Договор открытое небо что это значит
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами-участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации 26 мая 2001г. (Федеральный закон № 57-ФЗ), вступил в силу 1 января 2002 года. Государства-депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.
На сегодняшний день участниками ДОН являются 33 государства (США вышли из ДОН 22 ноября 2020 г.): Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу.
ДОН зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере. Он предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.
Государство-участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям Договора. Страны НАТО наблюдательные полёты над территориями друг друга не выполняют.
Каждая страна-участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.
Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем Российская Федерация первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах открытого неба Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.
С 2017 года в русле общей антироссийской линии Вашингтон стал ужесточать свои подходы. Так, с 1 января 2018 года США перестали предоставлять России разрешение на отход от американских правил воздушного движения и норм авиационной безопасности, изменили специальные процедуры для выполнения наблюдательных полётов над Гавайскими островами, отказались предоставлять ночёвки на некоторых своих авиабазах США и установили ограничения для наблюдательных полётов над территорией Алеутских островов.
В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.
В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН о распределении квот полётов, в котором была предусмотрена миссия над её территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной границы на Кавказе. Мы же исходим из того, что в соответствии с ДОН наблюдательные полёты проводятся не ближе 10 км от границ Абхазии и Южной Осетии, не являющихся государствами-участниками Договора.
Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге в октябре 2018 г. было утверждено распределение квот наблюдательных полётов, а затем возобновлено выполнение миссий в полном объеме.
22 ноября 2020 г. США вышли из ДОН, ссылаясь на «нарушения» Российской Федерацией Договора:
Усилия России по сохранению Договора не нашли отклика ни в Вашингтоне, ни в столицах стран-союзниц США. И хотя государства-участники поддерживали ДОН, высказывали сожаление в связи с решением Д.Трампа, но вместе с тем солидаризировались в оценке, что такой шаг США был «обоснованным».
Более весомые российские озабоченности (см. Приложения) нашими партнёрами, как обычно, игнорировались.
22 декабря 2020 г. МИД России направил государствам-участникам ДОН ноту о необходимости предоставить Российской Федерации до 1 января 2021 г. гарантии непередачи государствам, не участвующим в ДОН, информации, полученной в ходе наблюдательных полётов, а также подтвердить возможность беспрепятственного проведения российских наблюдательных полетов над территориями государств-участников, включая объекты США.
С учётом интересов национальной безопасности Президентом Российской Федерации принято решение о начале внутригосударственных процедур по денонсации Договора. При этом их осуществление не форсировалось, поскольку сохранялась вероятность пересмотра нынешней администрацией США решения Д.Трампа о выходе из ДОН.
Однако 27 мая государственный департамент США официально уведомил МИД России, что США не намерены возвращаться в Договор.
Федеральный закон о денонсации ДОН единогласно принят 19 мая Государственной Думой, 2 июня единогласно одобрен Советом Федерации, 7 июня подписан Президентом Российской Федерации.
18 июня вступили в силу Федеральный закон и Постановление Правительства Российской Федерации о выходе России из группы государств-участников ДОН, а также направлены соответствующие уведомления государствам-участникам и депозитариям.
О нарушениях Договора по открытому небу со стороны США
Своими заявлениями и действиями США подстрекали другие государства-участники (прежде всего Грузию) к нарушению ДОН. Они также направляли для выполнения миссий открытого неба старые самолёты в неудовлетворительном техническом состоянии, что создавало угрозу жизни и здоровью американских и российских участников полётов.
О претензиях к странам Запада помимо США в контексте Договора по открытому небу
Великобритания и Франция до сих пор (с 2002 г.) не предоставили информацию по процедурам выполнения наблюдательных полётов над удалёнными территориями, тем самым препятствуя их проведению.
Великобритания, Норвегия и Канада устанавливали не предусмотренные Договором ограничения высоты полёта, препятствуя использованию сертифицированных конфигураций российских самолётов наблюдения.
Канада исключила возможность проведения наблюдательных полётов над своей территорией и над территорией США, отказавшись предоставить достаточное количество промежуточных посадок для российских самолётов Ан-30Б; не соблюдала установленные сроки и порядок выдачи виз назначенному персоналу.
Польша, Турция вводили запрет или ограничения на полёты над запретными зонами и в опасном воздушном пространстве, не соответствующие положениям ДОН и рекомендациям ИКАО.
Грузия с 2012 г. перестала принимать российские миссии над своей территорией, грубо нарушая Договор.
Россия не выйдет из договора об открытом небе вслед за США
Россия не будет вслед за США выходить из договора об открытом небе, заявил 22 мая заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. «В договоре на сегодняшний день 34 государства. США запустили процедуру выхода, но после их выхода в нем останется 33 государства или меньше. Но это все равно не означает, что договор прекратит свое существование», – сказал он во время онлайн-дискуссии, организованной Фондом имени А.М.Горчакова.
Договор об открытом небе (ДОН) был подписан в 1992 г. и вступил в силу в 2002 г., его участниками, помимо России, являются США, другие члены НАТО и ряд европейских стран, включая Украину и Белоруссию. Согласно договору страны-участницы имеют право на воздушные инспекции других стран в соответствии с установленными квотами и по заранее определенным маршрутам. В последние годы США и близкие к ним страны вроде Грузии неоднократно обвиняли Россию в нарушениях договора, которые выражались в запрете полетов в десятимильной полосе около границ Абхазии и Южной Осетии (полеты вдоль границ третьих стран запрещены, но Запад не признает независимость этих республик), ограничениях по времени в полетах над Калининградской областью (по мнению России, это мешало полетам гражданских самолетов) и над местом проведения учений «Центр-2019». Россия, в свою очередь, указывала на наложенные США ограничения и позднее согласилась с полетами вдоль границ Абхазии и Южной Осетии, а также выразила готовность к компромиссу по полетам над Калининградской областью.
Тучи над Договором об открытом небе
Сложно сказать, можно ли будет сохранить договор после выхода США, говорит эксперт стокгольмского института SIPRI Пётр Топычканов. США своим решением создали условия, при которых у России есть множество способов реагирования, в том числе и отложенный выход из ДОН, отмечает он. Даже если Россия не выйдет из договора, это не будет означать, что соглашение продолжит функционировать как раньше, полагает Топычканов. Неясно, по его словам, и то, насколько договор будет нужен России и насколько он останется эффективным для инспекций над Европой. «Хлопать дверью» российской стороне, может, и не нужно, но будущее соглашения зависит от успеха дипломатических усилий России и европейских стран при обсуждении его будущего, подчеркивает эксперт. По его мнению, сам по себе договор важен теперь не для контроля за военной активностью другой стороны, а как политическая мера доверия.
На данный момент наиболее формализованной реакцией европейских союзников США на выход Вашингтона из договора стало совместное заявление МИДов Бельгии, Чехии, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Италии и Швеции, говорит эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. В этом документе они выражают сожаление в связи с желанием США выйти из договора и, хотя и разделяют часть опасений по поводу его выполнения Россией, указывают, что ДОН критически важен и полезен для европейской безопасности. В заявлении также подтверждается, что эти страны планируют продолжать участвовать в договоре. Судя по дальнейшим уточнениям, в качестве претензий к России они всерьез рассматривают вопрос ограничений на длительность полетов над Калининградской областью и планируют продолжать уговаривать Москву снять это ограничение, констатирует эксперт. Откровения госдепартамента США о том, что посредством наблюдательных полетов «русские собирают информацию о целях из гражданской инфраструктуры для крылатых ракет», эти страны предпочли не комментировать, отмечает Ермаков. По его мнению, европейцы будут стараться сохранить ДОН. Однако примечателен список подписантов заявления – в основном это «старые» члены альянса, умеренные партнеры НАТО, но среди них нет Великобритании и «восточного фланга»: Польши, Прибалтики и Румынии, обращает внимание эксперт. Возможно, стоит ожидать от них каких-то сюрпризов в деле верности заокеанскому сюзерену, но пока судить рано, считает Ермаков.
Открытая правда
В качестве примера он сослался на такой факт. Сразу после выхода США из Договора по ПРО американцы развернули масштабные работы по созданию стратегической системы противоракетной обороны. На ее создание уже потрачены сотни миллиардов долларов американских налогоплательщиков. А с появлением гиперзвуковых ракетных систем американский ВПК потребует новых сотен миллиардов долларов для доведения возможностей созданной системы до приемлемого уровня эффективности. А это как раз и требуется американским промышленникам, сделал вывод российский эксперт.
Теперь что касается Договора по открытому небу. Еще 22 мая этого года Вашингтон заявил о том, что через шесть месяцев США выйдут из этого соглашения. В качестве предлога был использован тезис о якобы имевших место нарушениях России. Это заявление американского правительства не нашло широкой поддержки даже в самих Соединенных Штатах.
Между тем, известно, что в ходе совместного наблюдательного полета США, Латвии и Литвы, проведенного с 18 по 21 февраля этого года, Россия не стала препятствовать воздушной инспекции Калининградской области, хотя ее дальность пусть и незначительно, но превышала установленное ограничение параметр в 500 км. Тем самым, по мнению Рыжкова, наша страна подтвердила готовность к поиску компромисса по вопросу о максимальной наблюдательных полетов над этим регионом РФ.
Далее. Начальник Национального центра по уменьшению ядерной опасности РФ не сомневается, что разногласие по ДОН носит политический характер. США и их союзники считают нарушением договора тот факт, что Россия отказывает иностранным государствам в проведении полетов в десятикилометровой полосе вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией. Мы же опираемся на пункт договора, согласно которому, цитируем, «полеты проводятся не ближе 10 км от границы государства, не являющегося его участником». При этом Россия признает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, а Тбилиси, Вашингтон и другие члены НАТО нет.
По собственному опыту он знает, что при реализации договоров в сфере контроля над вооружениями имеют место разного рода спорные ситуации как правового, так и технического характера. А в реализации ДОН участвуют 34 государства, и у каждого есть свое понимание тех или иных положений договора. Но эти вопросы обычно спокойно решаются в рамках консультативной комиссии.
Все это говорит о том, что действительные причины выхода США из ДОН не те, которые декларируются американцами. Для этого есть как минимум две причины. Первая, как считает Рыжков, связана с желанием американцев поставить под контроль весь космос (системы связи, навигации, контроля космического мусора, дистанционного зондирования земли и др.), и на этом хорошо зарабатывать в будущем, продавая соответствующие материалы.
Как говорилось в то время в американских СМИ, против выдачи России разрешения на использование новейшей аппаратуры выступали, помимо законодателей, и спецслужбы США. Однако госдепу удалось разъяснить, что в соответствии с Договором по открытому небу Россия имеет право модернизировать камеры. Словом, убедить руководство своей страны в важности соблюдения этого многостороннего соглашения.
Еще больше ситуация обострилась после успешной международной сертификации российских самолетов наблюдения Ту-154МЛк-1 в 2016 году и Ту-214ОН в 2018 году. А первый наблюдательный полет с отечественной цифровой аппаратурой наблюдения над США осенью 2017-го еще больше подстегнул противников «открытого неба» в Штатах.
Ведь всем стало очевидно, что при внедрении в Договор передовых технологий Россия опережает партнеров примерно на 6-7 лет.
Осторожно, небо закрывается: почему Россия выходит из ДОН
Россия вслед за Соединенными Штатами покидает Договор по открытому небу. Причина в том, что европейские союзники отказались гарантировать непередачу ее данных в США и не стали подтверждать ее доступ к американским объектам в Европе. Точные сроки выхода РФ неизвестны. Тем не менее, как рассказал «Известиям» глава российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов, Россия продолжит участвовать в связанных с договором мероприятиях вплоть до окончания своего в нем членства. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, нынешнее российское заявление можно расценить как сигнал к США и их союзникам по НАТО, который еще реально отыграть назад.
Необратимый исход
15 января российская сторона официально объявила, что вслед за Соединенными Штатами она выходит из Договора по открытому небу (ДОН). Как говорится в сообщении МИД РФ, Москва «выдвинула конкретные, соответствующие фундаментальным положениям договора предложения по поддержанию его жизнеспособности в новых условиях». «С сожалением констатируем, что они не получили поддержки со стороны союзников США», — подчеркнули в ведомстве.
Американцы окончательно покинули ДОН 22 ноября 2020 года. Как сказал «Известиям» глава российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов, этот шаг «коренным образом изменил конфигурацию, заложенную при формировании режима открытого неба, и нарушил баланс интересов государств-участников».
— Когда Вашингтон покинул договорное поле и снял с себя обязательства по приему наблюдательных полетов над своей территорией, тенденция к разрушению ДОН приобрела необратимый характер, — подчеркнул дипломат.
Еще до выхода США Россия назвала условия, при которых она может остаться в соглашении. Так, отвечая 12 ноября на вопросы журналистов, шеф российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что Москва выдвинула остальным 32 подписантам два требования:
1. Они не должны ограничивать российские наблюдательные полеты над своей территорией и таким образом оставят за Россией возможность следить за американскими объектами в Европе.
2. Они предоставят Москве письменные гарантии того, что данные, собранные ими на территории РФ, не будут переданы США.
Именно эти пункты должны были «поддержать жизнеспособность ДОН в новых условиях». Ответ на свою ноту, в которой шла речь о непередаче информации, Россия ждала до 1 января. В конце декабря ей пришел коллективный ответ от 16 стран, еще несколько государств прислали свои ноты по двусторонним каналам.
Выполнять российские требования европейские союзники отказались: во-первых, США не требуют от них ограничить наблюдательные полеты РФ над своими объектами; во-вторых, запрет на передачу данных странам, не участвующим в ДОН, уже в договоре прописан, и вновь его переподтверждать союзники нужным не считают.
— В этих обстоятельствах руководство страны приняло решение о начале внутригосударственных процедур по выходу России из ДОН, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности. По их окончании депозитарии ДОН — Венгрия и Канада — будут об этом официально уведомлены, — сказал Константин Гаврилов.
Можно ли спасти договор?
После того как США вышли из ДОН, звучали предположения, что при новом руководстве Вашингтон к договору всё же вернется. Так, Джо Байден, еще будучи кандидатом в президенты, высказывался резко против решения Дональда Трампа покинуть этот документ. Ведь, по его словам, он нужен Штатам для того, «чтобы противостоять России и решать проблемы, связанные с соблюдением договора этой страной».
— При Дональде Трампе произошел коллапс всего процесса контроля над вооружениями, — сказал «Известиям» старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Виктор Мизин. — У нас была такая надежда, что Джо Байден придет и мы вернемся к процессу контроля над вооружениями. Хотелось бы, чтобы хоть какие-то консультации по ДОН начались, — для Байдена это было бы полезно и с имиджевой точки зрения: так он мог бы сказать, что исправляет ошибки Трампа.
Самолет Boeing OC-135B
О своем выходе Россия объявила за пять дней до начала работы новой американской администрации — инаугурация Джо Байдена запланирована на 20 января. Казалось, стоило бы дождаться, что насчет ДОН скажет новое руководство, но в Москве уверены: вступить в договор заново Джо Байдену не позволит конгресс. Как сказал ТАСС глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков, сейчас политика США «диаметрально противоположная любым договоренностям в области контроля над вооружениями».
— Заявление о выходе, на мой взгляд, — это сигнал администрации Байдена и НАТО. В нем ведь не сказано, что мы выходим окончательно, что все мосты сожжены и говорить больше не о чем, — пояснил «Известиям» глава Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. — Там указано, что работа началась. Но это не значит, что она обязательно завершится решением о выходе. Выдвинутые Россией условия — это своего рода проверка того, насколько союзники заинтересованы в сохранении договора. Однако если ничего не изменится, то свое намерение о выходе Москва выполнит.
Выход из соглашения подразумевает принятие в РФ соответствующего федерального закона с последующим уведомлением депозитариев ДОН. После этого у Москвы будет еще полгода на то, чтобы отозвать свое решение. В противном случае в документе останется 32 страны, для которых в наблюдении за территориями друг друга принципиального интереса нет.
По словам Владимира Ермакова, выход России из ДОН — «непростой процесс, требующий согласования», а потому точные сроки прекращения российского участия в документе неизвестны. Пока же российская делегация остается полноправным участником всех связанных с ДОН механизмов.
Директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Министерства иностранных дел России Владимир Ермаков
— Вплоть до выхода России из договора мы продолжим участвовать в пленарных заседаниях консультативной комиссии по открытому небу и ее неофициальных рабочих групп, — подчеркнул в беседе с «Известиями» Константин Гаврилов.
Что касается европейских союзников, то новость о выходе России из договора они восприняли относительно спокойно. Как сказал представитель НАТО, заявление РФ члены альянса «приняли к сведению». Сами же они «продолжат тесные консультации по вопросам будущего контроля над вооружениями» и «остаются открыты для диалога». При этом в альянсе вновь поддержали позицию Вашингтона, который при выходе из ДОН обвинил Москву в избирательном выполнении соглашения.
— Меры укрепления доверия по типу ДОН было бы возможно включить в более широкое соглашение по контролю над вооружениями между Россией и США/НАТО, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай» Ричард Вайц. — Оно могло бы включить некоторую комбинацию документов: поправки к Венскому документу [об укреплении доверия и безопасности], восстановление ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе. — «Известия»), ограничения на системы РСМД, а также ограничения и меры верификации после СНВ-3.
Эти аспекты контроля над вооружениями обсуждаются в экспертной среде. Однако на то, чтобы достичь реального пакетного соглашения такого рода, могут потребоваться многие годы, подытожил Ричард Вайц.
Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня с учетом России в договоре участвуют 33 страны.
Документ регламентирует режим полетов над территорией стран-участниц для наблюдения за их военной деятельностью в пределах обговоренных ограничений. ДОН контролирует ход полетов и обработку сведений, а также очерчивает требования к самолетам, которые не оснащены каким-либо вооружением, и наблюдательной аппаратуре на борту. Вся собранная информация поступает в доступный всем участникам банк данных. При этом маршрут должен проходить не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое ДОН не подписывало.