Договор комплексного обслуживания что это
Комплексное банковское обслуживание
Комплексное банковское обслуживание (КБО) — услуга, предоставляемая рядом банков с целью сокращения издержек при обслуживании физических лиц. Услугами, предоставляемыми в рамках КБО, зачастую являются открытие и ведение счетов физических лиц, выпуск и обслуживание пластиковых карт, обслуживание с использованием различных систем дистанционного банковского обслуживания.
Характерной особенностью КБО является то, что в тексте заявления на присоединение к КБО не указаны все условия оказания услуг, но имеется отсылка к правилам (условиям), размещенным на сайте или офисах банка, с которыми клиенту необходимо ознакомиться самостоятельно. Также в случае обращения в офис банка по желанию клиента ему могут предоставить правила (условия) комплексного банковского обслуживания для ознакомления. Правила (условия) КБО являются неотъемлемой частью договора комплексного банковского обслуживания.
При заключении договора КБО необходимо внимательно ознакомиться с правилами обслуживания и стараться не допускать неоднозначности или недопонимания в тексте правил. Стоит обратить внимание на то, имеет ли право банк изменять условия оказания услуг без оповещения или согласия клиентов (например, изменять условия вкладов, обслуживания пластиковых карт или системы дистанционного обслуживания, вводить дополнительные комиссии за оказание услуг).
Оформление продуктов в банке, использующем систему комплексного банковского обслуживания, осуществляется посредством заявлений, а не договоров. При этом «заявление на открытие» имеет такую же юридическую силу, что и договор.
Средства, размещенные во вклады в рамках КБО, являются застрахованными в соответствии с законом «О страховании вкладов физических лиц» и будут компенсированы государством в установленных пределах в случае отзыва лицензии у банка. Однако следует сохранять все документы, подтверждающие внесение вклада, дополнительных взносов и совершение операций по частичному изъятию средств для упрощения процедуры подтверждения суммы страхового возмещения.
Договор комплексного обслуживания что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное письмо Банка России от 23 июля 2021 г. № ИН-06-59/55 «О заключении договора комплексного банковского обслуживания, содержащего условие об одновременном заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора»
Данные практики реализуются в том числе при обращении клиентов в кредитную организацию для заключения договора комплексного банковского обслуживания посредством представления кредитными организациями таким клиентам формы документа, содержащей заранее установленное согласие клиента на заключение в рамках договора комплексного банковского обслуживания договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора, например, путем присоединения к регламентам о брокерском и депозитарном обслуживании. При этом клиенты не информируются о том, что договор комплексного банковского обслуживания является смешанным и включает в себя элементы договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора.
Наличие заранее установленного согласия может ввести клиента в заблуждение относительно заключаемого им договора комплексного банковского обслуживания и привести к нарушению его законных прав и интересов.
В частности, без надлежащего информирования кредитной организацией клиентов о составе предлагаемых услуг в рамках договора комплексного банковского обслуживания может быть заключен договор о брокерском обслуживании и депозитарный договор с клиентами, в отношении которых законодательством Российской Федерации и (или) трудовым договором установлены ограничения по владению ценными бумагами и приобретению финансовых инструментов.
Таким образом, ввиду наличия рисков неинформирования и/или ненадлежащего информирования клиентов о составе и характере приобретаемых ими финансовых услуг в рамках банковского обслуживания, а также в целях повышения доверия к финансовому рынку со стороны потребителей финансовых услуг, Банк России рекомендует исключить из деятельности кредитных организаций практику предложения клиентам договоров комплексного банковского обслуживания, содержащих заранее установленное кредитной организацией условие об одновременном заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора без получения на это отдельного согласия клиента.
В этой связи в случае, если подтверждение намерения клиента заключить договор комплексного банковского обслуживания осуществляется кредитной организацией посредством использования единой формы документа (в том числе с использованием дистанционных сервисов), Банк России рекомендует обеспечить предварительное уведомление клиента о наличии в договоре комплексного банковского обслуживания условий о заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора и предусмотреть возможность самостоятельного проставления клиентом отдельного согласия на заключение таких договоров в рамках указанного документа. При этом в наименование такого документа представляется целесообразным включать указание на наличие соответствующих условий.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первый заместитель Председателя Банка России | С.А. Швецов |
Обзор документа
Кредитным организациям рекомендуется исключить практику предложения клиентам договоров комплексного банковского обслуживания, содержащих заранее установленное условие об одновременном заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора, без получения на это отдельного согласия клиента.
Если намерение клиента заключить договор комплексного банковского обслуживания подтверждается единой формой документа, в т. ч. с использованием дистанционных сервисов, то нужно предварительно уведомить клиента о наличии в указанном договоре условий о заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора. Также следует предусмотреть возможность самостоятельного проставления клиентом отдельного согласия на заключение таких договоров в рамках указанного документа. При этом в наименование договора целесообразно включать указание на наличие соответствующих условий.