Договор с этажами к чему обязывает
Заключили договор с агентством недвижимости Этажи. Договор считается расторгнутым, если они или мы сами продадим квартиру.
Заключили договор с агентством недвижимости Этажи. Договор считается расторгнутым, если они или мы сами продадим квартиру. Так и случилось, мы сами продали квартиру. Но в договоре есть пункт
2.2.5. не отчуждать Объект недвижимости без участия Исполнителя лицу, найденному Исполнителем, намеренному приобрести данный объект недвижимости или его родственникам, а также третьему лицу, который получил информацию об Объекте недвижимости от Исполнителя или от потенциального Покупателя, найденного Исполнителем, а также иными лицами, получившими информацию об Объекте недвижимости от Исполнителя;
Теперь с нас требуют комиссию, объясняя тем, что у нас купил квартиру дальний родственник тех людей, которых приводили к нам на осмотр. Правомерно ли это? Откуда мы можем узнать кто с кем в родстве? Что нам грозит? Спасибо!
Ответы на вопрос:
Нет это не правомерно. Согласно ст. 421 ГК РФ каждый вправе заключать гражданско-правовые договоры на условиях и со стороной по собственному усмотрению. Никто не может быть понужден к заключению договора. Условие, предусмотренное в договоре с агентством нарушен принцип, установленный ст. 421 ГК РФ (свобода договора).
Агентство вправе обратиться в суд с требованием о взыскании комиссии, а Вы вправе обратиться со встречным иском и признать договор в этой части недействительным.
У меня была практика по таким спорам.
Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.
Ничего вы им не должны.
Похожие вопросы
Был заключён договор с риэлтором о продаже квартиры. Покупателя нашёл сам. решил расторгнуть договор. Компания предъявляет 300000 руб. якобы за работу. Хотя ни одного покупателя не приводили. Верно ли это?
Как правильно расторгнуть договор с агентством недвижимости. Был заключён договор с агентством на 3 месяца на продажу квартиры. Агентство нашло покупателя. Покупатель оказался соседом, ранее не знакомый. Но дело не в этом. Теперь агентство тянет время и ждёт от покупателя предоплаты и навязывает ему свои услуги. А покупатель не хочет вносить предоплату, и. к. У них ипотека и свой оценщик. Покупатель хочет совершить сделку с продавцом напрямую. Спросили у агентства на счёт расторжения договора. Агентство ответило, если продадим этому покупателю, будем платить комиссию. Договора купли-продажи нет. Агентство только нашло покупателя. Никакие деньги не вносились. Договор без печати. Правомерно ли это. И как правильно расторгнуть договор, если покупатель и агентство не хотят вместе работать.
Заключен договор с агентством Этажи на продажу квартиры. Из-за покупателей сделка сорвалась. Потратили время, деньги на справки, нервы и еще сорвалась сделка по покупке уже новой квартиры из-за этого.
В договоре прописано, что деньги Этажам только по факту совершенной сделки.
Нам нет больше смысла продавать квартиру.
Хотим расторгнуть договор с Этажами.
Нам нужно написать заявление, написать, что этот день считать днём расторжения нашего договора.
А как я пойму, что они действительно это день приняли днём расторжения?
Договор с этажами к чему обязывает
Настоящее Положение принято в целях повышения потребительских свойств риэлторской услуги. Ввод в действие настоящего Положения «О гарантийных обязательствах» (далее по тексту – «Положение») прямо не обусловлен требованиями гражданского законодательства РФ, в т.ч. законодательства о защите прав потребителей. Обязательства Компании, принимаемые на себя в соответствии с настоящим Положением, являются проявлением доброй воли Компании в отношении своих Клиентов.
2. Определения
При толковании определений и положений настоящего Положения во внимание принимается буквальное значение содержащихся в них слов и выражений в смысловой взаимосвязи со всеми условиями настоящего Положения, при этом расширительное толкование данных терминов не допускается. Определения терминов приняты исключительно в рамках настоящего Положения, подлежат применению только в настоящем Положении, Гарантийном сертификате и могут отличаться от определений аналогичных терминов, содержащихся в иных документах или нормативных актах.
В настоящем Положении используются следующие термины с соответствующими определениями:
Компания – Общество с ограниченной ответственностью «Этажи», расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Курильская, 38, оф. 11н;
Клиент – физическое лицо-покупатель, заключившее с Компанией Договор оказания услуг по покупке объекта недвижимости, выполнившее все его условия;
Гарантийный сертификат – документ, выполненный на специальном бланке, подтверждающий принятие Клиентом условий настоящего Положения (форма гарантийного сертификата, указана в Приложение №1);
Договор – договор оказания услуг по покупке Объекта недвижимости, заключенный между Клиентом и Компанией;
Объект – объект недвижимости: жилое помещение и/или жилой дом, и/или земельный участок, право собственности на который зарегистрировано на Клиента;
Договор купли-продажи – договор, послуживший основанием регистрации права собственности Клиента на Объект;
Сделка – действия сторон Договора купли-продажи, направленные на изменение субъекта права собственности на Объект, в т.ч. заключение Договора купли-продажи Объекта, его государственная регистрация, фактическая передача Объекта Клиенту, а также исполнение в полном объеме денежных обязательств и иных обязательств перед собственником Объекта по Договору купли-продажи;
Гарантийные обязательства – обязательство Компании по предоставлению Клиенту безвозмездного юридического сопровождения в виде правовых процедур, связанных с защитой от потери права собственности Клиента на Объект, только по рискам, определенным настоящим Положением.
3. Общие положения
3.1. С настоящим Положением можно ознакомиться в Компании в уголке потребителя или получить на стойке ресепшн, а также можно в любое время ознакомиться на интернет-сайте Компании.
3.2. Правом на получение безвозмездной юридической помощи от Компании обладает только Клиент.
3.3. Получение Клиентом Гарантийного сертификата и принятие им требований настоящего Положения является правом Клиента. Предъявив Компании Гарантийный сертификат, Клиент подтверждает, что он ознакомлен с настоящим Положением, он принимает его условия в полном объеме. Без принятия Клиентом условий настоящего Положения и наличия оригинала Гарантийного сертификата Клиент теряет право на получение безвозмездной юридической помощи от Компании в полном объеме.
3.4. Изменение норм настоящего Положения по требованию Клиента не предусмотрено.
3.5. Клиент, не согласный с нормами настоящего Положения, вправе отказаться от получения Гарантийного сертификата и предъявления его Компании. В этом случае действие настоящего Положения на Клиента не распространяется.
3.6. Клиент, получивший от Компании безвозмездную юридическую помощь, обязуется не предъявлять Компании какие-либо требования, связанные с оказанием ему услуг по приобретению Объекта.
3.7. Гарантийные обязательства Компании вступают в силу с момента регистрации права собственности Клиента на Объект и действуют в течение одного года.
3.8. Права на гарантийные обязательства Компании не передаются правопреемникам Клиента, в т.ч. не наследуются и не переуступаются.
3.9. При принятии решения о гарантийных обязательствах Компании, применяется редакция Положения, действовавшая на момент возникновения права собственности Клиента на Объект или Долю.
4. Обязательства сторон
4.1. Компания обязуется:
4.1.1. осуществить безвозмездное юридическое сопровождение, в виде правовых процедур, связанных с защитой от потери права собственности Клиента на Объект, только по следующим рискам (предполагаемым событиям) с учетом ограничений установленных настоящим Положением, при этом данный перечень рисков является исчерпывающим:
— оспаривание наследниками права собственности Клиента на Объект и/или на Долю;
— оспаривание физическими лицами законности приватизации Объекта;
— оспаривание Сделки физическими лицами из-за наличия на момент ее совершения запрета на отчуждение Объекта, не указанного в выписке из ЕГРП на Объект;
— оспаривание Сделки бывшим супругом/супругой продавца Объекта;
— оспаривание Сделки лицом, которое обладает преимущественным правом покупки Объекта и/или Доли Объекта.
4.1.2. В случае наличия у Принципала и/или Сособственников заключенного договора титульного страхования Объекта или Доли, страхования риска утраты недвижимого имущества в результате прекращения права собственности на него полностью или частично, Агент возмещает Ущерб в части, не покрытой страховым возмещением, установленным по договору страхования, но не более 6 000 000 (Шести миллионов) рублей.
4.1.3. В случае возмещения третьими лицами полного или частичного Ущерба Принципалу и/или Сособственниками, Агент возмещает Ущерб в части, не покрытой данной компенсацией третьими лицами от стоимости Объекта или Доли, но не более 6 000 000 (Шести миллионов) рублей.
4.1.4. Разница от стоимости Объекта или Доли, или удорожание объекта за счет стоимости неотделимых улучшений и/или повышением рыночной стоимости Объекта не возмещается Агентом, в т.ч. не является основанием для предоставления Принципалу дополнительных компенсаций, сверх указанного в настоящем Положении размера ответственности Агента.
4.2 Клиент обязуется:
4.2.1 выполнять все условия настоящего Положения;
4.2.2. письменно сообщать Компании о любом требовании, связанном с оспариванием права собственности на Объект и/или изменении, относящемуся к действительности прав собственности Клиента на Объект, в срок не более трех рабочих дней со дня получения соответствующего требования или наступления изменения;
4.2.3. в срок не более трех рабочих дней со дня получения информации об иске, связанном с оспариванием права собственности на Объект, подать в Компанию письменное заявление, с указанием известных Клиенту на момент подачи заявления обстоятельств, с приложением иска и всех имеющихся документов;
4.2.4. в судебном разбирательстве, связанном с оспариванием права собственности на Объект, наделить представителя/-ей Компании всеми предусмотренными законодательством РФ полномочиями посредством выдачи нотариальной доверенности на право представления интересов в суде, госорганах, организациях и перед гражданами по всем вопросам, связанным с защитой права собственности на Объект.
5. Условия, ограничивающие исполнение гарантийных обязательств (примеры и разъяснения)
5.1. Гарантийные обязательства Компании, по безвозмездному юридическому сопровождению Клиента, не распространяются на:
5.1.1. все случаи, не предусмотренные пунктом 4.1. настоящего Положения;
5.1.2. Клиентов, которые являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;
5.1.3. Клиентов, не выполнивших на момент оспаривания сделки, обязанность по оплате услуг Компании полностью или частично;
5.1.4. Клиентов, по которым не осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на Объект;
5.1.5. Объекты коммерческого назначения (нежилые помещения и помещения, используемые в предпринимательской деятельности);
5.1.6. Объекты долевого строительства по Федеральному закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
5.1.7. Объекты, построенные силами жилищно-строительных кооперативов (глава 11, раздел 5 Жилищного кодекса РФ);
5.1.8. Объекты, по которым произошла утрата права собственности Клиента в результате совершения преступления;
5.1.9. Объекты и/или Долю, по которым Клиент или третьи лица (банк, госорган и т.д.) не выполнили обязательства по Сделке, в т.ч. по оплате за Объект или Долю;
5.1.10. Клиентов, не исполнивших условия настоящего Положения;
5.1.11. Клиентов, в случае заключения Клиентом и/или Сособственниками мирового соглашения без письменного согласия Компании с лицами, заявившими какие-либо требования в отношении Объекта, в результате чего может быть утрачено право собственности (в целом либо в части) на Объект;
5.1.12. Клиентов, в случае, установления судом при рассмотрении иска об оспаривании Сделки и/или истребовании Объекта у Клиента и/или Сособственников определению «добросовестный приобретатель» в соответствии со ст. 302 Гражданского кодекса РФ;
5.1.13. Клиентов, если Клиент привлек к участию в судебном разбирательстве по оспариванию права собственности на Объект на своей стороне адвоката или представителя, не являющегося представителем Компании.
5.2. Гарантийный сертификат Клиенту не выдается, а выданный не имеет силы в случае, если Клиент приобрел Объект, несмотря на неудовлетворительные результаты экспертизы условий сделки, о которых был уведомлен Компанией до сделки или отсутствует письменное согласование Компанией условий сделки.
6. Условия и порядок исполнения Гарантийных обязательств
6.1. Гарантийные обязательства Компании, по безвозмездному юридическому сопровождению Клиента, осуществляются Компанией, при наличии следующих условий:
Агент обязуется оказать бесплатное юридическое сопровождение/бесплатную юридическую помощь клиенту в следующих случаях:
6.1.1. встречного добровольного принятия Клиентом условий настоящего Положения и исполнения им всех его требований и условий.
6.2. слуги по безвозмездному юридическому сопровождению Клиента осуществляются Компанией в следующем порядке:
6.2.1 в срок не более десяти рабочих дней с момента поступления от Клиента и/или Сособственников заявления о нарушении права собственности на Объект приступить к расследованию обстоятельств, вызвавших нарушение права Клиента и/или Сособственников;
6.2.2 принять участие в судебном разбирательстве на стороне Клиента и/или Сособственников при условии предоставления представителю Компании соответствующих полномочий;
6.3. Гарантийные обязательства Компании, в виде юридического сопровождения осуществляются Компанией безвозмездно, за исключением оплаты судебных издержек, которые оплачиваются за счет средств Клиента и/или Сособственников.
Пять риелторских уловок при продаже квартиры
Я планирую продавать квартиру без риелтора.
Изначально я не хотела так делать. Хотя я юрист и могу сама оформить документы для сделки, всех нюансов я не знаю. Но когда стала расспрашивать коллег и знакомых, их рассказы о риелторах меня смутили. Теперь я настроена все сделать сама и не переплачивать.
Расскажу, к каким уловкам прибегают недобросовестные риелторы и что в идеале должен делать профессиональный риелтор, когда продает квартиру.
Как работает схема. Собственник размещает объявление на «Авито», «Юле» или другой площадке. Почти сразу же ему звонит потенциальный покупатель. Как правило, он уже по телефону заявляет, что квартира ему подходит по всем параметрам и он готов как можно скорее ее посмотреть и купить.
Во время просмотра выясняется, что покупатель — риелтор. Он и рад бы купить квартиру для себя, но она уже совсем ему не нравится. Но зато у него есть приятель, которому эта недвижимость точно подойдет.
У риелтора как будто сразу есть для вас покупатель.
Далее продавца везут в офис или на месте предлагают заключить два договора: об оказании юридических услуг и о задатке от потенциального покупателя. В договорах, как правило, фигурирует одна и та же сумма.
Получается такая схема:
Фактически никакого обмена деньгами не происходит — продавец получает задаток, но тут же тратит его на оплату риелторских услуг. Причем услуги уже оказаны — покупатель как бы найден. Дальше продавец успокаивается, что сделка вот-вот уже произойдет, а риелторы только в этот момент по-настоящему приступают к поискам реального покупателя.
Так продавец становится клиентом риелтора, который обманул его уже на старте работы. А риелтор получает нового клиента и возможность открыто продавать его квартиру.
Что делать. Лучше сразу проконсультироваться с юристом, как себя вести. Юрист, скорее всего, порекомендует ничего не подписывать и привезти тексты соглашений на правовую оценку.
Если риелтор наотрез отказывается отдавать договоры или не дает клиенту времени, чтобы обдумать сделку, это должно настораживать. Такое поведение может говорить о том, что агент хочет что-то скрыть или что какое-то условие договора вам точно не понравится.
Например, в договоре может быть пункт, в котором риелтор не гарантирует, что он действительно продаст вашу квартиру. В договоре из примера ниже этот пункт сформулирован так: «Заказчик осознает, что недостижение цели, скорее всего, не является следствием ненадлежащего исполнения договора исполнителем, так как достижение любого результата невозможно гарантировать со всей определенностью. Исполнитель гарантирует лишь, что услуга будет квалифицированной и своевременной».
Как работает схема. Агент заверяет продавца, что у него есть собственная уникальная база потенциальных покупателей. Чтобы оправдать ваши ожидания, он может привлечь целую толпу — друзей или родственников. Они будут звонить и старательно изображать потенциальных покупателей.
На первый взгляд такая схема кажется бессмысленной: зачем агенту искусственно увеличивать количество показов? Но бывает, что по договору риелтор обязан лишь помогать продавать, а не гарантировать результат в виде продажи квартиры. Поэтому большим количеством звонков он сохраняет репутацию и получает за это деньги как за оказанную услугу.
Что делать. Не доверять риелторам, которые утверждают, что у них есть огромная база покупателей. У хорошего агента наверняка есть контакты потенциальных покупателей, но это все равно для владельца квартиры ничего не гарантирует.
Нормальные агенты регулярно отчитываются клиентам, сколько просмотров объявлений и звонков поступило по их недвижимости, а также сколько просмотров в итоге состоялось. Они могут присылать полноценные текстовые отчеты на электронную почту или рассказывать обо всем в ходе телефонного разговора — как договоритесь.
Конечно, такие отчеты не панацея, показатели в них тоже могут врать. Но честный агент всегда сможет предоставить что-то еще, например скриншоты переписок с потенциальными покупателями.
Еще вы можете попросить риелтора составлять отдельные письменные акты о просмотрах, которые должен заполнять и подписывать потенциальный покупатель. Десять актов, заполненных разными людьми, даже визуально будут выглядеть по-разному — сжульничать здесь уже гораздо сложнее.
Как работает схема. Риелторы составляют объявления так, чтобы обойти нюансы, которые отпугивают покупателей.
Например, люди не слишком любят покупать квартиры на первом этаже. Поэтому в объявлении указывают второй этаж. А когда покупатель хочет посмотреть такую квартиру, риелтор правду об этаже по телефону не говорит. Уже на месте покупателю показывают эту квартиру на первом этаже, раз уж он все равно приехал. Или предлагают посмотреть ее как другой вариант, потому что «ту квартиру на втором этаже уже купили». Такая же ситуация может быть с ценой, площадью, количеством комнат и другими параметрами квартиры.
Задача всех этих уловок — создать большое количество звонков. Это хорошо для риелтора: люди звонят, их номера остаются в базе, позже им можно перезванивать и предлагать другие варианты. Но совершенно бесполезно для конкретного продавца: вряд ли риелтор сможет продать вашу квартиру человеку, который изначально рассматривал для себя жилье с другими характеристиками.
Что делать. Следите за тем, чтобы риелтор размещал достоверную информацию о вашей квартире: проверьте объявление перед публикацией, время от времени просматривайте опубликованный вариант. Договоритесь с агентом, чтобы любые изменения он согласовывал с вами. В конечном итоге цель риелторской работы должна быть не в количестве откликов, а в их качестве.
Как работает схема. Риелторы не помогают бесплатно. За свою работу они просят либо процент от сделки, либо фиксированную сумму.
Бывает, что один риелтор получает деньги за свою работу и от продавца, и от покупателя. Продавец платит деньги риелтору за поиск покупателя, а при подписании договора купли-продажи узнает, что и покупатель заплатил этому же риелтору за поиск подходящей для него квартиры.
Другой пример — скидка от продавца, которую риелтор забирает себе. Работает это так:
Возможна и другая ситуация: риелтор находит покупателя на цену, которая больше первоначальной, а разницу забирает себе. В любом случае решение остается за продавцом, а в тексте договора купли-продажи будет указана именно та цена, на которую согласны обе стороны.
Что делать. С точки зрения ценообразования лучше вообще обходиться без посредников. Но если вам все-таки помогает риелтор, обязательно проговорите с ним и зафиксируйте в договоре все нюансы, связанные с ценой.
Главное в любой ситуации — не поддавайтесь на провокации и письменно указывайте в договоре все важные для вас вопросы.
Фразы, которые можно использовать в тексте соглашения с риелтором
Что обсуждаете | Как прописываете в договоре |
---|---|
За какую сумму вы хотите продать квартиру | «Начальная стоимость объекта определена в размере…» |
Какую стоимость рекомендует риелтор | «Рекомендованная исполнителем стоимость объекта на дату заключения договора составляет…» |
Готовы ли вы сделать скидку | «Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Тогда она может определяться в дополнительном соглашении. Любые изменения стоимости должны согласовываться с заказчиком и подтверждаться его подписью» |
«Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Изменения стоимости возможны без дополнительного согласования с заказчиком, но не более, чем на n% от первоначальной цены»
«Стоимость объекта не может меняться в процессе переговоров»
«Размер вознаграждения агента по настоящему договору не зависит от итоговой стоимости объекта и составляет n тысяч рублей»
«Сумма вознаграждения выплачивается заказчиком агенту в день подписания настоящего договора»
«Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Тогда она может определяться в дополнительном соглашении. Любые изменения стоимости должны согласовываться с заказчиком и подтверждаться его подписью»
«Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Изменения стоимости возможны без дополнительного согласования с заказчиком, но не более, чем на n% от первоначальной цены»
«Стоимость объекта не может меняться в процессе переговоров»
«Полный размер вознаграждения агента по настоящему договору составляет n% от стоимости объекта»
«Размер вознаграждения агента по настоящему договору не зависит от итоговой стоимости объекта и составляет n тысяч рублей»
«Сумма вознаграждения выплачивается заказчиком агенту в день подписания договора по отчуждению объекта»
«Сумма вознаграждения выплачивается заказчиком агенту в день подписания настоящего договора»
Если человек представляется сотрудником агентства, в договоре все равно должны быть указаны его данные. Он может быть представителем этого агентства или непосредственным исполнителем.
В первом случае в шапке договора написано что-то вроде «агентство „Рога и копыта“ в лице представителя по доверенности Иванова А. А.». У риелтора в этой ситуации должна быть доверенность.
Доверенность может быть напечатана на фирменном бланке организации или на обычной бумаге — это не влияет на ее действительность. Важно, чтобы в ней были указаны:
Во втором случае у агента может не быть доверенности, но его данные все равно заносятся в договор, например, такой формулировкой: «Для выполнения обязательств по договору исполнитель выделяет в качестве непосредственного исполнителя поручения — ФИО и паспортные данные агента».
Если в договоре нет данных агента, найдите телефон агентства в интернете и позвоните туда. Уточните, действительно ли там работает такой человек и имеет ли он право заключать договоры.
Проверить, что организация существует, можно на сайте ФНС
Если уверенности по-прежнему нет, договоритесь о подписании соглашения в офисе компании.
Чтобы избежать неприятностей, не верьте на слово и всегда требуйте документы.
Что делает нормальный риелтор при продаже квартиры
Определять и обосновывать цену объекта. Продажа начинается с анализа рынка. Агент всегда проводит исследование и по специальной методике определяет реальную цену квартиры. Она может не совпадать как с той, за которую клиент мечтает продать свою квартиру, так и с той, за которую потенциальный покупатель готов ее купить. То есть цены, по которым выставлены квартиры на «Авито» и «Циане», — это страна иллюзий собственника.
Заниматься предпродажной подготовкой — это уборка и обезличивание жилья. Риелтор подсказывает продавцу, что именно нужно убрать, а что можно оставить на своих местах. Чтобы покупатель заинтересовался, он должен представить себя в этой квартире, значит, в ней не должно быть фотографий, кубков, медалей и других памятных для продавца вещей.
Для профессионального риелтора это очень важный этап, без которого нельзя переходить к фотографированию и размещению объявлений.
Проводить фотосессию и подготовку 3Д-плана. Хороший риелтор позаботится о том, чтобы фото квартиры были панорамными и объемными, высокого качества и с удачных ракурсов, а план — не скан-копией техпаспорта.
Размещать объявления как на популярных электронных площадках, так и во внутренней риелторской базе, а также запускать рекламу.
Проводить показы. Профессиональный показ — это всегда немного театральная постановка. Агент представляет жилье с точки зрения потребностей покупателя, рассказывает об инфраструктуре, помогает представить возможную перепланировку. Кроме этого, он обязательно объяснит, как использовать материнский капитал или взять ипотеку на покупку этой квартиры.
Помогать продавцу и покупателю после показа. На этом этапе заключается предварительный договор со сроками, формой оплаты и другими условиями будущей сделки. Риелтор объясняет сторонам разницу между авансом и задатком, проводит полную юридическую экспертизу объекта, помогает с оформлением ипотеки, собирает все необходимые справки и т. д.
На этом же этапе агент помогает выбрать форму оплаты. В случае если покупатель планирует взять ипотеку, риелтор помогает выбрать банк и оформить необходимые документы. Иногда по договоренности с риелтором банки даже предлагают более выгодные условия кредитования за то, что агенты приводят им клиентов.
Помогать сторонам при заключении основного договора. Агент готовит текст соглашения, помогает выбрать безопасную схему расчетов, сопровождает клиента на госрегистрацию, поддерживает, помогает решить вопросы, возникающие после переезда. Например, следит, чтобы стороны подписали акт приема-передачи, договорились о том, кто оплачивает коммунальные платежи до перехода права и т. д.
Если риелтор на этапе показов привлекает менеджера по продажам, а для заключения сделки — юриста и при необходимости ипотечного брокера — это хороший маркер профессионального агента. Один человек вряд ли может одинаково хорошо разбираться во всех нюансах продажи на всех ее этапах, а работа в команде гораздо надежнее.
Как выбрать риелтора, которому можно доверять
Вот признаки нормального риелтора.
Не обещает мгновенных продаж, потому что не существует никаких баз клиентов, которые готовы купить ваше жилье прямо сейчас. Каждая сделка индивидуальна, подходящего покупателя найти сложно, а звонки по скрипту «у меня уже есть для вас покупатель» — это вранье.
Расскажет клиенту об условиях своей работы. Профессионал объяснит, что, например, уже работает с несколькими аналогичными квартирами в том же районе, знает особенности и готов помогать вам. Условия его работы не являются секретом.
Покажет шаблон договора, ответит на все вопросы, обязательно даст время подумать и внимательно изучить соглашение. Если риелтор торопит вас, манипулирует тем, что у него нет времени или вы вот-вот потеряете покупателя, раздражается от ваших вопросов — это признак непрофессионала.
Агент не станет работать бесплатно, но хороший показатель — если он не боится называть стоимость своих услуг и четко разъясняет, что именно входит в его работу.
И, конечно, самый надежный способ выбрать риелтора, которому можно доверять, — это рекомендации знакомых.