Доказать что человек позвоночный

Доказать что человек позвоночный

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночныйДоказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночныйДоказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночныйДоказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночныйДоказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный

§ 3. Положение человека в природе

В 1735 г. шведский ученый Карл Линней предложил классификацию животного царства. В ней человек был объединен с обезьянами в отряд приматов. Но Линней не выступал против догмата церкви о божественном сотворении человека.

В 1809 г. французский естествоиспытатель Ж. Ламарк (1744-1829) выступил с теорией эволюции органического мира, в которой из-за цензурных условий осторожно, но вполне определенно указал на человекообразных обезьян как предков человека.

В 1871 г. английский ученый Ч. Дарвин (1809-1882) опубликовал свой труд «Происхождение человека». На огромном количестве фактов он доказал развитие человека от вымерших человекоподобных обезьян. Позднее Ф. Энгельс показал, что в процессе превращения обезьяны в человека решающим фактором явился труд, изготовление и применение орудий труда.

Остановимся на анатомических фактах, указывающих на происхождение человека от животных предков.

Общие черты строения человека и позвоночных. По зоологической классификации человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных. Отметим их главнейшие общие признаки.

Тело позвоночных характеризуется двубоковой симметрией: его правая и левая стороны похожи. Другим морфологическим признаком организации служит метамерия, или сегментация: последовательное расположение по длине туловища повторяющихся, сходных по своей форме и строению частей. Метамерия хорошо выражена у зародышей и частично сохраняется у взрослых.

Низшие позвоночные обладают конечностями в виде парных плавников, из которых путем филогенетических преобразований возникли две пары наземных конечностей.

Центральная нервная система имеет трубчатое строение; расположена на спинной стороне тела, над осевым скелетом. Она состоит из спинного мозга, который лежит в позвоночном канале, и головного, защищенного черепом.

Сходство анатомических признаков позвоночных и человека, проявляющееся как в зародышевом развитии, так и у взрослого организма, служит неоспоримым доказательством единства их строения и происхождения.

Биологические преимущества организации млекопитающих выражаются и в ряде отличительных признаков строения.

Череп сочленяется с первым шейным позвонком при помощи двух затылочных мыщелков. Шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков. Слуховых косточек три.

Развивающийся зародыш тесно связан с материнским организмом при помощи плаценты (ее нет у первозверей и недоразвита у сумчатых). Она представляет собой богатый кровью губчатый орган, в котором осуществляются обменные процессы между кровью матери и развивающегося детеныша.

Питание новорожденного молоком матери обеспечивает большую выживаемость потомства.

Все признаки строения и развития и обусловленные ими биологические особенности млекопитающих свойственны и человеку.

Однако самым важным анатомическим признаком антропоидов является крупный размер головного мозга с разросшимися полушариями, которые покрыты сложными бороздами и извилинами, увеличивающими площадь коры (рис. 1). Из органов чувств особенно развиты зрение, суставно-мышечное чувство и осязание, достигшие значительного совершенства в процессе приспособления обезьян к жизни на деревьях, где необходимы координированные, сложные и быстрые движения. Обоняние развито слабее.

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный
Рис. 1 А. Мозг павиана

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный
Рис. 1 Б. Мозг шимпанзе

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный
Рис. 1 В. Мозг человека

От вымерших приматов и произошел человек.

Процесс антропогенеза можно разделить на четыре стадии: 1) предшественник человека; 2) древнейший человек, или питекантроп; 3) древний человек, или неандерталец, и 4) современный человек.

Формирование современного человека началось примерно 50 тыс. лет назад. Изменения его физического типа при переходе от неандертальской стадии оказались уже не столь велики, как при смене предыдущих стадий. В процессе антропогенеза образ жизни человека, формы и содержание его деятельности глубоко изменились. Это было достигнуто главным образом совершенствованием орудий труда и способа производства, а не преобразованиями в анатомическом строении тела.

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный
Рис. 2. Соотношение мозговой и лицевой мастей черепа у человека (сверху) и павиана (снизу)

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный
Рис. 3. Форма позвоночника и посадка головы у шимпанзе (слева) и человека (справа)

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный
Рис. 4. Скелеты тала и стопы: человекообразной обезьяны (1, 2) и человека (3, 4)

Внутренние органы человека занимают иное положение, чем у четвероногих, и в значительной мере опираются на широкий таз (рис. 4). Для человека характерна почти полная утрата волосяного покрова, что в известной мере проявляется уже и у антропоидов.

Таким образом, в процессе становления физического типа человека одни органы становились слабее (челюсти) или даже редуцировались (волосяной покров), а другие, наоборот, совершенствовались.

Эволюция позвоночных от низших к высшим шла под влиянием среды. Приспособление организма к внешним условиям всегда совершается у животных под влиянием деятельности высшего отдела центральной части нервной системы. У млекопитающих и человека таким отделом является кора больших полушарий. Она обеспечивает образование условных рефлексов, посредством которых наиболее тонко и точно согласуется и уравновешивается с внешней средой работа всех органов и тканей.

Источник

Методическая разработка практического занятия «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Саянский медицинский колледж»

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА ЗАРОДЫШЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ПОЗВОНОЧНЫХ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИХ ЭВОЛЮЦИОННОГО РОДСТВА

Методическая разработка практического занятия № 4

для обучающихся по дисциплине Биология

для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовка

Составитель: Пыжьянова И.В.,

Рассмотрено на заседании

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от _____ 2015 г.

Председатель ЦМК ____ Павловская Т.В.

Учебно-методическая карта (план) занятия № 4

Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта с эталонами ответов

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа № 4

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

Цель: выявить признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, говорящие об их эволюционном родстве; научиться анализировать и сравнивать.

Методическая разработка практического занятия для обучающихся, планшет Зародыши позвоночных, учебный видеофильм Онтогенез.

Обучающийся должен уметь :

— выявлять и описывать сходства зародышей человека и других позвоночных;

Обучающийся должен знать:

— определение эмбрионального развития;

— стадии эмбрионального развития позвоночных;

— формулировку биогенетического закона.

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний – письменный терминологический диктант;

3. Демонстрационная часть

4. Самостоятельная работа обучающихся, контроль знаний

5. Подведение итогов занятия.

6. Инструктаж домашнего задания

Константинов В.М. Биология / В.М. Константинов, А.П. Рязанова. М.: Академия, 2010.

Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта

с эталонами ответов

1. Индивидуальное развитие организма

2. Оплодотворенная яйцеклетка

3. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет

4. Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри

5. Двухслойный зародыш с полостью внутри

6. Наружный слой клеток двухслойного зародыша

7. Внутренний слой клеток двухслойного зародыша

8. Третий зародышевый листок

9. Стадия развития зародыша, на которой происходит закладка всех внутренних органов

10. Период индивидуального развития, который начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов. Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе онтогенеза).

Самостоятельная работа обучающихся

Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.

Эмбриология– наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе эмбрионального развития они проходят стадии дробления, образование двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.

С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: форма тела (все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы), зачатки конечностей, по бокам тела –зачатки жабр, один круг кровообращения и др.

Зародыши не только земноводных, но и всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, характерные для рыб. Например, птичий зародыш в первые дни насиживания также представляет собой хвостатое рыбообразное существо с жаберными щелями. На этой стадии будущий птенец обнаруживает сходство и с низшими рыбами, и с личинками амфибий, и с ранними стадиями развития других позвоночных животных (в т.ч. и человека). На последующих стадиях развития зародыш птицы становится похожим на пресмыкающихся.

Основываясь на приведенных выше, а также множестве других фактов, немецкие ученые Ф.Мюллер и Э.Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе)повторяет историю развития своего вида(филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, которая совершалась тысячи или миллионы лет. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Так, в онтогенезе млекопитающих и рыб имеется этап, на котором у зародышей образуются жаберные дуги. У зародыша рыбы на основании этих дуг образуется орган дыхания – жаберный аппарат. В онтогенезе млекопитающих повторяется не строение жаберного аппарата взрослых рыб, а строение закладок жаберного аппарата зародыша, на основе которых у млекопитающих развиваются совершенно иные органы (хрящи гортани и трахеи). В разработке теории онтогенеза выдающуюся роль сыграли исследования академика А.Н.Северцова. Он доказал, что изменение исторического развития обусловлены изменениями хода зародышевого развития. Наследственные изменения затрагивают все стадии жизненного цикла, в том числе и зародышевый период. Мутации, возникающие в ходе развития зародыша, как правило, нарушают взаимодействие в организме и ведут к его гибели. Однако мелкие мутации могут оказаться полезными и тогда сохранятся естественным отбором. Они передадутся потомству, включатся в историческое развитие, влияя на его ход.

После прочтения текста в тетради дайте письменный ответ на вопросы:

1.Как называется наука о зародышевом развитии организмов?

2. Какие три стадии проходят в процессе эмбрионального развития все многоклеточные животные?

3. Перечислите признаки сходства зародышей у позвоночных.

4. Какие ученые сформулировали биогенетический закон?

5. Дайте определение терминам онтогенез и филогенез.

6. Приведите формулировку биогенетического закона.

7. Исследования какого из отечественных выдающихся ученых сыграли очень важную роль в разработке теории онтогенеза?

Рассмотрите схему образования комплекса осевых органов у ланцетника. Зарисуйте стадию формирования осевых органов (хорды, кишечной трубки, нервной трубки), обозначьте их. Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный

Зарисуйте зародыши рыбы и человека на первой и последней стадии развития.

Источник

Доказать что человек позвоночный

Подробное решение Раздел стр. 209 по биологии для учащихся 9 класса, авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин 2016

Вопрос 1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных, классу млекопитающих.

Вопрос 2. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

Во внешнем облике человека и человекообразных обезьян много общего: крупные размеры тела, длинные по отношению к туловищу конечности, длинная шея, широкие плечи, отсутствие хвоста и седалищных мозолей, выступающий из плоскости лица нос, сходная форма ушной раковины. Тело антропоидов покрыто редкой шерстью без подшерстка, через которую просвечивает кожа. Очень похожа на человеческую их мимика. Во внутреннем строении следует отметить сходное число долей в легких, число сосочков в почке, наличие червеобразного отростка слепой кишки, почти одинаковый узор бугорков на коренных зубах, сходное строение гортани и др. Сроки полового созревания и продолжительности беременности у человекообразных обезьян почти такие же, как у человека.

Вопрос 3. Какие признаки, развивающиеся у зародыша человека, указывают на его животное происхождение?

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые: это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.

От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез.

Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек – результат длительной эволюции позвоночных. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных придатков.

Вопрос 4. Какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида? Изобразите схематично последовательность основных этапов происхождения человека.

В процессе становления человека как вида выделяют несколько стадий, все они представлены в таблице.

Доказать что человек позвоночный. Смотреть фото Доказать что человек позвоночный. Смотреть картинку Доказать что человек позвоночный. Картинка про Доказать что человек позвоночный. Фото Доказать что человек позвоночный

Вопрос 5. Какие факторы явились ведущими в эволюции первых современных людей?

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Вопрос 6. Когда появились первые современные люди?

Формирование типа современного Homo sapiens (Человека разумного) происходило 40 тысяч лет назад.

Вопрос 7. Почему неандертальцы были вытеснены современными людьми — кроманьонцами?

Ученые относят кроманьонцев к ранним представителям современного человека. Появились они в Европе 40 – 50 тысяч лет назад и сильно отличались от неандертальцев физически и умственно. Они были высокого роста (180 см), имели прямой лоб без выступающих надбровных дуг, узкий нос и более четко очерченный подбородок. По внешнему облику эти люди находились очень близко к современному человеку. Культурные достижения кроманьонцев превосходят все успехи их предшественников. Унаследовав от предков большой развитый мозг и примитивные технологии, они в короткие сроки сделали гигантский рывок вперед в своем развитии. Их открытия поразительны. Например, в пещерах и шатрах из шкур небольшими группами жили неандертальцы и кроманьонцы. Но именно последними были созданы первые поселения и окончательно сформирована родовая община. Они же приручили собаку, проводили погребальные обряды, рисовали сцены охоты на стенах пещер, умели делать орудия не только из камня, но и из рога и костей. Кроманьонцы обладали членораздельной речью. Поэтому кроманьонцы смогли вытеснить своих предшественников неандертальцев.

Вопрос 8. В чём заключаются отличия Человека разумного от его животных предков и чем они обусловлены?

Человек Разумный, он же Homo Sapiens принадлежит к семейству Гоминид и является единственным ныне живущим представителем рода Людей. Появление экземпляров, которых условно можно именовать людьми, датируют миоценом.

Человек Разумный в процессе эволюции обзавелся собственным набором морфологических и анатомических признаков. У нормального Homo Sapiens наличествует большая голова, средний рост колеблется от 164 для женщин до 175 см для мужчин. Средний вес взрослой особи варьирует от 50кг для женщин до 80 кг для мужчин. Уникальной характеристикой рода Людского является способность к передвижению на 2-х конечностях и возможность бегать, а не только прыгать, в таком положении.

Тело современного человека утратило густой волосяной покров, кроме отдельных мест и растительности на голове, лице, груди у мужчин. Даже те волосы, которые остались, лишены подшерстка, поэтому мехом их назвать нельзя. Только кожа гоминид способна менять цвет под действием солнца и синтезировать витамин D. У всего рода Людей присутствует четко выраженный половой диморфизм, как внешних, так и внутренних признаков.

Уровень развития кровеносной, нервной, выделительной, пищеварительной, эндокринной, репродуктивной, дыхательной и опорно-двигательной системы человека является наивысшим во всем царстве Животных.

Готовность к воспроизведению у человека возможна с 11 лет. А женщина, в отличие от самок приматов, может забеременеть в течение всего года. Обычно у людей рождается один ребенок, который первые несколько лет своей жизни нуждается в неусыпной заботе и внимании родителей. Они сознательно передают свой опыт и известную информацию потомству, обучая ребенка.

Особенностью Homo Sapiens является наличие осмысленной речи и развитого головного мозга. Обычный человек является социальным существом, на поведение которого влияют биологические и социальные факторы. Люди способны заглушать инстинкты. Например, половой у монахов, самосохранения у самоубийц или тех, кто жертвует своей жизнью, как Александр Матросов. Человек способен к абстрактному мышлению, созданию предметов труда и образцов искусства.

Вопрос 9. Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный? Какие критерии лежат в основе деления человечества на расы?

Внутри вида Homo sapiens выделяют три большие расы: негроидную (чёрную), европеоидную (белую), монголоидную (жёлтую). Каждая из них делится на малые расы. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у людей всех рас. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т. д. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям.

Вопрос 10. Согласны ли вы с утверждением, что человек является биосоциальным существом? Объясните и докажите свою точку зрения.

Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным.

Вопрос 11. Какие вам известны иные гипотезы происхождения человека?

Во все века, начиная с самой глубокой древности и до наших дней, человечество волновал вопрос о собственном происхождении. За этот период возникло немалое количество теорий, высказывавших самые разные, иногда диаметрально противоположные, гипотезы происхождения человека. При этом большинство из них строилось не на четких доказательствах, а скорее на интуитивных предположениях, подкрепленных изредка теми или иными историческими или антропологическими факторами.

При этом сами гипотезы нельзя назвать возникающими на пустом месте – их появление в тот или иной исторический период вполне логично и обусловлено ходом развития науки.

Основные гипотезы происхождения человека как иллюстрации развития научной мысли. Первоначально человек, столкнувшись с высокоразвитой природой вокруг себя и осознав, что он более чем гармонично вписывается в окружающий мир, превосходя, тем не менее, остальные формы жизни по умственному развитию, приписал происхождение всего живого божественным силам.

Практически во всех религиях, как действующих поныне, так и ушедших от нас вместе с цивилизациями древности, происхождение жизни на Земле являлось исключительно заслугой богов. В одних религиях человек был создан из кусочка глины, в других являлся непосредственным потомком богов, но так или иначе жизнь на нашей планете объяснялась сверхъестественным вмешательством. Подобные гипотезы происхождения человека получили в науке название креационизма, то есть теории творения.

Данные гипотезы функционировали в качестве единственно разумного объяснения появления человека достаточно долго – пока развитие науки не достигло той стадии, когда стала очевидной связь между человеком и другими формами жизни на Земле. Причем объяснить эту связь вмешательством извне уже не представлялось возможным. Так появилась эволюционная теория происхождения человека. Датой ее возникновения считается 1739 год – именно в этот год ученый-естествоиспытатель и антрополог Карл Линней в классификацию приматов внес и современного ему человека, обозначив его как Homo Sapiens. В дальнейшем данную теорию развил и закрепил Чарльз Дарвин, с именем которого она ассоциируется и сегодня.

Сторонники данной гипотезы происхождения человека утверждают, что современные люди – логичное завершение эволюции приматов, которые постепенно, под влиянием природных катаклизмов, а также в результате процесса естественного отбора достигли нынешнего уровня развития. В подтверждении данной теории приводятся многочисленные данные исторических и антропологических исследований, подтверждающих тот факт, что обезьяны, несомненно, эволюционировали в своем развитии и постепенно пришли к человекообразным формам жизни. К сожалению, прямых доказательств данной теории нет, то есть проследить всю эволюционную цепочку невозможно, равно как и невозможно объяснить, почему часть обезьян так и осталась на уровне животных. Но данная теория по сей день остается официальной, и большинство современных классических ученых – приверженцы именно этой гипотезы происхождения человека.

Но в последние десятилетия, начиная приблизительно со второй половины прошлого века, в противовес классическим теориям о развитии человечества – религиозной и научной, стали появляться и другие. Самая распространенная из них – это объяснение появления человека на планете под влиянием (или при непосредственном участии) инопланетных цивилизаций.

Бурное освоение космоса, периодически возникающие предположения о существовании других цивилизаций, возможно, значительно превосходящих Земную в своем развитии и необъяснимые с точки зрения современной науки факты привели к тому, что современные гипотезы происхождения человека отрицают предыдущий научный опыт. Сторонники теории палеовизита утверждают, что обезьяны так и остались тупиковой ветвью, не приведшей к созданию разума, а современные формы жизни были привнесены извне более развитыми существами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *