих в потрясающий по красоте комплекс.
ВАРИАНТ 21. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».
ВАРИАНТ 22. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
ВАРИАНТ 23. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
ВАРИАНТ 24. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.
ВАРИАНТ 25. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
ВАРИАНТ 26. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.
ВАРИАНТ 27. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
ВАРИАНТ 28. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»
ВАРИАНТ 29. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.
ВАРИАНТ 30. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.
Запятая перед «чем» ставится или нет?
Перед «чем» ставится запятая, если союз (союзное слово) присоединяет сравнительный оборот или придаточную часть в сложноподчинённом предложении.
Чтобы понять, когда нужно поставить запятую перед «чем», выясним, какую синтаксическую конструкцию присоединяет это слово в предложении.
Перед «чем» ставится запятая
На юге многие цветы пахнут сильнее, чем на севере.
Артем лучше знает математику, чем Дима.
Сизый голубь развивает бо́льшую скорость полёта, чем чиж.
Знак препинания необходимо поставить, если союз или местоимение «чем» (союзное слово) присоединяет придаточную часть, которая следует за главной в сложноподчинённом предложении.
После дождя грунтовая дорога оказалась более размытой, чем мы предполагали.
Хозяин хорошо знал, чем удивить своих гостей.
Среди окружающих он выделялся тем, чем не обладал никто.
Учтём, что в пунктуации русского языка существует множество случаев, когда перед «чем» запятая не ставится.
Перед «чем» не ставится запятая
Перед словом «чем» не нужен знак препинания в ряде случаев. Перечислим их.
1. Это слово входит в состав неразложимых понятий, которые не являются сравнительными оборотами:
Не раньше чем через полчаса поезд отправится в путь.
На стекле осталась не более чем мелкая изморось.
Станция находится не дальше чем два километра отсюда.
С последующим словом эти выражения образуют один член предложения, который является обстоятельством.
Не позже чем спустя минуту белка спустилась с дерева.
Чаше всего такие обороты представляют собой количественное сочетание со словами «час», «минута», «месяц», «год» и пр.
Мы встретимся не раньше чем через месяц.
Но в случае, если слово «чем» присоединяет сравнительный оборот при сопоставлении двух предметов или понятий, перед союзом ставится запятая.
Оглушительные раскаты грома пугают зачастую больше, чем яркая молния.
Этот хутор находится не далее, чем наш посёлок.
Слава и Костя вышли из школы не раньше, чем их одноклассники.
2. В сложноподчиненном предложении придаточная зависимая часть выражена только с помощью союза.
Хочется вас порадовать, но ещё не решил чем.
Надя нас огорчила, но так и не поняла чем.
3. В предложении используются неразложимые понятия:
Я вижу, ты занимаешься чем угодно, но только не своим делом.
Не бросай чем попало туда.
4. Запятая не ставится в выражениях:
В вашем проекте есть над чем поработать.
5. Составной подчинительный союз «прежде чем» не разделяется запятой. Он присоединяет придаточную часть времени в сложноподчинённом предложении.
Прежде чем отправиться в дальнюю дорогу, продумай все до мелочей.