Дочери зевса список имен и что они означают
Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?
Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/
9 муз Древней Греции
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.
Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.
Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.
От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.
Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.
Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.
Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.
Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.
Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.
Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.
В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.
А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.
Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.
С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.
Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.
Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.
Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.
Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.
Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.
Почитание муз в культуре
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
Горы, мойры и музы – славные дочери Зевса
Вспыльчивость, мстительность и авторитарность – не единственные отличительные черты верховного бога Олимпа. Пожалуй, одна из самых ярких характеристик Громовержца – это его разнообразные любовные похождения. Результатом приключений было многочисленное потомство. Особым отцовским вниманием пользовались дочери Зевса.
Официальные жены Зевса
В мифологии можно найти упоминание о трех браках верховного бога греческого пантеона. Первой «официальной» женой Громовержца была юная океанида Метида, помогшая Зевсу утвердиться в качестве главного божества и вызволить своих братьев и сестер из чрева кровожадного Кроноса. Боясь возмездия потомков, Зевс поступил так же, как в свое время сделал его отец: он проглотил беременную Метиду, поскольку она могла родить сына, который низвергнет его в будущем. Но все-таки в положенный срок из головы отца родилась Афина – богиня с воинственным характером.
Еще одна супруга Зевса – верховная богиня Гера. От нее у Громовержца было немногочисленное потомство: дочь Илифия и два сына – жестокий Арес и искусный кузнец Гефест. Но этого Зевсу было мало. Он желал заполнить Олимп кровными родственниками: сыновьями и дочерьми.
Потомки Громовержца и богини правосудия
Дочерьми Зевса и Фемиды были горы и мойры. Первые впоследствии отвечали за справедливость (Дике), благозаконие, порядок (Эвномия) и мирную жизнь (Эйрена).
Младшие дочери божественной пары, мойры, были богинями судьбы. Клото отвечала за нить жизни, Лахесис определяла рок и Атропос определяла, когда жизнь оборвется.
Повелительницы судьбы исправно выполняли свои обязанности. Но порой было непонятно, чего ожидать от богинь в следующую минуту. Несмотря на благоразумие, передавшееся им от матери, они очень походили на своего отца. Стоит ли говорить, что девушки все свои решения согласовывали с папашей-тираном?
Дочери Зевса и Мнемосины
Благодаря девяти музам практически все сферы жизни древних греков были более одухотворенными и значимыми.
Дочери Зевса от других возлюбленных
Известно, что, кроме официальных жен, Громовержец имел и множество любовных связей. Чтобы достичь желаемой благосклонности, весьма изобретательный Зевс к каждой из своих любовниц находил оригинальный подход. Например, к красавице Данае, заточенной отцом в темнице, верховный бог проник в виде золотого дождя. Прекрасную Европу Зевс похитил, превратившись в красивого белого быка. Ио, жрицу самой Геры, бог превратил в священную корову. История Лето свидетельствует о соблазнении титаниды перепелом. Нетрудно догадаться, что птица – трансформация Зевса.
Все возлюбленные бога рано или поздно рожали потомство. От многих связей появились и прекрасные дочери Зевса. Так, от союза Громовержца и Лето родилась известная девственница Артемида – богиня охоты и плодородия. Сестра Деметра подарила брату дочь Персефону, покровительницу плодородия и царства мертвых. Океанида Эвринома родила от Зевса троих дочерей: Евфросину (богиню радости), Аглаю (в последствии – жену кузнеца Гефеста) и Талию (покровительницу изобилия). Простая смертная Леда, дочь царя Этолии Фестия, подарила своему соблазнителю, представшему перед ней в образе белоснежного лебедя, прекрасную дочь Елену. Именно из-за этой красавицы началась известная Троянская война.
Отважные потомки верховного бога
Кроме дочерей, Зевс мог похвастаться наличием наследников мужского пола. В законных браках у него родилось всего два сына – кровожадный бог войны Арес и хромоногий дока Гефест. Стремясь пополнить армию потомков, хозяин Олимпа вступал в союзы со многими представительницами прекрасного пола. От связи с Ледой, кроме Елены, родились близнецы-диоскуры – Кастор и Полидевк. Даная подарила «супругу» легендарного Персея, убившего кровожадного Минотавра. От Европы появились на свет три брата – Минос, Радамант и Сарпедон, ставшие впоследствии легендарными царями. Сколько еще было у Зевса сыновей – точно неизвестно. Уж очень любвеобильным был главный бог Олимпа.
2. Дети Зевса от бессмертных
496–406 до н. э.) – древнегреческий драматург.
Г е ф е с т. Что мне прикажешь делать Зевс? Я пришел по твоему приказанию, захватив с собой топор, хорошо наточенный, – если понадобится, он камень разрубит одним ударом.
З е в с. Прекрасно, Гефест: ударь меня по голове и разруби ее пополам.
Г е ф е с т. Ты, кажется хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, если тебе нужно.
З е в с. Мне нужно именно это – чтобы ты разрубил мне череп. Если ты не послушаешься, тебе придется, уже не в первый раз, почувствовать мой гнев. Нужно бить изо всех сил, немедля! У меня невыносимые родовые муки в мозгу.
Г е ф е с т. Смотри, Зевс, не вышло бы несчастья: мой топор остер, – без крови дело не обойдется, – и он не будет такой хорошей повивальной бабкой, как Илифия.
З е в с. Ударяй смело, Гефест; я знаю, что мне нужно.
Г е ф е с т. Что же, ударю, не моя воля; что мне делать, коли ты приказываешь? Что это такое? Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа: носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении, – это не шутка! Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? А она уже скачет и пляшет военный танец, потрясает щитом, поднимает копье и вся сияет божественным вдохновением. Но главное, она настоящая красавица и в несколько мгновений сделалась уже взрослой. Только глаза у нее какие-то серовато-голубые, – но это очень идет к шлему. Зевс, в награду за мою помощь при родах позволь мне на ней жениться.
З е в с. Это невозможно, Гефест: она пожелает вечно оставаться девой. А что касается меня, то я ничего против этого не имею.
Г е ф е с т. Только это мне и нужно; я сам позабочусь об остальном и постараюсь с ней справиться.
З е в с. Если тебе это кажется легким, делай как знаешь, только уверяю тебя, что ты желаешь неисполнимого.
120–180 гг.) – греческий писатель-сатирик поздней античности, родился в Сирии, в городе Самосате.
** Публий Овидий Назон (43 до н.э.–18 н.э.) – римский поэт.
*** Арахна – по-гречески паук.
3. ОРЫ, ХАРИТЫ И МУЗЫ. К огорчению Геры Зевс сходился со многими другими богинями и, что ей было особенно обидно, со смертными женщинами.
Титанида Фемида очень любила порядок и любила устанавливать законы, на которые поначалу мало кто обращал внимание. Но когда римляне дали ей новое имя – Юстиция, во всех странах образовали министерства этого ее имени. У нас тоже имеется Министерство Юстиции, но его работников часто называют по-гречески – «служителями Фемиды». Помимо того, что Фемида считалась основательницей правопорядка, она была еще и женщиной и Зевс признавал ее только в этом качестве, вследствие чего у нее родились дочери, так называемые оры, которым она дала имена: Ирена (Мир), Эвномия (Законность) и Дике (Справедливость) и которые стали богинями сущностей, обозначенных этими именами. Если верить Овидию, они имели еще и общественную обязанность – каждое утро запрягать коней Гелиоса и открывать для них ворота Олимпа, состоящие сплошь из густых белых облаков.
От Эвpиномы, самой красивой дочери Океана, у Зевса родилась Харита, на которой женился Гефест, и еще много других дочерей, которых всех также прозвали харитами за их красоту, потому что имя Харита означает «прелесть». Три хариты – Аглая (сияющая), Эвфросина (благомыслящая) и Талия (цветущая) – стали подругами Афродиты, в Риме их назвали «грациями». Из других харит известны Пейто (убеждение), Клета (желанная), а также Пасифея – супруга Гипноса и мать Морфея, бога сновидений.
От Зевса и титаниды Мнемозины (памяти) родились девять муз, которые стали заниматься науками и искусствами. Это Клио – муза истории, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Эвтерпа – лирики, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной песни, Каллиопа – эпической поэзии, Урания – астрономии, Полигимния (Полимния) – священных гимнов. Музы имеют привычку вдохновлять на творческие подвиги поэтов, музыкантов, артистов и прочих подобных личностей, которые напрочь лишены чувства благодарности, ибо уверены, что на самом деле их вдохновляют жены или возлюбленные, и именно этих женщин называют своими музами.
Как и для прочих богинь, для муз строили храмы. Храмы для них строят и теперь, они называются музеями. В них приносят старые картины и скульптуры, старую мебель, черепки от разбитой посуды и ржавые наконечники для стрел и копий. Считается, что музам все эти вещи очень нравятся.
4. ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ. Почти все мужчины считают, что красота и ум редко совмещаются в женщинах, и, когда хотят жениться, напряженно думают, кого взять в жены – умную или, наоборот, красивую. Возможно, что в этом вопросе мужчины ошибаются, но что касается бессмертных богинь, то здесь всё так и есть.
Из трех сестер Зевса самой умной была Гестия. Из-за этого она никогда не вышла замуж – кому из смертных или бессмертных захочется иметь жену, которая умнее его самого. Тем не менее, древние греки и особенно древние гречанки чтили Гестию как богиню семейного очага и молились ей, когда этот очаг неважно горел.
Две других сестры Зевса – Гера и Деметра – были красавицами, но немного менее умными, чем Гестия. Зевс не сомневалоя, какую жену ему выбрать, конечно, красивую, а ума у него и у самого достаточно. Гера стала официальной женой Зевса и царицей богов, Деметра же, богиня плодородия, тоже стала его женой, но менее официальной. Она родила Зевсу дочь Пеpсефону, которую называют также Ко’рой. Плутон, брат Зевса и властитель подземного царства, влюбился в Персефону и как-то за рюмкой нектара поведал Зевсу, что хотел бы жениться на ней. Зевс ответил Плутону, что он его уважает, но ничего не выйдет: Деметра не отпустит дочь к нему в Аид, к тому же она знает, что от подземного бога не может быть никакого потомства. Плутон хлебнул еще нектара и спросил:
– А если я ее украду?
– Вряд получится, но попробуй, я возражать не буду.
Персефона в то время была еще совсем юной и любила играть в куклы со своими подругами нимфами на том лугу, где Деметра вырастила для нее множество прекрасных цветов. Плутон упросил свою бабку Гею вырастить на этом же лугу еще один цветок, который был красивей прежних и издавал сладкий дурманящий запах. Персефона, увидев его, захлопала в ладоши, но как только она коснулась его своим пальчиком, земля разверзлась и появился Плутон на колеснице, запряженной четверкой черных коней. Он схватил Персефону, которая из за действия цветка не могла ни шевельнуться, ни маму позвать, и увез в подземное царство.
Только один Гелиос видел как исчезла Персефона и, когда Деметра, взяв светильник, стала ночью и днем бродить по земле, разыскивая дочь, назвал ей имя похитителя. Догадавшись, что Плутон мог так сделать только с ведома Зевса, Деметра, разгневанная на своих братьев, покинула небо, приняла вид смертной женщины и пришла в Элевсин. Женщины из дворца Келея, царя Элевсина, пригласили ее сесть подле них, и одна из служанок по имени Ямба, будучи навеселе, сказала какую-то шутку, говорят, что не очень приличную, но заставившую богиню улыбнуться. С тех пор сохраняется обычай во время праздника Фесмофорий, который устраивается в честь Деметры и празднуется одними женщинами, говорить неприличные шутки. Это побуждает Деметру вспомнить о добром к ней отношении и увеличить плодородие полей. Многие наши женщины тоже любят неприличные шутки, но произносят их не во время Фесмофорий, а когда попало, поэтому эти шутки не приносят им никакой пользы.
У супруги Келея Метаниры был ребенок, и Деметра стала его нянчить. Желая сделать мальчика бессмертным, богиня ночью клала дитя в огонь, но однажды Метанира увидела это и громко закричала; дитя погибло, уничтоженное огнем, Деметре же пришлось явить свою божественную сущность. Тем временем земля перестала давать плоды, и Зевс вынужден был повелеть Плутону вернуть Персефону на землю. Плутон дал ей зерен граната, и она съела их, не зная, что вследствие этого брак делается нерасторжимым, хотя об этом и тогда, и сейчас известно каждому эллину и поедание граната до сих является в Греции важным элементом брачного ритуала (мы, к сожалению, этот хороший способ не применяем, хотя гранаты теперь продаются в каждом магазине).
Дело было при свидетеле, каковым оказался Аскалаф, сын подземной реки Ахеронта и нимфы подземного озера Гериопы. После того как он, присягнув водой Стикс, подтвердил, что гранат Кора ела, та была принуждена третью часть каждого года оставаться у Плутона (и в это время земля перестает плодоносить). Остальное время Персефона находится с матерью. Аскалафа же разгневанная Деметра превратила в филина.
Старшему из сыновей Келея и Метаниры Триптолему Деметра изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала не виданные прежде зёрна, которыми Триптолем, поднявшись к небу, засеял землю. Так на земле появилась пшеница.
6. ГЕРМЕС. Атлант, сын титана Иапета был женат на Океаниде Плейоне и имел семь дочерей, которых почему-то называют не Атлантидами, а по имени матери – Плеядами. Три Плеяды стали возлюбленными Зевса: Майя, ро дившая бога Гермеса, Тайгета, родившая Лакедемона, и Электра, родившая Дардана и Иасиона. Две Плеяды удостоились внимания Посейдона: Алкиона, родившая Гириея и Гиперенора, и Келено, родившая Лика. Плеяда Стеропа родила от Ареса Эномая. Лишь самая младшая из Плеяд Меропа пренебрегла богами и вышла замуж за смертного Сизифа, который, кстати, тоже не любил богов и делал им всяческие пакости. Меропа родила Сизифу сына Главка, а от него родился Беллерофонт. Плеяды вместе с их родителями были, в конце концов, все превращены богами в звезды и помещены в созвездии Телец.
Гомер называет еще дочерью Атланта ту Калипс;, которая семь лет держала Одиссея на своем острове Огигии, но если Гомер прав, то Калипсо является дочерью Атланта никак не от Плейоны, поскольку Плеядой ее никто никогда не называл. Впрочем есть и такие, кто приписывает Калипсо совсем других родителей.
Майя, старшая из дочерей Атланта, в честь которой римляне впоследствии назвали месяц май, родила Гермеса в пещере горы Киллена, находящейся в Аркадии. Когда он лежал еще в колыбели, завернутый в пеленки, он выбрался из них, отправился в Пиерию и там украл коров, которых пас бог Аполлон (богам в то время чего только ни приходилось делать). Привязав к ногам коров ветки, заметающие следы, Гермес погнал их к Пелопоннесу, спрятал в пещере и после этого быстро возвратился в Киллену. Перед пещерой он увидел черепаху, поймал ее и из ее щита сделал первую лиру. Аполлон же, обнаружив пропажу, при помощи искусства гадания открыл вора и пришел в Киллену. Майя показала ему Гермеса, спящего в своей колыбели сном праведника. Тогда Аполлон отнес его к Зевсу и стал требовать обратно своих коров. Отец обоих богов приказал Гермесу отдать похищенное, но тот все отрицал. Убедить Аполлона он, однако, не смог и тогда привел его в Пилос и отдал коров. Пока Аполлон выгонял их из пещеры, Гермес играл на лире, и его игра так понравилась Аполлону, что он отдал Гермесу часть стада в обмен на лиру. Лукиан из Самосаты, который утверждал, что знает, о чем разговаривают боги, передает такой диалог:
Г е ф е с т. Аполлон, ты видел новорожденного ребенка Майи? Как он красив! И всем улыбается. Из него выйдет что-нибудь очень хорошее, это уже видно.
А п о л л о н. Ты ожидаешь много хорошего от этого ребенка? Да ведь он старше Иапета, если судить по его бессовестным проделкам!
Г е ф е с т. Что же дурного мог сделать новорожденный ребенок?
А п о л л о н. Спроси у Посейдона, у которого он украл трезубец, или Ареса: у него он тайком вытащил меч из ножен, не говоря уже о том, что у меня он украл целое стадо.
Г е ф е с т. Как! Новорожденный ребенок, который еще с трудом держится на ногах?
А п о л л о н. Сам можешь убедиться, Гефест, пусть он только подойдет к тебе.
Г е ф е с т. Ну вот он и подошел.
А п о л л о н. Что же? Все твои орудия на месте? Ничего не пропало?
Г е ф е с т. Все на месте, Аполлон.
А п о л л о н. Посмотри хорошенько.
Г е ф е с т. Клянусь Зевсом, я не вижу клещей!
А п о л л о н. Увидишь их – в пеленках у мальчика.
Г е ф е с т. Вот ловкий на руку! Словно он уже в утробе матери изучил воровское искусство.
А п о л л о н. Ты не слышал еще, как он быстро и красноречиво говорит. И прислуживать нам уже начинает. А вчера вызвал Эрота на борьбу и в один миг победил его, не знаю каким образом подставив ему подножку, а потом, когда все стали его хвалить и Афродита взяла его к себе на руки, он украл у нее пояс, а у Зевса, пока тот смеялся стащил скипетр, и если бы огнемет не был так тяжел и не был таким огненным, он, наверное, стащил бы и его.
Г е ф е с т. Да это какой-то чудесный мальчик.
А п о л л о н. Мало того: он уже и музыкант.
Г е ф е с т. С чего ты взял?
А п о л л о н. Нашел где-то мертвую черепаху – и вот сделал из нее музыкальный инструмент: прикрепил два рога, соединил их перекладиной, вбил колки, вставил кобылку, натянул струны и стал играть очень складно. Это еще не все: Майя рассказывала, что он ночью не остается на небе, а от нечего делать спускается в преисподнюю, очевидно с тем, чтобы и оттуда что-нибудь стащить. И крылья есть у него, и он сделал какой-то жезл, обладающий чудесной силой; с этим жезлом в руке он ведет души и спускает умерших в подземное царство.
Г е ф е с т. Я дал ему этот жезл поиграть.
А п о л л о н. За это он прекрасно отблагодарил тебя: клещи-то.
Г е ф е с т. Хорошо, что ты мне напомнил. Пойду отберу у него клещи, если, как ты говоришь, они спрятаны в его пеленках.
Когда Гермес вырос, Зевс сделал его своим вестником. Гера, узнав об этом, решила, что и ей нужен вестник, и поставила на эту должность Ириду (т. е. Радугу), дочь Тавманта. Что же касается Гермеса, то у него оказалось много других обязанностей. Он собирает души умерших и доставляет к переправе, где Харон забирает их в свою лодку и перевозит в Аид. Гермес также покровительствует торговле и путешествиям, его изображения до сих пор помещают на эмблемах банков, торговых фирм и пароходств. Гермес научил продавцов как лучше упаковывать товары, поэтому хорошую упаковку они стали называть герметической. Потом химики так стали называть упаковку своих колб и пробирок, не допускающую проникновение воздуха или воды. В наше время герметически упаковывают еще водолазов и космонавтов. Своим покровителем когда-то считали Гермеса воры, помня, как он украл коров у Аполлона. Нынешние воры уже не ищут небесных покровителей, однако нередко находят земных.