Доказать что дошкольная педагогика самостоятельная наука
Дошкольная педагогика и другие науки: сходства и различия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дошкольная педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и обучения детей с момента рождения и до поступления в школу.
Дошкольная педагогика как самостоятельная наука
Дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, в связи с чем, она имеет определенные задачи, предмет, объект и методы, что отличает ее от иных наук.
Задачи дошкольной педагогики:
Предметом дошкольной педагогики выступают вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в возрасте от рождения до поступления в школу.
Методы воспитания – это система взаимосвязанных и последовательных способов работы воспитателя и воспитанников, направленных на достижение цели воспитательного процесса.
Методы дошкольной педагогики: наблюдение, педагогические ситуации, эксперимент, беседа, опрос, анкетировании и тестирование.
Функции дошкольной педагогики как науки:
Готовые работы на аналогичную тему
Дошкольная педагогика выполняет немаловажную роль по обеспечению единства используемых методов и средств воспитания детей в ДОО и семье, а также обеспечивает преемственность между ДОО и школой. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.
Таким образом, дошкольная педагогика, является самостоятельной наукой, имеющей свои особенные черты, отличающие ее от иных наук. Выделение дошкольной педагогики в отдельную науку обусловлено особенностями развития детей дошкольного возраста.
Связь дошкольной педагогики с другими науками
В процессе своего становления и развития дошкольная педагогика находилась во взаимосвязи со многими науками. Основной наукой, оказавшей влияние на возникновение педагогики, в том числе и дошкольной, является философия.
Философия является фундаментом педагогики, так как именно философы впервые задались вопросом воспитания и обучения подрастающего поколения. На протяжении долгого времени педагогика была отраслью философии, и только в 17 веке Я. А. Коменский выделил ее в отдельную, самостоятельную науку.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста предусматривает воспитание нравственных качеств и компетенций, в связи с чем, дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с такими науками как этика и эстетика.
Помимо этого, дошкольная педагогика опирается на знания, которые содержаться в таких науках как математика, история, экология и т.д. Все эти науки «делятся» знаниями и открытиями с дошкольной педагогикой и способствуют насыщению воспитательно-образовательного процесса актуальной и современной информацией.
Для того, чтобы лучше разбираться в биологической и социальной сущности ребенка, дошкольная педагогика опирается на анатомию и физиологию. Для дошкольной педагогики наибольшее значение, в изучении вопросов воспитания и обучения, имеет возрастная физиология. Благодаря возрастной физиологии раскрываются основные принципы становления и развития организма ребенка. Невозможно без этих знаний организовать и реализовать эффективный воспитательно-образовательный процесс и иные воспитательные мероприятия с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день наиболее тесная связь дошкольной педагогики прослеживается с психологией, а именно, с возрастной психологией. Возрастная психология исследует закономерности протекания развития психических процессов у ребенка, помогая дошкольной педагогике ориентироваться в возможностях и потребностях детей, а также их восприимчивости к различного рода воздействиям.
Взаимосвязь с социальной психологией обусловлена тем, что ребенок является социальной личностью, то есть его развитие и воспитание должно осуществляться в рамках социума. Только в этом случае можно воспитать полноценную личность, способную жить и работать в обществе.
Интеграция психологических и педагогических наук способствовала возникновению таких пограничных отраслей как:
Процесс воспитания должен быть направлен на всех детей без исключения, в том числе и на детей с нарушениями. Именно поэтому дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с коррекционной педагогикой, которая занимается развитием детей с различными видами нарушениями. Через коррекционную педагогику, дошкольная педагогика связана с блоком таких медицинских наук как терапия, психиатрия, психогигиена и т.д.
Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.
Дошкольная педагогика как наука
Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука
Подходы к определению дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).
Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Признаки дошкольной педагогики как науки.
Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.
Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.
Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.
Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.
В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).
В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.
Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.
Методологическая платформа как наука.
Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.
Основные признаки методологической культуры педагога:
1. Познание различные понятий образования;
2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;
3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;
4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;
5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.
Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:
1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);
2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);
3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);
4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.
Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.
Теоретико-методологическая основа ООП ДО:
1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;
2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.
3. Личностный подход – опора
Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).
1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;
2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;
3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);
4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.
Деятельностный подход – это психологический подход.
Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:
1. Физическая культура – двигательной деятельности;
2. Социализация – игровая деятельность;
3. Труд – трудовая деятельность;
4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;
5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;
6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;
7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;
8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.
Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.
Методы дошкольной педагогики:
1. Методы изучения педагогического опыта;
2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.
Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.
Пасхальная выставка! 1 мая по 6 мая 2013 года в МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Томска проводился областной Пасхальный фестиваль. Мои ребята.
Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.
ДП – это отрасль общей педагогики, в самостоятельную науку выделена в 19 в.
ДП как наука – изучает закономерности воспитания и образования ребенка.
Объектом является ребенок от рождения до поступления в школу. Это тот возраст, когда происходят значительные и существенные изменения, имеющие определяющее значение для всей последующей жизни.
ДП как наука носит теоретический и прикладной характер:
специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка
практический – на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике
ДП имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует (факты, воспитание, обучение, игра и др.) Предметом ДП – могут быть средства, содержание, методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи носят теоретический и прикладной характер:
изучение особенностей восприятия детьми методов воздействия – решаются учеными-исследователями путем анализа и обобщений единичных проб педагогов
1) разработка содержания и методов воспитания и обучения;
2) изучение передового опыта;
3) планирование и экономика образования;
4) изучение содержания и методов подготовки кадров
эти задачи решают работники образования
Педагоги: Сократ, Платон, Аристотель, Песталоцци, Шацкий, Блонский, Крупская, Макаренко, Ушинский, Сухомлинский
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука задачи дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.
ДП – это отрасль общей педагогики, в самостоятельную науку выделена в 19 в.
ДП как наука – изучает закономерности воспитания и образования ребенка.
Объектом является ребенок от рождения до поступления в школу. Это тот возраст, когда происходят значительные и существенные изменения, имеющие определяющее значение для всей последующей жизни.
ДП как наука носит теоретический и прикладной характер:
специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка
практический – на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике
ДП имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует (факты, воспитание, обучение, игра и др.) Предметом ДП – могут быть средства, содержание, методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи носят теоретический и прикладной характер:
изучение особенностей восприятия детьми методов воздействия – решаются учеными-исследователями путем анализа и обобщений единичных проб педагогов
1) разработка содержания и методов воспитания и обучения;
2) изучение передового опыта;
3) планирование и экономика образования;
4) изучение содержания и методов подготовки кадров
эти задачи решают работники образования
Педагоги: Сократ, Платон, Аристотель, Песталоцци, Шацкий, Блонский, Крупская, Макаренко, Ушинский, Сухомлинский
Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
ДП как общественная дисциплина имеет свою методологию (основные закономерности):
2) Педагогическая наука и практика имеют общественный, исторический и классовый характер:
а) общественный – общество заинтересовано в воспитании и обучении детей, ставит и определяет цели и задачи ;
б) исторический – опыт воспитания и обучения отшлифовывается и переходит от поколения к поколению;
в) классовый – приближенный к общественному.
3) Воспитание и обучение ребенка должно происходить в деятельности.
1) воспитание в процессе разнообразной деятельности (труд, игра и т.д.);
2) воспитание и обучение, по своему содержанию должны быть связаны с социальной действительностью (с окружающим миром);
3) единство и взаимосвязь различных сторон воспитания, т.к. нельзя однобоко учить ребенка;
4) единство общественного и семейного воспитания, при ведущей роли семейного (должно носить компенсаторный характер);
5) учет индивидуальных и возрастных особенностей.
— создание педагогических ситуаций (основной)
— анкетирование (родителей) и тестирование.
Методы обучения детей – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Выбор метода будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия:
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные,
замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.
Классификация методов по Лернеру и Скаткиной :
3 – эвристические (посредством вопросов «дойти» до истины)
5 – проблемное изложение материала.
Формы обучения дошкольников. Характеристика классических и современных форм организации обучения дошкольников.
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано Я.А. Коменским в книге «Материнская школа». Цель последовательного обучения : освоение ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, нравственное развитие, подготовка к школе.
контрольно-диагностического характера по выявлению уровня обученности
педагог определяет задачу, содержание, методы и средства обучения ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности
неэкономичность времени, эмоциональный дискомфорт (взрослый давит авторитетом), затрудняет воспитание чувства коллективизма
две подгруппы с разным уровнем интересов и развития детей
развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательности
«эмоциональное воздействие и сопереживание» побуждает к самовыражению, можно выявить отстающих детей
разный уровень развития детей предполагает индивидуальный подход
Экскурсия – особая форма обучения, которая дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами и деятельностью взрослых;
структура: подготовительный этап, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа.
Занятие – форма обучения детей дошкольного возраста. Современные виды занятий в д/саду.
Занятия – по дидактическим задачам делятся на 3 группы:
По содержанию занятия делятся на:
комплексные – на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей);
интегрированные – объединяющие знаний из нескольких областей (музыка, ИЗО, развитие речи);
доминирующие – одна тема проходит через все занятие;
проблемное обучение – основанное на организации поисковой деятельности обучаемых. Фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Поддьяков, Лернер, Скаткин и др.
1. Начало – вызвать интерес к деятельности, создать эмоциональный настрой, поставить учебную
2. Ход – самостоятельная умственная или практическая деятельность детей. Воспитатель проводит индивидуальную работу (совет, напоминание, наводящие вопросы), цель – достижение результата каждым ребенком.
3. Окончание – подведение итогов, анализ. В мл. гр. – общая положительная оценка,
со ср. гр. – дифференцированная оценка.
Требования к составлению сетки занятий:
1) необходимо учитывать, что наивысшая работоспособность в середине недели, наиболее трудные занятия ставить на вт., ср., чт.
2) нельзя соединять в один день занятия из одинаковых разделов программы
3) необходимо соблюдать правильную последовательность занятий: от сложных к легким со сменой деятельности.
Обоснование необходимости воспитания детей раннего возраста. Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях и в семье.
Ранний возраст – особый период становления органов и систем, прежде всего функций мозга.
Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые 3 года жизни, следовательно наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, которые будут обуславливать дальнейшее развитие организма.
Закономерности в развитии детей раннего возраста.
1) неустойчивость формирования умений и навыков необходима повторность в обучении;
2) взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей ( Щелованов, Аскарина и др.) ;
3) сенсомоторная потребность в движениях, ощущениях, восприятии, новых впечатлениях;
5) потребность в индивидуальном контакте со взрослым ведущая роль принадлежит взрослому (приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения, у ребенка появляются не только биологические потребности, но и социальные – в общении, в овладении человеческими способами познания и действия);
6) большая пластичность организма, приспособляемость ребенка.
7) зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды;
8) скачкообразность развития (накопление, замедление некоторых функций организма, чередующиеся периоды).
Кризисы: 1 год – прямохождение;
2 год – развитие речи
К концу раннего возраста дети уже способны: различать звуки по высоте, тембру, силе; мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов. По Венгеру : 2-3-х летние дети способны различать основные геометрические фигуры и их варианты, все цвета спектра и их оттенки.
Овладение речью : через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше он начинает понимать обращенную к нему речь, а к 1 году у него появляется свой активный словарь (от 10-15 до 30 слов).
Общие педагогические правила:
— единство подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей;
— индивидуальное обращение к детям (быстрее реагирует на речь);
— учет возрастных и индивидуальных особенностей и способностей детей;
— формирование самостоятельности, в основе которой лежит сенсомоторная потребность и пластичность в обучении;
— поведение взрослого должно служить примером для подражания;
— воспитание положительного отношения к поручению взрослых;
— вред частых запретов, длительных ожиданий.
Преемственность в воспитании детей в детском саду и школе. Формирование основ учебной деятельности у дошкольников.
В д/c ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между д/c и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения. Что отражено в программах непрерывного образования, охватывающие преемственное содержание двух и более ступеней общей системы образования, таких как: