Доходы больше чем расходы это

Ваша финансовая грамотность: от простого к сложному

Сезон отпусков позади, а значит, пора прибраться в своем собственном кошельке и начать вести учёт собственных финансов, если раньше вы об этом не задумались.

Как вы знаете, средства или бюджет каждого человека либо отдельно взятой семьи можно разделить на три основные категории: доходы, расходы и сбережения. Хорошо ли вы их различаете? Давайте разберёмся.

К доходам относятся все положительные финансовые потоки, например, заработная плата (по основному месту работы, по совместительству), премиальные (в том числе по итогам работы за год), проценты от вкладов и инвестиций, доход от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов.

Расходы — это все отрицательные финансовые потоки, которые можно классифицировать по разным признакам.

2. По времени возникновения:

3. По необходимости:

Следует отметить, что эта классификация очень вольная, а значит, её не стоит принимать за единственно верную, поскольку каждый может определять и учитывать свои расходы так, как ему удобно. Например, коммунальные расходы являются регулярными, ежемесячными и обязательными, а расходы на билеты в кино или театр будут скорее разовыми и добровольными.

Самое главное, чтобы все доходы и расходы чётко и систематически учитывались — это позволит проследить, как формируется бюджет (особенно если учёт ведётся несколько месяцев), а также сформировать накопления и поставить финансовые цели на будущее.

При формировании бюджета возможны три ситуации:

Стоит стремиться именно к третьей модели, но если ваши расходы больше доходов, то необходимо сначала их уравнять.

В этом вам поможет постоянный и систематический учёт своих денег, для чего подойдёт любая таблица, сделанная на компьютере или обычном листе бумаги. В одной графе учитывайте все источники своих доходов, а в другой — все источники своих расходов. Самое главное — делать это регулярно, лучше всего — каждый день.

Необходимо одновременно учитывать как доходы, так и расходы, причём самый лучший вариант — когда учитываются все возможные источники и направления.

Вы можете вести простейшую таблицу, состоящую из двух больших граф (доходы, расходы), куда будете заносить все фактически полученные и потраченные деньги.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Из этого примера видно, что доходы превышают расходы на 2 000,00 руб. Эти деньги можно потратить на незапланированную покупку, отложить на следующий месяц или вложить, например, на депозит в банке. Но при этом не видно, на что именно были потрачены деньги, какой был дополнительный доход, насколько эти суммы отличаются от запланированных.

Поэтому рекомендуется добавить суммовые столбцы «План» и «Факт», а также более подробно расписать статьи доходов и расходов.

Например, к дополнительным доходам может относиться работа по совместительству или разовому договору, продажа вещей (например, детская одежда, из которой ребёнок уже вырос), выигрыши в лотереях или конкурсах, денежные подарки. Многие забывают учитывать эти суммы либо считают их несущественными. Именно такие случаи могут исказить собственное представление о положении личных финансов. Направления расходования рекомендуется описывать максимально подробно. Например, к коммунальным платежам относится оплата воды, тепла, электроэнергии, связь может подразделяться на домашнюю, мобильную и интернет, транспортные услуги могут включать как расходы на собственный автомобиль, так и стоимость состоявшихся поездок на общественном транспорте, и так далее.

Составьте такую таблицу прямо сейчас, причём неважно, в каком формате — можно нарисовать ее от руки на листе А4, составить таблицу в обычной тетради в клеточку или электронную таблицу в MS Excel — вы сами поймете, какой вариант для вас наиболее удобен и какие статьи следует добавить.

Чем подробнее вы составите такую таблицу, тем легче вам будет проанализировать свое финансовое положение: вы сможете увидеть, насколько больше или меньше вы потратили по сравнению с запланированными суммами, скорректировать план на следующий месяц, а при ведении такого учета ежемесячно — найти возможность сократить те или иные статьи расходов.

Запомните: нам нужно стремиться к профициту бюджета, когда доходы превышают расходы.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Источник

Финансовые показатели, которые нужно отслеживать бизнесу

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Финансовый учет — это консультант для бизнеса. Отслеживая важные экономические и маркетинговые показатели, вы можете планировать. Посмотрите на табличку в Excel или в отчет системы аналитики, и сразу будет понятно, может ли компания позволить себе еще одного сотрудника, не будет ли кассового разрыва через полгода, выгодно ли брать кредит, или в текущей ситуации он просто разорит бизнес.

Мы собрали несколько показателей, которые являются основными для финансового учета. Без них решения придется принимать наугад. Показываем на примерах, что будет, если их не отслеживать.

Выручка

Этот показатель еще называют прибылью, и он кажется самым простым — ведь это деньги, которые пришли в компанию. Но есть нюанс — в выручку нельзя записывать деньги, которые уже есть на счетах, но работы за них еще не выполнены.

Например, вы продаете пельмени на заказ. Покупатель отправил вам предоплату, несколько десятков тысяч рублей. Будет ошибкой записать эту сумму в выручку, пока пельмени не доставлены покупателю. Курьер может потерять товар, покупатель во время доставки откажется от покупки и потребует деньги назад, произойдет еще что-то.

Поэтому финансисты обычно считают выручку по факту выполнения обязательств или, если речь про B2B, по подписанному акту.

Выручка — это деньги, которые получила компания за выполненные обязательства.

Если не считать выручку, у бизнесмена может возникнуть иллюзия успешности. Например, у вас веб-студия, вы набрали заказов на миллионы рублей, получили половину денег в качестве предоплаты. А затем из коллектива по какой-то причине выбыли несколько ключевых сотрудников. Оставшаяся команда пропустила сроки сдачи проекта, предоплату пришлось возвращать и еще платить штраф.

Важно четко понимать, какая у вас реальная выручка, какими средствами вы располагаете.

Операционные расходы

Это деньги, которые компания тратит на свою деятельность. Обычно в операционные расходы финансисты закладывают вообще все расходы компании, кроме прибыли и обратных вложений в развитие. То есть закупка товара, зарплата, налоги, аренда и прочее — все это операционные расходы. Этот показатель условно разделяют на две категории.

Переменные расходы

Это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, если ваша компания продаст 100 кг пельменей, она потратит 200 руб. на муку. Если продажи составят 500 кг, то расходы на муку увеличатся до 1 000 руб. Так работают переменные расходы.

Постоянные расходы

Это траты компании, которые не зависят от выручки. Чаще всего это зарплаты сотрудников, аренда помещения, оплата интернета и офисных принадлежностей.

Не путайте постоянные и переменные расходы. Постоянным расход называется не от того, что эта сумма одинаковая из месяца в месяц, а потому что не зависит от выручки. Те же канцтовары в офис не зависят от выручки, поэтому это постоянные расходы. Хотя в разные месяцы мы можем тратить на них разные суммы.

Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»

Обратите внимание: финансисты не записывают в операционные расходы дивиденды, но учитывают зарплаты. Если вы открыли ООО и стали гендиректором, то прибыль вы можете не распределять и вкладывать ее в развитие компании — соответственно, тогда это не будет расходом. Но вот зарплату, хотя бы МРОТ, вам нужно записать в постоянные расходы.

В учете зарплат есть два важных нюанса. Например, у вас есть менеджер по продажам, который получает оклад в 10 000 руб. за месяц. Остальной его доход — процент со сделок, премия. Считайте оклад в постоянных расходах, а премию — в переменных, потому что она зависит от выручки.

Еще помните, что в расходы предприниматель должен заносить не сумму, которую работник получает на руки, а деньги, которые вы списываете с расчетного счета. То есть если человек заработает 10 000 руб., то списать придется примерно 15 000 — добавьте налоги и взносы в социальные фонды.

Иван Шкиря, CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri

EBITDA

В оригинале звучит как Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, то есть показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Считать просто — нужно из выручки отнять операционные расходы.

Вот зачем нужен EBITDA:

EBITDA является основой других финансовых показателей.

Прочие расходы

В операционные расходы не записываются налоги компании, кредиты и амортизация — эти показатели в финансовых отчетах обычно идут отдельными строками. Но отслеживать их не менее важно.

Кредиты

В расходы идет не весь ежемесячный платеж, а только процент по займу, ведь основное тело кредита вы именно возвращаете, а не тратите.

Налоги

Фиксируются налоги именно компании — например, если вы на УСН «доходы», то это 6 %. Налоги, которые вы платите за сотрудников, записываются в переменные траты, в категории операционных расходов.

Амортизация

С помощью этого показателя в финансовом планировании учитывают расходы на дорогое оборудование и другие материальные вложения в бизнес. Например, когда вы купили новую тестомешалку для пельменной, то ее некорректно записывать в расход конкретного месяца. Если так сделать, у компании будет огромный минус в прибыли. Поэтому сумму равномерно распределяют по месяцам на срок службы купленного предмета.

Например, технику купили за 50 000 руб., а срок службы производителя — 2 года, то есть 24 месяца. Делим деньги на срок и получаем 2 083 руб. в месяц. Именно эту сумму нужно записать в строку «Амортизация» в разделе прочих расходов.

Амортизация — это бухгалтерский термин. При вычислении показателя можно ориентироваться на сроки амортизации, введенные Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Или руководствоваться реалиями бизнеса — мы же говорим не о бухгалтерской документации, а о показателях для себя.

Амортизацию полезно отслеживать для планирования. Например, вы понимаете, что через 3 года тестомешалку нужно поменять, и откладываете на отдельный счет сумму, которая занесена в расход.

Чистая прибыль

Это ваши деньги, которые остались после вычета всех расходов, включая налоги, кредиты и амортизацию. В идеальном мире владелец компании, даже малого бизнеса, «вытаскивает» для личных нужд деньги именно из чистой прибыли.

Чистую прибыль нужно отслеживать, чтобы держать эффективность всего предприятия под контролем. И избежать ситуации, когда на счетах бизнеса денег много, а через полгода выясняется, что компания несет крупные убытки.

Пример с пельменной

Компания генерирует большой оборот, с EBITDA все в порядке. Денег в кассе так много, что основатель перестает отслеживать чистую прибыль, ведь его личные расходы незаметны в общем обороте. Через пару лет выясняется, что никто не учитывал расходы на амортизацию. Коммерческое оборудование устаревает быстро: ломаются печи, выходит из строя тестомешалка.

Ситуацию удается исправить с помощью кредита, но в итоге основатель еще несколько лет не мог тратить деньги на себя — все приходилось вкладывать обратно в дело.

Рентабельность

Рентабельность — это экономический показатель, который показывает в динамике эффективность использования каких-либо ресурсов. Рентабельность бывает разных видов. Например, вы можете посчитать эффективность использования всей компании в целом или вычислить рентабельность конкретного актива бизнеса.

Высчитывается рентабельность в виде числа или процента — этот показатель является коэффициентом. Если получившееся число меньше 0 — плохо, если больше, значит лучше.

Вот несколько полезных видов рентабельности.

Маржинальная рентабельность

Берем маржинальную прибыль — это выручка минус переменные расходы. И делим эту прибыль на выручку.

Кофейня продала за месяц 10 000 чашек кофе по цене 100 руб. Выручка — 100 000 руб. Переменные расходы составили 55 000 руб.

Операционная рентабельность

Это выручка минус постоянные и переменные расходы — сколько зарабатывает бизнес после уплаты всех операционных расходов.

Если предположить, что постоянные расходы кофейни из примера выше 20 000 руб., то считать можно так:

Рентабельность по чистой прибыли

Считают делением чистой прибыли на выручку.

В примере с кофейней бизнесмен платит 6 000 руб. налогов и еще учитывает амортизацию, то есть 5 000 руб. на кофемашину. Вот что получается:

Рентабельность нужно отслеживать в динамике, сам по себе этот показатель ничего не даст. Со временем можно делать выводы об эффективности управления расходами. Например, если рентабельность по марже падает, значит у вас увеличились переменные расходы. Возможно, поставщик поднял цену, а вы не заметили.

Если рентабельность по операционной прибыли падает, значит, ваш бизнес становится менее эффективным и затрачивает все больше ресурсов на каждый заработанный рубль. Еще по этому показателю инвесторы сравнивают компанию с конкурентами и оценивают риски.
Рентабельность по чистой прибыли покажет, сколько вы получите денег с каждого рубля выручки. Это общий индикатор для компании: если он снижается, нужно срочно разбираться, в чем причина.

Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»

Денежный поток

Еще этот показатель называют «кэшфлоу» или движением денежных средств (ДДС). Суть в том, что показатели выручки и рентабельности отражают состояние компании в конкретный момент. А ДДС демонстрирует финансовое состояние компании в динамике. Грубо говоря, вы всегда понимаете, сколько у вас денег сейчас и сколько будет через 1-3-6 или больше месяцев. Причем смотреть полезно как на общий показатель «Итого» в ДДС, то есть сколько денег есть у компании сейчас, так и на составляющие ДДС.

Чтобы составить ДДС, структурируйте все ваши расходы и доходы в одной табличке. Фиксируйте каждую операцию, когда у компании стало больше или меньше денег.

Еще удобно интегрировать в ДДС платежный календарь — записывайте не только расходы и доходы по факту их появления, но и будущие. Например, в вашей таблице могут быть расходы на аренду, которые появляются каждый месяц, и обещанные доходы — те, которые вы ожидаете на счет через некоторое время.

Если вы ИП, разделяйте личные и рабочие расходы, тогда не будет путаницы. Например, назначьте себе условную зарплату, а остальную чистую прибыль сверх нее вкладывайте в развитие бизнеса.

Если не отслеживать ДДС, легко попасть в ситуацию, когда денег не хватает. Пару раз не записали расходы, не учли несколько личных трат — и вот в конце месяца компания уже не может выплатить зарплату сотруднику.

Количество дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность — это обязательства перед вами. Например, веб-студия сделала кому-то сайт, а денег еще не перевели. Или пельменная привезла еды на корпоратив, а оплата будет в конце месяца на счет.

Большая дебиторка — это и хорошо, и плохо одновременно.

Если не следить за дебиторской задолженностью, можно упустить момент, когда компания не может существовать на имеющиеся средства. Плюс большая дебиторка может обернуться безнадежными долгами. Например, если ваши контрагенты разорятся и не смогут выполнить обязательства перед вами.

Точка безубыточности

Этот показатель особенно важен небольшому или начинающему бизнесу. Еще его называют точкой рентабельности или «нулевой точкой». Проще говоря, это ситуация, когда бизнес работает в ноль — не приносит убытков, но и не генерирует чистую прибыль. Обслуживает сам себя.

Точку безубыточности считают в двух видах:

Вот как посчитать ТБУ:

Средний чек

Средний чек, или средняя стоимость заказа — показатель эффективности продаж. Посчитать можно так:

Средний чек = выручка / общее количество совершенных покупок

Показатель пригодится не всем предпринимателям. Если веб-студия делает и небольшие проекты за 10 000 руб., и заключает годовые контракты на несколько миллионов, то средний чек будет только путать. Но та же пельменная этим показателем сможет отслеживать лояльность покупателей или эффективность маркетинговых акций. Например, пельменная запускает акцию — скидку на новинки. И отслеживает средний чек — до акции и после. Если увеличился, все прошло успешно.

Средний чек — это индикатор ситуации с продажами. Помните, что этот показатель зависит от двух составляющих: от выручки и от количества покупателей. Если показатель изменился, даже в большую сторону, нужно выяснять причины. Не всегда рост чека означает, что все хорошо.

Отслеживая изменения среднего чека и количества покупателей в зависимости от цен, можно планировать ассортиментный ряд и стратегию развития. Например, постепенно поменять все товары на дорогие, чтобы дальше привлекать только богатых покупателей. Или сформировать ассортимент эконом-класса. Средний чек уменьшится, но общая прибыль может вырасти за счет роста количества покупателей.

Кратко о том, какие финансовые показатели отслеживать бизнесу и зачем

Финансовый учет нужен для контроля и планирования. Отслеживать полезно не только доходы-расходы, но и различные экономические показатели. Они работают как индикаторы, предупреждают о потенциальных проблемах и подсказывают, какие решения можно принять для исправления ситуации.

Вот основные показатели:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Выручка и прибыль: в чем разница?

Выручка — то, на какую сумму бизнес оказал услуг или продал товара, а прибыль — сколько у него осталось от выручки после всех расходов

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Лариса Баневич

Читатель Павел спрашивает: «Планирую начать бизнес, читаю про налоги и понимаю, что не могу уловить разницу между прибылью и выручкой. Чем отличается выручка от прибыли?»

Выручка — это на какую сумму продали товара, а прибыль — это сколько остается после расходов

Что такое выручка. Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг.

Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.

Если рекламное агентство в сентябре выполнило услуг на 1 000 000 ₽, то его месячная выручка — 1 000 000 ₽.

Что такое прибыль. Прибыль — это доход минус расход. В зависимости от того, какие именно расходы вычитают, выделяют несколько видов прибыли: маржинальная, валовая, операционная, чистая. Они нужны для финансового анализа, подробно мы их здесь касаться не будем.

Но конечный результат деятельности компании оценивается по чистой прибыли.

Чистая прибыль — это выручка минус вообще все расходы: административные затраты, себестоимость товара, зарплата, реклама, налоги, амортизация, проценты по кредитам.

Чистая прибыль бывает как положительной, так и отрицательной. Если расходов больше, чем выручки, прибыль отрицательная. Если выручки больше, чем расходов, — положительная.

Почему важно отличать выручку от прибыли. Когда бизнес продает товары или оказывает услуги, у него всегда есть выручка. Но не всегда есть прибыль.

Выручка и прибыль взаимосвязаны и важны, через их соотношение можно оценить, насколько хорошо работает бизнес — это показывает рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.

Рентабельность по чистой прибыли помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

ИП сдает в аренду нежилое помещение: какие налоги платить?

ИП платит страховые взносы, налоги с доходов в зависимости от выбранной системы налогообложения и в некоторых случаях — налог на имущество

Как оплачивать простой по вине работодателя?

Работодатель должен выплатить 2/3 среднего заработка работника за время простоя

Можно ли уменьшить стоимость патента, если изменились условия работы?

Да. Если изменились показатели, которые влияют на стоимость патента, можно сделать перерасчет цены патента

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Почему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно

Базовая вещь для любого бизнеса — уметь посчитать чистую прибыль. Но на практике не у всех предпринимателей получается делать это правильно — при подсчёте есть несколько каверзных, но важных моментов.

Разбирает ошибки и рассказывает, как нужно считать прибыль, Ирина Ведергорн, финансовый директор компании «Нескучные финансы».

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Финансовый директор в компании «Нескучные финансы»

Ошибка 1. Считать прибыль по деньгам в кассе

Прибыль и деньги — это разные вещи. Прибыль правильно считать по выполненным обязательствам перед клиентом. Деньги лишь следствие.

Например, компания занимается поставкой овощей в магазины. Сначала получает оплату, а потом привозит товар. И вот компания получила деньги, а помидоры сгнили в один момент — поставку совершить не удалось. В итоге обязательства не выполнили, а деньги в кассе. Если предприниматель финансово безграмотен, он потратит деньги, которые не отработал. Будет ли он готов к тому, чтобы их вернуть?

Бывает и наоборот. Представьте, что та же самая компания сначала поставляет овощи, а потом уже получает деньги от клиентов, спустя неделю. В момент отгрузки компания уже выполнила обязательства, хотя деньги ещё не пришли. Есть вероятность, что предприниматель будет временно сидеть без денег и ошибочно думать, что его бизнес убыточный.

В обеих ситуациях получается нестыковка обязательств и денег.

Финансовый результат всегда отражают выполненные обязательства — при подсчёте прибыли выручку нужно считать именно по ним.

Ошибка 2. Неправильно понимать суть расходов

Нельзя считать расходом каждую трату денег. Для бизнеса расход — это когда из компании уходит часть активов.

К примеру, торговая компания вложилась в товар для последующей продажи, и у неё на складе появляется актив — запасы. Когда компания продаёт товар клиенту, она несёт расход — себестоимость товара, чтобы получить выручку — стоимость товара для клиента. Это расход. Итак, мы продали товар и получили доход, а расходом будет являться стоимость этого товара для нас.

Активами бывают не только запасы — ещё оборудование, дебиторская задолженность, незавершённое производство и деньги. На последние стоит обратить особенное внимание.

Многие предприниматели закупку товара для последующей перепродажи посчитают расходом — деньги же потратили, значит, расход. И будут неправы, ведь деньги — это точно такой же актив, как и запасы.

Посмотрим на цифрах: мы покупаем партию товара, для чего тратим
100 000 рублей, и получаем запасы, которые тоже стоят 100 000 рублей. Мы просто поменяли один актив на другой. Из компании ничего не ушло, значит, это не расход.

Расходы появляются только тогда, когда активы реально ушли из компании. Например, себестоимость продукции, выплата зарплат, налогов, аренды.

Ошибка 3. Не сопоставлять расходы с выручкой

Мебельная фабрика купила древесину за 100 000 рублей, чтобы произвести 100 стульев. Из прошлой ошибки мы уже знаем, что пока древесина лежит у нас на складе, это ещё не расход. Расходом — по статье себестоимость — это станет, когда мы продадим сделанные из этой древесины стулья.

За июнь компания продала 65 стульев. На какую сумму признавать расходы в июле? На 65 000 рублей — эта сумма пошла на производство товара и, как следствие, получение выручки.

Или, например, вы залили в автомобиль полный бак бензина (50 литров), чтобы поехать из Москвы в Коломну. Приехали в Коломну, осталось 12 литров бензина. Значит, расходы на поездку равны стоимости 38 литров.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этокурс

Финансист
на удалёнке

Ошибка 4. Не детализировать расходы

Можно просто взять выручку, вычесть из неё все расходы и получить чистую прибыль. Но такой расчёт не позволит ничего проанализировать.

К примеру, видим, что выручка немного выросла, а прибыль упала. Расходы растут быстрее, чем выручка — но в чём конкретно проблема? Мы стали много тратить на чай-кофе-печеньки? Может, аренда выросла? Или наняли слишком много сотрудников в административный отдел? Возможно, дело вообще в себестоимости и цене материала.

Чтобы выяснить причину, нужно взять эти 30‒50 статей расходов и проанализировать их. Но вряд ли это будет приятно, поэтому лучше разделить расходы на категории.

Компании с одним направлением бизнеса будет удобно разделить расходы на переменные и постоянные

Переменные расходы напрямую зависят от выручки. Выручка растёт — переменный расход растёт вслед за ним. Выручка падает — соответствующим образом падает и переменный расход. Например, к переменным расходам относится себестоимость товара — чем больше мы продаём, тем больше должны изначально закупать.

Постоянные расходы от выручки не зависят. Даже если выручки вообще не будет, мы сколько платили по этим расходам, столько и будем платить. К постоянным расходам относятся аренда, оклады сотрудников и другие.

В итоге получится вот такой отчёт, по которому анализировать ситуацию гораздо проще:

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Когда расходы разбивают по такому принципу, то более детально видна картина. В таблице выше, например, в мае компания получила больше выручки, но уже на этапе переменных расходов почти вдвое откинулась по маржинальному доходу. Очевидно, что проблема в расходах.

Выделение прямых и косвенных расходов подойдёт для компании с несколькими направлениями

Например, кофейне с несколькими кофеточками по городу будет интересно знать, сколько зарабатывает каждое из направлений. Для этого лучше составлять отчёт не по переменным и постоянным, а по прямым и косвенным расходам.

Прямые расходы — те, которые относятся напрямую к конкретному направлению. Например, расходы на кофейные зёрна и молоко будут прямыми для каждой кофейни.

Косвенные расходы, наоборот, нельзя отнести к конкретному направлению. Например, в компании есть маркетолог, который развивает не кофеточки по отдельности, а бренд кофейни в целом. Его зарплата будет косвенным расходом.

Делим расходы на прямые и косвенные — и можем посчитать прибыльность компании и валовую прибыль по каждому направлению:

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Видим, что точка на Василеостровской самая денежная, но с точки зрения эффективности уступает двум другим. Такой отчёт и позволил это выяснить.

Ошибка 5. Не очищать прибыль от НДС

НДС — это налог, который платят покупатели государству. Бизнес в этой цепочке выступает передаточным звеном: покупатель платит деньги за товар и ещё просит передать свой НДС в бюджет. А государство раз в месяц приходит к бизнесу за своими деньгами, поступившими от граждан.

В итоге НДС-ные деньги проходят через предпринимателя, но ему не принадлежат. Поэтому при подсчёте выручки и расходов нужно вычитать из них сумму налога.

Как правильно считать чистую прибыль

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоПосчитать выручку. Для этого нужно собрать сумму выплат по сделкам, обязательства по которым компания закрыла в том месяце, за который делается расчёт.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоРазделить все расходы бизнеса на переменные и постоянные или прямые и косвенные — в зависимости от того, по какой модели работает бизнес.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоПосчитать все расходы периода. Не забываем, что они должны соответствовать выручке. Нужно отнять эти расходы из выручки.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоВычесть оставшиеся расходы — налоги, кредиты и амортизацию — и получить чистую прибыль бизнеса.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоКак бизнесу избежать кассовых разрывов при помощи платёжного календаря

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоЧто почитать о финансах и инвестировании: лучшие книги и каналы

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы этоКак компании Logaster удалось оптимизировать бизнес во время карантина

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Доходы больше чем расходы это. Смотреть фото Доходы больше чем расходы это. Смотреть картинку Доходы больше чем расходы это. Картинка про Доходы больше чем расходы это. Фото Доходы больше чем расходы это

Финансовый директор в компании «Нескучные финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *