Доказать что человек часть природы
Доказать что человек часть природы
Природа – это все, что нас окружает. Жизнь человека зависит от природы. Для жизни человеку нужен воздух, еда, вода, тепло и солнечный свет. Растения и животные обеспечивают человека необходимыми для жизни веществами.
| ||
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы. | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие. | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. |
– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? (Многое придумали)
– А что нам в этом помогло? (Интеллект, ум)
– Мы самые умные на планете. Ж-Ж Руссо говорил: «Человек – царь Земли, на которой живет»
4. Физминутка. Выполнение танцевальных движений под песню «Человек хороший»
5. Выявление влияния человека на природу. Работа с учебником
– С помощью своего ума мы научились многому: строить машины, самолеты, космические корабли, строить города, получать свет и тепло, но при этом влиять на природу.
– Откройте учебник на стр. 125, найдите задание № 1. Прочитайте, что нужно выполнить в этом задании?
– Расскажи о влиянии человека на природу, используя схему.
(Рассматривание схемы, обсуждение ее)
Вывод: Влиять на природу человек может по-разному: хорошо или плохо.
Любуемся цветами – губим их.
Сажаем дерево – рубим его.
Заботимся о птицах – убиваем их.
Строим заводы – нарушаем экологию.
6. Словарная работа
ЭКОЛОГИЯ – что это? ЭКО + ЛОГИЯ – дом, наука.
Экология – наука о доме, о порядке в нем. Она изучает связи между природными объектами. (Слово вывешивается на доске) Читаем его, произносим.
– А о каком доме идет речь? (О планете Земля).
– Посмотрите. Это глобус – модель Земли. Конечно, очень важно соблюдать порядок на нашей Земле.
– Как мы можем соблюсти этот порядок? (Заботится о природе)
7. Выявление того, что только человек является главным защитником природы
Внимательно посмотрите презентацию. Она называется «Забота о природе». Потом мне ответите на вопрос: как же надо заботиться о ней?
Демонстрация презентации.
Мы дышим воздухом, используем воду, нас кормит земля. Как хорошо, когда чисто в лесу! На полянке растут нетронутые человеком цветы. Если ты сам посадил деревце, как приятно наблюдать за его ростом! Или полил цветы на клумбе, и они не засохли в зной.
Вывод: именно от человека зависит, какой будет природа через десятки лет! Потому, что человек – хозяин и защитник природы.
8. Выявление правил поведения на природе
– Так как же надо заботиться о природе? (Надо беречь, защищать и охранять ее).
– Как беречь, защищать и охранять ее? (Соблюдать правила поведения на природе, бережно относиться к ней)
– Давайте составим эти правила вместе.
Презентация «Правила поведения на природе»
Вывод: Соблюдая эти простые правила мы сбережем, сохраним многие виды растений и животных.
9. Выявление того, как Государство охраняет природу
– Это очень важное дело! Дело Государственной важности! Государство охраняет редкие, исчезающие виды животных и растений в заказниках, заповедниках, зоопарках. А еще законом запрещено истребление растений и животных из Красной книги.
– Вот это и есть Красная книга РФ. Сюда занесены исчезающие виды животных и растений России.
– Почему она называется Красной вы, наверное, уже догадались.
Демонстрация слайдов с изображением исчезающих видов животных.
Исчезающие виды животных: сивуч, мандаринка, мнемозина, лошадь Пржевальского, дрофа, ягуар, черный аист, среднеазиатская черепаха, журавли, розовый фламинго, белый носорог.
Исчезающие виды растений: подснежник Боткевича, колокольчик Комарова, лотос орехоносный, кувшинка белая, ландыш майский, ятрышник обожженный, купальница, адонис.
Вывод: Именно от человека зависит, сколько растений и животных останется на земле!
10. Подведение итогов
11. Домашнее задание
В выходные наверняка будете на природе. Понаблюдайте вокруг за состоянием окружающей среды. Если увидите нарушения правил поведения на природе, сфотографируйте, или нарисуйте их. На следующий урок живого мира мы из ваших рисунков и фотографий соберем плакат «Природа в опасности».
3. Человек как часть природы
3. Человек как часть природы
С первых шагов своей осознанной истории люди задумывались над тем, каковы природные истоки самого человека и сообщества людей, какова его связь с природой (более широко – космосом), каким должно быть его отношение к природе? Все эти вопросы не получали однозначного ответа. По мере накопления знаний о самом себе, об окружающей его природе, своем месте в этой природной системе человек менял взгляды на характер своих отношения с природой. Обращение к истории позволяет проследить ход изменения этих взглядов в самом широком диапазоне: от провозглашения идей о неразрывной связи и единстве человека с природой до возведения человека на недосягаемый ни для каких других живых существ постамент, с которого он, якобы, может неограниченно распоряжаться природой по собственной воле и разумению. Однако подобные представления сравнительно быстро развенчивались самим естественным ходом истории.
Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том, что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них. Возможно, в отдельных случаях сложившаяся ситуация ограничивает его замыслы, заставляет отказываться от намеченных планов, но, невзирая ни на какие сиюминутные сложности, человек должен прийти к сознательному уяснению неустранимости этого факта.
Характер сложившихся природно-человеческих отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого человека, используя при этом возможности онтологического описания и гносеологического объяснения.
По мере накопления практического опыта, формирования зачатков познания складывалось в разной степени приближающееся к реальному представление о взаимоотношениях человека и природы.
Философия древних греков значительно продвигается в осознании феномена человеческого мира и природы как целостности. В отличие от космоса (Вселенная в целом) античные философы называют обжитой человеком мир ойкуменой. Вместе с тем единство человеческого мира ограничивалось географическими представлениями, оно еще далеко от исторического осознания. Позже, в эллинистический период, этот недостаток преодолевается и уже для стоиков идея мира видится в едином историческом целом. Справедливо мнение, что именно эллинизм сформулировал идею ойкуменической истории.
Римская философия и история, начиная с древнегреческого историка Полибия (207–126 до н. э.), ограничивают человека в его возможностях, отдавая все большее значение судьбе, которая господствует в жизни человека и предопределяет ее. В целом уже греко-римской философии была свойственна тенденция к гуманизму, который основывался на идее человека как разумного в своей основе животного. Понимание человека как части природы выдвинуло требования беспрепятственного удовлетворения его «земных» потребностей, что в дальнейшем стало главным пунктом более развитых форм гуманистической идеологии.
Как и многие другие сферы духовной и социально-политической жизни, проблема взаимоотношения человека и природы испытала сильное влияние христианства, которое критически пересмотрело, во-первых, оптимистическое представление о человеческой природе, и, во-вторых, идею субстанциональной метафизической философии о вечных сущностях, лежащих в основе исторического развития.
Нет возможности даже коротко остановиться на наиболее характерных соответствующих примерах из области средневековой философии, философии эпохи Возрождения. Заметим только, что практически ни один мыслитель, оставивший заметный след в философии, не обходил стороной вопрос о соотношении природы и человека. Восторженное обожествление природы сменяется поэтическим преклонением перед человеком. Затем, по мнению итальянского мыслителя Вико (1668–1744), поэзия, по мере развития человеческого разума, снова заменяется прозой, поскольку самая утонченная поэзия – поэзия варваров или героических эпох, поэзия Гомера и Данте – перестает удовлетворять практические интересы людей.
Особое место проблеме человека в его взаимосвязи с природой принадлежит деятелям Просвещения. Достаточно назвать имена таких мыслителей, как Локк, Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций, Гердер, Гете, Новиков, Радищев и других, чтобы по достоинству оценить их непреходящий по своему значению вклад в разработку этого вопроса.
В отдельных случаях перед нами предстают концепции, в которых акцент все больше и больше делается на раскрытии внутренней природы самого человека. Так, в концепции французского философа-просветителя Шарля Монтескье (1689–1755) человек рассматривается как часть природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды. Всякое социальное развитие, по его мнению, есть не более, чем реакция единой и неизменной сущности – человеческой природы – на различные внешние раздражители. В истории науки Монтескье фигурирует как один из основоположников географической школы в социологии. Он не ограничивался изучением влияния окружающей среды только на индивида, а утверждал, что географическая среда и прежде всего климат оказывают решающее воздействие на весь жизненный уклад людей, в том числе и на такие его проявления, как формы государственной власти и законодательства. Подобная максимализация ведет к ошибочным представлениям о характере взаимоотношений человека и цивилизации, основу которых составляет одностороннее преувеличение, как имело место в данном случае, географических факторов.
Разработка проблемы взаимоотношения человека и природы достигла нового уровня в немецкой классической философии.
На тесную связь человеческой жизни с окружающим его миром природы указывал один из идеологов немецкого Просвещения И. Г. Гердер (1744–1803) – автор «Идеи к философии истории человечества», испытавший значительное влияние Монтескье, Дидро, Лессинга и посвятивший свою жизнь пропаганде идеалов Просвещения. Мир для него предстает в виде единого непрерывно развивающегося целого, закономерно преодолевающего необходимые ступени. История общества тесно связана с историей природы. Высказанные им положения резко противоречат идеям Ж.Ж. Руссо (1712–1778), согласно которым, история человечества представляет собой цепь заблуждений и находится в непримиримом противоречии с природой.
Как известно, И. Кант (1724–1804) положительно встретил выход упомянутой книги Гердера, но от него не могли ускользнуть критические стрелы, направленные автором в его сторону. В силу этого, Кант подверг ответной критике те положения Гердера, которые преувеличивали отношение человека с природой, противопоставляя их социальным отношениям и, в особенности, государственному укладу. Кант полагает, что только непрерывно растущая деятельность и культура, показателями которой служит упорядоченная в соответствии с правовыми понятиями государственная конституция, могут лежать в основе взаимосвязи человека и природы. Реальную жизнь нельзя подменить призрачной картиной счастья, идеалом которого выступают блаженные острова Таити, где люди жили столетиями, не устанавливая контактов с цивилизованным миром. Кант неоднократно обращается к этому примеру. Рисуя подобную панораму, Кант естественно, задается вопросом: а есть ли там вообще необходимость в людях, не могут ли их заменить счастливые овцы и бараны?
В своем труде «Назначение человека» виднейший представитель немецкого классического идеализма Иоганн Фихте (1762–1814) подчеркивал, что «природа представляет собой одно целое, все части которого связаны между собой».[18] Человек же, по его мнению, есть особое проявление всех сил природы в их соединении. Такой человек идет по жизни, предоставленный самому себе и природе, созерцает и познает себя в этом высшем и совершеннейшем ее творении, которое держит его в неумолимой власти строгой необходимости. Этот непреложный факт наполняет Фихте отвращением и ужасом. Вместе с тем он лелеет надежду на время, когда «природа должна постепенно вступить в такое положение, чтобы можно было с уверенностью предугадать ее закономерный ход и чтобы ее сила встала в определенное отношение к человеческой власти, которой предназначено господствовать над силой природы» Фихте полагает, что сами человеческие творения, независимо от воли своих творцов, уже одним фактом своего существования должны, в свою очередь, влиять на природу и сыграть в ней роль нового деятельного принципа.
Однако в итоге Фихте приходит к парадоксальному и полному пессимизма выводу. «Но не природа, – заявляет он, – а сама свобода создает большинство самых ужасных беспорядков в человеческой жизни: злейший враг человека – человек».
Можем ли мы согласиться с таким трагически очерченным финалом? Имеется ли перспектива найти выход из этого, казалось бы, заколдованного круга?
Сегодня мы пока еще далеки от возможности выносить категоричные суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с природой. Научная философия, обозначив методологические направления в решении этого вопроса, исходит из необходимости всестороннего познания всех факторов природного бытия и социального развития. Ее собственные методы в данной связи ограничены ее предметом.
Конкретный анализ природных процессов, становления человека должен осуществляться всеми естественными и общественными науками. Их же результаты определяются соответствующими возможностями и зависят как от методологической оснащенности, экспериментального и теоретического уровня исследований, наличия специалистов, материального обеспечения, так и от социального заказа, который стимулирует темпы научного поиска.
Следует принять во внимание и объективные трудности научного познания: не всегда результат, ожидаемый в практической сфере, может быть быстро получен в науке. Вот почему приходится ограничиваться промежуточными неполными данными, предлагаемыми специалистами, исследующими связи человека и природы. Вот почему во все предшествующие времена и в наши дни столь важную роль играет философский анализ этих вопросов.
Начало естественнонаучного переосмысления природы было положено французским философом Р. Декартом. Его выводы заставили человека вновь задуматься о своей роли, о своем месте и предназначении в мире, который, по мнению Декарта, имеет строго предопределенную структуру. До сих пор завораживающее воздействие на людей, пытающихся соотнести природу в целом и человека как часть ее, оказывает охвативший другого французского мыслителя – Б. Паскаля (1623–1662) ужас перед необъятными пространствами, совершенно безразличными, по его мнению, к человеку и его судьбе. Изменилось восприятие космоса, характерное для античности и средневековья; человек перестал чувствовать себя органической частью его иерархической организации. Он оказался как бы один на один с природой, что заставило его искать свои внутренние истоки в ней самой. Он зримо почувствовал, что ритм его жизни все более рассогласовывается с ритмом жизни природы.
Философам XVIII столетия и их предшественникам было неведомо, а если и ведомо, то до конца не осознано, что представления о связи человека с природой обусловлены историческим развитием самой человеческой природы. Конечно, отдельные философы высказывали относительно этого принципа верные положения, получившие подтверждение в ходе развития науки и социальной практики. Например, такой мыслитель, как английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) утверждал, что углубление знаний о природе повлечет усиление нашей власти над ней. Но, с другой стороны, если следовать терминологии субъективного идеалиста Дж. Беркли, то придется признать, что промысл божий, а не человеческая мысль делает природу тем, что она есть и что в ходе нашего познания мы не создаем чего-либо нового, а лишь воспроизводим мысли Бога в нас самих.
В этих и подобных концепциях обнаруживаются слабости и изъяны философии, представители которой, исходя из постоянства и неизменности человеческой природы, закрыли для себя возможность понять ее собственную историю, ибо истинное понимание предполагает признание изменчивости, а не постоянства человеческой природы. Для философии и поныне характерны две крайние концепции взаимоотношения человека и природы: с одной стороны, идея случайности человека в мире и, с другой – телеологическая трактовка человека как цели развития природы.
Попытка преодолеть как тенденцию к абсолютному противопоставлению человека и природы, так и линию на их отождествление, проявляющуюся в биологизаторском истолковании сущности человека и антропоморфизации природы, была предпринята в марксистской философии.
Природное существо – человек формировался по законам природы, многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познает самое себя.
Исторически развивающееся единство человека и природы выражается в итоге в материальном производстве. И в этой сфере следует искать прежде всего ответ на те трудности, которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой. Здесь желательно избежать двух крайностей: с одной стороны, возложить всю ответственность на человека, ограниченного в своих возможностях отрегулировать отношения с природой оптимальным образом; и, с другой, – предъявлять к природе необоснованные претензии и упреки в невозможности получить от нее все необходимое человечеству.
Действительно, попытки поставить человека в центр мироздания и тем самым антропологический фактор возвести в примат исследования не новы.
Но при этом важно проблему взаимоотношения человека и природы рассматривать как естественную, то есть историческую. Следует во всей полноте учитывать комплексный характер этой проблемы, который для ее решения требует привлечения многих наук – естественных и общественных. Лишь комплексный, междисциплинарный научный подход к ней обеспечит эффективность исследований в этой области. Перед человечеством стоит множество жизненно важных вопросов: от необходимости избежать экологических последствий, возникающих вследствие несовершенства технологий, истребления ресурсов, до современного состояния биосферы, решения глобальных проблем.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
48. А. Н. Радищев. Человек как часть природы
48. А. Н. Радищев. Человек как часть природы В XVIII в. материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А. Н. Радищева (1749–1802). Писатель получил хорошее по меркам тех времен образование: сначала дома, а потом в доме М. Ф. Аргамакова под
7. «Ведь я и сам — часть природы» — Адорно о вплетенности разума в природу[244]
7. «Ведь я и сам — часть природы» — Адорно о вплетенности разума в природу[244] Размышления о соотношении между свободой и неиспользуемостьюЮбилей Адорно богато обставлен: книгами, биографиями, иллюстрированными изданиями, конференциями — а также бесчисленными
Часть шестая: Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы
Часть шестая: Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы Прошло уже три года с тех пор, как я окончил трактат, содержащий все изложенное. Я начал его пересматривать, чтобы передать в руки издателя, когда узнал, что лица, которых я уважаю и чей
Часть вторая Метафизика природы
Часть вторая Метафизика природы Вторая часть моих исследований носит заглавие «метафизики»; чтобы отделить ее от двух следующих частей, я называю ее метафизикой природы — хотя в этом названии, в сущности, кроется тавтология. Предварительно мы объясним значение слова
Часть шестая Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы
Часть шестая Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы Прошло уже три года с тех пор, как я окончил трактат, содержащий все изложенное. Я начал его пересматривать, чтобы передать в руки издателя, когда узнал, что лица, которых я уважаю и чей авторитет
Часть первая. Человек
Часть первая. Человек «Человек человеку – высшее существо», – говорит Фейербах.«Человек только теперь найден», – говорит Бруно Бауэр.Рассмотрим же поближе это высшее существо и эту новую
Разве мы как часть Природы не следуем ее ритму?
Разве мы как часть Природы не следуем ее ритму? Повторять, повторять, повторять… Не от скуки, а из насущной потребности в совершенстве. Тот, кто повторяет что-либо, не делает это из раза в раз одинаково: каждый раз он делает это лучше, он чувствует, что растет, развивается с
ЧЕЛОВЕК КАК ЦАРЬ ПРИРОДЫ
ЧЕЛОВЕК КАК ЦАРЬ ПРИРОДЫ Жизнь Иоганна Готфрида Гердера (1744—1803 гг.), как и жизнь практически всех немецких философов рубежа XVIII—XIX веков, не слишком полна приключениями и острыми событиями. Выходец из маленького восточнопрусского городка Морунген, он в 1762 г. поступил на
Часть II. Аристотелевская философия природы и искусства (Человек-создатель)
Часть II. Аристотелевская философия природы и искусства (Человек-создатель) Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля) Разница между естественными и искусственными событиями.Физика, книга I, главы 7–8; книга II, главы
Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля)
Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля) Разница между естественными и искусственными событиями.Физика, книга I, главы 7–8; книга II, главы 1–3, 8, 9.Поэтика, главы 1–4.Разница между искусственными и случайными