Дочь полка что значит
С 1941 по 1945 год вместе со взрослыми били фашистов три с половиной тысячи красноармейцев моложе шестнадцати лет
Юных бойцов Красной Армии на войне ласково называли сыновьями полка. Сколько их было? Согласно архивным документам, в воинских частях служили около трех с половиной тысяч ребят и девчонок. Однако эту цифру многие военные историки считают заниженной, поскольку в общий счет не включены несовершеннолетние бойцы партизанских отрядов. Таким образом, по оценкам экспертов, количество сынов и дочерей полка, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, превышает семьдесят тысяч человек.
«Штрафники меня берегли как родного сына»
Павел Целенко — коренной новороссиец. Он участник боев за родной город, воевал и с танкистами, и с артиллеристами, в пехоте. За доблесть и мужество, проявленные в боях с фашистскими оккупантами, награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В 1941 году, когда началась война, пареньку из славного портового города едва исполнилось десять лет…
В воспоминаниях о Великой Отечественной ветеран часто возвращался к тому времени, когда война накрыла Новороссийск.
— Город подвергался многочисленным бомбежкам,— рассказывал Павел Николаевич. — В небе всё время появлялись самолеты с черными крестами, казалось, они не улетали совсем. И бомбежки следовали одна за другой.
Павел Николаевич вспоминал, что его, пацана-сироту, приютили матросы, вместе с которыми он покинул Новороссийск во время отступления. Потом воевал он и в танковой части, и в артиллерии побывал, и в пехоте. Дорогами войны дошел до самого Берлина — вместе с ротой штрафников.
— Штрафники обо мне заботились как о сыне, берегли. Помню, как говорили они друг другу: «Пацана береги». И берегли они меня, двенадцатилетнего солдатика, собой закрывали от пуль. Отдавали мне самую вкусную еду. Наверное, напоминал я им об их детях, которые остались дома,— делился воспоминаниями ветеран.
Павел Николаевич рассказывал, что именно в штрафбате для него специально сшили военную форму. По размеру мальчишки. И обувь подобрали, хотя это как раз и оказалось самым трудным делом, поскольку такого размера солдатских сапог не было вообще. Даже женских…
Особо врезался в память сына полка первый бой, в котором он принимал участие. В том бою, при форсировании Днепра, Павел Целенко был ранен. Наши части едва успели переправиться на другой берег Днепра, как попали под шквальный огонь противника. Маленького солдата задела вражеская пуля. Его отправили в медсанбат, откуда мальчишка сбежал через три дня и отправился догонять свою часть, которая за это время ушла далеко вперед. Не догнал. Примкнул к другому подразделению.
— Еще помню тот момент,— говорил ветеран,— когда перешли границу. Все сразу воспрянули духом, почувствовали, что победа близко…
Воспитанником 325-й отдельной армейской штрафной роты 280-й стрелковой дивизии 24-го стрелкового корпуса 1-го Украинского фронта Павел Целенко стал в конце войны. Много позже, рассказывая о том времени, Павел Николаевич не раз говорил, что героем себя не считает. При этом сын полка Целенко был самым настоящим героем. За бой под населенным пунктом Шарфенбрюк юного бойца-разведчика представили к ордену Славы III степени.
«Первого мая 1945 года боец Целенко скрытно подполз к немецкой огневой точке, своим огнем мешающей наступлению наших солдат, и уничтожил ее, забросав гранатами, затем, пробравшись в тыл к немцам и обратившись к ним на немецком языке, предложил им сдаться. Девять гитлеровцев согласились на капитуляцию и под конвоем Целенко были доставлены в штаб части»,— читаем в представлении к награде.
Под Берлином Павел Целенко снова был ранен.
Ехать в медсанбат боец Целенко тогда отказался и продолжил воевать.
После войны Павел Николаевич вернулся в родной Новороссийск. В 2016 году отметил 85-й день рождения.
«Меня бойцы перво-наперво учиться заставили»
Дмитрий Федотович Остриков прошел всю войну. Имеет боевые награды: орден Отечественной войны II степени и медали «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», медаль Жукова. Участвовал в битве на Курской дуге, в боях на Днепре, воевал на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии. А на фронт попал в 1941 году: худенький девятилетний мальчишка прибился к одной из частей Красной Армии, отступавшей через его родное село Котово, что в Курской области.
Дмитрий Остриков рано остался сиротой. Отца убили еще в Советско-финскую войну, в 1940 году умерла от тифа мать, оставив четверых детей. С началом Великой Отечественной старшие братья и сестра ушли на фронт, а за младшим Димкой стала присматривать тетя.
Немецкие части наступали. Одно за другим окрестные села оказывались «под немцем». Митя решил бежать на фронт, чтобы не жить в оккупации. В ноябре 1941 года он, худенький невысокий мальчишка в шапке-ушанке не по размеру, набрел на отступающую часть Красной Армии.
— Помню, что солдаты пригрели меня, приняли. Повар накормил гороховым супом,— рассказывал ветеран.
А потом к мальчишке подошел начальник отдела 121-й дивизии майор Хацанович со словами «Посмотрите-ка, до чего пацан худой!».
— В сыновья ко мне пойдешь? — спросил майор у мальчишки.
— Не пойду,— оробел Митя.
— Форму тебе сошьем офицерскую,— пообещал майор Хацанович.
— Тогда, конечно, пойду! — согласился мальчик.
Форму Мите Острикову сшили уже на третий день, и даже валенки маленькие где-то раздобыли. И остался мальчик в части на правах сына полка.
Девятилетнего бойца перво-наперво заставили выучить алфавит и таблицу умножения.
— Главная задача была выучиться,— рассказывал Дмитрий Федотович,— чтобы потом в разведку ходить, читать, запоминать, где я прохожу. На мальчишку ведь кто внимания обратит? Маленький там пройдет, где взрослому никак…
Вспоминал Дмитрий Федотович о многих случаях, когда пригодились ему полученные знания. Однажды отправили его, мальчишку, в разведку к одной из деревень в Курской области. Вошел он в деревню, а там немцы: чей это, мол, пацан тут побирается? А Митя местность эту хорошо знал: так и так, из другой деревни я, тут поблизости. Отпустили немцы пацаненка, а он, вернувшись, рассказал своим, сколько врагов в деревне, где стоят, чем вооружены…
Дмитрий Остриков в составе 121-й стрелковой дивизии 60-й армии И. Д. Черняховского участвовал в боях на Курской дуге. Он вспоминал, что в 1943 году под городом Льговом, что западнее Курска, полегла половина его разведроты.
— Трое разведчиков по северной дороге дошли до города, вернулись, доложили: немцев нет. Тогда выдвинулись туда пятнадцать человек, но пошли по южной дороге. Их встретили ураганным огнем финны — всех убили,— рассказывал Дмитрий Федотович.
В том бою погибла медсестра по имени Женя: девушка собрала автоматы павших товарищей и расстреляла двадцать финнов.
— Так она им насолила, что они над телом ее издевались, разбили прикладами. Опознали Женю только по юбке,— рассказывал ветеран.
Погибшим оставшиеся в живых бойцы разведроты поставили памятник: сделали из чего смогли, написали на нем имена, обнесли корабельной цепью. А после поклялись после войны приезжать в эти места в память о героях — кто живой останется.
В 1943 году командование части направило Дмитрия Острикова в Курское суворовское училище. Но по дороге документы у мальчишки пропали, и попал он в 17-й танковый полк 8-й гвардейской армии генерала В. Чуйкова. С танкистами и дошел юный боец до Берлина. Победу встретил в Потсдаме.
— В тот майский день, когда узнали мы о Победе, радости не было конца, и слезы были. Это был особый день, такого не забудешь. Меня, пацана, солдаты в воздух подбрасывали,— рассказывал Дмитрий Федотович.
После войны Дмитрий Остриков нашел себе применение в мирных делах: вместе со всей страной восстанавливал разрушенное хозяйство. А потом, с 1953 по 1956 год, довелось ему служить в Советской Армии. Когда демобилизовался, по комсомольской путевке отправился в Кузбасс. Больше двух десятков лет проработал в забое машинистом угольного комбайна. Трудился на шахте «Чертинская №1» треста «Беловуголь».
В 1976 году Дмитрий Остриков перебрался в станицу Динскую Краснодарского края.
Дочь полка что значит
Опера в двух действиях Гаэтано Доницетти; либретто написано Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем и Жаном-Франсуа Байяром.
Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 11 февраля 1840 г.; в России — Одесса, силами итальянской труппы, 1842 г.; на русской сцене — Петербург, 26 ноября 1846 г. (с Н. Самойловой в главной роли).
Действующие лица:
Действие происходит в Тироле в 1805 году.
История создания
В мае 1838 года директор первого театра Франции Grand Opera предложил Доницетти контракт на постановку его опер в Париже. Композитор уже пользовался всеитальянской славой, а во Франции за полгода до того с шумным успехом прошла одна из лучших его опер — «Лючия ди Ламмермур». 21 октября Доницетти прибыл в Париж и за год с небольшим переработал, дописал и создал 7 опер. Они шли в разных парижских театрах, и Берлиоз утверждал, что это настоящее нашествие: «Теперь уже нельзя сказать «оперные театры Парижа», но «оперные театры господина Доницетти». Для театра Комической оперы была написана «Дочь полка» на французское либретто. Его авторы — два парижских либреттиста: весьма известный Жюль Сен-Жорж (1799—1875), сотрудничавший со многими французскими композиторами не только в опере, но и в балете («Жизель» Адана), и Альфред Байяр (1796—1853). Приступая к созданию оперы, Доницетти тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Ибо французская комическая опера, в отличие от итальянской буффа (и аналогично ранней русской, немецкой и австрийской), не является непрерывно развивающимся музыкальным произведением: пение в ней чередуется с разговорными диалогами. Премьера «Дочери полка» состоялась 11 февраля 1840 года в парижском театре Комической оперы с грандиозным успехом. До конца сезона опера прошла 44 раза. Возобновленная в том же театре в 1848 году, она за полвека выдержала около 1000 представлений и не сходила со сцены в течение почти ста лет, причем обычно ставилась в праздничный день 14 июля, посвященный взятию Бастилии. Лишь падение Парижа в 1940 году и фашистская оккупация положили конец ее французским триумфам.
Сюжет
Сельская местность. Тирольцы наблюдают за сражением, женщины молятся перед изваянием Мадонны. Маркизе Беркенфильд становится дурно, когда она слышит пушечные залпы, дворецкий протягивает ей нюхательную соль. Маркиза считает французов разбойниками, но они одержали победу, и все, успокоившись, радуются миру. Появившийся сержант Сюльпис обещает защиту в особенности хорошеньким женщинам. С военной песней приближается маркитантка Мария, дочь 21-го полка, выросшая среди солдат и всему на свете предпочитающая барабанную дробь. Солдаты приводят молодого тирольца, которого схватили как шпиона, и грозят ему расстрелом. Но вскоре выясняется, что это влюбленный в Марию Тонио, который спас ее, когда она упала со скалы в пропасть. Все пьют за Францию и новых друзей. Слышен барабанный бой, полк снова отправляется в поход, и Тонио спешит признаться Марии в любви. Дворецкий представляет маркизе Сюльписа, и та рассказывает сержанту, что в буре войны потеряла свою маленькую племянницу, дочь сестры и умершего на ее руках французского капитана Робера. Сюльпис открывает ей, что потерянная девочка — маркитантка Мария, вполне достойная славного имени. Потрясенные маркиза и Ортензиус решают немедленно увезти наследницу в замок. С воинственной песней появляется полк, в который вступил Тонио. Он просит руки Марии, но его надежды на счастье разрушает Сюльпис, сообщающий, что тетка увозит ее. Мария в слезах прощается с полком.
Замок маркизы Беркенфильд. Она счастлива, устроив брак Марии с герцогом Кракенторпом — одним из знатнейших аристократов Германии. Маркиза просит Сюльписа, который теперь служит в замке, повлиять на Марию, с трудом расстающуюся с привычками прежней жизни маркитантки. Мария поет чувствительный романс, маркиза ей неловко аккомпанирует, а Сюльпис перебивает звуками солдатской песни, которую Мария с восторгом подхватывает. Оставшись одна, она с тоской размышляет об ожидающей ее судьбе герцогини. Внезапно раздается знакомая песня, и в замок вступает 21-й полк во главе с Тонио, дослужившимся до офицера. Влюбленные повторяют прежние клятвы. Тонио просит у маркизы руки Марии, но та объявляет, что племянница уже просватана. Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза рассказывает ему грустную историю своей жизни. Семья долго подыскивала ей знатного жениха, достойного древнего рода, а она, влюбившись в капитана Робера, тайком последовала за ним в Швейцарию. Их разлучила война, маркиза скрыла рождение дочери и теперь, едва обретя ее вновь, не в силах с ней расстаться; задуманный брак даст Марии имя и состояние. Растроганный Сюльпис обещает уговорить Марию. Тем временем в замке собирается знатное общество во главе с герцогиней Кракенторп, нотариус приносит брачный контракт. Сюльпис открывает Марии тайну ее рождения, и она бросается в объятья матери, готовая повиноваться ей. Внезапно раздается шум, в комнату вваливаются солдаты во главе с Тонио, пришедшие на выручку дочери полка. Они объявляют, что невеста герцога — полковая маркитантка, чем приводят в ужас аристократических гостей. Мария благодарит полк, которому обязана всем, и берет в руки контракт, хотя подписать его — значит умереть. Маркиза, тронутая ее благородством, отказывается от этой жертвы, от ложной гордости и отдает дочь тому, кого выбрало ее сердце. Оскорбленная герцогиня удаляется, за ней уходят гости, а счастливые солдаты, Тонио и Сюльпис подхватывают песню Марии, воспевающую славу, победу, Францию.
Музыка
«Дочь полка» — одна из лучших комических опер Доницетти. Однако она отлична от «Любовного напитка» и «Дона Паскуале». В ней композитор воплотил истинно французский дух: в мелодиях и ритмах, в построении номеров, где преобладают куплеты, в использовании хора, который эти куплеты подхватывает, в звучании оркестра с важной ролью ударных.Бойкая увертюра, основанная на темах оперы (барабанный бой, эффекты эха, пастушьи наигрыши, марши, танцы) вводит в обстановку действия. Первая характеристика Марии — песня с энергичным пунктирным ритмом «При звуках военных я родилась на свет», составляющая часть дуэта с Сюльписом, содержит и виртуозные каденции, и обороты швейцарских напевов — йодлеров, и подражание барабанному бою («ратаплан»). Еще одна ее песня «Знают везде, знают наш полк», шутливая и задорная, подхватываемая хором, сочетает темы маршевые и вальсовые. Необычен любовный дуэт Марии и Тонио «Как, любишь ты?», построенный на кратких репликах, речевых интонациях, плясовых оборотах. Финал, открывающийся дробью малого барабана и хором солдат со звонкими подражаниями трубным сигналам «Ратаплан», продолжается каватиной Тонио «Друзья мои, вот это праздник» — совсем не распевной, в подвижном темпе и бойком ритме. Ее увенчивает знаменитый трюк — 9 предельно высоких нот. Резкий контраст образует романс Марии с хором «Пора идти, друзья мои, прощайте» с трогательной печальной мелодией. Во II акте томный романс Марии с аккомпанементом арфы «Родился в роще новый день» открывает ее терцет с Сюльписом и маркизой. Однако изысканная мелодия вскоре прерывается звукоподражанием «ратаплан» из ее первой песни и вальсовым припевом второй, а в заключение звучит тема хора солдат из финала I акта, что придает всему терцету неповторимый колорит. Ария Марии «Все богатство и знатность не в силах» — один из немногих меланхоличных номеров оперы в духе Беллини, но и она кончается энергичной, броской мелодией «Привет, о отчизна, дни детства, дни счастья», подхватываемой хором солдат (она же венчает оперу). Терцет Марии, Тонио и Сюльписа «Все втроем мы опять» незамысловатой унисонной мелодией предвосхищает мотивы оперетты. Номер, обозначенный как романс Тонио «Затем, чтоб сравниться с Марией, завербовался в солдаты я», является, по существу, квартетом.
«Дочь полка» была одной из самых популярных комических опер и обошла почти все сцены мира. Успех она завоевала благодаря не только музыке (впрочем, уступающей другим операм Доницетти), но и мастерски построенному сценарию, выигрышным ролям. При постановке в разных странах производились переделки либретто и соответственно менялась национальность полка, вырастившего героиню.
В соответствии с сюжетом в партитуре много отзвуков военных сигналов, маршей. По ходу действия под полковую музыку солдаты строятся, маршируют, вторгается она и в лирические эпизоды.
Опера Доницетти давала благодарный материал для исполнительницы главной партии, в которой выступали многие прославленные певицы — от участницы первого спектакля А. Тийон до Ж. Линд, Г. Зонтаг, А. Патти, М. Зембрих, Э. Тетраццини. «Дочь полка» шла кроме Франции в Италии, Бельгии, Швейцарии, Дании, Австрии, Германии, Венгрии и др. Из постановок последних десятилетий следует отметить спектакли в Лондоне (1973), Торонто (1977), Нью-Йорке и Турине (1995). Одна из лучших исполнительниц главной роли — Дж. Сазерленд, а виртуозная партия Тонио нашла своего самого яркого интерпретатора в Л. Паваротти.
Дискография: CD — Decca. Дир. Бонинг, Мария (Сазерленд), Тонио (Паваротти), Сюльпис (Малас), Маркиза (Синклер).