Добро что это значит
Значение слова «добро»
ДО́БРО, нареч. Ласково, приветливо. Елисеев остановился, очень добро посмотрел вверх и улыбнулся. Емельянова, Взятие Познани.
1. Все положительное, хорошее; противоп. зло. Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло. Пушкин, Евгений Онегин. Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого. Чехов, Скучная история. || То, что хорошо, полезно, приятно; удача, успех. Нет худа без добра. Пословица. — Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пушкин, Капитанская дочка. Не добром кончится это дело. Куприн, Лесная глушь.
2. Хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро. □ Сердце у него доброе и любящее, но из всего видно, что добро он всегда будет делать не столько по влечению сердца, сколько потому, что надо делать добро. Добролюбов, Когда же придет настоящий день? Старик честен, внимателен к мужику, не только наживает, но и добро делает, помогает и т. д. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.
1. безл. в знач. сказ. Разг. Хорошо. Подрядчик запрягал лошадь. Затягивая супонь, он повернул к плотникам покрасневшее от напряжения лицо и одобрительно сказал: — Явились, артельщики? Ну и добро! Вс. Иванов, Партизаны.
2. в знач. утвердительной частицы. Устар. и прост. Ладно, хорошо; так, пусть будет так. — Добро, — сказал он ей после некоторого молчания, — жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате. Пушкин, Дубровский. [Чацкий:] Я досказал. [Фамусов:] Добро, заткнул я уши. Грибоедов, Горе от ума. — Добро, — сказал князь, когда выслушал он Улики царьградского мниха, — Тобою, отец, я теперь убежден. А. К. Толстой, Песня о походе Владимира на Корсунь.
3. (в сочетании с частицей „бы“) в знач. условного союза. Разг. Употребляется при противопоставлении и соответствует по значению словам: если бы еще, пусть бы. — Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору, — А то и под гору, и днем! И. Крылов, Обоз. — И добро бы жару, горячности, любви не было — есть, братец, есть все это! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. Добро бы я был ни на что не умелый. Добро бы какой незадачливый я. Но слава моя до Москвы долетела. И всюду работа известна моя. Твардовский, Соперники.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
добро́ I
2. вещи, имущество ◆ К тому же автомобиль обладает приличными ходовыми качествами, прекрасно чувствует дорогу, кроме того, у него великолепная отделка салона… И всё это добро по цене ниже, чем Golf! АвтоПром, «Немцы добрались до «Волги»» // «Марийская правда», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тем же способом, каким камчатский краб попадает на Хоккайдо, минуя налогообложение, нефтяники «законно» расторговывают наше добро по свету. «Иван-дурак и миллиардер Шахновский» // «Завтра», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
добро́ II
1. название буквы д в древнем славянском или старом русском алфавите ◆ Буква добро пятая по счету есте буква великая, а тако ― с прилежанием молити бога ― добро! А. П. Чапыгин, «Гулящие люди», 1937 г. (цитата из НКРЯ)
добро III
1. прост. ладно, хорошо ◆ Уж мы его пощекочим, такой его матери! Добро? ― Добро! ― не очень слаженно ответил трактирный хор голосов. Василь Быков, «Камень», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Добро: что это такое и кто такой добрый человек? Определение
Содержание статьи:
Наша жизнь наполнена смыслом, когда мы замечаем добро и можем его по-настоящему ценить, а не принимать как должное. Блеклое человеческое существование становится намного ярче, если мы умеем бескорыстно делать людям добро. Главное – чтобы оно исходило от чистого сердца и всегда доставляло вам радость. То есть делать добро – это стремление души, а не просто потому что «так надо».
Из этой статьи вы узнаете, что такое добро и кто такой добрый человек. Когда добро считается истинным добром, а не корыстолюбием? Что делать, чтобы ваша доброта принесла вам душевный покой, радость и умиротворение.
Что такое добро? Определение
В эзотерическом плане
Добро – это все то хорошее, что соответствует идеалам Творца. Это то, к чему Он призывает людей. К примеру, человеколюбие, справедливость, красота, развитие, мир, гармония, свобода, упорядоченность и созидание. А еще это прощение и милосердие, вера в лучшее, вера в самого человека. Словом, это приятные дела и эмоции.
Добро – это все то, что хорошо. То есть достойные помыслы и не менее достойные поступки. Способность жертвовать собой ради всеобщего блага. Добро могут нести не только священнослужители и учителя. Оно может исходить даже от маленького человечка или животного.
В качестве орудия можно использовать добрые слова и добрые поступки. Даже ваше доброе сердце может воодушевить ближнего стать лучше или помочь другим в каком-либо вопросе.
Какие другие качества можно причислить к добру?
Добро – это положительные нравственные ценности. Поэтому, чтобы расширить в вашем представлении понятие добра, необходимо перечислить те качества, которые к нему ведут. Это ответственность, честность, чувство долга. Стремление делать все наилучшим образом. Если дал человеку слово, нужно обязательно его сдержать.
Обратите внимание, что такими качествами обладают лишь достойные люди. Не сбиться с дороги помогут библейские заповеди, эзотерические учения, нравственные нормы, уголовный кодекс, этикет, психология общения. Помните о том, что добро не всегда стоит рассматривать в краткосрочной перспективе. Оно способно согревать человека через года.
Что такое доброта?
Видео: Варя Ивлева – Верните в моду доброту (М. Базик)
Добрый человек – это кто такой?
Добрый человек это в первую очередь – достойный. То есть снисходительный, рассудительный, сильный, смелый, успешный и счастливый. Ему не стыдно за свои мысли и поступки, но он никогда не будет кичиться ими. Добрый человек часто рассматривается как дающий.
Достойный человек будет оберегать других людей от позора, разрушительных действий. Спасет их от порока и научит достойно преодолевать болезни и слабости. Доброта помогает человеку стойко справляться с превратностями судьбы.
Нужно помогать нуждающимся. Но не каждый падший человек способен в благодарность вам начать новую жизнь и помогать тем, кого еще можно спасти.
То, насколько вы добры, могут оценить только окружающие. А вот быть достойным или не быть – это сугубо ваш выбор.
Когда добро можно поставить под сомнение?
Например, чтобы прославиться, многие звезды шоу-бизнеса участвуют в благотворительных акциях, не забыв заранее уведомить об этом журналистов. В итоге судьба не зачтет ваш «бескорыстный» поступок.
Нельзя считать добро таковым, когда оно сделано посредством обмана. Например, не ищите оправдания своим вредным привычкам или дурным манерам. Нужно найти в себе силы признать их, а потом всячески искоренять. Добро не должно приносить несчастья и страдания.
Добро – это не значит оправдывать зло. Например, когда родители прощают убийцу своего ребенка и поддерживают с ним общение, всячески помогают.
На добрые поступки толкает нас совесть, а на злые – малодушие. Поэтому равняться нужно на добродушных людей, а не на махровых циников. Добрые поступки можно совершать «не отходя от кассы». То есть заговорить со старушкой в очереди. Или зайти к одинокой соседке на чай, не забыв прихватить с собой качественный чай и самый вкусный тортик. Очень хорошо, если последний вы приготовите сами, а не купите его в магазине.
Особенности добра
Чем платить за добро?
Согласитесь, очень некрасиво, когда человек делает вам добро, а вы воспринимаете это как должное. И мало испытывать благодарность, нужно с искренней улыбкой сказать благодетелю «спасибо». За добро платят людям уважением, преданностью, дружбой и любовью, а не постельными утехами.
Как научиться отделять добро от зла?
Это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Так что для начала попробуйте абстрагироваться от проблемы, взглянуть на нее со стороны. Перестаньте быть эгоистом. Рассудите проблему чисто по-человечески. Нужно опираться на законы природа и веления Творца.
Почему не стоит спорить с людьми, которые считают, что добро – понятие относительное, или его просто не было в их жизни?
Вместо заключения
При этом следует помнить, что понятие добра относительное. Для кого-то оно может являться безусловным благом, а кому-то это добро способно помешать или серьезно навредить. Чистое добро и чистое зло в современном ритме жизни встречаются очень редко. Делая добро, нельзя пользоваться неблагочестивыми методами. Помогая людям, не стоит создавать вокруг себя шумиху. Запомните, чем больше вы сделали в своей жизни добра, тем лучше она будет складываться.
Добро
В трактате Оправдание добра Вл. Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим [2]
Содержание
Добрая воля
Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.
Природа добра
Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.
Понятие добра в культуре
Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.
Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло.
Добро в буддизме
В буддизме нет привычного европейцам антагонизма «Добро — Зло». Высшее «зло» для буддиста — Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных… (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ — боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки). Какой бы праведной ни была жизнь, она всё равно так или иначе складывается из страданий (собственных или причиняемых), вызываемых желаниями. Например, желание есть становится причиной страдания животных, рыб, птиц, мясо которых употребляется в пищу. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний. Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать Злом для буддиста.
В писаниях о жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном Зле — это Мара, который назван «духом Любви и Смерти». В принципе, в Маре воплощены все земные желания.
Добро в даосизме
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.
Из учения о инь и ян следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, добро есть естественное состояние мира, как, впрочем, и зло. Даос, стремящийся к добру, вызывает к жизни зло. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.
Добро в индуизме
Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.
Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару
Добро в исламе
Согласно исламской традиции и добро, и зло (опосредованно, через Сатану) исходят от Аллаха, который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством Сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой. [3]
Добро в конфуцианстве
Конфуций считал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь
Совершенствование же субъективного понимания добра, приближение его к коллективному, Конфуций отдаёт на откуп социальным взаимоотношениям через соответствующие воздаяния.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
В конфуцианстве чаще затрагивается не вопрос добра и зла, а качества «благородного мужа»
Добро в христианстве
Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только он или существа, выполняющие его волю.
Корысть или бескорыстие не совсем правильно соотносить с понятием добра. Потому что любящее существо, делая истинное добро кому-то, тем самым делает добро и всему миру, и себе. [источник не указан 654 дня]
Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра
Евангельское добро
В Евангелии добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36). А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) (Иак.5:20).
Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.9:41).
Что такое добро? Определение понятия для сочинения на тему «добро».
Что такое добро? Определение и значение слова.
О понятии «ДОБРО»
В известном детском стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» расклад хорошего и плохого довольно ясен. Солнечная погода — хорошо, а ненастье — плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым — плохо, нужно помогать слабым и противостоять опасности. Для малышей подобного объяснения вполне достаточно.
Согласно опросам, проведённым среди людей, которые по возрасту уже давно читают другие стихи, добро понимается ими по-разному. Вот наиболее типичные ответы: добро — это поступки, совершённые от чистого сердца; во имя высших идеалов; ради блага других людей; правильные с точки зрения окружающих; заключающие в себе максимальную пользу и минимальный вред; добро — бескорыстная помощь.
В самом общем смысле добро и зло — устойчивые представления человека (группы, сообщества, общества) о чём- то в соответствии с неким стандартом. В качестве такового могут выступать потребности, интересы, намерения,цели, идеал (как выражение высшей степени ценного или наилучшего, как выражение совершенства).
Так, одно слово «добро» обозначает и материальные блага, и моральное благо. И эта многозначность требует уточнения, прояснения. Особенно когда речь идёт о моральном (этическом)значении слова: необходимо осознавать, какой смысл вкладывает человек в понятие «добро».
Добро в этике
ДОБРО — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе с противоположным понятием «зло» они отражают в своем содержании моральные ценности того или иного общества. В широком смысле слова «добро» и «зло» обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Они являются качественной оценкой тех отношений, которые складываются в обществе между людьми.
Первоначально представления о добре и зле складывались по мере освоения людьми предметов и явлений объективной действительности. То, что удовлетворяло потребности людей, помогало им выжить и сохранить свой род, оценивалось как добро; то, что мешало, вредило жизни — называли злом.
В условиях родового строя эти понятия не носили чисто морального характера. Ими одинаково обозначали предметы материального мира (напр., дождь, солнце — добро, гроза, засуха — зло, и т. п.), отношения между людьми, а также их физические (телесные) и духовные качества. Добро понималось, как правило, в значении понятия «благо», т. е. всего того, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Постепенно процесс экономического развития привел к разрыву между материальными благами и моральными доблестями (качествами) человека, что получило закрепление в моральном сознании людей в двух различных понятиях: «благо» — то, что полезно, что удовлетворяет различные (материальные + физические + духовные) потребности человека; «добро» — как вид духовного блага; как выражение моральной ценности тех или иных событий, действий, отношений, существующих в данном обществе.
В самой общей форме «добро» стали определять как все то, что оценивается положительно, рассматривается как ценное (значимое) для жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Природа добра
В истории общества существовало много попыток определить природу (источник) добра и зла. Условно их принято делить на три группы:
1) теории (учения), которые связывали существование добра и зла в мире с некими абсолютами, находящимися за пределами человека и человеческого мира (бог, дьявол, законы универсума и т. п.);
2) теории, которые объясняли добродетельность или порочность людей наличием добрых или злых начал в самой природе человека («человек добр или зол от рождения, по самой своей природе (генотипу)»);
3) теории, которые связывали существование добра и зла в человеческом мире с обстоятельствами его (человека) социальной жизни.
Содержание добра
Потребности людей могут быть весьма различны. Они бывают извращенными, невротическими и т. п., и потакание им способно обернуться величайшим злом для окружающих. Поэтому, говоря о пользе как основании добра, следует всегда уточнять: «для кого полезно?» и «для кого добро?» Польза является лишь средством достижения добра.
В моральном отношении истинное добро — это то, что является добром для всех, для человечества как целого и каждого индивида. Такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения миллиардов людей. Но идеал добра для всех — это некая регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. (Кантовский категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».)
Моментом, который отличает пользу от добра и выявляет его сущностные характеристики, является бескорыстие добра. («Истинная награда за добродетель есть сама добродетель» — И. Кант.) Истинное добро творится без расчета («ты мне — я тебе»), из самой потребности творить добро, дарить людям любовь и радость. Добро бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах.
Содержание добра изменчиво, как изменчивы интересы людей и обществ. В этом смысле оно исторично и классово (в классовом обществе). Но это не означает, что оно только релятивно. Во-первых, наряду с меняющимися интересами существуют и постоянные, общечеловеческие. Например, накормить голодного, вылечить больного, приютить бездомного ребенка, вступить в борьбу со злом и т. п. всегда есть добро. Во-вторых, сделать добро не значит просто принести благо индивиду или общности, но при этом максимально возможным образом соблюсти гармонию интересов обеих сторон. Должна соблюдаться и вся совокупность интересов объекта отношения, а условием этого является бескорыстие, моральное мотивирование действия (о чем уже говорилось выше). Если благо приносится из корыстного побуждения, не ради общей пользы, а ради самого себя, то оно вполне может обернуться злом, подчас намного перевешивающим ценность этого блага. Отсюда ясно, почему так важно, чтобы люди руководствовались моральными побуждениями, стремлением делать добро, а значит, почему и в теории необходимо различать добро и благо, понимать, в чем состоит специфика добра.
Добро и зло (выбор)
Добро всегда предполагает сознательный, свободный и бескорыстный выбор действия (поступка). Если человек творит доброе дело, следуя приказу, распоряжению, принуждению, или случайно, непреднамеренно совершает доброе дело, или за материальное вознаграждение, то подобное добро оказывается мнимым.
Подлинное добро — это деяние добра, это практическое, деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Неделание зла — еще не есть добро (добродетельность). Истинное добро всегда активно.
С помощью понятия «добро» оценивают социальную практику, поступки и моральные качества отдельных индивидов, взаимоотношения людей. В зависимости от того, что именно подвергается оценке, понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — «добродеяние» (благодеяние), «добродетель», «доброта».
Всё значительное в мире происходит не благодаря злу и его борьбе с добром, а из-за наличия добра и зла как альтернатив человеческого выбора. Всё значимое в мире происходит благодаря свободе чело века, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить добро, и в свободе творить зло. «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас её про читать», — говорил Махатма Ганди.
Значение слова добро
Словарь Ушакова
1. Положительное начало в нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.
2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. «Нет худа без добра.» (посл.) «От добра добра не ищут.» (посл.).
3. Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.
4. Личное имущество, пожитки. Сундуки полны добра.
5. Дрянь, что-нибудь негодное (разг. фам. ирон.). Такого добра нам и даром не нужно.
Фразеологический словарь русского языка
Педагогический терминологический словарь
в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения:
1. представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту;
2. сам этот стандарт. Д. в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д.
Идея непреодолимой связности Д. и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений.
1. Д. и зло содержательно взаимоопределённы и познаются в антитетическом единстве, одно через другое.
2. Формальное перенесение диалектики Д. и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека и способно вести к моральному релятивизму; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.
3. Понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведёт к Д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)
Словарь антонимов русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
► Добром помянуть погибшего друга.
► Убирайтесь по добру, по здорову.
► Она была так добра, что приняла на себя все хлопоты.
► Пошел на это по доброй воле.
► Он был добрый малый,
► Добры молодцы и красны девицы.
► Добрые люди показали мне дорогу.
► Чего доброго нас в дороге гроза застигнет.
► В добрый час (пожелание благополучия при отправлении в путь или при каком-н. начинании).
► Так в добрый час, пойдем. Крылов.
► Знать не в добрый час я увидел вас (очи).
► В добрый час молвить, в худой помолчать (чтоб не «сглазить»). Поговорка.
► Дай бог час, сказал он. Л. Толстой.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Вы, В. В., генератор доброго, а я — поглотитель недоброго».
И работу окончив обличительно-тяжкую,
После с людьми по душам бесед,
Сам себе напоминаю бумажку я,
Брошенную в клозет.
(В. Шершеневич, Эстетические стансы)
♦ «Я ничего ему не сделал доброго, за что же он против меня?» — говорил Александр II. (Мещерский, П, 513).
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Все абсолютно хорошее. Если всякая ценность, как я убежден, относительна, то добро – не более чем иллюзия, то что останется от положительного оценочного суждения, если отринуть субъективные условия, благодаря которым оно возможно. Приходится слышать, что, например, здоровье, богатство или добродетель суть примеры добра, при этом предполагается, будто они имеют собственную ценность. На самом деле все перечисленное относится к ценностям только в той мере, в какой мы этого желаем. Что значит здоровье для самоубийцы, богатство для святого, а добродетель для мерзавца? «Нет ни Добра, ни Зла, – пишет Делез в связи со Спинозой, – есть лишь то, что хорошо или дурно для нас». Добро – это и есть то, что хорошо, понимаемое как вещь в себе.
Однако в речи избежать смешения этих понятий удается далеко не всегда. Мы говорим «творить добро», а не «творить хорошее». Язык словно бы отражает наши иллюзии, одновременно усиливая их. Правда, следует отметить, что в выражении «творить добро» содержится и здравое зерно: оно подчеркивает, что добра не существует, но его требуется создавать. Добро – не бытие, а цель; не идея, что бы там ни утверждал Платон, а идеал; не абсолют, что бы там ни думал Кант, а убеждение. Добро есть коррелят наших желаний, возведенный в ранг абсолютной реальности.
Добро, по Аристотелю, есть «то, к чему все стремятся» («Никомахова этика», книга I (А), 1). Подобный подход отражает стремление осмысливать природу по человеческой модели, а человека – по модели финализма. Материалист придерживается другой точки зрения: «Объект какого-либо человеческого влечения… человек называет для себя добром». Так считал Гоббс («Левиафан», гл. VI). Так считал Спиноза: «Под добром я разумею всякий род удовольствия и затем все, что ведет к нему, в особенности же то, что утоляет тоску, каково бы оно ни было; под злом же я разумею всякий род неудовольствия и в особенности то, что препятствует утолению тоски» («Этика», часть III, теорема 39, схолия; см. также часть III, теорема 9, схолия и часть IV, Предисловие). Вот почему добро многолико – не все люди стремятся к одним и тем же вещам, тем более не к одной и той же вещи. Сравним, например, Диогена и Александра Македонского. Впрочем, совпадение желаний разных людей – явление не просто частое, это почти правило и в силу этого источник конфликтов (все мы желаем одних и тех же вещей, но не все можем ими обладать) или соревновательности. С точки зрения мудреца, власть не является добром, но это не мешает честолюбцу считать добром мудрость. «Если бы я не был Александром, – говорил великий ученик Аристотеля, – я хотел бы быть Диогеном».
Тезаурус русской деловой лексики
Словарь Ожегова
ДОБРО 1 , а, ср.
1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра комун. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм).
2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра.
3. О ком-чёмн. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром не надо.
• Добро пожаловать приветствие гостю, участникам чегон., прибывающим кудан. Добро пожаловать в наш город на фестиваль!
Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет.
От добра добра не ищут посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.
ДОБРО 2 , частица (прост.). Ладно, хорошо. Д.! Сделаем по-твоему! Потерпи ещё немножко. Д.
ДОБРО 3 : добро бы (б) (разг.) 1) союз, пускай бы ещё; допустим, что. но (с оттенком неодобрения). Добро бы сам делал, а то всё на других переложил; 2) частица, выражает неодобрение, ироническую оценку при допущении чегон. как возможного в другой ситуации, при других обстоятельствах. И что он из себя строит? Добро бы важная птица!
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ср. веществственно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.
В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
Нареч. хорошо, ладно. Приходи же. Добро, приду.
Ладно, кстати, впору. Аль ужь добро идти? пора.
Твер. ненужно, непочто. Мне туда ехать добро, не надо.
Угроза: ужо, воть я тебя. Добро, попадешься ты мне!
С частицей бы, если бы, когда б, пусть бы. Добро бы путный был, а то шатун. Сладить с кем добром, без ссоры, кары, мирно. С ним добром (по добру) не разделаешься. Убирайся по добру, по здорову. Добро пожаловать! Добро, собьем ведро: обручи под лавку, клепки в печь. так и не будет течь. С добром жить хорошо. В добре жить хорошо. Час в добре пробудешь, все горе забудешь. Кто живет в добре, тот ходит в серебре. Хоть в орде, да в добре (лишь бы в добре). Было добро, миновалося: будет добро, того ждать долго. Было добро, да давно; а будет вперед, да горе берет. Было добро, да давно; ждать добра, да долго. За хлебом все добро. На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим)! Много пить, добру не быть. На добро нет, а на вино везде дают. За добро не жди добра. Забудь ты мое добро. да не делай мне худа. Добра не смыслишь, так худа не делай. Добро добро покрывает. Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик. Спи добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Кинь добро назад, очутится напереди. Лихо помнится, а добро впк не забудется. Добра не висят худом. За добро добром и платят (приб. а за худо худом). Бедного обижать, себе добра не желать (или: гибели искать). Худо тому, кто добра не делает никому. Добрый человек в добре проживет век. Всяк в своем добре волен. В своем добре, да воли нет! На чужое добро и глаза разгораются. Твоим же добром. да тебе же челом. Где свое добро ни нашел, там его и взял. Зарылся в добре. Всяк хлопочет, себе добра хочет. Старость с добром не приходит. Много желать (затевать), добра не видать. Добро не лихо: бродит в мире тихо. От корма коиа не рыщут, от добра добра не ищут. От добра худа (или добра) не ищут. Молодость рыщет, от добра добра ищет. Захочешь добра, посыпь (поспи) серебра. За худом пойдешь, не добро найдешь. В ком добра нет. в том и правды мало. Пришел в городок разбойник с ножом, с огнем: жильцов он не режет, изб не жжет, а добро берет? подрезка меду. Хоть лопни брюшко, да не останься добрецо! Добре, нареч. великорусск. очень, весьма, больно, сильно, крепко. Добре стар. Добре много. Добре ты умен. Матушка добре дюжа умирая, тамб. очень больна, хворает.
В Сиб. особ. с част. бы, хорошо бы, ладно бы, рад бы. Добре бы в рай. да грехи не пущают. Добро бы овец водить, да волки давят.
То же что добре нареч. малорос. кур. орл. калужск. тамб. хорошо, ладно
церк. добре, добро, хорошо, ладно, по добру, по правде, путем, порядком;
Становиться добрее, милостивие, укрощая и исправляя себя.
Добровать, жить в добре, в обилии, покое, холе и довольстве. Добруй, поколе добруется, безлично. Добрует он, да не сдобровать ему. будет худо. Доброта, добрина ж. прочность, достоинство вещи; качество выработки, отделки, качество самого припаса.
Арх. животы, добро или имущество. У него всякой доброты много.
Доброволец смол. беглец, бродяга. Доброволить, делать что по своей воле, давать на что вольное согласие. Добровольначать, вольничать, своевольничать. Добровоние ср. добровонный, благовоние, благовонный. Доброветный, приветливый, доброжелательный. Доброгласие, благогласие, благозвучие: чистота и приятность голоса, напева или музыки. Доброгласный, благозвучный. Доброденствие, доброденство, благоденствие, красная жизнь. Доброденствовать, благоденствовать. Добродий по сев. произн. (маларос. добродий) благодетель, благотворитель. Добродий мой умер, остался злодей окаянный, вологод.-уст. Добродумный, добродумчивый прилаг. добродум м. добродумка ж. добромысливый, добромысл, кто помышляет о благе, о добре, у кого добрые помыслы. Добродушие ср. добросердие, добросердечие, душевное расположение к добру; доброжелательство, готовность сочувствовать, жалостливость, мягкосердие. Добродушный, человек этих свойств; иногда о кротком животном. Добродева ж. непорочная девица. Доброделать церк. добрить, удобрять или улучшать. Ралом слова доброделая оледеневшие сердца и пр. Доброделие, добрые и полезные дела, на общую пользу. Доброе дело, в просторечии, сватанье. Добродетель ж. доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла; отвлеченно: добро, доблесть, противопол. зло, лихо, худо, порок. Помню добродетель твою, говорит народ, вм. благодеяние, благотворение. Не хвались родительми, хвались добродетельми. Добродетельный, добродетели свойственный, с нею согласный. Добродетельство ср. деланье добра, благотворение, добротворство. Добродетельствовать, делать добро, благотворить, благодетельствовать. Добродеяние ср. добродетельная жизнь и дела; благотворение, благодеягние, или собств. добродейство ср. доброжелательство, покровительство. Добродеять, делать добро: он мне добродеет, доорожелательствует, покровительствует, благодетельствует. Добродей м. добродейка ж. добродетельный человек, по добру живущий. Благодетель, благотворитель, покровитель. Два ангела добродейных, дух. песня, ангелы покровители. Добродышка ж. здоровая, незапаленная лошадь.
Добролучный, вооруженный хорошим, надежным луком. Добролюбие ср. двусмысленно, по знач. слова добро; суетность, любостяжание, любовь к добру наживному;
Добросовестие ср. добросовестность ж. добрая совесть, праводушие, честность, правдивость, строгая богобоязненость в поступках. Добросовестный, правдивый, праводушный, честный.
Арх. быть в добром расположении духа, быть веселу, не хандрить и не брюзжать. Доброхвальный, достохвальный, достославный. Доброхвалебная песнь, достойно прославляющая. Доброход м. каз. рысистый конь. Доброхотный прилаг. доброхот м. доброхотка ж. доброжелательный, доброжелатель, радетель, радушник, что ныне благосклонный; встарь, в предисловиях обращались к доброхотному читателю. Доброхотом приветливо зовут гостеприимного человека, также всякого встречного, спрашивая его о чем, а в костр. честят так икону, образ, как покровителя. Подать доброхотно, по своей воле, желанию, без нуды. Доброхотна дателя любит Бог. С доброхотом всякому в охоту. Была бы охота, найдем доброхота. Доброхотство, доброжелательство, радушие. Припомню я тебе доброхотство твое, т. е. зло. Доброхотствовать кому, доброжелательствовать, покровительствовать; чему, усердствовать, радушно способствовать. Доброхотиться пск. быть гостеприимным, хлебосольным. Доброхрабрый, весьма храбрый, добромужественный. Доброчадие, доброчадство ср. благословенное размножение семьи, чадородие. Доброчестивый, благочестивый, искренне богочтительный. Доброчестный, почтенный, заслуженный, уважаемый, честной жизни. Доброезжий конь, привычный и надежный в езде; хорошо приезженный и крепкий. Доброездок м. доброезженка ж. то же. Добрывечер и добрыдень южн. и зап. общее приветствие, добрый вечер, день. Добрыдни мн. смол. добро, имущество, скарб, особ. женские пожитки, одежда, наряды и пр.
В вологодск. добрыдни противополагаются злыдням, означая добрые дни, красное или благополучное житье, достаток, довольство. Добрыдничать, здороваться, пожелать кому доброго дня.
Жить в красне, в обилии, в достатке; благоденствовать.