Дочь левша что делать
Мой ребенок – левша: особенности развития
Еще в дошкольном возрасте я заметила, что моя дочь рисует левой рукой, ест тоже, а потом и первые буквы также начинали писать левой. Мы поняли, что ребенок – левша. А далее я заметила некоторые особенности в характере, эмоциональном и психическом развитии. Если раньше однозначно переучивали быть правшой, то в наше время этого делать не рекомендуют. Поговорим об особенностях развития ребенка – левши, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Основные причины леворукости
Многие родители воспринимают этот факт в судьбе ребенка как трагедию или большое неудобство. Но, на самом деле, никакой беды нет, а даже, наоборот, уникальные дети имеют ряд преимуществ перед праворукими.
Наши парные органы несимметричны, хоть на первый взгляд и одинаковы: одна сторона тела всегда ведущая, а другая – ведомая. Главными причинами леворукости, по мнению специалистов, может быть 3.
Рука ребенка, которая является главной, связана с противоположным полушарием. Так, у левши – доминирующее правое, а правши – левое. Ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев леворукость совсем не прихоть или желание ребенка, а особенность, чаще врожденная. По признакам, леворукость стоит наравне с цветом глаз или темпом речи. То есть, этот факт уже нельзя изменить и, в принципе, незачем это делать.
Важно: не следует ломать психику ребенка и доводить его до отчаяния, чтобы сделать его “таким как все”. Вы нанесете малышу достаточно серьезную психологическую травму.
Особенности психологического развития
Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.
Функции правого и левого полушарий
Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши.
Левое | Правое |
---|---|
Обработка вербальной информации Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний. | Параллельная обработка информации Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации. |
Отличия левши
Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.
От чего взрослым следует воздержаться
Подумайте: если бы вас заставляли стать левшой, что вы бы испытывали? Дискомфорт и внутреннее сопротивление. То же самое испытывает и ребенок-левша.
Если продолжать настаивать, то вместе с эмоциональным страданием, у малыша могут быть задержки в речевом развитии. Ведь вы сбиваете его естественную систему восприятия информации, поэтому она “путается” в мозге и с трудом “оседает” в нужном полушарии.
Можно довести ребенка таким переучиванием до невротических состояний, характеризующихся заиканием, энурезом. Малыш становится раздражительным, теряет аппетит и сон, может жаловаться на неприятные ощущения в области живота, на головные боли.
К тому же, со временем, уже у взрослого “переученного” человека, наблюдаются такие последствия: топографический кретинизм (неумение ориентироваться на местности), отсутствие навыков воспринимать музыку и полное отсутствие навыков танца.
Постарайтесь тактично подойти к особенности своего сына или дочки. Не вспоминайте постоянно о леворукости, и уж тем более не упрекайте. Ведь это не недостаток и не болезнь. Малыш может воспринимать ваши реплики как упрек, чувствовать себя неуверенно, особенно в коллективе, где остальные дети праворукие.
Не высказывайте свое неудовольствие и не повышайте голос. Левши очень обидчивые и ранимые. Если вы переборщите с нравоучениями, то ребенок попросту отдалиться от вас, а завоевать его расположение будет очень непросто.
Как поступать родителям: советы
Рекомендации на каждый день
Интересно: 13 августа – День Леворуких людей. Сделайте эту дату семейным праздником. Обязательно отмечайте достижения своего ребенка и дарите небольшой подарок за старание и трудолюбие.
Когда школьник научится применять, показанные вами, навыки в учении, то процесс учебы не только не принесет особых хлопот, но и станет для ребенка удовольствием. Если малыш обожает рисовать или сочинять истории, то поддерживайте его желания и, кто знает, возможно из него вырастет настоящий художник, писатель или поэт.
Если ребенок левша
Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?
Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?
Левша или правша?
Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4‑х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только “половинка” от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.
Почему он такой?
Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом “природным” левшой. Так стоит ли их переучивать?
Первое и вполне естественное желание родителей — переучить “не такого” ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют “правополушарными” — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.
К чему может привести переучивание?
Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.
Плохо ли быть левшой?
Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим “обыгрывают” правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.
Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это “все наоборот”, то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.
Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.
Как вести себя родителям?
Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть “как все”, но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к “правильности” почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).
Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с “профессиональным” праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…
Консультация «Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»
Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша?
Психологические и физиологические особенности удивительных детей
Добрый день друзья. Хочу поделиться своим опытом, но с начало небольшое лирическое отступление.
Когда моя маленькая дочь начала подрастать я четко решила, что не буду ей совать ничего специально в правую руку, пусть определится сама, какой рукой ей удобней брать что – либо. И вот началось… С начало это были метания, то в левую возьмет, то в правую, но все же больше в левую (мой муж левша и дед тоже). Ага, думаю, ну вот постепенно определяемся.Но вот мы пришли в детский сад и воспитательница нам говорит: «А вы знаете, что Ваш ребенок левша?- да, знаю, ответила Я. «Я вам советую ее переучить, я своего сына переучила, а левшой быть неудобно, вы что!»
Я, конечно, все послушала, но когда мы пришли домой,я дала дочери в руку кисть и спросила : «Дочь, а тебе какой ручкой удобно рисовать, этой или этой?». Ребенок просто взял кисть в левую руку, и это было окончательное решение!
Родители 4-5 летнего ребенка уже должны точно знать кто их ребенок, левша или правша. Именно в этот период начинается развитие мелкой моторики руки, и начинается подготовка к школе. Если развивать не ведущую руку, ребенок будет быстро уставать, у него начнется отвращение к письму, он начнет плакать и капризничать.
Нельзя переучивать левшу!
Еще лет …дцать назад всех левшей поголовно в школах переучивали, находились люди, которые считали левшу чуть ли не уродцем.
Переучивание ребенка левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, в отдельных случаях нарушение зрительно – пространственных способностей, а также ориентированию в пространстве.
У переученных левшейвозможны различные неврологические проявления: нарушение сна, аппетита, раздражительность, перепады настроения, укачивание в транспорте.
Мозг знает, что делает.
Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать его биологическую природу, заставив его писать правой рукой мы не можем изменить его ведущее полушарие.
Наш мозг состоит из двух полушарий: левое управляет правой стороной тела, а правое соответственно левой. Если более активно левое полушарие, то ребенок становиться правшой, если правое, то левшой.
Большие проблемы для маленьких
Никаких трудностей по развитию речи у моего ребенка не было, как пишут многие статьи в интернете. Это не правда, что дети левши трудно-обучаемы и у них проблемы с речью, и они частые гости логопеда. Возможно, есть, но это малый процент. Трудности у меня с дочерью начались, когда мы стали учиться читать. А зачитала она у меня к сведенью, в 3.5 года. Так вот
1. Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому ребенку пока он освоится приходится не сладко. …Начиная с дверных ручек и заканчивая дорожным движением все рассчитано на «Большинство». Очень важно мамам набраться терпению особенно когда мы учим наших деток переходить дорогу.Моя дочь однажды чуть не попала под машину прямо во дворе дома и когда я стала ей говорить :»Почему ты не посмотрела по сторонам!— она плакала и говорила : «Я смотрела!»…И она действительно посмотрела, но не налево, как смотрят все правши, а направо-потому, что она левша! Родители, учтите это, обучая вашего ребенка ПДД. Проговорите с ним это несколько раз и пройдите через дорогу, показывая на своем примере, куда с начало надо посмотреть. Эту привычку у левши нужно выработать до автоматизма.
2. Леворукий малыш пытается читать справа налево.
Когда мы с дочкой выучили весь алфавит, и настала пора перейти к слогам, начались трудности. Моя дочь хорошо знала буквы и хорошо складывала их в слоги, но вместо МА, было АМ! Я что только не делала….и объясняла и говорила и каюсь,срывалась на крик: «Ну что тут не понятного!». Потом сама себя ругала… А потом выход нашелся сам собой. Я просто стала ставить точки над первой буквой слога, с которого надо было начинать читать, и процесс пошел. Моя доченька начала читать
3. Еще одна проблема меленького левши – это ориентирование по часам со стрелками, ему труднее чем правше запомнить направление хода стрелок. Моя дочь научилась с начало время определять по электронным часам и только потом по стрелочным часикам.
4. Многое детям левшам приходится постигать самому. Например правши учатся на примере своих родителей как чистить картошку, шить и т. д. С левшой этот номер не проходит, сами понимаете почему…Ребенок не понимает, как сделать тоже самое, но только левой рукой.
Но не стоит расстраиваться, просто ребенок левша воспринимает мир по-другому, по-своему.
Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать, это как переучивать его ходить не на ногах а на руках. А вот развивать руку надо.
Упражнения для развития руки:
— предлагайте собирать пазлы левой рукой
— левой рукой завязывать и развязывать узелки
-закручивать или раскручивать мелкие детали
-лучшее упражнение это крутить карандаш в руке.
Сейчас часто попадаются переученные левши уже взрослые люди.
Я сама правша и вожу автомобиль уже 10 лет. И вот как-то общаясь с друзьями-водителями услышала такую историю. В ДТП попал водитель, переученный левша. Когда на дороге в туманную ночь появилась помеха, правша бы по инстинкту ушел от лобового столкновения вправо, он бы сделал это неосознанно и скатился бы в кювет. Но на дороге был переученный левша. Его учили быть правшой, но в экстремальной ситуации у него сработал инстинкт левой руки, она по природе своей у него ведущая и он резко вывернул руль влево, чем спровоцировал ДТП. Ведь движение в нашей стране правостороннее и все построено на этом. Вот и думайте товарищи родители, стоит ли переучивать маленького левшу на правшу.
Консультация «Как вызвать речь у ребенка, если он не говорит?» Как вызвать речь у ребенка, если он не говорит? Конечно же, через звукоподражание! Это может быть звукоподражание голосам животным, например:.
Консультация для родителей «Если у ребенка проблемы с речью» Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения появляются его познавательная и предметная.
Консультация для родителей «Если ваш ребёнок левша» Леворукость не является патологией, а наоборот наделяет своего обладателя множеством преимуществ, поэтому нет причин для беспокойства..
Консультация для родителей «Что делать, если у ребенка кризис 3 лет» Если у мамы что-то можно, но только если она в хорошей настроении, у папы – нельзя никогда, а у бабушки – всегда можно, то ребенку будет.
Консультация для родителей «Ваш ребенок левша» А задумывались ли Вы над тем, для кого и как приспособлен окружающий нас мир? Осмотритесь повнимательнее к повседневным вещам, которые Вас.
Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.
Консультация для родителей «Если вам не нравятся друзья ребенка» Если вам не нравятся друзья ребенка Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не.
Консультация «Стоит ли переучивать левшу?» Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности. Например, левое.
Дочь левша что делать
Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей — они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.
Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.
Главное — своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.
С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.
Причины рождения левшей
От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.
Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.
За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.
Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.
От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили.
Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:
Левшество и леворукость
Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.
Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.
Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.
Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.
Какой бывает леворукость
Если ребенок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то скорее всего можно говорить о генетически закрепленной или “наследственной” леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребенка отмечалась патология, то скорее всего, у него “компенсаторная” леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а из-за, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.
Леворукий еще не левша
Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, — это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Однако спортивные тренеры учитывают эти качества. Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен скорее для специалистов и не представляет сугубо практической ценности.
Тест “Как определить, что Ваш ребенок левша?”
Понять, что Ваш малыш левша можно в возрасте от 3х до 5 лет. Более достоверная информация с помощью этого теста, будет получена, только если ребенку исполнилось 5 лет. До этого доминантность правой или левой руки может меняться.
1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П.
2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л.
3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука пишем на листе букву П, если левая, то Л.Аплодисменты.
4. Леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.
Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100% леворукий.
Если в ответе присутствуют 2 буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга.
Преимущества левшей
На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.
От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.
Сравнение правши и левши
На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей.
На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:
Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.
Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.
Психические особенности левшей
Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.
Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.
Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.
Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!
Нужна ли левше помощь?
Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.
Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.
Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.
Особенности обучения:
– необходимо учитывать, что из-за повышенной эмоциональности такие дети быстро утомляются;
-с трудом учатся шаблонным действиям (чистить зубы утром и вечером, заправлять постель);
– возможны проблемы с написанием букв и цифр (чтобы избежать этой проблемы, попробуйте приобрести специальные для левшей ручки, прописи, ножницы и т.д.);
– больше уделять времени в процессе обучения чтению, письму и счету. (возможные проблемы: замедленный темп письма, зеркальное написание букв и цифр, плохой почерк).
Способности к обучению
При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.
Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются.
Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:
Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребенка и истощения его нервной системы.
У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.
Нужно ли переучивать?
Этот вопрос в настоящее возникает у многих родителей леворуких детей. Еще не так давно в советском союзе в первом классе ребенка с доминантной левой рукой обязательно переучивали.
Почему нельзя этого делать:
– происходит вмешательство в механизмы работы мозга. Ведь ребенок таким родился переучив его, особенность работы мозга не изменится;
– переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка;
– у детей переученных из левши в правшу могут возникать невротические симптомы (бессонница, головные боли,нарушение аппетита, раздражительность,вялость, заикание, энурез и т.д.);
– обучение дается переученным левшам гораздо сложнее.
Обучение письму
Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.
Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.
Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.
Особенности воспитания
Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла.
В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:
Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:
Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.
Функции правого и левого полушарий
Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши.
Сферы специализации правого и левого полушарийЛевоеПравое
Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний.
Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации.
Отличия левши
Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.
От чего взрослым следует воздержаться
Подумайте: если бы вас заставляли стать левшой, что вы бы испытывали? Дискомфорт и внутреннее сопротивление. То же самое испытывает и ребенок-левша.
Если продолжать настаивать, то вместе с эмоциональным страданием, у малыша могут быть задержки в речевом развитии. Ведь вы сбиваете его естественную систему восприятия информации, поэтому она “путается” в мозге и с трудом “оседает” в нужном полушарии.
Можно довести ребенка таким переучиванием до невротических состояний, характеризующихся заиканием, энурезом. Малыш становится раздражительным, теряет аппетит и сон, может жаловаться на неприятные ощущения в области живота, на головные боли.
К тому же, со временем, уже у взрослого “переученного” человека, наблюдаются такие последствия: топографический кретинизм (неумение ориентироваться на местности), отсутствие навыков воспринимать музыку и полное отсутствие навыков танца.
Постарайтесь тактично подойти к особенности своего сына или дочки. Не вспоминайте постоянно о леворукости, и уж тем более не упрекайте. Ведь это не недостаток и не болезнь. Малыш может воспринимать ваши реплики как упрек, чувствовать себя неуверенно, особенно в коллективе, где остальные дети праворукие.
Не высказывайте свое неудовольствие и не повышайте голос. Левши очень обидчивые и ранимые. Если вы переборщите с нравоучениями, то ребенок попросту отдалиться от вас, а завоевать его расположение будет очень непросто.
10 советов родителям леворукого ребёнка
(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)
Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми.
Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей:
Как строить занятия для левшей?
1. Писать задания не на доске, а на светлой бумаге и раздавать каждому. Дело в том, что правополушарные дети лучше воспринимают темные буквы на белом фоне, чем белые на черном. Конечно, хорошо бы иметь в классе и темные, и светлые доски, но пока это только мечты. Можно использовать мольберты или планшеты с рулоном белой бумаги, но не везде они имеются. Так что проще всего раздавать детям задания на листках бумаги индивидуально.
2. В объяснении обращаться к целостности восприятия. В младших классах использовать методику глобального чтения, когда слово не разбирается по буквам и слогам, а воспринимается целиком (с помощью картинок с подписями). На уроках математики предлагать ребятам смысловые, практические задачи вместо абстрактных примеров. А уроки физики и химии в средних классах начинать с показа опытов и объяснения законов на практических примерах.
3. Ориентироваться на решение практических задач. Лучше, если домашняя работа в младших классах будет состоять не из примеров на вычитание и сложение, а из задания сходить в магазин, где ребенку самому придется прочитать названия продуктов и провести вычисления в пределах доступного объема чисел. Потом в тетради он напишет список купленных продуктов и рецепт приготовления блюда из них. Наглядность практического применения математики поможет левше быстрее и легче справиться с заданием.
4. Обязательны дополнительные занятия по танцам, музыке, рисованию.
5. Очень важно подчеркивать успешность ребенка-левши. Такие дети склонны испытывать страх, легко раздражаться, обижаться. Им необходима эмоциональная поддержка.
6. Они ревнивы к чужому успеху. Им важно объяснять: «Если я похвалила Петю, это не значит, что я ругаю тебя, сейчас это задание Петя сделал хорошо». Лучше избегать сравнительных оценок, говорить лишь про успех каждого ребенка.
7. Левшам можно посоветовать делать дома уроки под музыку.
Важным моментом является темп восприятия информации правополушарным учеником.
Он медленнее обрабатывает материал, который получает по слуховым каналам, но быстрее воспринимает наглядные зрительные примеры. Таким детям нельзя объяснять громким голосом в нарастающем темпе. Для левши необходимо несколько раз повторить задание или объяснение, выставляя зрительные опоры.
Мы прекрасно понимаем, как много бумаг приходится писать учителям. И все же стоит найти время и набросать учебный план для «особого ребенка».
Виновато мышечное напряжение
В тетрадях грязь, в портфеле нет порядка, учителя жалуются на поведение и советуют перевести ребенка в коррекционный класс. А малыш часами сидит над домашними заданиями и мучается от головной боли.
Бесполезно обвинять ребенка в неспособности и лености. Во всем виновато мышечное напряжение в руках, которое возникает при выполнении заданий по письму. Причина этого напряжения кроется в далеком прошлом, о котором все уже благополучно забыли. Тяжелые беременность и роды, невнимательное отношение врачей к развитию ребенка на первом году жизни… Что-либо изменить кардинально в шесть-семь лет невозможно, но помочь школьнику просто необходимо.
Для начала надо определить, действительно ли мышечное напряжение всему виной. Вместе с родителями ребенка ответьте на наши вопросы.
1. Беспокоят ли ученика головные боли:
– в конце учебного дня;
– в конце учебной недели?
2. Беспокоят ли боли в:
– шее;
– плече?
3. Устает ли рука к концу урока или учебного дня? Не хочется ли встряхнуть ею?
4. Успевает ли ребенок за темпами работы в классе?
5. Выполняет ли аккуратнее домашнюю работу, когда фактор времени не имеет значения?
6. Ухудшается ли почерк к концу дня и недели? Не пишет ли хуже в классе, чем дома?
7. Требуется ли «надсмотрщик» при выполнении домашнего задания?
8. Много ли времени уходит на письменные уроки? (Положительный ответ, если около получаса в первом классе.)
9. Бывают ли при письме пропуски букв и слогов?
10. Не пишет ли буквы зеркально?
11. Записывает ли домашнее задание аккуратно?
12. Русский язык дается труднее, чем математика?
13. Не бывает ли беспорядка в тетради (запись начинается с середины строки или страницы, с середины тетради)?
Каждый положительный ответ – 1 балл. Набрали 4 балла – значит, ни ремень, ни подарки не помогут. Нужно идти на прием к неврологу и разрабатывать план реабилитационных мероприятий.
Заключение
Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен.