Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Дочь-семилетка. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.

Дочь-семилетка. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.

Впишите слова из текста сказки.

Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть картинку Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Картинка про Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор

2. Точное слово

Что помогло семилетке выиграть спор. Выберите ответ и отметьте галочкой.

Спор девочка выиграла благодаря уму.

3. Соответствие

Прочитайте загадки-вопросы, соедините их с отгадками. Нарисуйте отгадку к последней загадке царя.

Соединим загадки и отгадки, нарисуем сон, ответ на последнюю загадку царя.

Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть картинку Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Картинка про Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор

Как нарисовать сон можно смотреть здесь: http://dayfun.ru/archives/16679

4. Поиск

Какие загадки есть в сказке? Отметьте правильный ответ галочкой.

В сказке царь задает загадки-вопросы.

5. Книгочей

Подумайте, какая это сказка. Ответ отметьте галочкой. Объясните свой выбор.

Эта сказка бытовая. В ней нет волшебства, а главные герои — люди.

6. Эрудит

Объясните значение слова “Не кручинься”.

Кручина — печаль, грусть, а значит значение слова — не печалься, не грусти.

Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть картинку Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Картинка про Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор

Источник

3 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 16, 17

Ответы к страницам 16 и 17

Дочь-семилетка
Русская народная сказка

2. Точное слово
Что помогло семилетке выиграть спор? Выберите ответ и отметьте.
чудо
волшебный предмет
V ум

3. Соответствие
Прочитайте загадки-вопросы, соедините их с отгадками. Нарисуйте отгадку к последней загадке царя.
Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть картинку Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Картинка про Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор

Что всего на свете сильнее и быстрее?ветер
Что всего на свете жирнее?земля
Что всего на свете мягче?рука
Что всего на свете милее?сон

Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Смотреть картинку Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Картинка про Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор. Фото Дочь семилетка что помогло семилетке выиграть спор

4*. Поиск
Какие загадки есть в сказке? Отметьте правильный ответ.
загадки-противопоставления
V загадки-вопросы
загадки-сравнения
загадки-описания

5*. Книгочей
Подумайте, какая это сказка. Отметьте ответ V. Объясните свой выбор.
волшебная
о животных
V бытовая

В этой сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи – значит, это бытовая сказка.

6*. Эрудит
Объясните значение слова.
Не кручинься – не печалься, не переживай.

Источник

Анализ русской-народной сказки «Дочь-семилетка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Анализ русской народной сказки «Дочь-семилетка»

Цель: Осознание идеи, темы произведения, т.е. отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого.

1. Автор, произведение, год создания.

2. Жанровая разновидность произведения.

3. Тема произведения.

4. Сюжет: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

5. Описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношения.

6. Средства выразительности.

7. Вывод (идея произведения).

Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста, записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века.

Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких историях настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает.

Тема : «Как дочь-семилетка спор разрешила»

Идея: Это история о занимательном состязании в находчивости, уме и мудрости. Автор на стороне добра и смекалки. Высмеивает жадность и глупость «сильных мира сего». Восхваляет добро, находчивость и смекалку, а так же чудесные способности семилетней девочки.

Идея раскрывается через сюжет:

Зачин : Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у бедного кобыла, у богатого мерин.

Тем самым автор с самого начала подчеркивает проблему социального характера. Указывая на несправедливость положения вещей, заставляя читателя сопереживать и сочувствовать положительным персонажам, а так же испытывать чувства «праведного гнева» к отрицательным.

Путь к правде закрыт, это мнение укрепляется и при дальнейшем развитии сюжета : кобыла бедного крестьянина ночью принесла жеребенка, да тот под телегу богатого закатился. Вот богатый брат и заявил, что его телега жеребенка родила, и требовал жеребенка ему отдать. Кульминационный момент наступает тогда, когда царь спорщикам загадки загадал.

Богатому брату не удалось верного решения найти, а бедному дочка-семилетка помогла. Удивили царя мудрые ответы, и выведал он у крестьянина, кто ему помог. После чего стал давать девочке разные трудновыполнимые задания. А девчушка умна была не по годам и со всеми трудностями справилась.

В конце сказки царь приказал вернуть жеребенка бедному крестьянину, а дочку-семилетку к себе во дворец взял, а когда она стала взрослой, женился на ней, и стала она царицей.

К этому произведению можно указать, например, такие пословицы: «Мал, да удал»; «Находчивый свое возьмет»; «Не за бороду – за ум жалуют». А еще в самой сказке упоминается: «От одной беды увернешься — другая навяжется!»

А вот сказать о том, насколько персонаж царя плох или хорош сложно по той причине, что описания в сказке как такого не представлено, но можно предположить, судя по сложности хитроумных загадок, был он человеком незаурядным, пользующимся доверием и уважением среди своих подданных. Так как сказка народная, то умнее в данном случае должен быть бедный человек из народа. Однако люди все равно идут для решения спора к своему царю. Скорее всего, это связано с тем, что по народным представлениям, царь умнее всех, и только он может разрешать все споры и проблемы человека.

Уникумом в сказке является семилетка, которая умна не по годам, трудолюбива и прилежна. Следует отметить высокий уровень логического мышления девочки, запутавшей царя рассказом о том, как ее отец рыбу на суше ловил. Когда возмущенный царь спросил, где это видано, чтобы рыбу на суше ловили, девочка ответила вопросом на вопрос: «А где это видано, чтобы телега жеребят рожала?» После чего спор из-за жеребенка и решился в пользу бедного крестьянина, персонажа очень неоднозначного. С одной стороны, создающего впечатление человека доброго, честного, справедливого, раз смог воспитать такую умную и находчивую дочь. И то, как он добивался правды, «Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами», говорит в его пользу. А с другой стороны, почему же он сам не додумался до правильного ответа, может потому, что не обладал такими же выдающимися способностями, как его ребенок. Кто же тогда развивал в девочке эти качества? Возможно автор тонко нам намекает, на незримую личность матери или дочь бедняка была одарена природным даром?!

«Дочь-семилетка» построена по классическим канонам русской народной сказки. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью выражений. В основном произведение построено на диалогах. Есть просторечная лексика: «Не кручинься батюшка!»; « Воротился мужик домой»; «Где это видано…?»; «Сроку всего три дня положил» и т. д. Используются фразеологизм (уму-разуму) и загадки. Встречается в произведении и характерная для русской сказки троичность. Она проявляется в количестве заданных загадок царя. Чтобы решить, чей жеребенок нужно было ответить на следующие вопросы: «»Что всего на свете сильней и быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще: «Что всего мягче и что всего милее?»» Такое же сочетание встречается и в новых заданиях царя, которые уже непосредственно для самой девочки заданы.

В последней загадке тоже наблюдается троичность: «Пусть явится утром ко мне — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка!»

В сказке есть еще один элемент, характерный для этого жанра — счастливый финал. В конце порок наказывается, а добродетель побеждает.

«Дочь-семилетка» учит тому, что не всё в жизни покупается за деньги, а мудрость и смекалка помогают решить, казалось бы, неразрешимые задачи. Человек может быть остроумным и находчивым, несмотря на возраст и положение. Также, очень важно иметь свою точку зрения и не бояться доказать ее, что и сделала дочь бедняка. Всегда нужно помнить и верить в то, что как не пытайся утопить правду в море лжи — а она всё равно обнаружится.

Источник

Конспект урока л. чтения «Дочь-семилетка» 3 класс по 21 веку

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

Образовательные: Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

Включать творческое воображение у учащихся.

Учить детей вести диалог с автором

Воспитывающие: Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

-Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

( Научиться беседовать с книгой

-Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Понимать позицию автора.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

Учиться работать с учебником и словарями.)

-Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Пусть добро на веки

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

Работа со справочной литературой.

Проверка выполнения домашнего задания.

Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрацией.

Работа с текстом сказки во время чтения.

Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

Составление плана (блок – схемы) на листочках.

Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

Групповая творческая исследовательская работа в малых группах. Цель: составление книжки-малышки

Воспользуйтесь Словарём-справочником. Зачитайте, какое произведение называется сказкой.

-С чего начнём при работе со словарём? ( С алфавитного указателя слов с. 139.

Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

-Какова главная тема сказок? ( — Борьба добра со злом)

— Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

… сказках о животных?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

– Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

-Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»

-Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик

-Сейчас мы проверим домашнее задание. Для этого разделимся на 2 группы. 1 группа работает за компьютером выполняет тест по прочитанным ранее сказкам, а 2 группа читает сказку по ролям. Затем мы меняемся.

3. Подведение итогов проверки домашней работы.

С тестом справились ….

Какой из вопросов вызвал у вас затруднение?

Можно отметить эмоциональное чтение у….

3. Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

— Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35) Цель урока

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения. •

Откройте учебник на стр. 38

— Что изображено на картинке?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

· Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

-Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

– О чем вам говорят эти опорные слова?

-Поделитесь своим мнением о произведении.

— Понравилась ли вам сказка?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

— Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите простор е чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

-Повторно перечитайте сказку.

-Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

Задачи для исследования

1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)

2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)

5. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)

6. рефлексия: яблочки разного цвета с именами детей

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (страничка книги)

-Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

— Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

-Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. Напишите свое имя, наклейте в книгу.

8.Подведение итогов урока.

-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

— Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

-Чему учились на уроке? — Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

-Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

— Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

9.Этап информации о домашнем задании.

Выберите и запишите то задание, которое вы можете выбрать:

1. Вариант Пересказ сказки по плану.

2. Вариант Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки)

3. Вариант Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые правильно нарисовали план рассказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *