Дочь левша что делать

Мой ребенок – левша: особенности развития

Еще в дошкольном возрасте я заметила, что моя дочь рисует левой рукой, ест тоже, а потом и первые буквы также начинали писать левой. Мы поняли, что ребенок – левша. А далее я заметила некоторые особенности в характере, эмоциональном и психическом развитии. Если раньше однозначно переучивали быть правшой, то в наше время этого делать не рекомендуют. Поговорим об особенностях развития ребенка – левши, на что следует обратить внимание в первую очередь.

Основные причины леворукости

Многие родители воспринимают этот факт в судьбе ребенка как трагедию или большое неудобство. Но, на самом деле, никакой беды нет, а даже, наоборот, уникальные дети имеют ряд преимуществ перед праворукими.

Наши парные органы несимметричны, хоть на первый взгляд и одинаковы: одна сторона тела всегда ведущая, а другая – ведомая. Главными причинами леворукости, по мнению специалистов, может быть 3.

Рука ребенка, которая является главной, связана с противоположным полушарием. Так, у левши – доминирующее правое, а правши – левое. Ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев леворукость совсем не прихоть или желание ребенка, а особенность, чаще врожденная. По признакам, леворукость стоит наравне с цветом глаз или темпом речи. То есть, этот факт уже нельзя изменить и, в принципе, незачем это делать.

Дочь левша что делать. Смотреть фото Дочь левша что делать. Смотреть картинку Дочь левша что делать. Картинка про Дочь левша что делать. Фото Дочь левша что делать

Важно: не следует ломать психику ребенка и доводить его до отчаяния, чтобы сделать его “таким как все”. Вы нанесете малышу достаточно серьезную психологическую травму.

Особенности психологического развития

Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.

Функции правого и левого полушарий

Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши.

Сферы специализации правого и левого полушарий

ЛевоеПравое
Обработка вербальной информации

Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний.

Параллельная обработка информации

Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации.

Отличия левши

Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.

От чего взрослым следует воздержаться

Дочь левша что делать. Смотреть фото Дочь левша что делать. Смотреть картинку Дочь левша что делать. Картинка про Дочь левша что делать. Фото Дочь левша что делать

Подумайте: если бы вас заставляли стать левшой, что вы бы испытывали? Дискомфорт и внутреннее сопротивление. То же самое испытывает и ребенок-левша.

Если продолжать настаивать, то вместе с эмоциональным страданием, у малыша могут быть задержки в речевом развитии. Ведь вы сбиваете его естественную систему восприятия информации, поэтому она “путается” в мозге и с трудом “оседает” в нужном полушарии.

Можно довести ребенка таким переучиванием до невротических состояний, характеризующихся заиканием, энурезом. Малыш становится раздражительным, теряет аппетит и сон, может жаловаться на неприятные ощущения в области живота, на головные боли.

К тому же, со временем, уже у взрослого “переученного” человека, наблюдаются такие последствия: топографический кретинизм (неумение ориентироваться на местности), отсутствие навыков воспринимать музыку и полное отсутствие навыков танца.

Постарайтесь тактично подойти к особенности своего сына или дочки. Не вспоминайте постоянно о леворукости, и уж тем более не упрекайте. Ведь это не недостаток и не болезнь. Малыш может воспринимать ваши реплики как упрек, чувствовать себя неуверенно, особенно в коллективе, где остальные дети праворукие.

Дочь левша что делать. Смотреть фото Дочь левша что делать. Смотреть картинку Дочь левша что делать. Картинка про Дочь левша что делать. Фото Дочь левша что делать

Не высказывайте свое неудовольствие и не повышайте голос. Левши очень обидчивые и ранимые. Если вы переборщите с нравоучениями, то ребенок попросту отдалиться от вас, а завоевать его расположение будет очень непросто.

Как поступать родителям: советы

Рекомендации на каждый день

Интересно: 13 августа – День Леворуких людей. Сделайте эту дату семейным праздником. Обязательно отмечайте достижения своего ребенка и дарите небольшой подарок за старание и трудолюбие.

Дочь левша что делать. Смотреть фото Дочь левша что делать. Смотреть картинку Дочь левша что делать. Картинка про Дочь левша что делать. Фото Дочь левша что делать

Когда школьник научится применять, показанные вами, навыки в учении, то процесс учебы не только не принесет особых хлопот, но и станет для ребенка удовольствием. Если малыш обожает рисовать или сочинять истории, то поддерживайте его желания и, кто знает, возможно из него вырастет настоящий художник, писатель или поэт.

Источник

Если ребенок левша

Не най­дется, навер­ное, такой мамы, кото­рой хотя бы раз в жизни не при­шлось заби­рать из левой руки сво­его малыша ложку или каран­даш и пере­кла­ды­вать в пра­вую. Раза после тре­тьего может посе­тить лег­кое бес­по­кой­ство: а не левша ли он?

Вы зна­ете, сколько на пла­нете лев­шей? Каж­дый деся­тый! Это очень много. Но этого недо­ста­точно, как выяс­ня­ется, для того, чтобы левша чув­ство­вал себя легко и сво­бодно в нашем мире — мире прав­шей. Ведь прак­ти­че­ски весь мир при­спо­соб­лен под нужды прав­шей: перилла, двер­ные ручки, нож­ницы, ключ зажи­га­ния в машине, сото­вые и обыч­ные теле­фоны, кла­ви­а­тура и мышки для ком­пью­тера — все, бук­вально каж­дая мелочь при­спо­соб­лена для пра­во­ру­ких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала роди­те­лям сле­дует опре­де­литься — левша или правша их ребе­нок. Лет до 4‑х дети могут в рав­ной сте­пени поль­зо­ваться обе­ими руками, и на этом этапе раз­ви­тия не стоит слиш­ком активно навя­зы­вать поль­зо­ва­ние пра­вой рукой. Если после пяти попы­ток ребе­нок упорно про­дол­жает дер­жать ложку или каран­даш в левой руке, то сле­дует оста­вить попытки пере­учи­ва­ния и попри­сталь­ней пона­блю­дать за малы­шом: какой рукой он поль­зу­ется чаще? Левой или пра­вой он откры­вает двери, водо­про­вод­ный кран, водит машинку по полу, в конце кон­цов, ковы­ряет в носу и чешет макушку. Если он актив­нее поль­зу­ется левой рукой — он лево­ру­кий. Но лево­ру­кость это только “поло­винка” от левши. Чело­век может быть лево­ру­ким, но не быть лев­шой в пол­ном смысле этого слова. Суще­ствует такое поня­тие как лев­ше­ство — когда у чело­века в прин­ципе левая сто­рона тела более раз­вита и исполь­зу­ется актив­ней, чем пра­вая, что обу­слов­лено доми­нан­той пра­вого полу­ша­рия. Если же ребе­нок оди­на­ково успешно поль­зу­ется обе­ими руками, то это назы­ва­ется амби­декс­траль­ность — обоерукость.

Почему он такой?

Уста­нов­лено, что имеет место наслед­ствен­ная пред­рас­по­ло­жен­ность к лев­ше­ству: если хотя бы один роди­тель левша, то у ребенка в 12 раз выше шан­сов родиться лев­шой. У детей, пере­нес­ших на ран­нем этапе раз­ви­тия травмы голов­ного мозга, осо­бенно левого полу­ша­рия, так же выше шанс стать лев­шой. И еще одна свое­об­раз­ная при­чина — под­ра­жа­ние. Если в окру­же­нии ребенка есть левша, то малыш может под­ра­жать этому чело­веку, не явля­ясь при этом “при­род­ным” лев­шой. Так стоит ли их переучивать?

Пер­вое и вполне есте­ствен­ное жела­ние роди­те­лей — пере­учить “не такого” ребенка. Соб­ственно, еще лет 30 назад ни у роди­те­лей, ни у педи­ат­ров даже не воз­никло бы сомне­ний по этому поводу, рецепт был один — пере­учи­вать. Однако не все так при­ми­тивно. Ведь левша это не про­сто чело­век, кото­рый лучше управ­ляет левой рукой. У истин­ных лев­шей не только левая рука более раз­вита, лучше рабо­тает, и явля­ется веду­щей, но и все лево­сто­рон­ние органы лучше рабо­тают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слы­шит, левая нога делает более широ­кий шаг, чем пра­вая, и она же явля­ется толч­ко­вой — с нее истин­ный левша начи­нает дви­же­ние, левая почка раз­вита лучше и так далее. Таких людей назы­вают “пра­во­по­лу­шар­ными” — поскольку у чело­века связь между сто­ро­ной тела и отве­ча­ю­щим за ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ние обрат­ная, то у прав­шей лучше раз­вито левое полу­ша­рие, а у лев­шей соот­вет­ственно пра­вое. И пере­учи­вать левшу рав­но­значно серьез­ному вме­ша­тель­ству в его нерв­ную систему, пси­хику, мозг. Поэтому, если при­чи­ной поль­зо­ва­ния левой рукой явля­ется балов­ство или под­ра­жа­ние, то пере­учить можно и даже нужно. А вот если это обу­слов­лено осо­бен­но­стями раз­ви­тия мозга или трав­мой, то пере­учи­вать таких малы­шей кате­го­ри­че­ски не реко­мен­ду­ется. Это тоже самое, что пере­учи­вать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Пере­учи­ва­ние таких детей вызы­вает силь­ней­шее пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ское напря­же­ние, что в свою оче­редь при­во­дит к самым раз­ным нару­ше­ниям в раз­ви­тии ребенка. Насиль­ствен­ное пере­учи­ва­ние истин­ного левши при­во­дит к очень тяже­лым нев­ро­ти­че­ским реак­циям орга­низма: эну­рез, заи­ка­ние, нерв­ные тики, эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, задержка и откло­не­ния в раз­ви­тии речи и мото­рики, нару­ше­ния сна, голов­ные боли, быст­рая утом­ля­е­мость, нару­ше­ния аппе­тита и пище­ва­ре­ния — далеко не пол­ный пере­чень послед­ствий пере­учи­ва­ния левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не при­го­вор. Как каж­дое явле­ние, лев­ше­ство имеет свои плюсы и свои минусы. У лев­шей в боль­шей сте­пени, чем у прав­шей, раз­вита инту­и­ция, они вос­при­ни­мают кар­тину или явле­ние в целом, умеют нахо­дить нестан­дарт­ные реше­ния и часто этим “обыг­ры­вают” прав­шей. Левши легче при­спо­саб­ли­ва­ются ко всему новому, будь то рабо­чий кол­лек­тив или кли­мат дру­гой страны. Они пред­рас­по­ло­жены более к твор­че­ству, чем к точ­ным нау­кам, среди выда­ю­щихся дея­те­лей искус­ства боль­шое коли­че­ство лев­шей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Мике­лан­джело, Тулуз-Лотрек, Рафа­эль, Рубенс, Чарли Чап­лин, Андже­лина Джоли, Брюс Уил­лис, Силь­вестр Стал­лоне, Том Круз — все эти люди левши. Послед­него, кстати, пере­учи­вали, и дол­гое время он был вынуж­ден лечиться от дислек­сии, нару­ше­ния, при кото­ром у чело­века сни­жа­ется спо­соб­ность овла­де­вать чтением.

Но при этом левши испы­ты­вают затруд­не­ния во время учебы, и осо­бенно при овла­де­нии пись­мом. Труд­но­сти начи­на­ются еще с того вре­мени, когда ребе­нок учится гово­рить. В даль­ней­шем, если верить ста­ти­стике, у лев­шей в 2,5 раза чаще воз­ни­кают про­блемы с уче­бой. Отча­сти это объ­яс­ня­ется тем, что обу­че­ние в сред­них шко­лах пол­но­стью ори­ен­ти­ро­вано на прав­шей, отча­сти — име­ю­щи­мися осо­бен­но­стями нерв­ной системы и пси­хики. Детки-левши гораздо тяже­лее усва­и­вают поня­тия, харак­те­ри­зу­ю­щие поло­же­ние в про­стран­стве: право-лево, верх-низ, по и про­тив часо­вой стрелке. По этой при­чине им тяжело дается все, что свя­зано с упо­ря­до­че­нием. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запо­ми­нают поряд­ко­вый счет, изоб­ра­же­ния на их рисун­ках не имеют ком­по­зи­ции, рас­по­ла­га­ются хао­тично, могут наез­жать одно на дру­гое. Поскольку мир левши это “все наобо­рот”, то такие детки часто пишут зер­кально — начи­нают слово с его послед­ней буквы, могут писать цифры и буквы пере­вер­ну­тыми, отзер­ка­лен­ными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать пра­вильно, им тре­бу­ется больше вре­мени, чем прав­шавм, отсюда — отста­ва­ние в учебе, низ­кая успе­ва­е­мость. Счи­та­ется, что к 10 годам эти явле­ния должны исчез­нуть. Если зер­каль­ность и дез­ори­ен­та­ция в про­стран­стве сохра­ня­ется в более стар­шем воз­расте, то реко­мен­ду­ется про­во­дить кор­рек­ци­он­ные заня­тия с таким ребен­ком. Но самое глав­ное, что должны пом­нить роди­тели, бабушки и дедушки — неуме­лое пере­учи­ва­ние только усу­губ­ляет ситуацию.

Эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние лев­шей тоже отли­ча­ется от эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния прав­шей. Как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные в Мичи­ган­ском уни­вер­си­тете, левши в боль­шей сте­пени склонны к пес­си­мизму, нега­тив­ному вос­при­я­тию окру­жа­ю­щего мира, они в боль­шей сте­пени под­вер­жены эмо­ци­о­наль­ной неустой­чи­во­сти, раз­лич­ным стра­хам, тре­во­гам, они нере­ши­тельны, быст­рее утом­ля­ются, отли­ча­ются пони­жен­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, но при этом у них силь­нее раз­вита совест­ли­вость, они более чув­стви­тельны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повы­шен­ной чув­стви­тель­но­сти и рани­мо­сти таких детей, роди­те­лям сле­дует тща­тельно сле­дить за тем, чтобы лево­ру­кость их ребенка не вызы­вала у них раз­дра­же­ния и гнева. Пси­хо­логи гово­рят, что левши тре­буют в три раза больше вни­ма­ния и тер­пе­ния от роди­те­лей. Детишки-левши пони­мают, что они отли­ча­ются от боль­шин­ства детей, они и хотели бы быть “как все”, но у них это плохо полу­ча­ется. У малыша может раз­виться ком­плекс непол­но­цен­но­сти, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать пони­ма­ю­щего суть про­блемы педа­гога, у кото­рого хва­тит тер­пе­ния и муд­ро­сти найти под­ход к левше. В част­но­сти — учи­тель дол­жен быть зна­ком с мето­ди­че­скими реко­мен­да­ци­ями Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния о сни­же­нии тре­бо­ва­ний к “пра­виль­но­сти” почерка лево­ру­ких детей — для них счи­та­ется допу­сти­мым вер­ти­каль­ное напи­са­ние или наклон букв влево, а так же запрет на тре­бо­ва­ние без­от­рыв­ного письма от лев­шей. Не стоит отда­вать таких детей в классы с повы­шен­ной нагруз­кой, с углуб­лен­ным изу­че­нием пред­ме­тов, потому что они могут не спра­виться с про­грам­мой. Лева­шам про­ти­во­по­ка­заны вся­кого рода классы и учеб­ные заве­де­ния с тре­бо­ва­ни­ями жест­кой дис­ци­плины и соблю­де­ния устав­ного порядка: суво­ров­ское учи­лище и кадет­ские кор­пуса не для них. Для таких детей полезны заня­тия теми видами спорта, в кото­рых оди­на­ково задей­ство­ваны обе руки: пла­ва­ние, лыжи, фут­бол, бас­кет­бол. На них хорошо вли­яет лепка, игра на пиа­нино, кон­ный спорт, вяза­ние на спи­цах, пле­те­ние из ниток (мак­раме).

Ни в коем слу­чае в семье не должно зву­чать сожа­ле­ние по поводу осо­бен­но­сти вашего ребенка. Не гово­рите ему, что быть лев­шой плохо, что ему не повезло и тому подоб­ное. Уста­новка должна быть только на успех: ты можешь, ты сде­ла­ешь, ты моло­дец! В иде­але вообще лучше не акцен­ти­ро­вать на его лево­ру­ко­сти. Если ребе­нок пере­жи­вает по этому поводу, то при­во­дите ему в при­мер вели­ких людей-лев­шей, кото­рым их осо­бен­ность не поме­шала достичь боль­шого успеха в искус­стве, поли­тике, воен­ном деле. Его быт надо орга­ни­зо­вать соот­вет­ственно его потреб­но­стям: свет и настоль­ную лампу надо орга­ни­зо­вы­вать справа, наклон тет­ради или книги — справа налево, по воз­мож­но­сти надо при­об­ре­сти пред­меты быта для лев­шей. А 13 авгу­ста вашего малыша можно поздра­вить с “про­фес­си­о­наль­ным” празд­ни­ком: все­мир­ным днем левши! На зависть прав­шам, у кото­рых нет сво­его дня…

Источник

Консультация «Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»

Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша?

Психологические и физиологические особенности удивительных детей

Добрый день друзья. Хочу поделиться своим опытом, но с начало небольшое лирическое отступление.

Когда моя маленькая дочь начала подрастать я четко решила, что не буду ей совать ничего специально в правую руку, пусть определится сама, какой рукой ей удобней брать что – либо. И вот началось… С начало это были метания, то в левую возьмет, то в правую, но все же больше в левую (мой муж левша и дед тоже). Ага, думаю, ну вот постепенно определяемся.Но вот мы пришли в детский сад и воспитательница нам говорит: «А вы знаете, что Ваш ребенок левша?- да, знаю, ответила Я. «Я вам советую ее переучить, я своего сына переучила, а левшой быть неудобно, вы что!»

Я, конечно, все послушала, но когда мы пришли домой,я дала дочери в руку кисть и спросила : «Дочь, а тебе какой ручкой удобно рисовать, этой или этой?». Ребенок просто взял кисть в левую руку, и это было окончательное решение!

Родители 4-5 летнего ребенка уже должны точно знать кто их ребенок, левша или правша. Именно в этот период начинается развитие мелкой моторики руки, и начинается подготовка к школе. Если развивать не ведущую руку, ребенок будет быстро уставать, у него начнется отвращение к письму, он начнет плакать и капризничать.

Нельзя переучивать левшу!

Еще лет …дцать назад всех левшей поголовно в школах переучивали, находились люди, которые считали левшу чуть ли не уродцем.

Переучивание ребенка левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, в отдельных случаях нарушение зрительно – пространственных способностей, а также ориентированию в пространстве.

У переученных левшейвозможны различные неврологические проявления: нарушение сна, аппетита, раздражительность, перепады настроения, укачивание в транспорте.

Мозг знает, что делает.

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать его биологическую природу, заставив его писать правой рукой мы не можем изменить его ведущее полушарие.

Наш мозг состоит из двух полушарий: левое управляет правой стороной тела, а правое соответственно левой. Если более активно левое полушарие, то ребенок становиться правшой, если правое, то левшой.

Большие проблемы для маленьких

Никаких трудностей по развитию речи у моего ребенка не было, как пишут многие статьи в интернете. Это не правда, что дети левши трудно-обучаемы и у них проблемы с речью, и они частые гости логопеда. Возможно, есть, но это малый процент. Трудности у меня с дочерью начались, когда мы стали учиться читать. А зачитала она у меня к сведенью, в 3.5 года. Так вот

1. Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому ребенку пока он освоится приходится не сладко. …Начиная с дверных ручек и заканчивая дорожным движением все рассчитано на «Большинство». Очень важно мамам набраться терпению особенно когда мы учим наших деток переходить дорогу.Моя дочь однажды чуть не попала под машину прямо во дворе дома и когда я стала ей говорить :»Почему ты не посмотрела по сторонам!— она плакала и говорила : «Я смотрела!»…И она действительно посмотрела, но не налево, как смотрят все правши, а направо-потому, что она левша! Родители, учтите это, обучая вашего ребенка ПДД. Проговорите с ним это несколько раз и пройдите через дорогу, показывая на своем примере, куда с начало надо посмотреть. Эту привычку у левши нужно выработать до автоматизма.

2. Леворукий малыш пытается читать справа налево.

Когда мы с дочкой выучили весь алфавит, и настала пора перейти к слогам, начались трудности. Моя дочь хорошо знала буквы и хорошо складывала их в слоги, но вместо МА, было АМ! Я что только не делала….и объясняла и говорила и каюсь,срывалась на крик: «Ну что тут не понятного!». Потом сама себя ругала… А потом выход нашелся сам собой. Я просто стала ставить точки над первой буквой слога, с которого надо было начинать читать, и процесс пошел. Моя доченька начала читать

3. Еще одна проблема меленького левши – это ориентирование по часам со стрелками, ему труднее чем правше запомнить направление хода стрелок. Моя дочь научилась с начало время определять по электронным часам и только потом по стрелочным часикам.

4. Многое детям левшам приходится постигать самому. Например правши учатся на примере своих родителей как чистить картошку, шить и т. д. С левшой этот номер не проходит, сами понимаете почему…Ребенок не понимает, как сделать тоже самое, но только левой рукой.

Но не стоит расстраиваться, просто ребенок левша воспринимает мир по-другому, по-своему.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать, это как переучивать его ходить не на ногах а на руках. А вот развивать руку надо.

Упражнения для развития руки:

— предлагайте собирать пазлы левой рукой

— левой рукой завязывать и развязывать узелки

-закручивать или раскручивать мелкие детали

-лучшее упражнение это крутить карандаш в руке.

Сейчас часто попадаются переученные левши уже взрослые люди.

Я сама правша и вожу автомобиль уже 10 лет. И вот как-то общаясь с друзьями-водителями услышала такую историю. В ДТП попал водитель, переученный левша. Когда на дороге в туманную ночь появилась помеха, правша бы по инстинкту ушел от лобового столкновения вправо, он бы сделал это неосознанно и скатился бы в кювет. Но на дороге был переученный левша. Его учили быть правшой, но в экстремальной ситуации у него сработал инстинкт левой руки, она по природе своей у него ведущая и он резко вывернул руль влево, чем спровоцировал ДТП. Ведь движение в нашей стране правостороннее и все построено на этом. Вот и думайте товарищи родители, стоит ли переучивать маленького левшу на правшу.

Консультация «Как вызвать речь у ребенка, если он не говорит?» Как вызвать речь у ребенка, если он не говорит? Конечно же, через звукоподражание! Это может быть звукоподражание голосам животным, например:.

Консультация для родителей «Если у ребенка проблемы с речью» Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения появляются его познавательная и предметная.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок левша» Леворукость не является патологией, а наоборот наделяет своего обладателя множеством преимуществ, поэтому нет причин для беспокойства..

Консультация для родителей «Что делать, если у ребенка кризис 3 лет» Если у мамы что-то можно, но только если она в хорошей настроении, у папы – нельзя никогда, а у бабушки – всегда можно, то ребенку будет.

Консультация для родителей «Ваш ребенок левша» А задумывались ли Вы над тем, для кого и как приспособлен окружающий нас мир? Осмотритесь повнимательнее к повседневным вещам, которые Вас.

Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.

Консультация для родителей «Если вам не нравятся друзья ребенка» Если вам не нравятся друзья ребенка Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не.

Консультация «Стоит ли переучивать левшу?» Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности. Например, левое.

Источник

Дочь левша что делать

Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей — они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.

Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.

Главное — своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили.

Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Какой бывает леворукость

Если ребенок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то скорее всего можно говорить о генетически закрепленной или “наследственной” леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребенка отмечалась патология, то скорее всего, у него “компенсаторная” леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а из-за, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Леворукий еще не левша

Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, — это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Однако спортивные тренеры учитывают эти качества. Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен скорее для специалистов и не представляет сугубо практической ценности.

Тест “Как определить, что Ваш ребенок левша?”

Понять, что Ваш малыш левша можно в возрасте от 3х до 5 лет. Более достоверная информация с помощью этого теста, будет получена, только если ребенку исполнилось 5 лет. До этого доминантность правой или левой руки может меняться.

1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П.

2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л.

3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука пишем на листе букву П, если левая, то Л.Аплодисменты.

4. Леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.

Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100% леворукий.

Если в ответе присутствуют 2 буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга.

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей.

На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Психические особенности левшей

Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.

Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.

Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.

Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!

Нужна ли левше помощь?

Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.

Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.

Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.

Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.

Особенности обучения:

– необходимо учитывать, что из-за повышенной эмоциональности такие дети быстро утомляются;

-с трудом учатся шаблонным действиям (чистить зубы утром и вечером, заправлять постель);

– возможны проблемы с написанием букв и цифр (чтобы избежать этой проблемы, попробуйте приобрести специальные для левшей ручки, прописи, ножницы и т.д.);

– больше уделять времени в процессе обучения чтению, письму и счету. (возможные проблемы: замедленный темп письма, зеркальное написание букв и цифр, плохой почерк).

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются.

Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребенка и истощения его нервной системы.

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Нужно ли переучивать?

Этот вопрос в настоящее возникает у многих родителей леворуких детей. Еще не так давно в советском союзе в первом классе ребенка с доминантной левой рукой обязательно переучивали.

Почему нельзя этого делать:

– происходит вмешательство в механизмы работы мозга. Ведь ребенок таким родился переучив его, особенность работы мозга не изменится;

– переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка;

– у детей переученных из левши в правшу могут возникать невротические симптомы (бессонница, головные боли,нарушение аппетита, раздражительность,вялость, заикание, энурез и т.д.);

– обучение дается переученным левшам гораздо сложнее.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла.

В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Функции правого и левого полушарий

Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши.

Сферы специализации правого и левого полушарийЛевоеПравое

Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний.

Параллельная обработка информации

Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации.

Отличия левши

Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.

От чего взрослым следует воздержаться

Подумайте: если бы вас заставляли стать левшой, что вы бы испытывали? Дискомфорт и внутреннее сопротивление. То же самое испытывает и ребенок-левша.

Если продолжать настаивать, то вместе с эмоциональным страданием, у малыша могут быть задержки в речевом развитии. Ведь вы сбиваете его естественную систему восприятия информации, поэтому она “путается” в мозге и с трудом “оседает” в нужном полушарии.

Можно довести ребенка таким переучиванием до невротических состояний, характеризующихся заиканием, энурезом. Малыш становится раздражительным, теряет аппетит и сон, может жаловаться на неприятные ощущения в области живота, на головные боли.

К тому же, со временем, уже у взрослого “переученного” человека, наблюдаются такие последствия: топографический кретинизм (неумение ориентироваться на местности), отсутствие навыков воспринимать музыку и полное отсутствие навыков танца.

Постарайтесь тактично подойти к особенности своего сына или дочки. Не вспоминайте постоянно о леворукости, и уж тем более не упрекайте. Ведь это не недостаток и не болезнь. Малыш может воспринимать ваши реплики как упрек, чувствовать себя неуверенно, особенно в коллективе, где остальные дети праворукие.

Не высказывайте свое неудовольствие и не повышайте голос. Левши очень обидчивые и ранимые. Если вы переборщите с нравоучениями, то ребенок попросту отдалиться от вас, а завоевать его расположение будет очень непросто.

10 советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми.

Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей:

Как строить занятия для левшей?

1. Писать задания не на доске, а на светлой бумаге и раздавать каждому. Дело в том, что правополушарные дети лучше воспринимают темные буквы на белом фоне, чем белые на черном. Конечно, хорошо бы иметь в классе и темные, и светлые доски, но пока это только мечты. Можно использовать мольберты или планшеты с рулоном белой бумаги, но не везде они имеются. Так что проще всего раздавать детям задания на листках бумаги индивидуально.
2. В объяснении обращаться к целостности восприятия. В младших классах использовать методику глобального чтения, когда слово не разбирается по буквам и слогам, а воспринимается целиком (с помощью картинок с подписями). На уроках математики предлагать ребятам смысловые, практические задачи вместо абстрактных примеров. А уроки физики и химии в средних классах начинать с показа опытов и объяснения законов на практических примерах.
3. Ориентироваться на решение практических задач. Лучше, если домашняя работа в младших классах будет состоять не из примеров на вычитание и сложение, а из задания сходить в магазин, где ребенку самому придется прочитать названия продуктов и провести вычисления в пределах доступного объема чисел. Потом в тетради он напишет список купленных продуктов и рецепт приготовления блюда из них. Наглядность практического применения математики поможет левше быстрее и легче справиться с заданием.
4. Обязательны дополнительные занятия по танцам, музыке, рисованию.
5. Очень важно подчеркивать успешность ребенка-левши. Такие дети склонны испытывать страх, легко раздражаться, обижаться. Им необходима эмоциональная поддержка.
6. Они ревнивы к чужому успеху. Им важно объяснять: «Если я похвалила Петю, это не значит, что я ругаю тебя, сейчас это задание Петя сделал хорошо». Лучше избегать сравнительных оценок, говорить лишь про успех каждого ребенка.
7. Левшам можно посоветовать делать дома уроки под музыку.
Важным моментом является темп восприятия информации правополушарным учеником.

Он медленнее обрабатывает материал, который получает по слуховым каналам, но быстрее воспринимает наглядные зрительные примеры. Таким детям нельзя объяснять громким голосом в нарастающем темпе. Для левши необходимо несколько раз повторить задание или объяснение, выставляя зрительные опоры.
Мы прекрасно понимаем, как много бумаг приходится писать учителям. И все же стоит найти время и набросать учебный план для «особого ребенка».

Виновато мышечное напряжение

В тетрадях грязь, в портфеле нет порядка, учителя жалуются на поведение и советуют перевести ребенка в коррекционный класс. А малыш часами сидит над домашними заданиями и мучается от головной боли.
Бесполезно обвинять ребенка в неспособности и лености. Во всем виновато мышечное напряжение в руках, которое возникает при выполнении заданий по письму. Причина этого напряжения кроется в далеком прошлом, о котором все уже благополучно забыли. Тяжелые беременность и роды, невнимательное отношение врачей к развитию ребенка на первом году жизни… Что-либо изменить кардинально в шесть-семь лет невозможно, но помочь школьнику просто необходимо.
Для начала надо определить, действительно ли мышечное напряжение всему виной. Вместе с родителями ребенка ответьте на наши вопросы.
1. Беспокоят ли ученика головные боли:
– в конце учебного дня;
– в конце учебной недели?
2. Беспокоят ли боли в:
– шее;
– плече?
3. Устает ли рука к концу урока или учебного дня? Не хочется ли встряхнуть ею?
4. Успевает ли ребенок за темпами работы в классе?
5. Выполняет ли аккуратнее домашнюю работу, когда фактор времени не имеет значения?
6. Ухудшается ли почерк к концу дня и недели? Не пишет ли хуже в классе, чем дома?
7. Требуется ли «надсмотрщик» при выполнении домашнего задания?
8. Много ли времени уходит на письменные уроки? (Положительный ответ, если около получаса в первом классе.)
9. Бывают ли при письме пропуски букв и слогов?
10. Не пишет ли буквы зеркально?
11. Записывает ли домашнее задание аккуратно?
12. Русский язык дается труднее, чем математика?
13. Не бывает ли беспорядка в тетради (запись начинается с середины строки или страницы, с середины тетради)?
Каждый положительный ответ – 1 балл. Набрали 4 балла – значит, ни ремень, ни подарки не помогут. Нужно идти на прием к неврологу и разрабатывать план реабилитационных мероприятий.

Заключение

Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *