Доходное место ленком спектакль о чем

В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»

Популярную пьесу А.Н. Островского «Доходное место» о молодом человеке, отважно сражающемся за честную жизнь против воров и взяточников, поставили в театре «Ленком». Естественно, с участием известных артистов – на сцену выходят Евгений Герасимов, Олеся Железняк, Антон Шагин. Режиссёр спектакля – Дмитрий Астрахан.

Только что «Доходное место» воплотилось в Малом театре, да и вообще Островскому на сцене нет конца, «Ленком» же продолжает искать источники энергии для поддержания творческой жизни, и тут Островский надёжный союзник. Славится наличием энергии, на свой лад, и Дмитрий Астрахан – вообще-то он предприимчивый кинорежиссёр («Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Подари мне лунный свет», «Жёлтый карлик» и другие, причём многочисленные, картины). Но Астрахан является также дипломированным театральным режиссёром, много ставил в театрах страны и даже пять лет возглавлял петербургский Театр комедии.

Слово «комедия» тут решающее. Комедийная жилка бьётся в современных режиссёрах исключительно редко. Тут мне довелось прочесть похвалу постановке пьесы Зорина «Покровские ворота» в театре на Малой Бронной в трактовке Константина Богомолова – дескать, фильм Козакова был такой несерьёзный, водевильный, а могучая длань Богомолова сделала серьёзное и печальное произведение. Очень может быть – Богомолов обладает некоей демонической иронией, но вкуса к комедии лишён начисто. А вот Астрахан, он, конечно, проще и незамысловатей Богомолова и других театроведческих любимчиков, но понимание сценического юмора и способность ставить именно комедию у него, несомненно, есть.

На занавесе – картинка старой Москвы с надписью «1857» год (это год написания пьесы). Когда занавес открывается, мы видим стилизованную перспективу улицы (художник – Анастасия Глебова), по которой бредёт шарманщик, и мелодия его шарманки словно намекает – это старая «песня о главном». Нет нужды переодевать героев в современные костюмы и вручать им смартфоны. Вы и так узнаёте эту русскую историю про молодого человека, который не хочет жить «как люди». Режиссёр несколько выпрямляет и упрощает события пьесы – например, он решительно сократил роль жены важного чиновника Вышневского, Анны Павловны, которая тормозит действие. Но зато он обостряет все отношения героев. Здесь не прохладная температура психологического комфорта, здесь страсти кипят предельно! Скажем, герой пьесы Жадов (Антон Шагин) – родной племянник начальника, богатого господина Вышневского (Евгений Герасимов), и это не мелкое обстоятельство действия. Герой – сам из московской золотой молодёжи, привыкшей к беззаботной жизни, он в начале пьесы ведёт себя нахально и самоуверенно. А хитрый Вышневский не отвлечённые проповеди ему читает, но хочет спасти родственника, сына покойной сестры, которая на смертном одре попросила его покровительства.

Это важно – родство, на этом всё стоит, ради этого воруют, подличают, берут взятки, семья – это стержень жизни, фетиш, кумир. Когда вдова Кукушкина (Олеся Железняк) заявляется посмотреть, как живёт её глупенькая миленькая дочка Полинька (Сафия Яруллина), которая вышла замуж за Жадова, она, ясное дело, в своём уморительном наряде – анекдотическая вздорная тёща из анекдотов. Но не только. Кукушкина‑Железняк ещё и яростный борец за единственно правильный порядок бытия, где муж обязан обеспечить семью любой ценой, содержать свою жену, а кто бунтует против – тот враг, безумец, вредный отщепенец. Дядюшка и тёща кипят ненавистью, ломают молодого человека, не желающего присоединяться в этот порядок.

Комнатка, в которую пришлось переехать после свадьбы герою из прежней беспечной жизни, совсем бедная – унылое бельё развешано на верёвке, очаг пуст, какое-то туловище крепко дремлет на лавке (потом оказывается – служанка). Жадов приносит домой полено, сам лущит его топором, и когда врывается тёща, с топором этим в руках с ней и препирается. Вроде бы простой приём, а на комедийные ритмы работает отлично, обострение обстоятельств наглядно. Это трудно и опасно – бороться с отлаженным порядком жизни, с миром дружно сцепленных между собой московских семеек, которые воруют уже столетиями.

Ещё пример сценического «обострения» – третье действие. Оно в «Доходном месте» происходит в трактире, куда наш герой забредает немножко отдохнуть, выпить чаю и куда являются торжествующие чиновники его ведомства отметить удачную взятку. И, скажем, начинающий подлец Белогубов (Станислав Тикунов) не просто безмозглое животное – он извивается и корчится, как какой-нибудь Урия Гипп (такой гад был в одном романе Диккенса), правда, в комическом регистре. А к нашему Жадову подсаживается некто Досужев (Иван Лешук), весёлый аферист, знаток нравов Замоскворечья. Это блистательно выписанная маленькая роль, вся буквально из реприз. Но режиссёр выявляет суть действия – наш весельчак планомерно и злобно спаивает Жадова, наслаждается его унижением. Герою не на кого опереться вообще, у него, как в песне, «весь мир идёт на меня войной».

Такое обострение действия отлично ложится на индивидуальность Антона Шагина, артиста чрезвычайной нервной подвижности, в котором живёт странность, даже таинственность, настоящая, ненаигранная непростота. Почему именно Жадов отважился бросить вызов миру? Нет, не из-за наивности молодости. Он просто другой породы, такой уж особенный человек. Он родился искренним, честным и благородным, как люди рождаются с шестью пальцами или родимым пятном…

На спектакле, который я смотрела, случился форс-мажор. Не сомневаюсь, что и Владимир Юматов, и Алексей Маклаков прекрасно справляются с ролью старого заслуженного взяточника Юсова, эдакого философа коррупции. Но из-за чрезвычайных обстоятельств эту роль на премьере сыграл сам Дмитрий Астрахан. Тоже, знаете ли, дополнительная улыбка Фортуны – после фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», где Астрахан блестяще сыграл жуликоватого, но не подлого администратора, ему стали поручать похожие роли просто десятками («Конец прекрасной эпохи», «Мосгаз. Паук», «Мосгаз. Формула мести», «Икра», «Домашний арест» и т.п.) Теперь пришлось этому энергичному человеку выходить и на сцену, с чем он, толковый работник, вполне справился.

Не стану утверждать, будто «Доходное место» в «Ленкоме» – это выдающаяся победа театра, побед в театре всегда мало, иногда по нескольку лет их не бывает. По-моему, в любом театре остро стоит проблема крепкого спектакля приличного уровня. В «Доходном месте» Астрахана есть и юмор, и хорошие актёрские работы, и – смысл. Многим зрителям этого окажется совершенно достаточно.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Надо ли идти в «Ленком» на «Доходное место и почему в российских театрах все орут

Дмитрий Астрахан поставил пьесу Островского с Антоном Шагиным в главной роли. Обошлось без модных экспериментов. Рассказываем, хорошо это или все-таки не очень.

В фойе «Ленкома» продают мороженое — эскимо, которое нужно макать в расплавленный шоколад, и он мгновенно застывает. Всего 100 с чем-то рублей, а сколько удовольствия в такую жару! Игристое (брют, разумеется, тоже вещь незаменимая) подают за 300 рублей. Только не берите бутерброд с рыбой — отдадите еще 500.

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Билеты на премьерные показы «Доходного места» в постановке одного из самых деятельных деятелей искусств РФ Дмитрия Астрахана стоят от 1 900 до 10 тысяч рублей. И вот главный вопрос: стоят ли? Надо ли обрекать себя на почти трехчасовое сидение в маске, наблюдая, как актеры в сюртуках и кринолинах разыгрывают на сцене страсти, которым уже больше полутораста лет? Да, есть антракт, но эскимо и игристое продаются не только в «Ленкоме». И вот вам ответ — да, стоят.

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Этот ответ рождается вопреки всему, вплоть до здравого смысла. Да, пьесе Островского уже 165 лет, ее ставили вдоль и поперек, в том числе сам Марк Захаров (главную роль исполнял в 1967 году Андрей Миронов). Но вот чудеса — история про идеалиста, который боролся со взятками и обличал мошенников, обрела вдруг совершенно новую актуальность. Астрахан — мастер милых бытовых комедий и необязательных драм, сквозь которые просвечивает иногда что-то действительно трагическое. Вот и тут он сумел стряхнуть пыль с тех мест, которые никогда, видно, не устареют. Евгений Герасимов (парчовый шлафрок, седина — он дядя главного героя), глядя прямо в зал, возглашает: «У нас общественного мнения нет и быть не может!»

«Доходное место» в постановке Астрахана — максимально традиционное и для русского театра, и для «Ленкома». Авторский текст — высшая драгоценность, нельзя упустить и словечка, поэтому приходится проговаривать его со скоростью пулемета. Отсутствие действия (зачем? тут сплошь диалоги с монологами) компенсируется россыпью маленьких гэгов. Все одеты в костюмы эпохи. И весь этот поезд никуда бы не поехал, не будь здесь настоящего локомотива — актрисы Олеси Железняк, чьи наряды и игра заставляют даже суровых мужчин, уставших после жаркого рабочего дня, плакать от смеха.

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Расчет прост: оглушенные зрители громче (и дольше) хлопают.

И все-таки «Доходное место» не пустая трата времени и денег. Астрахан сделал не спектакль, а своего двойника. Да, он вопиюще старомодный, но временами еще более живой и обаятельный. И постоянно вам подмигивает: мол, кто захочет, тот поймет. Захотите ли вы — дело ваше.

Текст: Дмитрий Быков

Фото: Пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»

Источник

«Доходное место» в Ленкоме: брать или не брать — вот в чем вопрос

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

«Доходное место» для Астрахана вещь до боли знакомая — режиссер берется за нее вот уже четвертый раз. Зато на сцене Ленкома ее играют впервые. И все же комедия Островского для ленкомовцев сочинение особенное — в 1967 году его поставил тогда еще никому не известный молодой режиссер Марк Захаров. Дело было в Театре Сатиры, куда спектакль попал, можно сказать, с «черного хода» — в день премьеры должны были играть другую постановку, но заменили «Доходным местом». Публика была возмущена «подкидышем» до глубины души и наотрез отказывалась входить в зал, требуя показать заявленное в афише. Ситуацию спас администратор театра, пообещавший вернуть деньги всем, кому спектакль не понравится. В итоге делать ему это не пришлось — премьера прошла на ура.

В последующие несколько месяцев постановка наделала столько шуму, что ее запретили, причем лично министр Фурцева. Уж слишком злободневным оказалось прочтение Захарова пьесы про взяточничество. Оценить масштаб «бедствия» для советской власти сегодня невозможно: от «спектакля-фантома» осталось лишь несколько минут записи, да и та без звука. Зато на ней удается разглядеть декорации Валерия Левенталя (впоследствии главного художника Большого театра), соорудившего на сцене целый лабиринт из дверей, от которого веет чем-то кафкианским. А еще можно рассмотреть актеров — Андрея Миронова (Жадов), Анатолия Папанова (Юсов), Татьяны Пельтцер (Кукушкина)… Кстати, изначально Миронов должен был играть подхалима Белогубова, так как считалось, что у актера нет «положительного обаяния» и роль идеалиста Жадова ему не осилить. В ходе репетиций пресловутый позитивный шарм был найден, в итоге именно Миронов стал произносить со сцены речи о «высоком блаженстве жить своим трудом», только на жалованье и никаких взяток. А через год в «Бриллиантовой руке» герой Миронова в кошмарном сне услышит папановское: «Чтоб ты жил на одну зарплату!»

Нынешний ленкомовский спектакль точно не запретят, да и в советское время вряд ли бы придрались. Астрахан, в отличие от Захарова, действие в современность не переносит, текст не адаптирует, не убирает «виноват-с» и прочее («все эти этнографические моменты», как говорил Захаров). В общем, при всем соблазне поместить героев пьесы в сегодняшний день, даже попыток таких не предпринимает, что само по себе выглядит почти авангардно. Для Астрахана это совершенно естественно — предыдущие три постановки «Доходного места» у него тоже были вполне традиционными. Даже спектакль во Владимирском академическом театре драмы, поставленный после местного коррупционного скандала (впрочем, никак с ним не связанный), не имел отсылок к нашему времени. Местные чиновники, наверное, вздохнули с облегчением.

Вероятно, подход у режиссера такой: комедия Островского сама по себе настолько злободневна, что осовременивать ее — только портить. Сценография вторит режиссерскому замыслу: в итоге художник Анастасия Глебова понимает текст буквально и воссоздает на сцене «богато меблированную залу».

Дмитрий Астрахан уверен: пьеса дает отличную возможность для актерского бенефиса. Понять постановщика можно. Характеры у Островского разноплановые, четко прописанные, иногда карикатурные, но живые. В итоге у актеров и вправду получается бенефис — ленкомовцы блещут во всей красе. Особенно удалась роль Олесе Железняк — каждый выход на сцену ее аляповатой, грубой Кукушкиной в невообразимых балахонах (художник по костюмам — Анастасия Образцова) неизменно сопровождается хохотом зала. А уж во время перебранки Кукушкиной с зятем Жадовым, когда ругань вдовы превращается почти в собачий лай, публика покатывается со смеху, а потом еще долго приходит в себя.

Антон Шагин в роли Жадова убедителен и харизматичен, ему одинаково хорошо удается и уверенный в себе денди в начале спектакля, и загнанный в угол персонаж — в конце. Есть в нем то самое «положительное обаяние», которое поначалу никак не могли разглядеть в Андрее Миронове. Речи о добродетели честного труда и спокойствии совести из уст Шагина не кажутся ни слишком пафосными, ни излишне идеализированными. И даже финальное «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного» не звучит чересчур надрывно. Другое дело, что вряд ли дождется, но это уже детали.

Хорош и Евгений Герасимов в роли Вышневского, взяточника и казнокрада, гребущего по-крупному, а по совместительству — дяди Жадова. От описанного у Островского «одряхлевшего старика с признаками подагры» не осталось и следа — на сцене бодрый, подтянутый, холеный хозяин жизни, со знанием дела рассуждающий: «У нас общественного мнения нет и быть не может. Вот тебе общественное мнение: не пойман — не вор».

Сам режиссер в спектакле тоже играет, причем отлично, — Юсова, подчиненного Вышневского, старого опытного хапугу. Впрочем, однозначных злодеев у Астрахана нет. Вот антипод Жадова — лизоблюд Белогубов, верный ученик Юсова, освоивший науку взяточничества и успешно карабкающийся по служебной вертикали. В спектакле это нелепый долговязый молодой остолоп (Станислав Тикунов), топчущий по неловкости платье невесты. И выхода у него другого нет — только хапать да подхалимничать, потому что глуп и бездарен и больше ни на что не способен. У его наставника Юсова своя, трактирная философия, которую после выпивки он транслирует юным подопечным: «Возьми [деньги] так, чтобы и проситель был не обижен, и чтобы ты доволен. Живи по закону, так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Да и главный негодяй Вышневский, под конец пьесы разоблаченный и разоренный, не вызывает ничего, кроме жалости… Человек слаб, никуда не денешься. Жить по принципам могут единицы, да и те порой ломаются.

Источник

Спектакль «Доходное место». Премьера!

Нестареющая классика в исполнении «звёзд» «Ленкома» – Дмитрий Астрахан поставил в «Ленкоме» «Доходное место» по пьесе А. Островского. Автор театру знакомый, и, более того, для этой сцены успешный (до сих пор с аншлагами идёт захаровский «Ва-банк»). А вот известный кинорежиссёр Дмитрий Астрахан дебютировал на ленкомовской сцене, представив новый взгляд на классический текст. Не переиначивая драматурга, режиссёр рассказывает современную историю о том, есть ли у молодого человека шансы добиться всего исключительно честным путём. Что это – идеалистические принципы или глупость? Порядочность и вера в любовь плохо уживаются рядом с корыстью, подкупом и подлостью.

На сцене – живые современные характеры, со страстями и переживаниями, а не малознакомые персонажи из позапрошлого века. В роли Жадова – Антон Шагин и Андрей Миронов (внук Андрея Миронова, когда-то игравшего эту же роль в театре Сатиры в постановке Марка Захарова). В ленкомовском спектакле также заняты: Олеся Железняк, Анна Большова, Александра Виноградова, Евгений Герасимов, Дмитрий Астрахан, Алексей Маклаков, Елена Есенина и другие.

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Информационный портал Дирекции театрально-зрелищных касс © 2021 ДТЗК, All rights reserved.

Информация, размещенная на сайте, является объектом защиты авторских прав.

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения администрации ДТЗК с обязательной ссылкой на первоисточник.

Источник

В премьерном спектакле «Ленкома» сыграла собачка модной породы

Звездные артисты в поисках «Доходного места»

Помните старое выражение «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». О несовместимости разных понятий в современных реалиях высказался столичный «Ленком», под занавес сезона выпустивший пьесу Александра Островского «Доходное место». Пьеса, увидевшая свет в 1856 году, читай за четыре года до отмены крепостного права (читай рабства), остается для России самой актуальной и по сей день.

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Олеся Железняк в роли вдовы коллежского асессора Фелисаты Кукушкиной. Фото: Женя Сирина

Надо сказать, что она и в год своего появления пугала власть снайперским попаданием в болевые точки Государства Российского, раз семь лет не была допущена к постановке в театрах. И лишь в 1863 году впервые ее поставили в Петербурге, на сцене Александринского театра, и в тот же год в московском Малом. Причем вещица оказалась не только злободневной, но и бенефисной — в Петербурге ее подготовили для бенефиса артистки Васильевой, а в Первопрестольной на бенефис артистки Левкеевой; то есть не роли, а подарки господам актерам преподнес Александр Николаевич Островский. В «Ленкоме» бенефис объявлен не был, но и без объявления на премьере стало ясно, что он состоялся. У кого же? Об этом позже.

Пока же зеркало сцены перекрыто плотным материалом с фотопечатью — старая Москва или какой другой уездный город, какая разница: место подоходнее всегда искали и в Москве, и в провинции. «Как же-с. Мне бы уж это место на всю жизнь-с. Я хоть подписку дам, потому выше я не могу-с. Мне не по способностям», — скажет мелкий чиновник Белогубов — антипод честного героя пьесы Жадова. Идеалист Жадов не верит, «чтобы честным трудом не мог образованный человек обеспечить себя с семейством. Не хочу верить и тому, — говорит, — что общество так развратно!» Амбициозный молодой человек не желает выслуживаться, угождать, брать взятки, пользоваться протекцией. (Похвально). Решительно хочет жить пусть и бедно, но честно. (Ну надо же какой). Однако под давлением семейных уз и обязательств молодой и горячий идеалист в исполнении Антона Шагина сам приходит к богатому дядюшке просить доходного места.

Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть фото Доходное место ленком спектакль о чем. Смотреть картинку Доходное место ленком спектакль о чем. Картинка про Доходное место ленком спектакль о чем. Фото Доходное место ленком спектакль о чем

Антон Шагин в роли Жадова. Фото: Женя Сирина

Дядюшка — крупный чин — вот-вот пойдет под суд, и Жадов с облегчением возвращается к своим принципам, будучи убежденным в том, что «в каждом поколении есть честные люди». А кто же спорит?

Советским чиновникам «Доходное место» тоже было как кость в горле. В частности, классическое произведение в Театре сатиры в версии тогда еще молодого Марка Захарова и с Андреем Мироновым в главной роли закрыли сразу после премьеры. И в результате скандала Захаров оказался в «Ленкоме», на сцене которого теперь появилось «Доходное место» в постановке кинорежиссера Дмитрия Астрахана, по образованию режиссера театрального.

К постановке он подошел без радикальных ножниц, его «Доходное место» имеет вполне себе классический вид — и визуально (сценография Анастасии Глебовой, костюмы Анастасии Образцовой), и в узнаваемом по эстетике мизансценировании — все тут как в старом добром театре. Однако расставленные смысловые акценты говорят о том, что режиссер уловил разительную перемену в нашем обществе, произошедшую со времени запрещенной постановки Захарова. И реакция зала это только подтвердила.

Аплодисментами и одобрительным смехом встречены все реплики госпожи вдовы коллежского асессора Фелисаты Кукушкиной, у которой две дочери на выданье. «Только не слушай ты, пожалуйста, своего мужа. Ты ему растолкуй хорошенько, что ты его даром любить не будешь. Ты, глупенькая, пойми, за что их даром любить-то, мужьев-то? Обеспечь меня, дескать, во всем, чтобы я блистала в обществе, тогда я тебя и стану любить». Или «А выйдете, дети, замуж, вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поминутно и точите, чтоб деньги добывали; а то обленятся, потом сами плакать будете».

Шум одобрения не только потому, что Кукушкину смешно играет Олеся Железняк, наделив обаянием расчетливую ханжу, а потому что система ценностей теперь иная — какие там общественные идеалы, «ты жену обеспечь» и честностью своей не смеши. Поэтому подобные Жадову типы и в театре, и в жизни в первой четверти XX века вызывают скорее насмешку, нежели сочувствие и праведное сердцебиение. Видите ли он вознамерился «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Пусть подождет, а барышни нынче других любят. «Не марай чиновников, — говорит ему дядюшка Аристарх, искушенный в делах мздоимства, понимающий толк в доходных местах. — Ты возьми, так за дело, а не за мошенничество. Возьми так, чтобы и проситель был не обижен, и чтобы ты был доволен. Живи по закону; живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Что за большим-то гоняться! Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает».

Поскольку в премьерном спектакле ставка режиссером сделана на актерскую игру, то следует в составе отметить три работы, которые могли бы считаться бенефисными. Это имеющий всего два-три выхода за спектакль Евгений Герасимов в роли Вышневского, дядюшки Жадова. Актер, будучи еще и человеком государевым (депутат Мосгордумы), очень убедителен в роли крупного чиновника: и статус сыграл, и ум, и хватку. И не прибегая к гриму, передал преклонный возраст своего персонажа. Второй потенциальный бенефициант — Станислав Тикунов в роли мелкого чиновника Белогубова, того самого, кому доходное местечко до зарезу и «на всю жизнь-с. Я хоть подписку дам». Пластика у этого актера очень выразительная, и роль сделана во многом за счет нее. Ну и вне конкуренции в женском составе бенефисная роль Фелисаты Кукушкиной у Олеси Железняк, в очередной раз покорившей публику своим комедийным даром. На сцене очень зрелая актриса, которая удивительно точно владеет интонацией, способная вести сцену, когда проседают малоопытные партнеры.

«Они забрали себе в голову, что умней всех на свете, а то все дураки да взяточники. Какая глупость-то непростительная! Мы, говорят, не хотим брать взяток, хотим жить одним жалованьем. Да после этого житья не будет! За кого ж дочерей-то отдавать? Ведь этак, чего доброго, и род человеческий прекратится. Взятки! Что за слово взятки? Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность!»

В премьерных спектаклях чиновника Юсова играл сам режиссер Дмитрий Астрахан, поскольку заболел актер, репетировавший эту роль. Роль Жадова в очередь с Антоном Шагиным играет внук Андрея Миронова — Андрей Миронов-Удалов. Но в спектакле работает еще одна премилая артисточка — собачка модной породы йоркшир, которая как вишенка на торте появляется в начале и в финале спектакля на руках хозяйки богатого дома.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *