Дочь думает что я ее не люблю
Я не такая, как надо. Что думают о себе нелюбимые дочери
Пег Стрип писательница
Плохие отношения с матерью у взрослых дочерей — не редкость. Желание держаться от матери подальше и общаться как можно реже обычно вызывает осуждение окружающих: ты должна, она же твоя мать. «Нет, не должна», — считает автор книги «Нелюбимая дочь». Если вас не любили в детстве, вы несете во взрослую жизнь столько разрушительных моделей поведения, что надо сначала разобраться со своим психологическим состоянием.
Что вы думали о себе — и может быть, думаете и сейчас
В детстве нелюбимая дочь обычно приходит к определенным выводам, неверным, но влияющим на ее самовосприятие и переживания. Какие из этих мыслей и чувств присутствовали у вас в детские и последующие годы?
Я не заслуживаю любви. Нелюбимая дочь безуспешно пытается найти способы завоевать материнскую любовь, с одной стороны, и объяснить ее отсутствие, с другой. Первое объяснение, к которому приходит большинство детей, — что они не достойны любви — приводит их в ужас и лишает веры в себя. Избавиться от этой мысли — одна из главных задач на пути к исцелению, поскольку она глубоко укоренилась в личности и лежит в основе страхов и сомнений даже во взрослые годы.
Я одинока. Почти каждая несчастная дочь считает — и не только в детстве, что она единственная нелюбимая девочка на свете. Ребенком она боится кому-нибудь в этом признаться: ей кажется, что она испорчена, ужасна и чем меньше людей будет знать об этом, тем лучше. В подростковые годы потребность поделиться проблемой блокируется стремлением быть как все; она хочет казаться одной из тех счастливиц, которых мамы берут с собой за покупками и осыпают воздушными поцелуями из окна машины.
Во взрослой жизни лишь немногие поймут ее историю в силу культурного мифа о безусловности материнской любви. Ее ждут отклики вроде «теперь-то у тебя все в порядке» или «ты преувеличиваешь», что лишь усугубляет ее одиночество. Размер семьи, судя по всему, не имеет значения: единственный ребенок не более одинок, чем тот, кто имеет братьев и сестер, к которым мать относится иначе.
Я сама виновата. Перекладывание вины — это форма злоупотребления властью, характерная для сверхкритичных и враждебных нелюбящих матерей («Ты невозможная, с тобой нет никакого сладу, неудивительно, что я видеть тебя не могу!»), причем дочери трансформируют эту вину в чрезмерную самокритичность. Усвоение перекладывающих вину утверждений («Ты гадкая девчонка, никто не станет с тобой дружить») или экстраполяция действий и языка тела («Мамочка кричит на меня, потому что я плохая») оказываются тяжким грузом для юной личности и в большинстве случаев источником неверия в себя и даже ненависти к себе.
Я, наверное, ненормальная. В позднем детском и подростковом возрасте дочь может более отчетливо воспринимать и понимать характер отношений с матерью. Но любая попытка усомниться в матери отбрасывается, отрицается или высмеивается, и часто девочка — как и я в семь или восемь лет — приходит к выводу, что они с матерью стоят на кардинально разных позициях и что кто-то из них двоих не прав — хуже того, «спятил».
Я ничья, и у меня нет своего места в этом мире. Нелюбящая мать отнимает у дочери чувство сопричастности. Если вы не любимы человеком, который привел вас в этот мир, и не являетесь частью семьи в подлинном смысле слова, с кем вы вообще связаны и к чему принадлежите? Самоощущение «лишней», аутсайдера преследует многих нелюбимых дочерей, особенно тех, кто становится «козлом отпущения» или объектом травли со стороны других детей в семье.
Многие дочери, воспитанные агрессивными матерями — воинственными или сверхкритичными, считают, что цена принадлежности слишком высока и, возможно, дело того не стоит.
Жертвы отвергающей или ненадежной матери могут вообще нигде не чувствовать себя в безопасности. Многие нелюбимые дочери тратят всю жизнь на то, чтобы обрести чувство сопричастности.
Какие черты характера мешают жить тем, кого не любили в детстве
Возможно, вашим сегодняшним взаимоотношениям с людьми вредят свойства личности, которые вы приобрели, будучи нелюбимым ребенком. Что из этого списка актуально для вас?
Неуверенность. Нелюбимая дочь не знает, что заслуживает любви и внимания; она выросла в среде, где ее игнорировали, не слышали или критиковали по малейшему поводу. В ее голове звучит голос матери, сообщающий, какой она не является — умной, красивой, доброй, любящей, дельной. Этот голос так и будет отравлять ей радость от достижений и мешать раскрываться талантам, если не заставить его умолкнуть.
Недоверчивость. Восприимчивая и любящая мать учит свое дитя, что мир безопасен, что это место, где его нужды удовлетворяются, вопросы не остаются без ответов и кто-нибудь поддержит в случае неприятностей или трудностей. Дочери с надежной привязанностью нетрудно положиться на людей, она не чувствует себя уязвимой, доверяя другим в силу своего мировосприятия и уверенности в собственных суждениях.
Перед нелюбимой дочерью мир предстает совершенно иным — полным угроз и населенным людьми, способными ранить или подвести. «Я всегда удивлялась, — признается одна женщина, — почему кто-то хочет со мной дружить. Я не могла избавиться от мысли, нет ли здесь подвоха, а во время психотерапии узнала, что все это идет из детства». Проблема с доверием проистекает из чувства фундаментальной ненадежности отношений с матерью и распространяется как на дружеские, так и на любовные связи.
Сложности с установлением границ. Восприимчивые матери с младенчества учат детей здоровой мере зависимости и независимости, уважая их эмоциональное и физическое личное пространство, в которое не вторгаются. Это подкрепляет как самостоятельное «я» ребенка («ты это ты, и это хорошо»), так и ощущение надежной связи («если ты упадешь, мамочка будет рядом и поможет тебе»).
Напротив, нелюбимой дочери, которую игнорировали, сложно почувствовать себя независимой личностью, поскольку она слишком сосредоточена на том, чтобы добиться внимания матери. Ту же роль она зачастую играет во взрослой жизни, самозабвенно ублажая других и страдая от неспособности сказать «нет». Она буквально растворяется в отношениях, потому что не понимает, как функционируют границы между людьми.
Неадекватная самооценка. Мы узнаем, кто мы, наблюдая, с каким выражением лица смотрят на нас другие люди, особенно матери, и как они реагируют на нас, наши слова и поступки. Один за другим эти сигналы с самого раннего детства формируют самовосприятие. Любящая и чуткая мать помогает ребенку не только составить позитивное представление о самом себе, но и принять себя. Принятие позволяет видеть себя как целостную личность со всеми достоинствами и недостатками. Главное, вы можете очень многого добиться, не будучи совершенством, потому что знаете, что вас в любом случае будут любить и принимать.
К сожалению, ничего этого не происходит, если мать не любит свою дочь. Поскольку поведение матери непосредственно влияет на самовосприятие ребенка, всем нелюбимым дочерям сложно взглянуть на себя объективно. Многие впитали материнское пренебрежение и уничижение, став чрезмерно самокритичными — привыкнув объяснять любую неудачу или проблему не обстоятельствами, а особенностями своей личности и чертами характера, и считая себя ничтожествами или неудачницами.
Гиперчувствительность. Для многих дочерей слова и жесты являются эмоциональными триггерами, заставляющими вспомнить, как с ними обращались в детстве. Чувствительность к пренебрежительному отношению, реальному и воображаемому, и острая реакция на любую критику чрезвычайно непродуктивны и сильно осложняют жизнь. Женщина может воспринимать добродушное подшучивание как критику, одержимо прокручивать в уме случайно брошенную фразу. В силу своего детского опыта она склонна видеть тайный смысл в ничего не значащих ситуациях и ошибочно трактовать намерения и мотивы других людей.
Повторение связи с матерью во взрослых отношениях. Поиск зоны комфорта, в которой нет ничего комфортного, вынуждает нелюбимую дочь стремиться к связям, в которых она чувствует себя так же, как в детстве. «Честно говоря, я вышла замуж за свою мать, — говорит одна женщина. — Он казался полной противоположностью моей матери, но в конце концов стал обращаться со мной так же, с той же непоследовательностью, и снова я не знала, как со мной обойдутся. Как и моя мать, он был то равнодушным, то чутким, беспощадно критичным или неопределенно-одобряющим». Многие из вас согласятся, что не только эта женщина выбрала партнера по образцу матери.
Дочь думает что я ее не люблю
Дочка говорит, что я ее не люблю. в ответ на критику, на замечания. На страницу 1, 2 След. |
Сейчас эту тему просматривают: Нет
Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова |
Предыдущая тема :: Следующая тема | |
Автор | Сообщение |
---|---|
weasel Школьные годы |
На сайте с 04.12.06
Сообщения: 1416
В дневниках: 3
Откуда: Новосибирск, Щ
Слова, которые говорит дочка, не могут быть словами кого-то из взрослых, у нас так никто не говорит! Наоборот, подчеркивается, что в семье все друг друга любят, заботятся, слушают друг друга.
Добавлено спустя 5 минут 5 секунд:
Добавлено спустя 6 минут 6 секунд:
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Как обычно реагируете на высказывания старшей девочки?
Есть ли обязанности у других членов семьи, кроме Вас? Есть ли отчетливо выраженные обязанности у папы? У младшей девочки?
Не происходит ли так в последнее время, что большая часть общения с дочерью происходит в конфликтном ключе, а на приятное взаимодействие почти не остается времени?
Как много времени в день уходит на напоминание о делах, организацию старшей девочки и пр.?
Школьные годы
На сайте с 04.12.06
Сообщения: 1416
В дневниках: 3
Откуда: Новосибирск, Щ
У девчат есть обязанность убирать игрушки, но она детьми часто игнорируется. Либо, если дети вместе начинают убирать, то начинаются делёжки: я больше убрала, а она меньше.
Порой, устав от напоминаний и ругани, я либо муж молча вечером убираем все.
А еще! Стало иногда появляться такое: я утром, как попугай, напоминаю Даше, что надо вставать, умываться-одеваться и прочее. Параллельно делаю дела: варю завтрак, хожу в огород. Прихожу, например, из огорода через 20 минут после того, как напомнила одеваться, а Даша хвастливым тоном мне заявляет: «А я всё ещё не одеваюсь!» Спрашиваю зачем она хвастается тем, что НЕ сделала, она говорит, что не знает.
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Цитата: |
Когда Даша так говорит, я испытываю целую гамму чувств |
Загляните сюда http://www.sibmama.ru/index.php?p=wrong_aims
http://www.sibmama.ru/index.php?p=vnimanie
http://www.sibmama.ru/index.php?p=vlast
Цитата: |
Обычно на такие слова Даши я говорю, что я ее очень люблю, но мне очень неприятно, |
В этих словах обычно больше любви или раздражения из-за невыполненного поручения? Слова любви здесь выполняют функцию выражения этого чувства или какую-то иную?
Цитата: |
Муж мой считает, что надо приучить детей делать все понемножку |
Вы согласны с мужем? Есть ли у мужа видение, как это сделать? Как он это помнит из собственного детства?
Профессор
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
kit-
Вы хотите присоединиться кнам и поработать в этом направлении?
Профессор
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
ТОгда давайте с Вами начнем с чтения вышеприведенных ссылок:
Школьные годы
На сайте с 04.12.06
Сообщения: 1416
В дневниках: 3
Откуда: Новосибирск, Щ
Добавлено спустя 7 минут 15 секунд:
Добавлено спустя 13 минут 56 секунд:
Добавлено спустя 9 минут 15 секунд:
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Цитата: |
Даша совсем ее игнорирует, будто от мухи отмахивается. |
У Даши есть перед глазами пример подобного поведения по отношению к ней, например?
Цитата: |
Даша на след. день что-то хорошее сделает! |
Что обычно следует за Дашиным хорошим поступком? Насколько для девочки важна Ваша реакция на ее поступок? Она ждет этой реакции? Просит ее? Делает вид, что игнорирует? В самом деле игнорирует?
Школьные годы
На сайте с 04.12.06
Сообщения: 1416
В дневниках: 3
Откуда: Новосибирск, Щ
Мне сложно, как оказалось, ответить на Ваши вопросы!
Я не знаю! Не знаю, выглядит ли все это как нелюбовь, не знаю, в мотивации ли тут дело, когда Даша одевается медленно или еще что! Она же не говорит, что хочет как-то иначе делать, она просто не делает! Я бы поняла, если бы она сказала: я сначала почищу зубы, потом пойду в туалет. Ну или еще как-то.
Придумать и оформить правила как-то не получилось (то времени не было, то вдохновения. ) Была идея взять готовые: «Надо надо умываться по утрам и вечерам. «, но Даша в последнее время как-то с неохотой что-то рисует, клеит. Больше любит упражняться на турнике, качаться на качелях. Даже поделку в сад на выставку я практически всю сделала сама. Даша один листочек приклеит и говорит: «Ну ты дальше сама, а я пока покачаюсь!»
После того, как Даша что-то хорошее сделает, я ее, конечно хвалю! Рассказываю папе, бабушке, что Даша у нас сама помыла посуду, сама убрала игрушки. Она гордится собой, несколько раз пересказывает всем, что она сама сделала. То есть, я бы сказала, что она похвалы ждет, но ведь и получает! Если она сложила красиво салфетки, то мы все озвучиваем: как здорово, что Даша сложила салфетки, так удобно пользоваться, так помогла маме и т.д.
Добавлено спустя 21 минуту 28 секунд:
Добавлено спустя 9 минут 52 секунды:
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Школьные годы
На сайте с 04.12.06
Сообщения: 1416
В дневниках: 3
Откуда: Новосибирск, Щ
Добавлено спустя 10 минут 22 секунды:
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21613
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Цитата: |
Порой начинаю разговаривать с Дашей, как с равной, будто она моя подруга, а она в этом случае начинает «самодурствовать» |
Приведите пример такого разговора, в котором Даша становится «взрослой».
Рассматриваете ли Вы для себя возможность личной консультации, напрмиер, в формате «Няня спешит на помощь»? Заочно от меня ускользают особенности Ваших взаимоотношений с Дашей.
Школьные годы
На сайте с 04.12.06
Сообщения: 1416
В дневниках: 3
Откуда: Новосибирск, Щ
Добавлено спустя 5 минут 48 секунд:
Добавлено спустя 5 минут 6 секунд:
Как быть с фразами:
— Иди спать!
— А почему вы с папой не идете?
— Мы взрослые люди, нам не нужно столько времени на сон.
— Я тоже уже взрослая.
Не люблю старшую дочь (10 лет). Теряю с ней связь и не хочу этого
Готова помочь разобраться в вашем вопросе.
Вы уже сделали большой шаг, что сумели понять, что в отношениях со старшей дочерью есть проблемы.
Расскажите, что вы чувствуете по отношению к ней?
Трудно ответить. Очень часто дочка вызывает раздражение, какое то неприятие. Но при этом я о ней беспокоюсь, мне нравится, когда она счастливая, довольная. Я как будто отношусь к ней, как к взрослой, как будто ей и не нужна моя забота и когда она эту заботу требует, то это вызывает раздражение.
А что конкретно вас в ней раздражает?
Что что то просит, отрывает от дел, даже когда подходит обнять. Обнимаю в ответ конечно, но мне это неприятно. Вечное недовольство дочкино, ворчание постоянное, на любое событие негатив, постоянно все у нее плохие. Хотя она в этом очень на меня похожа, может поэтому эти черты в ней очень раздражают.
Например, если младший подойдёт что то попросит, то я спокойно помогу ему, терпеливо объясню, что и как. А с дочкой в аналогичной ситуации почти сразу начинаю злиться
Хотя она в этом очень на меня похожа, может поэтому эти черты в ней очень раздражают.
Сама в детстве никакой любви не получала и до сих пор, имея родителей им не нужна.
Это ключевые моменты проблемы с которыми нужно работать.
Вы идете по родительскому сценарию. И видите в своей дочке свои черты, но подсознательно помните как реагировали родители и неосознанно даёте такую реакцию.
Конечно вы любите свою дочь, и ваши родители любят вас, но ваши родители не знали как нужно проявлять чувства, не умели. А вы просто идете по их сценарию.
Понимаете про что я? Это отзывается у вас как то?
Я думаю, что на самом деле родители никак на меня не реагировали. Я выросла в семье алкоголика, папа всю жизнь пил, а мама всю жизнь боролась с его пьянством. Им было как то не до нас.
Дело в том, что раньше, до рождения младшего сына, я совсем по другому к дочке относилась, целовала, обнимала, я чувствовала эту любовь к ней постоянно. Я множество раз говорила себе, что не буду такой безразличной, как мои родители, всегда хотела, чтобы мои дети даже не задумывались люблю ли я их, чтобы они знали это наверняка. А сейчас стала, как они, безразличной. Вроде я делаю, все что положено делать маме, дочь хорошо учится, у нее есть все необходимое и даже больше, все, что хочет, она получает, она не слоняется без дела- занимается танцами. Со стороны все вроде хорошо, но я сама ощущаю себя очень плохой мамой.
А про свои качества. Да, она как и почти любой ребенок в итоге копирует родителей. Она вообще почти во всем очень похожа на меня, поведением, реакциями на какие то события, ей важны те же вещи в отношениях с другими людьми, что для меня.
Ваша мама была занята пьянством отца, а вы заняты младшим сыном.
Вы так же повторяете поведение своей мамы. Только есть разница в том, что вы понимаете как это отражается на вашей дочери и не хотите допустит. И все же старается что то сделать для этого.
Сама в детстве никакой любви не получала и до сих пор, имея родителей им не нужна.
10 ошибок, которые сломают твоей дочери жизнь: мнение Михаила Лабковского
Самая серьезная ошибка, которую совершают многие мамы и бабушки, воспитывая дочь и, соответственно, внучку — это программируют ее на некий обязательный набор навыков и качеств, которыми та должна обладать. «Ты должна быть милой», «Ты должна быть покладистой», «Ты должна нравиться», «Ты должна научиться готовить», «Ты должна». В самом умении готовить нет ничего плохого, но у девочки формируется ущербное мышление: ты будешь иметь ценность, только если будешь соответствовать набору критериев. Тут гораздо эффективнее и без травм для психики сработает личный пример: давай вместе сварим вкусный суп. Давай вместе уберемся дома. Давай вместе выберем тебе прическу. Видя, как мама что-то делает и получает от этого удовольствие, дочка захочет научиться этому. И напротив, если мама ненавидит какое-то дело, то сколько бы она ни повторяла, что этому надо учиться, у девочки будет подсознательное отторжение к процессу. А на самом деле всему, чему нужно, девочка все равно научится рано или поздно. Когда ей самой это станет необходимо.
Четвертая ошибка — это гиперопека. Сейчас это большая беда, матери все чаще привязывают дочерей к себе и окружают таким количеством запретов, что страшно становится. Гулять не ходи, с этими не дружи, звони мне каждые полчаса, где ты находишься, почему опоздала на 3 минуты. Девочкам не дают никакой свободы, не дают права принимать решения, потому что эти решения могут оказаться ошибочными. Но это нормально! В 14-16 лет у нормального подростка идет процесс сепарации, он хочет все решать сам, и (за исключением вопросов жизни и здоровья) ему нужно давать такую возможность. Потому что если девочка вырастет под маминым каблуком, она утвердится в мысли, что она существо второго сорта, неспособное к автономному существованию, и за нее все и всегда будут решать другие люди.
Пятая ошибка — формирование негативного образа отца. Неважно, присутствует отец в семье или мать растит ребенка без его участия, недопустимо превращать отца в демона. Нельзя говорить ребенку, что его недостатки — это дурная наследственность по отцовской линии. Нельзя очернять отца, каким бы тот ни был. Если он и на самом деле был «козел», то матери стоит признать и свою долю ответственности за то, что она выбрала именно этого человека в отцы своему ребенку. Это была ошибка, поэтому родители расстались, но нельзя перевешивать на девочку ответственность за того, кто принял участие в зачатии. Она тут точно не виновата.
Шестая ошибка — телесные наказания. Конечно, бить нельзя никаких детей, никогда, но стоит признать, что девочек это травмирует сильнее. Психологически девочка быстрее скатывается с нормальной самооценки в позицию униженного и подчиненного. А если физическое наказание исходит от отца — это почти наверняка приведет к тому, что в партнеры девочка будет выбирать агрессоров.
Седьмая ошибка — недохваливание. Дочка должна расти, постоянно слыша, что она самая красивая, самая любимая, самая способная, самая-самая. Это сформирует здоровую, нормальную самооценку. Это поможет девочке вырасти с чувством довольства собой, принятия себя, любви к себе. Это залог ее счастливого будущего.
Девятая ошибка — неверное проживание пубертата девочки. Тут две крайности: разрешить все, лишь бы не потерять контакт, и запретить все, чтобы «не упустить». Как говорится, оба хуже. Единственный способ преодолеть этот трудный для всех период без жертв — твердость и доброжелательность. Твердость — в отстаивании границ дозволенного, доброжелательность — в общении. Для девочек в этом возрасте особенно важно, чтобы с ними много говорили, расспрашивали, отвечали на идиотские вопросы, делились своими воспоминаниями. И реагировать нужно спокойнее, никогда не использовать эти разговоры против ребенка. Если этого не сделать сейчас — близости уже не будет никогда, а выросшая дочь скажет: «Я никогда не доверяла матери».
Наконец, последняя ошибка — неверная установка на жизнь. Девочкам ни в коем случае нельзя говорить, что ее жизнь обязана включать некие пункты. Замуж, родить, похудеть, не растолстеть и так далее. Девочку надо настраивать на самореализацию, на умение слушать себя, на возможность заниматься тем, что ей нравится, что у нее получается, на удовольствие от самой себя, независимость от чужих оценок и общественного мнения. Тогда вырастет счастливая, красивая, уверенная в себе, готовая к полноценным партнерским отношениям женщина.