Доброта и добро в чем разница
(Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»)
На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заголовок, имеет ясный и однозначный ответ. Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя буквами. Конечно, человеку, желающему делать добро, служить добру, обязательно должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное стремление помочь другому; это нежелание мешать, вредить другим; это забота об интересах других.
Однако, если начать разбираться подробнее, выяснится, что доброта и добро — вовсе не одно и то же, между ними есть очень важные отличия, которые заставляют усомниться в правильности первоначального вывода. Более того, выясняется, что далеко не всегда доброта служит добру.
Как известно, добро — это гармония мира, то есть понятие абсолютное, неизменное, не зависящее от чьих-то взглядов или точек зрения. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира). А вот о доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не мешать, о чьих интересах заботиться.
Пример чуть сложнее. Допустима ли доброта по отношению к преступникам, паразитам общества? Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги, берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет. Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку, продовольствие и т.д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие, потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум — конфискация имущества.
Вывод очень прост. Не надо отождествлять доброту с добром. Добро всегда неизмеримо важнее. И свою доброту надо применять с умом, надо смотреть, не является ли она просто глупостью, пассивностью, нежеланием разбираться в законах мира, стремлением упростить мир, свести своё поведение к некой раз и навсегда выбранной схеме. Такая бездумная «доброта» нужна лишь силам зла, и именно они хотят нам подсунуть суррогатную «доброту» вместо истинного добра.
Духовные упражнения. Выпуск 22. Лишняя добродетель
Архимандрит Савва (Мажуко)
Если попросить рядового прихожанина перечислить известные ему добродетели, вам выдадут список, хорошо известный православному человеку. На первом месте будет, скорее всего, смирение, потом кротость, воздержание, целомудрие, страннолюбие, терпение, милосердие и любовь.
— Могу назвать еще пять!
Откуда родом этот реестр? Из монашеской литературы. Это книги, написанные величайшими подвижниками. О высоте и напряженности их духовной жизни мы можем только догадываться. Большинство их наставлений касаются духовных упражнений, многие из которых мы даже не можем воспроизвести, потому что они требуют приобщения к монашеской школе, к традиции, передававшейся от старца к ученику по цепочке длиной в столетия.
Не понимая подлинного смысла монашеских духовных практик, мы наделяем их своим додуманным смыслом, а тут не обойтись без недоразумений.
Ненависть к собственному телу выдают за целомудрие, забитость за смирение, бесхребетность за кротость, депрессивность за страх Божий, а лень за память смертную.
— Что тут скажешь? Бывает!
В церковных списках добродетелей чаще всего не хватает одного слова, которому надо бы стоять в самом начале.
Право на злость
Невероятный Зиновий Гердт! Один из моих любимых советских артистов! Слава и всенародная любовь пришли к нему в весьма зрелые годы. Однако в юности он был еще более невероятным, чем в славном возрасте. Гердт был королем розыгрышей. Как-то раз он решил подшутить над своей соседкой и «вступил в преступный сговор» с товарищами.
Каждый из шутников должен был в течение дня звонить старушке с просьбой позвать Николая Семеновича, и бабушка устала снимать трубку, терпеливо объясняя, что тут такой не живет. В ответ озорники настойчиво требовали передать, чтобы он перезвонил по такому-то номеру. Этот истеричный спектакль великий Карлсон назвал бы «курощание плюшками и низведение блинами». Правда, тут «курощали» телефонами. В довершение всего этого безобразия поздно ночью звонил сам остроумный Зиновий:
— Алло! Это Николай Семенович. Мне никто не звонил?
Какой, вы думаете, была реакция старушки?
— Ой! Слава Богу! Николай Семенович, миленький, сейчас же записывайте номер! Вас тут полгорода ищет!
Зиновий Гердт вспоминал этот случай из далекой молодости как откровение, которое очень крепко врезалось ему в память и во многом определило его характер и отношение к жизни. Вместо того чтобы озлобиться, устроить скандал, соседка всем сердцем порадовалась за мифического гражданина, по милости которого целый день не отходила от аппарата. А ведь она имела полное право на злость и даже ненависть к отчаянным сорванцам.
Доброта — это и есть та самая «лишняя добродетель», которой мы никак не можем найти места в наших православных реестрах добродетелей.
Не оттого ли духовная жизнь церковного человека полна уродливых изгибов, что не лежит в ее основании простая человеческая доброта?
Что сказал Антоний?
Когда у тебя три брата, это очень весело. Детство превращается в какой-то шумный карнавал с самым непредсказуемым сценарием. Очень хочется верить, что родителям так же весело. Ведь воспитание — это настоящее сражение между детьми и взрослыми. И в этих семейных баталиях я неоднократно слышал от мамы гениальную фразу:
— Просто зла не хватает!
Например, мы с братьями по очереди воруем тесто из тазиков, где подходят пасхальные куличи.
Или притащили раненую галку и пытаемся скрыть ее шумное присутствие.
Или порваны совершенно новые штаны, привезенные с огромным трудом из Армении.
Или каким-то чудом на обоях остались следы варенья, хотя все согласны, что это удачно оживило интерьер.
— Просто зла не хватает!
Мне страшно нравится это восклицание! Ведь это так хорошо, когда у человека не хватает зла. Значит, его переполняет доброта.
— Почему у нас в церкви так мало говорят о доброте?
— Потому что мы говорим по-славянски.
Русское слово «доброта» есть перевод славянского «благость». Добрый — благой. В молитве, с которой начинается наш день, мы говорим, что Дух Святой есть сокровище добрых людей — именно так можно перевести «сокровище благих». Хотя чаще переводят «сокровище всякого добра». Первая версия мне ближе. Может быть, потому, что апостол Любви говорит:
Кто делает добро, тот от Бога (3 Ин. 11).
— Выходит, добренькие безбожники тоже от Бога?
— Все вопросы к апостолу.
Мне потребовались годы церковной жизни, чтобы понять: если не положишь в основание своей духовной жизни доброту, все аскетические опыты и эксперименты пойдут только во вред, но доброта сама по себе приближает к Богу.
Не верите мне, послушайте самого первого монаха:
Единственный способ познания Бога есть доброта (Прп. Антоний Великий. Наставления 2, 29).
Удивительно! Сколько раз приходилось читать эти строки, и почему-то не обращал внимания на такую простую и гениальную мысль! Если цель христианской жизни состоит в богопознании, то, выходит, человеку достаточно заботы о поддержании доброты, чтобы расти в ведении Бога. Это та добродетель, которая не требует долгого обучения у опытного старца. Не обязательно прятаться за древние стены монастыря. Просто — будь добр!
Фото: Yurko Dyachyshyn / dyachyshyn.com
Добро и доброта
Интересно, что святой Антоний понимал доброту не как природное свойство, а как некий навык, сознательно сформированный подвижником, то есть доброте надо учиться, это не врожденная особенность характера, а искусственно выработанный рефлекс.
Пианист работает над моторикой пальцев, подчиняя себе свое тело, постоянно борясь с инерцией ленивой и косной материи. Так и доброта требует ежедневных усилий и подтверждений, она требует духовного упражнения, оставив которое можно легко вернуться к простоте и предсказуемости реакций озлобленного зверька.
Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем; так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самоё тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простодушие святых, чтоб Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе, и каждый из вас мог с радостью сказать: «мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою во век (Пс. 40:13) (Прп. Антоний Великий. Наставления 1, 71).
Товарищи, изучавшие философию, всегда рады посмеяться над фразой «Человек по природе добр». А я не стану. Потому что христиане, действительно, верят, что человек добр по своей природе. Доброта — это наше естественное состояние. Но кроме доброты в нас еще и проросло «семя тли», «цветы зла», и, как ни странно, чтобы оставаться естественным, теперь требуются культурные усилия. Ведь само слово cultura подразумевает заботу о поле, труд агронома, борющегося с сорняками. Доброту надо «культивировать». Злоба — наши «сорные травы». У каждого на поле свои. Не станешь бороться — зарастет, задушит все хорошее. А потому до последнего издыхания — сражение за доброту. Помирать помираешь, а пшеничку сей.
Зерна злобы такие коварные, что поражают даже добро. Собственно, зло и есть порченое добро. Поэтому нам приходится различать добро и доброту. Это не одно и то же.
Доброта — это событие.
В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» один из героев, по фамилии Иконников, находясь в концлагере, произносит удивительно мудрые слова:
Просто подумайте над этими словами:
Я не верю в добро, я верю в доброту.
Человек изловчился так убедительно врать самому себе, что даже идея Добра, возведенная на пьедестал, может неожиданно потребовать кровавых жертвоприношений. И самое грустное, она их всегда дождется.
Гитлер с легкостью отдавал приказы убивать миллионы, будучи бескорыстным служителем идеи Добра для немецкой нации.
Сесиль Родс и его «рыцари Круглого стола» из любви к Англии развязывали войны и с готовностью убивали десятки тысяч, стоявших на пути процветания империи.
Как же крепко надо держаться доброты в мире, где даже Добро требует крови!
Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя буквами. Конечно, человеку, желающему делать добро, служить добру, обязательно должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное стремление помочь другому; это нежелание мешать, вредить другим; это забота об интересах других.
Однако, если начать разбираться подробнее, выяснится, что доброта и добро — вовсе не одно и то же, между ними есть очень важные отличия, которые заставляют усомниться в правильности первоначального вывода. Более того, выясняется, что далеко не всегда доброта служит добру.
Пример чуть сложнее. Допустима ли доброта по отношению к преступникам, паразитам общества? Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги, берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет. Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку, продовольствие и т. д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие, потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум — конфискация имущества.
Вывод очень прост. Не надо отождествлять доброту с добром. Добро всегда неизмеримо важнее. И свою доброту надо применять с умом, надо смотреть, не является ли она просто глупостью, пассивностью, нежеланием разбираться в законах мира, стремлением упростить мир, свести своё поведение к некой раз и навсегда выбранной схеме. Такая бездумная «доброта» нужна лишь силам зла, и именно они хотят нам подсунуть поддельную «доброту» вместо истинного добра.
Консультация для родителей «Добро и доброта»
Байкова Татьяна Викторовна
Консультация для родителей «Добро и доброта»
Консультация для родителей: «Добро и доброта».
1. Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
2. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
3. Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
4. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
5. Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
6. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
7. Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чем выражается доброта? Очень часто родители задаются такими вопросами.
Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.
Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой– эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
Воспитание у детей доброты начинается в семье. В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра. Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей.Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом, прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.
Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, уважаемые родители в нелёгком, но благородном деле – воспитании детей.
Советы родителям почитать детям книги о доброте:
1. Артюхова Н. М. «Большая береза».
2. Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
3. Осеева В. А. «Волшебное слово».
4. Катаев В. П. «Цветик-семицветик».
«Добро другу — добро по кругу» (фотоотчёт) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов в 1992 году. Проведение Международного дня инвалидов направлено.
Доброта начинается с малого. Акция «Покормите птиц зимой!» Крошки для птичек После завтрака Антошка Собирает хлеба крошки: Раз-два-три-четыре-пять – Птичек будет угощать. Разбросал Антошка крошки:.
Фотоотчет «Что такое доброта?» 13 ноября во многих странах стало доброй традицией праздновать самый душевный и прекрасный праздник- Всемирный день доброты. Дарите людям.
Конспект интегрированной НОД «Доброта в твоих руках» Цель: помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Задачи: Образовательные: •расширять представления о.
Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.
Консультация для воспитателей «Доброта. Что означает это слово?» Доброта. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать.
Фотоотчет «Неделя психологии или миром правит доброта» В нашем детском саду проходила неделя психологии или «Миром правит доброта». Каждый день, дети, приходя утром в детский сад, отмечали свое.
НОД «Доброта» по коммуникативной и изобразительной деятельности в подготовительной группе Интегрированное НОД по коммуникативной и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного приема (тычкование).Тема:»Доброта».
Занятие по куклотерапии «Доброта» Задачи : 1. Коррекционно-образовательные: • Формировать понятия «Доброта», «Добрый поступок», «Доброе слово». 2. Коррекционно-развивающие:.
Добро: что это такое и кто такой добрый человек? Определение
Содержание статьи:
Наша жизнь наполнена смыслом, когда мы замечаем добро и можем его по-настоящему ценить, а не принимать как должное. Блеклое человеческое существование становится намного ярче, если мы умеем бескорыстно делать людям добро. Главное – чтобы оно исходило от чистого сердца и всегда доставляло вам радость. То есть делать добро – это стремление души, а не просто потому что «так надо».
Из этой статьи вы узнаете, что такое добро и кто такой добрый человек. Когда добро считается истинным добром, а не корыстолюбием? Что делать, чтобы ваша доброта принесла вам душевный покой, радость и умиротворение.
Что такое добро? Определение
В эзотерическом плане
Добро – это все то хорошее, что соответствует идеалам Творца. Это то, к чему Он призывает людей. К примеру, человеколюбие, справедливость, красота, развитие, мир, гармония, свобода, упорядоченность и созидание. А еще это прощение и милосердие, вера в лучшее, вера в самого человека. Словом, это приятные дела и эмоции.
Добро – это все то, что хорошо. То есть достойные помыслы и не менее достойные поступки. Способность жертвовать собой ради всеобщего блага. Добро могут нести не только священнослужители и учителя. Оно может исходить даже от маленького человечка или животного.
В качестве орудия можно использовать добрые слова и добрые поступки. Даже ваше доброе сердце может воодушевить ближнего стать лучше или помочь другим в каком-либо вопросе.
Какие другие качества можно причислить к добру?
Добро – это положительные нравственные ценности. Поэтому, чтобы расширить в вашем представлении понятие добра, необходимо перечислить те качества, которые к нему ведут. Это ответственность, честность, чувство долга. Стремление делать все наилучшим образом. Если дал человеку слово, нужно обязательно его сдержать.
Обратите внимание, что такими качествами обладают лишь достойные люди. Не сбиться с дороги помогут библейские заповеди, эзотерические учения, нравственные нормы, уголовный кодекс, этикет, психология общения. Помните о том, что добро не всегда стоит рассматривать в краткосрочной перспективе. Оно способно согревать человека через года.
Что такое доброта?
Видео: Варя Ивлева – Верните в моду доброту (М. Базик)
Добрый человек – это кто такой?
Добрый человек это в первую очередь – достойный. То есть снисходительный, рассудительный, сильный, смелый, успешный и счастливый. Ему не стыдно за свои мысли и поступки, но он никогда не будет кичиться ими. Добрый человек часто рассматривается как дающий.
Достойный человек будет оберегать других людей от позора, разрушительных действий. Спасет их от порока и научит достойно преодолевать болезни и слабости. Доброта помогает человеку стойко справляться с превратностями судьбы.
Нужно помогать нуждающимся. Но не каждый падший человек способен в благодарность вам начать новую жизнь и помогать тем, кого еще можно спасти.
То, насколько вы добры, могут оценить только окружающие. А вот быть достойным или не быть – это сугубо ваш выбор.
Когда добро можно поставить под сомнение?
Например, чтобы прославиться, многие звезды шоу-бизнеса участвуют в благотворительных акциях, не забыв заранее уведомить об этом журналистов. В итоге судьба не зачтет ваш «бескорыстный» поступок.
Нельзя считать добро таковым, когда оно сделано посредством обмана. Например, не ищите оправдания своим вредным привычкам или дурным манерам. Нужно найти в себе силы признать их, а потом всячески искоренять. Добро не должно приносить несчастья и страдания.
Добро – это не значит оправдывать зло. Например, когда родители прощают убийцу своего ребенка и поддерживают с ним общение, всячески помогают.
На добрые поступки толкает нас совесть, а на злые – малодушие. Поэтому равняться нужно на добродушных людей, а не на махровых циников. Добрые поступки можно совершать «не отходя от кассы». То есть заговорить со старушкой в очереди. Или зайти к одинокой соседке на чай, не забыв прихватить с собой качественный чай и самый вкусный тортик. Очень хорошо, если последний вы приготовите сами, а не купите его в магазине.
Особенности добра
Чем платить за добро?
Согласитесь, очень некрасиво, когда человек делает вам добро, а вы воспринимаете это как должное. И мало испытывать благодарность, нужно с искренней улыбкой сказать благодетелю «спасибо». За добро платят людям уважением, преданностью, дружбой и любовью, а не постельными утехами.
Как научиться отделять добро от зла?
Это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Так что для начала попробуйте абстрагироваться от проблемы, взглянуть на нее со стороны. Перестаньте быть эгоистом. Рассудите проблему чисто по-человечески. Нужно опираться на законы природа и веления Творца.
Почему не стоит спорить с людьми, которые считают, что добро – понятие относительное, или его просто не было в их жизни?
Вместо заключения
При этом следует помнить, что понятие добра относительное. Для кого-то оно может являться безусловным благом, а кому-то это добро способно помешать или серьезно навредить. Чистое добро и чистое зло в современном ритме жизни встречаются очень редко. Делая добро, нельзя пользоваться неблагочестивыми методами. Помогая людям, не стоит создавать вокруг себя шумиху. Запомните, чем больше вы сделали в своей жизни добра, тем лучше она будет складываться.