Дочь хочет бросить колледж что делать
Дочь хочет бросить учебу на последнем курсе
Вопрос психологам
Спрашивает: Анна, 47 лет
Категория вопроса: Дети
Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, разобратся! У меня не получается это сделать самостоятельно, может со стороны будет виднее.
Моей дочери 18 лет. Она учится на последнем курсе в коледже по специальности стилист- парикмахер. Осталось пройти производственную практику и защитить диплом. Сегодня она позвонила мне и заявила, что будет забирать документы. Объяснила такое решение тем, что не хочет ни стричь, ни прически делать, что 4й разряд у неё и так уже есть, если что не пропадет. Но я против такого решения, потому что у неё не плохо всё это получается, она призер республиканского конкурса по макияжу, классно рисует и фантазии у нее хоть отбавляй! А она сейчас хочет всё бросить( хоть осталось всего 6 месяцев) и пойти работать продавцом, заниматься каким-то проектом, связанным с танцами. И дальше пока полная неопределенность. Я в шоке, её куратор звонила, тоже в шоке! А как мужу сказать!
Подскажите, какие могут быть варианты, чтобы успокоить эту ситуацию? Помогите, пожалуйста.
Получено 5 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Дочь хочет бросить учебу на последнем курсе
Ответов на сайте: 5990 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 29
Алматы, Черныш Надежда, гештальт терапевт, перинатальный психолог
Пожалуйста оцените мой ответ!
Пожалуйста напишите отзыв о моем ответе. Он поможет пользователям сайта оценить мои профессиональные навыки. Спасибо 🙂
Ответов на сайте: 13791 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 8
Пожалуйста оцените мой ответ!
Пожалуйста напишите отзыв о моем ответе. Он поможет пользователям сайта оценить мои профессиональные навыки. Спасибо 🙂
Психолог Минск Был на сайте: Вчера
Ответов на сайте: 8086 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 138
Добрый день, Светлана, сочувствую, поскольку для вас решение дочери стресс и он истощает психические ресурсы. Постепенно вы восстановитесь. И совсем не обязательно, что случиться что-то плохое.
Скорее решение дочери имеет разные эмоциональные мотивы. С одной стороны это проявление самостоятельности в выборе пути. Попробовать себя в чем-то новом всегда естественно в процессе развития. С другой, это может быть протестное поведение, против чрезмерного контроля и нарушения ее личных границ. Попробуйте, записаться для взаимодействия, на приватной встрече эффективнее разобраться, как гармоничнее и здоровее, поступить в вашем частном случае.
С уважением и всего доброго,
аналитический психолог, психотерапия, консультирование по Skype
Пожалуйста оцените мой ответ!
Пожалуйста напишите отзыв о моем ответе. Он поможет пользователям сайта оценить мои профессиональные навыки. Спасибо 🙂
Психолог Апатиты Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: 1522 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 0
Вариантов не так и много. Можно дочери объяснить как минимум 2 вещи:
Может быть, лет через 5 – 10 она еще вам спасибо скажет, что вы ее удержали. Только вот что важно: постарайтесь не кричать, не давить, а воззвать к ее разуму и творческой натуре, пусть воспримет это как своеобразный вызов. Потом, после 6 месяцев, она может быть творческой, сколько ей захочется.
Да, есть еще один вариант, но я не знаю, сработает ли он.
Если она вас очень любит и ценит, попросите ее закончить учебу ради вас. Пусть считает выпуск своеобразным подарком для вас. Но это грубая манипуляция. Она пройдет, только если дочка вас очень любит и она не слишком активно хочет бросить. Если же она прям активно хочет бросить и ее тошнит от причесок и прочего, то, конечно, манипуляция не пройдет и лучше ее не использовать.
Надеюсь, мой ответ помог.
Пожалуйста оцените мой ответ!
Пожалуйста напишите отзыв о моем ответе. Он поможет пользователям сайта оценить мои профессиональные навыки. Спасибо 🙂
«Я туда больше не пойду». Что делать, если ребёнок решил бросить вуз
Типичная картина: ребенок сдал ЕГЭ, прошел в вуз, отправился учиться, но уже ко второму семестру разочаровался: скучно, неинтересно, «это не то, что я хотел». Как быть в такой ситуации родителям? Поддержать ребенка или попытаться переубедить? Рассказывает психолог Университета ИТМО Екатерина Биленко.
Причины «ошибки»
Работа занимает если не всю, то большую часть жизни человека. От выбора профессии во многом зависит, как человек будет чувствовать себя в целом. Каждому третьему, кто обращается ко мне за консультацией, не нравится выбранная специальность. Эти студенты сталкиваются с потерей энергии и мотивации, апатией и даже депрессией. Причины могут быть разными.
Одна из них — когда ожидание не совпадает с реальностью. Например, моя клиентка пошла учиться на врача, потому что с детства любила помогать людям. Учеба ей нравилась, но в процессе работы она не смогла смириться с тем, что врач не всегда в силах спасти каждого пациента. При этом она не впала в отчаяние, а поняла, что ей стоит сменить вектор. Сейчас она продолжает помогать людям, но уже в другом амплуа — в роли коуча по личностному развитию. Другой клиент до 8-го класса мечтал собирать ракеты, но потом записался на инженерный кружок и понял, что ракетостроение — это не смотреть, как ракеты улетают в космос, а бесконечные расчеты, точные чертежи и множество технических нюансов.
Вторая причина, по которой школьники часто выбирают неинтересную для них специальность, — желание оправдать ожидания родителей
Есть семьи, где целая династия врачей или преподавателей, и детям просто не остается выбора, кроме того как продолжить дело взрослых. Еще часть школьников поддается влиянию стереотипов о профессиях, не пытаясь разобраться в особенностях реального рабочего процесса. Например, от подростков можно услышать, что много зарабатывать может только «технарь», заниматься фундаментальной наукой — это несерьезно, быть программистом — это работать в классном офисе вроде Google, где предоставляют кофе и печеньки.
Позвольте детям выбирать самим
Некоторые родители уверены, что знают, что для их детей лучше, поэтому пытаются навязать им свою позицию. И школьники часто попадаются на эту уловку. В 16–18 лет многие из них еще не готовы сделать сложный ответственный выбор, поэтому полагаются на мнение взрослых, которые вроде как опытнее. Если одним везет: послушал родителей и получил профессию, которая действительно нравится, — то другие могут потом всю жизнь винить семью за нелюбимую работу.
Родителям стоит помнить: если они не дают детям право выбора, то часто из них вырастают люди, которым сложно принимать решения даже в мелочах. При этом они становятся зависимыми не только от мнения родителей, но и от друзей, коллег, знакомых. Поэтому так важно интересоваться у своих детей, чего хотят именно они, что думают по тому или иному поводу. Пытаясь оправдать ваши ожидания, они будут строить не свою жизнь, а жизнь примерного ребенка. Кроме того, живя по чужим правилам, ваши дети не смогут найти энергию на преодоление трудностей, которые так или иначе возникают на каждом жизненном пути.
6 надёжных способов задавить в ребёнке все таланты
Попробуйте поставить себя на место ребенка. Представьте, на какой риск он идет, осознавая ваш вклад, когда решает сменить специальность или бросить вуз. В такой сложный для вас обоих момент вы можете стать надежным другом и оказать поддержку.
Будьте готовы к тому, что вашим советам не всегда будут следовать, но точно будут охотнее обращаться за помощью. Если же вы будете давить на ребенка, то убьете в нем самостоятельность или зарекомендуете себя как человек, к которому никогда не нужно обращаться.
Помогите справиться с чувством вины
Многие студенты, которые оказались в такой ситуации, испытывают вину как перед собой, так и перед родителями. Вина — это разрушительное чувство, и с ним важно работать. Есть известный эксперимент Monster Study, в котором взяли две группы детей по 11 человек. В одной детей хвалили, поддерживали, в другой же, напротив, критиковали, винили, ругали. Результаты получились плачевными. У многих из детей, которых регулярно всячески принижали, развились дефекты речи. Можно сделать выводы.
Поддержите ребенка — позвольте ему выговориться и попробуйте объяснить, что это не катастрофа
Скажите, что жизнь на этом не заканчивается и сейчас прекрасный возраст, чтобы попробовать себя в чем-то новом. Если этого не сделаете вы, он найдет помощь в другом месте, например у друзей, которые не всегда смогут дать верный совет. Ребенок может внешне не признавать ваш авторитет, но ему будет гораздо спокойней, если он будет знать, что дома союзник, а не строгий вечно критикующий «учитель».
Поиск золотой середины
Еще бывает так, что человеку нравится его профессия, но, например, в соцсетях он видит, что есть сверстники гораздо успешнее, из-за чего начинает сомневаться в себе, предъявлять к себе более строгие требования. В этот момент у него внутри просыпается критик, который начинает обесценивать свои достижения. В основном с такой проблемой сталкиваются перфекционисты, для которых есть только черная и белая стороны: либо идеально, либо никак.
Людям, относящимся к себе слишком строго, нужен взгляд нейтральной стороны, которая поддержит и скажет: «Сейчас ты обесцениваешь себя. Эта ситуация — психологический феномен, а не отражение реальности». То есть главная задача — помочь найти золотую середину, добавить в картину мира ребенка другие цвета и оттенки, чтобы он мог адекватнее оценивать происходящее и видеть альтернативные варианты решения проблемы.
«Осознанные студенты сдают иностранные тесты и уезжают из страны»
Также можно предложить человеку провести мысленный эксперимент: спросите его, что бы он сказал своему другу, который оказался в такой же ситуации. Наверняка ваш ребенок начнет давать более гуманные советы воображаемому приятелю. Возможно, это заставит его задуматься, почему он обращается с собой хуже, чем с другими.
Аргументы и факты
Дайте ребенку время все хорошо обдумать, самостоятельно взвесить все за и против. Вы можете использовать наводящие вопросы, чтобы помочь ему понять, что именно не понравилось в учебе, в каком направлении он хочет двигаться дальше, подсказать различные инструменты для достижения целей, подкрепив все предложения аргументами и фактами. Самое главное — преподносите информацию не как учитель, а как партнер. Не стоит лишний раз напоминать, что вы лучше знаете, просто дополните его анализ своими примерами.
Возможно, ребенок сам придет к тому, что, например, лучшим выходом будет сначала закончить обучение, получить некий «тыл» в виде диплома и только потом развиваться самому в другом направлении или сменить специальность с помощью магистратуры. Также нет ничего страшного в том, если он захочет перепоступить в бакалавриат на другую специальность или поработать, чтобы убедиться на практике в своих ощущениях. Предложите продумать планы A, B, С и оценить возможные исходы каждого, чтобы выбрать самый подходящий.
Не ошибка, а опыт
В школе учителя красной ручкой перечеркивали все неточности и ставили двойку, если исправлений было очень много. Есть мнение, что именно поэтому мы негативно относимся к нашим ошибкам. Задача каждого человека — взять, условно, зеленый маркер и, наоборот, выделить те моменты, которые получились.
Ошибки — это неотъемлемая часть личностного развития. Когда ты начинаешь что-то новое, всегда есть риск, что с первого раза может не получиться. Попробуйте вместе с ребенком найти плюсы в этом опыте. Можно их выписать прямо на листочке.
Объясните ребенку: понимание того, чем точно заниматься не хочется, серьезный шаг навстречу себе
Уверена, что из каждого индивидуального опыта можно извлечь ценные уроки. Как говорил Стив Джобс, все точки жизненного пути рано или поздно соединятся.
Универсальный алгоритм
Если свести вышеперечисленные рекомендации в универсальный алгоритм, то он будет состоять из трех основных этапов.
Принять. На этом шаге важно отделить свои переживания от переживаний ребенка. Постарайтесь не винить его, не переубеждать и тем более не ставить ультиматумы. Лучше попробуйте выяснить, в чем он видит причины произошедшего, какие чувства испытывает и как бы хотел разрешить ситуацию.
Поддержать. Поверьте, для ребенка это куда больший стресс, даже если он этого не показывает. Поэтому дайте ему понять, что он может вам полностью довериться, рассказать о своих переживаниях, не боясь осуждения и критики. Выслушайте и поддержите его. При этом постарайтесь не навязывать ему руку помощи, но будьте готовы протянуть ее в любой момент.
Подсказать. Ребенок должен сам принять новое решение, но вы можете ненавязчиво поделиться своим опытом, помочь собрать информацию об инструментах, альтернативных возможностях. Путей достижения целей может быть много, пусть ребенок выберет тот, который подойдет именно ему. Если он не знает, в каком направлении он хочет двигаться дальше, предложите ему пофантазировать на тему «Чем бы я занимался, если бы у меня было 10 жизней».
Подросток хочет бросить учебу. Что делать?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Как я хотела бросить школу
Мой восьмой класс закончился весьма трагически для меня. Я ушла из одной из самых сильных школ Петербурга из-за травли. Амбиции были побеждены простым человеческим желанием учиться спокойно, без постоянной борьбы и противостояния насмешкам. Если честно, уже после восьмого класса, к концу которого я, кстати, и пришла к неформальному имиджу, мне хотелось бросить учебу. Ну а что? После восьмого класса можно идти в поварской техникум, который мне в шутку порекомендовала мама, когда моя успеваемость упала настолько низко, насколько не падала никогда. Тогда у меня появилась мечта: я хотела делать пирсинг и татуировки, совмещая это все с работой фотографа. Меня завораживало то, что человек берет свое тело и рисует на нем, как на холсте, а фотографию я воспринимала как процесс созерцания человеческого тела. Мои, несомненно, романтичные мечты не имели ничего общего с реальностью: только «хочу» и красивая картинка, образ.
В тот раз маме удалось меня отговорить. Она аргументировала свою точку зрения тем, что бросить учебу я смогу в любой момент, а наверстывать упущенное будет сложнее. Ее доводы показались мне логичными, и я дала образованию второй шанс. Мой девятый класс протекал в атмосфере максимальной гуманитарности, в абсолютном любовании словом и искусством слова. К концу года происходящее мне порядком осточертело, и я твердо решила-таки бросить учебу, заработать в сфере общепита на курсы тату-мастера и пирсинг-мастера и заниматься тем, чем мне заниматься нравится. Сейчас я понимаю, что причины моего желания были иными, но о них позже.
Мама отговорила меня и в этот раз, и ее аргументом были мои очевидные способности к точным наукам. Я мечтательно подумала о больших зарплатах айтишников и решила остаться. После десятого класса уходить не было смысла – что я, зря целый год томилась в школе? Зато к концу одиннадцатого класса, который тоже выдался достаточно сложным, я поняла, что не хочу поступать в вуз. И вот здесь моим родителям сказать было нечего. Я готовилась к поступлению в технический вуз, но вдруг воспряла духом и начала писать со страшной силой, вспомнила, как писала с самого детства, вспомнила, как фанатично строчила репортажи в детском кружке начинающих журналистов, и почувствовала, насколько я люблю слово и насколько хорошо мне удается владеть им. И родители сдались. Я не поступила. Я даже не стала подавать документы. И сейчас я нигде не учусь. Однако только сейчас я прервала учебу сознательно. Предыдущие два раза были не желанием бросить учебу. Все было гораздо сложнее.
Почему многие подростки хотят бросить учебу
В подростковом возрасте происходит переосмысление ценностей и приоритетов, и в какой-то момент этого переосмысления ребенок просто отрицает все то, что ему прививали изначально. «Плохие» мамка с папкой хотят, чтобы ребенок выучился? Получите, распишитесь – ребенок бросает школу. «Плохие» родственники хотят, чтобы деточка получила высшее образование? Опять же, получите – деточка пойдет в самый плохой техникум, какой только сможет найти, а еще лучше – пойдет работать в фастфуд-ресторан. Чем ярче будет ваша сосредоточенность именно на образовании, тем более сильное сопротивление вы получите. Это работает так же, как давление. И работает это подобным образом не только с подростками. Просто подростки сильнее боятся манипуляций и чужого влияния.
Изображение Ulrike Mai с сайта Pixabay
Стоит ли переубеждать ребенка
Когда ребенка стоит переубеждать и как это сделать
Приходит к вам дитя и объявляет, что все, после девятого класса в школу возвращаться оно не собирается. Не разводите панику! Поговорите словами через рот. Чтобы понять, насколько серьезны намерения вашего ребенка, спросите, куда он собирается поступать и собирается ли вообще. Затем – почему конкретно он хочет уйти. Если он не знает, куда будет поступать, если отвечает размыто типа «ну куда-нибудь поступлю», а уходит из школы, потому что «задолбала эта школа», – значит, переубеждать стоит, причем немедленно. Ребенок хочет не учиться в техникуме, он просто не хочет возвращаться в школу и продолжать учебу. Получается, он пытается таким образом бежать от того, что ожидает его в школе. Выясните, что ему не нравится: программа, одноклассники, учителя, нагрузка. Объясните, что в техникуме может быть еще сложнее и что стоит просто сменить обстановку.
А потом вместе составьте план действий. Вместе сядьте и распределите нагрузку: когда – репетитор, когда – дополнительные занятия, в какие дни обязательно-обязательно нужно быть в школе. Есть время – есть возможность восполнить свои ресурсы. Времени нет – ребенок постоянно утомлен.
Когда ребенку нужно позволить действовать самостоятельно
Однако техникум – это не приговор, не «быдло» и не низкий уровень. Например, моя близкая подруга – студентка училища. И поступление туда – лучшее решение в ее жизни, ведь она учится в музыкальном училище и делает поразительные успехи. Она решила туда поступать еще за несколько лет до окончания музыкальной школы, она готовилась к поступлению, она мечтала туда поступить, и она поступила. Она ушла после девятого класса не потому, что ей не хотелось больше учиться в школе, а потому, что ее мечта требовала именно поступления в это училище. И моя подруга знает, куда будет поступать дальше и где сможет работать, если не поступит. Она продумала свое будущее, и для нее поступление в училище – важный шаг на пути к цели, а не бегство от ненавистной обстановки.
Итак, если ребенок может дать толковое объяснение тому факту, что он хочет уйти после девятого класса, если он сможет убедительно рассказать, почему выбрал именно такой путь, если в его рассуждениях будет какая-то система, если будет видно, что он действительно продумал свои следующие шаги, – радуйтесь: ваш ребенок взрослеет. И не нужно ему препятствовать.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Секрет 50. Сын хочет бросить институт. Как его отговорить?
В последние годы появилась странная тенденция среди молодежи, образованных людей пропагандировать идею, что высшее образование не нужно, в нем нет необходимости. Только вот утверждающие это не собираются лишать высшего образования своих детей. По возможности они стремятся дать им лучшее образование, в самых престижных вузах.
Поэтому, когда я слышу такие утверждения, мне хочется спросить: «Когда ваш сын или ваша дочь окончит школу, что, на этом их образование закончится? Что ваши дети будут делать после окончания школы?».
Девушки и юноши часто подобные разговоры принимают за чистую монету и легко идут на поводу у чужого мнения. Мы все разные, у всех разные способности, свои запросы и потребности. Кому-то, действительно, можно обойтись и без высшего образования. Если ему нравится деятельность, которая не требует образования. Например, должность разнорабочего не требует образования, и те, кто избегает обучения, смогут ее беспрепятственно осуществлять. Это тот случай, когда действительно можно дальше не учиться. Но я не знаю ни одной профессии, сопряженной с умственным трудом, в которой можно было бы обойтись без высшего образования.
Многие говорят, что если идти в бизнес, то высшее образование не нужно. Это неправда. Чем выше интеллект у человека, тем легче он оперирует информацией, налаживает взаимодействие с людьми и организациями, тем успешнее в бизнесе. Человека, имеющего высшее образование, можно легко определить по речи, манере говорить, по словарному запасу, умению выражать свои мысли и строить грамматически правильно предложения, правильно произносить слова.
Понятное дело, что в бизнесе нужны, помимо знаний, желание и умение продавать, определенные качества личности. Однако многие виды бизнеса лицензируемы. Как работать, к примеру, в строительном бизнесе без лицензии и без образования инженера? Ко всему прочему не все люди могут и должны быть бизнесменами. Бизнес – это деятельность, которая позволяет человеку выразиться через умение продавать. Но разве так уж многие умеют и хотят строить систему продаж?
Так вот, прежде чем бросать высшее учебное заведение, нынешнему студенту нужно определиться, через что он собирается в дальнейшем самовыражаться в этой жизни. Через тело, ум или через умение продавать. Если у него есть талант продавца, то, поверьте мне, пройдет какое-то время, и он уже не захочет просто продавать. Возникнет необходимость строить предприятие, которое потребует огромного количества знаний и навыков.
Для организации своего бизнеса ему потребуется изучить такие дисциплины, как элементарные основы финансов, экономики, оплата труда, статистика, психология, освоить умение вести переговоры, особенности изготовления продукта, который он будет продавать. Ему нужно будет создать систему бизнеса – как он им будет управлять, не имея знаний в сфере менеджмента и маркетинга?
Дочь моей подруги окончила юридический факультет. Шесть лет она работала специалистом на госпредприятии, а потом не захотела, организовала свое дело. И ей пришлось заново изучать общепит, основы экономики, оплату труда, основы отдела кадров, маркетинга, менеджмента. Ей пришлось изучать азы многих профессий, сопряженных с этой новой для нее деятельностью. Благодаря своему юридическому образованию она блестяще заключала договоры. Эта часть ее работы не требовала особых усилий, потому что она училась этому в институте. Другое же потребовало специального освоения.
Современный человек по жизни постоянно должен овладевать разного рода знаниями, навыками, которые повышают его профессионализм. Получение специальности подразумевает, что студент вуза усвоит профессиональную терминологию, поймет специфику своей профессии и будет иметь базу теоретических знаний.
Только институт позволит вашему ребенку открыть дверь в любую профессию. Объясните это ему!
Нет ненужных знаний. Что бы ни говорили, рано или поздно в каком-то вопросе вы столкнетесь с ситуацией, в которой вам помогут знания, которые вы приобрели в высшем учебном заведении, даже если вы не будете работать по своей специальности. Наши знания помогают преодолевать трудности на пути к успеху. За рубежом, к примеру, практикуется, даже поощряется смена профессий. Человек имеет одну, через какое-то время он овладевает другой, затем его переводят совершенно в другую профессиональную область, где он начинает все с начала изучать. Такой метод практикуют в Японии для того, чтобы человек постоянно развивался. Владение несколькими смежными областями позволяет сотрудникам корпораций генерировать миллионные идеи для предприятия – этим определяется их ценность.
Когда человек в пределах одной отрасли пробует применить свои способности в разных профессиях, это помогает ему раскрыть своей основной талант. А когда он осваивает несколько отраслей, то обязательно находит истинное свое предназначение.
Поэтому, когда молодые люди говорят о том, что они бросят институт или вообще не хотят поступать, как мы до этого говорили, нужно выяснить, почему появилось желание бросить институт. Разонравилась профессия или появилось новое увлечение? Или молодой человек просто идет на поводу у определённого тренда, что высшее образование – это никому не нужная ноша и потеря времени?
Пять лет учебы – вовсе не потеря времени. Предположим, идея бизнеса вашего ребенка – если он с бизнесом связывает свое будущее – не сработала, он обанкротился, а семью кормить нужно. Его профессия всегда позволит ему зарабатывать себе на безбедную жизнь. Если вы в своей профессии преуспеете, то можете стать лучшим специалистов в городе, даже республике. Второй аспект – усталость. Отсутствие желания прикладывать усилия, чтобы окончить вуз. Так бывает, окончив одиннадцать классов, потом еще обучаясь два-три года, человек устает от усилий. На школьные трудности наслаиваются трудности обучения в институте. Но любая сложная ситуация у человека создается из-за его несовершенства, отсутствия усилий на предыдущих этапах жизни. Если в институте повторяются ситуации, аналогичные школьным, значит, в прошлом неправильно были выучены жизненные уроки, не сделаны нужные выводы. Так происходит тогда, когда запаздывает личностное развитие. Юноша физически повзрослел, а уровень мышления остается на подростковом уровне. Молодой человек не готов брать ответственность за свою самостоятельную жизнь, реагирует на сложные ситуации как подросток, обижается. Возможно, ему недостает самоуважения, занижена планка притязаний.
Объясните сыну или дочери, что научиться поступать по-взрослому довольно просто. Нужно просто сделать анализ повторяющихся ситуаций. У юноши есть определенная модель поведения в конкретной ситуации. Нужно пересмотреть решение повторяющейся проблемы с учетом уже повзрослевшего человека. Как бы он сейчас решал сложные, как казалось, школьные ситуации? Пускай он мысленно представит и подберет слова к их решению.
Затем нужно проверить, насколько правильно принятое решение: сегодняшнюю, аналогичную ситуацию нужно попытаться решать по вновь придуманной схеме. Каков результат? Если он молодого человека удовлетворяет, соответственно, задача решена правильно.
Третий аспект желания бросить институт. Возможно, учеба для юноши, девушки является символом детства. Работающий человек для них является взрослым человеком. У молодых людей существует такая иллюзия: в девятнадцать, двадцать лет они себя считают взрослыми, а учеба для них – еще детство. Чтобы быстрее повзрослеть, стать самостоятельными, они хотят бросить институт. Но когда человек бросает институт, вообще бросает какое-то важное для себя дело, не закончив, не доведя его до конца, у него формируется синдром неудачника. И в этой ситуации родители должны объяснить ему: они тоже очень хотят, чтобы сын стал взрослым. Поясните ему, что взрослый человек, прежде всего, тот, кто сам себя может обеспечить жильем, питанием, одеждой. Спросите сына, как он собирается это делать. Куда пойдет работать? Сколько будет зарабатывать? Каким видит себя в будущем? Где собирается жить? Как будет зарабатывать деньги на покупку жилья и машины? Как планирует содержать семью?
Отвечая на эти вопросы, он увидит, что взрослая жизнь требует определенных черт характера, профессии, специальности, умения вести бизнес, которые позволят ему решить материальные запросы.
Также обратите его внимание на то, что если у него не хватает сил завершить начатое дело, как же он собирается решать более сложные и ответственные проблемы? Объясните, что означает для мужчины окончание института. Оно важно с нескольких точек зрения. Во-первых, у него будет профессия, к которой он может приступить в любой момент жизни. Не получилось что-то в бизнесе – у него есть всегда профессия, в которую он может вернуться, найти в ней себя и стать блестящим специалистом.
Во-вторых, важно умение завершать дела. Он завершает большое дело, которое начал. Вот так же, как в свое время окончил школу, получил аттестат во взрослую жизнь. Взрослая жизнь начинается с деятельности, и окончание вуза, получение диплома станет такой вехой – теперь он стал взрослым. Благодаря своим умениям, знаниям он способен быть независимым от благосостояния родителей.
Учеба показывает, умеет ли он преодолевать трудности, способен ли собраться и приложить усилие для достижения цели. Обладает ли терпением для получения конечного результата. После завершения учебы в высшем учебном заведении придет вера в себя, понимание того, что, как бы трудно ему ни было, он способен достичь желаемого результата.
Есть прекрасная и очень эффективная методика Сергея Ковалева – шестишаговая система, которая позволяет устранить синдром усталости от обучения.
Нужно представить себе школу, вспомнить все неприятные ситуации. Высказать все, что тогда не смог высказать. В выражениях можно себя не ограничивать.
Вспомнить те негативные явления, события, которые остались в вашей памяти и в сердце. Второе – нужно поблагодарить людей, которые были участниками событий. Поблагодарить школу за то, что она дала возможность научиться читать, писать, говорить, решать задачи по математике. Научила дружить, понимать многие вещи. Поблагодарить школу – и мысленно низко поклониться ей. Затем нужно высказать обиды, которые у молодого человека были, вспомнить – и проговорить. Предоставить людей, на которых он был обижен, и тоже поблагодарить за то хорошее, чему его научили конфликты.
Еще раз поблагодарить, поклониться школе и отпустить ее с миром. И усталость от учебы пройдет. Уставшему студенту станет намного проще учиться в институте.